МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и методика обучения и воспитания (английский язык)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра лингвистики, перевода и иностранных языков
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильАнглийский язык. Китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_Педобразование_АК-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 9
зачеты: 8
курсовой проект: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) 5 (9) Итого
Недель 14,5 8
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20 40 40
Практические 16 16 16 16 32 32
Сам. работа 72 72 45 45 117 117
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.филол. наук, Доцент, Савочкина Елена Александровна

Рецензент(ы):
д.филол.н., Профессор, Карпухина Виктория Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Теория и методика обучения и воспитания (английский язык)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 11.05.2022 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Саланина О.С., к.филол.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 11.05.2022 г. № 10
Заведующий кафедрой Саланина О.С., к.филол.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "Теория и методика обучения и воспитания (английский язык)" является подготовка студентов к осуществлению основных профессиональных функций преподавателя английского языка.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять обучение иностранным языкам в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.1 Владеет формами и методами обучения
ПК-1.2 Знает критерии оценивания знаний и умений обучающихся
ПК-2Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения иностранных языков
ПК-2.1 Проектирует воспитательную деятельность и методы ее реализации с учетом требований ФГОС
ПК-2.2 Умеет организовать различные виды деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), применяет методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
ПК-2.3 Знает механизмы управления учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность
ПК-3Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания иностранных языков
ПК-3.1 Знает принципы реализации развивающей функции процесса обучения иностранным языкам
ПК-3.2 Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
ПК-4Способен к разработке и реализации программ учебных дисциплин по иностранным языкам в рамках основной общеобразовательной программы
ПК-4.1 Знает основные принципы разработки программ учебных дисциплин по иностранным языкам
ПК-4.2 Знает преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке
ПК-4.3 Реализует цели и содержание программ учебных дисциплин по иностранным языкам в рамках основной общеобразовательной программы
ПК-5Способен разрабатывать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса при обучении иностранным языкам
ПК-5.1 Владеет основными образовательными технологиями преподавания иностранных языков
ПК-5.2 Планирует и осуществляет учебный процесс по иностранному языку в соответствии с основными общеобразовательными программами
ПК-5.3 Проводит учебные занятия по иностранному языку, опираясь на достижения в области педагогической и педагогической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения
ПК-5.4 Организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, в области иностранных языков
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сущность процессов обучения и воспитания, их психологические основы; научные основы, историю и методологию курса преподавания английского языка; приемы и формы аудиторной и внеаудиторной работы для отработки основных речевых навыков обучающихся.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и адаптировать учебную и учебно-методическую литературу с целью успешного использования ее на уроках; разрабатывать различные типы аудиторных и внеаудиторных занятий, нацеленных на обучение говорению, аудированию, чтению и письму
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методикой проведения учебных и воспитательных мероприятий;самостоятельными и творческими приемами реализации аудиторной и внеаудиторной работы; методикой проведения различных по форме обучения занятий с учетом индивидуального подхода к учащимся; навыками отбирать и использовать необходимые учебные средства для реализации технологии обучения говорению, аудированию, чтению и письму

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Цели и содержание обучения ИЯ в средней школе
1.1. Цели и содержание обучения ИЯ в средних образовательных учреждениях. Лекции 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л2.1
1.2. Структура мотивационной сферы; цель обучения; профессиональная компетентность учителя; общение как деятельность. Практические 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1
1.3. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 8 16 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1
Раздел 2. Обучение фонетике
2.1. Обучение фонетике. Лекции 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л2.1
2.2. Принцип аппроксимации; характеристика звуковой системы ИЯ; работа с рифмовкой. Практические 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1
2.3. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 8 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1
Раздел 3. Обучение грамматике
3.1. Обучение грамматике. Лекции 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л2.1
3.2. Характеристика грамматической системы ИЯ; условия формирования активного грамматического навыка; типология грамматических упражнений. Практические 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1
3.3. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 8 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1
Раздел 4. Обучение лексике
4.1. Обучение лексике. Лекции 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л2.1
4.2. Формирование лексических навыков в различных ВРД; принципы отбора лексики; типология упражнений. Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1
4.3. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 8 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1
Раздел 5. Обучение аудированию
5.1. Обучение аудированию. Лекции 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л2.1
5.2. Виды аудирования; требования к текстам для аудирования; упражнения для формирования перцептивной базы. Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л3.2
5.3. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 8 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1
Раздел 6. Обучение говорению
6.1. Обучение говорению. Лекции 9 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л2.1
6.2. Говорение как ВРД; понятие речевой ситуации; обучение монологической речи; обучение диалогической речи. Практические 9 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л3.2
6.3. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 9 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1
Раздел 7. Обучение чтению
7.1. Обучение чтению. Лекции 9 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л2.1
7.2. Чтение как ВРД; виды чтения; организация домашнего чтения. Практические 9 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1
7.3. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 9 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1
Раздел 8. Обучение письму
8.1. Обучение письму. Лекции 9 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л2.1
8.2. Письмо как ВРД; психологическая характеристика письма. Практические 9 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л3.2
8.3. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 9 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1
Раздел 9. Принципы обучения ИЯ
9.1. Принципы обучения ИЯ. Лекции 9 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л2.1
9.2. Классификация принципов обучения; методические принципы, дидактические принципы. Практические 9 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л3.2
9.3. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 9 11 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-4.1, ПК-4.2 Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Верно ли утверждение, что фонетика (как аспект обучения) - совокупность всех звуковых средств, которые составляют его материальную сторону (звуки, звукосочетания, ударение, ритм, мелодика, интонация, паузы).
А. Неверно
Б. Верно
Правильный ответ: Б
2. Перечислите основные топологические группы фонем
А. Совпадающие в обоих языках;
Б. Несовпадающие;
В. Частично совпадающие.
Г. все из перечисленных
Правильный ответ: Д.

