Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) |
Профиль | Биология/Химия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 44_03_05_БиХ-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 32 | 32 | 32 | 32 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева Марина Михайловна
1.1. | Освоить методики решения биологических задач (молекулярная биология, цитология,генетика). |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1 |
ПК-1 | Способен осуществлять обучение биологии, химии в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования |
ПК-1.1 | Владеет формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. |
ПК-1.2 | Объективно оценивает знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей |
ПК-3 | Способен осуществлять развивающую деятельность в образовательном процессе |
ПК-3.1 | Владеет профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья |
ПК-3.2 | Разрабатывает и реализует индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся |
ПК-5 | ССпособен разрабатывать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса при обучении биологии и химии |
ПК-5.1 | Применяет основные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы |
ПК-5.2 | Планирует и осуществляет учебный процесс по биологии и химии в соответствии с основными общеобразовательными программами |
ПК-5.3 | Проводит учебные занятия по биологии и химии, опираясь на достижения в области педагогической и педагогической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения |
ПК-5.4 | Организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, в области биологии и химии |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основы зоологии, ботаники, общей биологии |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Применять полученные знания для решения школьных биологических задач |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | применять имеющиеся методики для решения школьных биологических задач |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Многообразие организмов | ||||||
1.1. | Низшие растения. Высшие споровые растения. | Лекции | 7 | 2 | ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-5.4 | Л2.1, Л1.3 |
1.2. | Многообразие и жизненные циклы низших растений. Многообразие и жизненные циклы высших растений. | Практические | 7 | 8 | ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-5.4 | Л2.1, Л1.3 |
1.3. | Морфологические особенности низших и высших растений | Сам. работа | 7 | 18 | ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-5.4 | Л2.1 |
Раздел 2. Основы цитологии | ||||||
2.1. | Решение задач по цитологии | Практические | 7 | 8 | ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-5.4 | Л2.1 |
2.2. | Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз, особенности протекания у растений и животных. | Сам. работа | 7 | 18 | ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-5.4 | Л2.1, Л1.3 |
Раздел 3. Основы генетики | ||||||
3.1. | Решение задач по генетике | Практические | 7 | 8 | ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-5.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Строение клетки. Органоиды клетки. Первый закон Г. Менделя. Второй закон Менделя. Анализирующее скрещивание. Третий закон Менделя. Законы Моргана.Генетика пола. Группы крови и резус-фактор. | Сам. работа | 7 | 18 | ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-5.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.3 |
Раздел 4. Основы молекулярной биологии | ||||||
4.1. | Биосинтез белка. Транскрипция. Трансляция. Функции белков в клетке. | Лекции | 7 | 2 | ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-5.4 | Л1.2, Л2.1, Л1.3 |
4.2. | Решение задач по биосинтезу белка. | Практические | 7 | 8 | ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-5.4 | Л1.2, Л2.1, Л1.3 |
4.3. | Химический состав клетки. | Сам. работа | 7 | 18 | ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-5.4 | Л1.2, Л2.1, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Н. Д. Андреева, И. Ю. Азизова, Н. В. Малиновская ; под ред. Н. Д. Андреевой. | МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Жимулев И.Ф. | Общая и молекулярная генетика: | Новосибирск: НГУ , 2003 | 69 |
Л1.3 | Н. Д. Андреева, И. Ю. Азизова, Н. В. Малиновская | Методика обучения биологии в современной школе: учебник | Юраят, 2017 | www.biblio-online.ru/book/6B03718B-084A-4AD0-8783-4CD35B88D187 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Арбузова Е.Н. | Методика обучения биологии : Учебное пособие | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/AC614019-B9D9-4897-80E7-F5F35457BDFA. |
Л2.2 | В. И. Никольский | Генетика: учеб. пособие для вузов | М. : Академия, 2010 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/ Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/ Научная электронная библиотека elibrary: http://elibrary.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
214Л | лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт. |
326Л | лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт. |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Практикум по решению школьных биологических задач". Дисциплина «Методика преподавания биологии» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Практикум по решению школьных биологических задач". Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, а также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем. Выполнение всех практических заданий является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде выполнения практического задания и реферата. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |