МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и методика обучения и воспитания (английский язык)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра лингвистики, перевода и иностранных языков
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильАнглийский язык/Китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_АиК-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 71
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7
курсовая работа: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 71 71 71 71
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.филол. наук, Доцент, Савочкина Елена Александровна

Рецензент(ы):
д.филол.н., Профессор, Карпухина Виктория Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Теория и методика обучения и воспитания (английский язык)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 12.05.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Саланина О.С., к.филол.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 12.05.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Саланина О.С., к.филол.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "Теория и методика обучения и воспитания (английский язык)" является подготовка студентов к осуществлению основных профессиональных функций преподавателя английского языка.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.8

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
ОПК-2.1 Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования
ОПК-2.2 Проектирует индивидуальные образовательные маршруты освоения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ дополнительного образования в соответствии с образовательными потребностями обучающихся
ОПК-2.3 Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов
ОПК-3Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.1 Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.2 Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
ОПК-3.3 Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления
ОПК-5Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
ОПК-5.1 Осуществляет выбор содержания, методов, приемов организации контроля и оценки, в том числе с ИКТ, в соответствии с установленными требованиями к образовательным результатам обучающихся
ОПК-5.2 Обеспечивает объективность и достоверность оценки образовательных результатов обучающихся
ОПК-5.3 Выявляет и корректирует трудности в обучении, разрабатывает предложения по совершенствованию образовательного процесса
ОПК-6Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.1 Осуществляет отбор и применяет психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные) с учетом различного контингента обучающихся
ОПК-6.2 Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся
ОПК-6.3 Проектирует индивидуальные образовательные маршруты в соответствии с образовательными потребностями детей и особенностями их развития
ПК-1Способен осуществлять обучение иностранным языкам в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.1 Владеет формами и методами обучения
ПК-1.2 Знает критерии оценивания знаний и умений обучающихся
ПК-2Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения иностранных языков
ПК-2.1 Проектирует воспитательную деятельность и методы ее реализации с учетом требований ФГОС
ПК-2.2 Умеет организовать различные виды деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), применяет методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
ПК-2.3 Знает механизмы управления учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность
ПК-3Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания иностранных языков
ПК-3.1 Знает принципы реализации развивающей функции процесса обучения иностранным языкам
ПК-3.2 Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
ПК-4Способен к разработке и реализации программ учебных дисциплин по иностранным языкам в рамках основной общеобразовательной программы
ПК-4.1 Знает основные принципы разработки программ учебных дисциплин по иностранным языкам
ПК-4.2 Знает преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке
ПК-4.3 Реализует цели и содержание программ учебных дисциплин по иностранным языкам в рамках основной общеобразовательной программы
ПК-5Способен разрабатывать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса при обучении иностранным языкам
ПК-5.1 Владеет основными образовательными технологиями преподавания иностранных языков
ПК-5.2 Планирует и осуществляет учебный процесс по иностранному языку в соответствии с основными общеобразовательными программами
ПК-5.3 Проводит учебные занятия по иностранному языку, опираясь на достижения в области педагогической и педагогической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения
ПК-5.4 Организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, в области иностранных языков
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сущность процессов обучения и воспитания, их психологические основы; научные основы, историю и методологию курса преподавания английского языка; приемы и формы аудиторной и внеаудиторной работы для отработки основных речевых навыков обучающихся.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и адаптировать учебную и учебно-методическую литературу с целью успешного использования ее на уроках; разрабатывать различные типы аудиторных и внеаудиторных занятий, нацеленных на обучение говорению, аудированию, чтению и письму
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методикой проведения учебных и воспитательных мероприятий;самостоятельными и творческими приемами реализации аудиторной и внеаудиторной работы; методикой проведения различных по форме обучения занятий с учетом индивидуального подхода к учащимся; навыками отбирать и использовать необходимые учебные средства для реализации технологии обучения говорению, аудированию, чтению и письму

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Цели и содержание обучения ИЯ в средней школе
