МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы языкознания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильАнглийский язык. Китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_Педобразование_АК-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 144
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 32 32 32 32
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 144 144 144 144
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д.филол.н., проф., Чернышова Т.В.

Рецензент(ы):
д.филол.н., проф., Трубникова Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы языкознания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Доронина С.В., к.ф.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Доронина С.В., к.ф.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.познакомить с важнейшими разделами и проблемами науки о языке, с основными понятиями, которыми оперирует эта наука на современном этапе развития и знание которых необходимо для изучения всего разнообразного цикла лингвистических дисциплин, изучаемых на филологическом факультете университета: «общее языкознание», «современный русский язык», «введение в славянскую филологию», «старославянский язык», «историческая грамматика русского языка» и др.
Задачи изучения дисциплины:
Изучив курс «Введение в языкознание», студенты должны:
1. знать проблематику и систему важнейших понятий современного языкознания,
2. знать родственные связи русского языка и его типологические соотношения с другими языками,
3. владеть элементарными навыками лингвистического анализа явлений языка, пользуясь системой основных понятий и терминов общего языкознания,
4. уметь пользоваться научной, справочной, методической литературой на родном языке.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.1 Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
ОПК-8.2 Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания основных закономерностей возрастного развития когнитивной и личностной сфер обучающихся, научно-обоснованных закономерностей организации образовательного процесса
УК-4Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-4.1 Знает нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; особенности современных коммуникативно-прагматических правил и этики речевого общения
УК-4.2 Проводит анализ конкретной речевой ситуации; оценивая степень эффективности общения и определяя причины коммуникативных удач и неудач, выявляя и устраняя собственные речевые ошибки
УК-4.3 Создаёт устные и письменные высказывания, учитывая коммуникативные качества речи
УК-4.4 Владеет устными и письменными речевыми жанрами; принципами создания текстов разных функционально-смысловых типов; общими правилами оформления документов различных типов; письменным аргументированным изложением собственной точки зрения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые основы теоретического изучения языка, принципы и методы изучения языка в современной лингвистике.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать филологические знания в практической и научной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования полученных знаний в профессиональной и научной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Язык как предмет языкознания
1.1. Место и роль языкознания в системе наук. Разделы языкознания. Направления языкознания. Язык как предмет языкознания.Сущность языка: синхроническая вариативность и диахроническая изменчивость языка Лекции 4 4 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.2. Язык как предмет языкознания. Место и роль языкознания в системе наук. Разделы языкознания. Направления языкознания. Теоретическое и прикладное языкознание Практические 4 4
1.3. Сущность языка: синхроническая вариативность и диахроническая изменчивость языка Практические 4 4 Л3.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.4. Язык как системно-структурное образование. Основные языковые уровни и единицы системы языка. Парадигматические, синтагматические и иерархические отношения и связи в языковой системе Лекции 4 8 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.5. Язык как системно-структурное образование. Парадигматические, синтагматические и иерархические отношения и связи в языковой системе Практические 4 4 Л3.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.6. Историческое развитие языков. Проблема происхождения языка Практические 4 4 Л3.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.7. Язык как системно-структурное образование. Основные языковые уровни и единицы системы языка. Парадигматические, синтагматические и иерархические отношения и связи в языковой системе Сам. работа 4 54 Л3.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 2. Понятие лингвистического знака. Языковые знаки в ряду других знаков. Проблема соотношений: язык и речь,язык и мышление. Происхождение языков
