Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) |
Профиль | Русский язык и литература. Детская журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 44_03_05_Педобразование_РЯЛДЖ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
1.1. | формирование у студентов представления об эстетическом, художественном своеобразии русской литературы, формах ее исторического развития; знакомство с особенностями историко-культурного и историко-литературного процесса; понимание сложного характера взаимодействия «своего» и «чужого» в литературном процессе; знакомство с системой жанров русской литературы, понимание взаимоотношений человека и мира, человека и Бога, формирование у студентов представления об универсальных стилях и художественном методе; знакомство с эстетикой и поэтикой каждого из литературных направлений, выявивление типологических черт и национального своеобразия; формирование умения определить в творческом наследии авторов жанры, наиболее ярко выражающие творческую индивидуальность писателя и проследить их развитие в литературном процессе. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06 |
ПК-1 | Способен осуществлять обучение русскому языку и литературе, детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные периоды в развитии русской литературы, основные направления, жанры, дискурсы, стили. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выявить общие закономерности развития разных этапов русской литературы |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками филологического анализа, применяя знания по курсу в самостоятельных исследованиях |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Древнерусская литература | ||||||
1.1. | Своеобразие древнерусской литературы | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4 |
1.2. | Особенности древнерусской литературы. Стили в древнерусской литературе | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4 |
1.3. | Владимир Мономах – писатель и герой литературы Киевской Руси | Сам. работа | 3 | 3 | ПК-1 | Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4 |
1.4. | «Повесть временных лет» как первая русская летопись | Лекции | 3 | 4 | ПК-1 | Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4 |
1.5. | Агиография Киевской Руси | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-1 | Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4 |
1.6. | Ораторская проза Киевской Руси XI-XII вв. | Сам. работа | 3 | 5 | ПК-1 | Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4 |
1.7. | «Слово о полку Игореве» | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4 |
1.8. | «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы | Практические | 3 | 3 | ПК-1 | Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4 |
1.9. | Литература периода феодального раздробленности и монголо-татарского нашествия (XIII- первая половина XV вв.) | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4 |
1.10. | Литература периода феодального раздробленности и монголо-татарского нашествия (XIII- первая половина XV вв.) | Практические | 3 | 1 | ПК-1 | Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4 |
1.11. | Литература XVII в. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4 |
1.12. | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4 |
1.13. | Бытовые повести XVII века | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4 |
1.14. | Сатирические повести XVII века | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л1.4 |
1.15. | Внеаудиторное чтение | Сам. работа | 3 | 50 | ПК-1 | Л1.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6 |
Раздел 2. Раздел 2. Литература XVIII века | ||||||
2.1. | Особенности литературного процесса XVIII века. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.2 |
2.2. | Сатиры А.Д. Кантемира | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.2 |
2.3. | Классицизм | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.2 |
2.4. | Творчество В.К. Тредиаковского | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.2 |
2.5. | М.В. Ломоносов | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.2 |
2.6. | Поэтика жанра торжественной оды в творчестве М.В. Ломоносова (на примере «Оды Елизавете Петровне» 1747 г.). | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.2 |
2.7. | Творчество Г.Р. Державина | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.2 |
2.8. | Русский сентиментализм | Лекции | 3 | 0 | ПК-1 | Л1.2 |
2.9. | Н. М. Карамзин | Лекции | 3 | 0 | ПК-1 | Л1.2 |
