Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) |
Профиль | Русский язык и литература. Детская журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 44_03_05_Педобразование_РЯЛДЖ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 5 (9) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 8 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Чернышова Т.В.
1.1. | Цель дисциплины: • сформировать знание о языке как исторически изменяющемся явлении; • способствовать познанию закономерностей развития русского языка со времени распада праславянского языка и обособления восточнославянских диалектов до современного состояния; • способствовать уяснению возможностей применения полученных знаний в практической деятельности. •сформировать понимание значимости русского литературного в истории и жизни российского этноса •обучить тщательному прочтению русского текста и произведения русской словесной культуры как памятника истории и факта повседневной реальности •научить оценивать использование русского литературного языка в разные периоды истории становления и развития российского народа •обучить эстетическим и прагматическим правилам использования русского литературного языка Задачи: • научить разбираться в основных периодах и этапах развития русского языка, критериях их выделения (с учётом «внешней» и «внутренней» истории); • научить анализировать особенности языковой системы на каждом синхронном срезе и причины языковых изменений; • научить интерпретировать явления современного русского языка (как регулярные, так и аномальные) с точки зрения закономерностей его исторического развития; • научить применять полученные знания в области истории русского языка в собственной научно-исследовательской деятельности; •разрабатывать техники прочтения русского словесного произведения •прогнозировать и моделировать последствия использования единицы русского литературного языка |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06 |
ПК-1 | Способен осуществлять обучение русскому языку и литературе, детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей |
ПК-1.1 | Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения русскому языку, литературе и детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования |
ПК-1.2 | Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения русскому языку, литературе и детской журналистике |
ПК-1.3 | Владеет технологиями обучения русскому языку, литературе и детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - об особенностях языковой системы на каждом синхронном срезе и причинах языковых изменений; - об истории языка как развитие системы, осознавать взаимообусловленность всех аспектов языка: фонетики, грамматики и лексики; уметь связывать одни языковые явления и изменения с другими; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | интерпретировать явления современного руского языка (как регулярные, так и аномальные) с точки зрения закономерностей его исторического развития |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | способами и приёмами исторического объяснения фактов современного русского языка; методами исторического изучения русского языка; способами и приёмами исторической интерпретации фактов русского языка в его прошлом и настоящем; правилами ограничения использования национального языкового ресурса в различных обстоятельствах коммуникации |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Основные источники исторического изучения русского языка: данные письменных памятников; современный русский язык в его диалектах и литературно обработанном варианте; данные лингвистической географии; родственные языки и их диалекты. Вспомогательные источники: данные ономастики; заимствованные слова в русском языке из других языков и из русского языка в другие языки; записи русской речи иностранцами и др. | Лекции | 9 | 2 | Л1.3, Л1.1 | |
1.2. | Основные источники исторического изучения русского языка | Сам. работа | 9 | 4 | ||
Раздел 2. Историческая фонетика | ||||||
2.1. | Фонетическая система древнерусского языка исходного периода (конца X – начала XI в.). Гласные. Состав гласных и их классификация, Система вокализма. Согласные в древнерусском языке исходного периода. Состав согласных и их классификация. | Лекции | 9 | 2 | Л1.2 | |
2.2. | Важнейшие фонетические изменения в истории древнерусского языка. Вторичное смягчение согласных. Падение редуцированных в истории древнерусского языка. | Лекции | 9 | 2 | Л1.3 | |
