МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Устойчивое развитие в туризме

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.02. Туризм
ПрофильТуристско-рекреационные системы: проектирование и управление
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_04_02_Туризм_ТРС-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Отто Ольга Витальевна

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Устойчивое развитие в туризме

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 43.04.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 556)

составлена на основании учебного плана:
43.04.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Биттер Н.В., к.п.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Биттер Н.В., к.п.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение учебной дисциплины "Устойчивое развитие в туризме" нацелено на формирование географической и экологической культуры у студентов за счет расширения мировоззрения о концепции устойчивого развития и ее реализации на глобальном, государственном (национальном), региональном и локальном уровнях.
Задачи освоения учебной дисциплины:
1) сформировать представления у студентов об устойчивом развитии как идеологии, о концепции устойчивого развития и ее реализации на разных уровнях;
2) ознакомиться с основными этапами реализации концепции устойчивого развития в зарубежных странах;
3) изучить опыт перехода к устойчивому развитию в России и отдельных ее регионах (на государственном или национальном уровне; региональном и локальном уровнях).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять стратегическое управление, организацию и контроль деятельности в сфере туризма на различных уровнях управления
ПК-1.1 Знает принципы стратегического анализа, экономического обоснования корпоративных и функциональных стратегии развития предприятий сферы туризма
ПК-1.2 Умеет формировать проекты и планировать реализацию конкурентной стратегии развития предприятий сферы туризма
ПК-1.3 Владеет навыками прогнозирования развития проектов в сфере туризма и туристской деятельности в разрезе различных уровней управления, в том числе на основе форсайт-технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Проводит стратегический анализ, выявляет факторы успеха, экономически обосновывает корпоративные и функциональные стратегии развития предприятий сферы туризма.




3.2.Уметь:
3.2.1.Формирует проекты и планирует реализацию конкурентной стратегии развития предприятий сферы туризма.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Способен выполнить прогнозирование развития проектов в сфере туризма и туристской деятельности в разрезе различных уровней управления, в том числе на основе форсайт - технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. РАЗДЕЛ 1. Основы концепции устойчивого развития
1.1. Введение в курс. Устойчивое развитие как идеология. Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Работа с рекомендованной литературой и источниками (составление аннотации). Сам. работа 2 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Предпосылки научного понимания взаимодействия человека и природы. Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2
1.4. Подготовка материалов по теме лекции (влияние факторов неустойчивости биосферы на экономическое и социальное развитие стран, а также их экологическое благополучие) для одной из стран по выбору студента. Сам. работа 2 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2
1.5. Предпосылки научного понимания взаимодействия человека и природы. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2
1.6. Предпосылки научного понимания взаимодействия человека и природы. Сам. работа 2 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2
Раздел 2. РАЗДЕЛ 2. Реализация концепции устойчивого развития
2.1. Критерии и показатели устойчивого развития. Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2
2.2. Опыт перехода к устойчивому развитию в зарубежных странах и России. Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2
2.3. Опыт перехода к устойчивому развитию в зарубежных странах. Практические 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2
2.4. Критерии и показатели устойчивого развития. Практические 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2
2.5. Письменный анализ содержания стратегии устойчивого развития Российской Федерации Сам. работа 2 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2
2.6. Критерии и показатели устойчивого развития. Сам. работа 2 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2
Раздел 3. РАЗДЕЛ 3. Устойчивое развитие туризма
3.1. Критерии и показатели устойчивого развития туризма. Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2
3.2. Опыт перехода к устойчивому развитию туризма в зарубежных странах. Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.3, Л1.1
3.3. Тематическая презентация "Опыт перехода зарубежных стран к устойчивому развитию туризма" (выбор страны по желанию студента). Сам. работа 2 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.3, Л1.1
3.4. Реализация аспектов стратегии устойчивого развития туризма РФ (программы, мероприятия и т.д.) на региональном уровне (например, в Алтайском крае). Практические 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.3, Л1.1
3.5. Таблица "Опыт перехода к устойчивому развитию в зарубежных странах" (по результатам тематических презентаций). Обобщения после заполнения таблицы (письменно). Сам. работа 2 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.3, Л1.1
3.6. Стратегия устойчивого развития туризма в Российской Федерации. Практические 2 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.3, Л1.1
3.7. Факторы и стратегические направления развития устойчивого туризма в России Сам. работа 2 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.3, Л1.1
3.8. Реализация аспектов стратегии устойчивого развития туризма РФ (программы, мероприятия и т.д.) на региональном уровне (например, в Алтайском крае). Сам. работа 2 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3382.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-1: Способен осуществлять стратегическое управление, организацию и контроль деятельности в сфере туризма на различных уровнях управления