3. Создателем коммуникативного подхода в советской методике преподавания иностранных языков является:
А. Я.А.Коменский
Б. Е.И. Пассов
Правильный ответ: Б.

4. Что из перечисленного представляет трудности в процессе изучения китайской иероглифической письменности?
А. Недостаточное количество учебного времени, посвященного формированию иероглифических навыков.
Б. Длительность процесса овладения письменной формой речи.
В. Необходимость усвоения гораздо большего числа базовых графических элементов, чем букв в любом алфавите.
Г. Механические (начертательные) трудности непривычной формы записи знаков языка
Д. Все из перечисленных
Правильный ответ: Д.

5. Какие виды анализаторов должны быть задействованы при запоминании новой лексики?
А. Слуховой
Б. Зрительный
В. Речедвигательный
Г. Моторно-графический
Д. Все из перечисленных
Правильный ответ: Д.

6. Верно ли утверждение, что при введении новой лексики необходимо широко использовать наглядность.
1. Неверно
2. Верно
Правильный ответ: Б.

7. Верно ли утверждение, что усваиваемые слова должны отвечать интересам и возрасту учащихся.
А. неверно
Б. верно
Правильный ответ: Б.
8. Предполагает ли корректное произношение сформированность навыков артикулирования звуков и звукосочетаний, а также умение расставить ударение, соответствующее нормам изучаемого языка?
А. Да
Б. Нет
Правильный ответ: А.
9. Какой из этапов со звуком описан в следующем предложении? Учащиеся внимательно знакомятся с тем, в каком положении должны быть органы артикуляции при произне¬сении звука. Чаще всего это объясняется в специальных терминах.
А. Ориентировка.
Б. Планирование.
В. Артикулирование
Г. Фиксирование.
Правильный ответ: А.

10. В чем состоит принцип последовательности и посильности при введении фонетического материала?
А. от легкого к более слож¬ному, от известного к незнакомому
Б. От сложного к легкому, от незнакомого к известному
Правильный ответ: А.

11. Какой из этапов согласно Е.И. Пассову НЕ входит в 5 этапов формирования грамматического навыка?
А. Восприятие
Б. Имитация
В. Подстановка
Г. Закрепление
Правильный ответ: Г.

12. Выберите верное утверждение:
А. В грамматике китайского языка больше исключений, чем правил.
Б. В грамматике китайского языка больше правил, чем исключений.
Правильный ответ: А.
13. Какой из вариантов отражает положительные стороны Прямого метода при изучении китайского языка:
А. Быстрое развитие речевых навыков
Б. Упор на умение пользоваться языком в реальных ситуациях
В. Проработка произношения
Г. Все из перечисленных
Правильный ответ: Г.

