МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология научного исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.02. Туризм
ПрофильТуристско-рекреационные системы: проектирование и управление
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план43_04_02_Туризм_ТРС-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 64
самостоятельная работа 125
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 15 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16 32 32
Практические 16 16 16 16 32 32
Сам. работа 76 76 49 49 125 125
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Метелев А.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Методология научного исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 43.04.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 556)

составлена на основании учебного плана:
43.04.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Биттер Наталья Викторовна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Биттер Наталья Викторовна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины – подготовка студентов к самостоятельным научным исследованиям в области туризма, изучение конкретных методов как эмпирического, так и теоретического исследования, усвоение процедуры научного исследования, последовательности и специфики каждого из его этапов.
Задачи дисциплины:
- дать студентам базовые знания об основных тенденциях в исследовании проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XXI вв.;
- определить основные подходы к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XX-XXI вв.;
- выработать навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе различных подходов и способность разрабатывать оптимальную стратегию действий в процессе научного исследования;
- выработать умение планировать и применять подходы, методы и технологии научно-прикладных исследований в избранной сфере профессиональной деятельности;
- выработка навыков критического анализа проблемных ситуаций и способностей разрабатывать и применять оптимальную стратегию действий
- ознакомление студентов с научной терминологией и основными методами научных исследований;
- освоение принципов ведущих философских, общенаучных и частнонаучных подходов и их принципов, как теоретико-методологических основ научных исследований;
- определение основных возможных направлений и форм научных исследований сферы туризма;
- изучение конкретных методов как теоретического, так и эмпирического исследования;
- изучение требований к студенческим проектам и технологий их выполнения, позволяющее на высоком научном уровне разрабатывать курсовые работы и проекты, выпускные квалификационные работы;
- ознакомление студентов с основными вариантами технологий научного исследования;
- выработка навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, написания и корректного оформления результатов научного исследования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решенияпоставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основания социальных исследований
1.1. Социально-гуманитарные науки: проблема определения сущности Лекции 1 2 УК-1.1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Социально-гуманитарные науки: проблема определения сущности Сам. работа 1 6 УК-1.1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Уровни познания и формы знания в социально-гуманитарном исследовании. Эмпирический и теоретический уровень социального познания Практические 1 2 УК-1.1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Уровни познания и формы знания в социально-гуманитарном исследовании. Эмпирический и теоретический уровень социального познания Сам. работа 1 6 УК-1.1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Позитивистский и герменевтический проекты методологии и методов социально- гуманитарного познания
2.1. Предпосылки позитивистского и герменевтического проектов социально-гуманитарного познания. Лекции 1 2 УК-1.1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Предпосылки позитивистского и герменевтического проектов социально-гуманитарного познания. Сам. работа 1 2 УК-1.1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в «классическом» позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и герменевтике (Ф. Шлейермахер). Лекции 1 4 УК-1.1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.4. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в «классическом» позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и герменевтике (Ф. Шлейермахер). Сам. работа 1 2 УК-1.1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.5. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в эмпириокритицизме (Э. Мах и Р. Авенариус) и герменевтике (В. Дильтей). Лекции 1 4 УК-1.1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.6. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в эмпириокритицизме (Э. Мах и Р. Авенариус) и герменевтике (В. Дильтей). Сам. работа 1 2 УК-1.1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.7. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в неопозитивизме (Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Витгенштейн ) и герменевтике (М. Хайдеггер). Лекции 1 2 УК-1.1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.8. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в неопозитивизме (Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Витгенштейн ) и герменевтике (М. Хайдеггер). Сам. работа 1 2 УК-1.1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.9. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания постпозитивизме (К. Поппер, Т. Кун) и герменевтике (Х.-Г. Гадамер). Лекции 1 2 УК-1.1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.10. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания постпозитивизме (К. Поппер, Т. Кун) и герменевтике (Х.-Г. Гадамер). Сам. работа 1 2 УК-1.1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Философские и общенаучные методологические основания научных исследований в сфере туризма
3.1. Объект и основные аспекты философских и общенаучных исследований в туризме. Методологические подходы к изучению туризма Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.2. Объект и основные аспекты философских и общенаучных исследований в туризме. Методологические подходы к изучению туризма Сам. работа 1 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.3. Методологические основы и принципы позитивизма и герменевтики в исследовании туризма Сам. работа 1 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.4. Методологические основания исследования культурного ландшафта Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.5. Методологические основания исследования культурного ландшафта Сам. работа 1 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.6. Методологические основы структурно-функционального анализа в исследовании туризма Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.7. Методологические основы структурно-функционального анализа в исследовании туризма Сам. работа 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.8. Методологические основы экзистенциализма в исследовании "активного" туризма Сам. работа 1 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 4. Методология и методы конкретно-научных исследований в туризме
