МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы языкознания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильАнглийский язык. Китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_Педобразование_АК-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 144
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 32 32 32 32
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 144 144 144 144
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
К.филол.н., Доцент, Киба О.А.

Рецензент(ы):
Д.филол.н., Профессор, Трубникова Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы языкознания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Доронина С.В., к.ф.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Доронина С.В., к.ф.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.познакомить с важнейшими разделами и проблемами науки о языке, с основными понятиями, которыми оперирует эта наука на современном этапе развития и знание которых необходимо для изучения всего разнообразного цикла лингвистических дисциплин, изучаемых на филологическом факультете университета: «общее языкознание», «современный русский язык», «введение в славянскую филологию», «старославянский язык», «историческая грамматика русского языка» и др.
Задачи изучения дисциплины:
Изучив курс «Введение в языкознание», студенты должны:
1. знать проблематику и систему важнейших понятий современного языкознания,
2. знать родственные связи русского языка и его типологические соотношения с другими языками,
3. владеть элементарными навыками лингвистического анализа явлений языка, пользуясь системой основных понятий и терминов общего языкознания,
4. уметь пользоваться научной, справочной, методической литературой на родном языке.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.1 Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
ОПК-8.2 Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания основных закономерностей возрастного развития когнитивной и личностной сфер обучающихся, научно-обоснованных закономерностей организации образовательного процесса
УК-4Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-4.1 Знает нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; особенности современных коммуникативно-прагматических правил и этики речевого общения
УК-4.2 Проводит анализ конкретной речевой ситуации; оценивая степень эффективности общения и определяя причины коммуникативных удач и неудач, выявляя и устраняя собственные речевые ошибки
УК-4.3 Создаёт устные и письменные высказывания, учитывая коммуникативные качества речи
УК-4.4 Владеет устными и письменными речевыми жанрами; принципами создания текстов разных функционально-смысловых типов; общими правилами оформления документов различных типов; письменным аргументированным изложением собственной точки зрения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые основы теоретического изучения языка, принципы и методы изучения языка в современной лингвистике.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать филологические знания в практической и научной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования полученных знаний в профессиональной и научной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Язык как предмет языкознания
1.1. Место и роль языкознания в системе наук. Разделы языкознания. Направления языкознания. Язык как предмет языкознания.Сущность языка: синхроническая вариативность и диахроническая изменчивость языка Лекции 4 4 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.2. Язык как предмет языкознания. Место и роль языкознания в системе наук. Разделы языкознания. Направления языкознания. Теоретическое и прикладное языкознание Практические 4 4
1.3. Сущность языка: синхроническая вариативность и диахроническая изменчивость языка Практические 4 4 Л3.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.4. Язык как системно-структурное образование. Основные языковые уровни и единицы системы языка. Парадигматические, синтагматические и иерархические отношения и связи в языковой системе Лекции 4 8 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.5. Язык как системно-структурное образование. Парадигматические, синтагматические и иерархические отношения и связи в языковой системе Практические 4 4 Л3.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.6. Историческое развитие языков. Проблема происхождения языка Практические 4 4 Л3.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.7. Язык как системно-структурное образование. Основные языковые уровни и единицы системы языка. Парадигматические, синтагматические и иерархические отношения и связи в языковой системе Сам. работа 4 54 Л3.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 2. Понятие лингвистического знака. Языковые знаки в ряду других знаков. Проблема соотношений: язык и речь,язык и мышление. Происхождение языков
2.1. Язык как знаковая система. Язык как особое общественное явление Лекции 4 2 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.2. Языки живые и мертвые,искусственные языки. Перспективы языкового развития человечества Практические 4 4 Л3.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.3. Функции языка как его сущностные характеристики. Язык и культура. Языковая «картина мира» Практические 4 4
2.4. Язык, речь и речевая деятельность Практические 4 4
2.5. Происхождение языков. Языковые знаки в ряду других знаков Сам. работа 4 20 Л3.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 3. Классификация языков
3.1. Принципы классификации.Генеалогическая и типологическая классификация языков. Сравнительно-исторический метод и установление родства языков Лекции 4 10 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
3.2. Сравнительно-историческое языкознание. Языковые контакты. Заимствования. Установление языкового родства. Принципы классификации.Генеалогическая и типологическая классификации языков. Сравнительно-исторический метод и установление родства языков Практические 4 6
3.3. Генеалогическая классификация языков.Методы изучения родства языков. Сравнительно-исторический метод. Типологическая классификация языков. Языковые универсалии. Сам. работа 4 50 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 4. Письмо
4.1. Письмо в его отношении к языку. Графема и ее варианты. Типология письменных знаков. Идеография и фонография. Идеография пиктографическая и чисто условная. Главные этапы исторического развития письма. Типы письма в современном мире. Лекции 4 8 Л3.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
4.2. Основные понятия, связанные с изучением фонографического письма. Алфавит, графика и орфография. Принципы орфографии: фонетический, фонематический (в теории ЛФШ – морфематический), граммематический, дифференцировочный, традиционный. Написания, проверяемые произношением (прямо или косвенно) и непроверяемые (чисто традиционные). Транскрипция и транслитерация. Практические 4 6
4.3. Принципы орфографии: фонетический, фонематический (в теории ЛФШ – морфематический), граммематический, дифференцировочный, традиционный. Написания, проверяемые произношением (прямо или косвенно) и непроверяемые (чисто традиционные).Транскрипция и транслитерация. Сам. работа 4 20 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=6533

