МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика подготовки школьников к ОГЭ и ЕГЭ по иностранному языку

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра лингвистики, перевода и иностранных языков
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильАнглийский язык/Китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_АиК-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Лабораторные 18 18 18 18
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Дьяченко Ирина Николаевна;к.филол.н., доцент, Широких Ирина Алексеевна

Рецензент(ы):
д.филол.н., профессор, Карпухина Виктория Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Методика подготовки школьников к ОГЭ и ЕГЭ по иностранному языку

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 12.05.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.филол.н., доцент Саланина Ольга Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 12.05.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой к.филол.н., доцент Саланина Ольга Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "Методика подготовки школьников к ОГЭ и ЕГЭ по иностранному языку" является подготовка студентов к осуществлению основных профессиональных функций преподавателя иностранного языка в школе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять обучение иностранным языкам в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.1 Владеет формами и методами обучения
ПК-1.2 Знает критерии оценивания знаний и умений обучающихся
ПК-2Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения иностранных языков
ПК-2.1 Проектирует воспитательную деятельность и методы ее реализации с учетом требований ФГОС
ПК-2.2 Умеет организовать различные виды деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), применяет методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
ПК-2.3 Знает механизмы управления учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность
ПК-3Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания иностранных языков
ПК-3.1 Знает принципы реализации развивающей функции процесса обучения иностранным языкам
ПК-3.2 Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.структуру учебных программ и методических комплексов;
современные воспитательные и образовательные системы, иметь представление о методах педагогических исследований;
методику составления аннотации;
современные методики и технологии обучения и воспитания;
дидактику предмета иностранного языка, структуру учебных программ и методических комплексов.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать педагогическую деятельность;
совершенствовать преподавательское мастерство;
анализировать научный текст;
разрабатывать различные образовательные и воспитательные типы занятий;
организовать и анализировать педагогическую деятельность.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методикой проведения различных по форме обучения занятий с учетом индивидуального подхода;
современными технологиями обучения;
приемами аннотирования учебно-методических материалов;
методами организации учебной и воспитательной деятельности студентов;
методикой проведения различных по форме обучения занятий с учетом индивидуального подхода к студентам. Организовать учебную деятельность студентов, управлять ею и оценивать ее результаты.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Факторы, определяющие специфику современной системы обучения иностранному языку в школе
1.1. Факторы, определяющие специфику современной системы обучения иностранному языку в школе Лекции 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1
1.2. Социально экономические и политические факторы. Социально педагогические факторы. Социо-культурные и индивидуальные факторы. Ролевая игра. Лабораторные 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1
1.3. Социально экономические и политические факторы. Социально педагогические факторы. Социо-культурные и индивидуальные факторы. Ролевая игра. Практические 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1
1.4. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 8 16 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Профессиональная деятельность преподавателя иностранного языка
2.1. Профессионально значимые качества и умения. Специфика взаимодействия преподавателя и обучающегося в процессе обучения иностранному языку. Ролевая игра. Лабораторные 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1
2.2. Профессионально значимые качества и умения. Специфика взаимодействия преподавателя и обучающегося в процессе обучения иностранному языку. Ролевая игра. Практические 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1
2.3. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 8 16 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Планирование учебного процесса по иностранному языку в школе
3.1. Планирование учебного процесса по иностранному языку в шуоле Лекции 8 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1
3.2. Виды планирования. Принципы планирования занятий. Типология домашних заданий. Ролевая игра. Лабораторные 8 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1