1.1. Цели и содержание обучения ИЯ в средних образовательных учреждениях. Лекции 7 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1
1.2. Структура мотивационной сферы; цель обучения; профессиональная компетентность учителя; общение как деятельность. Практические 7 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1
1.3. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 7 18 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1
Раздел 2. Обучение фонетике
2.1. Обучение фонетике. Лекции 7 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1
2.2. Принцип аппроксимации; характеристика звуковой системы ИЯ; работа с рифмовкой. Практические 7 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1
2.3. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 7 17 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1
Раздел 3. Обучение грамматике
3.1. Обучение грамматике. Лекции 7 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1
3.2. Характеристика грамматической системы ИЯ; условия формирования активного грамматического навыка; типология грамматических упражнений. Практические 7 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1
3.3. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 7 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1
Раздел 4. Обучение лексике
4.1. Обучение лексике. Лекции 7 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1
4.2. Формирование лексических навыков в различных ВРД; принципы отбора лексики; типология упражнений. Практические 7 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1
4.3. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 7 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1
Раздел 5. Обучение аудированию
5.1. Обучение аудированию. Лекции 7 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1
5.2. Виды аудирования; требования к текстам для аудирования; упражнения для формирования перцептивной базы. Практические 7 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л3.2
5.3. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 7 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1
Раздел 6. Обучение говорению
6.1. Обучение говорению. Лекции 7 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1
6.2. Говорение как ВРД; понятие речевой ситуации; обучение монологической речи; обучение диалогической речи. Практические 7 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л3.2
6.3. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 7 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1
Раздел 7. Обучение чтению
7.1. Обучение чтению. Лекции 7 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1
7.2. Чтение как ВРД; виды чтения; организация домашнего чтения. Практические 7 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1
7.3. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 7 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1
Раздел 8. Обучение письму
8.1. Обучение письму. Лекции 7 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1
8.2. Письмо как ВРД; психологическая характеристика письма. Практические 7 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л3.2
8.3. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 7 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1
Раздел 9. Принципы обучения ИЯ
9.1. Принципы обучения ИЯ. Лекции 7 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1
9.2. Классификация принципов обучения; методические принципы, дидактические принципы. Практические 7 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л3.2
9.3. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 7 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ:
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
ПК-4: Способен к разработке и реализации программ учебных дисциплин по иностранным языкам в рамках основной общеобразовательной программы
ПК-5: Способен разрабатывать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса при обучении иностранным языкам
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Цель обучения ИЯ. Указать правильный вариант:
а. Воспитательная
б. Образовательная
в. Практическая
г. Все варианты верны
Ответ: г
2. Компоненты коммуникативной компетентности (по Шейлзу). Указать правильный вариант:
а. Лингвистическая
б. Социолингвистическая
в. Стратегическая и социокультурная
г. Все варианты верны
Ответ: г
3. Когда появился коммуникативный подход в обучении ИЯ в России. Указать правильный вариант:
а. 30-е годы
б. 90-е годы
в. 80-е годы
Ответ: в
4. Критерии оценки современного учебника. Указать правильный вариант:
а. Соответствует требованиям Госстандарта
б. Учёт адресата
в. Осуществление коммуникативного подхода
г. Все варианты верны
Ответ: г
5. Упражнения, направленные на формирование коммуникативной компетенции. Указать неправильный вариант:
а. Ролевая игра
б. Моделированная ситуация
в. Текст
Ответ: в
6. Условно-речевые упражнения. Указать неправильный вариант:
а. С опорой на картину, фото
б. С опорой на аутентичный текст
в. Жесты, мимика
Ответ: а
7. Речевые упражнения. Указать неправильный вариант:
а. Диалог этикетного характера
б. Ролевая игра
в. Круглый стол
г. Пантомима
Ответ: г
8. Чтение. Виды чтения. Указать правильный вариант:
а. Просмотровое
б. Ознакомительное
в. Изучение
г. Все ответы верны
Ответ: г
9. Типология упражнений по работе с текстом. Указать верный вариант:
а. Подобрать заголовок к §
б. Задание на множество, выбор
в. Поиск конкретной информации
г. Все ответы верны
Ответ: г
10. Как формируется диалогическая речь сверху вниз? Указать неправильный вариант:
а. Стандартный способ с опорой на диалог-клише
б. Без опоры на клише
ответ: б
11. Как формируется диалогическая речь снизу верх? Указать неправильный вариант:
а. Диалог-просьба без опоры
б. Диалог-образец с опорой
Ответ: б
12. Отметить упражнения на формирование навыков записи (письма). Указать правильный вариант:
а. Списывание
б. Выписывание из текста или записывание со слуха при прослушивании (ответов, основных идей)
в. Нахождение в предложении и текстах ошибок и т. п.