14. Верно ли, что основной целью грамматико-переводного метода является формирование письменных навыков?
А. Неверно
Б. Верно
Правильный ответ: Б
15. Какие методы относят к сознательным(переводным) методам согласно классификации А.Н. Щукина ?
А. Грамматико-переводной
Б. Сознательно-практический
В. Сознательно-сопоставительный
Г. Все из перечисленных
Правильный ответ: Г.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. _________- это совокупность характерных для данного языка артикуляционных навыков.
Ответ: Артикуляционная база
2. Дайте определение понятия тона (в узком смысле).
Ответ: Тон( в узком смысле) – это частотная характеристика слога, его мелодическая окраска.
3. ________________— это способность правильно воспринимать слышимый звуковой образец, ассоциировать его со значением и адекватно воспроиз¬водить.
Ответ: Фонетические навыки
4. На какие подгруппы навыков делятся слухо-произносительные навыки?
Ответ: Аудитивные/слуховые навыки и произносительные навыки.
5. Напишите основные этапы работы со звуком при артикуляционном подходе.
Ответ: Основные этапы работы со звуком:
1. Ориентировка. 2. Планирование. 3. Артикулирование или произнесение звука. 4. Фиксирование. 5. Отработка или отработка звука в системе фонетических упражнений
6. Напишите, в чем состоит принцип последовательности и посильности при введении фонетического материала?
Ответ: от легкого к более слож¬ному, от известного к незнакомому
7. Что является основной целью обучения грамматике?
Ответ: Основной целью обучения грамматике является формирование у учащихся грамматиче¬ских навыков или Основной целью обучения грамматике является формирование у учащихся грамматиче¬ских навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма.
8. ________ является разделом языкознания, в котором изуча¬ются закономерности изменения и сочетания слов, образующих осмысленные предложения или высказывания.
Ответ: Грамматика
9. В какой момент должно даваться объяснение сущности грамматического явления? Ответ: Объяснение сущности грамматического явления должно даваться до тренировочной работы над ним и до чтения текста урока.
10. Дайте перевод слова метод.
Ответ: Путь
11. На сегодняшний день реализация какого подхода является наиболее актуальной в преподавании китайского языка?
Ответ: Коммуникативного подхода.
12. Перечислите основные топологические группы фонем
Ответ: Совпадающие в обоих языках; Несовпадающие; Частично совпадающие.
13. С каким прусским исследователем обычно связывают возникновение грамматико-переводного метода?
Ответ: В. Гумбольдт
14. В каком веке получил распространение грамматико-переводной метод в России?
Ответ: В 19 веке.
15. Дайте второе название сознательным методам.
Ответ: Переводные
16. Какая идея лежит в основе коммуникационного подхода?
Ответ: идея, заключающаяся в том, чтобы сформировать билингвов/ или людей, умеющих практически пользоваться иностранным языком как средством общения.
17. ________- методы обучения направлены главным образом на овладение устной иноязычной речью в сжатые сроки при значительной ежедневной концентрации учебных часов и создании обстановки «погружения» в иноязычную среду.
Ответ: Интенсивные
18. Кем был разработан суггестопедический метод?
Ответ: Суггестопедический метод разработан болгарским ученым Г. Лозановым.
19. _______ метод означает обучение иностранному языку без какого-либо вмешательства родного языка, «напрямую» погружая учащихся в языковую среду, заставляя его думать на новом языке.(Дайте название метода)
Ответ: Прямой.
20. Какие методы возникли и развивались в борьбе с крайностями двух антагонистических методических направлений грамматико-переводного и прямого методов?
Ответ: Смешанные или комбинированные методы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом является ведущей целью:
а) гуманистического воспитания;
б) гуманитарного воспитания;
в) демократического воспитания;
г) поликультурного воспитания.
2. Деятельность педагогов, ориентированная на реализацию целей образования в условиях педагогического процесса:
а) воспитательная работа;
б) воспитательная система;
в) воспитательное мероприятие;
г) система воспитательной работы.
3. Воспитание может быть рассмотрено как:
а) общественное явление, воздействие общества на личность;
б) специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса;
в) целенаправленное управление процессом развития личности;
г) все ответы верны.
4. Духовно-нравственное воспитание личности - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися
а) гуманистических ценностей
б) общечеловеческих ценностей
в) базовых национальных ценностей
г) общенациональных ценностей
5. Свобода личности, формируемая в процессе духовно-нравственного воспитания - это:
а) уход от власти низменных потребностей, выбор высших ценностей и стремление к их реализации;
б) удовлетворение всех имеющихся потребностей;
в) отсутствие потребностей, следование за обозначенными авторитетным лицом целями;
г) никогда не реализуемая потребность.
6. Социализация в широком значении характеризуется как:
а) взаимодействие человека и общества;
б) приспособление человека к требованиям общества;
в) развитие и саморазвитие человека;
г) общественное воспитание.
7. Самоутверждение, самораскрытие и самореализация характерна для периода
а) подготовительного;
б) организационного;
в) основного;
г) заключительного.
8. Приоритет общечеловеческих ценностей в отношениях учащихся между собой и с педагогами декларирует принцип
а) гуманизации
б) эмпатии
в) толерантности
г) терпимости
9. Создание среды развития личности, способствующей обеспечению единства народной культуры и достижений мировой цивилизации – это принцип
а) культуросообразности
б) вариативности
в) природосообразности
г ) открытости
10. На стремлении ребенка к подражанию основан такой метод воспитания как
а) приучение
б) пример
в) упражнение
г) убеждение
11. Стимулирование положительных проявлений личности в ходе воспитания с помощью высокой оценки называется
а) авансированием
б) поощрением
в) убеждением
г) общественным мнением
12. Способ разрешения конфликтов, заставляющий детей и подростков, принять точку зрения руководителя называется
а) компромиссом
б) сглаживанием
в) принуждением
г) уклонением
13. Изобразительное искусство, вокал, танец, пение – это направление
а) спортивное;
б) творческое;
в) туристическое;
г) познавательное
14. Воспитание выступает по отношению к социализации механизмом
а) ускорения;
б) торможения;
в) отождествления;
г) подавления.
15. Способ разрешения конфликта, характеризующийся признанием права детей на собственное мнение, называется
а) сотрудничеством
б) принуждением
в) уклонением
г) сглаживанием

