МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История декоративно-прикладного искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_ПО_Диз-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., Кирюшина Ю.В.

Рецензент(ы):
д.иск., доц., Усанова А.Л.

Рабочая программа дисциплины
История декоративно-прикладного искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Кирюшина Ю.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Кирюшина Ю.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель данного курса – сформировать представление о природе декоративно-прикладного искусства, об его связи с народным искусством, которое соединяет в себе две функции: практическую и художественную. Показать, как произведения декоративно-прикладного искусства отражают жизнь общества, его вкусы, традиционные формы народного мастерства. Проследить взаимосвязь декоративно-прикладного искусства с живописью, графикой, скульптурой и архитектурой.
Задачи:
-развитие у студентов эстетической отзывчивости к произведениям искусства и умения понимать их художественный образ;
-воспитание активного эстетического отношения к действительности;
-понимание связи художественно-образных задач произведений с идеей и замыслом;
-умение обобщать свои жизненные представления с учетом возможностей художественных средств;
-знакомство с профессиями художников-прикладников, их творчеством и практической деятельностью.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.6

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен реализовывать программы СПО и ДО по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), практикам
ПК-1.1 Знает: преподаваемую область профессиональной деятельности; требования ФГОС СПО и иных нормативных документов, регламентирующих содержание профессионального образования (СПО и ДО) и организацию образовательного процесса; требования охраны труда при проведении учебных занятий и организации деятельности обучающихся на практике по освоению профессии рабочего, должности служащего; тенденции развития образования, общую политику образовательных организаций СПО и ДО; информационные аспекты профессионального образования и дополнительного образования; основные компоненты целостного педагогического процесса профессиональной подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики региона
ПК-1.2 Умеет: использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся по освоению учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), на практике
ПК-1.3 Владеет: методикой проведенияучебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы; методами организации самостоятельной работы обучающихся по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы
ПК-5Способен использовать теоретические знания в области истории и теории искусства в профессиональной деятельности
ПК-5.1 Знает:Содержание и основные этапы процесса формирования научных знаний в области истории искусства;формы и типы художественных культур, основных культурно исторических центров мира, закономерностей их функционирования и развития, основных концепций культурно исторических эпох и типов мировой культуры; законы функционирования художественного произведения и его структурных элементов, сущность методологических подходов к анализу художественных произведений, приемами научного анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства
ПК-5.2 Умеет: определять место и значение художественных произведений в культурно историческом контексте развития искусства;интегрировать ранее полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения с выдающимися художественными явлениями; воспринимать художественный образ как отражение эпохи, стиля, направления, национальной школы, творческой индивидуальности автора;выявлять нравственные и эстетические ценности искусства, воспринимать свою национальную культуру сквозь призму мировой культуры и тем самым оценивать ее уникальность и неповторимость
ПК-5.3 Владеет: методикой самостоятельной обработки информации и использование ее в решении профессиональных задач; принципами классификации художественных культур народов мира; навыками стилистического, иконографического и технологического анализа произведений искусства; навыками и приемами научного анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов, включая анализ необходимых исторических источников и документов, важнейших художественных памятников и творчества крупнейших мастеров
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК 5.1. Знает:Содержание и основные этапы процесса формирования научных знаний в области истории искусства;формы и типы художественных культур, основных культурноисторических центров мира, закономерностей их функционирования и развития, основных концепций культурноисторических эпох и типов мировой культуры; законы
функционирования художественного произведения и его
структурных элементов, сущность методологических подходов к анализу художественных произведений, приемами научного анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства

ПК-1.1. Знает: преподаваемую область профессиональной деятельности; требования ФГОС СПО и иных нормативных документов, регламентирующих содержание профессионального
образования (СПО и ДО) и организацию образовательного процесса; требования охраны труда при проведении учебных занятий и организации деятельности обучающихся на практике по освоению профессии рабочего, должности служащего; тенденции развития образования, общую политику образовательных организаций СПО и ДО; информационные аспекты профессионального образования и дополнительного образования; основные компоненты целостного педагогического процесса профессиональной подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики региона

