МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История русского языка в школе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильРусский язык и литература. Детская журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_Педобразование_РЯЛДЖ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 8
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
К.филол.н., Доцент, Киба О.А.

Рецензент(ы):
Д.филол.н., Профессор, Чернышова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
История русского языка в школе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чернышова Т.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Чернышова Т.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины:
• сформировать знание о языке как исторически изменяющемся явлении;
• способствовать познанию закономерностей развития русского языка со времени распада праславянского языка и обособления восточнославянских диалектов до современного состояния;
• способствовать уяснению возможностей применения полученных знаний в практической деятельности.
•сформировать понимание значимости русского литературного в истории и жизни российского этноса
•обучить тщательному прочтению русского текста и произведения русской словесной культуры как памятника истории и факта повседневной реальности
•научить оценивать использование русского литературного языка в разные периоды истории становления и развития российского народа
•обучить эстетическим и прагматическим правилам использования русского литературного языка
Задачи:
• научить разбираться в основных периодах и этапах развития русского языка, критериях их выделения (с учётом «внешней» и «внутренней» истории);
• научить анализировать особенности языковой системы на каждом синхронном срезе и причины языковых изменений;
• научить интерпретировать явления современного русского языка (как регулярные, так и аномальные) с точки зрения закономерностей его исторического развития;
• научить применять полученные знания в области истории русского языка в собственной научно-исследовательской деятельности;
•разрабатывать техники прочтения русского словесного произведения
•прогнозировать и моделировать последствия использования единицы русского литературного языка