2.10. | Внеаудиторное чтение | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Примеры заданий открытого типа Пример 1 Назовите требования, которые предъявлялись к представителя торжественного красноречия. Ответ: выучка, профессиональное мастерство, литературная культура. Пример 2. Что являлось сферой торжественного красноречия? Ответ: проблемы общественно-политического масштаба. Пример 3. Если дидактическое красноречие можно рассматривать как ремесло, то как следует рассматривать торжественное красноречие? Ответ: как искусство. Пример 4 Каким термином обозначали произведения торжественного красноречия? Ответ: слово Пример 5 На какие композиционные части делились торжественные слова? Ответ (вступление, центральная часть, заключение. Пример 6 На какие композиционные части делится "Слово о законе и благодати" Иллариона? Ответ: изложение вселенской сущности христианства, рассказ о русском христианстве, похвала князю Владимиру. Пример 7 Назовите заслуги, князя Владимира, о которых упоминает автор "Слова о закон и благодати"? Ответ: уверовал в Христа, не видя его, неустанно творил милостыню, окрестил Русь. Пример 8 Сколько композиционных частей имеется в "Поучении" Владимира Мономаха? Ответ: три. Пример 9 Назовите каждую из частей "Поучения" Владимира Мономаха. Ответ: поучение детям и иным, кто его услышит, автобиография, письмо Мономаха князю Олегу Святославичу. Пример 10 Назовите летопись, в которой сохранился список "Поучения" Владимира Мономаха. Ответ: Лаврентьевская летопись. Пример 11 Чем заменяется религиозный авторитет в русской литературе XVIII века? Ответ: авторитетом искусства слова. Пример 12 В каком году кириллица была заменена гражданским шрифтом в России? Ответ: 1708 Пример 13 Назовите два этапа русского Просвещения. Ответ: 1. с 1720-х до сер. 1760-х гг. 2. с конца 1760-х до конца века. Пример 14. Перечислите главные литературные направления в России XVIII века. Ответ: классицизм, сентиментализм, реализм. Пример 15 Назовите три этапа русской литературы XVIII века. Ответ: 1. 1700 - 1720-е гг; 2. 1730 - 1750 гг.; 3. 1760 - 1790 -е гг. Пример 16. Назовите хронологические рамки Петровской эпохи в русской литературе XVIII века. Ответ: 1700 - 1720-е гг. Пример 17 В каком году была создана Академия наук в России по велению Петра? Ответ: 1725. Пример 18 В каком году появилась первая печатная газета в России? Ответ: 1702. Пример 19 Как называлась первая печатная газета в России? Ответ""Ведомости". Пример 20 В каком году была введена Петром Великим Табель о рангах? Ответ:1722. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Пример 1 Какое из утверждений является верным: а) в торжественных словах использовались риторические вопросы к читателю. б)в торжественных словах не использовались риторические вопросы к читателю. Ответ: а Пример 2 Какое из утверждений является верным: а) торжественные слова отличались ритмической организацией. б)торжественные слова не отличались ритмической организацией. Ответ: а Пример 3 Какое из утверждений является верным: а) "Слово о законе и благодати" было написано между 1037 и 1050 гг. б)"Слово о законе и благодати" было написано между 1050 и 1052 гг. Ответ: а Пример 4 Какое из утверждений является верным: а) Основная тема "Слова о законе и благодати" - тема равноправия народов. б) Основная тема "Слова о законе и благодати" - тема богоизбранничества одного народа. Ответ: а Пример 5 Какое из утверждений является верным: а) Закон в "Слове о законе и благодати" соотносится с тенью. б)Закон в "Слове о законе и благодати" соотносится со светом. Ответ: а Пример 6 Какое из утверждений является верным: а) В "Слове о законе и благодати" не уделяется особого внимания национальному вопросу. б) В "Слове о законе и благодати" уделяется особого внимания национальному вопросу. Ответ: б Пример 7 Какое количество списков "Поучения" Владимира Мономаха существует: а) 3 б) 2 в) 1 Ответ: в Пример 8 Какое из утверждений является верным: а) выбор христианства князем Владимиром, по мнению автора "Слова о законе и благодати", был актом свободной воли. б) выбор христианства князем Владимиром, по мнению автора "Слова о законе и благодати", был вынужденным. Ответ: а Пример 9 Какое из утверждений является верным: а) Русский XVIII век в литературе - век Просвещения. б) Русский XVIII век в литературе - не является веком Просвещения. Ответ: а Пример 10 Какое из утверждений является верным: а) Идеология Просвещения включает в себя ненависть к крепостничеству. б) Идеология Просвещения не включает в себя ненависть к крепостничеству. Ответ: а Пример 11 Какое из утверждений является верным: а) Русское Просвещение было буржуазным. б) Русское Просвещение было дворянским. Ответ: б Пример 12 Какое из утверждений является верным: а) в литературе Петровского времени любовь перестает быть греховным чувством. б) в литературе Петровского времени любовь является греховным чувством. Ответ: а Пример 13 Какое из утверждений является верным: а)русские стихотворцы создают в Петровскую эпоху образцы любовной лирики. б) любовная лирика в Петровскую эпоху отличается наивностью и несовершенством. Ответ: б Пример 14 Какое из утверждений является верным: а) первая театральная труппа в Росси появилась в 1701 году. б) первая театральная труппа в Росси появилась в 1706 году. Ответ: а Пример 15 Какое из указанных произведений относится к Петровской эпохе: