МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Виды и тенденции развития туризма

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.02. Туризм
ПрофильТуристско-рекреационные системы: проектирование и управление
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_04_02_Туризм_ТРС-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Редькин А.Г.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Виды и тенденции развития туризма

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 43.04.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 556)

составлена на основании учебного плана:
43.04.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н., доцент Биттер Наталья Викторовна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Биттер Наталья Викторовна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является:
Формирование углубленных знаний об основных видах международного и российского туризма, способности выявлять основные тенденции их развития и внедрять их в современную практику ведения туристского бизнеса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен внедрять технологические инновации и современные информационные и коммуникативные технологии для обеспечения конкурентоспособности объектов сферы туризма
ПК-4.1 Знает ключевые технологические туристские новации
ПК-4.2 Умеет оценивать эффективность и обосновывать применение современных информационных и коммуникативных технологий для обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы туризма
ПК-4.3 Владеет навыками осуществления экспертизы проектов по внедрению современных информационных и коммуникативных технологий, выявления их достоинств и недостатков, разработкой плана внедрения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает ключевые технологические туристские новации
3.2.Уметь:
3.2.1.Оценивает эффективность и обосновывает применение современных информационных и коммуникативных технологий для обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы туризма
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Способен осуществлять экспертизу проектов по внедрению современных информационных и коммуникативных технологий, выявлять их достоинства и недостатки, разрабатывать план внедрения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тема 1. Виды туризма.. Современные особенности развития туризма
1.1. Тема 1. Виды туризма Введение в курс «Виды туризма и тенденции развития». Объект и предмет изучения. Цели и задачи. Лекции 2 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.2. Проблемы классификации видов и разновидностей туризма Лекции 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.3. Технологии исследования тенденций развития туризма Практические 2 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.4. Классификация видов и форм туризма (внешний и внутренний).Лечебно-оздоровительный и спортивный. Экстремальный туризм . Познавательный, этнический и культурно-развлекательный туризм. Религиозный, ностальгический и сельский туризм. Событийный туризм: виды и тенденции развития. Шоп-туры и фестивальный виды туризма. География туристского спроса. Практические 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.5. Мотивациии цели туристов-участников событийных туров. Практические 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л2.3, Л1.2
1.6. Ресурсы дестинации как фактор развития отдельных видов туризма (природные, культурно-исторические ресурсы, инфраструктура туризма дестинации).Изменения предпочтений современного общества в мире путешествий.Экономические факторы, влияющие на развитие отдельных видов туризма.Связь «общества досуга» и индустрии туризма. Государственная политика в развитии приоритетных видов туризма (сравнительный подход). Сам. работа 2 42 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Тема 2. Современные виды туризма и перспективы их развития в туристских регионах мира
2.1. Современные виды туризма и перспективы их развития в туристских регионах мира Лекции 2 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.2. Деловой туризм в мире и России: основные тенденции развития Практические 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.3. Религиозный (паломнический) туризм: сущность, разновидности, особенности Практические 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.4. Виды туризма по способу передвижения автомобильный, железнодорожный, круизный Практические 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.5. Лечебно-оздоровительный туризм Практические 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.6. Природно-ориентированный туризм Практические 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л2.3, Л1.2
2.7. Тематические парки в сфере туристской индустрии Практические 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л2.3, Л1.2
2.8. Тенденции развития туризма в Российской Федерации в последнее десятилетие. Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа. Государственные программы развитяи туризма в регионах. Сам. работа 2 36 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины (зачет) в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9898
Оценка сформированности компетенции
ПК-4: Способен внедрять технологические инновации и современные информационные и коммуникативные технологии для обеспечения конкурентоспособности объектов сферы туризма
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. ФЗ РФ об основах туристской деятельности в РФ определяет туризм как:
а) туроператорскую и турагентскую деятельность по организации путешествий;
+б) временные выезды (путешествия) граждан с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране или месте временного пребывания;
в) временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в страну (место) временного пребывания на срок от 24 часов до 1 года подряд.