г. Все варианты верны
Ответ: г
13. Упражнения, формирующие культурно-страноведческую компетенции (КСК). Социолингвистические языковые упражнения. Указать правильный вариант:
а. Фонетические: ритмико-интонационные и артикуляционные
б. Грамматические
в. Лексические
г. Все варианты верны
Ответ: г
14. К какой дисциплине отнести страноведение. Выбрать правильный вариант:
а. Географическая дисциплина
б. Историческая
в. Культурология
Ответ: а
15. Какие виды коллажа используются в обучении ИЯ? Указать правильный вариант:
а. Солнышко
б. Белые пятна
в. Закрытое ядро
г. Все варианты верны
Ответ: г
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69%
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Объяснение — это:
 Ответ: способ обучения путем изложения правил, описания значения слов и т.п
Вопрос 2. Вид упражнения в речевой деятельности, включающий некоторые учебные ограничения, а также использование наряду со способом учения «поиск», способа учения — «повторение», относят к:
 Ответ: условно-речевым упражнениям
Вопрос 3. Частные принципы обучения — это:
 Ответ: интерпретация тех или иных лингвистических, психологических или педагогических закономерностей в непосредственных условиях обучения конкретному предмету
Вопрос 4. Речевой навык — это способность ...
 Ответ: автоматизированно совершать речевое действие
Вопрос 5. Привязанность упражнений к ситуации называется:
 Ответ: ситуативностью
Вопрос 6. Обучение — это специальный вид деятельности, заключающийся в передаче ...
 Ответ: опыта одной группе людей другой, задачей которого является формирование навыков и умений
Вопрос 7. Ознакомительное упражнение — это вид упражнения, ...
 Ответ: цель которого ознакомить учащихся с новым материалом
Вопрос 8. Вид упражнения, совмещающего два способа учения: ознакомление и повторение — относят к:
 Ответ: ознакомительно-тренировочным упражнениям
Вопрос 9. Имплицитный подход — это:
 Ответ: формирование грамматических навыков без объяснения правил грамматики, на основе интуиции
Вопрос 10. Условно-речевые упражнения — это упражнения, ...
 Ответ: включающие некоторые учебные ограничения и использование, наряду со способом учения «поиск», способа учения — повторения
Вопрос 11. Способ учения путем заучивания и выполнения упражнений, нацеленный на закрепление в долговременной памяти приобретенных знаний — это:
 Ответ: повторение
Вопрос 12. Семантизация лексики — это:
 Ответ: раскрытие значений лексических единиц
Вопрос 13. Реальные или предполагаемые закономерности, сформулированные как нормативные положения, которыми следует руководствоваться в учебном процессе, называются:
 Ответ: принципами обучения
Вопрос 14. Способы учения — это:
 Ответ: одна из возможных психологических операций учащихся совершить учебное действие
Вопрос 15. Подстановочные упражнения — это тип упражнения, ...