2.3. | История парного противопоставления непалатализованных и палатализованных согласных как основная тенденция развития русской фонетической системы. | Лекции | 9 | 2 | Л1.3 | |
2.4. | Фонетическая система древнерусского языка исходного периода (конца X – начала XI в.). Гласные. | Практические | 9 | 2 | Л1.3 | |
2.5. | Согласные в древнерусском языке исходного периода. Состав согласных и их классификация. | Практические | 9 | 2 | Л2.1, Л1.3 | |
2.6. | Вторичное смягчение согласных: вопрос о времени и причинах; следствия вторичного смягчения согласных, его влияние на фонологическую систему древнерусского языка. П | Практические | 9 | 2 | Л1.3 | |
2.7. | Следствия падения редуцированных, непосредственно относящиеся к звуковой системе древнерусского языка: воздействие падения редуцированных на слоговую структуру слова; позиционно обусловленные звуковые изменения в середине слова; фонетические изменения в конце слова. Следствия падения редуцированных на фонологическом уровне: изменение состава гласных и согласных фонем; возникновение фонематической противопоставленности твёрдых-мягких согласных; история функционального объединения гласных ы и и. Следствия падения редуцированных в области морфемики и морфологии. | Практические | 9 | 2 | Л1.3 | |
2.8. | История парного противопоставления непалатализованных и палатализованных согласных как основная тенденция развития русской фонетической системы. | Практические | 9 | 2 | Л1.3 | |
2.9. | Историческая фонетика | Сам. работа | 9 | 10 | ||
Раздел 3. Историческая морфология | ||||||
3.1. | Основные (универсальные) и частные категории имени существительного в древнерусском языке исходного периода. Типы склонения существительных | Лекции | 9 | 2 | Л1.3 | |
3.2. | История личных и возвратного местоимений в русском языке. Лексический состав личных местоимений в древнерусском языке | Лекции | 9 | 2 | Л1.3 | |
3.3. | Формирование имени числительного как части речи. Счётные слова в древнерусском языке исходного периода. Причины и пути формирования числительных как особой части речи. Роль в этом процессе разрушения категории двойственного числа | Лекции | 9 | 2 | Л1.3 | |
3.4. | Перегруппировка типов склонения существительных в единственном числе. Формирование новых парадигм существительных на основе их родовой принадлежности. Унификация типов склонения существительных во множественном числе. Вопрос о морфологичеких законах в диахронии | Практические | 9 | 2 | Л1.3 | |
3.5. | Вопрос о происхождении прилагательного как части речи. Общая характеристика изменения в формах имени прилагательного в дописьменную эпоху. История именных форм прилагательных | Практические | 9 | 2 | Л1.3 | |
3.6. | История глагола в русском языке.Общая характеристика системы глагольных категорий и форм в древнерусском языке исходного периода. Классификация глагольной лексики. Формы непрошедших времён в древнерусском языке исходного периода. История синкретичных недифференцированных форм настоящего/будущего времени в русском языке. | Практические | 9 | 2 | ||
3.7. | Историческкая морфология | Сам. работа | 9 | 10 | ||
Раздел 4. Исторический синтаксис | ||||||
4.1. | Развитие типов простых и сложных предложений. Двусоставные и односоставные простые предложения. Проблема сложного предложения в древнерусском связном тексте. Различия в наборе специализированных средств подчинительной связи в текстах различных типов и жанров | Лекции | 9 | 2 | ||
4.2. | Члены предложения и их связи. Особенности согласования и управления в древнейших восточнославянских текстах | Практические | 9 | 2 | ||
4.3. | Исторический синтаксис | Сам. работа | 9 | 5 | ||
Раздел 5. История формирования русского литературного языка | ||||||
5.1. | Особенности русской языковой ситуации. Проблема взаимодействия древнерусского и церковнославянского языков | Лекции | 9 | 2 | ||
5.2. | Процесс формирования литературного языка нового типа в 18-19 в.в. | Лекции | 9 | 2 | ||
5.3. | Роль М.В.Ломоносова в истории русского литературного языка | Практические | 9 | 2 | ||
5.4. | Роль А.С.Пушкина в историии русского литературного языка | Практические | 9 | 2 | ||