2. Какое из нижеперечисленных положений не соответствует принципам государственного регулирования туристской деятельности:
а) содействие туристской деятельности;
+б) постепенный переход на полное государственное обеспечение туризма;
в) поддержка и защита российских туристов, туроператов, турагентов и их объединений.
3. Турист не имеет права:
а) на свободу передвижения и доступ к туристским услугам;
+б) на беспрепятственное и полное удовлетворение своих потребностей;
в) на личную безопасность, сохранность имущества и медицинскую помощь.
4. Какими временными параметрами пребывания вне постоянного местожительства ограничено понятие «турист»?
а) от 12 до 24 часов;
+б) от 24 часов до одного месяца;
в) от 24 часов до 1 года;
г) от 24 часов до нескольких лет.
5. Назовите основные потребности туристов во время путешествия:
а) потребности во впечатлениях, экскурсиях, встречах;
+б) потребности в проживании, питании, перемещении;
в) потребности в развлечениях, сувенирной продукции;
г) потребности в услугах предприятий сервиса, торговли.
6. Трансфер это:
+а) предоставление транспортных средств для обеспечения встречи — проводов туристов или туристских групп;
б) поездка за город;
в) индивидуальное путешествие на автомобиле.
7. Туристский продукт – это:
а) совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков;
б) право на тур, предназначенное для реализации туристу;
+в) комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.
8. Туристская индустрия представляет собой:
а) деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;
+б) совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков;
в) комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.
9. В каком году была принята Хартия Туризма:
а) 1975;
б) 1990;
+в) 1985;
10. В каком году был принят Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ»?
а) 2007;
+б) 1996;
в) 1965.
11.Туроператор - это...
а) предприятие, организующее рекламу и продвижение туристического продукта;
б) реализатор туристического продукта;
+в) предприятие, занимающееся разработкой туристического продукта, комплектацией тура и обеспечивающее их функционирование.
12.Турист - это гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания:
а) с занятием оплачиваемой в этом месте деятельностью;
+б) без занятия оплачиваемой в этом месте деятельностью;
в) с целью поиска работы и устройства на постоянное место жительства
13. Важнейшее потребительское свойство туристского продукта: умение дать почувствовать клиенту достоинства данного туристского предприятия, гостиницы, ресторана и т.д.:
+а) гостеприимство;
б) сервис;
в) имидж турфирмы
14. К типам туризма по классификации ЮНВТО не относится:
а) внутренний туризм;
б) въездной туризм;
+в) самодеятельный туризм;
г) выездной туризм;
15. Талассотератия — это вид туризма:
а) экстремального;
+б) лечебного;
в) горного.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«5» – верно выполнено более 90% заданий.
«4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий.
«3» – верно выполнено 51% до 69% заданий.
«2» – верно выполнено менее 51% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. На бланке туристической путевки обычно указывают вид питания туриста. Выберите то
сокращение, которое в международной практике гостиничного обслуживания предполагает
оплату и предоставление туристу только завтрака — это
{ВВ}
2. Разновидность гостиниц с небольшим набором услуг, мини-отель, где сдаются койко-места с удобствами на этаже. Это вид мини-отелей, с многоместными номерами ориентирован на молодежь и клиентов, ищущих экономичное размещение
{хостел}
3. Сколько стадий имеет эволюция продукта согласно теории жизненного цикла продукта?
{ четыре}
4. Как именуется иностранный гость, который не ночует в стране пребывания, а
возвращается, например, на судно или поезд, на котором он прибыл в страну?