 Ответ: подразумевающий замену одного из элементов фразы
Вопрос 16. Дидактические принципы обучения — это:
 Ответ: категория дидактики, определяющая правила использования законов обучения в соответствии с целями воспитания и образования
Вопрос 17. Учебник является:
 Ответ: комплексным средством обучения, способным в той или иной степени реализовывать функции учителя в их совокупности
Вопрос 18. Сложный вид речевой деятельности, заключающийся в ознакомлении с текстом с целью выделения из него содержания с целью его письменного изложения, называется:
 Ответ: реферированием
Вопрос 19. Способ обучения, заключающийся в оценке действий учащихся, и которому всегда предшествует контроль
 Ответ: подкрепление
Вопрос 20. Знание является:
 Ответ: продуктом общественной, материальной и духовной деятельности людей
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69%

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ:
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения иностранных языков
ПК-3: Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания иностранных языков
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Термин «Межкультурная коммуникация» был введен:
А. З.Фрейдом
Б. Э.Холлом
В. Л..С. Выготским
Ответ: Б
2. Формы межкультурной коммуникации:
А) Линейная, прямоугольная, круговая
Б) Линейная, гносеологическая, информативная
В) Линейная, транзакционная, интерактивная
Ответ: В
3. Цели коммуникации:
А) сокрытие информации, ее кодирование, обмен опытом
Б) не допущение раскрытия принимаемых решений
В) обмен и передача информации, обмен эмоциями, обмен опытом
Ответ: В
4. Межкультурная коммуникация — это:
А) совокупность методов и способов ведения бизнеса и воздействия на партнеров с целью получения прибыли
Б) отношение людей к событиям и фактам социальной действительности и их
оценка
В) совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам
Ответ: В
5. Для осуществления процесса коммуникации необходимо участие:
А) по крайней мере, двух сторон
Б) хотя бы одной стороны
В) более чем двух сторон
Ответ: А
6. К каналам коммуникации относят:
А) сокрытие информации, ее кодирование, обмен опытом
Б) обмен и передача информации, обмен эмоциями, обмен опытом
В) средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю
Ответ: В
7. Вербальные средства общения:
А) переписка, приказы, распоряжения, служебные записки
Б) использование речи, языка и слов
В) жесты, мимика, телодвижения, одежда, взгляды, манера держать себя
Ответ: Б
8. Символы в межкультурной коммуникации:
А) это условные знаки, обозначающие какие-то предметы, процессы, явления
Б) это информация в исходном виде, которую автор хочет передать получателю, идея
В) это желание вступить в общение с другим человеком
Ответ: А
9. Невербальные средства общения:
А) переписка, приказы, распоряжения, служебные записки
Б) жесты, мимика, телодвижения, одежда, взгляды, манера держать себя
В) использование речи, языка и слов
Ответ: Б
10. Название коммуникативной модели ИСКП расшифровывается как:
А) источник - сообщение – канал - получатель
Б) информация - сообщение – коммуникация - получатель
В) источник – событие – канал - публикация
Ответ: А
11. Общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что является желательным, правильным и полезным – это:
А) ценности
Б) традиции
В) обычаи
Ответ: А
12. К определению культурные универсалии можно отнести выражение:
А) осознание человеком своей принадлежности к определенной социальной
общности как носительнице конкретной культуры
Б) формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей
В) это черты, присущие всем без исключения культурам
Ответ: В
13. Метод научного познания, сущность которого в разделении социокультурных систем и объектов, их группировка с помощью обобщенной идеальной модели или типа — это:
А) культурные универсалии
Б) компоненты культуры
В) типология культуры
Ответ: В
14. К компонентам культуры относятся:
А) знания, влияние, ответственность, экономность
Б) влияние, выбор методов
В) знания, ценности, нормы, обряд, обычай, ритуал, традиции.
Ответ: В
15. Социокультурная идентичность это:
А) осознание человеком своей принадлежности к определенной социальной
общности как носительнице конкретной культуры
Б) формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей
В) это черты, присущие всем без исключения культурам
Ответ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69%

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. Как называются элементы социокультурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном обществе в течение длительного времени?