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять обучение русскому языку и литературе, детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей
ПК-1.1 Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения русскому языку, литературе и детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.2 Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения русскому языку, литературе и детской журналистике
ПК-1.3 Владеет технологиями обучения русскому языку, литературе и детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- об особенностях языковой системы на каждом синхронном срезе и причинах языковых изменений;
- об истории языка как развитие системы, осознавать взаимообусловленность всех аспектов языка: фонетики, грамматики и лексики; уметь связывать одни языковые явления и изменения с другими;
3.2.Уметь:
3.2.1.интерпретировать явления современного руского языка (как регулярные, так и аномальные) с точки зрения закономерностей его исторического развития
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способами и приёмами исторического объяснения фактов современного русского языка;
методами исторического изучения русского языка;
способами и приёмами исторической интерпретации фактов русского языка в его прошлом и настоящем;
правилами ограничения использования национального языкового ресурса в различных обстоятельствах коммуникации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Основные источники исторического изучения русского языка: данные письменных памятников; современный русский язык в его диалектах и литературно обработанном варианте; данные лингвистической географии; родственные языки и их диалекты. Вспомогательные источники: данные ономастики; заимствованные слова в русском языке из других языков и из русского языка в другие языки; записи русской речи иностранцами и др. Лекции 9 2 Л1.3, Л1.1
1.2. Основные источники исторического изучения русского языка Сам. работа 9 4
Раздел 2. Историческая фонетика
2.1. Фонетическая система древнерусского языка исходного периода (конца X – начала XI в.). Гласные. Состав гласных и их классификация, Система вокализма. Согласные в древнерусском языке исходного периода. Состав согласных и их классификация. Лекции 9 2 Л1.2
2.2. Важнейшие фонетические изменения в истории древнерусского языка. Вторичное смягчение согласных. Падение редуцированных в истории древнерусского языка. Лекции 9 2 Л1.3
2.3. История парного противопоставления непалатализованных и палатализованных согласных как основная тенденция развития русской фонетической системы. Лекции 9 2 Л1.3
2.4. Фонетическая система древнерусского языка исходного периода (конца X – начала XI в.). Гласные. Практические 9 2 Л1.3
2.5. Согласные в древнерусском языке исходного периода. Состав согласных и их классификация. Практические 9 2 Л2.1, Л1.3
2.6. Вторичное смягчение согласных: вопрос о времени и причинах; следствия вторичного смягчения согласных, его влияние на фонологическую систему древнерусского языка. П Практические 9 2 Л1.3
2.7. Следствия падения редуцированных, непосредственно относящиеся к звуковой системе древнерусского языка: воздействие падения редуцированных на слоговую структуру слова; позиционно обусловленные звуковые изменения в середине слова; фонетические изменения в конце слова. Следствия падения редуцированных на фонологическом уровне: изменение состава гласных и согласных фонем; возникновение фонематической противопоставленности твёрдых-мягких согласных; история функционального объединения гласных ы и и. Следствия падения редуцированных в области морфемики и морфологии. Практические 9 2 Л1.3
2.8. История парного противопоставления непалатализованных и палатализованных согласных как основная тенденция развития русской фонетической системы. Практические 9 2 Л1.3
2.9. Историческая фонетика Сам. работа 9 10
Раздел 3. Историческая морфология
3.1. Основные (универсальные) и частные категории имени существительного в древнерусском языке исходного периода. Типы склонения существительных Лекции 9 2 Л1.3
3.2. История личных и возвратного местоимений в русском языке. Лексический состав личных местоимений в древнерусском языке Лекции 9 2 Л1.3
3.3. Формирование имени числительного как части речи. Счётные слова в древнерусском языке исходного периода. Причины и пути формирования числительных как особой части речи. Роль в этом процессе разрушения категории двойственного числа Лекции 9 2 Л1.3
3.4. Перегруппировка типов склонения существительных в единственном числе. Формирование новых парадигм существительных на основе их родовой принадлежности. Унификация типов склонения существительных во множественном числе. Вопрос о морфологичеких законах в диахронии Практические 9 2 Л1.3
3.5. Вопрос о происхождении прилагательного как части речи. Общая характеристика изменения в формах имени прилагательного в дописьменную эпоху. История именных форм прилагательных Практические 9 2 Л1.3
3.6. История глагола в русском языке.Общая характеристика системы глагольных категорий и форм в древнерусском языке исходного периода. Классификация глагольной лексики. Формы непрошедших времён в древнерусском языке исходного периода. История синкретичных недифференцированных форм настоящего/будущего времени в русском языке. Практические 9 2
3.7. Историческкая морфология Сам. работа 9 10
Раздел 4. Исторический синтаксис
4.1. Развитие типов простых и сложных предложений. Двусоставные и односоставные простые предложения. Проблема сложного предложения в древнерусском связном тексте. Различия в наборе специализированных средств подчинительной связи в текстах различных типов и жанров Лекции 9 2
4.2. Члены предложения и их связи. Особенности согласования и управления в древнейших восточнославянских текстах Практические 9 2
4.3. Исторический синтаксис Сам. работа 9 5
Раздел 5. История формирования русского литературного языка
5.1. Особенности русской языковой ситуации. Проблема взаимодействия древнерусского и церковнославянского языков Лекции 9 2
5.2. Процесс формирования литературного языка нового типа в 18-19 в.в. Лекции 9 2
5.3. Роль М.В.Ломоносова в истории русского литературного языка Практические 9 2
5.4. Роль А.С.Пушкина в историии русского литературного языка Практические 9 2
5.5. История формирования русского литературного языка Сам. работа 9 10

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" -

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осуществлять обучение русскому языку и литературе, детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Закончите теоретическое положение: "Учитель может подвести учащихся к выводу о том, что вдумываясь с состав слова и правильно подбирая проверочные слова, можно преодолеть ... трудности, связанные с сочетанием согласных в слове"
а. Пунктуационные
б. Орфографические
в. Орфоэпические
ОТВЕТ: б

Вопрос 2. Закончите теоретическое положение: "Подчеркнув особую природу [ф] и [ф'] в русском языке, учитель может на конкретных примерах при помощи словаря убедительно показать, что слова с этими звуками (буквами) обычно заимствованы из различных ... языков (многие из них входят в терминологические системы различных наук)".
а. Европейских
б. Славянских
в. Германских
ОТВЕТ: а