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1.в
2.а
3.г
4.б
5.а
6.а
7.г
8.а
9.а
10.б
11.а
12.в
13.б
14.а
15.а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Верно ли утверждение что, право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств?
А. Верно
Б. Неверно
Правильный ответ: А
2. Какие уровни профессионального образования устанавливаются в Российской Федерации согласно закону «Об образовании» N 273-ФЗ?
А. Среднее профессиональное образование;
Б. Высшее образование – бакалавриат, специалитет, магистратура;
В. Высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Г. Все из перечисленных
Правильный ответ: Г.
3. Верно ли утверждение что, право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам…. Согласно закону «Об образовании» N 273-ФЗ?
А. Верно
Б. Неверно
Правильный ответ: А
4. Обязан ли преподаватель соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики согласно закону «Об образовании» N 273-ФЗ?
А. Неверно
Б. Верно
Правильный ответ: Б
5. Верно ли утверждение что, к освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня, согласно закону «Об образовании» N 273-ФЗ?
А. Неверно
Б. Верно
Правильный ответ: Б
6. Подберите верный термин к представленному определению: «учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося».
А. Учебный план
Б. Индивидуальный учебный план
Правильный ответ: Б
7. ¬¬¬______________- физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;
А. Педагогический работник
Б. Обучающийся
Правильный ответ: А.
8. Нормативным документом, определяющим содержание, объем, порядок изучения, оценивания и преподавания учебной дисциплины является:
А. Фонд оценочных средств(ФОС)
Б. Рабочая программа дисциплины (РПД)
Правильный ответ: Б
9. В качестве планируемых результатов обучения для конкретного уровня освоения компетенции выделяются следующие категории:
А. Знать-уметь-владеть
Б. Знать-уметь- решать
Правильный ответ: А.
10. ________________- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий
А. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья
Б. Обучающийся
Правильный ответ: А.
11.Верно ли утверждение, что цели и задачи обучения, а также сроки обучения определяются программами по китайскому языку в каждом учебном заведении?
А. Неверно
Б. Верно
Правильный ответ: Б
12. Необходимо ли учитывать возрастные и психологические особенности учащихся?
А. Только возрастные
Б. Только психологические
В. Нет необходимости учитывать никакие из перечисленных особенностей учащихся
Г. Необходимо учитывать и возрастные и психологические особенности
Правильный ответ: Г.
13. К условиям обучения относятся:
А. Количество часов, отводимых на изучение иностранного языка
Б. Оснащенность учебного процесса, в том числе наличие технических средств обучения
В. Все из перечисленных
Г. Ничего из перечисленного
Правильный ответ: В
14. Выберите верное утверждение:
А. Самостоятельная работа студентов должна быть по времени не меньше аудиторных занятий
Б. Самостоятельная работа студентов должна быть по времени меньше аудиторных занятий
В. Самостоятельной работы студентов не должно быть
Правильный ответ: А
15. На каком принципе основывается обучение студентов согласно А.А. Леонтьеву?
А. От бессознательного к сознательному
Б. От сознательного к бессознательному
Правильный ответ: Б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. В каком году был принят Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании»?
Ответ: 2012г или 29.12.2012г.
2. _________- целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Ответ: Обучение
3. Какой уровень образования должен быть у лиц, которые допускаются к освоению программ бакалавриата или программ специалитета?
Ответ: К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование или среднее общее образование.
4.Определите, какому из образовательных стандартов дана следующая характеристика?
_________ - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
Ответ: федеральный государственный образовательный стандарт
5. Что, согласно Н.А. Деминой относится к условиям обучения:
Ответ: 1) Количество часов, отводимых на изучение иностранного языка;2) Оснащенность учебного процесса (в том числе наличие технических средств обучения)
6. __________- уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;
Ответ: квалификация
7. В чем состоит принцип последовательности и посильности при введении фонетического материала?
Ответ: от легкого к более слож¬ному, от известного к незнакомому
8. _______- лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры;
Ответ: Студенты (курсанты)
9. Напишите, кто является создателем коммуникативного подхода в советской методике преподавания иностранных языков?
Ответ: Е.И. Пассов
10. Что является основной целью обучения при изучении китайского языка согласно Н.А.Деминой?
Ответ: Основной целью обучения является практическое овладение китайским языком.
11. Какая из форм планирования учебного процесса по иностранному языку является наиболее принятой в настоящее время?
Ответ: Тематическое планирование.
12. _____________- физическое лицо, осваивающее образовательную программу
Ответ: обучающийся
13. Какой вид письма используется в материковой части Китая?
Ответ: Упрощенное письмо
14. Какой диалект взят за основу путунхуа?
Ответ: Северный диалект
15. В каком веке была проведена реформа по упрощению китайского языка?
Ответ: реформа по упрощению китайского языка была проведена в 20 веке
16. К какой языковой группе/семье принадлежит китайский язык?
Ответ: Китайский язык принадлежит к сино-тибетской языковой группе/семье
17. В каких странах китайский является официальным языком?
Ответ: Китайский язык является официальным языком КНР, Тайваня и Сингапура.
18. Какие из особенностей учащихся должны быть учтены при преподавании китайского языка?
Ответ: При преподавании китайского языка необходимо учитывать возрастные и психологические особенности учащихся.
19. Согласно Н.А. Деминой при обучении иероглифике следует разграничить два периода, назовите их.
Ответ: 1) Обучение графическим элементам и ключам, 2) Обучение иероглифике при прохождении всего курса.
20. ¬_______- это научно обоснованное, логическое, цельное и законченное построение, имеющее определенную цель, в зависимости от которой разрабатываются его основные части. (Согласно Н.А. Деминой)
Ответ: Урок

