МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инновации в сфере туризма

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.02. Туризм
ПрофильТуристско-рекреационные системы: проектирование и управление
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_04_02_Туризм_ТРС-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Метелев А.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.С.

Рабочая программа дисциплины
Инновации в сфере туризма

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 43.04.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 556)

составлена на основании учебного плана:
43.04.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н., доцент Биттер Наталья Викторовна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Биттер Наталья Викторовна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина «Инновации в сфере туризма» является комплексным междисциплинарным предметом, аккумулирующим методологию, методы, методики и другие научные знания и достижения общегуманитарного, экономического, управленческого блоков дисциплин. В данной дисциплине акцент смещается в сторону систематизации теоретико-методологических и прикладных основ в разработке и внедрении инноваций на предприятиях СКСиТ с учетом текущей ситуации в мире, России, регионе.
Цель дисциплины «Инновации в сфере туризма» является овладение теорией и практикой познание методологических основ и практическое овладение приемами в организации и управлении инновациями на предприятиях в СКСиТ.
Задачи дисциплины:
- ознакомить студентов с такими понятиями и определениями, как: «Инновация», «Инновационная деятельность», «Инновационное предприятие», «Инновационный проект», «Интеллектуальные ресурсы», «Инновационный цикл», «Венчурное финансирование»,
- сформировать у студентов стройную систему представлений о разработке и внедрении инноваций на предприятии СКСиТ;
- добиться глубокого понимания студентами природы и сущности отношений управления инновациями, определяющих экономическую и организационную эффективность деятельности фирмы;
- обучить студентов базовым навыкам организации и управления инновационной деятельностью: выбор наиболее эффективной формы организации инновационной деятельности, планирование инновационной деятельности, обоснование управленческих решений в организации и управлении инновационной деятельностью;
- обучить студентов базовым навыкам управления персоналом, вовлеченным в инновационную деятельность: планирование, стимулирование персонала, разрешение конфликтов в инновационной деятельности в целях дальнейшего совершенствования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен обеспечивать обоснование, разработку и внедрение экономической стратегии предприятия, приоритетных направлений его деятельности и уметь оценивать эффективность управленческих решений
ОПК-5.1 Знает технологии и методы экономической стратегии предприятий индустрии туризма
ОПК-5.2 Умеет обосновать выбор и разработать план внедрения экономической стратегии и приоритетных направлений деятельности предприятий сферы туризма
ОПК-5.3 Умеет оценивать эффективность управленческих решений на различных уровнях управления туристской деятельностью
ПК-3Способен проектировать реформирование и реструктуризацию деятельности предприятий сферы туризма
ПК-3.1 Знает основные планы и проекты по реформированию и реструктуризации деятельности предприятий сферы туризма
ПК-3.2 Умеет разрабатывать программы изменений на предприятиях сферы туризма, преодолевать сопротивление их внедрению
УК-2Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
УК-2.2 Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах
УК-2.3 Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-2.1. Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-2.2. Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах.
ОПК-5.1. Применяет технологии и методы
стратегического анализа деятельности предприятий индустрии туризма
ОПК-5.2. Обеспечивает обоснование, разработку и внедрение экономических стратегий и приоритетных направлений деятельности предприятий сферы туризма.
ПК-3.1. Обосновывает планы и проекты по реформированию и реструктуризации деятельности предприятий сферы туризма
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-2.3. Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла.
ОПК-5.3. Оценивает эффективность управленческих решений на различных уровнях управления туристской деятельностью
ПК-3.2. Разрабатывает программы изменений на предприятиях сферы туризма, преодолевать сопротивление их внедрению