3.2.Уметь:
3.2.1.ПК 5.2.Умеет: определять место и значение художественных произведений в культурноисторическом контексте развития искусства;интегрировать ранее полученные знания
об искусстве и эстетический опыт общения с выдающимися художественными явлениями; воспринимать художественный образ как отражение эпохи, стиля, направления,
национальной школы, творческой индивидуальности автора;выявлять нравственные и эстетические ценности искусства, воспринимать свою национальную культуру сквозь призму
мировой культуры и тем самым оценивать ее уникальность и неповторимость

ПК-1.2. Умеет: использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся по освоению учебного предмета, курса,
дисциплины (модуля), на практике
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК 5.3. Владеет: методикой самостоятельной обработки информации и использование ее в решении профессиональных задач; принципами классификации художественных культур
народов мира;навыками стилистического, иконографического и технологического анализа произведений искусства; навыками и приемами научного анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов, включая анализ необходимых исторических источников и документов, важнейших художественных памятников и творчества крупнейших мастеров;

ПК-1.3. Владеет: методикой проведенияучебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы; методами организации
самостоятельной работы обучающихся по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особенности художественного языка декоративно - прикладного искусства.
1.1. Основные виды декоративно - прикладного искусства, их специфика. Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.1, ПК-5.2 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л3.1
1.2. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве Лекции 1 4 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.1, ПК-5.2 Л2.3, Л3.1, Л1.1
1.3. Архетипические мотивы и композиции в орнаменте Сам. работа 1 6 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.1, ПК-5.2 Л1.2, Л2.4, Л3.1
1.4. Произведения декоративно-прикладного искусства и их роль в организации жизненной среды Практические 1 6 ПК-1.2, ПК-5.1, ПК-5.2 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л3.1
1.5. Архетипические мотивы и композиции в орнаменте Практические 1 4 ПК-1.2, ПК-5.1, ПК-5.2 Л1.2, Л2.4, Л3.1
1.6. Процессы самоорганизации и самообразования, их особенности и технологии реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности Сам. работа 1 8 ПК-1.2, ПК-5.1, ПК-5.2 Л2.3, Л3.1, Л1.1
1.7. Произведения декоративно-прикладного искусства и их роль в организации жизненной среды Сам. работа 1 6 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.1, ПК-5.2 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л3.1
Раздел 2. Основные этапы развития русского декоративно-прикладного искусства, их специфика
2.1. Древнерусское декоративно-прикладное искусство IX-XIII века Лекции 1 2 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.1, ПК-5.2 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л3.1
2.2. Древнерусское декоративно-прикладное искусство XIV-XVII века Лекции 1 2 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.1, ПК-5.2 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л3.1
2.3. Декоративно-прикладное искусство XVIII века Лекции 1 2 ПК-1.2, ПК-5.1, ПК-5.2 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л3.1
2.4. Традиционные ремесленные центры русского декоративно-прикладного искусства Практические 1 4 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.1, ПК-5.2 Л1.2, Л2.4, Л3.1
2.5. Декоративно-прикладное искусство XIX века Лекции 1 2 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.1, ПК-5.2 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л3.1
