МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогическая драматизация

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология/Химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 108
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 11,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 108 108 108 108
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):

Рецензент(ы):
канд.пед.наук, Доцент, Мясникова О.В.

Рабочая программа дисциплины
Педагогическая драматизация

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение слушателями содержанием учебной дисциплины, включающим теоретические основы педагогической драматизации, практические умения и навыки при использовании средств драматизации, планировании педагогической деятельности в логике педагогической драматизации, опыт творческой деятельности, связанный с раскрытием собственного педагогического потенциала.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
ОПК-1 Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ОПК-7 Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ОПК-8 Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ПК-2 Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения биологии и химии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические основы педагогической драматизации;
- принципы педагогической драматизации;
- средства и техники педагогической драматизации;
- цели и задачи педагогической драматизации;
- понятийный аппарат педагогической драматизации;
3.2.Уметь:
3.2.1.- оперировать понятийным аппаратом педагогической драматизации;
- использовать средства педагогической драматизациидля организации взаимодействия «учитель- ученик»;
- определять педагогические цели и задачи учебного занятия;
- структурировать учебный материал в соответствии с педагогическими целями и задачами учебного занятия;
- выстраивать педагогический процесс на принципах педагогической драматизации;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- понятийным аппаратом педагогической драматизации при анализе педагогических ситуаций;
- педагогическим знанием для обнаружения профессиональных задач в социокультурных ситуациях;
- современными средствами педагогической драматизации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы педагогической драматизации
1.1. Понятийный аппарат педагогической драматизации Лекции 9 2 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.2. Принципы педагогической драматизации Практические 9 6 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 2. Театральные основы педагогической драматизации
2.1. О системе К.С. Станиславского Лекции 9 4 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.2. Единство рационального и эмоционального в обучении Сам. работа 9 58 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.3. Работа над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией Практические 9 12 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 3. Практика педагогической драматизации
3.1. Педагогические возможности драматизации при работе с текстами в обучении Лекции 9 2 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.2. Приемы и техники педагогической драматизации Сам. работа 9 50 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.3. Приемы и техники педагогической драматизации Практические 9 10 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л3.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская Педагогика понимания: учеб. пособие М.: Дрофа, 2008
Л1.2 Мясникова О.В. Чтение и понимание педагогических текстов средствами драматизации: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2014 URI: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/916
Л1.3 Мясникова, Ольга Валентиновна. Педагогическая драматизация в высшей школе: монография Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015. http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1302
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сенько Ю.В. Образование в гуманитарной перспективе: монография АлтГУ, 2011
Л2.2 под ред. В. А. Сластенина Методика воспитательной работы: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2007
Л2.3 В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2003
Л2.4 Ю. В. Сенько Стиль педагогического мышления в вопросах: учеб. пособие М. : Дрофа, 2009
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Фроловская М.Н. Педагогика: методические рекомендации студентам гуманитарных факультетов: методические рекомендации АлтГУ, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Основы педагогической драматизации portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru;
XnView, http://xnviewload.ru/;
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
DjVu reader, http://djvureader.org/;
Putty, https://putty.org.ru/licence.html;
VLC, http://www.videolan.org/legal.html;
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html;
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.htmlMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google»;
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.