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические, методологические и методические основы инновационных процессов и деятельности. Основные механизмы инновационной экономики
1.1. Понятие «инновация» и содержание инновационных процессов. Инноватика как область знаний. Лекции 2 4 ПК-3.1, ОПК-5.1, УК-2.1 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.2. Понятие «инновация» и содержание инновационных процессов. Инноватика как область знаний. Сам. работа 2 2 ПК-3.1, ОПК-5.1, УК-2.1 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.3. Экономический смысл, контекст и механизмы инновационной деятельности. Виды инноваций Практические 2 4 ПК-3.1, ОПК-5.1, УК-2.1 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.4. Экономический смысл, контекст и механизмы инновационной деятельности. Виды инноваций Сам. работа 2 4 ПК-3.1, ОПК-5.1, УК-2.1 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.5. Технологии и развитие цивилизации. Инновационная экосистема и экономика. Лекции 2 4 ПК-3.1, ОПК-5.1, УК-2.1 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.6. Технологии и развитие цивилизации. Инновационная экосистема и экономика. Сам. работа 2 2 ПК-3.1, ОПК-5.1, УК-2.1 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.7. Механизмы взаимодействия бизнеса, науки, государства и общества в контексте инновационной экосистемы и экономики (зарубежный опыт и отечественная практика) Практические 2 4 ПК-3.1, ОПК-5.1, УК-2.1 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.8. Механизмы взаимодействия бизнеса, науки, государства и общества в контексте инновационной экосистемы и экономики (зарубежный опыт и отечественная практика) Сам. работа 2 4 ПК-3.1, ОПК-5.1, УК-2.1 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.9. Концепции инновационных процессов в зарубежной и отечественной науке Сам. работа 2 2 ПК-3.1, ОПК-5.1, УК-2.1 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.10. Инновационная деятельность: организация, управление и инфраструктура Практические 2 4 ПК-3.1, ОПК-5.1, УК-2.1 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.11. Инновационная деятельность: организация, управление и инфраструктура Сам. работа 2 4 ПК-3.1, ОПК-5.1, УК-2.1 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.12. Инновационная деятельность предприятия Сам. работа 2 2 ПК-3.1, ОПК-5.1, УК-2.1 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 2. Инновационная деятельность в сфере сервиса и туризма
2.1. Специфика применения инновационных технологий в сфере социокультурного сервиса и туризма Сам. работа 2 2 ПК-3.1, ОПК-5.1, УК-2.1 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.2. Инновационная экосистема социокультурного сервиса и сферы туризма Сам. работа 2 2 ПК-3.1, ОПК-5.1, УК-2.1 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.3. Инновационная деятельность в сфере туризма: управление и инфраструктура Сам. работа 2 2 ПК-3.1, ОПК-5.1, УК-2.1 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 3. Современное состояние и основные направления инновационного развития сферы услуг в России и в зарубежных странах
3.1. Инновационный кластер как модель развития сферы услуг Сам. работа 2 2 ПК-3.1, ОПК-5.1, УК-2.1 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.2. Российская региональная практика проектирования и развития туристско-рекреационных зон и туристско-рекреационных кластеров Сам. работа 2 2 ПК-3.1, ОПК-5.1, УК-2.1 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.3. Российская региональная практика проектирования и развития туристско-рекреационных зон и туристско-рекреационных кластеров Практические 2 2 ПК-3.1, ОПК-5.1, УК-2.1 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.4. Внедрение информационных технологий в сферу услуг Сам. работа 2 2 ПК-3.1, ОПК-5.1, УК-2.1 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 4. Применение инновационных технологий и управление инновационными проектами на предприятиях социокультурного сервиса и туризма
4.1. Инновационная деятельность на уровне предприятий сферы социокультурного сервиса и туризма Сам. работа 2 2 ПК-3.1, ОПК-5.1, УК-2.1 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
4.2. Инновационный менеджмент и управление жизненным циклом туристического продукта Сам. работа 2 2 ПК-3.1, ОПК-5.1, УК-2.1 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
4.3. Инновационные проекты предприятий сферы социокультурного сервиса и туризма Сам. работа 2 2 ПК-3.1, ОПК-5.1, УК-2.1 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 5. Применение инновационных технологий в организации обслуживания клиентов на экскурсионных и активных туристских маршрутах (на примере Алтайского края и Республики Алтай)
5.1. Инновации в организации экскурсионного и музейного дела (на примере Алтайского края и Республики Алтай) Лекции 2 2 ПК-3.1, ОПК-5.1, УК-2.1 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
5.2. Инновации в организации экскурсионного и музейного дела (на примере Алтайского края и Республики Алтай) Сам. работа 2 2 ПК-3.1, ОПК-5.1, УК-2.1 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
5.3. Инновации в организации обслуживания клиентов на активных туристских маршрутах (на примере Республики Алтай) Сам. работа 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
5.4. Применение инновационных технологий в организации питания на активных туристских маршрутах (на примере Республики Алтай) Сам. работа 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
5.5. Применение инновационных технологий при оказании сервисных услуг на активных маршрутах в Республике Алтай Сам. работа 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
5.6. Применение инновационных информационных технологий в маршрутизации и навигации на экскурсионных и активных маршрутах Практические 2 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
5.7. Применение инновационных информационных технологий в маршрутизации и навигации на экскурсионных и активных маршрутах Сам. работа 2 5 ПК-3.1, ПК-3.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины (зачет) в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6726