2.6. Традиционные ремесленные центры русского декоративно-прикладного искусства Сам. работа 1 10 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.1, ПК-5.2 Л1.2, Л2.4, Л3.1
2.7. Декоративно-прикладное искусство XX века Лекции 1 4 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.1, ПК-5.2 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л3.1
2.8. Декоративно-прикладное искусство Алтая Практические 1 4 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.1, ПК-5.2 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л3.1
2.9. Декоративно-прикладное искусство Алтая Сам. работа 1 15 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.1, ПК-5.2 Л1.2, Л2.4, Л3.1
2.10. Экзамен 1 27 ПК-1.2, ПК-5.1, ПК-5.2 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л3.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам итемам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1915.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5
Способен использовать теоретические знания в области истории и теории искусства в профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. К какому виду орнамента относятся изображения элементов неба, солнца, звезд, облаков?
а.Пейзажный
б. Фантастический
в. Астральный
Ответ: в
Вопрос 2. Что понимают под минимальной площадью повторяющегося рисунка, включающего мотивы и расстояния до соседнего мотива?
а. Раппорт
б. Орнамент
в. Образ
Ответ: а
Вопрос 3. "Архетип" - это
а. Первоначальный образ
б. Замкнутая композиция
в. принцип классификации орнаментальных мотивов
Ответ: а
Вопрос 4. С каким базовым мотивом ассоциируется образ небесного совершенства – Бога, Неба, Солнца, луны, планеты в мировой орнаментике?
а. Круг
б. Древо жизни
в. Плетенка
Ответ: а
Вопрос 5. Как называется вид шитья, применявшийся в оформлении христианского культа и декоративном убранстве храмов?
а. Лицевое
б. Муравленое
в. Декоративно-орнаментальное
Ответ: а
Вопрос 6. Кто был первым мастером камнерезного искусства на Алтае?
а. Виноградов
б. Стрижков
в. Бакланов
Ответ: в
Вопрос 7. Какое художественное производство было организовано в начале XIХ века в деревне Жостово?
а. Роспись по металлу
б. Ковроткачество
в. Кружевоплетение
Ответ: а
Вопрос 8. Кому из мастеров ювелирного искусства в 1885 г. Александр III поручил изготовить подарочное ювелирное пасхальное яйцо?
а. Овчинникову
б. Грачеву
в. в
Ответ: Фаберже
Вопрос 9. Как называется один из самых древних видов росписи ткани, особенность которого заключается в том, что рисунок на ткани выполняется при помощи печати штампом?
а. Аппикация
б. Набойка
в. Пэчворк
Ответ: б
Вопрос 10. Кто основал завод Гусь-Хрустальный?
а. Петр I
б. Мальцев
в. Фаберже
Ответ: б
Вопрос 11. Выбирете камень наиболее часто использовался в шитье металлическими нитями?
а. Жемчуг
б. Рубин
в. Сапфир
Ответ: а
Вопрос 12. Из какой породы камня изготовлена алтайская "Царица ваз"?
а. Брекчия
б. Малахит
в. Зеленоволнистая яшма
Ответ: в
Вопрос 13. Какой фарфоровый сервизиз, изготовленный в 1784 г. считается самым большим?
а. Юсуповский
б. Арабесковый
в. Яхтинский
Ответ: б
Вопрос 14. Как называется техника вырезания ажурного изображения, при которой в композиции активно используются и фигура, и остатки материала в виде фона, сохраняющие силуэт вырезанной фигуры?
а. Декупаж
б. Квилтинг
в. Набойка
Ответ: а
Вопрос 15. Укажите вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани сейчас считается актуальным?
а. Пэчворк
б. Декупаж
в. Оригами
Ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Дизайн - это
Ответ: деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий («художественное конструирование»), а также результат этой деятельности
