МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление качеством туристских услуг и обслуживания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.02. Туризм
ПрофильТуристско-рекреационные системы: проектирование и управление
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_04_02_Туризм_ТРС-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Прудникова Н.г.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Управление качеством туристских услуг и обслуживания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 43.04.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 556)

составлена на основании учебного плана:
43.04.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20222025 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н.,доцент Биттер Наталья Викторовна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н.,доцент Биттер Наталья Викторовна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины – дать будущим менеджерам теоретические основы и практические рекомендации по организации управления качеством услуг организаций туризма путем создания системы менеджмента качества, обеспечивающей повышение конкурентоспособности организации на потребительском рынке услуг.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен разрабатывать и внедрять системы управления качеством услуг в сфере туризма
ОПК-3.1 Знает основные принципы разработки и внедрения систем управления качеством в соответствии с национальными и международными стандартами качества
ОПК-3.2 Умеет формулировать в организациях основные положения системы управления качества в соответствии с международными стандартами качества
ОПК-3.3 Владеет навыками оценки качества оказания услуг в сфере туризма в соответствии со стандартами профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Умеет формулировать в организациях основные положения системы управления качества в соответствии с международными стандартами качества
3.2.Уметь:
3.2.1.Разрабатывает и внедряет системы управления качеством в соответствии снациональными и международными стандартами качества
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Оценивает качество оказания услуг в сфере туризма в соответствии со стандартамидеятельности туристских предприятий, гостиниц и иных средств размещения, с учетом мнения потребителей и других заинтересованных сторон

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Качество услуг как объект управления
1.1. Качество услуг как объект управления Лекции 2 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Качество услуг как объект управления Практические 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Методы квалиметрии, используемые для оцен-ки уровня качества Сам. работа 2 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. 2. Возникновение и развитие теории управления качеством
2.1. Возникновение и развитие теории управления качеством Лекции 2 6 Л2.1, Л1.1
2.2. Возникновение и развитие теории управления качеством Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
2.3. Качество и конкурентоспособность организаций и услуг Сам. работа 2 6 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. 3. Управление качеством на основе стандартов ИСО
3.1. Управление качеством на основе стандартов ИСО Практические 2 2 Л2.3, Л1.1
3.2. Методы оценки удов-летворенности потреби-телей качеством услуг и качеством обслуживания Сам. работа 2 4 Л2.3, Л1.1
Раздел 4. 4. Методологические основы управления качеством
4.1. Методологические основы управления качеством Практические 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. 2
5.1. Сертификация и стандартизация в управлении качеством Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
5.2. Система менеджмента качества в соответствии с международными стан-дартами ИСО 9000:2000 Сам. работа 2 6 Л2.1, Л1.1
5.3. Инструменты и приемы, используемые в области качества Сам. работа 2 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 6. 6. Методологические особенности менеджмента качества в индустрии гостеприимства
6.1. Методологические особенности менеджмента качества в индустрии гостеприимства Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
6.2. Базовые концепции всеобщего управления качеством (TQM) Сам. работа 2 6 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. 7. Типология элементов обслуживания Кедотта-Терджена используемая для анализа и оценки восприятия потребителем получаемого обслуживания
7.1. Типология элементов обслуживания Кедотта-Терджена используемая для анализа и оценки восприятия потребителем получаемого обслуживания Практические 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
7.2. Типология элементов обслуживания Кедотта-Терджена используемая для анализа и оценки восприятия потребителем получаемого обслуживания Сам. работа 2 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 8. 8. Менеджмент качества обслуживания на основе структурирования функции качества
8.1. Менеджмент качества обслуживания на основе структурирования функции качества Практические 2 2 Л2.1, Л2.4, Л1.1
8.2. Менеджмент качества обслуживания на основе структурирования функции качества Сам. работа 2 6 Л2.1, Л2.4, Л1.1
Раздел 9. 9. Внедрение в сферу туризма международных стандартов ИСО 9000
9.1. Внедрение в сферу туризма международных стандартов ИСО 9000 Практические 2 2 Л2.4, Л2.3, Л1.1
9.2. Внедрение в сферу туризма международных стандартов ИСО 9000. Изучение дополнительной литературы, подготовка к зачету. Сам. работа 2 5 Л2.4, Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины (экзамен) в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4466