Вопрос 3. Закончите теоретическое положение: "Внимание к словам с полногласием и неполногласием не только будет способствовать успешному проведению словарно-стилистической работы в школе, но и, безусловно, повысит ... грамотность учащихся".
а. Орфоэпическую
б. Пунктуационную
в. Орфографическую
ОТВЕТ: в

Вопрос 4. Закончите теоретическое положение: "Аканье как ... явление современного русского литературного языка, не получая прямого отражения в орфографии, тем не менее обнаруживает себя в ряде закрепившихся написаний слов, и поэтому проверять написание безударного гласного в таких словах путем сопоставления их с родственными, в которых этот гласный стоит под ударением, нельзя".
а. Синтаксическое
б. Фонетическое
в. Морфологическое
ОТВЕТ: б

Вопрос 5. Закончите теоретическое положение: "Следует указать учащимся на то, что в школьном учебнике русского языка большое внимание уделено разграничению звуков и букв, недаром раздел в учебник назван "Фонетика и ..."".
а. Фонология
б. Графика
в. Лексика
ОТВЕТ: б

Вопрос 6. Закончите теоретическое положение: "При изучении ... рекомендуется уделить особое внимание темам, которые непосредственно связаны с правописанием: речь идет о редукции безударных гласных, которая является причиной устойчивых орфографических ошибок".
а. Фонетики
б. Лексики
в. Синтаксиса
ОТВЕТ: а

Вопрос 7. Закончите теоретическое положение: "При изучении ... в школе учитель обратит внимание учащихся на наличие вариантных форм некоторых падежей, разных окончаний одного и того же падежа и, наоборот, полную унификацию падежных форм всех трех склонений".
а. Прилагательного
б. Существительного
в. Числительного
ОТВЕТ: б

Вопрос 8. Закончите теоретическое положение: "В художественных произведениях XIX в. учащиеся могут встретить еще одну форму существительных древнерусского языка. Это ... форма, которая употреблялась в функции обращения".
а. Начальная
б. Звательная
в. Неопределенная
ОТВЕТ: б

Вопрос 9. Закончите теоретическое положение: "В литературе XIX в. в произведениях некоторых писателей звательные формы использовались в целях ...".
а. Усиления
б. Акцентирования внимания
в. Стилизации
ОТВЕТ: в

Вопрос 10. Закончите теоретическое положение: "При изучении собственных и нарицательных имен существительных полезно обратить внимание учащихся на интересный раздел языкознания - ..., изучающий собственные имена".
а. Ономастику
б. Диалектологию
в. Этимологию
ОТВЕТ: а

Вопрос 11. Закончите теоретическое положение: "Учителю необходимо особо подчеркнуть, что ... не фиксируют никаких качеств и свойств человека, так как имя дается человеку с первых дней его рождения без всякого логического обоснования".
а. Имена действий
б. Собственные имена
в. Названия профессий
ОТВЕТ: а

Вопрос 12. Закончите теоретическое положение: "..., в первую очередь, имеют практическую ценность, так как они ориентируют людей на земном шаре и являются своеобразным языком Земли".
а. Профессионализмы
б. Термины
в. Топонимы
ОТВЕТ: в

Вопрос 13. Закончите теоретическое положение: "Необходимо особо обратить внимание учащихся на то, что имена ... не имеют грамматической категории рода".
а. Числительные
б. Существительные
в. Прилагательные
ОТВЕТ: а

Вопрос 14. Закончите теоретическое положение: "При изучении ... учащиеся убеждаются в том, что окончание -ти в неопределенной форме глаголов было нормой для древнерусского языка", например, в составе поговорки "Нашему теляти да волка поймати".
а. Топонимии
б. Фольклора
в. Грамот
ОТВЕТ: б

Вопрос 15. Закончите теоретическое положение: "В древности люди верили в существование сверхъестественной силы. Когда говорили лихорадит, светает, знобит, морозит, то имели в виду, что эти действия производит какое-то сверхъестественное существо, которое люди боялись назвать. Поэтому при этих глаголах подлежащее не употреблялось. Так образовались ...".
а. Глаголы движения
б. Безличные глаголы
в. Глаголы речи
ОТВЕТ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий, "не зачтено" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий;
• "отлично" - верно выполнено 85-100% заданий, "хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий, "удовлетворительно" - верно выполнено 51-69% заданий, "неудовлетворительно" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Что означает термин "этимология"?
ОТВЕТ: Этимология - это раздел языкознания, изучающий происхождение слов.