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1
Координатор проекта «Системный анализ и математическое моделирование мировой динамики» Г.Г. Малинецкий и российский футуролог М. Калашников считают, что основу наступающего уклада образуют
+ био- и нанотехнологии
+ проектирование живого
+ вложения в человека
- вычислительная техника
- телекоммуникации
Вопрос 2
Координатор проекта «Системный анализ и математическое моделирование мировой динамики» Г.Г. Малинецкий и российский футуролог М. Калашников считают, что основу наступающего уклада образуют
+ новое природопользование
+ новая медицина
+ высокие гуманитарные технологии
- автоматизация
- добыча и переработка газа
Вопрос 3
Координатор проекта «Системный анализ и математическое моделирование мировой динамики» Г.Г. Малинецкий и российский футуролог М. Калашников считают, что основу наступающего уклада образуют
+ проектирование будущего и управление им
+ технологии сборки и разрушения социальных субъектов
- Интернет
- вычислительная техника
- автоматизация
Вопрос 4
Согласно мнению сторонников (Д.С. Львов и С.Ю. Глазьев) теории смены технологических укладов (ТУ), с 1770 г. и до настоящего времени выделяют ________ исторических и один перспективный технологический уклад (ТУ)
+ пять
- четыре
- три
- шесть
- семь
Вопрос 5
Принцип организации инновационной деятельности предприятия, под которым понимается способность приспосабливаться к воздействиям факторов внутренней и внешней среды - это
+ адаптивность
- системность
- экономичность
- иерархичность
- непрерывность
Вопрос 6
Принцип организации инновационной деятельности предприятия, под которым понимается необходимость стремления к максимально эффективной реализации инновационного процесса - это
+ экономичность
- адаптивность
- системность
- иерархичность
- непрерывность
Вопрос 7
Принцип организации инновационной деятельности предприятия, предполагающий, что все элементы инновационной деятельности должны быть обеспечены взаимодействием по вертикальным и горизонтальным системным уровням - это
+ иерархичность
- экономичность
- адаптивность
- системность
- непрерывность
Вопрос 8
Подход к организации инновационной деятельности предприятия, предполагающий, что все функции, исполнители и руководство должны быть в четком и определенном взаимодействии - это
+ системность
- иерархичность
- экономичность
- адаптивность
- непрерывность
Вопрос 9
Организация, решающая задачи, ограниченные проблемами поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей, связанные с оказанием им помощи в создании коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе их идей – это
+ бизнес-инкубатор
- технопарк
- технополис
- стратегический альянс
- инновационный кластер
Вопрос 10
Организация, формирующая территориальную инновационную среду с целью развития предпринимательства в научно-технической сфере путем создания материальной базы для самостоятельной деятельности малых инновационных предприятий, производственного освоения научных знаний и наукоемких технологий – это
+ технопарк
- бизнес-инкубатор
- технополис
- стратегический альянс
- инновационный кластер
Вопрос 11
Организация, обеспечивающая все условия для осуществления инновационной деятельности, начиная с разработки инновации и заканчивая ее производством и реализацией – это
+ технопарк
- бизнес-инкубатор
- технополис
- стратегический альянс
- инновационный кластер
Вопрос 12
Муниципальное административное образование, имеющее статус городского округа с высочайшим научным и техническим потенциалом и состоящее из множества венчурных, производственных, промышленных и прочих предприятий – это
+ технополис
- технопарк
- бизнес-инкубатор
- стратегический альянс
- инновационный кластер
Вопрос 13
Аспекты характеризующие непосредственное влияние государства на инновационную деятельность
+ бюджетное и грантовое финансирование на основе федеральных, региональных и местных нормативных правовых актов
+ государственное стимулирование инновационных технологий в рамках государственного заказа
- сокращение налоговой нагрузки для инновационных предприятий / инновационной продукции
- предоставление инвестиционных налоговых кредитов на прибыль, направляемую на НИОКР и инновации
- осуществление защиты отечественных инновационных предприятий и рынка (протекционизм)
Вопрос 14
Аспекты характеризующие опосредованное влияние государства на инновационную деятельность
+ снижение налогооблагаемой базы налога на прибыль в отношении взносов в фонды, инвестирующие в инновационную деятельность
+ льготирование налога на прибыль, начисленного по результатам использования интеллектуальной собственности
- проектное и программно-целевое финансирование на основе федеральных, региональных и местных нормативных правовых актов
- бюджетное и грантовое финансирование на основе федеральных, региональных и местных нормативных правовых актов
- государственное стимулирование инновационных технологий в рамках государственного заказа
Вопрос 15
Функция инновационного менеджмента, под которой понимается комплекс мероприятий, нацеленных на объединение людей для совместной инновационной деятельности - это
+ организация
- планирование
- прогнозирование
- мотивация
- стимулирование

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
"зачтено" - верно выполнено более 50% заданий, "не зачтено" - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
"отлично" - верно выполнено 85-100% заданий, "хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий, "удовлетворительно" - верно выполнено 51-69% заданий, "неудовлетворительно" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1
Принцип системного подхода, позволяющий рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней – это ___________.
{Целостность}
Вопрос 2
Принцип системного подхода, утверждающий наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня – это ___________.
{Иерархичность}
Вопрос 3
Реализация _____________ как принципа системного подхода хорошо видна на примере любой конкретной организации, которая представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой, то есть одна подчиняется другой.
{Иерархичности}
Вопрос 4
Принцип системного подхода, позволяющий анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры – это ___________.
{Структуризация}
Вопрос 5
Принцип системного подхода, позволяющий использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом – это ___________.
{Множественность}
Вопрос 6
Неделимая часть системы – это ____________
{Элемент}
Вопрос 7
Cвойство объекта обладать всеми признаками системы – это ___________.
{Системность}
Вопрос 8
Совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность или единство – это ___________.
{Система}
Вопрос 9
Способ взаимодействия элементов системы посредством определенных связей (картина связей и их стабильностей) – это ___________.
{Структура}
Вопрос 10
Динамическое изменение системы во времени – это ___________.
{Процесс}
Вопрос 11
Работа элемента в системе – это ___________.
{Функция}
Вопрос 12
Положение системы относительно других её положений – это ___________.
{Состояние}
Вопрос 13
Такой результат специальной переорганизации элементов системы, когда целое становится больше простой суммы частей – это ___________ эффект.
{Системный}
Вопрос 14
Один из аспектов системного подхода, состоящий в выявлении элементов, составляющих данную систему – это ________________ или системно-комплексный.
{системно-элементный}
Вопрос 15
Один из аспектов системного подхода, заключающийся в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы – это ______________
{системно-структурный}
Вопрос 16
Один из аспектов системного подхода, предполагающий выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие системы – это _____________.
{системно-функциональный}
Вопрос 17
Один из аспектов системного подхода, означающий необходимость научного определения целей и подцелей системы, их взаимной увязки между собой – это ______________.
{системно-целевой}
Вопрос 18
Один из аспектов системного подхода, заключающийся в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для функционирования системы, для решения системой той или иной проблемы – это _____________.
{системно-ресурсный}
Вопрос 19
Один из аспектов системного подхода, состоящий в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих её целостность и особенность – это _________________.
{системно-интеграционный}
Вопрос 20
Один из аспектов системного подхода, означающий необходимость выявления внешних связей данной системы с другими, то есть, её связей с окружающей средой – это ______________.
{системно-коммуникационный}
Вопрос 21
Один из аспектов системного подхода, позволяющий выяснить условия во времени возникновения исследуемой системы, пройденные ею этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития – это __________________.
{системно-исторический}

