МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в профессионально-педагогическую деятельность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_ПО_Диз-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, Т.В. Пойдина

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, зав.кафедрой, декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Введение в профессионально-педагогическую деятельность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 03.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. искусствоведения, доц. Ю.В. Кирюшина


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 03.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой канд. искусствоведения, доц. Ю.В. Кирюшина


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения учебной дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую деятельность»: сформировать у студентов знания о содержании, структуре, форме и методах освоения квалификации педагога профессионального обучения, углубление ориентации студентов на педагогическую профессию.
Задачи дисциплины:
- сформировать в сознании студента современный образ педагога профессионального обучения;
- способствовать гибкой адаптации студентов к условиям вузовской жизни, усвоении методов самостоятельной работы в вузе, приобретению умения планировать свою учебную деятельность;
- ознакомить студентов с системой НПО и СПО, сущностью, структурой и особенностями;
- создать условия для восприятия психолого-педагогических и технологических дисциплин и понимания их роли в педагогической деятельности
- способствовать развитию навыков профессионального самовоспитания, самообразования, саморазвития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ПК-1 Способен реализовывать программы СПО и ДО по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), практикам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Иметь представление о сущности и особенностях профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального обучения
Знать:
-сущность и особенности подготовки профессионально-педагогических кадров, возможности овладения профессиональными навыками в вузе;
-основные требования к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки;
-основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь:
- планировать режим собственной учебной деятельности; применять эффективные способы усвоения знаний;
- пользоваться учебным планом, учебно-программной документацией, оптимально выбирать элективные дисциплины;
- определять виды педагогической деятельности; анализировать стили педагогической деятельности;
- разрабатывать и проводить профессионально-ориентационную беседу в образовательных учреждениях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Иметь навыки:
- общей интеллектуальной деятельности, технологиями работы с различного рода источниками информации;
- владения методами и формами профессионализации деятельности и личности педагога профессионального обучения;
- владения личностно ориентированными технологиями реализации профессиональных образовательных программ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Профессионально-педагогическая деятельность, ее структура и содержание
1.1. Введение. Понятие профессионально-педагогической специальности, разнообразие специализаций Лекции 1 2 ПК-1, ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Функции профессионально-педагогической деятельности. Виды профессионально-педагогической деятельности.Становление профессионального образования. Социкультурные функции педагога Сам. работа 1 6 ПК-1, ОПК-1 Л1.1
1.3. Профессиональное становление личности. Самовоспитание, его сущность и роль в овладении профессией. Подготовка к семинару Сам. работа 1 6 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.4. Виды профессионально педагогической деятельности Практические 1 4 ПК-1, ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.5. Содержание, структура, формы и методы освоения специальности педагога профессионального обучения Лекции 1 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.6. Социальная миссия и профессиональные функции педагога Практические 1 2 ПК-1, ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.7. Анализ нормативных документов, регламентирующих вопросы развития российского профессионального образования 1. Содержание и нормативная база обучения в вузе: цели обучения, содержание обучения, нормативная база учебного процесса. 2. Компетентностно-квалификационные требования к подготовке бакалавра, магистра профессионального обучения, их назначение и особенности. Подготовка к семинару. Компетентностный подход в образовании Сам. работа 1 4 ПК-1, ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.8. Личностно ориентированные технологии реализации профессиональных образовательных программ Практические 1 2 ПК-1 Л1.1
Раздел 2. Профессионально значимые личностные качества педагога
2.1. Личность педагога профессионального обучения. Общие и педагогические способности педагога Лекции 1 4 ПК-1, ОПК-1 Л1.1
2.2. Профессиональная компетентность педагога. Подготовка эссе. Подготовка к семинару Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
2.3. Педагогические стили общения Сам. работа 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.4. Профессионально-педагогическая культура и ее компоненты. Подготовка эссе: Аксиологический и личностно-творческий компоненты профессионально-педагогической культуры Подготовка к семинару. Сам. работа 1 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.5. Искусство педагогического общения Лекции 1 4 ПК-1 Л2.1
2.6. Личностно-ориентированнрое обучение. Коммуникативные технологии в образовательной деятельности. Подготовка к семинару Сам. работа 1 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.7. Стили педагогического общения Практические 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.8. Общая и профессиональная культура педагога. Лекции 1 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
2.9. Стили педагогического общения. Мотивационно-целевая деятельность педагога. Сам. работа 1 9 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
2.10. Менеджмент как основа педагогической деятельности Практические 1 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Профессиональное становление педагога
3.1. Профессиональное становление педагога профессионального обучения Лекции 1 4 ПК-1, ОПК-1 Л2.1, Л1.1
3.2. Профессионализация деятельности и личности педагога профессиональной школы. Профессиональная карьера Практические 1 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.3. Профессионально-педагогические учебные заведения. Система профессионального образования за рубежом. Система профессионального образования в России. Подготовка к аттестации по дисциплине Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Усманов В. В. , Слесарев Ю. В. , Марусева И. В. Профессиональная педагогика: учебное пособие Москва, Берлин: Директ-Медиа // ЭБС "Университетская библиотека online" , 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Столяренко Алексей Михайлович Общая педагогика: учебное пособие Москва: Юнити-Дана // ЭБС "Университетская библиотека online", 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека по педагогике pedagogic.ru
Э2 Коллекция: история образования museum.edu.ru
Э3 Московский музей образования www.int-edu.ru
Э4 Российское зарубежье: образование, педагогика, культура 20-50-х гг. ХХ века pedagogics.narod.ru
Э5 Курс "Введение в профессионально-педагогическую деятельность" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств. Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- четкое и системное планирование самостоятельной работы;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.