2. Охарактеризуйте цель дизайна
Ответ: гуманизация материального и информационного окружения человека, его гармонизация в соответствии с этическими и эстетическими нормами данной эпохи и данного культурного региона.
3. Охарактеризуйте каллинрафический орнамент.
Ответ: Этот орнамент составляется из отельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму.
4. Орнамент – узор, основанный на ________ и _________элементов; предназначается для __________________различных предметов (утварь, одежда, оружие и т.д.)
Ответ: повторе и чередовании; украшения различных предметов.
5. Какие центры русского кружевоплетения складываются в первой четверти XIХ века? Назовите не менее трех.
Ответ: Вологда, Елец, Торжок.
6. Какие центры лаковой миниатюры складываются в конце XIX века в России? Назовите не менее трех.
Ответ: Мстёра, Палех, Холуй.
7. Какие поделочные камни обрабатывали на Локтевской шлифовальной фабрике?Назовите не менее трех.
Ответ: Порфир, яшма, брекчия.
8. _______-____________ — разновидность художественного творчества, в котором результатом труда автора являются предметы, имеющие практическое назначение и/или предназначенные для украшения окружающего людей пространства.
Ответ: декоративно-прикладное искусство.
9. Охарактеризуйте астральный орнамент
Ответ: Утверждает культ неба. Основными элементами являются изображения неба, солнца, облаков, звезд. Наиболее распространен в Японии и Китае.
10. _______ - древнейший сакральный знак, подчеркивающий идею центра, упорядочивающий пространство, определяя в нем направление связей и зависимостей, означающий ориентацию в пространстве, точку пересечения верха-низа, правого-левого.
Ответ: крест.
11. Смысл закона __________ заключается в том, что для убедительного выражения сложного и разнообразного движения орнаментальных мотивов необходимо показать в композиции три фазы этого движения (три разных размера, три интервала между ними) и периодически их повторять.
Ответ: трехкомпонентности.
12. Среди этих первоначальных символов на первое место, по мнению Л.М. Буткевич, следует поставить - ______, ________ и _________ три универсальнейшие формулы, на которых зиждется вся наша материальная культура.
Ответ: круг, крест и квадрат.
13. ________ - это составление, построение, структура художественного произведеения, обусловленные его содержанием, характером и назначением.
Ответ: композиция.
14. В аналитической психологии Карла Юнга ______________ представлен как изначальные врожденные психические структуры, обряды (мотивы), составляющие содержание, так называемого коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и других созданий фантазии, в том числе художественной.
Ответ: архетип.
15. При каких условиях закон соподчинения в штучных композициях трансформируется в закон доминанты (господствующей идеи?
Ответ: когда в композиции отчетливо выделяется один или несколько орнаментальных мотивов по размерам, форме, фактуре и цвету.
16. Что относится к выразительным средствам орнаментальной композиции?
Ответ: точка, пятно, линия, цвет, фактура.
17. Вид живописи в основе, которой лежит принцип стилизации...
Ответ: декоративная.
18. Элементы, благодаря которым мы зримо воспринимаем объемную форму, материал, пространственное положение предметов...
Ответ: светотень, свет.
19. Основные цвета это…
Ответ: красный, желтый, синий.
20. Какой художественный промысел в 1798 году купец П.И. Коробов основал в с. Данилково близ Москвы?
Ответ: изделия из папье-маше с лаковой живописью.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Способен реализовывать программы СПО и ДО по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), практикам