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен организовывать образовательный процесс с использованием современных образовательных технологий, в том числе дистанционных
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Форматирование текста – это…
а. Оформление текста согласно установленным академическим стандартам.
б. Перевод текста из одного формата в другой.
в. Оба варианта правильные.
ОТВЕТ: а
Вопрос 2. Tagxedo, WordArt, Wordle, Word it Out, ImageChef – это…
а. Сервисы для создания облака слов.
б. Сервисы для создания гарнитур.
в. Оба варианта неправильные.
ОТВЕТ: а
Вопрос 3. Фонетический транскриптор – это…
а. Сервис для графической записи слов.
б. Сервис для графической записи звучания слов.
в. Сервис для графической записи нот.
ОТВЕТ: б
Вопрос 4. Figma – это…
а. Облачный инструмент для проектирования и прототипирования.
б. Облачный инструмент для генерации и редактирования текстов.
в. Оба варианты правильные.
ОТВЕТ: а
Вопрос 5. Майндкарта – это…
а. Карта ментального здоровья.
б. Географическая карта.
в. Карта ассоциаций.
ОТВЕТ: в
Вопрос 6. Система Лейтнера – это…
а. Метод эффективного запоминания материала.
б. Метод эффективного изучения языков.
в. Такой системы не существует.
ОТВЕТ: а
Вопрос 7. Poets.org – это…
а. Крупнейший сайт зарубежной поэзии.
б. Крупнейший сайт отечественной поэзии.
в. Такого сайта не существует.
ОТВЕТ: а
Вопрос 8. «Яндекс.Переводчик» переводит на…
а. 133 языка.
б. 98 языков.
в. 80 языков.
ОТВЕТ: б
Вопрос 9. Double Coding – это…
а. Алгоритм машинного перевода.
б. Метод философского кодирования.
в. Оба варианты правильные.
ОТВЕТ: б
Вопрос 10. Genial.ly – это…
а. Сервис для создания интерактивного изображения.
б. Сервис для создания интегративного изображения.
в. Сервис для создания индифферентного изображения.
ОТВЕТ: а
Вопрос 11. EdApp, Quizlet, SurveyMonkey – это…
а. Сервисы для создания приложений.
б. Сервисы для создания викторин.
в. Оба варианта неправильные.
ОТВЕТ: б
Вопрос 12. Email-дайджест – это…
а. Такого понятия не существует.
б. Формат интернет-общения.
в. Компиляция в одном письме актуальных материалов.
ОТВЕТ: в
Вопрос 13. Хештег выполняет функцию…
а. Навигации.
б. Тематизации.
в. Оба варианта правильные.
ОТВЕТ: в
Вопрос 14. Podcast это…
а. Широкоформатное повсеместное вещание.
б. Широкоформатное локальное вещание.
в. Оба варианта правильные.
ОТВЕТ: а
Вопрос 15. Сервис Lunacy…
а. Многофункциональный сервис для дизайна.
б. Многофункциональный сервис для перевода.
в. Многофункциональный сервис для расчетов.
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. Назовите три ключевых понятия М. Маклюэна?
Ответ: галактика Гутенберга, глобальная деревня, медиа.
2. Как цифровизация влияет на профессиональную коммуникацию?
Ответ: цифровизация ведет к анонимности общения, глобализации и ускорению всех коммуникативных процессов не только в личном, но и в профессиональном общении.
3. Обозначьте главные следствия перехода на цифровые технологии.
Ответ: виртуализация, дигитализация, мультимизация.
4. Аура искусства, согласно В. Беньямину, это:
Ответ: сакральность и подлинность искусства, его связь с историей и способом культурно обусловленного восприятия.
5. Что находится в центре внимания медиаэкологов?
Ответ: в центре внимания медиаэкологов – влияние медиатехнологий на психику индивидуума и социокультурные процессы в обществе.
6. Кто, где и когда произнес речь «Пять вещей, которые мы должны знать о технологических переменах»?
Ответ: медиаэколог Нил Постман в 1998 году на конференции в Денвере (Колорадо).
7. Как называется произведение М. Кастельса о культуре Интернета?
Ответ: «Культура Интернета».
8. Кто такой homo confusus?
Ответ: человек растерянный; следствие новой цифровой реальности, в которой оказался современный человек.
9. На чем основана система Лейтнера и зачем она нужна?
Ответ: система Лейтнера основана на карточках для запоминания (флеш-картах), необходимых для развития памяти.
10. Кто написал книгу «Общество потребления»?
Ответ: французский философ Жан Бодрийяр.
11. Что такое эмотивный синтаксис?
Ответ: отдельная категория синтаксических структур, способных транслировать некую эмоцию; рифма, повтор, градация, анафора и другие фигуры речи.
12. Какой межсемиотический перевод возможен через сервис «Яндекс.Переводчик»?
Ответ: перевод на язык эмодзи.
13. Что такое цифровой этикет?
Ответ: правила общения в цифровой среде, в частности в Интернете.
14. Дайте определение дискурсу согласно А. Кибрику.
Ответ: любые формы речевого взаимодействия между людьми; некоторый образ мышления, идеология и то, как она проявляется словесно; языковой уровень после предложения, то есть уровень языковых образований или единиц, которые не ограничены объемом.
15. Назовите автора метода Double Coding?
Ответ: Умберто Эко.
16. Что означает метод Double Coding?
Ответ: это постмодернистский прием, благодаря которому в одном произведении сочетаются несколько, как правило, сакральных и профанных.
17. Зачем нужен культурный код?
Ответ: культурный код – это набор характеристик, которые помогают идентифицировать культуру.
18. Как читать культурный код?
Ответ: изучать язык и (культурологический) контекст того народа, культурный код которого интересует.
19. Что означает фраза «нарисовать словами»?
Ответ: создать креолизованный текст, в котором сочетаются вербальные и невербальные средства.
20. Охарактеризуйте понятие интерактивности.
Ответ: интерактивность – способность информационно-коммуникационной системы активно и адекватно реагировать на действия пользователя. Такое свойство считается признаком того, что система «умная», то есть обладает каким-то интеллектом.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5: Способен разрабатывать учебно-методтческое обеспечение образовательного процесса при обучении иностранным языкам
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов
а) педагогическое моделирование;
б) педагогическое конструирование;
в) педагогическое проектирование.
2. Способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом
а) проект;
б) план;
в) программа .
3. Тип педагогического проекта
а) исследовательский, творческий, игровой;
б) технический, исследовательский, игровой;
в) социальный, исследовательский, творческий.
4. Сознательная активность человека с четким определением цели, мотивов, достижения результативности
а) методика;
б) деятельность;
в) проектирование.
5. Проектная деятельность – это…
а) сознательная активность человека с четким определением цели, мотивов, достижения результативности;
б) план с четким определением, цели, мотивов, достижения результатов;
в) предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
6. Разработка и создание формальной модели педагогического процесса или его составляющих, отражающей основные идеи, методы, формы, средства, приемы
а) педагогическое моделирование;
б) педагогическое конструирование;
в) педагогическое проектирование.
7. План – это
а) схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей;
б) последовательность команд, которую выполняет в процессе обработки данных;
в) предварительный текст какого-нибудь документа, материал.
8. На каком этапе ставиться цель, определяется актуальность и значимость проекта
а) подготовительный этап;
б) основной этап;
в) заключительный этап.
9. Что входит в основной этап
а) анализ результатов проекта;
б) подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе;
в) ознакомление детей с художественной литературой, проведение бесед, работа с родителями, проведение занятий, проведение мероприятия.
10. Совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия
а) педагогическое моделирование;
б) педагогическая диагностика;
в) педагогическое конструирование.
11. Педагогика – это
а) раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития;
б) наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей;
в) наука о воспитании и обучении человека, прежде всего в детско-юношеском возрасте.
12. Процесс разработки и реализации проектов, направленных на организацию образовательного процесса и отдельных его видов и направлений
а) педагогическое проектирование;
б) образовательное проектирование;
в) педагогическое конструирование.
13. Дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений
а) педагогическое моделирование;
б) педагогическая диагностика;
в) педагогическое конструирование.
14. Последовательность команд, которую выполняет в процессе обработки данных
а) проект;
б) план;
в) программа .
15. Образовательное проектирование включает в себя
а) воспитание и обучение личности;
б) построение методов и технологий;
в) воспитание и развитие учащихся.