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Индекс развития человеческого потенциала определяется по:
1) средней ожидаемой продолжительности жизни населения;
2) уровню грамотности и продолжительности обучения;
3) ВВП на душу населения и покупательной способности населения;
4) по всем названным параметрам, вместе взятым
Ответ: 4
2. По расчетам модели Медоуза, пределы роста на Земле будут достигнуты к следующему году:
1) 2020;
2) 2080;
3) 2050;
4) 2100
5) 2070.
Ответ: 3
3. Экологизация туризма — это:
1) укрупнение предприятий;
2) уменьшение количества предприятий;
3) малоотходное производство;
4) развитие экотуров
Ответ: 4
4. Под устойчивым развитием человечества понимается:
1) развитие без изменений в жизни общества;
2) прогресс и движение вперед, при котором удовлетворение потребностей нынешнего поколения должно происходить без лишения такой возможности будущих поколений;
3) развитие экономики опережающими темпами при увеличении затрат на экологизацию производства;
4) развитие экономики, где в приоритете находится экологически чистое производство и отсутствие загрязнения окружающей среды.
Ответ: 2
5. Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды изложены в:
1) Декларации ООН по проблемам окружающей человека среды (1972 г., Стокгольм);
2) Декларации ООН по окружающей среде и развитию (1992 г., Рио-деЖанейро);
3) Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию 2002 г.
4) Декларации ООН по окружающей среде и развитию (2020 г., Париж);
Ответ: 2
6. Термин устойчивое развитие туризма впервые появился в официальных документах:
1) в 1972 году;
2) в 1979 году;
3) в 1987 году;
4) в 1992 году.
Ответ: 4
7. «Повестка дня на XXI век для Индустрии туризма и путешествий – Навстречу экологическому устойчивому развитию» была принята в ... году.
1. 2005
2. 1992
3. 1995
4. 1985
Ответ: 3
8. Основные задачи устойчивого развития туризма включают
1. обеспечить высокие темпы роста туризма
2. распределять полученную выгоду среди всех членов общества
3. заменить культуру интенсивного потребления культурой разумного роста
4. направлять полученную прибыль на развитие охраны природы
Ответ: 3, 4
9. В целях реализации концепции устойчивого развития в ЮНВТО создан(а) ...
1. программа устойчивого развития
2. комитет устойчивого развития
3. организация устойчивого развития
4. отдел устойчивого развития
Ответ: 2
10. Какая организация рассматривает устойчивое развитие как основу своей предпринимательской деятельности и работают для продвижения и распространения методов и практик?
1. ЮНЕП
2. Всемирная туристcкая организация ЮНВТО
3. ЮНЕСКО
4. Инициатива туроператоров по устойчивому развития
Ответ: 2
11. Кадровое обеспечение индустрии туризма относится к ... механизму устойчивого развития туризма.
1. Экномическому
2. Социальному
3. Экологическому
4. Общему
Ответ: 2
12. К группе регионов с низким уровнем устойчивого развития туризма относятся
1. Челябинская область
2. Краснодарский край
3. Алтайский край
4. Республика Бурятия
Ответ: 1
13. Способность системы функционировать в состояниях, близких к равновесию, в условиях постоянных внешних и внутренних возмущающих воздействий называется...
a.стабильностью
b.устойчивостью второго рода
c.устойчивостью первого рода
d.устойчивостью
Ответ: d
14. Доклад «Наше общее будущее» был опубликован в ... г.
a.2002
b.1987
c.1992
d.1983
Ответ: c
15/ Согласно данным Всемирной организации здравоохранения состояние здоровья каждого человека зависит от следующих факторов: на 20% от заложенной в организм генной программы, на 20% от состояния окружающей среды, на 10% от медицинского сервиса и на 50% от …
Выберите один ответ:
a. состава крови
b. длительности сна
c. климатической зоны
d. образа жизни
Ответ: d