Ответ: традиции
2.Как называют динамичную систему знаний, ценностей, творений и действий, производимых людьми?
Ответ: культура
3.Какое понятие представляют следующие функции: познавательная, историческая преемственность, знаковая, ценностная, коммуникативная, гуманистическая, регулятивно-нормативная, социальной интеграции?
Ответ: культуру
4. Что является коммуникативной средой?
Ответ: все, что окружает человека, что составляет его среду обитания и общения является коммуникативной средой.
5. Что такое коммуникативная цель?
Ответ: это стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт.
6. Что является коммуникативными событиями в сфере бизнес – коммуникации?
Ответ: собрание, заседание
7. Как называется наука о формах (знаках), средствах выражения значения?
Ответ: семиотика или семиология
8. Что такое коммуникативная интенция?
Ответ: это намерение коммуниканта осуществить то или иное действие через
коммуникативный акт или с его помощью.
9. Что такое функциональный параметр коммуникативной личности?
Ответ: Практическое владение вербальными и невербальными средствами для осуществления коммуникативных функций; умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации и условий общения; построение дискурса в соответствии с нормами кода и правилами этикета.
10. Каковы правила коммуникативного поведения в группе?
Ответ: взаимное признание статусов участников общения как коммуникантов и как членов группы; кроме того, публичное оценивание достижения других; умение вовремя разрядить обстановку (шутка, анекдот); умение выразить согласие с групповыми идеями, действиями и решениями; умение предложить нужную информацию и идеи группе.
11.Дайте определение проксемики.
Ответ: Одна из наук, занимающаяся невербальной коммуникацией, обозначающая поведение в пространстве, значение дистанции между собеседниками.
12. Какие типы реакций на другую культуру являются неверными?
Ответ: отрицание культурных значений, защита собственного превосходства, минимизация культурных различий, адаптация к новой культуре, интеграция.
13. Дайте определение такесики.
Ответ: Одна из наук, занимающаяся невербальной коммуникацией, изучающая роль прикосновений при общении.
14. Что такое аккультурация?
Ответ: результат взаимного влияния взаимодействующих культур, при котором представители одной культуры принимают ценности, нормы, обычаи и традиции другой культуры.
15. Какими чертами характеризуются страны с преобладанием мужественной культуры?
Ответ: приверженность общества таким ценностям, как рекорды, достижения, героизм, упорство в достижении цели, материальный успех
16. Как называют условные знаки, обозначающие какие-то предметы, процессы, явления?
Ответ: символы
17. Как называются общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что является желательным, правильным и полезным?
Ответ: ценности
18. Что такое социокультурная идентичность?
Ответ: осознание человеком своей принадлежности к определенной социальной общности как носительнице конкретной культуры.
19. Что такое типология культуры?
Ответ: Метод научного познания, сущность которого в разделении социокультурных систем и объектов, их группировка с помощью обобщенной идеальной модели или типа.
20. Какие средства общения представляют жесты, мимика, телодвижения, одежда, взгляды, манера держать себя?
Ответ: невербальные

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69%

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ:
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ПК-1: Способен осуществлять обучение иностранным языкам в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Slang is used
a) to show that the speaker shares the same idea as are possessed by his communicants;
b) to make speech more expressive;
c) to produce humorous effect.
Answer: b
2. The sentence "I would give you the whole world to know " contains
a) zeugma;
b) hyperbole;
c) inversion.
Answer: b
3. Metonymy is
a) a description of an object;
b) a transfer of a name of one object to another with which it is in some way connected;
c) a comparison of two things.
Answer: b
4. A sentence where one of the main members is omitted is
a) rhetorical question;
b) parallelism;
c) elliptical sentence.
Answer: c
5. If bookish words are used in colloquial context
a) they elevate the speech;
b) they produce humorous effect;
c) they characterize the speaker as a well-educated person.