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Основными аспектами рассмотрения понятия «методика профессионального обучения выступают»:
А) теоретический, содержательный, практический;
Б) методологический, методический, практический;
В) методологический, теоретический, методический, практический.
Ответ: А
2. Объектом исследования методики профессионального обучения как научного направления является:
А) учебный процесс в учреждениях профессионального образования;
Б) методическая деятельность педагога профессионального обучения;
В) дидактическая деятельность педагога профессионального обучения
Ответ: А
3. Предмет исследования методики профессионального обучения как научного направления в педагогике
профессионального образования:
А) факторы повышения эффективности учебного процесса, методическая деятельность педагога
профессионального обучения;
Б) теория обучения;
В) теория анализа и проектирования педагогической деятельности
Ответ: А
4. Основными отделами методики профессионального обучения выступают:
А) методика теоретического обучения, методика осуществления учебной практики (производственного
обучения), методика подготовки новых рабочих кадров в условиях производства, методика повышения
квалификации работников с начальным профессиональным образованием и специалистов;
Б) методика проведения занятий, методика осуществления контроля, методика воспитательной работы,
методика применения средств обучения;
В) методика разработки средств, методов и форм организации обучения, методика разработки и анализа
содержания обучения
Ответ: А
5. Выберите верный вариант ответа, отражающий структуру методики как нормативного системного способа
деятельности педагога профессионального обучения.
А) цели, вытекающие из общих и специальных принципов обучения в условиях профессионального
образования; содержание обучения, базирующееся на целях и принципах отбора и формирования содержания;
средства и методы обучения, реализуемые в формах организации обучения; средства и методы контроля
результатов обучения; формы организации обучения; формы контроля в обучении.
Б) тестовые задания, учебные задачи, листы рабочей тетради, учебные алгоритмы, опорные конспекты;
В) учебные пособия, учебные материалы по теме занятия, учебные элементы, основные понятия по теме урока
Ответ: А
6. Верно ли указаны действия педагога профессионального обучения с целями обучения:
Задает цели, формулирует их с учетом требований; достигает цели в совместной деятельности с учащимися; переводит цели в проверочные задания; соотносит цели с уровнями усвоения; устанавливает в ходе контроля степень соответствия цели и результатов обучения; устанавливает зависимость содержания, средств и методов обучения от целей.
Да, верно
Нет, неверно
Ответ: Да
7. Верно ли указана структура учебной цели:Субъект действия, объект действия, целевое действие
Да, верно
Нет, неверно
Ответ: Да
8. Верно ли, что требованиями к постановке дидактических целей являются требования, представленные ниже: Цель должна формулироваться на языке наблюдаемых действий, которые в результате изучения темы должны демонстрировать учащиеся; должна быть рассчитана на достижение определенного уровня усвоения; должна быть проверяемой (для ее проверки можно подобрать проверочное задание на выявление определенного уровня усвоения); должна быть достижимой за определенное время.
Да, верно
Нет, неверно
Ответ: Да
9. Верно ли, что категориями учебных целей выступают: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка?
Да, верно
Нет, неверно
Ответ: Да
10. Верно ли, что содержание теоретического обучения представляет систему учебных дисциплин (предметов), профессиональных модулей (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК)
Да, верно
Нет, неверно
Ответ: Да
11. Верно ли, что структура содержания учебной дисциплины подразделяется на разделы, разделы – на темы по программе, тема по программе – на дидактические единицы, которые могут выступать темой занятия или вопросом изучения темы
Да, верно
Нет, неверно
Ответ: Да
12. Верно ли дано определение учебных элементов: Учебные элементы - подлежащие обязательному изучению объекты, предметы, процессы, свойства, связи, введенные в учебный процесс в виде законов, принципов, понятий, категорий, алгоритмов, способов.
Да, верно
Нет, неверно
Ответ: Да
13. Верно ли дано определение: Методический анализ учебных материалов – мыследеятельность преподавателя по выявлению понятийного состава, структуры и логики учебного материала и выполнению его методической переработки с учетом специфики формируемых технических понятий и психологических закономерностей познавательной деятельности учащегося. Результатом методического анализа выступает перечень учебных элементов по теме (их необходимое и достаточное количество).
Да, верно
Нет, неверно
Ответ: Да
14. Верно ли определена сущность контроля: Контроль - процесс установления соотношения между целями и результатом обучения, определение степени достижения цели, установление характера отклонений от цели и выявление причин отклонения.
Да, верно
Нет, неверно
Ответ: Да
15. Верно ли указаны задачи контроля: выявление качества хода и результатов обучения; получение информации о характере учебной деятельности учащихся в учебном процессе; определение эффективности применяемых педагогом ПО методик и дидактических технологий, отдельных средств и методов обучения.
Да, верно
Нет, неверно
Ответ: Да