Вопрос 2. Что служит материалом для этимологического анализа в школе?
ОТВЕТ: Материалом для упражнений служат слова, словосочетания, предложения и тексты, встречающиеся в основной программе русского языка, широко используются пословицы, поговорки, загадки, поэтические и прозаические литературные произведения авторов, изучаемых программами русского языка и литературы.

Вопрос 3. Какова основная цель включения этимологических заданий в структуру урока?
ОТВЕТ: Этимологические упражнения расширяют и углубляют содержание базового учебного предмета «Русский (родной) язык» и тем самым внедряются в такие «детали» лингвистики, которые полнее раскрывают возможности этой науки и формируют интерес к изучению родного языка.

Вопрос 4. Раскройте суть комплексного подхода к материалу родного языка в школе и определите в нем место этимологии.
ОТВЕТ: Комплексный подход позволяет учителю постоянно обращать внимание обучающихся не только на словарный состав слова, но и на стиль текста, в котором это слово употребляется, его жанр, особенности композиции, что, безусловно, влияет на общий уровень языковой грамотности ученика.

Вопрос 5. Каким образом этимологический анализ в школе влияет на грамотность ученика?
ОТВЕТ: Большое внимание на уроке уделяется словам с непроверяемыми написаниями. Таким образом, знание основ этимологического анализа и навыки работы с этимологическими словарями помогут обучающимся русскому языку повысить свою орфографическую грамотность.

Вопрос 6. Какой дидактический "эффект" имеет этимологический анализ в школе?
ОТВЕТ: Этимологический анализ оказывает на школьников сильное эмоциональное воздействие, т.е. создаёт условия для осмысленного запоминания слова, помогая сосредоточить внимание учащихся на том или ином языковом явлении.

Вопрос 7. Как этимологический анализ в школе связан с культурологией и регионоведением (приведите один из характерных примеров)?
ОТВЕТ: Богатую почву для первых этимологических исследований дают темы, знакомящие учащихся с написанием имён собственных. На таких уроках у педагога есть возможность познакомить учеников с происхождением их имён и фамилий, названий географических объектов родного края.

Вопрос 8. Какие компетенции формируются у ученика в процессе выполнения этимологических заданий?
ОТВЕТ: Этимологические задания на формирование культурологических знаний направлены на развитие следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой.

Вопрос 9. Раскройте содержание культуроведческой компетенции ученика.
ОТВЕТ: Культуроведческая компетенция в преподавании русского языка является одним из важнейших средств духовно-нравственного развития школьника, формирования его национального самосознания и становления системы общечеловеческих ценностей.

Вопрос 10. Как этимологический анализ фразеологизмов связан с коммуникативной компетенцией?
ОТВЕТ: Пользуясь навыками этимологического анализа, ученик не только научится верно толковать самые интересные с точки зрения семантики словосочетания русского языка, но и сможет активно употреблять их в устной и письменной речи.

Вопрос 11. В каких видах работ ученика используется историческое комментирование?
ОТВЕТ: Этот вид комментирования используется для работы над ошибками, словарной работы, при анализе текста.

Вопрос 12. Какой дидактический "эффект" имеет историческое комментирование?
ОТВЕТ: Благодаря этому методу можно заинтересовать ученика, мотивировать на изучение предмета. Исторический комментарий помогает учащимся сознательно усвоить языковое явление, продемонстрировать им то, что современное состояние русского языка — это результат его длительного развития.