5.5. | История формирования русского литературного языка | Сам. работа | 9 | 10 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осуществлять обучение русскому языку и литературе, детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Закончите теоретическое положение: "Учитель может подвести учащихся к выводу о том, что вдумываясь с состав слова и правильно подбирая проверочные слова, можно преодолеть ... трудности, связанные с сочетанием согласных в слове" а. Пунктуационные б. Орфографические в. Орфоэпические ОТВЕТ: б Вопрос 2. Закончите теоретическое положение: "Подчеркнув особую природу [ф] и [ф'] в русском языке, учитель может на конкретных примерах при помощи словаря убедительно показать, что слова с этими звуками (буквами) обычно заимствованы из различных ... языков (многие из них входят в терминологические системы различных наук)". а. Европейских б. Славянских в. Германских ОТВЕТ: а Вопрос 3. Закончите теоретическое положение: "Внимание к словам с полногласием и неполногласием не только будет способствовать успешному проведению словарно-стилистической работы в школе, но и, безусловно, повысит ... грамотность учащихся". а. Орфоэпическую б. Пунктуационную в. Орфографическую ОТВЕТ: в Вопрос 4. Закончите теоретическое положение: "Аканье как ... явление современного русского литературного языка, не получая прямого отражения в орфографии, тем не менее обнаруживает себя в ряде закрепившихся написаний слов, и поэтому проверять написание безударного гласного в таких словах путем сопоставления их с родственными, в которых этот гласный стоит под ударением, нельзя". а. Синтаксическое б. Фонетическое в. Морфологическое ОТВЕТ: б Вопрос 5. Закончите теоретическое положение: "Следует указать учащимся на то, что в школьном учебнике русского языка большое внимание уделено разграничению звуков и букв, недаром раздел в учебник назван "Фонетика и ..."". а. Фонология б. Графика в. Лексика ОТВЕТ: б Вопрос 6. Закончите теоретическое положение: "При изучении ... рекомендуется уделить особое внимание темам, которые непосредственно связаны с правописанием: речь идет о редукции безударных гласных, которая является причиной устойчивых орфографических ошибок". а. Фонетики б. Лексики в. Синтаксиса ОТВЕТ: а Вопрос 7. Закончите теоретическое положение: "При изучении ... в школе учитель обратит внимание учащихся на наличие вариантных форм некоторых падежей, разных окончаний одного и того же падежа и, наоборот, полную унификацию падежных форм всех трех склонений". а. Прилагательного б. Существительного в. Числительного ОТВЕТ: б Вопрос 8. Закончите теоретическое положение: "В художественных произведениях XIX в. учащиеся могут встретить еще одну форму существительных древнерусского языка. Это ... форма, которая употреблялась в функции обращения". а. Начальная б. Звательная в. Неопределенная ОТВЕТ: б Вопрос 9. Закончите теоретическое положение: "В литературе XIX в. в произведениях некоторых писателей звательные формы использовались в целях ...". а. Усиления б. Акцентирования внимания в. Стилизации ОТВЕТ: в Вопрос 10. Закончите теоретическое положение: "При изучении собственных и нарицательных имен существительных полезно обратить внимание учащихся на интересный раздел языкознания - ..., изучающий собственные имена". а. Ономастику б. Диалектологию в. Этимологию ОТВЕТ: а Вопрос 11. Закончите теоретическое положение: "Учителю необходимо особо подчеркнуть, что ... не фиксируют никаких качеств и свойств человека, так как имя дается человеку с первых дней его рождения без всякого логического обоснования". а. Имена действий б. Собственные имена в. Названия профессий ОТВЕТ: а Вопрос 12. Закончите теоретическое положение: "..., в первую очередь, имеют практическую ценность, так как они ориентируют людей на земном шаре и являются своеобразным языком Земли". а. Профессионализмы б. Термины в. Топонимы ОТВЕТ: в Вопрос 13. Закончите теоретическое положение: "Необходимо особо обратить внимание учащихся на то, что имена ... не имеют грамматической категории рода". а. Числительные б. Существительные в. Прилагательные ОТВЕТ: а Вопрос 14. Закончите теоретическое положение: "При изучении ... учащиеся убеждаются в том, что окончание -ти в неопределенной форме глаголов было нормой для древнерусского языка", например, в составе поговорки "Нашему теляти да волка поймати". а. Топонимии б. Фольклора в. Грамот ОТВЕТ: б Вопрос 15. Закончите теоретическое положение: "В древности люди верили в существование сверхъестественной силы. Когда говорили лихорадит, светает, знобит, морозит, то имели в виду, что эти действия производит какое-то сверхъестественное существо, которое люди боялись назвать. Поэтому при этих глаголах подлежащее не употреблялось. Так образовались ...". а. Глаголы движения б. Безличные