3.3. Виды планирования. Принципы планирования занятий. Типология домашних заданий. Ролевая игра. Практические 8 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1
3.4. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 8 18 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Контроль на занятиях по иностранному языку
4.1. Цель и задачи контроля. Объекты контроля. Виды контроля. Формы контроля. Приемы контроля и самоконтроля. Роль тестов. Нормы и критерии оценок. Ролевая игра. Лабораторные 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1
4.2. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 8 16 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в он-лайн курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11363
Примеры заданий закрытого типа.
1. Felix phoned the fire brigade when the cooker … fire.
A. catched;
B. caught;
C. was caught;
Answer: B
2. Oh, I’m sorry, I’ve spilt some tea. Where … you … the paper towels?
A. are … keeping;
B. do … keep;
C. have … kept;
Answer: B
3. Now, where are my keys? This is the third time I … them today!
A. lose;
B. am losing;
C. have lost;
Answer: C
4. Oh, no. Look at the stage of the kitchen! The children … .
A. have been cooking;
B. had been cooking;
C. cooks;
Answer: A
5. … Giovannis’ restaurant is next to Midland Bank in Bath Street.
A. a;
B. the;
C. - ;
Answer: C
6. … publishing house he turned to last week didn’t accept his terms.
A. a;
B. the;
C. - ;
Answer: B
7. At the interview the three of us put down … e-mail addresses.
A. ourselves’;
B. ourself’s;
C. each other’s;
Answer: C
8. … nothing happened they would not have been so upset.
A. Did;
B. Was;
C. Had;
Answer: C
9. I have no idea where she is. She … have overslept.
A. should;
B. ought to;
C. might;
Answer: C
10. It was necessary that everybody … .
A. were present;
B. were presented;
C. be present;
Answer: C
11. Ask your sister if she could give me a(n) … with the washing-up.
A. aid;
B. assistance;
C. hand;
Answer: C
12. Look at that brooch! I only paid 3 pounds for it at the sale. It was a real … .
A. affair;
B. bargain;
C. benefit;
Answer: B
13. That work is needed by next Thursday, so make sure you keep to the … .
A. dead end;
B. deadline;
C. deadlock;
Answer: B
14. Although I play the piano quite well, I still can’t … .
A. play a score;
B. read a score;
C. read music;
Answer: C
15. She works … a fashion model, no wonder she dresses like a queen.
A. as;
B. as that;
C. like;
Answer: A
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. "Зачтено" верно выполнено более 50% задания. "Не зачтено" выполнено 50 и менее 50% задания.
Примеры заданий открытого типа.
1. Give me a ... (помощь) with my composition.
Answer: hand
2. I'll make ... (решу) my mind about it soon.
Answer: up
3. It's difficult to put ... ... (примириться) with unfair decision.
Answer: up with
4. Don't beat about the ... (не ходи вокруг да около)! Speak bluntly.
Answer: bush
5. His performance was an .... (мгновенный) success.
Answer: overnight
6. Do you know what his ... (направление) of business is?
Answer: line
7. The ... (конечный срок выполнения) of your course paper is next Friday.
8. The game isn't worth ... (Игра не стоит свеч)
Answer: candle
9. I'll go to all the ... (на все) to get that promotion.
Answer: lengths
10. God helps those who help ... . (Береженого бог бережет).
Answer: themselves
11. There's no use crying over spilt ... (После драки кулаками не машут).
Answer: milk
12. Put it where the monkey put the ... . (Скажи это кому-нибудь другому)
Answer: nuts
13. Unfortunately, he did not pass his exam, he ... (завалил) it.
Answer: failed
14. The state school in England is called ... .
Answer: public school
15. The first-year student in american colleges and Universities is called a ... .
Answer: freshman
16. The person who gets his first defree at University is called a ... .
Answer: Bachelor
17. The person who gets his degree after postgraduate school is called a ... .
Answer: Master
18. The highest scientific degree in Great Britain is a ... .
Answer: Professor
19. A teacher who is responsible for the assistance to a student in scientific research is called a ... .
Answer: scientific advisor
20. The private school for senior boys in Great Britain is called a ... .
Answer: public school
21. If I ... (be) a University professor, I would be a demanding teacher on my studets.
Answer: were
22. If you ... (be) at that time with me, you could have helped me.
Answer: had been
23. If the weather ... (be) fine tomorrow, we will go to the country.
Answer: is
24. You might ... (help) me at that time with my project.
Answer: have helped
25. I wish they ... (help) me any time I ask them.
Answer: helped
26. I suggest you ... (sign) the contract as soon as possible.
Answer: sign / should sign
27. The ship sank quickly but everybody ... (смогли) resque.
Answer: was able to
28. I ... (work) on this project for a long period of time.
Answer: have been working
29. I'm tired of you! You ... always ... (complain) of your life.
Answer: are ... complain
30. I ... (walk) along the street when I saw an accident.
Answer: was walking