Answer: c
6. A delibarate exaggeration of some quantity or quality is
a) hyperbole;
b) metonymy;
c) metaphor.
Answer: a
7. The sentence "The long arm of the law will catch him in the end" contains
a) hyperbole;
b) epithet;
c) persomfication.
Answer: c
8. Inversion is
a) broken word order;
b) play on words;
c) a trasfer of the name of one object to another.
Answer: a
9. A description of an object or an idea as if it were a human being is .
a) epithet;
b) similie;
c) personification.
Answer: c
10. The stylistic device in the sentence "Bill gets down on his all fours, and a look comes in his eye like a rabbit’s when you catch it in a trap" is
a) similie;
b) epithet;
c) irony.
Answer: a
11. Indicate the sentence, which constitutes a simile:
a) "She writes novels as Agatha Cristie"; :
b) "She is as talkative as a parrot"-,
c) "She sings like Madonna".
Answer: b
12. Archaisms may be used in a literary text.
a) to show that the speaker is attacked to usage of unusual words;
b) create the historic atmosphere;
c) to produce humorous effect.
Answer: b
13. A trasfer of the name of one object to another with which it is in some way connected is
a) personification;
b) metonymy;
c) metaphor.
Answer: b
14. Rhetorical question is
a) a statement in the form of a question which needs no answer;
b) a sentence where one member is omitted;
c) a comparison of two things.
Answer: a
15. A comparison of two things which are quite different, but which have one important quality in common is
a) epithet;
b) zeugma;
c) similie.
Answer: c

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69%

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1.What is the definition of style by Vinogradov?
Answer: Style is a system of coordinated, interrelated and interconditioned language means intended to fulfil a specific function of communication and aiming at a definite effect. (V V Vinogradov)
2.What is stylistics?
Answer: Stylistics is a branch of general linguistics which deals mainly with two interdependent tasks: a) the investigation of the inventory of special language media which by their ontological features secure the desirable effect of the utterance; and b) certain types of texts (discourse) which due to the choice and arrangement of language means are distinguished by me pragmatic aspect of the communication. (I. R Galperin)
3.What is functional stylistics?
Answer: Functional stylistics deals with paradigms of language units of all levels of language hierarchy serving to accommodate the needs of certain typified communicative situations.
4. What do you about individual style study?
Answer: Individual style study puts particular emphasis on the study of an individual author's style, looking for the correlations between the creative concepts of me author and the language of his works.
5. What is the main concern of practical stylistics?
Answer: Practical stylistics proceeds from the norms of language usage at a given period and teaches these norms to language speakers especially those who deal with the language professionally (editors, publishers, writers, journalists, teachers).
6. What does "foregrounding" mean?
Answer: Foregrounding is the ability of a verbal element to obtain extra significance to say more in a definite context.
7. What types of lexical meaning do you know and what stipulates their existence and differentiation?
Answer: Denotational meaning informs of the subject of communication. Connotational meaning informs of the participants and conditions of communication.
8. What is a metaphor?
Answer: METAPHOR is transference of names based on the associated likeness between two objects, (pancake, ball, volcano =the sun; silver dust, sequins -the stars).
9. What is a metonymy?
Answer: METONYMY is based on nearness of objects or phenomena. It's the use of one word for another that it suggests, as the effect for the cause, the container for the thing contained, the instrument for the action, etc.
E. g.: Will you have another cup? (of tea).
10. What are antonomasia and synecdoche?
Answer: SYNECDOCHE is a type of metonymy which is based on the relations between the part and the whole, individual for the class or singular for the plural.
E.g.: For there can live no hatred in thine eye .( = eyes)
ANTONOMASIA is a type of metonymy in which a proper name is used to express a general idea (Othello – a jealous man; Morpheus - sleep; He is the Napoleon of crime).
11. What is a pun?
Answer: PUN consists in deliberate usage of one word-form in two meanings for the humorous effect
E.g.: Have you been seeing any spirits? - Or taking any? ( spirits -1) supernatural forces; 2) strong drinks).