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
"зачтено" - верно выполнено более 50% заданий, "не зачтено" - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
"отлично" - верно выполнено 85-100% заданий, "хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий, "удовлетворительно" - верно выполнено 51-69% заданий, "неудовлетворительно" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ОПК-5: Способен обеспечивать обоснование, разработку и внедрение экономической стратегии предприятия, приоритетных направлений его деятельности и уметь оценивать эффективность управленческих решений

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1
Функция инновационного менеджмента наиболее сложная для выполнения – это
+ прогнозирование качества и затрат
- планирование мероприятия
- организация сотрудников
- мотивация сотрудников
- учет времени и ресурсов
Вопрос 2
Функция инновационного менеджмента, включающая в себя определение целей и задач, методов, способов и средств для их решения, выработку заданий, - это
+ планирование
- прогнозирование
- организация
- мотивация
- учет и контроль
Вопрос 3
Функция инновационного менеджмента, под которой понимается деятельность, заключающаяся в целенаправленной активизации людей, работающих в инновационной организации - это
+ мотивация
- организация
- планирование
- прогнозирование
- стимулирование
Вопрос 4
Функция инновационного менеджмента, под которой понимается деятельность, направленная на увеличение заинтересованности сотрудников создавать инновационные продукты - это
+ стимулирование
- мотивация
- организация
- планирование
- прогнозирование
Вопрос 5
Функция инновационного менеджмента, под которой понимается деятельность, направленная на фиксацию ряд параметров (сроки, ресурсы, качество и т.п.) в отношении выполнения плана, программы, задач - это
+ учёт
- стимулирование
- организация
- планирование
- прогнозирование
Вопрос 6
Методы управления инновационным проектом, предусматривающие различные формы организационного воздействия на процессы проведения научных исследований, создания и освоения инновационных продуктов и технологий, называются
+ организационно-плановые
- экономические
- правовые
- социально-психологические
- технологические
Вопрос 7
Методы управления инновационным проектом, которые регулируют характер экономических отношений между отдельными участниками процесса создания и освоения инноваций, называются
+ экономические
- организационно-плановые
- правовые
- социально-психологические
- организационно-распорядительные
Вопрос 8
Методы управления инновационным проектом, которые основаны на привлечении к ответственности лиц, виновных в причинении инновационному предприятию и его работникам неправомерного вреда, называются
+ правовые
- экономические
- организационно-плановые
- социально-психологические
- организационно-распорядительные
Вопрос 9
Системный подход в исследовании социально-экономических процессов в XX в. связан с именем одного из основателей школы «мир-системного анализа»
+ Валлерстайна И.
- Модильяни Ф.
- Эрхарда Л.В.
- Фридмена М.
- Норта Д.
Вопрос 10
Методологическое разделение микроэкономической теории на четыре равнозначные части: теорию спроса, теорию предложения, теорию равновесия и теорию фирмы (теорию прибыли) предложил
+ Маршалл А.
- Модильяни Ф.
- Маркс К.
- Кейнс Дж. М.
- Эрхард Л.
Вопрос 11
Основателем институционализма в экономике считается
+ Веблен Т.
- Маркс К.
- Маршалл А.
- Кейнс Дж. М.
- Эрхард Л.
Вопрос 12
Представитель институционализма, один из теоретиков постиндустриального общества, считавший приоритетным фактором развития экономики возрастание роли государства, выраженное в регулировании рынка, совокупности спроса, цен и зарплаты
+ Гэлбрейт Дж. К.
- Маршалл А.
- Модильяни Ф.
- Кейнс Дж. М.
- Эрхард Л.
Вопрос 13
Представитель неоинституционализма, утверждавший, что если государство заимствует формальные правила игры из-за границы, осуществляя «импорт институтов», в корне не соответствующие обычаям и традициям, принятым в данном обществе, то такое заимствование не будет иметь успеха
+ Норт Д.
- Гэлбрейт Дж. К.
- Маршалл А.
- Модильяни Ф.
- Веблен Т.
Вопрос 7
Автор экономической теории ключевыми понятиями которой являются: «товарно-денежные отношения», «собственность на средства производства», «отчуждение», «капитал», «добавочная стоимость»
+ Маркс К.
- Рикардо Д.
- Маршалл А.
- Кейнс Дж. М.
- Эрхард Л.