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний.

Вопрос 1. Какая из перечисленных дисциплин не входит в цикл, связанный с изучением современного русского литературного языка?
а. Методика преподавания русского языка
б. Основы культуры речи и стилистики
в. Введение в языкознание
ОТВЕТ: в

Вопрос 2. Какой раздел языкознания занимается изучением отдельных языков (родственных и неродственных) или их семей?
а. Общее языкознание
б. Частное языкознание
в. Прикладное языкознание
ОТВЕТ: б

Вопрос 3. Какой раздел языкознания изучает языки (или отдельные их уровни, определенные языковые факты) по их состоянию на определенном этапе развития.
а. Синхроническое языкознание
б. Диахроническое языкознание
ОТВЕТ: а

Вопрос 4. Что является предметом изучения экстралингвистики?
а. Совокупность этнических, общественно-исторических, социальных, географических и других факторов, связанных с развитием и функционированием языка
б. Речевая деятельность человека, процессы формирования и восприятия речи
в. Система языка соотносительно с деятельностью головного мозга человека
ОТВЕТ: а

Вопрос 5. Какая из перечисленных функций языка не является основной?
а. Эмоциональная
б. Коммуникативная
в. Познавательная
ОТВЕТ: а

Вопрос 6. Как называется способность языка в полном объеме и непротиворечиво описывать самого себя?
а. Когнитивная функция
б. Коммуникативная функция
в. Метаязыковая функция
ОТВЕТ: в

Вопрос 7. Как называется функция накопления, закрепления и передачи общественного опыта?
а. Метаязыковая
б. Аккумулятивная
в. Когнитивная
ОТВЕТ: б

Вопрос 8. Какой из обязательных признаков знака называется "экспонентом"?
а. Наличие материальной, чувственно воспринимаемой формы
б. Наличие соотносительного с означающим значения
в. Условность связи между означающим и означаемым
ОТВЕТ: а

Вопрос 9. Закончите теоретическое положение: "Фонемы, морфемы, разные грамматические формы слов называются ... единицами языка".
а. Номинативными
б. Коммуникативными
в. Конструктивными
ОТВЕТ: в

Вопрос 10. Закончите теоретическое положение: "... отношения - это отношения, в которые вступают единицы одного уровня, соединяясь друг с другом в процессе речи или в составе единиц более высокого уровня"
а. Синтагматические
б. Парадигматические
ОТВЕТ: а

Вопрос 11. Как называется раздел языкознания, изучающий звуки речи как средство различения звуковых оболочек слов и морфем?
а. Фонетика
б. Фонология
в. Просодика
ОТВЕТ: б

Вопрос 12. Как называется ряд тактов, объединенных и выделенных интонацией?
а. Слог
б. Звук
в. Фраза
ОТВЕТ: в

Вопрос 13. Что изучает функциональная фонетика?
а. Вопросы формирования, изменения и развития разных фонетических явлений отдельных языков или определенных групп языков
б. Звуки речи с точки зрения их физических (акустических) признаков
в. Звуки речи с точки зрения их использования в процессе общения, выполняемой ими социальной функции
ОТВЕТ: в

Вопрос 14. Как называется специфическая окраска звука, различающая звуки одинаковой силы, высоты и длительности и создаваемая в результате сочетания основного тона с добавочными.
а. Интонация
б. Тембр
в. Долгота
ОТВЕТ: б

Вопрос 15. Закончите теоретическое положение: "Все гласные звуки представляют собой ..., в то время как согласные представляют собой чистые ...".
а. Тоны, шумы
б. Шумы, тоны
ОТВЕТ: а

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах).