2.1. Язык как знаковая система. Язык как особое общественное явление Лекции 4 2 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.2. Языки живые и мертвые,искусственные языки. Перспективы языкового развития человечества Практические 4 4 Л3.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.3. Функции языка как его сущностные характеристики. Язык и культура. Языковая «картина мира» Практические 4 4
2.4. Язык, речь и речевая деятельность Практические 4 4
2.5. Происхождение языков. Языковые знаки в ряду других знаков Сам. работа 4 20 Л3.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 3. Классификация языков
3.1. Принципы классификации.Генеалогическая и типологическая классификация языков. Сравнительно-исторический метод и установление родства языков Лекции 4 10 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
3.2. Сравнительно-историческое языкознание. Языковые контакты. Заимствования. Установление языкового родства. Принципы классификации.Генеалогическая и типологическая классификации языков. Сравнительно-исторический метод и установление родства языков Практические 4 6
3.3. Генеалогическая классификация языков.Методы изучения родства языков. Сравнительно-исторический метод. Типологическая классификация языков. Языковые универсалии. Сам. работа 4 50 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 4. Письмо
4.1. Письмо в его отношении к языку. Графема и ее варианты. Типология письменных знаков. Идеография и фонография. Идеография пиктографическая и чисто условная. Главные этапы исторического развития письма. Типы письма в современном мире. Лекции 4 8 Л3.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
4.2. Основные понятия, связанные с изучением фонографического письма. Алфавит, графика и орфография. Принципы орфографии: фонетический, фонематический (в теории ЛФШ – морфематический), граммематический, дифференцировочный, традиционный. Написания, проверяемые произношением (прямо или косвенно) и непроверяемые (чисто традиционные). Транскрипция и транслитерация. Практические 4 6
4.3. Принципы орфографии: фонетический, фонематический (в теории ЛФШ – морфематический), граммематический, дифференцировочный, традиционный. Написания, проверяемые произношением (прямо или косвенно) и непроверяемые (чисто традиционные).Транскрипция и транслитерация. Сам. работа 4 20 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы текущего контроля
1. Предмет и задачи языкознания.
2. Связь языкознания с другими науками.
3. Общее и частное языкознание.
4. Синхроническое и диахроническое языкознание.
5. Теоретическое и прикладное языкознание
6. Трудовая теория происхождения языка.
7. Уровни языка и их единицы.
8. Внутриуровневые и межуровневые отношения и связи.
9. Язык как знаковая система особого рода. Треугольник Фреге.
10. Дихотомия: язык-речь.
11. Связь языка и мышления.
12. Связь языка и общества.
13. Связь языка и культуры.
14. Генеалогическая классификация языков.
15. Типологическая классификация языков.
5.1.2. Вопросы промежуточного контроля знаний
1. Языкознание как наука. Предмет и задачи языкознания.
2. Межпредметные связи языкознания и других дисциплин.
3. Направления языкознания.
4. Разделы языкознания.
5.Теории происхождения языка.
6.Историческое развитие языков.
7. Языки народов Российской Федерации и Ближнего зарубежья.
8. Язык как система. Уровни языка. Межуровневые и внутриуровневые связи.
9. Знаковый характер языка. Треугольник Фреге.
10. Язык и речь.
11. Язык и мышление.
12. Язык и общество.
13. Перспективы языкового развития человечества. Языковые контакты. Билингвизм
УП: 45.03.02-БЛин-Лин-11 (3+).plm.xml стр. 9
14. Язык и культура.
15. Языковая картина мира.
16. Генеалогическая классификация языков.
17. Методы изучения родства языков. Сравнительно-исторический метод
18. Типологическая классификация языков.
19. Языковые универсалии.
20. Графика, орфография, основные принципы
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.прикрепленный файл
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б.Ю. Норман Теория языка. Вводный курс: учебник для вузов М. // ЭБС «Лань», 2016, 2018 ЭБС «Лань», 2016 https://e.lanbook.com/book/109572
Л1.2 Ю.С. Маслов Введение в языкознание: учеб. для вузов М., СПб., 2007
Л1.3 А.М. Камчатнов, Н.А. Николина Введение в языкознание: учеб. пособие М. // ЭБС «Лань», 2012, 2016 e.lanbook.com
Л1.4 В.П. Даниленко Введение в языкознание : М. // ЭБС «Лань», 2016, 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю.В.Рождественский Введение в языкознание: учебное пособие М., 2005
Л2.2 В. Блинов Введение в языкознание: Хрестоматия М., 2001
Л2.3 А.А. Шайкевич Введение в лингвистику: учеб. пособ. М., 2010
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 И.М. Камова Введение в языкознание: учебно-методические материалы по курсу Барнаул, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» http://e.lanbook.com.
Э2 2. Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru.