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Cистема знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами это - _________________________
Ответ: Содержание воспитания
2. Cовокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, СМИ и т.д.) это - _______________________
Ответ: средства обучения
3. Перечислите задачи, решаемые на каждом уроке учителем __________,_______________,_______________.
Ответ: Воспитательная, обучающая, развивающая
4. Развитие - это _______________________
Ответ: процесс качественных изменений человека, процесс не поддающийся измерению, так как он скачкообразный.
5. Перечислите условия развития личности __________,______________,__________________
Ответ: наследственность, среда, воспитание
6. Понятие "зона ближайшего развития" ввел____________________
Ответ: Л.С. Выготский
7. Содержание учебного процесса определяет______________________
Ответ: Федеральный государственный образовательный стандарт
8. Урок - это_________________
Ответ: форма организации обучения.
9. Структура урока - это____________________________
Ответ: последовательность действий учителя в классе
10. "Трудный ученик" - это ____________________________
Ответ: такой ученик, по отношению к которому работа учителя оказывается слабо производительной.
11. Метод воспитания, направленный на формирование нравственного сознания ______________
Ответ: Убеждение
12. Метод, формирующий необходимые качества личности ______________________
Ответ: Упражнение
13. Перечислите этапы проектирования - __________________,________________________,_____________________.
Ответ: Моделирование, проектирование, конструирование
14. Система дидактических средств обучения по конкретной дисциплине, создаваемая в целях наиболее полной реализации образовательных и воспитательных задач, сформулированных программой по данной дисциплине ИЛИ система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации образовательных программ - это ____________________________________________.
Ответ: Учебно-методический комплекс
15. предварительная разработка деталей предстоящей деятельности (В.С. Безрукова);
ИЛИ
прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е.С. ЗаирБек);
ИЛИ
способ нормирования и трансляции педагогической и научно-исследовательской деятельности (Н.А. Масюкова);
ИЛИ
ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией (С.Я. Батышев, А.М. Новиков);
ИЛИ
процесс создания и реализации педагогического проекта;
ИЛИ
технология обучения. Все выше перечисленное является определениями __________________________
Ответ: Педагогического проектирования.
16. Перечислите уровни педагогического проектирования__________________________________
Ответ: Концептуальный, содержательный, технологический, процессуальный.
17. «Процессы развития не совпадают с процессами обучения; первые идут вслед за вторыми, создающими зоны ближайшего развития», автором высказывания является _________________
Ответ: Л.С. Выготский
18. Авторами теории развивающего обучения являются_________________________________
Ответ: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов
19. Способ целенаправленного воздействия на личность (Л.И. Божович)
ИЛИ
Инструмент прикосновения к личности, с помощью которого воспитатель вырабатывает у личности твердые убеждения, привычки поведения, развивает чувства, волю и устойчивый характер - это_________________________
Ответ: Метод воспитания.
20. Метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми - это__________
Ответ: Наказание.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
"Отлично" (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным прогаммным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет – 20.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ултургашева, Н.Т. Педагогика народного художественного творчества : учеб.-метод. пособие Кемерово : КемГИК// ЭБС "Лань", 2013 e.lanbook.com
Л1.2 Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Миненко Л.В. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы Западной Сибири: учебное пособие: Учебная литература для ВУЗов КемГУКИ // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2006 г. biblioclub.ru
Л2.2 Окладникова Е.А. Традиционное декоративно-прикладное искусство стран западной Европы: Учебное пособие СПб.: Издательский дом "Петрополис"// ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. biblioclub.ru
Л2.3 Под ред. В.В. Бычкова и Н.Б. Маньковской. Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. : уч. пособ. М.: ИФ РАН // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2005 biblioclub.ru
Л2.4 Шауро Г.Ф., Малахова Л.О. Народные художественные промыслы и декоративно - прикладное искусство: Учебное пособие Минск: РИПО // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2015 г. biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Ткаченко А.В., Ткаченко Л.А. История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства: Учебно-методический комплекс Кемерово: КемГУКИ // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Эрмитаж: история, дворцы, коллекции [Электронный ресурс]. - М. : ЗАО Интерсофт, 1999.
Э2 Санкт-Петербург: Мультимедийный альбом [Электронный ресурс] : альбом. - М. : Коминфо, 1997. - (Интерактивный мир. Мультимедийная коллекция ; Т. 1. - Исскуство и путешествия)
Э3 Русский музей [Электронный ресурс]: тексты, 1000 иллюстраций. - М. : БИЗНЕССОФТ. - (Электронная библиотека)
Э4 Московский Кремль: Путеводитель [Электронный ресурс]. - М. : Коминфо, [1997]. (Интерактивный мир. Мультимедийная коллекция ; Т. 1. -Искусство и путешествия)
Э5 История костюма и быта. Древний мир [Электронный ресурс]. - М. : АстраМедиа, 2007.
Э6 Курс в Moodle "История декоративно-прикладного искусства" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.
При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:
- изучают рекомендованную литературу;
- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
Примерная схема подготовки студента к практическому занятию:
1. Ознакомиться с вопросами и заданиями.
2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине.
3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов).
4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект).
5. Выполнить задания к практическому занятию.
6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются).
7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором.
При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

1.2. Методические рекомендации по созданию презентации
Алгоритм создания презентации:
1 этап – определение цели презентации
2 этап – подробное раскрытие информации,
3 этап − основные тезисы, выводы.
Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом:
- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;
- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;
- оставшиеся слайды имеют информативный характер.
Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.
Требования к оформлению и представлению презентации:
1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.
2. Тщательно структурированная информация.
3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.
4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.
5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.
6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.
7. Графика должна органично дополнять текст.
8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут;

1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии
Алгоритм создания доклада:
1 этап – определение темы доклада
2 этап – определение цели доклада
3 этап − подробное раскрытие информации
4 этап − формулирование основных тезисов и выводов.