Вопрос 8
Тезис о том, что социальное неравенство людей, позволяя одним (собственникам) присваивать труд других (не собственников), утверждает себя как частная собственность на средства производства, отношение господства и подчинения, пытался обосновать
+ Маркс К.
- Веблен Т.
- Маршалл А.
- Кейнс Дж. М.
- Эрхард Л.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
"зачтено" - верно выполнено более 50% заданий, "не зачтено" - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
"отлично" - верно выполнено 85-100% заданий, "хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий, "удовлетворительно" - верно выполнено 51-69% заданий, "неудовлетворительно" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1
Согласно определению Г.Г. Винберга, природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания (почва, водоем и т.п.), связанными между собой обменом веществ и энергии – это __________
{экосистема}
Вопрос 2
Согласно идее Дж. Ф. Мура, компании и формируемые ими сети поставщиков, рыночных посредников, потребителей и конкурентов – это _____________ экосистема
{предпринимательская}
Вопрос 3
Функция инновационного менеджмента, связанная с обеспечением выполнения проекта, программ, планов, заданий, документов, реализующих управленческие решения – это
{контроль}
Вопрос 4
Национальная система управления инновациями, состоящая из множества элементов (подсистем), таких как: нормативно-правовая, финансово-экономическая, организационная, социальная и др. представляет собой ______________ уровень управления инновационной деятельностью
{государственный}
Вопрос 5
Методы управления инновационной деятельностью, которые основаны на возможности оценить наиболее вероятный ход развития событий и возможные последствия принимаемых решений – это методы ___________
{сценариев}
Вопрос 6
Метод управления инновационной деятельностью, который основан на одновременном активном участии двух и более человек в обсуждении, поиске и проработке различных идей, мыслей и предложений – это метод «_____________ атаки»
{мозговой}
Вопрос 7
Система научных исследований качественного и количественного характера, направленная на выявление возможных вариантов развития прогнозируемого объекта при различных сочетаниях определенных, заранее заданных условий – это ______________ методы
{Сценарные}
Вопрос 8
Получение согласованного мнения и оценки экспертов с помощью специальной программы последовательных индивидуальных опросов экспертов, при котором продуктивность работы экспертной комиссии достигается за счет анонимности, обратной связи и группового ответа – это метод ____________
{Дельфи}
Вопрос 9
Методика системного анализа объекта, в которой впервые предложена идея структуризации целей и определены классы критериев: оценки относительной важности, взаимной полезности состояния и сроков разработки («состояние – срок») – это система _______________
{Паттерн}
Вопрос 10
Экономическая ___________ - это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется его объективными свойствами
{Модель}
Вопрос 11
Экономическая ___________ - это модификация таких универсальных механизмов рыночной экономики, как: тип собственности, спрос, предложение, ресурсы, конкуренция, разумные пределы свободы и государственного регулирования экономических процессов
{Модель}
Вопрос 12
Методология глобального _____________ - это совокупность системных, математических, статистических, социально-экономических, синергетических и других методов на базе информационных технологий
{моделирования}
Вопрос 13
Необходимость рассматривать социально-экономические процессы в системе связей, в постоянном развитии, в историческом контексте, определяя противоречия в одних случаях как источник развития, в других как критерий регресса относится к принципам социальной _______________
{Диалектики}
Вопрос 14
Подход, методологическая специфика которого определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, выявление многообразных типов связей и сведение их в единую теоретическую картину, называется _________________
{Системным}
Вопрос 15
Метод сбора информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога (интервьюера) и опрашиваемых (респондентов) путем регистрации их ответов – это ___________
{опрос}
Вопрос 16
Структурно организованный набор вопросов, каждый из которых связан с программными и процедурными задачами исследования – это ____________ (опросный лист, опросник)
{Анкета}
Вопрос 17
Письменное или устное обращение к респонденту с целью выявления его мнений, которые могут служить в качестве данных, относящихся к предметному содержанию исследования – это ______________
{Вопрос}
Вопрос 18
Лицо, участвующее в опросе в качестве источника или коммуникатора социальной информации, обладающее определенной степенью компетентности в изучаемой проблеме, которое может быть специалистом (экспертом), так и не специалистом – это _______________
{Респондент}
Вопрос 19
Формализованный метод анализа текстовой информации, включающий: выделение в тексте смысловых единиц (категорий анализа), подсчет частоты их употребления в тексте, установление соотношений различных элементов текста друг с другом, с общим смыслом, назначением и объемом информации текста – это ____________-анализ
{Контент}
Вопрос 20
Специально созданный автором (коммуникатором) материальный предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации – это __________
{Документ}

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
"зачтено" - верно выполнено более 50% заданий, "не зачтено" - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
"отлично" - верно выполнено 85-100% заданий, "хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий, "удовлетворительно" - верно выполнено 51-69% заданий, "неудовлетворительно" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПК-3: Способен проектировать реформирование и реструктуризацию деятельности предприятия сферы туризма