{ экскурсант }
5. Посредник, занимающийся продажей сформированных туроператором туров, действующий на основе посреднических договоров, или продавец, действующий на основе договоров купли-продажи туристских продуктов
{турагент}
6. Туристическая поездка с использованием тран­спортного средства не только для перемещения, но и для временного проживания, питания и обслуживания
{круиз}
7. Комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта
{туристский продукт}
8. Туризм организованной группы несовершеннолетних туристов в сопровождении руководителя, который несет обязанности их законного представителя
{детский туризм}
9. Система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско – экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско – экскурсионные услуги
{туристский рынок}
10. Какой мореплаватель совершил первое известное кругосветное путешествие и открыл пролив, позже названный его именем, став первым европейцем, проследовавшим из Атлантического океана в Тихий.
{Фернан Магеллан}
11. Центр туризма превращается в полностью загруженную часть индустрии туризма с отелями крупных транснациональных гостиничных цепей и франчайзинговыми предприятиями на стадии жизненного цикла продукта, называемой
{зрелостью}
12. Деятельность туристской фирмы, направленная на создание привлекательного и конкурентоспособного туристского продукта для массовой или индивидуальной реализации на рынке туристских услуг, называется:
{планированием туров}
13. Деятельность, направленная на предоставление различного рода туристских услуг и товаров туристского спроса для удовлетворения культурных и духовных потребностей иностранных туристов, — это:
{международный туризм}
14. Документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся определенных видов деятельности, в том числе туристской, и доступный широкому кругу потребителей, называется:
{стандарт}
15. Ситуация на рынке, при которой предложение соответствует спросу или опережает его, формирует:
{рынок покупателя}
16. Основной документ, определяющий взаимоотношения туриста с обслуживающей его фирмой, возможность предъявления претензий к ней и удовлетворения их в судебном порядке, — это:
{договор на туристское обслуживание}
17. Предварительно намеченный путь туристского похода, путешествия, экскурсии (заранее спланированная трасса продвижения в течение определенного времени с целью предоставления туристу определенной программы услуг) называется:
{маршрут}
18. Формирование маршрутов, туров, экскурсионных программ, предоставление основных, дополнительных и сопутствующих услуг составляют:
{технологию туристского обслуживания}
19. Подтверждение специальным органом соответствия реализованных услуг требованиям безопасности жизни, здоровья туристов и экскурсантов, сохранности имущества, защиты окружающей среды называется:
{обязательной сертификацией}
20. Согласно ФЗ 'Об основах туристской деятельности в РФ', реализация туристского продукта осуществляется на основании________
{договора}

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика рефератов:
1.Основные виды туризма в мире.
2.Самые распространенные виды туризма в России.
3.Тенденции и перспективы развития туризма в Зарубежной Европе.
4.Тенденции и перспективы развития туризма в Зарубежной Азии.
5.Тенденции и перспективы развития туризма в Африке.
6.Тенденции и перспективы развития туризма в Австралии и Океании.
6. Коста-Рика – территория экологического туризма;
7. История, проблемы и перспективы развития международного туризма на Кубе;
8. Доколумбовы цивилизации Латинской Америки;
9. Туризм в Чили;
10. Галапагосские острова – центр экотуризма;
11. Пляжный туризм в Карибском бассейне;
12. Морские круизы в Карибском бассейне;
13. Событийный туризм в Латинской Америке;
14. Лимитирующие факторы развития туризма в Латинской Америке.
15. Объекты всемирного наследия Марокко;
16. Объекты всемирного наследия Эфиопии;
17. .Национальные парки ЮАР;
18. Национальные парки Кении и Танзании;
19. Национальные парки Уганды;
20. Активные и приключенческие маршруты в Египте;
21. Пляжный туризм, талассотерапия и экскурсии в Тунисе;
22. Пляжный отдых и экскурсии в Египте;
23. Особо охраняемые природные территории Демократической Республики Конго;
24. Особо охраняемые природные территории Республики Зимбабве;
25. Объекты всемирного наследия Мали
26. Перспективы развития Российско-Монгольских отношений в сфере туризма.
