МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы типографики и верстки

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_Профессиональное обучение_Дизайн-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
преподаватель, Калинникова А.Д.

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Основы типографики и верстки

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к. иск., доцент Ю.В. Кирюшина


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой к. иск., доцент Ю.В. Кирюшина


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение знаний, умений и навыков в области типографики, искусства шрифта, верстки, которые позволят обучающимся создавать дизайн пользовательских интерфейсов на профессиональном уровне.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен реализовывать программы СПО и ДО по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), практикам, связанным с предметной областью "Дизайн"
ПК-2.1 Знает: преподаваемую область профессиональной деятельности; требования ФГОС СПО и иных нормативных документов, регламентирующих содержание профессионального образования (СПО и ДО) и организацию образовательного процесса
ПК-2.2 Умеет: Использовать на практике педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), связанных с предметной областью «Дизайн»
ПК-2.3 Владеет: Методикой проведения учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)образовательной программы; методами организации самостоятельной работы обучающихся по учебным предметам, курсам, дисциплинам(модулям) образовательной программы; навыками педагогического контроля и оценки сформированности образовательных результатов в процессе освоения предметной области «Дизайн»
ПК-3Способен к художественному проектированию объектов дизайна
ПК-3.1 Знает: особенности композиции, конструирования, элементов при разработке визуального образа, основные методы и способы художественно технического проектирования визуального образа, этапы работы над образом в сфере дизайна
ПК-3.2 Умеет: разрабатывать целостный образ, применять основные композиционные законы и понятия при создании визуального образа, разрабатывать авторские проекты на основе современных требований дизайна
ПК-3.3 Владеет: навыками разработки имиджевого дизайна, используя творческие и практические знания, полученные в процессе обучения, способностью создания авторских проектов на основе современных требований дизайна
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1: Знает: преподаваемую область профессиональной деятельности; требования ФГОС СПО и иных нормативных документов, регламентирующих содержание профессионального образования (СПО и ДО) и организацию образовательного процесса
ПК-3.1: Знает: особенности композиции, конструирования, элементов при разработке визуального образа, основные методы и способы художественно технического проектирования визуального образа, этапы работы над образом в сфере дизайна
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2: Умеет: Использовать на практике педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), связанных с предметной областью «Дизайн»
ПК-3.2: Умеет: разрабатывать целостный образ, применять основные композиционные законы и понятия при создании визуального образа, разрабатывать авторские проекты на основе современных требований дизайна
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3: Владеет: Методикой проведения учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)образовательной программы; методами организации самостоятельной работы обучающихся по учебным предметам, курсам, дисциплинам(модулям) образовательной
программы; навыками педагогического контроля и оценки сформированности образовательных результатов в процессе освоения предметной области «Дизайн»
ПК-3.3: Владеет: навыками разработки имиджевого дизайна, используя творческие и практические знания, полученные в процессе обучения, способностью создания авторских проектов на основе современных требований дизайна

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы типографики
1.1. Типографика как вид графического дизайна. Задачи и функции типографики. Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Понятийно-терминологический аппарат дисциплины Сам. работа 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.3. История развития типографики. Швейцарская типографика. Типографика постмодернизма Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Основные примеры работы с текстом Практические 7 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.5. Пробелы. Кавычки. Правила использование тире различных типов. Дроби. Табуляторы. Знаки, отсутствующие на клавиатуре. Специальные символы. Сам. работа 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.6. Различные приемы оформления текста Практические 7 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.7. Кегль. Интерлиньяж. Кернинг и трекинг. Оформление абзацев. Отступы и выключка. Отбивки. Сам. работа 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Шрифт как элемент дизайна
2.1. Буква как графический объект с самостоятельной эстетической ценностью Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Назначение и классификация шрифтов Практические 7 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Принципы удобочитаемости, различимости и заметности шрифта Сам. работа 7 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Верстка в цифровом дизайне
3.1. Понятие верстки и модульного проектирования Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.2. История верстки в графическом дизайне Практические 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.3. Современные тенденции в развитии верстки и модульных систем Практические 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3
3.4. Подготовка текстовой и графической информации к верстке Сам. работа 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3
3.5. Основные этапы работы над версткой дизайн-проекта Практические 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3
3.6. Применение HTML для верстки Сам. работа 7 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.7. Применение CSS для верстки Сам. работа 7 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.8. Понятие модульной сетки Практические 7 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.9. Анализ модульной сетки сайта Сам. работа 7 5 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.10. Экзамен 7 27 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» — https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3597.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен реализовывать программы СПО и ДО по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), практикам, связанным с предметной областью "Дизайн"

