МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Рынки и технологические тренды будущих производств

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра финансов и кредита
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_Профессиональное обучение_Дизайн-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. экон. наук, Доцент, Деркач Н.О.;канд. экон. наук, Доцент, Лепешкина С.В.;канд. экон. наук, Доцент, Мартенс А.А.

Рецензент(ы):
д-р экон. наук, Зав., Шваков Е.Е.

Рабочая программа дисциплины
Рынки и технологические тренды будущих производств

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра финансов и кредита

Протокол от 03.02.2023 г. № 2
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Межов Степан Игоревич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра финансов и кредита

Протокол от 03.02.2023 г. № 2
Заведующий кафедрой Межов Степан Игоревич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение знаниями, умениями и навыками в разработке бизнес-идей технологических проектов, построении бизнес модели технологических стартапов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В.ДВ.01.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПКд-6.01 Способен осуществлять бизнес-планирование на основе анализа продуктов и услуг в контексте технологических трендов актуальных на рынке
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы генерации бизнес-идей и составления бизнес-планов в контексте технологических трендов
3.2.Уметь:
3.2.1.-
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками оценки рисков использования цифровых технологий в бизнес-моделировании

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Технологическое предпринимательство и эволюция технологических трендов
1.1. Технология и технологическое предпринимательство Лекции 5 1 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Технология и технологическое предпринимательство Сам. работа 5 4 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Технологическое развитие и технологические уклады Лекции 5 1 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Технологическое развитие и технологические уклады Практические 5 2 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Технологическое развитие и технологические уклады Сам. работа 5 4 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Digital экономика
2.1. Основные характеристики цифровой экономики и цифровизация бизнеса Лекции 5 1 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Основные характеристики цифровой экономики и цифровизация бизнеса Сам. работа 5 4 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Национальная программа «Цифровая экономика» Лекции 5 1 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Национальная программа «Цифровая экономика» Сам. работа 5 4 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Цифровая экономика в России Практические 5 2 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Цифровая экономика в России Сам. работа 5 2 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Обзор деятельности Big-техкорпораций Практические 5 2 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Обзор деятельности Big-техкорпораций Сам. работа 5 4 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Сквозные технологии и тренды их применения
3.1. Прорывные технологии – основы инноваций Лекции 5 1 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Прорывные технологии – основы инноваций Сам. работа 5 4 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. P2P. Технология распределенных реестров (блокчейн), крипто-мир, смарт-контракты Лекции 5 2 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. P2P. Технология распределенных реестров (блокчейн), крипто-мир, смарт-контракты Практические 5 2 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.5. P2P. Технология распределенных реестров (блокчейн), крипто-мир, смарт-контракты Сам. работа 5 6 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.6. Большие данные (Big data) Лекции 5 1 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.7. Большие данные (Big data) Практические 5 2 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.8. Большие данные (Big data) Сам. работа 5 6 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.9. Искусственный интеллект Лекции 5 2 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.10. Искусственный интеллект Практические 5 2 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.11. Искусственный интеллект Сам. работа 5 6 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.12. Открытые API и облачные технологии Лекции 5 1 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.13. Открытые API и облачные технологии Практические 5 2 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.14. Открытые API и облачные технологии Сам. работа 5 6 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.15. Виртуальная и дополненная реальности (VR, AR) Лекции 5 1 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.16. Виртуальная и дополненная реальности (VR, AR) Практические 5 2 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.17. Виртуальная и дополненная реальности (VR, AR) Сам. работа 5 6 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.18. Интернет вещей (Internet of Things, IoT) Лекции 5 1 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.19. Интернет вещей (Internet of Things, IoT) Практические 5 2 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.20. Интернет вещей (Internet of Things, IoT) Сам. работа 5 6 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.21. Экосистема инноваций на рынках России Лекции 5 1 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.22. Экосистема инноваций на рынках России Сам. работа 5 2 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.23. Рынки digital экономики: Рынок AeroNet; Рынок AutoNet; Рынок NeuroNet; Рынок HealthNet; Рынок MariNet; Рынок FoodNet; Рынок EnergyNet; Рынок SafeNet; Рынок FinNet. Практические 5 4 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.24. Рынки digital экономики: Рынок AeroNet; Рынок AutoNet; Рынок NeuroNet; Рынок HealthNet; Рынок MariNet; Рынок FoodNet; Рынок EnergyNet; Рынок SafeNet; Рынок FinNet. Сам. работа 5 8 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10985

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ:
ПКд-6.01: Способен осуществлять бизнес-планирование на основе анализа продуктов и услуг в контексте технологических трендов актуальных на рынке