глаголы в. Глаголы речи ОТВЕТ: б КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий, "не зачтено" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий; • "отлично" - верно выполнено 85-100% заданий, "хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий, "удовлетворительно" - верно выполнено 51-69% заданий, "неудовлетворительно" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Что означает термин "этимология"? ОТВЕТ: Этимология - это раздел языкознания, изучающий происхождение слов. Вопрос 2. Что служит материалом для этимологического анализа в школе? ОТВЕТ: Материалом для упражнений служат слова, словосочетания, предложения и тексты, встречающиеся в основной программе русского языка, широко используются пословицы, поговорки, загадки, поэтические и прозаические литературные произведения авторов, изучаемых программами русского языка и литературы. Вопрос 3. Какова основная цель включения этимологических заданий в структуру урока? ОТВЕТ: Этимологические упражнения расширяют и углубляют содержание базового учебного предмета «Русский (родной) язык» и тем самым внедряются в такие «детали» лингвистики, которые полнее раскрывают возможности этой науки и формируют интерес к изучению родного языка. Вопрос 4. Раскройте суть комплексного подхода к материалу родного языка в школе и определите в нем место этимологии. ОТВЕТ: Комплексный подход позволяет учителю постоянно обращать внимание обучающихся не только на словарный состав слова, но и на стиль текста, в котором это слово употребляется, его жанр, особенности композиции, что, безусловно, влияет на общий уровень языковой грамотности ученика. Вопрос 5. Каким образом этимологический анализ в школе влияет на грамотность ученика? ОТВЕТ: Большое внимание на уроке уделяется словам с непроверяемыми написаниями. Таким образом, знание основ этимологического анализа и навыки работы с этимологическими словарями помогут обучающимся русскому языку повысить свою орфографическую грамотность. Вопрос 6. Какой дидактический "эффект" имеет этимологический анализ в школе? ОТВЕТ: Этимологический анализ оказывает на школьников сильное эмоциональное воздействие, т.е. создаёт условия для осмысленного запоминания слова, помогая сосредоточить внимание учащихся на том или ином языковом явлении. Вопрос 7. Как этимологический анализ в школе связан с культурологией и регионоведением (приведите один из характерных примеров)? ОТВЕТ: Богатую почву для первых этимологических исследований дают темы, знакомящие учащихся с написанием имён собственных. На таких уроках у педагога есть возможность познакомить учеников с происхождением их имён и фамилий, названий географических объектов родного края. Вопрос 8. Какие компетенции формируются у ученика в процессе выполнения этимологических заданий? ОТВЕТ: Этимологические задания на формирование культурологических знаний направлены на развитие следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой. Вопрос 9. Раскройте содержание культуроведческой компетенции ученика. ОТВЕТ: Культуроведческая компетенция в преподавании русского языка является одним из важнейших средств духовно-нравственного развития школьника, формирования его национального самосознания и становления системы общечеловеческих ценностей. Вопрос 10. Как этимологический анализ фразеологизмов связан с коммуникативной компетенцией? ОТВЕТ: Пользуясь навыками этимологического анализа, ученик не только научится верно толковать самые интересные с точки зрения семантики словосочетания русского языка, но и сможет активно употреблять их в устной и письменной речи. Вопрос 11. В каких видах работ ученика используется историческое комментирование? ОТВЕТ: Этот вид комментирования используется для работы над ошибками, словарной работы, при анализе текста. Вопрос 12. Какой дидактический "эффект" имеет историческое комментирование? ОТВЕТ: Благодаря этому методу можно заинтересовать ученика, мотивировать на изучение предмета. Исторический комментарий помогает учащимся сознательно усвоить языковое явление, продемонстрировать им то, что современное состояние русского языка — это результат его длительного развития. Вопрос 13. Какие компетенции требует историческое комментирование от учителя? ОТВЕТ: Применение исторического комментирования требует от учителя глубоких и основательных знаний в области истории языка и исторической грамматики, а так же личной заинтересованности. Вопрос 14. В какие формы существования языка возможно включить