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1.Какой из перечисленных графических редакторов является векторным?
A. Adobe Photoshop
B. GIMP
C. Adobe Illustrator
D. CorelDRAW
Ответ: C

2.Для чего обычно используется инструмент "Волшебная палитра" в программе Adobe Photoshop?
A. Для создания текстовых элементов
B. Для выбора цветов
C. Для рисования кистью
D. Для ретуширования изображений
Ответ: B

3.Какой инструмент позволяет в программе Adobe Illustrator редактировать кривые и формы объектов?
A. Маркер
B. Баллончик
C. Лассо
D. Ручка
Ответ: D

4.В каком формате лучше всего сохранять изображения, чтобы они подходили для публикации в интернете с прозрачным фоном?
A. JPEG
B. PNG
C. GIF
D. BMP
Ответ: B

5.Какой из инструментов в Adobe InDesign позволяет управлять структурой и расположением элементов на странице?
A. Ручка
B. Слой
C. Полоса прокрутки
D. Панель управления
Ответ: B

6.Какой графический редактор наиболее часто используется для создания и редактирования веб-графики?
A. Adobe Illustrator
B. Adobe InDesign
C. Adobe Photoshop
D. CorelDRAW
Ответ: C

7.Для чего используется инструмент "Пипетка" в графических редакторах?
A. Для измерения длины линий
B. Для выбора цвета из изображения
C. Для рисования точек
D. Для создания эффектов маскировки
Ответ: B

8.Какой инструмент в Adobe After Effects используется для создания движения и анимации объектов?
A. Перемещение
B. Сжатие
C. Поворот
D. Ключевые кадры
Ответ: D

9.Какие типы изображений поддерживают альфа-канал для прозрачности?
A. Только JPEG
B. Только PNG
C. JPEG и BMP
D. PNG и GIF
Ответ: D

10.Какая комбинация клавиш используется для отмены последнего действия в большинстве графических редакторов?
A. Ctrl + C
B. Ctrl + Z
C. Ctrl + X
D. Ctrl + V
Ответ: B

11.Какой инструмент в Adobe Photoshop позволяет выделять области изображения в форме многоугольника?
A. Кисть
B. Ластик
C. Магическая палочка
D. Маска слоя
Ответ: C

12.Какой эффект в Adobe After Effects используется для создания "мгновенного замирания" объекта на экране?
A. Эффект "Постепенное появление"
B. Эффект "Размытие движения"
C. Эффект "Масштабирование"
D. Эффект "Горизонтальное искажение"
Ответ: A

13.Какой инструмент в Adobe Illustrator позволяет изменять размер объектов без изменения пропорций?
A. Выделение
B. Масштаб
C. Искривление
D. Перемещение
Ответ: B

14.Какая команда используется для выравнивания текста по правому краю в Adobe InDesign?
A. Выравнивание по левому краю
B. Выравнивание по правому краю
C. Выравнивание по центру
D. Выравнивание по ширине
Ответ: B

15.Какой инструмент в Adobe Photoshop используется для замены цвета в выбранной области изображения?
A. Палитра
B. Маска
C. Заливка
D. Заменитель цвета
Ответ: D


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1.Какие основные задачи можно решать с помощью графических редакторов в дизайне?
Ответ: Создание и редактирование графических изображений, веб-дизайн, верстка документов, создание логотипов и иллюстраций.

2.В чем основное отличие между векторной и растровой графикой?
Ответ: Векторная графика использует математические объекты для создания изображений, в то время как растровая графика состоит из пикселей.

3.Для чего используется маска слоя в графических редакторах?
Ответ: Для скрытия или выделения определенных областей изображения на слое.