4.1. Теоретико-методологические основы и методы социологических исследований в туризме Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.2. Теоретико-методологические основы и методы социологических исследований в туризме Сам. работа 1 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.3. Теоретико-методологические основы, методы и процедуры психологических исследований в туризме Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.4. Теоретико-методологические основы, методы и процедуры психологических исследований в туризме Сам. работа 1 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.5. Теоретико-методологические основы экономических исследований в туризме Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.6. Теоретико-методологические основы экономических исследований в туризме Сам. работа 1 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.7. Методы решения социально-экономических проблем и научных экономических исследований в туризме Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.8. Методы решения социально-экономических проблем и научных экономических исследований в туризме Сам. работа 1 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 5. Научно-исследовательская деятельность студента и технологии проведения научного исследования
5.1. Понятие выпускной квалификационной работы Лекции 2 2 УК-1.1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
5.2. Понятие выпускной квалификационной работы Сам. работа 2 2 УК-1.1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
5.3. Структурно-логическая композиция выпускной квалификационной работы Лекции 2 4 УК-1.1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
5.4. Структурно-логическая композиция выпускной квалификационной работы Сам. работа 2 5 УК-1.1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
5.5. Тема выпускной квалификационной работы, её проблема и цель. Актуальность и степень разработанности темы исследования Практические 2 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
5.6. Тема выпускной квалификационной работы, её проблема и цель. Актуальность и степень разработанности темы исследования Сам. работа 2 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
5.7. Объект и предмет исследования. Проблема и задачи научного исследования Практические 2 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
5.8. Объект и предмет исследования. Проблема и задачи научного исследования Сам. работа 2 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
5.9. Требования к результатам выпускной квалификационной работы Лекции 2 2 УК-1.1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
5.10. Требования к результатам выпускной квалификационной работы Сам. работа 2 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
5.11. Способы аргументации положений, вынесенных на защиту Лекции 2 2 УК-1.1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
5.12. Способы аргументации положений, вынесенных на защиту Сам. работа 2 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 6. Методология научно-исследовательской деятельности
6.1. Проблема методов и методологии в науке и в философии науки Практические 2 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
6.2. Проблема методов и методологии в науке и в философии науки Сам. работа 2 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
6.3. Теоретико-методологические основы научного исследования Сам. работа 2 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
6.4. Методы научного исследования Лекции 2 4 УК-1.1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
6.5. Методы научного исследования Сам. работа 2 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 7. Технологии сбора, отбора и анализа информации по теме научного исследования
7.1. Формирование информационной базы научного исследования Лекции 2 2 УК-1.1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
7.2. Формирование информационной базы научного исследования Сам. работа 2 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
7.3. Система поиска eLIBRARY.ru и ее особенности Практические 2 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
7.4. Система поиска eLIBRARY.ru и ее особенности Сам. работа 2 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
7.5. Отбор и статистическая обработка статей, сборников, монографий, диссертаций и авторефератов, связанных с научным исследованием студента и представленных на eLIBRARY.ru Практические 2 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
7.6. Отбор и статистическая обработка статей, сборников, монографий, диссертаций и авторефератов, связанных с научным исследованием студента и представленных на eLIBRARY.ru Сам. работа 2 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 8. Грантовые фонды и оформление заявок на исследовательские проекты
8.1. Основные грантовые фонды в РФ, их специфика и возможности участия в заявках на гранты студентов- магистрантов Практические 2 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
8.2. Основные грантовые фонды в РФ, их специфика и возможности участия в заявках на гранты студентов- магистрантов Сам. работа 2 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
8.3. Оформление содержательного обоснования заявки на грант по тематике связанной с темой исследования магистранта Сам. работа 2 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 9. Итоговые практические задания (работы) к экзамену
9.1. Итоговое практическое задание (работа) 1 Практические 2 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
9.2. Итоговое практическое задание (работа) 1 Сам. работа 2 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
9.3. Итоговое практическое задание (работа) 2 Практические 2 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
9.4. Итоговое практическое задание (работа) 2 Сам. работа 2 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам части 1 дисциплины (зачет) в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3449
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам части 2 дисциплины (экзамен) в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3447

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1
Преобладающий образец решения методологических проблем в социально-гуманитарных науках второй половины XIX – первой половины XX века
+ позитивистский
- феноменологический
- экзистенциальный
- прагматический
- марксистский
Вопрос 2
Конт О. в своей концепции научного познания в первую очередь использует тезис И. Канта о том, что:
+ наука в состоянии познавать лишь мир явлений, но не мир «вещей-в-себе»
- когда разум выходит за пределы опыта, он впадает в антиномии
- человеческое познание наделено априорными формами
- разум диалектичен, а потому антиномичен
- человек познает мир по человечески, а не таким каков он есть на самом деле
Вопрос 3
По мнению О. Конта к положительным теориям ещё не сведены явления
+ социальные
- астрономические
- физические
- химические
- физиологические
Вопрос 4
Разделять изучение общества на социальную статику и динамику предложил
+ Конт О.