Ответы: 1 - В; 2 – А; 3 – А; 4 – Б; 5 – Б; 6 – А; 7 – А; 8 – А; 9 – В; 10 – Б; 11 – В; 12 – Б; 13 – В; 14 – В; 15 – А.

Примеры заданий открытого типа:
1. Тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления – это____________
Ответ: проектирование
2. Практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности;
Новая развивающаяся область знания, способ трактовки педагогической действительности (А. П. Тряпицына);
Прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е.С. Заир-Бек) – это всё характеристики
Ответ: педагогического проектирования
3. Один из этапов процесса, в котором используются возможности проектирования – это____
Ответ: Проектировочный этап
4. Автор проектного воспитания_________________
Ответ: О. С. Газман
5. Смысл ________________ образования — не столько в передаче ученику опыта прошлого, сколько в расширении его собственного опыта, обеспечивающего его личностный и общекультурный рост
Ответ: проективного
6. Искусственно созданный образец в виде схемы, описания, физических конструкций или формул, подобный исследуемому объекту (явлению) и отражающий или воспроизводящий в более простом виде структуру, свойства и отношения между элементами объекта (явления) – это _________
Ответ: модель
7. Проектирование, направленное на изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами называется_______________
Ответ: социально-педагогическим
8. Проектирование, целью которого становится преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательных процессов называется ________________
Ответ: психолого-педагогическим
9. Проектирование, ориентированное на проектирование качества образования и инновационные изменения образовательных систем и институтов называется____________
Ответ: образовательным
10. Назовите субъектов педагогического проектирования__________________
Ответ: индивидуальные, групповые
11. Основной круг людей (специалистов), непосредственно участвующих в социально-педагогическом или образовательном проекте называется ________________
Ответ: проектной командой
12. Группа участников, осуществляющих пилотажные (пробные, экспериментальные) действия в логике проекта называется______________
Ответ: пилотной группой
13. Группа участников проекта проходит опережающее по отношению к остальным обучение, с тем, чтобы впоследствии передать свои знания и опыт другим называется __________
Ответ: группой тьюторов (тренеров)
14. Вхождение в проект предваряется этапом, задача которого — создать предпосылки для успешности проектирования и его психолого-педагогического, методического, организационного, материально-технического обеспечения, он называется__________
Ответ: предпроектным
15. В структуру ________________ входят сведения о целях, предполагаемом продукте, средствах его получения, а также об объектах преобразования и процедурах управленческой деятельности в рамках проектирования.
Ответ: программы
16. Документ, дающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы – это______________
Ответ: план
17. _____________ процессы связаны с анализом собственного сознания и деятельности, а также с пониманием смысла межличностного общения.
Ответ: Рефлексивные
18. Три этапа (ступени) проектирования - _______________________
Ответ: I этап — моделирование; II этап — проектирование; III этап — конструирование
19. Если предполагается создать концепцию _____________ образования, имеет смысл обратиться к многочисленным существующим в философии, культурологии, педагогике теориям и подходам, связанным с проблемой гуманитарности.
Ответ: гуманитарного
20. Документ, регламентирующий тип и способы построения содержания учебно-воспитательного процесса в условиях той или иной педагогической системы – это _________
Ответ: образовательная программа
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Курсовой проект выполняется в команде из 2-3 человек.
Примерная тематика курсовых проектов
1 Реализация ФГОС среднего общего образования в школах России.
2 Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России и пути ее реализации.
3 Воспитание в современной школе с позиций деятельностного подхода.
4 Организация внеурочной деятельности детей по направлениям развития личности
5 Культурологический подход в воспитании.
6 Ценностный (аксиологический) подход в воспитании.
7 Основные направления развития регионального образования.
8 Проблема национального своеобразия воспитания в ФГОС общего образования
второго поколения.
9 Личностно-ориентированный подход в воспитании.
10 Индивидуализация в образовании.
11 Методические особенности организации форм внеурочной деятельности согласно ФГОС начального общего образования.
12 Проблема целей воспитания в современных условиях.
13 Авторские воспитательные системы в современном образовании.
14.Методика коллективной творческой деятельности в условиях класса.
15.Использование диалоговых форм в воспитательной работе с учащимися.

