МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по решению школьных биологических задач

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология/Химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Елесова Наталья Владимировна;к.с.-х.н., доцент, Соколова Людмила Валерьеана

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Практикум по решению школьных биологических задач

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева Марина Михайловна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева Марина Михайловна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоить методики решения биологических задач (молекулярная биология, цитология,генетика).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять обучение биологии, химии в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.1 Владеет формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
ПК-1.2 Объективно оценивает знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
ПК-3Способен осуществлять развивающую деятельность в образовательном процессе
ПК-3.1 Владеет профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья
ПК-3.2 Разрабатывает и реализует индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
ПК-5ССпособен разрабатывать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса при обучении биологии и химии
ПК-5.1 Применяет основные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы
ПК-5.2 Планирует и осуществляет учебный процесс по биологии и химии в соответствии с основными общеобразовательными программами
ПК-5.3 Проводит учебные занятия по биологии и химии, опираясь на достижения в области педагогической и педагогической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения
ПК-5.4 Организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, в области биологии и химии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основы зоологии, ботаники, общей биологии
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять полученные знания для решения школьных биологических задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.применять имеющиеся методики для решения школьных биологических задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Многообразие организмов
1.1. Низшие растения. Высшие споровые растения. Лекции 7 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-5.4 Л2.1, Л1.3
1.2. Многообразие и жизненные циклы низших растений. Многообразие и жизненные циклы высших растений. Практические 7 8 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-5.4 Л2.1, Л1.3
1.3. Морфологические особенности низших и высших растений Сам. работа 7 18 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-5.4 Л2.1
Раздел 2. Основы цитологии
2.1. Решение задач по цитологии Практические 7 8 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-5.4 Л2.1
2.2. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз, особенности протекания у растений и животных. Сам. работа 7 18 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-5.4 Л2.1, Л1.3
Раздел 3. Основы генетики
3.1. Решение задач по генетике Практические 7 8 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-5.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Строение клетки. Органоиды клетки. Первый закон Г. Менделя. Второй закон Менделя. Анализирующее скрещивание. Третий закон Менделя. Законы Моргана.Генетика пола. Группы крови и резус-фактор. Сам. работа 7 18 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-5.4 Л2.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 4. Основы молекулярной биологии
4.1. Биосинтез белка. Транскрипция. Трансляция. Функции белков в клетке. Лекции 7 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-5.4 Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.2. Решение задач по биосинтезу белка. Практические 7 8 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-5.4 Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.3. Химический состав клетки. Сам. работа 7 18 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-5.4 Л1.2, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. Д. Андреева, И. Ю. Азизова, Н. В. Малиновская ; под ред. Н. Д. Андреевой. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика: Новосибирск: НГУ , 2003 69
Л1.3 Н. Д. Андреева, И. Ю. Азизова, Н. В. Малиновская Методика обучения биологии в современной школе: учебник Юраят, 2017 www.biblio-online.ru/book/6B03718B-084A-4AD0-8783-4CD35B88D187
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Арбузова Е.Н. Методика обучения биологии : Учебное пособие Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/AC614019-B9D9-4897-80E7-F5F35457BDFA.
Л2.2 В. И. Никольский Генетика: учеб. пособие для вузов М. : Академия, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека elibrary: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.
326Л лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Практикум по решению школьных биологических задач".
Дисциплина «Методика преподавания биологии» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Практикум по решению школьных биологических задач". Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, а также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем.
Выполнение всех практических заданий является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде выполнения практического задания и реферата.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.