27. Социально-экономические и экологические проблемы туризма в Гималайском макрорайоне;
28. История и перспективы развития туризма во Вьетнаме;
29. Особенности развития горно-лыжного и пляжного туризма в Турции;
30. ОАЭ пример динамично развивающейся туристкой дестинации;
31. Объекты мирового наследия в Китае;
32. Экологический туризм в Непале;
33. История и перспективы развития коммерческого альпинизма в Гималаях, Тянь-Шане, Кунь-Луне, Памиро-Алае;
34. Развитие туризма в Тибете;
35. Особенности организации и инфраструктуры туризма в Сингапуре;
36. Международный туризм в странах Средней Азии: предпосылки, проблемы, перспективы
37. Международный туризм в странах Закавказья: предпосылки, проблемы, перспективы
38. Паломнический туризм в Азии.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Александрова, А.Ю. Международный туризм: учебник для вузов КноРус, 2010 г.
Л1.2 НазаркинаВ.А., Владыкина Ю.О., Воротникова Е.Ю. Виды и тенденции развития туризма: учебное пособие Издательство НГТУ, 2014 www.studentlibrary.ru
Л1.3 Воскресенский В. Ю. Международный туризм. : Учебное пособие ( ЭБС «Университетская библиотека online») Юнити-Дана, 2015 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114800
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Баумгартен Л.В. Управление качеством в туризме: практикум: учеб. пособие для вузов М.: КНОРУС, 2008
Л2.2 Новиков В.С. Инновации в туризме: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2008
Л2.3 Бондарович А.А. География туристских центров: учебное пособие Изд-во Алт.ун-та, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Российский Союз Туриндустрии - http://www.rostourunion.ru/
Э2 2. Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
Э3 3. Федеральное агентство по туризму - http://www.russiatourism.ru/
Э4 4. Статистика туризма - http://www.danilenko.info/tourstat.htm
Э5 5. Основные направления совершенствования статистики международного туризма - http://tourlib.net/books_tourism/aleks24.htm
Э6 6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю.http://ak.gks.ru/
Э7 7. Все о туризме: туристическая библиотека - http://tourlib.net/
Э8 8. Бухтерева, О.С. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме /О.С. Бухтерева. – М. : Дашков и Ко, 2009. – 105 c. // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012.
Э9 9. Виноградова М.В., Панина З.И. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса: Учебное пособие/М.В. Виноградова, З.И. Панина. – М. : Дашков и Ко, 2010. – 448 c. // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012.
Э10 10. Егоренков Л. И. Введение в технологию туризма / Л. И. Егоренков - М: "Финансы и статистика", 2009.- 304 с.// ЭБС «Университетская библиотека online», 2012.
Э11 11. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности / Е.Н. Ильина - М: "Финансы и статистика", 2008.- 362 с.// ЭБС «Университетская библиотека online», 2012.
Э12 12. Темный Ю.В. Экономика туризма / Ю.В. Темный - М: "Финансы и статистика", 2010.- 448 с.// ЭБС «Университетская библиотека online», 2012.
Э13 13. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 2008 – 2012. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
Э14 14. Турбизнес [Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 2008-2012. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
Э15 15. Туризм: практика, проблемы, перспективы[ Электронный ресурс] : Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 2008-2012. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана.
Э16 16. Всемирная туристская организация (ЮНВТО) [Электронный ресурс]: Официальный сайт. 2011. - Режим доступа: http://www.unwto.org/statistics/index.htm – Загл. с экрана.
Э17 курс мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Российский Союз Туриндустрии. Код доступа: http://www.rostourunion.ru/
2. Федеральная служба государственной статистики. Код доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
3. Статистика туризма. Код доступа: http://www.danilenko.info/tourstat.htm
4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. Код доступа: http://ak.gks.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
501М лаборатория технологий туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; карты - 14 шт.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина «Виды и тенденции развитяи туризма» призвана сформировать у студентов целостное представление о законах становления,развития и движения туристского рынка и формирования туристского продукта на основе международных стандартов.Задачи дисциплины заключаются в развитии знаний, умений и практических навыков, необходимых для организации и проведения проектов по обслуживанию туристов. Освоение программы предполагает прослушивание лекций преподавателя, подготовку к семинарским занятиям, изучение научной и учебно-методической литературы, разработку индивидуальных текстов экскурсий и их публичную защиту.