Критерии оценивания курсового проекта:
Оценка "Отлично" выставляется участникам командного проекта, выполнившим основные требования задания, правильно распределившим рабочие пакеты (задачи, объем трудозатрат, оценку длительности), процессный план проекта и основные вехи. Содержание работ проекта демонстрирует высокое качество выполнения основных блоков ( уровень, полнота решения, наличие и существенность ошибок, увязка с другими блоками, качество представления/изложения результатов). Студенты демонстрируют сформированные навыки тайм-менеджмента.
Оценка "Хорошо" выставляется участникам командного проекта, выполнившим большую часть требований задания, правильно распределившим рабочие пакеты (задачи, объем трудозатрат, оценку длительности), процессный план проекта и основные вехи. Содержание работ проекта демонстрирует высокое качество выполнения основных блоков, однако в итоговом материале имеются незначительные недочеты , что не мешает увязке с другими блоками. Студенты демонстрируют сформированные навыки тайм-менеджмента.
Оценка "Удовлетворительно" выставляется участникам командного проекта, выполнившим большую часть требований задания, но неправильно распределившим рабочие пакеты (задачи, объем трудозатрат, оценку длительности), процессный план проекта и основные вехи. Содержание работ проекта демонстрирует удовлетворительное качество выполнения основных блоков, однако в итоговом материале имеются незначительные недочеты , что не мешает увязке с другими блоками. Студенты демонстрируют сформированные навыки тайм-менеджмента.
Оценка "Неудовлетворительно" выставляется участникам командного проекта, не выполнившим требования заданий, из-за неправильного распределения рабочих пакетов (задачи, объем трудозатрат, оценка длительности), процессный план проекта и основные вехи. Содержание работ проекта не демонстрирует логической стыковки основных блоков. Студенты демонстрируют отсутствие сформированных навыков тайм-менеджмента.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ромежуточная аттестация заключается в проведении зачета и экзамена. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
Вопросы теоретического характера:
1. Общая характеристика методики преподавания английского языка как дисциплины высшего профессионального образования.
2. Цели, содержание и структура современной системы школьного обучения иностранных языков
3. Многообразие подходов к проблеме целеполагания
4. Документы, которыми должен руководствоваться учитель иностранных языков при планировании и осуществлении преподавательской деятельности
5. Организационное построение обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе.
6. Типовое и видовое разнообразие учебных занятий по английскому языку, его использование при планировании организационного построения учебного процесса
7. Связь организационных форм с сущностью процесса обучения и их характеристика
8. Современная система средств, методов и методических приемов обучения иностранным языкам
9. Проблема отбора и разработки методов, методических приемов, средств обучения при планировании учебного процесса по английскому языку
10. Методика изучения отдельных элементов содержания школьных курсов английского языка
11. Методические пути решения проблемы усвоения школьниками новых слов, грамматики и фонетики
12. Развитие личности ученика - стратегия современного образования
13. Использование содержательного потенциала английского языка, методов, методических приемов, средств обучения, форм организации учебного процесса для решения задач воспитания
Вопрос практико-ориентированного характера: «Разработайте комплекс упражнений, предназначенных для формирования произносительных (лексических, грамматических) навыков» (на выбор)
Критерии оценивания:
ЗАЧТЕНО - Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры на немецком языке. Выполнил практическое задание без существенных ошибок.
НЕЗАЧТЕНО - Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание изучаемой дисциплины. Студент затрудняется привести собственные примеры, не ответил на наводящие вопросы. Не выполнил практическое задание.
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 10 семестра экзамена. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
Вопросы теоретического характера:
1. Основные направления лингводидактики. Лингводидактика как наука.
2. Лингводидактика в системе педагогических и лингвистических дисциплин.
3. Современные приемы, организационные формы и технологии воспитания, обучения и оценки качества результатов обучения.
4. Лингводидактическая система преподавания иностранного языка.
5. Типы преподавания иностранного языка.
6. Принципы преподавания иностранного языка.
7. Средства преподавания иностранного языка.
8. Методы обучения иностранному языку.
9. Особенности конструирования учебного процесса и разработки учебно-методическое обеспечение для разных уровней и этапов обучения с использованием достижений отечественного и зарубежного методического наследия, современных методических направлений и концепций.
10. Обучение иностранному языку как процесс передачи знаний об иностранном языке и формирование навыков и умений иноязычной речи.
11. Общеобразовательные цели обучения как цели, предусматривающие становление всесторонне развитой личности.
12. Методические принципы обучения как закономерности, отражающие специфику процесса обучения данному предмету и составляющие основу методов обучения.
13. Коммуникативный принцип обучения как принцип, требующий максимального приближения процесса обучения к реальному процессу общения.
14. Общие методические принципы как постоянно действующие принципы обучения предмету независимо от целей и условий обучения.
15. Показ как способ обучения путем демонстрации, использования наглядных пособий.
16. Приемы обучения как конкретные действия и операции преподавателя, цель которых передать знания, сформировать навыки и умения, стимулировать учебную деятельность учащихся для решения частных задач для процесса обучения.

