Закреплена за кафедрой | Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) |
Профиль | Английский язык/Китайский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 44_03_05_АиК-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | 19 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 14 | 14 | 30 | 30 |
Практические | 20 | 20 | 22 | 22 | 42 | 42 |
Сам. работа | 36 | 36 | 45 | 45 | 81 | 81 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 108 | 108 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков
Протокол от 11.05.2022 г. № 10
Заведующий кафедрой д.м.н., профессор Морозова Ольга Петровна
1.1. | подготовить выпускника-бакалавра, знающего основные характеристики, функции и типы языков мира |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1 |
УК-3 | Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде |
УК-4 | Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | все основные способы осуществления социального взаимодействия все основные нормы и правила осуществления деловой коммуникации в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранных языках |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | реализовать на практике свою роль в команде, все основные способы осуществления социального взаимодействия использовать на практике все основные нормы и правила осуществления деловой коммуникации в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранных языках |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | профессиональным умением реализовать на практике свою роль в команде, все основные способы осуществления социального взаимодействия профессиональным умением использовать на практике все основные нормы и правила осуществления деловой коммуникации в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранных языках |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общие вопросы языкознания. | ||||||
1.1. | Языкознание как наука: предмет, объект, методы. Функции языка. Язык речь, речевая деятельность. Язык и общество. Социолингвистика как раздел языкознания. Социальные общности и типы языков. Межнациональное общение и современные языковые союзы. Проблема происхождения языка. Национальный язык. Литературный язык. Язык как семиотическая система. Уровни языка и его единицы. Язык и мышление. Сравнительно-историческое языкознание. Лингвистическая типология. Методы языкознания. | Лекции | 1 | 16 | УК-3, УК-4 | Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Историческое развитие языка. Национальный языки его стили. Язык как семиотическая система. Язык и мышление. Сравнительно-историческое и типологическое языкознание. | Практические | 1 | 20 | УК-3, УК-4 | Л1.1 |
1.3. | Сам. работа | 1 | 36 | УК-3, УК-4 | Л1.1 | |
Раздел 2. Система и структура языка. | ||||||
2.1. | Фонетика. Фонология. Письмо. Лексикология. Фразеология. Лексикография. | Лекции | 2 | 14 | УК-3, УК-4 | Л1.1 |
2.2. | Фонетика. Фонология. Письмо. Лексикология. Фразеология. Лексикография. | Практические | 2 | 22 | УК-3, УК-4 | |
2.3. | Сам. работа | 2 | 45 | УК-3, УК-4 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Основы языкознания.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А.М. Камчатнов, Н.А. Николина | Введение в языкознание: учеб. пособие | М. // ЭБС «Лань», 2012, 2016 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Хромов С.С. | Общее языкознание: лекции. : | М.: Изд. Центр ЕАОИ. ЭБС «Университетская библиотека online»., 2011 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90653 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | thinkaloud.ru | |||
Э2 | slovari.yandex.ru | |||
Э3 | www.linguists.narod.ru | |||
Э4 | Основы языкознания | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Windows 10 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
- http://www.multitran.ru - http://slovari.yandex.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические указания студентам по изучению дисциплины «Основы языкознания» Основным видом учебных занятий по курсу являются лекционные и практические занятия. Основная цель курса – ознакомить студентов с основными положениями и концепциями общего языкознания (учитываются как традиционные, так и современные подходы). Целью освоения учебной дисциплины "Основы языкознания" является подготовить выпускника, знающего основные характеристики, функции и типы языков мира Работа на лекции На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (или их заменяющие с последними достижениями науки). Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: "важно", "особо важно", "хорошо запомнить" и т.п. Целесообразно разработать собственную "маркографию" (значки, символы), сокращения слов. Подготовка к практическим занятиям. Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны прежде всего внимательно ознакомиться с его планом (по планам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой, рекомендованной к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям, предложенным для запоминания к каждой теме семинаров. Отвечать на тот или иной вопрос учащимся рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения, свободно оперировать лингвистическими понятиями и категориями. Практические занятия преподаватель может проводить в различных формах: обсуждение вопросов темы, выполнение письменных работ, заслушивание докладов по отдельным вопросам и их обсуждение на занятии. Например: Практическое занятие № 1 Историческое развитие языка. Национальный языки его стили 1. Национальный язык и литературный язык. 2. Понятие «языковая норма». Социальные диалекты, жаргоны, сленг. 3. Язык художественной литературы. Критерии оценки на экзамене: Оценка «отлично» выставляется студенту в том случае, когда он успешно показал глубокое знание теоретических вопросов в области переводоведения, умение проиллюстрировать изложение практическими примерами, полно и подробно ответил на вопросы билета и вопросы членов экзаменационной комиссии. Оценка «хорошо» выставляется студенту, показавшему глубокое знание теоретических вопросов в области переводоведения, умение проиллюстрировать изложение практическими примерами, полно и подробно ответившим на вопросы билета и вопросы членов экзаменационной комиссии, но допустившему при ответе незначительные ошибки. Оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, сдавшим экзамен со значительными замечаниями, показавшим знание основных положений теории при наличии значительных недостатков в деталях, испытывающим трудности с иллюстрированием изложения практическими примерами, с ответом на вопросы членов комиссии. Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент показал существенные пробелы в знаниях основных положений теории перевода, которые не позволяют ему ответить на вопросы билета и вопросы членов комиссии. Образец билета: 1. Предмет и объект языкознания. Общее, частное, прикладное языкознание. 2. Внутренняя речь. |