Вопрос 16. Определите, какие звуки и слово получатся если первый звук в следующем слове произнести без напряжения голосовых связок: бар.
а. Пар
б. Дар
в. Фар
ОТВЕТ: а

Вопрос 17. Определите, какие звуки и слово получатся если первый звук в следующем слове произнести с опущенной небной занавеской: дог.
а. Сок
б. Ног
в. Мог
ОТВЕТ: б

Вопрос 18. Определите, какие звуки и слово получатся если первый звук в следующем слове произнести с поднятой верхней частью спинки языка: лук.
а. Люк
б. Тюк
в. Мук
ОТВЕТ: а

Вопрос 19. Определите, какие звуки и слово получатся если первый звук в следующем слове произнести без напряжения голосовых связок: ваза.
а. Таза
б. Паза
в. Фаза
ОТВЕТ: в

Вопрос 20. Определите, какие звуки и слово получатся если первый звук в следующем слове произнести с опущенной небной занавеской: бак.
а. Мак
б. Так
в. Как
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий, "не зачтено" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий;
• "отлично" - верно выполнено 85-100% заданий, "хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий, "удовлетворительно" - верно выполнено 51-69% заданий, "неудовлетворительно" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний.

Вопрос 1. На какие типы подразделяются грамматические единицы?
ОТВЕТ: Как грамматика делится на морфологию и синтаксис, так и грамматические единицы (грамматические формы, грамматические категории, граммемы) подразделяются на морфологические и синтаксические.

Вопрос 2. Что является объектом морфологии?
ОТВЕТ: При определении морфологии как учения о морфологических единицах языка в качестве объекта данного раздела грамматики чаще всего называется слово в разных морфологических аспектах.

Вопрос 3. Дайте определение термину "грамматическое значение".
ОТВЕТ: Под грамматическим значением при этом понимается о б о б щ е н н о е значение, присущее определенным классам слов или отдельных морфологических форм, отвлеченное от лексических значений соответствующих слов.

Вопрос 4. Какие грамматические формы слов называются "сложными"?
ОТВЕТ: Сложными (описательными, аналитическими) называются формы слов, представленные сочетанием форм знаменательного и служебного слов.

Вопрос 5. Что представляет собой общая парадигма слова?
ОТВЕТ: Общая парадигма слова (иначе — полная, большая) представляет собой совокупность всех его грамматических форм.

Вопрос 6. Какая парадигма считается неполной?
ОТВЕТ: Неполной (дефектной) считается общая парадигма слова, в которой отсутствуют отдельные частные парадигмы, или же парадигма (общая и частная), в которой отсутствуют одна или больше словоформ, имеющихся в аналогичной полной парадигме.

Вопрос 7. Дайте определение термину "синтаксическое значение".
ОТВЕТ: Под синтаксическим значением понимается абстрактное значение, характерное для синтаксических единиц того или иного типа, той или иной модели, определяемое независимо от лексических значений образующих эти единицы слов/словоформ.

Вопрос 8. Какие синтаксические единицы выделяют в науке о языке?
ОТВЕТ: Традиционно основными синтаксическими единицами языка считаются словосочетание и предложение.

Вопрос 9. Какие типы синтаксической связи различают в науке о языке?
ОТВЕТ: Различается два главных типа синтаксической связи слов в словосочетании — сочинение и подчинение.

Вопрос 10. Дайте определение термину "сочинительная связь".
ОТВЕТ: Сочинительная связь (иначе — сочинение) характеризуется тем, что сочетающиеся компоненты однородны, совпадают по своим грамматическим формам

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах).

Вопрос 11. Составьте звуковую пропорцию: дом : том = ? : шарить.
ОТВЕТ: жарить

Вопрос 12. Составьте звуковую пропорцию: соты : соды = крушить : ?.
ОТВЕТ: кружить

Вопрос 13. Составьте звуковую пропорцию: ликом : лыком = Нил : ?.
ОТВЕТ: ныл

Вопрос 14. Составьте звуковую пропорцию: бок : док = пакт : ?.
ОТВЕТ: такт

Вопрос 15. Составьте звуковую пропорцию: пара : кара : тара = пот : ? : ?.
ОТВЕТ: кот, тот

Вопрос 16. Какое получился слово, если произнести звуки, из которых оно состоит, в обратном порядке: люк.
ОТВЕТ: куль

Вопрос 17. Какое получился слово, если произнести звуки, из которых оно состоит, в обратном порядке: яр.
ОТВЕТ: рай