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ОПК-3: Способен разрабатывать и внедрять системы управления качеством услуг в сфере туризма

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Сколько ключевых принципов системного управления качеством (TQM) устанавливают Международные стандарты ИСО 9000?
a) 7
b) 8
c) 9
d) 6
ответ 8
2. Цикл Деминга -это концепция повышения качества, которая состоит из следующих этапов
a) регулирование, действие, управление, планирование
b) планирование, выполнение, проверка, воздействие
c) адаптация, долговечность, контроль, безопасность
d) планирование, выполнение, действие, контроль
ответ планирование, выполнение, проверка, воздействие
3. Высокое качество для потребителя означает:
a) низкая цена, бездефектность, увеличение срока гарантии
b) превышение ожиданий потребителя за более низкую цену, чем он предполагает удовлетворение от приобретенного товара, низкие расходы на эксплуатацию
c) безотказность в работе и низкие расходы на эксплуатацию
ответ превышение ожиданий потребителя за более низкую цену, чем он предполагает
4. К управлению качеством существуют два подхода
a) циклический
b) типовой
c) системный
d) процессный
ответ системный, процессный
5. Нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс правил, норм, требований к объекту стан­дартизации и утвержденный компетентным органом
a) система сертификации
b) способ (форма, схема)
c) сертификации
d) стандартизация
ответ сертификации
6. Совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификации по правилам, установленным в этой системе
a) система сертификации
b) сертификации
c) стандарт
d) стандартизация.
ответ система сертификации
7. Документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ
a) политика в области качества
b) правила
c) сертификат соответствия
d) сертификация продукции
ответ правила
8. Общие намерения и направления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством
a) политика в области качества
b) правила
c) сертификат соответствия
d) сертификация продукции.
ответ политика в области качества
9. Замкнутый в виде кольца жизненный цикл продукции
a) жизнь продукта
b) петля качества
c) обруч качества
d) круг качества
ответ петля качества
10. Система для установления политики и целей и для достижения этих целей
a) система
b) система управления
c) требование
d) улучшение качества.
ответ система управления
11. Часть менеджмента качества, сфокусированная на улучшении его эффективности и продуктивности
a) система
b) система управления
c) требование
d) улучшение качества
ответ улучшение качества
12. Возможная вероятность ущерба предприятия в связи с несоответствием качества его продукта труда установленным нормам
a) дисперсия
b) квалириск
c) риск
d) диверсификация
ответ квалириск
13. Взаимодействие между достигнутым результатом и использованными ресурсами
a) менеджмент
b) продуктивность
c) продукция
d) услуга
ответ продуктивность
14. Главный принцип системы качества TQM
a) получение прибыли
b) функционирование предприятие
c) удовлетворенность потребителя
d) конкурентоспособность предприятия
ответ удовлетворенность потребителя
15. Часть менеджмента качества, сфокусированная на увеличении его эффективности и продуктивности
a) гарантия качества
b) обеспечение качества
c) управление качеством
d) улучшение качества
ответ улучшение качества