а) Гистория о Василии Кориотском б) Повесть о Фроле Скобееве Ответ: а КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Закрытых Вопросов: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. прикрепленный файл Вопросы по древнерусской литературе Причины возникновения древнерусской литературы Важнейшие особенности древнерусской литературы Периодизация древнерусской литературы Общая характеристика эпохи стиля монументального историзма (X-XIII вв.) Общая характеристика эпохи Предвозрождения (XIV-XV вв.) Общая характеристика эпохи второго монументализма (XVI в.) Общая характеристика века перехода к литературе нового времени (XVII в.) Система жанров в древнерусской литературе История создания «Повести временных лет» Формы повествования в «Повести временных лет» Устные жанры, вошедшие в «Повесть временных лет» Жанр жития в древнерусской литературе (смысл названия, цель создания, особенности композиции) «Сказание о Борисе и Глебе» (содержание и художественные особенности вступления, центральной части и заключения) «Слово о законе и благодати» Илариона как памятник торжественного красноречия «Поучение» Владимира Мономаха как памятник дидактического красноречия История открытия и публикации «Слова о полку Игореве» Время написания ««Слова о полку Игореве» Содержание «Слова о полку Игореве» Композиция «Слова о полку Игореве» Жанр «Слова о полку Игореве» Вопросы по литературе XVIII века Светский и просветительский характер русской литературы XVIII в. Периодизация русской литературы XVIII в. «Гистория о российском матросе Василии Кориотском» как рукописная повесть Петровской эпохи Виршевое стихотворство Петровской эпохи Любовная лирика Петровской эпохи Возникновение театра в Петровскую эпоху Структура и содержание трактата Ф. Прокоповича «О поэтическом искусстве» Идейное и художественное своеобразие трагикомедии Ф. Прокоповича «Владимир» Классицизм как художественный метод и литературное направление Периодизация и типологические особенности русского классицизма Биография русского сатирика А. Кантемира История и особенности жанра стихотворной сатиры Своеобразие Кантемира (общая характеристика) Анализ «живописной» сатиры А. Кантемира «На хулящих учения. К уму своему» Содержание и значение диалога Филарета и Евгения в сатире А. Кантемира «На зависть и гордость дворян злонравных» «Философическая» сатира А. Кантемира «О воспитании. К князю Никите Юрьевичу Трубецкому» Реформа стихосложения В.К. Тредиаковского В.К. Тредиаковский-переводчик («Езда в остров любви») В.К. Тредиаковский-переводчик («Тилемахида») Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) / экзамена (выбрать нужное) по всему изученному курсу. Зачет / Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) / экзамена (выбрать нужное) по всему изученному курсу. . Зачет / экзамен (выбрать нужное) проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2-3 вопроса: как правило, 1-2 вопроса теоретического характ ера и 1 вопрос практико-ориентированного характера. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: «Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок. «Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями. «Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий. «Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя. |
Приложения |
Приложение 1.
![]() |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Травников С.Н. | История русской литературы. Древнерусская литература : учеб. пособие | М. : Дрофа, 2007 | |
Л1.2 | под ред. Г.А. Гуковского, В.А. Десницкого | История русской литературы. Том 3: Литература XVIII века. Часть I.//ЭБС «Университетская библиотека online»: | М.: Директ-Медиа, 2010 | biblioclub.ru |
Л1.3 | Кусков В.В. | История древнерусской литературы// ЭБС «Университетская библиотека online»: учебник | М.: Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/FC3D6DB5-110F-4A11-BF39-35A13AF4835D. |
Л1.4 | Травников С.Н., Ольшевская Л.А. | ИСТОРИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.5 | Минералов Ю. И. | История русской литературы XIX века (40-60-е годы): Учеб. пособие для вузов | М. : Высш. шк., , 2003 | |
Л1.6 | Травников С.Н., Ольшевская Л.А., Июльская Е.Г. | ИСТОРИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С ХРЕСТОМАТИЕЙ НА САЙТЕ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | История русской литературы (1/3) | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | История русской литературы (3/3) | portal.edu.asu.ru | ||
Э3 | История древнерусской литературы и литературы XVIII века | portal.edu.asu.ru | ||
Э4 | История русской литературы 2/3 XIX века | portal.edu.asu.ru | ||