4.Какой формат изображения лучше всего подходит для сохранения фотографий с высоким качеством?
Ответ: Формат JPEG.

5.Какие инструменты в Adobe Illustrator позволяют создавать сложные кривые формы?
Ответ: Инструмент "Ручка" и инструмент "Маркер".

6.Какие эффекты можно добавить к тексту в Adobe Photoshop?
Ответ: Тень, обводка, градиент и множество других.

7.Что такое "ретушь" в фотографии, и какие инструменты используются для нее?
Ответ: Ретушь - это процесс удаления недостатков и дефектов на фотографии. Для этого могут использоваться инструменты, такие как "Клонирование" и "Заполнение".

8.Какие виды анимации можно создать в Adobe After Effects?

Ответ: Движение объектов, спецэффекты, анимированный текст, трехмерная анимация и другие.

9.Какие инструменты в Adobe InDesign используются для создания макетов и верстки документов?
Ответ: Текстовые блоки, изображения, колонтитулы и таблицы.

10.В чем заключается преимущество использования масок и слоев в графических редакторах?
Ответ: Маски и слои позволяют более гибко управлять видимостью и редактированием элементов изображения.

11.Какие особенности следует учитывать при выборе цветовой схемы для дизайна?
Ответ: Цветовая гармония, контраст, читаемость текста на фоне и цветовая психология.

12.Какие типы файлов можно импортировать в Adobe After Effects для создания анимации?
Ответ: Видео, изображения, аудио и трехмерные модели.

13.Что такое "градиент" в графических редакторах, и как его можно настроить?
Ответ: Градиент - это плавное переход между двумя или более цветами. Его можно настроить по направлению и цветам в начале и конце перехода.

14.Какие инструменты в Adobe Illustrator позволяют создавать текстовые элементы?
Ответ: Инструмент "Текст" и инструмент "Текст по контуру".

15.Какие эффекты можно добавить к видео в Adobe Premiere Pro?
Ответ: Эффекты перехода, цветокоррекция, эффекты движения и звуковые эффекты.

16.Какие инструменты в CorelDRAW предназначены для работы с векторной графикой?
Ответ: Инструменты для создания кривых, текстовые инструменты и инструменты для создания фигур.

17.Какие основные шаги нужно выполнить при подготовке изображения для печати?
Ответ: Установка разрешения, цветовой режим CMYK, обрезка и добавление метаданных.

18.Что такое "слои" в графических редакторах, и как они упрощают работу?
Ответ: Слои - это отдельные слои изображения, которые можно редактировать независимо друг от друга. Они упрощают управление элементами на изображении.

19.Какие инструменты в Adobe Photoshop позволяют регулировать яркость и контраст изображения?
Ответ: Инструменты "Яркость/Контраст" и "Кривые".

20.Какие возможности предоставляют графические редакторы для работы с текстом?

Ответ: Редактирование шрифтов, размеров, цветов и стилей текста, а также создание текстовых эффектов и обтекание текстом изображений.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен к художественному проектированию объектов дизайна

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1.Для какого типа работ обычно используется векторная графика?
A) Ретуширование фотографий
B) Работа с текстом
C) Создание логотипов
D) Работа с цветами
Ответ: C) Создание логотипов

2.Какое расширение файла чаще всего ассоциируется с файлами Adobe Photoshop?
A) .jpg
B) .psd
C) .svg
D) .png
Ответ: B) .psd

3.В каком графическом редакторе можно работать с трехмерными моделями?
A) Adobe Illustrator
B) CorelDRAW
C) Blender
D) GIMP
Ответ: C) Blender
4.Какая из следующих команд используется для отмены последнего действия в большинстве графических редакторов?
A) Ctrl+Z
B) Ctrl+C
C) Ctrl+X
D) Ctrl+S
Ответ: A) Ctrl+Z

5.Какой инструмент в Adobe Photoshop используется для выделения объектов на изображении?
A) Кисть
B) Волшебная палочка
C) Рука
D) Очистка
Ответ: B) Волшебная палочка