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. В настоящее время проходит большое количество мероприятий, посвященных охране окружающей среды и устойчивому развитию. Однако некоторые из этих событий происходят на самом высшем уровне под эгидой ООН. Напишите их названия и время их проведения.
Ответ: Саммит по целям в области устойчивого развития, 2019 г. , Саммит по борьбе с изменением климата, 2019 г.
2. В настоящее время осуществляется целый ряд международных программ по внедрению устойчивого туризма. Назовите некоторые из них.
Ответ: "Устойчивый туризм - залог искоренения нищеты" (ST-ЕР). Программа комплексного управления прибрежными зонами (Integrated Coastal Zone Management)

3. Во избежание нанесения ущерба окружающей среде при строительстве и проектировании опасных сооружений согласно документам ООН проект должен проходить процедуру оценки. Как называется такая процедура в Российской Федерации?
Ответ: Экологическая экспертиза
4. Один из многочисленных индексов, отражающих устойчивость развития той или иной территориальной единицы использует всего три компонента: уровень дохода, уровень образования и продолжительность жизни. Как называется данный индекс?
Ответ: Индекс человеческого развития

5. В классическом понимании устойчивое развитие территории это равновесное развитие экономики, социальной сферы и окружающей среды. Существуют ли иные компоненты, которые оцениваются при создании индикаторов устойчивого развития, и если да, то как они называются?
Ответ:

6. Какой специальный орган ООН отвечает за международное взаимодействие в области охраны окружающей среды и когда он был учрежден?
Ответ: ЮНЕП, 1972

7. В каких регионах РФ отмечается низкий уровень устойчивого развития туризма?
Ответ: Красноярский край, Челябинская, Кировская области, Республика Коми, Ненецкий и Чукотский автономные округа, Еврейская автономная область
8. Документ «Повестка дня на XXI век подразумевает разработку каждым государством собственной концепции перехода к устойчивому развитию. Существует ли такая Концепция у России и если да, то как давно она принята?
Ответ: Да, 1992
9. Дайте определение устойчивого туризма.
Ответ: Туризм, который полностью учитывает текущие и будущие экономические, социальные и экологические последствия, удовлетворяя потребности посетителей, отрасли, окружающей среды и принимающих сообществ.
10. Международная экологическая организация, которая разрабатывает нормы безопасности и защиты от радиации, безопасная транспортировка и утилизация радиактивных отходов называется __________.
Ответ: МАГАТЭ
11. Всемирный день устойчивого туризма, провозглашенный Генеральной Ассамблеей ООН -__________.
Ответ: 17 февраля
12. Перечислите цели и черты устойчивого туризма.
Ответ: Оптимально использовать ресурсы окружающей среды, которые являются ключевым элементом развития туризма, поддерживая важные экологические процессы и помогая сохранить природное наследие и биоразнообразие.
Уважать социо-культурную аутентичность принимающих сообществ, сохранять их созданное и живое культурное наследие и традиционные ценности, а также способствовать межкультурному взаимопониманию и толерантности.
Обеспечить жизнеспособную, долгосрочную экономическую деятельность, обеспечивая справедливо распределенные социально-экономические выгоды для всех заинтересованных сторон, включая стабильную занятость и возможности получения дохода, а также социальные услуги для принимающих сообществ, а также способствуя снижению уровня бедности.
13. Основные отличия устойчивого туризма от массового (традиционного).
Ответ: Объемы предоставления туристских услуг согласуются с социально-экономиче- скими, экологическими возможностями территории, которые и определяют характер туристской деятельности Посетители во время своего пребывания следуют определенной модели поведе¬ния в соответствии с культурой посещае¬мой территории. Поведение посетителей не наносит ущерба природным ресурсам, традициям и обычаям местного населе¬ния. Для посетителей важна сама ценность существования природных объектов, а не их потребительская ценность. Дружелюбные, уважительные отношения к местной культуре, целью которых является познание новой культуры.