ВОПРОСЫ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Основные тренды цифровизации включают: (исключите один лишний вариант)
а. Обучение пожилых людей программированию
б. Цифровизация научного и культурного наследия
в. Проведение общественных мероприятий онлайн
г. Сбор информации о клиентах в бизнесе
д. Разработка цифровых платформ в государственном секторе
2. К рискам цифровой трансформации можно отнести:
а. «Цифровой разрыв» (разрыв в цифровом образовании, в условиях доступа к цифровым услугам и продуктам, и как следствие – разрыв в уровне благосостояния)
б. Снижение конкурентоспособности цифровых компаний
в. Снижение количества преступлений в сфере форензики
г. Возможность массовой экономической стагнации
3. Цифровые услуги – это:
а. широкий спектр услуг, доступных и предоставляемых по цифровым каналам;
б. технологии, которые используют компьютеры и/ или другую современную технику для записи кодовых импульсов и сигналов в определенной последовательности и с определенной частотой;
в. программные среды, в которых аппаратные средства интегрируются с прикладными решениями, повышающими эффективность всех сфер жизни общества.
4. Сквозные цифровые технологии характеризуются:
а. Возможностью применения только в одной отрасли
б. Мультидисциплинарностью знаний
в. Монодисциплинарностью знаний
г. Отчуждением передовых технологий
5. Выделите характеристику характерную для Единой биометрической системы
а. Система для хранения биометрических персональных данных работников гос. организаций
б. Глобальный механизм для получения дистанционных услуг от государственных органов
в. Национальная информационная система, позволяющая проводить удаленную идентификацию клиента с использованием его биометрических данных
г. Коммерческая цифровая платформа, которую может использовать любая финансовая организация для автоматизации внутренних процессов
6. Выделите характеристику характерную для технологии распределенного реестра (DLT)?
а. Технология по обмену информацией о состоянии счетов в криптовалютах
б. Это синоним блокчейн
в. Часть платформы Bitcoin
г. Класс технологий, направленных на синхронное децентрализованное хранение и актуализацию идентичных данных у многих участников единой сети
7. Как называется направление, которое создает площадки для коллективного финансирования и позволяет встретиться создателям продукта и инвесторам для дальнейшего сотрудничества?
а. Венчурные фонды
б. Краудфандинг
в. Блокчейн
г. Необанк
8. Выделите характеристику характерную для OpenAPI?
а. Опубликованные API коммерческих и государственных организаций
б. Набор рекомендаций о том, как организациям следует строить API между собой
в. Экосистема множества инструментов, предоставляющая интерфейс для пользователей по взаимодействию с сервисами

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. а
2. а
3. а
4. б
5. в
6. г
7. б
8. в

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
Вопрос 1 Самая известная криптовалюта создателем которой является Сатоши Накомото.
Ответ биткойн
Вопрос 2 Математическая модель, работающая по принципам нервной системы живых организмов. Используется в финансовых решениях для интеллектуальных задач (часто для клиентского сопровождения) Ответ нейросеть
Вопрос 3 Переход от хранения информации на бумажных аналогах и физических носителях к хранению их на цифровых носителях
Ответ цифровизация
Вопрос 4 Мультифакторная ______________, применяется для осуществления доступа, когда пользователю необходимо предъявить более одного доказательства его легитимности
Ответ аунтентификация
Вопрос 5 Технология применяемая в многофакторной аунтентификации, основанная на уникальных физиологических характеристиках человека
Ответ биометрия
Вопрос 6 _________ технологии — это перспективные технологии, радикально меняющие ситуацию на существующих рынках или способствующие формированию новых рынков.
Ответ сквозные
Вопрос 7 Это не просто новшество, хоть и внедренное, а новшество, которое обеспечивает новое качество продукта, процесса и пр.
Ответ инновация
Вопрос 8 Совокупность сервисов, в том числе платформенных решений, одной группы компаний или компаний и партнеров, позволяющих пользователям получать широкий круг продуктов и услуг в рамках единого бесшовного интегрированного процесса
Ответ экосистема
Вопрос 9 Договор написанный в виде компьютерной программы
Ответ смарт-контракт
Вопрос 10 Процесс коллективного сбора средств для финансирования какого-либо проекта
Ответ краундфайдинг
Вопрос 11 Метод он-лайн оплаты, который использует технологии биометрической аутентификации плательщика
Ответ биоэквайринг

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 20 (указывается количество заданий, предусмотренное преподавателем).
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий..
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М. Н. Конягина [и др.] Основы цифровой экономики : учебник и практикум для вузов: Издательство Юрайт, 2021 URL: https://urait.ru/bcode/468187
Л1.2 Абрамов В. И., Акулова Н. Л., Анисов Е. В., Головин Н. В., Головин О. Л., Жерноклева Н. С., Иванов И. А., Матятина А. Н., Морозова М. А., Разепова Н. И., Сверчков Д. Ю., Фахрутдинов А. Р. Цифровая трансформация экономики: Учебное пособие: Национальный исследовательский ядерный университет «Московский инженерно-физический институт», 2020 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лутошкин И. В. Инструменты цифровой экономики Учебник для академического бакалавриата : Издательство Ульяновский государственный университет, 2020 e.lanbook.com
Л2.2 Майоров И. Г. Основы цифровой экономики: Учебное пособие: МИРЭА - Российский технологический университет, 2021 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на портале "Цифровой университет АлтГУ" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), бессрочно
Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), бессрочно
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf ),бессрочно
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- контактная работа;
- самостоятельная работа.
Контактная работа охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении дисциплины, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение основной и дополнительной литературы, интернет-источников, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим ее содержание.

Выполнение самостоятельной работы должно носить творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.

При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.