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. "Зачтено" верно выполнено более 50% задания. "Не зачтено" выполнено 50 и менее 50% задания.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Теоретические вопросы к промежуточной аттестации (зачет)
1. Основные документы, входящие в пакет КИП по ОГЭ.

2. Основные документы, входящие в пакет КИП по ЕГЭ.

3. Составляющие КИП по ОГЭ.

4. Составляющие КИП по ЕГЭ.

5. Задания, составляющие раздел по аудированию в ОГЭ.

6. Задания, составляющие раздел чтения в ОГЭ.

7. Задания, составляющие раздел по грамматике в ОГЭ.

8. Задания, составляющие раздел письма в ОГЭ.

9. Задания, составляющие раздел говорения в ОГЭ.

10. Задания, составляющие раздел по аудированию в ЕГЭ.

11. Задания, составляющие раздел чтения в ЕГЭ.

12. Задания, составляющие раздел по грамматике в ЕГЭ.

13. Задания, составляющие раздел письма в ЕГЭ.

14. Задания, составляющие раздел говорения в ЕГЭ.

15. Рекомендации по выполнению раздела по аудированию в ОГЭ.

16. Рекомендации по выполнению раздела по аудированию в ЕГЭ.

17. Рекомендации по выполнению раздела по чтению в ОГЭ.

18. Рекомендации по выполнению раздела по чтению в ЕГЭ.

19. Рекомендации по выполнению раздела по грамматике в ОГЭ.

20. Рекомендации по выполнению раздела по грамматике в ЕГЭ.

21. Рекомендации по выполнению раздела по письму в ОГЭ.

22. Рекомендации по выполнению раздела по письму в ЕГЭ.

23. Рекомендации по выполнению устной части ОГЭ.

24. Рекомендации по выполнению устной части ЕГЭ.

25. Критерии оценок ОГЭ.

26. Критерии оценок ЕГЭ.

27. Лексико- грамматический материал, знание которого необходимо для выполнения ОГЭ.

28. Лексико-грамматический материал, знание которого необходимо для выполнения ЕГЭ.

29. Лингвострановедческий материал, знание которого необходимо для выполнения ОГЭ.

30. Лингвострановедческий материал, знание которого необзодимо для выполнения ЕГЭ.


Пример билета
1. Расскажите о всех составляющих пакета КИПа ЕГЭ по английскому языку.
2. Choose the correct variant out of four options offered.Submit your answer in a written form.
Leaving one’s home
Every year thousands of people leave their homes and (41) … to another area or even another country, some of them (242) …and others for good. Many of them have mainly economic (43) … like Helen when she decided to go and work in Australia.
Others have personal or political reasons – or a (44) … of reasons. A school leaver may go abroad as an au pair, for example. Employees of multi-national firms may be transferred to another (45) … , and their families may have moved to them. Unemployed or badly-paid people may move to a place where the job situation is better. A person in love with somebody of a (46) … nationality may decide to live in his/ her parents’ home country. And people (47) … for political or religious reasons may leave and ask for political (48) … in another country.
Most people have certain (49) … of their new home: a healthier climate, better working conditions, higher wages, cheaper homes, etc. Before leaving for another country, a lot of preparations have to be (50) …. But, however, carefully the people prepare their move, there will always be something they have not thought of.

