МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Зарубежная педагогика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильАнглийский язык/Китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_АиК-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 41
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 41 41 41 41
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
к.п.н., доцент, Зацепина О.В.

Рабочая программа дисциплины
Зарубежная педагогика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А., докт. псих. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., докт. псих. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование системы знаний в области зарубежной педагогики и развитие умений экстраполировать зарубежные тенденции на отечественную систему образования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ОПК-4.1 Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
ОПК-4.2 Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде, способности к труду и жизни в условиях современного мира, культуры здорового и безопасного образа жизни
ОПК-8Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.1 Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
ОПК-8.2 Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания основных закономерностей возрастного развития когнитивной и личностной сфер обучающихся, научно-обоснованных закономерностей организации образовательного процесса
ПК-2Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения иностранных языков
ПК-2.1 Проектирует воспитательную деятельность и методы ее реализации с учетом требований ФГОС
ПК-2.2 Умеет организовать различные виды деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), применяет методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
ПК-2.3 Знает механизмы управления учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-5.1. Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.
ОПК-4.1. Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности.
ПК-2.3. Знает механизмы управления учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-4.2. Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде, способности к труду и жизни в условиях современного мира, культуры здорового и безопасного образа жизни.
УК-5.2. Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности.
ОПК-8.1. Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний.
ПК-2.1. Проектирует воспитательную деятельность и методы ее реализации с учетом требованимй ФГОС.
ПК-2.2. Умеет организовать различные виды деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), применяет методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-8.2. Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания основных закономерностей возрастного развития когнитивной
и личностной сфер обучающихся, научно-обоснованных закономерностей организации образовательного процесса.
УК-5.3. Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества.
УК-5.4. Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия.овиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Зарубежная школа и педагогика
1.1. Воспитание в первобытном обществе Лекции 6 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Воспитание в первобытном обществе Практические 6 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Воспитание в первобытном обществе Сам. работа 6 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.4. Школа и воспитание в древнем мире Лекции 6 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.5. Школа и воспитание в древнем мире Практические 6 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.6. Школа и воспитание в древнем мире Сам. работа 6 3 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.7. Воспитание и школа в эпоху Средневековья Лекции 6 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.8. Воспитание и школа в эпоху Средневековья Практические 6 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.9. Воспитание и школа в эпоху Средневековья Сам. работа 6 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.10. Школа и педагогика в странах Западной Европы и в Северной Америке (середина 17 - конец 18 вв.) Лекции 6 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.11. Школа и педагогика в странах Западной Европы и в Северной Америке (середина 17 - конец 18 вв.) Практические 6 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.12. Школа и педагогика в странах Западной Европы и в Северной Америке (середина 17 - конец 18 вв.) Сам. работа 6 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.13. Школа и педагогика в странах Западной Европы и США в 19 в. Лекции 6 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.14. Школа и педагогика в странах Западной Европы и США в 19 в. Практические 6 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.15. Школа и педагогика в странах Западной Европы и США в 19 в. Сам. работа 6 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.16. Зарубежная школа и педагогика в первой половине 20 в. Лекции 6 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.17. Зарубежная школа и педагогика в первой половине 20 в. Практические 6 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.18. Зарубежная школа и педагогика в первой половине 20 в. Сам. работа 6 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.19. Современные зарубежные школы Лекции 6 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.20. Современные зарубежные школы Практические 6 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.21. Современные зарубежные школы Сам. работа 6 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.22. Образовательные услуги как вид предпринимательской деятельности Лекции 6 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.23. Образовательные услуги как вид предпринимательской деятельности Сам. работа 6 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.24. Современные проекты в образовании Сам. работа 6 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Аттестация по дисциплине
2.1. Подготовка к экзамену Сам. работа 6 14 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-8: Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований.
Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля см. https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6481
Закрытые тесты (выбор одного ответа):
1. Педагогика – это наука о
А. воспитании ребенка в условиях образовательных учреждений
В. образовании и воспитании человека, преимущественно в детстве и юности
С. свободном формировании личности человека с рождения до старости
D. о воздействии социальной среды на формирование личности человека
2. Кто является автором теории элементарного образования?
А. И.Ф. Гербарт
В. И.Г. Песталоцци
С. А. Дистервег
D. Я.А. Коменский
3. Принципы обучения впервые сформулировал…
А. И.Г. Песталоцци
В. Монтень М.
С. Я.А. Коменский
D. А.В. Дистервег
4. Воспитание как особый вид человеческой деятельности, направленный на передачу накопленного опыта, появилось в:
А. современном обществе
В. античном обществе
С. древнем мире
D. первобытном обществе;
5. Цель воспитания в Древней Греции:
А. гармоническое развитие индивидуальности
В. умственное воспитание
С. физическое воспитание
D. совершенствование нравственности
6. Автор педагогической системы, основанной на принципе «естественного воспитания»
А. Дж.Локк
В. Я.А. Коменский
С. Ж.-Ж.Руссо
D. Ф.Фребель
7. Школы, созданные орденом иезуитов и преследовавшие задачи воспитания юношества в духе преданности католицизму
А. латинские школы
В. иезуитские школы
С. греко-латинские
D. монастырские школы
8. Какой подход требует реализации принципа единства теории, эксперимента и практики?
А акмеологический подход
B. культурологический подход
C. личностно-деятельностный подход 
D. системный подход
9. В какой книге Я.А. Коменский впервые в истории образования предложил и стройную систему школ, аргументируя ее разработанной им же самим возрастной периодизацией развития человека от рождения до зрелости?
А «Великая дидактика»
B. «Материнская школа»
C. «Мир чувственных вещей в картинках»
D. «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих»
10.Кто ввёл термин «предпринимательская педагогика» и сформулировал несколько рабочих определений?
А Л.П. Погребняк
B. А. И. Парамонов
C. А.В. Коротков 
D. Э.А. Аксенова
11. Целью предпринимательской педагогики является…
А. изучение предпринимательства как профессиональной деятельности
В. формирование навыков организации деятельности, присущих предпринимателю
С. извлечение прибыли
D. создание материальных ценностей и вещей, которые необходимы для удовлетворения человеческих потребностей
12. Кто разработал модель общих предпринимательских компетенций учащихся?
А. Э.А. Аксенова
B. Е. В. Самаева
C. Л.А. Трусова
D. А.И. Парамонова
13. В соответствии со ст.47 закона «Об образовании», образовательное учреждение имеет право вести предпринимательскую деятельность к предпринимательской деятельности образовательных учреждений не относится:
А. реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества учреждения
B. торговля товарами и оборудованием
С. оказание посреднических услуг
D. получение личной выгоды
14. Как называется деятельность образовательной организации, которая направлена на получение дополнительного дохода, путём удовлетворения потребностей общества в дополнительных образовательных услугах?
А. предпринимательство в системе образования
B. проектная
C. бизнес
D. маркетинг
15. Одна из основных групп навыков, необходимых предпринимателю:
А. концептуальная
B. коммуникативная
C. прибыльная
D. политическая
Ключ:
1. В
2. B
3. С
4. D
5. A
6. C
7. B
8. D
9. A
10. B
11. B
12. C
13. D
14. A
15. B
Критерии оценивания:
Правильный ответ - 1 балл
Неправильный ответ - 0 баллов
Оценивание теста:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