Э3 3. Языкознание.ру – Основные проблемы и концепции современного сравнительно-исторического языкознания yazykoznanie.ru/content/view/28/216
Э4 4. Журнал «Вопросы языкознания» Официальный сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН www.ruslang.ru/agens.php?id=vopjaz_cont
Э5 "Введение в языкознание" на Образовательном портале \АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)


7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина «Ведение в языкознание» изучается в группах иностранных бакалавров-лингвистов. Данный курс включен в
образовательные программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего
образования Российской Федерации и рассчитан на 1 семестр.
Рабочая программа предусматривает изучение вопросов, отражающих содержательно-предметную специфику данной
дисциплины. Основная цель курса – сформировать у студентов представление о языкознании как о науке, познакомить
студентов с основными идеями и проблемами современного языкознания, с некоторыми методами лингвистических
исследований, дать представление об основополагающих дихотомиях, типологической классификации языков.
Система заданий практических занятий ориентирована на решение следующих методических задач:
- отработку новой лексики (терминологической и общенаучной) и грамматических конструкций, используемых в научном
стиле речи;
- развитие навыков и умений работы с научным текстом, выделение основных теоретических положений,
комментирование основных теоретических положений с опорой на иллюстративный материал, пересказ научного текста;
- развитие навыков и умений логического мышления и в дальнейшем – написания выпускной квалификационной работы.
Возможны следующие виды работы на практических занятиях:
1. Фонетическая зарядка.
2. Отработка новой лексики (преимущественно терминологического характера).
3. Отработка новых грамматических конструкций, используемых в научных текстах, выполнение заданий на
трансформационную замену конструкций.
4. Опрос по лекционному материалу.
5. Задания, направленные на развитие навыков логического мышления (к примеру, определение типа русского,
английского, одного из восточных языков в генеалогической классификации языков и иллюстрация конкретными
примерами).
6. Задания, направленные на развитие навыков пересказа научного текста с опорой на схемы.
На практических занятиях рекомендуется больше внимания уделять развитию навыков и умений говорения (в частности,
«говорения» на языке науки).
УМКД по данной дисциплине предусматривает рубежный контроль, который проводится в форме семинарских занятий, в
рамках которых проверяется знание основных терминов дисциплины, содержания лекционного материала.
Правильная организация занятия, система заданий, предлагаемых преподавателем, отработка материала, контроль
усвоения – все это ориентировано на развитие навыков и умений логически мыслить, анализировать и обобщать научную
информацию, высказывать свое мнение.
Основная цель дисциплины – сформировать у студентов представление о языкознании как о науке, познакомить студентов
с основными идеями и проблемами современного языкознания, с некоторыми методами лингвистических исследований,
дать представление об основополагающих дихотомиях, типологической классификации языков.
Творческая деятельность преподавателя состоит в том, чтобы найти наиболее рациональные методы обучения,
позволяющие реализовать поставленные цели и задачи.
В условиях реализации компетентностного подхода к обучению по подготовке бакалавров и специалистов на кафедре
используются как традиционные технологии обучения (лекции, практические занятия, объяснительно-иллюстративные
методы обучения, индивидуальные консультации по конкретному материалу), организация самостоятельной работы,
контроль знаний, так и инновационные технологии:
- технологии развивающего обучения: технология развития логического мышления и анализа материала, технология
учебной дискуссии и решения спорных вопросов лингвистической теории,
- технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: технология интенсификации обучения на
основе схемных моделей обучения,
- технологии электронного обучения. Кафедра имеет свой сайт, на котором размещены все методические материалы,
лекции, материалы к практическим занятиям, контрольные задания. Это обеспечивает студентов достаточной учебнометодической информацией,
что способствует приобретению новых знаний и обеспечивает повышение эффективности
учебного процесса,
- использование активных и интерактивных форм проведения тренинга и текущего контроля в сочетании с внеаудиторной
работой. В соответствии с требованиями ФГОС ВО по данному направлению подготовки к данной дисциплине
разработаны электронные тестовые задания.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью
контингента обучающихся и содержанием данной дисциплины, и в среднем они должны составлять не менее 70%
аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов в среднем не могут составлять
более 40% аудиторных занятий.