Вопрос практико-ориентированного характера: «Подготовить фрагмент урока английского языка»

Критерии оценивания:
ОТЛИЧНО - Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры. Выполнил практическое задание без существенных ошибок.
ХОРОШО - Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует достаточно уверенные знания по дисциплине. Приводит собственные примеры. Возможно допущение отдельных неточностей при ответе. Выполнил практическое задание с некоторыми ошибками.
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО - Студентом дан ответ, свидетельствующий о слабом знании изучаемой дисциплины. Приводит собственные примеры, содержащие существенные ошибки. Выполнил практическое задание с ошибками
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО - Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание изучаемой дисциплины. Студен затрудняется привести собственные примеры. Практическое задание не выполнено.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам.: М., 2002
Л1.2 Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: М.:, 2008
Л1.3 Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в школе: М.:, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сериков В.В., Сластенин В.А., Колесникова И.А. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2008
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Дьяченко И.Н. Методика преподавания иностранного языка (методические указания): метод. указания Барнаул: АлтГУ, 2006
Л3.2 Дьяченко И.Н. Методические указания по педагогической практике по иностранному языку.: метод. указания Барнаул: АлтГУ, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Теория и методика обучения и воспитания (английский язык) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office

Microsoft Windows
7
Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа данного курса предусматривает использование активных и интерактивных форм проведения занятий. Ведущим элементом в системе обучения является лекция, цель которой состоит в рассмотрении теоретических вопросов дисциплины в логически выдержанной форме. Главная цель лекций – сформировать у студентов системное представление об изучаемом предмете, обеспечить усвоение будущими специалистами принципов и закономерностей развития соответствующей научно-практической области, а также методов применения полученных знаний.
Лекции строятся с учетом различных дидактических принципов: логичности высказывания, последовательности изложения, постепенного нарастания трудности, опоры на предыдущие знания. В ходе лекций предпринимается попытка стимулировать мыслительную деятельность студентов при помощи вопросов, заданий дедуктивного и индуктивного характера.
Главная цель практических занятий – не только проверить и закрепить, но и углубить знания студентов по той или иной теме, сформировать систему навыков их использования, привить необходимые практические умения. Данная цель предполагает решение следующих задач: создавать на практических занятиях условия для формирования творческого мышления и научить студентов самостоятельно анализировать поведенческие и языковые ситуации. Большую роль в решении названных задач играет внедрение элементов проблемного обучения в практику занятий.
Практические занятия предусматривают следующие формы:
- выполнение , упражнений, призванных закрепить и углубить знания студентов по различным темам;
- обсуждение заданий, целью которых является проверка знаний студентов по определенной теме;
Работа над материалом начинается с толкования предмета и задач теории МКК и продолжается рассмотрением проблем и их разделов.
Тема занятия и список вопросов, которые будут разбираться, оглашаются заранее. Иногда материалы, вынесенные на обсуждение (например, основные причины того или иного поведения) предоставляются его участникам для предварительного ознакомления, поэтому готовиться к предстоящему диспуту студентам обязательно – преподаватель за занятии становится лишь координатором беседы.
При подготовке к практическим занятиям и при самостоятельной работе целесообразно основные теоретические представления формировать на базе основной и дополнительной литературы.
Рекомендации для студентов по подготовке к зачету и экзамену :
- перед зачетом экзаменом необходимо проработать конспекты лекций по всем пройденным темам курса ;
- рекомендуется чтение основной литературы по темам;
- необходимо повторить методики обучения основным аспектам речи.