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1
Основными типами темпераментов типизированных индивидов (потребителей) являются
+ сангвиник
+ холерик
+ флегматик
- экстравертивный
- интровертивный
Вопрос 2
Горелов Н.А. относит к классу методов активизации интуиции, опыта знаний и навыков специалистов
+ метод анализа конкретных ситуаций
+ метод мозгового штурма
- аналитические методы
- статистические методы
- логические методы
Вопрос 3
Горелов Н.А. относит к классу методов активизации интуиции, опыта знаний и навыков специалистов
+ сценарные методы
+ экспертные методы
- лингвистические методы
- семиотические методы
- графические методы
Вопрос 4
Горелов Н.А. относит к классу методов формализованного представления систем
+ аналитические методы
+ статистические методы
- методы структуризации
- сценарные методы
- экспертные методы
Вопрос 5
Горелов Н.А. относит к классу методов активизации интуиции, опыта знаний и навыков специалистов
+ лингвистические методы
+ семиотические методы
- морфологические методы
- метод анализа конкретных ситуаций
- метод мозгового штурма
Вопрос 6
Согласно утверждению Хотяшевой О. М., инновационная система страны состоит из четырех основных подсистем (макроблоков) – это, в том числе:
+ государство
+ научная сфера
+ предпринимательская среда
+ механизмы передачи знаний
- метаинституты
- рынок в широком смысле
Вопрос 7
Включая в понятие инновационного менеджмента, принципы, методы, средства, формы управления инновационным процессом, организациями, организационными структурами и всеми задействованными участниками, его рассматривают как:
+ науку
- искусство управления
- вид управленческой деятельности
- аппарат управления
- стратегию управления
Вопрос 8
Определяя инновационный менеджмент, как профессиональное использование социально-психологических методов и технологий для активизации творческого и интеллектуального потенциала сотрудников в инновационной деятельности, его рассматривают как:
+ искусство управления
- науку
- вид управленческой деятельности
- аппарат управления
- стратегию управления
Вопрос 9
Определяя инновационный менеджмент, как способность решать сложные проблемы и принимать нестандартные решения на основе выбора из существующих альтернатив в условиях риска, его рассматривают как:
+ вид управленческой деятельности
- науку
- искусство управления
- аппарат управления
- стратегию управления
Вопрос 10
Определяя инновационный менеджмент, как оптимальную организационную структуру управления инновационной деятельностью и процессами для реализации стратегических и тактических инновационных целей, его рассматривают как:
+ аппарат управления
- вид управленческой деятельности
- науку
- искусство управления
- стратегию управления
Вопрос 11
Методы управления инновационным проектом, которые регулируют воздействие субъективных факторов на деятельность научных коллективов, называются
+ социально-психологические
- правовые
- экономические
- организационно-плановые
- организационно-распорядительные
Вопрос 12
Тезис о том, что от уровня и колебаний спроса зависят динамика национального дохода и прямо связанные с ней уровень и колебания занятости в своей макроэкономической теории высказал
+ Кейнс Дж. М.
- Норт Д.
- Гэлбрейт Дж. К.
- Маршалл А.
- Модильяни Ф.
Вопрос 13
Представитель монетаризма важнейшим методологическим принципом которого являлась эмпирическая проверка любых теоретических постулатов, а тестом на правильность научной гипотезы или теории является их подтверждение в ходе реального экономического развития
+ Фридмен М.
- Кейнс Дж. М.
- Норт Д.
- Маршалл А.
- Модильяни Ф.
Вопрос 14
Сторонник идеологии солидарности, представитель социально-ориентированного подхода, утверждавший что рынок не самоцель, а средство для достижения социальных целей, в частности для преодоления классовых различий в обществе
+ Эрхард Л.В.
- Фридмен М.
- Норт Д.
- Маршалл А.
- Модильяни Ф.
Вопрос 15
Теорию жизненного цикла в исследовании потребительского поведения разработал
+ Модильяни Ф.
- Эрхард Л.В.
- Фридмен М.
- Норт Д.
- Маршалл А.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
"зачтено" - верно выполнено более 50% заданий, "не зачтено" - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
"отлично" - верно выполнено 85-100% заданий, "хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий, "удовлетворительно" - верно выполнено 51-69% заданий, "неудовлетворительно" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1
Нововведения, которые определяли фундаментальные изменения в определенной области деятельности, создавая базисную основу исторических эпох человеческого развития, американский ученый Саймон Смит Кузнец называл «___________________ инновациями»
{эпохальными}
Вопрос 2
Форма постижения явлений объективной реальности в мысли, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира – это _______
{идея}
Вопрос 3
Принципиально новое техническое или технологическое решение, позволяющее значительно повысить технический уровень и качество продукции, усовершенствовать технологию, поднять эффективность и улучшить условия труда – это ____________
{изобретение}
Вопрос 4
Установление неизвестных ранее закономерностей, свойств и явлений материального и духового мира, вносящих коренные изменения в уровень их познания – это _____________
{открытие}
Вопрос 5
Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным ____________
{лагом}
Вопрос 6
Новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного или иного характера, реализуемые в практической деятельности или способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок – это ____________ ( или нововведения)
{инновации}
Вопрос 7
Большинство авторов сходятся во мнении, что понятие «инновация» можно рассматривать как в статическом, так и ______________ аспектах
{динамическом}
Вопрос 8
Основными признаками инновации являются: _____________ , востребованность, реализуемость, устойчивый полезный эффект
{новизна}
Вопрос 9
Целенаправленный процесс последовательного проведения работ по преобразованию оригинальных (инновационных) идей в продукцию и\или введения ее на рынок для коммерческого применения – это инновационная ______________
{деятельность}
Вопрос 10
Совокупность этапов создания, освоения, распространения и использования инновации – это инновационный _______________
{процесс}
Вопрос 11
Область знаний о сущности инновационной деятельности и инновационных процессов, их организации и управления, обеспечивающих трансформацию новых знаний в востребованные обществом новшества, как на коммерческой основе (коммерциализация результатов научно-технической и творческой деятельности), так и на некоммерческой базе (инновации в социальной сфере) – это _______________
{инноватика}
Вопрос 12
Концептуальные основы инноваций, инновационной деятельности и инновационных процессов, проблемы закономерностей и синтеза инновационного развития сложных социально-экономических систем исследуются в ____________ инноватике
{теоретической}
Вопрос 13
Вопросы планирования, организации и реализации инноваций и инновационной деятельности решаются в ____________ инноватике
{прикладной}
Вопрос 14
Технологические уклады, деловые циклы, жизненные циклы продукции, технологий и товаров (продуктов или услуг), инновационная деятельность, инновационные процессы – это ____________ исследования инноватики
{Объект, объект}
Вопрос 15
Принципы, законы и закономерности инновационных процессов в социально-экономических системах, модели и методы описания, исследования, организации и управления инновационной деятельностью на макроуровне, мезоуровне и микроуровне, либо на «стыке» данных уровней – это _____________ исследования инноватики
{предмет}
Вопрос 16
Совокупность знаний для производства товаров и услуг – это ___________
{технологии}
Вопрос 17
Согласно мнению Архипова А.И. определенный тип производственных отношений со специфической системой хозяйствования и организацией деятельности субъектов – это _________
{уклад}
Вопрос 18
Взаимопроникновение, взаимосвязанное развитие знаний, формирование новых пограничных научных и прикладных дисциплин – это ______________
{конвергенция}
Вопрос 19
Технологии управления материальными объектами на атомном и молекулярном уровне (приставка нано- означает размерность объектов - 10 в -9 степени – это _____________
{нанотехнологии}
Вопрос 20
Область фундаментальной и прикладной науки и техники, изучающая возможности использования живых организмов для решения технологических задач, а также возможности создания живых организмов с необходимыми свойствами методами генной инженерии – это ___________
{биотехнология}
Вопрос 21
Путь исследования или познания, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого объекта; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности – это _______________
{Метод}