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«5» – верно выполнено более 90% заданий.
«4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий.
«3» – верно выполнено 51% до 69% заданий.
«2» – верно выполнено менее 51% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Совокупность свойств тур услуг и процессов обслуживания, по удовлетворению обусловленных или предполагаемых потребностей туристов — это
{качество турпродукта}
2. Модель для управления отделом продаж с целью постоянного улучшения процесса продажи — это
{цикл управления Деминга}
3. Специальным образом организованное хранение информационных ресурсов в виде интегрированной совокупности файлов, обеспечивающее удобное взаимодействии и быстрый доступ к данным называется
{базой данных}
4. Сколько ключевых принципов системного управления качеством (TQM) устанавливают Международные стандарты ИСО 9000?
{восемь}
5. Сколько стадий имеет эволюция продукта согласно теории жизненного цикла продукта?
{четыре}
6. Какие два подхода к управлению качеством существуют
{системный, процессный}
7. Практическое воплощение удовлетворения потребителей и ожиданий
{ качество}
8. Итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя
{ услуга}
9. Потребности человека, включающие качество трудовой деятельности и качество отдыха
{ аутпотребности}
10. Потребности человека, связанные с объектами, которые он употребляет или использует (качество развития личности, качество продуктов труда …)
{ инпотребности}
11. Деятельность туристской фирмы, направленная на создание привлекательного и конкурентоспособного туристского продукта для массовой или индивидуальной реализации на рынке туристских услуг, называется:
{планированием туров}
12. Деятельность, направленная на предоставление различного рода туристских услуг и товаров туристского спроса для удовлетворения культурных и духовных потребностей иностранных туристов, — это:
{международный туризм}
13. Документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся определенных видов деятельности, в том числе туристской, и доступный широкому кругу потребителей, называется:
{стандарт}
14. Ситуация на рынке, при которой предложение соответствует спросу или опережает его, формирует:
{рынок покупателя}
15. Совокупность способов и методов, направленных на создание уверенности в том, что продукция или услуга удовлетворяет определенным требованиям к качеству
{ обеспечение качества}
16. Автор системного подхода к управлению качеством
{ Фейгенбаум}
17. Скоординированное действие по руководству и управлению организацией
{ менеджмент}
18. Принцип управления качеством, определяющий необходимость иметь четкую цель в области качества
{ целенаправленности}
19 Принцип управления качеством, связанный с выработкой и принятием решения в области качества
{ плановости}
20. Принцип управления качеством, представляющий собой постоянный непрерывный замкнутый цикл
{ непрерывности}

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамен (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса теоретического характера.

ВОПРОСЫ
1. Понятие информационных технологий. Классификация информационных технологий. История возникновения GDS.
2. Возникновение компьютерных систем бронирования. Система информационных технологий, используемых в туризме
3. Глобальные компьютерные системы бронирования и резервирования Amadeus, Galileo, Worldspan, Sabre.
4. Amadeus и другие GDS на российском рынке
5. Система бронирования и резервирования в гостиничной индустрии – Fidelio. GDS и ADS - отличие.
6. Российские системы бронирования и резервирования в турбизнесе (Сирена, Ключ, Туринтел, Тур Резерв)
7. Страхование туристов через Интернет при турпоездке
8. Системы автоматизации для туристских фирм. Структура и функции программного обеспечения
9. Аналитические инструменты и современные технологии в работе турфирм с помощью ПО
10. Анализ программного обеспечения для комплексной автоматизации турфирмы – на выбор одну систему
11. Облачные CRM -системы и их преимущества. Выбор CRM системы
12. Программное обеспечение для комплексной автоматизации турфирмы U-ON.Travel
13. Сравнение программного обеспечения для комплексной автоматизации турфирм в России (на примере 2)
14. Системы бронирования и автоматизации гостиниц. GDS/ ADS в гостиницах
15. Особенности развития GDS гостиниц в России. Облачные системы управления для отелей
16. Программные комплексы автоматизации гостиницы. Сравнение автоматизированных систем управления гостиницей (например «Русский отель», Hotel-2000, Lodging Touch, Невский портье или любые другие)
17. Программное обеспечение для автоматизации ресторанов.
18. Цели, задачи автоматизации ресторанов. Онлайн-бронирование столов в ресторанах.
19. Сравнительный анализ автоматизированных систем управления в ресторанах на примере двух систем ПО
20. Информационно-поисковые системы в туристской индустрии (на примере 5)
21. Автоматизация гостиничного хозяйства в мире, России, Алтайском крае - сравнительная характеристика основных систем управления гостиничным комплексом
22. Автоматизация туристского бизнеса в мире, России, Алтайском крае - сравнительная характеристика основных систем управления туристской фирмой
23. Автоматизация ресторанного бизнеса в мире, России, Алтайском крае - сравнительная характеристика основных систем управления ресторанным комплексом
24. Методика выбора технологии и проблемы выбора системы автоматизации ПО для туристских фирм
25. Преимущества внедрения CRM в туристские фирмы
26. Современные тенденции развития интернет-технологий в турбизнесе. Основные тренды, присущие онлайн-рынку в турбизнесе