- Спенсер Г.
- Мах Э.
- Авенариус Р.
- Дильтей В.
Вопрос 5
Конт О. предложил физикалистскую теорию общества и его развития в работе
+ «Курс позитивной философии»
- «Курс позитивной политики»
- «Логика научного исследования»
- «Открытое общество и его враги»
- «Крах и нищета историцизма»
Вопрос 6
Спенсер Г. разработал учение о:
+ всеобщей эволюции
- «пред-рассудках»
- герменевтическом круге
- экономии мышления
- критике опыта
Вопрос 7
Основной закон социального развития и взаимодействия обществ - это закон выживания наиболее приспособленных из них (то есть, более дифференцированных на классы и институты) утверждал
+ Спенсер Г.
- Конт О.
- Поппер К.
- Гадамер Х.-Г.
- Дильтей В.
Вопрос 8
По мнению Ф. Шлейермахера герменевтика – это:
+ искусство понимания «другого»
+ метод всех наук о духе
- общезначимый и универсальный метод познания
- ведущий метод наук о природе
- человеческий способ постижения Бытия
Вопрос 9
Представителями классического позитивизма не является
+ Авенариус Р.
+ Мах Э.
+ Карнап Р.
- Спенсер Г.
- Конт О.
Вопрос 10
По мнению Рассела Б. научные методы неприменимы к философским проблемам
+ ценностей
- познания
- бытия
- общества
- сознания
Вопрос 11
Цели герменевтики, которые ставит в своей концепции М. Хайдеггер:
+ анализ естественного языка
+ поиск первоначального исконного смысла языка
+ «очищение» естественного языка
- создание искусственного формализованного языка
- исправление недостатков естественного языка
Вопрос 12
Хайдеггер М. рассматривает понимание как:
+ общезначимый и универсальный метод познания
+ имеющее проективный характер
+ человеческий способ постижения бытия
- основной метод наук о духе
- ведущий метод наук о природе
Вопрос 13
Поппер К. разработал принцип
+ фальсификации
- верификации
- пролиферации
- экономии мышления
- экономии усилий
Вопрос 14
Представители Венского кружка (неопозитивизм) разработали принцип
+ верификации
- фальсификации
- пролиферации
- экономии мышления
- экономии усилий
Вопрос 15
Кун Т. утверждал, что наука развивается
+ циклически
- линейно
- прогрессивно
- за счёт приращения знаний
- за счёт уточнения исходных теорий

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
"зачтено" - верно выполнено более 50% заданий, "не зачтено" - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
"отлично" - верно выполнено 85-100% заданий, "хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий,"удовлетворительно" - верно выполнено 51-69% заданий, "неудовлетворительно" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1
Господствующая теория или определенный набор убеждений, ценностей и техник, разделяемых членами данного научного сообщества, в терминологии Т. Куна – это _____________
{парадигма}
Вопрос 2
По мнению Х.-Г. Гадамера «беспредпосылочное мышление - это фикция». Он призывает отказаться от «экстремизма» и однозначно негативной оценки Просвещения в отношении к _____________
{предрассудкам}
Вопрос 3
Влиянием герменевтики можно объяснить возникновение и развитие такого направления исследований представителей Школы «Анналов» как «история _____________
{ментальностей}
Вопрос 4
Подход к определению культуры, в рамках которого она понимается как творческое начало в деятельности человека - _____________
{эвристический}
Вопрос 5
Подход к определению культуры, в рамках которого она интерпретируется как совокупность материальных или духовных ценностей, созданных человечеством называется _____________
{аксиологическим}
Вопрос 6
Кусков А.С. предлагает выделять две основные точки зрения на понятие культурного ландшафта, связанные с делением ученых на _____________
{естественников и гуманитариев}
Вопрос 7
Концепция, согласно которой, культурный ландшафт – это «… ландшафт в формировании которого активную роль играют духовные и интеллектуальные ценности, хранимые и передаваемые из поколение в поколение в виде информации …» относится к _____________ подходу
{информационно-аксиологическому}
Вопрос 8
Концепция, согласно которой, культурный ландшафт – это культура этнического сообщества, сформировавшаяся в определенных природно-географических условиях относится к подходу _____________
{этнокультурного ландшафта}
Вопрос 9
В социологическом исследовании _____________ - это приписывание, согласно определенным правилам, числовых значений объектам, их признакам в виде эмпирических индикаторов и математических символов
{измерение}
Вопрос 10
Свойство выборочной совокупности представлять параметры генеральной совокупности, значимые с точки зрения задач исследования – это _______________