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
"зачтено" - верно выполнено более 50% заданий, "не зачтено" - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
"отлично" - верно выполнено 85-100% заданий, "хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий, "удовлетворительно" - верно выполнено 51-69% заданий, "неудовлетворительно" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ИТОГОВАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА - Проектирование туристских услуг (тур или экскурсия) на территории Алтайского края и\или Республики Алтай (проектный и производственный этапы)

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ИТОГОВЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ:
1. Экскурсия в Каракольскую долину и озеро Ару-кем
2. Экскурсия в с. Манжерок, гора Синюха
3. Экскурсия на Каракольские озёра
4.Экскурсия на Камышлинский водопад
5. Экскурсия в с. Чемал, о.Патмос, Чемальская ГЭС
6. Экскурсия на Пазырыкские курганы
7. Экскурсия «Алтайский Марс» (долина Кызыл-Чин)
8. Экскурсия на Телецкое озеро, водопад Корбу, Каменный залив
9. Экскурсия по г. Горно-Алтайску. Горно-Алтайск современный
10. Экскурсия по Чуйскому тракту (часть экскурсии)
11. Экскурсия по г. Горно-Алтайску. Горно-Алтайск исторический
12. Экскурсия в с. Чемал, Долина горных духов, водопад Чеч-Кыш, Ороктойский мост
13. Экскурсия Петроглифы Калбак-Таш
14. Экскурсия в с. Чемал, Голубые озера, Деревня Мастеров Аскат (Стрела Сартакпая)
15. Экскурсия на Телецкое озеро и ущелье реки Ойрок, смотровая площадка на горе Тилан-Туу
16. Экскурсия в Чулушманскую долину
17. Экскурсия «Барнаул горнозаводской»
18. Экскурсия «Барнаул купеческий»
19. Экскурсия «Путешествие в Колыбель человечества», экскурсия по Солонешенскому району к Денисовой пещере
20. Экскурсия «Чарышское – Царский курган»
21. Экскурсия «Живая вода Белокурихи»
22. Экскурсия «Курорт будущего – Белокуриха горная»
23. Экскурсия «Путешествие в край целебных озер и вековых сосен»
24. Экскурсия «Путешествие в край целебных озер и вековых сосен»
25. Экскурсия по объектам сельского туризма
26. Экскурсия «Экскурсия по особой экономической зоне туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь»
27. Экскурсия «Путешествие на трижды алтайскую землю» по Алтайскому району
28. Экскурсия «Обзорная экскурсия в Горную Колывань»
29. Экскурсия «Обзорная экскурсия по Бийску»
30. Экскурсия в пределах Алтайского края «Обзорная экскурсия по Чуйскому тракту»
31. Экскурсия «Экскурсия на родину М.С. Евдокимова»
32. Экскурсия «Экскурсия на родину В.С. Золотухина»
33. Экскурсия «Экскурсия на родину Р.И. Рождественского»
34. Экскурсия «Экскурсия на родину В.М. Шукшина»
35. Экскурсия «Полковниково – родина Г.С. Титова»
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Устный зачет.
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера - ИТОГОВАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА - Проектирование туристских услуг (тур или экскурсия) на территории Алтайского края и\или Республики Алтай (проектный и производственный этапы). ПРИМЕЧАНИЕ:ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ИТОГОВЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ приведена в разделе 5.2
Конкретная содержательная тематика итоговой практической работы по курсу связана с индивидуальными научными и исследовательскими интересами студентов.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1. Понятие «инновация» и содержание инновационных процессов. Инноватика как область знаний.
2. Инновации в контексте развития общества. Экономический смысл и механизмы инновационной деятельности.
3. Классификация инноваций.
4. Технологии и развитие цивилизации.
5. Инновационная экосистема и экономика.
6. Механизмы взаимодействия бизнеса, науки и общества.
7. Малое и среднее предпринимательство в контексте инновационной экосистемы.
8. Концепции инновационных процессов в зарубежной науке.
9. Инновационная деятельность: управление и инфраструктура. Национальные инновационные системы (НИС).
10. Организационные формы реализации инноваций.
11. Маркетинг нового товара
12. Специфика инновационных технологий в сфере сервиса и туризма.
13. Инновационная экосистема и сфера сервиса и туризма.
14. Инновационная деятельность в сфере сервиса и туризма: управление и инфраструктура
15. Инновационный кластер как модель развития сферы услуг.
16. Внедрение информационных технологий в сферу услуг
17. Теоретические и методологические основы проектирования туристско-рекреационных зон.
18. Факторы инновационного проектирования и инновационные аспекты в организации проектов туристско-рекреационных зон.
19. Управление инновационным проектом туристско-рекреационной зоны.
20. Российская региональная практика проектирования и развития туристско-рекреационных зон
21. Инновационная деятельность на уровне предприятий сферы сервиса и туризма.
22. Инновационный менеджмент и управление жизненным циклом туристического продукта.
23. Инновационные проекты предприятий сферы сервиса и туризма
24. Инновации в организации экскурсионного и музейного дела (на примере Алтайского края и Республики Алтай).
25. Инновации в организации обслуживания клиентов на активных туристских маршрутах (на примере Республики Алтай).
26. Применение инновационных технологий в организации питания на активных туристских маршрутах (на примере Республики Алтай).
27. Применение инновационных технологий при оказании сервисных услуг на активных маршрутах в Республике Алтай.
28. Применение инновационных информационных технологий в маршрутизации и навигации на экскурсионных и активных маршрутах