12. What is a zeugma?
Answer: ZEUGMA is deliberate usage of polysemantic verbs with two or more homogenous members which are not connected semantically.
E.g.: He took his hat and his leave, (to take a hat; to take a leave)
She went home in a flood of tears and a sedan chair, (to go home in a flood of tears; to go home in a sedan chair).
13. What is a hyperbole?
Answer: HYPERBOLE is a SD in which emphasis is achieved through deliberate exaggeration. It relies on the foregrounding of the emotional meaning (the sea depth of her eyes).
14. What is understatement? In what way does it differ from hyperbole?
Answer: UNDERSTATEMENT is'a SD aimed at underrating characteristic features of me object Eg.: We danced on the handkerchief-size space between the tables.
15. What is an oxymoron?
Answer: OXYMORON consists in the use of two semantically contrasting notions.
Eg.: О loving hate! О heavy lightness! cold fire; sick health.
16.What is a simile?
Answer: SIMILE - an imaginative comparison of two unlike objects belonging to two different classes.
17.What is a personification?
Answer: PERSONIFICATION is a metaphor involving likeness between inanimate and animate objects, (the face of London; the pain of the ocean; the smiling sea).
18.What is a stylistic device?
Answer: STYLISTIC DEVICE (SD) is a conscious and intentional intensification of some typical structure and/or semantic property of a language unit. SDs always carry additional information and require a certain effort to decode their meaning.
19.What are expressive means?
Answer: EXPRESSIVE MEANS (EMs) are those phonetic, morphological, word-building, lexical, phraseological and syntactical forms which exist in language-as-a-system for the purpose of logical and/or emotional intensification of the utterance. EMs are concrete facts of language. They follow the natural course of thought and have a rather high degree of predictability.
20.What is a periphrasis?
Answer: PERIPHRASIS - a SD which consists of using a roundabout form of expression instead of a simple one, i.e. using a more or less complicated syntactical structure instead of a word.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Cтруктура мотивационной сферы.
2. Профессиональная компетентность учителя.
3.Общение как деятельность;
4.Характеристика звуковой системы ИЯ;
5. Принципы работы с рифмовкой
6. Характеристика грамматической системы ИЯ;
7.Условия формирования активного грамматического навыка;
8. Типология грамматических упражнений;
9. Формирование лексических навыков в различных ВРД;
10. Принципы отбора лексики;
11.Типология упражнений;
12.Виды аудирования;
13. Требования к текстам для аудирования;
14. Упражнения для формирования перцептивной базы;
15.Говорение как ВРД;
16.Понятие речевой ситуации;
17.Обучение монологической речи;
18.Обучение диалогической речи;
19.Чтение как ВРД;
20.Виды чтения;
21.Организация домашнего чтения;
22.Письмо как ВРД;
23.Психологическая характеристика письма.
24.Классификация принципов обучения; методические принципы, дидактические принципы

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1) Основные направления лингводидактики. Лингводидактика как наука.
2) Лингводидактика в системе педагогических и лингвистических дисциплин.
3) Современные приемы, организационные формы и технологии воспитания, обучения и оценки качества результатов обучения.
4) Лингводидактическая система преподавания языка.
5) Типы преподавания языка.
6) Принципы преподавания языка.
7) Средства преподавания языка.
8) Методы обучения языку.
9) Особенности конструирования учебного процесса и разработки учебно-методическое обеспечение для разных уровней и этапов обучения с использованием достижений отечественного и зарубежного методического наследия, современных методических направлений и концепций обучения иностранным языкам и лингвистическим дисциплинам.
10) Современные образовательные технологии и приемы формирования межъязыковой и межкультурной коммуникативной компетенции.
11) Лингводидактика в высшей школе.
12) Формы занятий по языку в вузе. Лекция. Практическое занятие. Лабораторная. Формы аттестации.
13) Лингводидактика в системе ДПО.