41. A drive B move C transfer D proceed
42. A temporarily B briefly C momentary D shortly
43. A arguments B aims C motives D reasons
44. A diversity B variety C change D difference
45. A part B branch C division D department
46. A different B unlike C opposite D various
47. A tormented B annoyed C persecuted D harassed
48. A shelter B asylum C home D refuge
49. A thoughts B hopes C expectations D anticipations
50. A produced B created C made D formed

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ариян М.А., Шамов А.Н. Основы общей методики преподавания иностранных языков: теоретические и практические аспекты: учебное пособие "ФЛИНТА" ЭБС Лань, 2017 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Задорина О.С. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА: Учебное пособие для СПО. Гриф УМО СПО М.: ЭБ Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Онлайн курс в LMS Moodle "Методика подготовки школьников к ОГЭ и ЕГЭ по иностранному языку" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader(http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://dictionary.cambridge.org/
http://engood.ru/
http://www.oxfordlearnersdictionaries.com/
http://www.macmillandictionary.com/
https://www.collinsdictionary.com/
https://www.merriam-webster.com/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
513Д лаборатория "Лингафонный кабинет фмкфип"- учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; интерактивная доска в комплекте; рабочее место преподавателя в комплекте (стол, ПК, гарнитура); 20 рабочих мест студента в комплекте (стол, гарнитура, цифровой пульт); специализированное коммутационное устройство «Норд Ц» в комплекте; компьютер: модель Инв. №0160604664 - 1 единица; проектор: марка SMART модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SmartBoard модель SB480iv3 - 1 единица; монитор: марка ViewSonic модель VA1948M-LED - 1 единица; микросистема преподавателя Panasonic SA-PM07; учебно-наглядные пособия, карты
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются:
• формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);
• подготовка к практическим занятиям;
• разработка фрагментов урока иностранного языка;
• выполнение домашних заданий
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются:
• текущие консультации;
• прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий);
Основной формой подготовки к практическим занятиям является самостоятельная работа студента. Эта форма учебной работы предполагает усвоение студентами основных понятий и категорий; ознакомление с дискуссионными проблемами; развитие у студентов умения выражать и обосновывать свою позицию.

Подготовку к практическому занятию студентам необходимо начать с ознакомления с планом и методическими рекомендациями. Следует также внимательно прочитать конспективные записи лекций, что позволит полнее понять смысл и основное содержание вопросов, выносимых на обсуждение. Завершающим этапом подготовки является работа с основной и дополнительной литературой, рекомендованной к занятию.
Практические занятия помогают лучшему усвоению курса, закреплению знаний, полученных на лекциях и при изучении литературы. Они прививают студенту навыки самостоятельного мышления и устного выступления, способствуют умению выражать и обосновывать свою позицию по научным проблемам.
М.В.Вербицкая, руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ ГИА по иностранным языкам, в статье «ЕГЭ по иностранному языку: to speak or not to speak» раскрывает особенности эволюции экзаменационной модели ЕГЭ по иностранному языку, раскрывает особенности предмета, формулирует концептуальные подходы к созданию контрольных измерительных материалов.

Всероссийская проверочная работа (далее ВПР) – это новая форма оценочных процедур в области иностранного языка, но она концептуально близка к ЕГЭ. Различие состоит в том, что ЕГЭ – многоуровневый экзамен, охватывает 3 уровня общеевропейских компетенций владения иностранным языком (от А2+ до В2) и выполняет функцию вступительного экзамена в высшие учебные заведения, а ВПР предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс иностранного языка (английский язык) на базовом уровне. Описание и образцы ВПР задают общий вектор развития оценочных процедур в области иностранного языка как учебного предмета и нацеливают учителей и учащихся на достижение конкретных результатов в формировании и развитии иноязычной коммуникативной компетенции.

Отбор содержания для ВПР и контролируемые результаты обучения должны основываться на компетентностном и деятельностном подходах и представлять собой конкретные умения в четырёх основных видах речевой деятельности. Поскольку формы и содержание контроля неизбежно влияют на процесс обучения, форма и содержание ВПР должна ориентировать учителя на деятельностный, коммуникативный характер урока, проблемно-поисковые, а не чисто репродуктивные задания.