Важной составной частью учебного процесса в вузе являются семинарские занятия. Они требуют научно-теоретического обобщения источников и помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки творческой работы над документами и первоисточниками. Семинарское занятие представляет собой особую форму организации учебного процесса, в ходе которого студент должен приобрести умения получать новые учебные знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями и теоретическими конструкциями учебной дисциплины. Целью семинарских занятий является приобретение студентами новых знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, развитие у них гуманитарного мышления и интеллектуальных способностей как средства индивидуального освоения учебной дисциплины. Все это требует тщательной подготовки к семинарским занятиям. При подготовке к семинарским занятиям следует использовать всю рекомендованную литературу, размещенную на бумажных
или электронных носителях. Особое место в структуре семинарского занятия занимают учебные доклады, которые позволяют студентам продемонстрировать теоретические и эмпирические знания, умения систематизировать и концептуализировать информацию, содержащуюся в учебных и научных текстах, в соответствии с планом доклада. Готовясь к докладу, надо прочитать рекомендованную литературу и составить простые планы прочитанных текстов, а затем составить план выступления, придерживаясь рекомендованной схемы: 1) время события, 2) историография вопроса, 3) теория вопроса, 4)причины события, 5) содержание события, 6) значение события. В докладе особое внимание следует уделять историографическим и теоретическим аспектам темы. Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в
плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Необходимо, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Важно, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т. д. Вокруг такого выступления могут разгореться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый.
Семинар является важнейшей формой усвоения знаний. Важным фактором результативности данного вида занятий, его высокой эффективности является процесс подготовки. Прежде всего, студенты должны уяснить предложенный план занятия, осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы, место каждого из вопросов в раскрытии темы семинара. Подготовка к семинару активизирует работу студента с книгой, требует обращения к литературе, учит рассуждать. В процессе подготовки к семинару закрепляются и уточняются уже известные и осваиваются новые категории. Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, студенты находят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки и уяснения их на самом семинаре. Студент может предложить подумать над постановкой таких вопросов по теме семинара, которые вызовут интерес своей неоднозначностью, противоречивостью, разделят участников семинара на оппонирующие группы. А это как раз то, что нужно для дискуссии, для активизации семинара. Также в арсенале студента должны быть заготовлены вопросы для создания проблемных ситуаций, если они не будут созданы выступлениями других студентов, самой логикой развития семинара. В ходе семинара студент учится публично выступать, видеть реакцию слушателей, логично, ясно, четко, грамотным литературным языком излагать свои мысли, приводить доводы, формулировать аргументы в защиту своей позиции. На семинаре каждый студент имеет возможность критически оценить свои знания, сравнить со знаниями и умениями их излагать других студентов, сделать выводы о необходимости более углубленной и ответственной работы над обсуждаемыми проблемами. В ходе семинара каждый студент опирается на свои конспекты, сделанные на лекции, собственные выписки из учебников, первоисточников, статей,
другой исторической литературы, на словарь по данной теме.
В ходе изучения дисциплины предсумотрено выполнение самостоятельной работы по характеристике одного из выбранных студентами видов туризма по плану, приведенному в ФОС (см. Приложние)
На семинарских занятиях, лекциях, в ходе самостоятельной работы студенты должны уяснить современные теоретические представления о технологии туристской деятельности, рассмотреть конкретные проекты; проанализировать специфику культурного ландшафта изучаемых регионов; сформировать навыки ведения мировоззренческого диалога с представителями различных культур на основе уважения. По дисциплине «Виды и тенденции развитяи туризма» предусмотрен экзамен.