14. В 2000 г. известные туроператоры совместно с ЮНЕП (программа ООН по защите окружающей среды), Комиссией ООН по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО) и Всемирной туристской организацией создали_______________________.
Ответ: добровольное некоммерческое партнерство "Инициатива туроператоров для устойчивого развития туризма" (TOI).
15. В соответствии с концепцией ЖЦД выделяют шесть стадий развития дестинаций: Перечислите их.
Ответ: разведка, вовлечение,развитие,укрепление,стагнация, постстагнация (упадок/обновление).
16. Каким условиям должны отвечать индикаторы мониторинга устойчивости туризма?
Ответ: сочетать экологические, социальные и экономические аспекты; иметь однозначную интерпретацию для лиц, принимающих решения; иметь количественное выражение.
17. Ключевые индикаторы являются универсальными для всех туристических дестинаций. Они включают:____________.
Ответ: охрана окружающей среды, нагрузка, пропускная способность, интенсивность использования, социальные последствия, контроль развития, переработка отходов,процесс планирования, критические экосистемы, удовлетворение потребителей, удовлетворение местного населения, вклад туризма в местную экономику.
18. Всемирной туристской организацией разработаны индикаторы для трех аспектов развития устойчивого туризма – экологического, экономического и социального. Социальные и культурные показатели включают_____________.
Ответ: Соотношение служащих, не проживающих в данном месте, к общему количеству работающих в туризме. Средняя длительность контрактов для туристического персонала. Процент территории, занимаемой служащими, не проживающими в данном месте. Количество зарегистрированных краж. Соотношение населения (турист/хозяин)
19. Механизмы устойчивого развития туризма представляют собой систему мер, направленных на рост социально-экономического и экологического благополучия территории. В соответствии с мировым опытом, механизмы, обеспечивающие устойчивое развитие туризма были разделены на 3 типа. Экономический механизм включает______________.
Ответ: Механизм государственно-частного партнерства (ОЭЗ ТРТ, ТОР, ТРК) Региональные программы развития туризма. Преференции для малого, среднего, крупного бизнеса. Инвестиции в туризм.. Маркетинг туристской деятельности (событийный календарь, наличие ТИЦ, участие во всероссийских и международных выставках).
20. В группу с высоким уровнем устойчивого развития туризма входят 4 региона страны: назовите их.
Ответ: Краснодарский и Алтайский края, Республика Бурятия и Ярославская область.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Прохоров Б.Б. Социальная экология: учебник М.: Академия, 2010, 2010
Л1.2 Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие М.: Юрайт, 2011 7
Л1.3 Тюрикова Г.Н., Ладнова Г.Г., Тюрикова Ю.Б. Социальная экология: учеб. для высш. проф. образования М.: Академия, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР): Прогресс, 1989
Л2.2 Реймерс Н.Ф. Природопользование: Мысль, 1990
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Основные положения стратегии устойчивого развития РФ. / Под ред. А.М. Шелехова. Режим доступа: http://www-sbras.nsc.ru/win/sbras/bef/strat.html. - Заглавие с экрана.
Э2 Стратегия развития сферы труда и занятости населения Алтайского края на период до 2025 года Режим доступа: ttps://portal.aksp.ru/content/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D1%8B_%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0_%D0%B8_%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%8F
Э3 Стратегия социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года Режим доступа: https://www.chem-astu.ru/regional/strateg.html
Э4 Стратегия развития здравоохранения Алтайского края Режим доступа: www.ap22.ru/paper/Strategiya-razvitiya-zdravoohraneniya-Altayskogo-kraya.html
Э5 Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края www.perv-alt.ru/pic/file/altayskiy_kray_-_programma_urst.doc