Э5 | История русской литературы (семестр 1-8) | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная) 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Курс представляет собой начальный этап развития великой русской литературы и показывает, как в ней зарождаются и оформляются проблемы, темы, мотивы, во многом определившее ее своеобразие. Для студента-первокурсника с курса древней русской литературы и литературы 18 столетия начинается изучение истории русской литературы как науки, знакомство с системой нравственных, морально-этических, эстетических представлений, которые станут общими для всего историко-литературного процесса. Освоение курса средневековой литературы и литературы XVIII века для первокурсника представляет значительную сложность по причине историко-культурного направленности дисциплины и необходимостью для успешного овладения дисциплиной основательного знакомства студента с русской историей, культурой, христианской традицией, историей европейской литературы и философии. Кроме того, тесты древнерусской словесности и художественные тексты литературы ХVIII века нельзя воспринимать в системе привычных критериев художественности, свойственных школьным курсам литературы XIX-XX вв. Необходимость осмысления сложной природы художественного текста на фоне русского общественно-исторического процесса и национальных культурных традиций, а также наличие авторов, «размывающих» границы ведущего художественного метода и направления, делают изучение данной дисциплины достаточно сложным для студентов 1 курса. Помочь студентам справиться с этими трудностями призваны практические занятия, которые проводятся в форме семинаров, что позволяет развивать у студентов практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получать опыт публичных выступлений и предполагает самостоятельное знакомство как с академическими, так и с современными научными концепциями по древнерусской литературе и литературе ХVIII столетия. Учебным планом на практические занятия отводится 16 часов. Темы занятий отражают последовательность изучения курса в соответствии с программой. Общая цель проведения занятий – рассмотрение наиболее сложных и спорных проблем современной науки, формирование у студентов умения анализировать художественный текст данного историко-литературного периода, аргументированно излагать свое мнение, вести дискуссию. Форма итогового контроля – экзамен. Работа с рекомендуемой литературой Прежде чем приступить к изучению литературы, указанной в списках, необходимо познакомиться с содержанием соответствующих глав рекомендованных учебников и учебных пособий по курсу. Если тема предполагает привлечение теоретико-литературного материала, рекомендуется обратиться к пособиям по теории литературы, введению в литературоведение, словарям, энциклопедиям, справочникам. Работая с учебными пособиями или практической литературой, научными исследованиями, студент должен творчески осмысливать материал, проявлять максимум самостоятельности. Начиная работу с литературой по определенной теме или разделу курса, следует определить для себя очередность ознакомления с научными источниками, в порядке их авторитетности или приоритетности с точки зрения изучаемой проблематики. Рекомендуется четко фиксировать в рабочих тетрадях выходные данные источников, делая выписки, обязательно указывать страницы цитируемых фрагментов. Выходные данные книг необходимо указывать в полном формате, в соответствии с современными требованиями к оформлению литературы (автор, название, место издания, издательство, год издания, страницы; в сборниках, словарях, энциклопедиях, хрестоматиях и т.п. отмечаются имена редакторов или составителей). Если цитируется статья, указывается автор, название статьи, далее – сборник, журнал или газета, где она опубликована, год, для сборника – том, выпуск, серия, для журнала – номер, для газеты – дата. При конспектировании рекомендованных источников работу следует начать с внимательного чтения текста, одновременно отмечая наиболее важные его фрагменты и тезисы. Рекомендуется составить развернутый тезисный план работы, на основе которого будет оформлен окончательный текст конспекта. В самом конспекте также следует выделить основные разделы плана, центральные тезисы, выводы; возможны, а иногда необходимы, пометки творческого, оценочного характера, отражающие отношение студента к излагаемому материалу, заметки сопоставительного характера и т.д. Грамотно сделанный конспект должен быть полноценным рабочим инструментарием в подготовке к практическому занятию, экзамену. Требования к экзамену по Истории русской литературы Литературоведческий анализ текста Известно, что чтение – процесс активный, напряженный, включающий в себя, по мнению многих исследователей, несколько этапов: первичное восприятие на уровне сюжетных перипетий, перечня событий, обнажения темы; повторное чтение установит связь заголовка с текстом, проявит функции отдельных компонентов композиции в развитии идеи; углубленное чтение предполагает постижение многослойного содержания художественного произведения, включает читателя в процесс непрестанного смыслопорождения. Чтение для филолога – начало профессиональной работы. Филолог вчитывается в текст, а не скользит рассеянным взором по его поверхности. Текст как объект гуманитарного исследования многоаспектен. Значит, его нужно уметь прочитать. А прочитать, значит понять произведение. Подход по принципу «нравится» - «не нравится» недопустим для профессионала. Любовь к произведению или к творчеству того или иного писателя в целом зависит от глубины проникновения в текст, от уровня читательского развития. В процессе чтения должен состояться диалог «автор – читатель», в котором действующие лица – читатель-филолог, владеющий навыками целостного восприятия художественной (или документальной) системы текста, и автор, его художественное «я» (или его позиция в документальном тексте) (См. Кайда Л.