Вопрос 18. Какие признаки гласных звуков, безразличные для носителей русского языка, используются для дифференциации звучаний слов немецкого языка, т. е. включены в состав его гласных фонем?
Kann [kan] - Kahn [ka:n]
ОТВЕТ: долгота и краткость гласного

Вопрос 19. Какие признаки звука [e], безразличные для носителей русского языка, используются для дифференциации звучаний слов немецкого языка, т. е. включены в состав его гласных фонем?
Fait "сделанный" - Fee "фея"
ОТВЕТ: открытость и закрытость гласного

Вопрос 20. Какой признак конечного согласного, утраченный русским языком, используется для различения звучаний слов англичанами?
Back [bak] "спина" - Bag [bag] "сумка"
ОТВЕТ: звонкость конечного согласного

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
"Отлично" (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Языкознание как наука. Предмет и задачи языкознания.
2. Межпредметные связи языкознания и других дисциплин.
3. Направления языкознания.
4. Разделы языкознания.
5. Теории происхождения языка.
6. Историческое развитие языков.
7. Языки народов Российской Федерации и Ближнего зарубежья.
8. Язык как система. Уровни языка. Межуровневые и внутриуровневые связи.
9. Знаковый характер языка. Треугольник Фреге.
10. Язык и речь.
11. Язык и мышление.
12. Язык и общество.
13. Перспективы языкового развития человечества. Языковые контакты. Билингвизм
14. Язык и культура.
15. Языковая картина мира.
16. Генеалогическая классификация языков.
17. Методы изучения родства языков. Сравнительно-исторический метод.
18. Типологическая классификация языков.
19. Языковые универсалии.
20. Графика, орфография, основные принципы.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Покажите на нескольких примерах (3-4) отношения полисемии в русском, английском и китайском языках.
2. Покажите на нескольких примерах (3-4) отношения синонимии в русском, английском и китайском языках.
3. Покажите на нескольких примерах (3-4) отношения комплементарной антонимии в русском, английском и китайском языках.
4. Покажите на нескольких примерах (3-4) отношения контрарной антонимии в русском, английском и китайском языках.
5. Покажите на нескольких примерах (3-4) отношения конверсии в русском, английском и китайском языках.
6. Покажите на нескольких примерах (3-4) отношения гиперо-гипонимии в русском, английском и китайском языках.
7. Покажите на нескольких примерах (3-4) отношения холо-меронимии в русском, английском и китайском языках.
8. Покажите на нескольких примерах (3-4) тематическую парадигму в русском, английском и китайском языках.
9. Покажите на нескольких примерах (3-4) лексико-семантическую группу в русском, английском и китайском языках.
10. Покажите одном примере семантическое поле в русском, английском и китайском языках.
11. Покажите на нескольких примерах (3-4) фразеологизмы в русском, английском и китайском языках.
12. Покажите на нескольких примерах (3-4) неологизмы в русском, английском и китайском языках.
13. Покажите на нескольких примерах (3-4) архаизмы в русском, английском и китайском языках.
14. Покажите на нескольких примерах (3-4) неологизмы в русском, английском и китайском языках.
15. Покажите на нескольких примерах (2-3) согласование в индоевропейских языках.
16. Покажите на нескольких примерах (2-3) управление в индоевропейских языках.
17. Покажите на нескольких примерах (2-3) примыкание в индоевропейских языках.
18. Покажите на нескольких примерах (2-3) изафет в индоевропейских языках.
19. Покажите на нескольких примерах (2-3) сочинительную связь в русском и английском языках.
20. Покажите на нескольких примерах (2-3) подчинительную связь в русском и английском языках.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематик поставленного вопроса, решил предложенные задания без ошибок.
"Хорошо" (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студен демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
"Удовлетворительно" (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б.Ю. Норман Теория языка. Вводный курс: учебник для вузов М. // ЭБС «Лань», 2016, 2018 ЭБС «Лань», 2016 https://e.lanbook.com/book/109572
Л1.2 Ю.С. Маслов Введение в языкознание: учеб. для вузов М., СПб., 2007
Л1.3 А.М. Камчатнов, Н.А. Николина Введение в языкознание: учеб. пособие М. // ЭБС «Лань», 2012, 2016 e.lanbook.com
Л1.4 В.П. Даниленко Введение в языкознание : М. // ЭБС «Лань», 2016, 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю.В.Рождественский Введение в языкознание: учебное пособие М., 2005
Л2.2 В. Блинов Введение в языкознание: Хрестоматия М., 2001
Л2.3 А.А. Шайкевич Введение в лингвистику: учеб. пособ. М., 2010
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 И.М. Камова Введение в языкознание: учебно-методические материалы по курсу Барнаул, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» http://e.lanbook.com.
Э2 2. Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru.
Э3 3. Языкознание.ру – Основные проблемы и концепции современного сравнительно-исторического языкознания yazykoznanie.ru/content/view/28/216
Э4 4. Журнал «Вопросы языкознания» Официальный сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН www.ruslang.ru/agens.php?id=vopjaz_cont
Э5 "Введение в языкознание" на Образовательном портале \АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)