историческое комментирование на уроке для развития коммуникативной компетенции? ОТВЕТ: В процессе обучения русскому языку историческое комментирование включается в другие речевые жанры, функционирующие как в устной, так и письменной форме. Вопрос 15. Как влияет исторический подход к фактам родного языка на личность ученика? ОТВЕТ: Обращение к истокам языка, к рассмотрению процесса становления языковой традиции повышает национальное самосознание личности и формирует чувство ответственности носителя языка за сохранение национальных языковых традиций; способствует становлению ценностных, социально значимых тенденций саморазвития личности школьника. Вопрос 16. Каково место истории языка в среднем образовании? ОТВЕТ: История языка входит в школьный курс как структурно-содержательный компонент. Вопрос 17. Каковы цели преподавания истории языка как структурно-содержательного компонента? ОТВЕТ: Методологи выделяют 3 цели: а) познание истоков национальной и духовной культуры народа, отраженной в русском языке, б) усвоение учащимися закономерностей исторического развития системы языка, выдающихся достижений в области развития лингвистической мысли, в) формирование личностного ценностно-ориентированного языкового мировоззрения учащегося, основанного на традициях русской национальной духовности. Вопрос 18. Какие языковые факты являются особенно наглядным материалом для исторического комментирования на уроке? ОТВЕТ: Особенно наглядным материалом для исторического комментирования являются реликтовые формы и различные случаи отклонения от типичных форм современного русского языка. Вопрос 19. Как "работает" историческое комментирование на уроках русской литературы? ОТВЕТ: Подобная работа целесообразна в двух отношениях: во-первых, учащиеся обратят внимание на устаревшие слова и грамматические формы; во-вторых, при изучении художественной литературы учащиеся встречаются со случаями использования архаизмов в различных стилистических функциях. Вопрос 20. Чем обусловлена необходимость в историческом комментировании лексики русского языка в школе? ОТВЕТ: Происхождение того или иного слова, обоснование его написания, объяснение логики некоторых грамматических правил и, наоборот, обоснование имеющихся исключений из правил - всё это требует обращения к истории языка. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. "Отлично" (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. "Хорошо" (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. "Удовлетворительно" (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера. ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА 1. История языка как структурно-содержательный компонент курса в средней школе. 2. Строение слога: дидактический аспект. 3. Система гласных: дидактический аспект. 4. Система согласных: дидактический аспект. 5. Полногласие: дидактический аспект. 6. Система безударных гласных русского литературного языка и орфография. 7. Имя существительное: дидактический аспект. 8. Местоимение: дидактический аспект. 9. Имя прилагательное: дидактический аспект. 10. Имя числительное: дидактический аспект. 11. Глагол: дидактический аспект. 12. Наречие: дидактический аспект. 13. Этимологический анализ в структуре школьного курса русского языка. 14. Топонимика (происхождение топонимов) и ее роль в структуре школьного курса русского языка. 15. Познавательные задачи при обучении русскому языку. ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА 1. Проанализируйте упражнение с позиции методики (языковой материал, метод анализа на уроке, цель и задачи): Почему рифмуются слова "скучно" и "простодушно" в следующем отрывке из романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"? Но говорят, вы нелюдим: В глуши, в деревне всё вам скучно, А мы... ничем мы не блестим, Хоть вам и рады простодушно. 2. Проанализируйте упражнение с позиции методики (языковой материал, метод анализа на уроке, цель и задачи): Как называются жители Томска, Тулы, Горького, Минска, Пскова, Омска, Одессы, Баку, Курска, Ярославля? 3. Проанализируйте упражнение с позиции методики (языковой материал, метод анализа на уроке, цель и задачи): Образуйте форму Р.п. мн.ч. от слов апельсин, баржа, блюдце, ботинок, килограмм, монгол, носок, чулок, партизан, помидор, простыня, просьба, солдат. 4. Проанализируйте упражнение с позиции методики (языковой материал, метод анализа на уроке, цель и задачи): В каком значении употреблено слово "глагол" в следующем четверостишии А.