Г. Композиционный анализ художественного текста: Теория. Методология. Алгоритмы обратной связи. – М.: Флинта, 2000. – 152 с. – С. 76, 79.). Литературоведческий анализ художественного произведения древнерусской литературы предполагает освещение следующих вопросов: 1. Текст и исторический контекст. 2. Текст и стиль эпохи. 3. Жанровое своеобразие произведения. Назначение произведения, соответствие запросам времени. 4. Идея и концепция содержания. Текст и религиозное мировоззрение (обращение к Библии и другим книгам Священного Писания в произведении). 5. Композиция, сюжет. 6. Проблематика произведения. 7. Характеристика героев. 8. Мотивный комплекс. 9. Образная система произведения. Символика. 10. Художественные приемы (изобразительно-выразительные средства языка). Речевой строй произведения. 11. Связь с фольклором (фольклорная традиция, фольклорная поэтика). 12. Проявление личностного начала. Своеобразие выражения авторской позиции (в произведениях литературы XVII века). *Освещение вопросов невозможно без вдумчивого чтения текстов литературы, предполагается обязательная на них опора: ответ находим прежде всего в тексте произведения, а не в учебнике. Критерии оценки экзаменационного ответа по дисциплине При оценке знаний, умений и навыков студента преподаватель руководствуется следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа. I. Оценка «отлично» ставится, если студент: а) обстоятельно, с достаточной полнотой излагает литературоведческий материал; б) дает правильные определения литературоведческим понятиям; в) обладает необходимыми навыками литературоведческого анализа; г) обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; д) умеет использовать в процессе ответа критическую литературу; обладает навыками чтения наизусть; е) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. II. Оценка «хорошо» ставится, если студент дает ответ удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «отлично», но допускает единичные ошибки в изложении материала, недостаточно знает критическую литературу, владеет навыками чтения наизусть, самостоятельно поправляет ошибки и погрешности в изложении материала после замечаний экзаменатора. III. Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений экзаменационной темы, но: а) излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в характеристике историко-литературного процесса; б) слабо владеет навыками литературоведческого анализа; в) недостаточно знает критическую литературу; г) не в полной мере обладает навыками чтения наизусть; д) излагает экзаменационный материал недостаточно последовательно, допускает ошибки в языковом оформлении материала. Главная особенность ответа, оцененного на «удовлетворительно», заключается в том, что студент знает и понимает главное в экзаменационном материале таким образом, что недостатки в его подготовке позволят ему успешно овладеть необходимыми знаниями в последующем. IV. Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает грубые ошибки в изложении сведений по развитию историко-литературного процесса, не владеет навыками литературоведческого анализа, не знает критической литературы и не умеет использовать ее в процессе анализа художественного произведения, не знает текстов и не способен их выразительно читать наизусть, делает грубые речевые ошибки во время ответа на экзамене. Оценка «неудовлетворительно» фиксирует такие недостатки в подготовке студента, которые являются серьезным препятствием для успешного овладения им последующим материалом. Для успешной сдачи экзамена по изучаемому курсу студенту рекомендуется: 1) прочитать и хорошо знать содержание художественных произведений, вхо¬дящих в список текстов для обязательного чтения; 2) усвоить материалы лекций и практических занятий; законспектировать их основное содержа¬ние; дополнить знания, полученные на учебных занятиях, материалами реко-мендованных учебников, учебных пособий, научных трудов; 3) уметь само¬стоятельно анализировать художественные тексты, составить и сформулиро¬вать собственное мнение об изучаемых проблемах; 4) сделать конспекты ли¬тературоведческих работ, названных в перечне источников для конспектирования; 5) активно работать на практических занятиях, семинарах, коллоквиумах, выполнить необходимые письменные работы. |