Как деятельностный учебный предмет, иностранный язык предполагает решение задачи формирования коммуникативной компетенции, представляющей единство пяти различных составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной. Основным результатом обучения иностранному языку следует считать овладение речевой компетенцией, а именно умениями в говорении и письме (создании письменных текстов разных жанров и стилей), аудировании (понимании речи на слух) и чтении. При этом коммуникативные умения говорения, письма, аудирования и чтения базируются на владении языковыми средствами, на языковой компетенции, которая включает знание фонетических и лексических единиц, грамматических форм и конструкций, а также навыки оперирования ими в коммуникативно-значимом контексте.

1. Тренировка формата (rote teaching);

2. Ориентация на экзамен (exam practice).

3. Обучение по ФГОС (competence development).

В соответствии с этим способами Р.П.Мильруд определены следующие компетенции для успеха на экзамене:

1. Форматная компетенция (знание формата конкретного экзамена);

2. Тестовая компетенция (владение форматами разных экзаменов);

3. Стратегическая компетенция (готовность реагировать на неожиданность);

4. Коммуникативная компетенция (языковой и речевой компонент);

5. Этическая компетенция (усвоение правил честной игры).

Созданы методические рекомендации, стратегии и пошаговые инструкции работы над каждым разделом, списки возможных средств логической связи, эмоциональных реплик: слова, фразы начала, поддержания, окончания разговора (письменного высказывания); тематические кейсы с вопросами, фразами на определенную тематику для подготовки к устной части экзамена.

4 типа заданий по говорению: Задание-интервью, задание-презентация, задание-переговоры, задание-обсуждение.

Полезные фразы описания фотографии:

This picture is…
It was probably taken inside/outside
In the background/in the foreground
Describe what the people are doing (looking at the people I get the impression that they are…)
What the people look like
What the people are wearing (casually, formally-dressed, fashionably- dressed
How the people are feeling (bored, annoyed, upset, lonely, happy/unhappy, relaxed, worried, confident, puzzled, exited, pleased, thrilled, relieved, amazed)
Describe the season/weather (I think/suppose/guess it’s summer…as…)
Talk about the atmosphere in the picture (friendly, peaceful, relaxing, tense, warm, cosy…)
Talk about your personal attitude to the picture (Personally I, as for me, frankly speaking, generally speaking, this activity is not my cup of tea)
Краткий комментарий по работе:

Содержание обучения – ОГЭ/ЕГЭ ориентированные УМК, пособия по подготовке к экзаменам, демоверсии ОГЭ/ЕГЭ последних лет. Разработаны планы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку согласно спецификации и кодификатору.

Метапредметные и предметные умения в разделах «Письмо» и «Говорение».

Учите задавать вопросы различных типов
Выберите одно–два предложения из текста, с которым вы собираетесь работать на уроке
Старайтесь не отходить от контекста урока
Методы обучения – интерактивный метод, тестовый метод, метод анализа и синтеза, деятельностный метод, информационно-коммуникационные технологии. Нами разработан и используется Дневник экзаменационной подготовки к ГИА (ЕГЭ) по английскому языку.

Формы обучения – урок-практика языка в формате ОГЭ/ЕГЭ. Необходимые умения и навыки формируются уже в процессе самих уроков и выполнения домашних заданий, иными словами, в процессе освоения школьной программы. Важно дать на уроке возможность учащимся практиковаться в речевой деятельности на иностранном языке. Соблюдать баланс своей речи и речи обучающихся, баланс репродукции и продукции, баланс спонтанной и подготовленной речи.

Кружки, направленные на подготовку к экзаменам. В школе введены ОГЭ/ЕГЭ ориентированные кружки «Мастерская письма и чтения «English_Knowhow» и «Conversation club». Выпускаются еженедельные информационные газеты «Tips & Tricks».

Диагностика эффективности. Применяются следующие формы диагностики подготовленности обучающихся:

1. Анализ качества выполнения работ по видам речевой деятельности, выявление проблемных зон: основные потенциальные трудности и ошибки,

2. Пути преодоления трудностей и предотвращения ошибок.

3. Пробный экзамен;

4. Организация работы по ликвидации «пробелов»: возможные типичные ошибки.