Э6 Курс в Moodle «Устойчивое развитие в туризме» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС "Университетская библиотека online"-http://www.biblioclub.ru
ЭБС "Лань" - http://e.lanbook.com /
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Научная электронная библиотека elibrary (http:elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
403М лаборатория минералогии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; витрины с наборами минералов - 11 шт.; интерактивная доска: марка SMART Board - 1 единица; космоснимки - 4 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Содержание учебной дисциплины "Устойчивое развитие в туризме" нацелено на формирование географической и экологической культуры у студентов за счет расширения мировоззрения о концепции устойчивого развития и ее реализации на глобальном, государственном (национальном), региональном и локальном уровнях. Преподаватель должен осознавать специфику студенческой аудитории (уровень обученности и обучаемости студентов).
Освоение содержания дисциплины "Устойчивое развитие" происходит на лекционных и практических занятиях, и в ходе самостоятельной работы студента в 8 семестре. Студент обязан посещать все аудиторные занятия.
При составлении лекций по учебной дисциплине "Устойчивое развитие" преподаватель должен максимально четко излагать материал, учитывая уровень подготовки студентов, разъясняя ключевые термины и сущность явлений, при этом, используя профессиональный методический стиль изложения материала. Лекция должна включать в себя: основные представления и понятия, фактические данные, разъяснения по каждому пункту темы. Кроме того, лекция должна носить диалогический характер. На лекционном занятии можно использовать материалы тематических презентаций (по мере необходимости). Лекционный материал должен быть насыщен примерами, логически правильно построен. Желательно, иметь презентации лекций (по мере необходимости).
Практические занятия должны соответствовать системно-деятельностному подходу в обучении. Их содержание соответствует тематическому плану и предполагает выполнение всех предложенных заданий. Для выполнения заданий студентам необходимо работать с основной и дополнительной литературой, электронными ресурсами, информационными справочными системами (ЭБС "Университетская библиотека online", ЭБС "Лань", Электронная база данных "Scopus", Научная электронная библиотека elibrary), периодической печатью. Содержание практических заданий нацелено не только на репродуктивную и частично-поисковую работу, но и проблемную, проектно- исследовательскую, что позволяет активизировать деятельность студентов. Студент сдает выполненные задания в конце практической работы или на консультации. Преподаватель оценивает степень их выполнения по следующим показателям (полнота выполнения практического задания, своевременность выполнения задания, последовательность и рациональность выполнения задания, самостоятельность решения) и выставляет отметку по 4-х балльной шкале, отражающую уровень усвоения компетенций студентами. Отдельные практические задания предполагают продолжение их выполнения в ходе самостоятельной работы студента во внеаудиторное время.
Задания самостоятельной работы следует выполнять студентам в соответствии с тематическим планом учебной дисциплины перед практическим занятием или после его проведения.
Промежуточная аттестация студентов проводится в форме зачета. Перед зачетом студенты обязаны защитить выполненные практические работы, а также сделать отчет о выполненной самостоятельной работе в ходе консультаций. Форма проведения зачета может быть представлена: 1) устным опросом студента по вопросам и заданиям к зачету (вопросы и задания к зачету составлены таким образом, что затрагивают все основные темы курса, рассмотренные в ходе проведения лекций, практических занятий и организации самостоятельной работы студентов); 2) письменной работой.