14) Обучение иностранному языку как процесс передачи знаний об иностранном языке и формирование навыков и умений иноязычной речи.
15) Общеобразовательные цели обучения как цели, предусматривающие становление всесторонне развитой личности.
16) Методические принципы обучения как закономерности, отражающие специфику процесса обучения данному предмету и составляющие основу методов обучения.
17) Коммуникативный принцип обучения как принцип, требующий максимального приближения процесса обучения к реальному процессу общения.
18) Общие методические принципы как постоянно действующие принципы обучения предмету независимо от целей и условий обучения.
19) Показ как способ обучения путем демонстрации, использования наглядных пособий.
20) Приемы обучения как конкретные действия и операции преподавателя, цель которых передать знания, сформировать навыки и умения, стимулировать учебную деятельность учащихся для решения частных задач для процесса обучения.


ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:
ОБРАЗЕЦ 1
Разработайте комплекс упражнений, предназначенных для формирования лексического навыка.
ОБРАЗЕЦ 2
Разработайте комплекс упражнений, предназначенных для формирования произносительных навыков.
ОБРАЗЕЦ 3
Разработайте комплекс упражнений, предназначенных для формирования грамматического навыка.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам.: М., 2002
Л1.2 Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: М.:, 2008
Л1.3 Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в школе: М.:, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сериков В.В., Сластенин В.А., Колесникова И.А. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2008
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Дьяченко И.Н. Методика преподавания иностранного языка (методические указания): метод. указания Барнаул: АлтГУ, 2006
Л3.2 Дьяченко И.Н. Методические указания по педагогической практике по иностранному языку.: метод. указания Барнаул: АлтГУ, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Теория и методика обучения и воспитания (английский язык) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader(http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа данного курса предусматривает использование активных и интерактивных форм проведения занятий. Ведущим элементом в системе обучения является лекция, цель которой состоит в рассмотрении теоретических вопросов дисциплины в логически выдержанной форме. Главная цель лекций – сформировать у студентов системное представление об изучаемом предмете, обеспечить усвоение будущими специалистами принципов и закономерностей развития соответствующей научно-практической области, а также методов применения полученных знаний.
Лекции строятся с учетом различных дидактических принципов: логичности высказывания, последовательности изложения, постепенного нарастания трудности, опоры на предыдущие знания. В ходе лекций предпринимается попытка стимулировать мыслительную деятельность студентов при помощи вопросов, заданий дедуктивного и индуктивного характера.
Главная цель практических занятий – не только проверить и закрепить, но и углубить знания студентов по той или иной теме, сформировать систему навыков их использования, привить необходимые практические умения. Данная цель предполагает решение следующих задач: создавать на практических занятиях условия для формирования творческого мышления и научить студентов самостоятельно анализировать поведенческие и языковые ситуации. Большую роль в решении названных задач играет внедрение элементов проблемного обучения в практику занятий.
Практические занятия предусматривают следующие формы:
- выполнение , упражнений, призванных закрепить и углубить знания студентов по различным темам;
- обсуждение заданий, целью которых является проверка знаний студентов по определенной теме;
Работа над материалом начинается с толкования предмета и задач теории МКК и продолжается рассмотрением проблем и их разделов.
Тема занятия и список вопросов, которые будут разбираться, оглашаются заранее. Иногда материалы, вынесенные на обсуждение (например, основные причины того или иного поведения) предоставляются его участникам для предварительного ознакомления, поэтому готовиться к предстоящему диспуту студентам обязательно – преподаватель за занятии становится лишь координатором беседы.
При подготовке к практическим занятиям и при самостоятельной работе целесообразно основные теоретические представления формировать на базе основной и дополнительной литературы.
Рекомендации для студентов по подготовке к зачету и экзамену :
- перед зачетом экзаменом необходимо проработать конспекты лекций по всем пройденным темам курса ;
- рекомендуется чтение основной литературы по темам;
- необходимо повторить методики обучения основным аспектам речи.