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хотяшева, О. М. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для вузов Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.2 Алексеев, А. А. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для вузов Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.3 Скобкин, С. С. Менеджмент в туризме: учебник и практикум для вузов Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.4 Алексеева, М. Б. Анализ инновационной деятельности : учебник и практикум для вузов Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Поляков, Н. А. Управление инновационными проектами : учебник и практикум для вузов Юрайт, 2020 https://urait.ru/bcode/450564
Л2.2 Спиридонова, Е. А. Управление инновациями : учебник и практикум для вузов Юрайт, 2020 urait.ru
Л2.3 Л. П. Гончаренко, Б. Т. Кузнецов, Т. С. Булышева, В. М. Захарова Инновационный менеджмент : учебник для вузов Юрайт, 2020 https://urait.ru/bcode/450152
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Инновации в туризме" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций.
2. http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал
3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации студентам по изучению дисциплины «Инновации в сфере туризма»
В процессе изучения данной дисциплины рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий. На первом этапе в соответствии со структурой курса необходимо изучить базовые учебники, которые рекомендуются как основные источники литературы.
На втором – обозначить базовые понятия и определения (возможно составить конспект) из названия тем, привести разные точки зрения, вывести свое определение предпочтительное. Рекомендуется использовать дополнительную литературу из рекомендованного списка.
На следующем этапе необходимо обозначить практическую значимость данной темы. Для чего изучить статистические данные, конкретные примеры из региональной практики. Рекомендуется обращаться к официальной, оперативной информации: http://www Rosstat, региональный официальный сайт государственной статистики.
В результате получения информации, освоения знаний студент должен сформировать свою точку зрения на данную тему, сформулировать одну проблему в нашей стране, свободно отвечать на вопросы на практических занятиях, участвовать в дискуссиях, уметь выделять главные проблемы, логически мыслить для их решения.
С целью лучшего усвоения материала по дисциплине «Инновации в сфере туризма» используются комплект заданий, вопросов, тестов, письменных работ. В процессе изучения данной дисциплины студентам предлагается написать письменные работы: реферат, эссе, аналитическую работу.
В процессе изучения дисциплины «Инновации в сфере туризма» подготовка студентов к семинарским занятиям организована с использованием научной и периодической литературы, ресурсов INTERNET.
На практическом занятии по дисциплине «Инновации в сфере туризма» необходимо умение выступать с докладом, делать сообщения, умение включаться в беседу, дискуссию, отвечать на поставленные вопросы, решать предложенные преподавателем тесты, контрольные и проверочные работы.
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся 54 часа на самостоятельную работу. Самостоятельная работа предполагает более глубокое освоение учебной программы. Она формирует навыки исследовательской работы и ориентирует студентов на выработку умений применять теоретические навыки на практике.
Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др.
Самостоятельная работа студентов предполагает самостоятельную подготовку к занятиям (изучение лекционного материала, чтение рекомендуемой литературы, подготовка ответов на тестовые задания, решение задач, анализ деловых ситуаций, подготовка реферата (эссе) по основным проблемным вопросам изучаемой дисциплины), подготовку к контрольной работе.
Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Инновации в сфере туризма» включает комплект раздаточного материала по темам практических работ в электронном варианте, актуальные статьи по данной теме, проведение метода экспертных оценок с помощью опроса, обработку результатов, обобщение и систематизация данных. Поиск и обработка статистических данных из государственной статистики о показателях развития сферы услуг в мире, России, Алтайском крае.
В рамках самостоятельной работы по дисциплине «Инновации в сфере туризма» также осуществляется подготовка рефератов, эссе, докладов и выполнение контрольных работ.
Организация самостоятельной работы студентов предполагает выполнение аналитической работы, которая является одной из форм творческой работы студентов.
Цель выполнения состоит в том, чтобы научить студентов связывать теорию с практикой, привить умение разрабатывать планы развития, рассчитывать различные показатели и строить на основе их анализа прогнозы, исследовать сложившуюся ситуацию и предлагать пути решения проблем, свободно ориентироваться в современной экономике, популярно излагать сложные вопросы. Элементы творчества являются обязательными при написании эссе и выполнению КР.
Самостоятельная работа студентов в части эссе, домашних заданий реализуется на соответствующих занятиях в виде докладов-презентаций продолжительностью 5-10 минут с последующим обсуждением – дискуссией и выставлением оценки по 100 бальной шкале. В дискуссионной форме проходит обсуждение докладов и презентаций. Вносятся необходимые коррективы и проводится подготовка к выступлениям на конференции или форуме и опубликованию научных статей. Стимулом для использования элементов научного поиска при изучении дисциплины является повышенный рейтинг при оценке отдельных видов СРС.
Для привлечения студентов к самостоятельной творческой деятельности используются следующие формы и методы:
- элементы творчества являются обязательными при написании реферата по дисциплины «Инновации в сфере туризма»;
- авторы лучших расчетных заданий рекомендуются для участия в ежегодно проводимой кафедрой научно-практической конференции и конкурсе на лучшую студенческую научную работу.
Стимулом для использования элементов научного поиска при изучении дисциплины является повышенный рейтинг при оценке отдельных видов СРС.