С. Пушкина: Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. 5. Проанализируйте упражнение с позиции методики (языковой материал, метод анализа на уроке, цель и задачи): В каком значении употреблено слово "правый" в следующих словосочетаниях: "Мы идем правым путем", "правый поворот", "правая дорога". 6. Проанализируйте упражнение с позиции методики (языковой материал, метод анализа на уроке, цель и задачи): Каково происхождение слова "палка", и имеет ли это слово какое-нибудь отношение к глаголу "палить" в значении "жечь, обжигать огнем"? 7. Проанализируйте упражнение с позиции методики (языковой материал, метод анализа на уроке, цель и задачи): В книге Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке" читаем: "Лунные белые пятна вперемежку с черными тенями ползли по траве у ног Алексея". В другом издании напечатано "вперемешку". Какая разница в значении выделенных слов. 8. Проанализируйте упражнение с позиции методики (языковой материал, метод анализа на уроке, цель и задачи): Каков состав слов "президиум", "президент", "префикс", "препозиция". 9. Проанализируйте упражнение с позиции методики (языковой материал, метод анализа на уроке, цель и задачи): Слово "ярый" первоначально означало "весенний"; от этого слова при помощи суффикса -ов(ой) образовано прилагательное "яровой". Исходя из этого, постарайтесь ответить, что означает "яровая пшеница" и "яровая рожь". 10. Проанализируйте упражнение с позиции методики (языковой материал, метод анализа на уроке, цель и задачи): Глагол "зябнуть" означает "испытывать чувство холода". От этого глагола образовано бессуфиксальное существительное "зябь" - "поле, вспаханное с осени для посева весной". Подумайте, как образовалось слово "зяблик" и почему эта птичка так названа. 11. Проанализируйте упражнение с позиции методики (языковой материал, метод анализа на уроке, цель и задачи): Как правильно: в "Песни о вещем Олеге" или в "Песне о вещем Олеге"? 12. Проанализируйте упражнение с позиции методики (языковой материал, метод анализа на уроке, цель и задачи): Являются ли однокоренными в современном языке слова "побывать", "забывать", "добывать"? 13. Проанализируйте упражнение с позиции методики (языковой материал, метод анализа на уроке, цель и задачи): Чем можно объяснить, что числительные "пятьдесят", "шестьдесят", "семьдесят", "восемьдесят" в современном языке оканчиваются на твердый т, несотря на то что в слове "десять" т - мягкий? 14. Проанализируйте упражнение с позиции методики (языковой материал, метод анализа на уроке, цель и задачи): Каков состав слов "двумястами" и "тремястами"? 15. Проанализируйте упражнение с позиции методики (языковой материал, метод анализа на уроке, цель и задачи): Почему при числительных от пяти и далее вместо существительного "год" употребляется существительное "лето"? КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: "Отлично" (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематик поставленного вопроса, решил предложенные задания без ошибок. "Хорошо" (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студен демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. решил предложенные практические задания с небольшими неточностями. "Удовлетворительно" (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ю.Г. Захарова | История русского языка: учеб. пособие | М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2017 | e.lanbook.com |
Л1.2 | А.М. Камчатнов | История русского литературного языка. XI – первая половина XIX вв. : | М.: Академия, 2005 | |
Л1.3 | В.И. Борковский, П.С. Кузнецов | Историческая грамматика русского языка: | М.: КомКнига, 2022 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Л.И. Шелепова | Практикум по исторической грамматике русского языка: учебное пособие | Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная) Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
119Д | специализированная учебная аудитория - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Рабочее место преподавателя; учебная мебель |
Контактная работа с преподавателем и самостоятельная работа ставят своей целью приобретение целостной картины по освоению учебной дисциплины «История русского языка в школе». К услугам обучающихся лекционный курс, учебные пособия, дополнительная литература, задания для самостоятельной работы, задания к практическим занятиям, изучение понятийного аппарата по курсу «История русского языка в школе». |