{репрезентативность}
Вопрос 11
Метод сбора информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога (интервьюера) и опрашиваемых (респондентов) путем регистрации их ответов – это ___________
{опрос}
Вопрос 12
Структурно организованный набор вопросов, каждый из которых связан с программными и процедурными задачами исследования – это ____________ (опросный лист, опросник)
{Анкета}
Вопрос 13
Письменное или устное обращение к респонденту с целью выявления его мнений, которые могут служить в качестве данных, относящихся к предметному содержанию исследования – это ______________
{Вопрос}
Вопрос 14
Лицо, участвующее в опросе в качестве источника или коммуникатора социальной информации, обладающее определенной степенью компетентности в изучаемой проблеме, которое может быть специалистом (экспертом), так и не специалистом – это _______________
{Респондент}
Вопрос 15
Формализованный метод анализа текстовой информации, включающий: выделение в тексте смысловых единиц (категорий анализа), подсчет частоты их употребления в тексте, установление соотношений различных элементов текста друг с другом, с общим смыслом, назначением и объемом информации текста – это ____________-анализ
{Контент}
Вопрос 16
Специально созданный автором (коммуникатором) материальный предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации – это __________
{Документ}
Вопрос 17
Метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий (единиц наблюдения), значимых с точки зрения целей исследования – это ____________
{Наблюдение}
Вопрос 18
Множество объектов, которые являются предметом изучения в пределах, очерченных программой социологического исследования и территориально-временными границами – это _____________ совокупность
{Генеральная}
Вопрос 19
Путь исследования или познания, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого объекта; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности – это _______________
{метод}
Вопрос 20
Неделимая часть системы – это ____________
{Элемент}

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
"зачтено" - верно выполнено более 50% заданий, "не зачтено" - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
"отлично" - верно выполнено 85-100% заданий, "хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий,"удовлетворительно" - верно выполнено 51-69% заданий, "неудовлетворительно" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Часть 1 дисциплины (зачет)- Не предусмотрено
Часть 2 дисциплины (экзамен) - ИТОГОВАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА - представление формулировки темы, структуры (содержания) и проекта минимального "Введения" к будущей ВКР (актуальность, степень изученности, объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологические основы и методы исследования)
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ИТОГОВЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ:
1. Использование потенциала региона в формировании имиджа туристской дестинации (на примере Алтайского края)
2. Геокультурное пространство г. Барнаула как основа формирования туристского продукта
3. Стратегия развития туризма в приобском районе Алтайского края
4. Развитие экологического туризма в Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан
5. Использование рекламных средств для продвижения туристского продукта (на примере HT TOURISM KAZAKHSTAN, TOO Республика Казахстан)
6. Разработка модели реестра туристских объектов Алтайского края
7. Глэмпинги как инновационная форма средств размещения в Алтайском регионе
8. Проектирование программ приграничного туризма в Алтайском регионе
9. Разработка карты детского отдыха Алтайского края
10. Интеграция в туризм кочевых традиций через аутентичное размещение в этно-глэмпинге
11. Современное состояние и проблемы развития инклюзивного туризма на территории Алтайского края
12. Современное состояние и перспективы развития лечебно-оздоровительного туризма в Алтайском крае
13. Фототуризм как направление развития привлекательности Алтайского региона
14. Управление рисками в процессе организации и проведения активных туров (на примере Республике Алтай и Алтайского края)
15. Применение PR технологий в деятельности туристского предприятия (на примере разработки PR акции для продвижения бренда турагенства «…………….» на рынке)
16. Применение рекламных технологий в деятельности туристского предприятия (на примере разработки рекламной акции для продвижения туристских продуктов турагенства …..)