6.Какое преимущество имеют растровые изображения над векторными изображениями в контексте фотографий?
A) Без потери качества можно увеличивать размер изображения
B) Изображения занимают меньше места на диске
C) Они подходят для создания логотипов
D) Они содержат текстовую информацию
Ответ: A) Без потери качества можно увеличивать размер изображения

7.Какой формат файла обычно используется для хранения прозрачных изображений?
A) .jpg
B) .png
C) .gif
D) .bmp
Ответ: B) .png

8.Какой инструмент в графических редакторах используется для изменения яркости, контраста и цветового баланса изображения?
A) Карандаш
B) Кисть
C) Фильтр
D) Регуляторы (яркость/контраст)
Ответ: D) Регуляторы (яркость/контраст)

9.Какой из перечисленных графических редакторов является бесплатным и с открытым исходным кодом?
A) Adobe Photoshop
B) GIMP
C) CorelDRAW
D) Adobe Illustrator
Ответ: B) GIMP

10.Какой инструмент в Adobe Illustrator используется для создания текстовых объектов?
A) Карандаш
B) Кисть
C) Текстовое поле
D) Ластик
Ответ: C) Текстовое поле

11.Какая команда используется для сохранения текущего проекта в большинстве графических редакторов?
A) Save As
B) Export
C) Copy
D) Print
Ответ: A) Save As

12.Какой инструмент в графических редакторах используется для вырезания части изображения и перемещения их в другое место?
A) Кисть
B) Волшебная палочка
C) Выделение и копирование
D) Рука
Ответ: C) Выделение и копирование

13.Для чего используется инструмент "Контур" в графических редакторах?
A) Для замены цветов на изображении
B) Для создания обводки вокруг объекта
C) Для изменения размера изображения
D) Для добавления текста
Ответ: B) Для создания обводки вокруг объекта

14.Какой графический редактор наиболее подходит для создания и редактирования векторных иконок?
A) Adobe Photoshop
B) CorelDRAW
C) GIMP
D) Adobe Illustrator
Ответ: D) Adobe Illustrator

15.Какой инструмент позволяет изменять цвета объектов в графических редакторах?
A) Заливка
B) Слои
C) Ретушь
D) Инструмент "Текст"
Ответ: A) Заливка


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1.Что такое графический редактор?
Ответ: Графический редактор - это программное обеспечение для создания, редактирования и обработки изображений.

2.Какие основные функции выполняют графические редакторы?
Ответ: Основные функции графических редакторов включают создание, редактирование, манипуляции и обработку изображений.

3.Какие популярные графические редакторы существуют на рынке?
Ответ: Photoshop, Illustrator, CorelDRAW, GIMP, и другие.

4.Для чего используется инструмент "Кисть" в графическом редакторе?
Ответ: Инструмент "Кисть" используется для рисования и раскрашивания изображений.

5.Что такое слой в графическом редакторе, и для чего он нужен?
Ответ: Слой - это отдельный уровень в изображении, который позволяет независимо редактировать элементы изображения без влияния на другие слои.

6.Что такое масштабирование изображения, и как это делается в графическом редакторе?
Ответ: Масштабирование - это изменение размера изображения. В графическом редакторе это делается с помощью инструментов изменения размера или масштабирования.

7.Какие форматы файлов поддерживаются в графических редакторах?
Ответ: Графические редакторы поддерживают различные форматы файлов, такие как JPEG, PNG, GIF, TIFF, PSD и другие.

8.Какие инструменты используются для вырезания и копирования части изображения?
Ответ: Инструменты "Лассо", "Маркер", и "Волшебная палочка" используются для выделения и вырезания части изображения.

9.Что такое цветовая палитра, и как она используется в графических редакторах?
Ответ: Цветовая палитра - это набор доступных цветов. В графических редакторах она используется для выбора цветов для рисования и заливки.

10.Какая разница между растровой и векторной графикой?
Ответ: Растровая графика представляет изображение как совокупность пикселей, в то время как векторная графика использует геометрические фигуры для описания изображения.
11.Для чего применяют фильтры в графическом редакторе?
Ответ: Фильтры используются для изменения внешнего вида изображения, добавления эффектов и коррекции цветовой схемы.