Вопрос 13. Какие компетенции требует историческое комментирование от учителя?
ОТВЕТ: Применение исторического комментирования требует от учителя глубоких и основательных знаний в области истории языка и исторической грамматики, а так же личной заинтересованности.

Вопрос 14. В какие формы существования языка возможно включить историческое комментирование на уроке для развития коммуникативной компетенции?
ОТВЕТ: В процессе обучения русскому языку историческое комментирование включается в другие речевые жанры, функционирующие как в устной, так и письменной форме.

Вопрос 15. Как влияет исторический подход к фактам родного языка на личность ученика?
ОТВЕТ: Обращение к истокам языка, к рассмотрению процесса становления языковой традиции повышает национальное самосознание личности и формирует чувство ответственности носителя языка за сохранение национальных языковых традиций; способствует становлению ценностных, социально значимых тенденций саморазвития личности школьника.

Вопрос 16. Каково место истории языка в среднем образовании?
ОТВЕТ: История языка входит в школьный курс как структурно-содержательный компонент.

Вопрос 17. Каковы цели преподавания истории языка как структурно-содержательного компонента?
ОТВЕТ: Методологи выделяют 3 цели: а) познание истоков национальной и духовной культуры народа, отраженной в русском языке, б) усвоение учащимися закономерностей исторического развития системы языка, выдающихся достижений в области развития лингвистической мысли, в) формирование личностного ценностно-ориентированного языкового мировоззрения учащегося, основанного на традициях русской национальной духовности.

Вопрос 18. Какие языковые факты являются особенно наглядным материалом для исторического комментирования на уроке?
ОТВЕТ: Особенно наглядным материалом для исторического комментирования являются реликтовые формы и различные случаи отклонения от типичных форм современного русского языка.

Вопрос 19. Как "работает" историческое комментирование на уроках русской литературы?
ОТВЕТ: Подобная работа целесообразна в двух отношениях: во-первых, учащиеся обратят внимание на устаревшие слова и грамматические формы; во-вторых, при изучении художественной литературы учащиеся встречаются со случаями использования архаизмов в различных стилистических функциях.

Вопрос 20. Чем обусловлена необходимость в историческом комментировании лексики русского языка в школе?
ОТВЕТ: Происхождение того или иного слова, обоснование его написания, объяснение логики некоторых грамматических правил и, наоборот, обоснование имеющихся исключений из правил - всё это требует обращения к истории языка.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
"Отлично" (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. История языка как структурно-содержательный компонент курса в средней школе.
2. Строение слога: дидактический аспект.
3. Система гласных: дидактический аспект.
4. Система согласных: дидактический аспект.
5. Полногласие: дидактический аспект.
6. Система безударных гласных русского литературного языка и орфография.
7. Имя существительное: дидактический аспект.
8. Местоимение: дидактический аспект.
9. Имя прилагательное: дидактический аспект.
10. Имя числительное: дидактический аспект.
11. Глагол: дидактический аспект.
12. Наречие: дидактический аспект.
13. Этимологический анализ в структуре школьного курса русского языка.
14. Топонимика (происхождение топонимов) и ее роль в структуре школьного курса русского языка.
15. Познавательные задачи при обучении русскому языку.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Проанализируйте упражнение с позиции методики (языковой материал, метод анализа на уроке, цель и задачи):
Почему рифмуются слова "скучно" и "простодушно" в следующем отрывке из романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"?
Но говорят, вы нелюдим:
В глуши, в деревне всё вам скучно,
А мы... ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.

2. Проанализируйте упражнение с позиции методики (языковой материал, метод анализа на уроке, цель и задачи):
Как называются жители Томска, Тулы, Горького, Минска, Пскова, Омска, Одессы, Баку, Курска, Ярославля?

3. Проанализируйте упражнение с позиции методики (языковой материал, метод анализа на уроке, цель и задачи):
Образуйте форму Р.п. мн.ч. от слов апельсин, баржа, блюдце, ботинок, килограмм, монгол, носок, чулок, партизан, помидор, простыня, просьба, солдат.