17. Проектирование и разработка новых видов продукта предприятия сферы туризма (на примере нового тура в Алтайском крае или в Республике Алтай)
18. Перспективы и направления развития экологического туризма в Алтайском крае
19. Перспективы и направления развития экологического туризма в Республике Алтай
20. Перспективы и направления развития событийного туризма в Алтайском крае
21. Применение инновационных технологий в процессе разработки и реализации экскурсионно-познавательного тура (на примере нового тура в Алтайском крае или в Республике Алтай)
22. Применение инновационных технологий в процессе разработки и реализации активного тура (на примере нового тура в Алтайском крае или в Республике Алтай)
ПРИМЕЧАНИЕ:
Конкретная содержательная тематика итоговых практических работ по курсу связана с индивидуальными научными интересами и темами исследований студентов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Часть 1 дисциплины
онлайн-тестирование
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещены в разделе "Промежуточная аттестация по дисциплине онлайн-курса на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ". Количество заданий в контрольно-измерительных материалах (тестах) для промежуточной аттестации, составляет 60 тестовых заданий (30 теоретических и 30 - практико-ориентированных)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
"зачтено" - верно выполнено более 50% заданий, "не зачтено" - верно выполнено 50% и менее 50% заданий

Часть 2 дисциплины
Устный экзамен.
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера - ИТОГОВАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА - представление формулировки темы, структуры (содержания) и проекта минимального "Введения" к будущей ВКР (актуальность, степень изученности, объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологические основы и методы исследования. ПРИМЕЧАНИЕ:ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ИТОГОВЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ приведена в разделе 5.2
Конкретная содержательная тематика итоговой практической работы по курсу связана с индивидуальными научными интересами и темами исследований студентов.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
Перечень вопросов
1. Проблемные ситуации в науке. Научная проблема. Общая характеристика. Постановка и развитие проблем.
2. Понятие метода и методологии в науке. Методология и теория. Классификация методов. Общенаучные методы и приёмы исследования.
3. Научная гипотеза как метод познания и форма знания. Взаимодействие наук и проблема заимствования методов.
4. Понятие выпускной квалификационной работы. Признаки научно-квалификационной работы.
5. Общий порядок подготовки, написания и защиты. Основания для допуска к защите. Критерии оценки ВКР.
6. Составные части выпускной квалификационной работы. Структурно-логическая композиция выпускной квалификационной работы. Применение принципа "герменевтического круга" к структуре и написанию ВКР.
7. Определения объекта и предмета исследования. Взаимосвязь предмета и объекта. Способы выделения (конструирования, построения) предмета выпускной квалификационной работы.
8. Тема выпускной квалификационной работы, его проблема и цель. Аргументация актуальности темы.
9. Состояние и степень разработанности темы: критерии оценки.
10. Проблема и задачи научного исследования. Требования к выдвижению проблем и формулировке задач.
11. Понятие методологии. Понятия методологического принципа и методологического подхода. Требования к методологическим основам научного исследования.
12. Принцип соответствия. Теоретические основы научного исследования.
13. Информационная база (источники информации, база данных, опытно-экспериментальная основа) научного исследования. Методы сбора и обработки информации.
14. Методы научного познания как методы выпускной квалификационной работы. Типологии и классификации научных методов.
15. Требования к результатам выпускной квалификационной работы. Понятие и критерии новизны результатов научного исследования.
16. Способы аргументации положений, вынесенных на защиту.
17. Принципы сбора научной информация для научного исследования студента.
18. Методика сбора научной информация для научного исследования студента (статьи, сборники, монографии, диссертации и авторефераты).
19. Общая характеристика eLIBRARY.ru - российской научной электронной библиотеки, интегрированной с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
20. Система поиска eLIBRARY.ru, ее особенности, достоинства, недостатки и применение.
21. Анализ основных специальностей и тематики представленных на eLIBRARY.ru статей, сборников, монографий, диссертаций и авторефератов, связанных с научным исследованием студента.
22. Отбор и статистическая обработка статей, сборников, монографий, диссертаций и авторефератов, связанных с научным исследованием студента и представленных на eLIBRARY.ru.


Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бессонов Б.Н. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Розин В. М. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Митрошенков О.А. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузьменко Г.Н. Философия и методология науки : учебник для магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/426254
Л2.2 Канке, В. А. История, философия и методология социальных наук : учебник для магистров М. : Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э2 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э3 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э4 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э5 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э6 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э7 Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
Э8 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э9 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э10 Курс в Moodle "Теория и методология социально-экономических исследований в туризме" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. Основные принципы организации работы студентов в ходе лекционных занятий:
1. Систематизация лекционного материала. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
4. Корректность. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
5. Повторение. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Таким образом, конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским и научным понятиям каждого практического занятия. Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо дополнить изучением понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: ЭБС Юрайт, университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.
Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к практическому занятию.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.
В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.