7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина «Ведение в языкознание» изучается в группах иностранных бакалавров-лингвистов. Данный курс включен в
образовательные программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего
образования Российской Федерации и рассчитан на 1 семестр.
Рабочая программа предусматривает изучение вопросов, отражающих содержательно-предметную специфику данной
дисциплины. Основная цель курса – сформировать у студентов представление о языкознании как о науке, познакомить
студентов с основными идеями и проблемами современного языкознания, с некоторыми методами лингвистических
исследований, дать представление об основополагающих дихотомиях, типологической классификации языков.
Система заданий практических занятий ориентирована на решение следующих методических задач:
- отработку новой лексики (терминологической и общенаучной) и грамматических конструкций, используемых в научном
стиле речи;
- развитие навыков и умений работы с научным текстом, выделение основных теоретических положений,
комментирование основных теоретических положений с опорой на иллюстративный материал, пересказ научного текста;
- развитие навыков и умений логического мышления и в дальнейшем – написания выпускной квалификационной работы.
Возможны следующие виды работы на практических занятиях:
1. Фонетическая зарядка.
2. Отработка новой лексики (преимущественно терминологического характера).
3. Отработка новых грамматических конструкций, используемых в научных текстах, выполнение заданий на
трансформационную замену конструкций.
4. Опрос по лекционному материалу.
5. Задания, направленные на развитие навыков логического мышления (к примеру, определение типа русского,
английского, одного из восточных языков в генеалогической классификации языков и иллюстрация конкретными
примерами).
6. Задания, направленные на развитие навыков пересказа научного текста с опорой на схемы.
На практических занятиях рекомендуется больше внимания уделять развитию навыков и умений говорения (в частности,
«говорения» на языке науки).
УМКД по данной дисциплине предусматривает рубежный контроль, который проводится в форме семинарских занятий, в
рамках которых проверяется знание основных терминов дисциплины, содержания лекционного материала.
Правильная организация занятия, система заданий, предлагаемых преподавателем, отработка материала, контроль
усвоения – все это ориентировано на развитие навыков и умений логически мыслить, анализировать и обобщать научную
информацию, высказывать свое мнение.
Основная цель дисциплины – сформировать у студентов представление о языкознании как о науке, познакомить студентов
с основными идеями и проблемами современного языкознания, с некоторыми методами лингвистических исследований,
дать представление об основополагающих дихотомиях, типологической классификации языков.
Творческая деятельность преподавателя состоит в том, чтобы найти наиболее рациональные методы обучения,
позволяющие реализовать поставленные цели и задачи.
В условиях реализации компетентностного подхода к обучению по подготовке бакалавров и специалистов на кафедре
используются как традиционные технологии обучения (лекции, практические занятия, объяснительно-иллюстративные
методы обучения, индивидуальные консультации по конкретному материалу), организация самостоятельной работы,
контроль знаний, так и инновационные технологии:
- технологии развивающего обучения: технология развития логического мышления и анализа материала, технология
учебной дискуссии и решения спорных вопросов лингвистической теории,
- технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: технология интенсификации обучения на
основе схемных моделей обучения,
- технологии электронного обучения. Кафедра имеет свой сайт, на котором размещены все методические материалы,
лекции, материалы к практическим занятиям, контрольные задания. Это обеспечивает студентов достаточной учебнометодической информацией,
что способствует приобретению новых знаний и обеспечивает повышение эффективности
учебного процесса,
- использование активных и интерактивных форм проведения тренинга и текущего контроля в сочетании с внеаудиторной
работой. В соответствии с требованиями ФГОС ВО по данному направлению подготовки к данной дисциплине
разработаны электронные тестовые задания.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью
контингента обучающихся и содержанием данной дисциплины, и в среднем они должны составлять не менее 70%
аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов в среднем не могут составлять
более 40% аудиторных занятий.