4. Проанализируйте упражнение с позиции методики (языковой материал, метод анализа на уроке, цель и задачи):
В каком значении употреблено слово "глагол" в следующем четверостишии А.С. Пушкина:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

5. Проанализируйте упражнение с позиции методики (языковой материал, метод анализа на уроке, цель и задачи):
В каком значении употреблено слово "правый" в следующих словосочетаниях: "Мы идем правым путем", "правый поворот", "правая дорога".

6. Проанализируйте упражнение с позиции методики (языковой материал, метод анализа на уроке, цель и задачи):
Каково происхождение слова "палка", и имеет ли это слово какое-нибудь отношение к глаголу "палить" в значении "жечь, обжигать огнем"?

7. Проанализируйте упражнение с позиции методики (языковой материал, метод анализа на уроке, цель и задачи):
В книге Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке" читаем: "Лунные белые пятна вперемежку с черными тенями ползли по траве у ног Алексея". В другом издании напечатано "вперемешку". Какая разница в значении выделенных слов.

8. Проанализируйте упражнение с позиции методики (языковой материал, метод анализа на уроке, цель и задачи):
Каков состав слов "президиум", "президент", "префикс", "препозиция".

9. Проанализируйте упражнение с позиции методики (языковой материал, метод анализа на уроке, цель и задачи):
Слово "ярый" первоначально означало "весенний"; от этого слова при помощи суффикса -ов(ой) образовано прилагательное "яровой". Исходя из этого, постарайтесь ответить, что означает "яровая пшеница" и "яровая рожь".

10. Проанализируйте упражнение с позиции методики (языковой материал, метод анализа на уроке, цель и задачи):
Глагол "зябнуть" означает "испытывать чувство холода". От этого глагола образовано бессуфиксальное существительное "зябь" - "поле, вспаханное с осени для посева весной". Подумайте, как образовалось слово "зяблик" и почему эта птичка так названа.

11. Проанализируйте упражнение с позиции методики (языковой материал, метод анализа на уроке, цель и задачи):
Как правильно: в "Песни о вещем Олеге" или в "Песне о вещем Олеге"?

12. Проанализируйте упражнение с позиции методики (языковой материал, метод анализа на уроке, цель и задачи):
Являются ли однокоренными в современном языке слова "побывать", "забывать", "добывать"?

13. Проанализируйте упражнение с позиции методики (языковой материал, метод анализа на уроке, цель и задачи):
Чем можно объяснить, что числительные "пятьдесят", "шестьдесят", "семьдесят", "восемьдесят" в современном языке оканчиваются на твердый т, несотря на то что в слове "десять" т - мягкий?

14. Проанализируйте упражнение с позиции методики (языковой материал, метод анализа на уроке, цель и задачи):
Каков состав слов "двумястами" и "тремястами"?

15. Проанализируйте упражнение с позиции методики (языковой материал, метод анализа на уроке, цель и задачи):
Почему при числительных от пяти и далее вместо существительного "год" употребляется существительное "лето"?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематик поставленного вопроса, решил предложенные задания без ошибок.
"Хорошо" (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студен демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
"Удовлетворительно" (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю.Г. Захарова История русского языка: учеб. пособие М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2017 e.lanbook.com
Л1.2 А.М. Камчатнов История русского литературного языка. XI – первая половина XIX вв. : М.: Академия, 2005
Л1.3 В.И. Борковский, П.С. Кузнецов Историческая грамматика русского языка: М.: КомКнига, 2022
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л.И. Шелепова Практикум по исторической грамматике русского языка: учебное пособие Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Д специализированная учебная аудитория - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; учебная мебель

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Контактная работа с преподавателем и самостоятельная работа ставят своей целью приобретение целостной картины по освоению учебной дисциплины «История русского языка в школе». К услугам обучающихся лекционный курс, учебные пособия, дополнительная литература, задания для самостоятельной работы, задания к практическим занятиям, изучение понятийного аппарата по курсу «История русского языка в школе».