Открытые тесты:

14. Немецкий педагог Вильгельм Дильтей в работе «основы гуманитарных наук» особо подчеркивал ____________ природу процесса воспитания.
15. Сторонник воспитания посредством искусства Э. Зальвюрк видел главную педагогическую задачу в реализации творческих сил детей, в частности, в области искусства, которая рассматривалась как важное условие ______________ формирования.
16. Видный представитель экспериментальной педагогики, германский ученый Вильгельм Август Лай выдвинул идею создания школы действия, опираясь на тезис о _____________ восприятия, его умственной переработки и внешнего выражения, что должно составлять основные элементы обучения.
17. На протяжении всего периода средневековья единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными учреждениями Европы являлись _______________школы.
18. Экспериментальное учебно-воспита-тельное учреждение, деятельность которого основана на ведущей психолого-педагогической концепции, разработанной автором или авторским коллективом – это _____________школа.
19. Система методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской концепции развития человека – это ________________педагогика.
20. Специально разработанный финансовый документ, который необходим для того, чтобы не просто открыть учреждение сферы образования, но и также спрогнозировать объем инвестиций, рентабельность бизнеса и приблизительный срок окупаемости – это ________________.
Ключ:
1. Парижского
2. деятельности
3. экономических
4. практико-деятельностная
5. предпринимателя
6. проектно-практическую
7. риск
8. непрерывное образование
9. льготы
10. самостоятельность
11. юридические
12. экономические
13. реформаторская
14. социальную
15. нравственного
16. единстве
17. церковные
18. авторская
19. Вальдорфская
20. бизнес-план
Критерии оценивания:
Правильный ответ - 1 балл
Неправильный ответ - 0 баллов
Оценивание теста:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Набок И.Л. Педагогика межнационального общения : учеб. пособие для вузов М. : Академия, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 ред. В. А. Сластенин Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для вузов М. : Академия, , 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru;
XnView, http://xnviewload.ru/;
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
DjVu reader, http://djvureader.org/;
Putty, https://putty.org.ru/licence.html;
VLC, http://www.videolan.org/legal.html;
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html;
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.htmlMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций:
1) с целью снятия возможных затруднений;
2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.