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Михеева Е.Н., Сероштан М.В. Управление качеством: Учебник М.: Дашков и К // ЭБС "ONLINE", 2017 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454086
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Баумгартен Л.В. Управление качеством в туризме: практикум: учеб. пособие для вузов М.: КНОРУС, 2008
Л2.2 Л. А. Астанина Управление качеством: учеб. -метод. материалы к курсу Новосибирск, 2008
Л2.3 Минько Э.В. Качество и конкурентоспособность: СПб.: Питер, 2004.
Л2.4 Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: учеб. для вузов: [пер. с англ.] М.: ЮНИТИ- [ДАНА], 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.davidovrestaurant.ru/.
Э2 Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.hotres.ru/.
Э3 Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www.roccofortecollection.com/.
Э4 Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.thehotelastoria.com/
Э5 Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www.tqm.spb.ru/
Э6 Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www.tqm.spb.ru
Э7 Курс в Moodle "Управление качеством туристских услуг и обслуживания" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Российский Союз Туриндустрии. Код доступа: http://www.rostourunion.ru/
2. Федеральная служба государственной статистики. Код доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
3. Федеральное агентство по туризму. Код доступа: http://www.russiatourism.ru/
4. Статистика туризма. Код доступа: http://www.danilenko.info/tourstat.htm
5. Основные направления совершенствования статистики международного туризма. Код доступа: http://tourlib.net/books_tourism/aleks24.htm
6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. Код доступа: http://ak.gks.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
501М лаборатория технологий туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; карты - 14 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Советы по подготовке к зачету и экзамену
Подготовка студентов к сдаче экзамена включает в себя:
− работу с программой учебного курса;
− поиск источников информации (печатными: учебников, нормативных правовых актов, дополнительной литературы и электронными: научные сайты, сайты администраций субъектов Федераций, муниципальных районов и т.д.) и их изучение;
− использование конспектов лекций, материалов семинарских занятий;
− консультирование у преподавателя.

Рекомендации по использованию информационных технологий
Информационные технологии позволяют эффективно организовать образовательный процесс (в том числе и самостоятельную работу).
Обработка статистического материала рекомендовано проводить в специальных программах (например, MS Office Microsoft Excel), что облегчает процедуру анализа данных. Данные программы позволяют не только провести необходимые трудоемкие расчеты, но и визуализировать цифровой материал, что способствует более глубокому анализу структурных и временных данных.
Информационные технологии используются на всех этапах обучения студента: подготовительная обработка, этап анализа изучаемого объекта, получение результатов.

Рекомендации по самостоятельной работе студента

Самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем.
Для подготовки к семинарским занятиям, а также выполнения контрольных работ необходим доступ студентов к Интернет-ресурсам через компьютерные классы факультета и университета.
Для успешного усвоения материала необходимо пользоваться литературой, указанной в перечне учебно-методического комплекса, посещать лекционные занятия. При подготовке докладов на семинарские занятия рекомендуется составить плана ответа, приводить примеры, использовать наглядный материал.
Осознанно подходить к изучению предлагаемого курса, формировать научное системное восприятие изучаемого материала. Учиться применять полученные знания в собственной специальности, переносить теоретический материал на практику. Учиться систематизировать изучаемый материал и интегрировать его в собственный опыт и имеющиеся знания.