12.Что представляет собой "режим наложения" (blending mode) в графическом редакторе?
Ответ: Режим наложения определяет, как цвета на одном слое взаимодействуют с цветами на другом слое, что может создавать различные эффекты.

13.Каким образом можно создать градиент в графическом редакторе?
Ответ: Градиент создается путем перехода от одного цвета к другому по определенной траектории на изображении.

14.Какие инструменты позволяют изменять яркость и контрастность изображения?
Ответ: Инструменты для изменения яркости и контрастности включают в себя "Яркость/Контрастность" и "Кривые".

15.Для чего используется инструмент "Штамп" (Clone Stamp) в графическом редакторе?
Ответ: Инструмент "Штамп" используется для клонирования одной части изображения и копирования ее на другую часть изображения.

16.Какие инструменты предназначены для работы с текстом в графическом редакторе?
Ответ: Инструменты "Текст", "Текстовое поле" и "Текстовая область" предназначены для работы с текстом.

17.Что такое маска слоя, и для чего она используется?
Ответ: Маска слоя определяет, какие части слоя видимы или скрыты. Она используется для создания эффектов прозрачности и выделения.

18.Какие методы могут быть использованы для создания эффектов градиента и текстуры в графических редакторах?
Ответ: Для создания градиентов можно использовать инструменты градиента, а для текстуры - фильтры и маски текстуры.

19.Какие элементы композиции следует учитывать при создании дизайна в графических редакторах?
Ответ: Элементы композиции включают баланс, контраст, ритм, пропорции, иерархию и единство дизайна.

20.Какие особенности и инструменты предоставляются для работы с текстом в графических редакторах?
Ответ: Графические редакторы предоставляют инструменты для выбора шрифтов, размера текста, выравнивания и применения специальных эффектов к тексту.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена.
Для обучающихся, организуется экзамен в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 20.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «отлично» – верно выполнено более 85% заданий; «хорошо» – верно выполнено более 70% заданий, «удовлетворительно» верно выполнено более 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Боресков А.В., Шикин Е.В. КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Буковецкая О.А. Дизайн текста: шрифт, эффекты, цвет.: учеб. пособие М.: ДМК Пресс // ЭБС "Университетская библиотека online", 2006 e.lanbook.com
Л1.3 Клещев О. И. Типографика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Архитектон, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Диков А.В. Веб-технологии HTML и CSS: Учебное пособие М.: Директ-Медиа // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Молочков В. П. Макетирование и верстка в Adobe InDesign: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. История и теория дизайна: программа и метод. рекомендации для студентов дневной формы обучения Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Webref: руководства по веб-технологиям webref.ru
Э2 Caniuse: руководство по HTML и CSS caniuse.com
Э3 GridCalculator gridcalculator.dk
Э4 Grid Designer grid.mindplay.dk
Э5 Типомания: онлайн-словарь терминов typo.mania.ru
Э6 Эл.курс на тообразовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение учебной дисциплины предполагает посещение практических занятий, а также самостоятельную работу студента. На практических занятиях обсуждаются теоретические вопросы учебной дисциплины, а также решаются практические задания. Основная цель практических занятий - формирование практических умений и опыта, связанного с аспектами проектирования современного пользовательского интерфейса, а также развития познавательных способностей, творческой инициативы, самостоятельности и организованности. При выполнении самостоятельной работы следует внимательно читать, каким образом сформулировано задание, а также ознакомиться с критериями оценивания этого задания. Если при выполнении задания возникли вопросы или затруднения, следует обратиться к дополнительной литературе, задать вопрос преподавателю в часы консультации или с помощью системы обмена сообщениям электронного образовательного портала университета. Для эффективного освоения дисциплины рекомендуется выполнять задания систематично, последовательно, с опорой на материалы практических занятий, рекомендованную учебную литературу, собственные наблюдения и результаты собственного информационного поиска. Результаты выполнения самостоятельной работы обсуждаются на практических занятиях. Рекомендуется участвовать в таких обсуждениях для повышения качества учебных работ, для формирования навыков критической оценки и рефлексивных навыков.