МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русская литература 19 века

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильРусский язык и литература. Детская журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_Педобразование_РЯЛДЖ-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 18,5 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20 40 40
Практические 16 16 16 16 32 32
Сам. работа 72 72 45 45 117 117
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
д.ф.н., проф., м.п. гребнева

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Русская литература 19 века

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор. Чернышова Т.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор. Чернышова Т.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов представления об эстетическом, художественном своеобразии русской литературы, формах ее исторического развития;
знакомство с особенностями историко-культурного и историко-литературного процесса;
понимание сложного характера взаимодействия «своего» и «чужого» в литературном процессе;
знакомство с системой жанров русской литературы, понимание взаимоотношений человека и мира, человека и Бога, формирование у студентов представления об универсальных стилях и художественном методе;
знакомство с эстетикой и поэтикой каждого из литературных направлений, выявивление типологических черт и национального своеобразия;
формирование умения определить в творческом наследии авторов жанры, наиболее ярко выражающие творческую индивидуальность писателя и проследить их развитие в литературном процессе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен осуществлять обучение русскому языку и литературе, детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные периоды в развитии русской литературы, основные направления, жанры, дискурсы, стили.
3.2.Уметь:
3.2.1.выявить общие закономерности развития разных этапов русской литературы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками филологического анализа, применяя знания по курсу в самостоятельных исследованиях

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Литература первой трети XIX века
1.1. Основные предпосылки возникновения русской классической литературы. Русские литературные направления в начале века Лекции 4 2 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.1
1.2. Психологический романтизм В.А. Жуковского Лекции 4 4 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.1
1.3. Психологический и философский романтизм Е.А. Баратынского Лекции 4 2 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.1
1.4. «Евгений Онегин» Практические 4 4 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.1
1.5. Лирика М.Ю. Лермонтова Практические 4 4 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.1
1.6. «Ревизор». «Мертвые души» Н.В. Гоголя Лекции 4 4 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.1
1.7. Внеаудиторное чтение Сам. работа 4 35 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3
Раздел 2. Литература второй трети XIX века
2.1. Поэзия Ф.И. Тютчева Практические 4 2 ПК-1 Л2.2, Л1.4, Л1.3
2.2. Поэзия А.А. Фета Практические 4 2 ПК-1 Л2.2, Л1.4, Л1.3
2.3. Поэзия Н.А. Некрасова Практические 4 2 ПК-1 Л2.2, Л1.4, Л1.3
2.4. «Рудин» И.С. Тургенева Практические 4 2 ПК-1 Л2.2, Л1.4, Л1.3
2.5. «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева Лекции 4 2 ПК-1 Л2.2, Л1.4, Л1.3
2.6. «Отцы и дети» И.С. Тургенева Лекции 4 2 ПК-1 Л2.2, Л1.4, Л1.3
2.7. «Обыкновенная история» И.А. Гончарова Лекции 4 2 ПК-1 Л2.2, Л1.4, Л1.3
2.8. «Обломов» И.А. Гончарова Лекции 4 2 ПК-1 Л2.2, Л1.4, Л1.3
2.9. Внеаудиторное чтение Сам. работа 4 37 ПК-1 Л2.2, Л1.4, Л1.3
Раздел 3. Литература третьей трети XIX века
3.1. Критический реализм как ведущий художественный метод в русской литературе 3/3 XIX века Лекции 5 2 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.5, Л1.2
3.2. Творчество Л.Н. Толстого до «Войны и мира» Лекции 5 4 ПК-1 Л2.2, Л1.4, Л1.5, Л1.2
3.3. Роман – эпопея «Война имир» Л.Н. Толстого Лекции 5 4 ПК-1 Л2.2, Л1.4, Л1.5, Л1.2
3.4. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого Лекции 5 4 ПК-1 Л2.2, Л1.4, Л1.5, Л1.2
3.5. Повести Л.Н. Толстого 80-90-х гг. Практические 5 2 ПК-1 Л2.2, Л1.4, Л1.5, Л1.2
3.6. «Воскресение» Л.Н. Толстого Лекции 5 4 ПК-1
3.7. «Бедные люди» Ф.М. Достоевского Практические 5 1 ПК-1 Л2.2, Л1.4, Л1.5
3.8. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского Лекции 5 2 ПК-1 Л2.2, Л1.4, Л1.5, Л1.2
3.9. Н.С. Лесков «Очарованный странник» Практические 5 2 ПК-1 Л2.2, Л1.4, Л1.5, Л1.2
3.10. Проза В.М. Гаршина Практические 5 2 ПК-1 Л2.2, Л1.4, Л1.5, Л1.2
3.11. Проза В.Г. Короленко Практические 5 3 ПК-1 Л2.2, Л1.4, Л1.5, Л1.2
3.12. «Нравы Растеряевой улицы» Г.И. Успенского Практические 5 2 ПК-1 Л2.2, Л1.4, Л1.5, Л1.2
3.13. Повести и рассказы А.П. Чехова Практические 5 2 ПК-1 Л2.2, Л1.4, Л1.5, Л1.2
3.14. «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина Практические 5 2 ПК-1 Л2.2, Л1.4, Л1.5, Л1.2
3.15. Внеаудиторное чтение Сам. работа 5 45 ПК-1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. К типологическим особенностям русского романтизма можно отнести:
a. дозированное использование авторской иронии
б. ограниченную долю мистицизма
в. отсутствие авторского индивидуализма
г. апологию чувственности
ОТВЕТ: а, б, в

Вопрос 2. Назовите хронологические рамки русского романтизма:
a. 1812 – 1840
б. 1816 – 1840
в. 1825 – 1840
г. 1801 – 1840
ОТВЕТ: г

Вопрос 3.
Назовите два периода русского романтизма
Выберите один ответ:
а. 1801- 1815; 1816 – 1825
б. 1801 – 1825; 1826 – 1840
в. 1812 – 1825; 1826 – 1840
г. 1801 – 1812; 1812 – 1825
ОТВЕТ: а

Вопрос 4.
Программа реформирования литературного языка с точки зрения новаторов предполагала ограничение церковнославянских лексем
а. верно
б. неверно
ОТВЕТ: б

Вопрос 5.
Программа реформирования литературного языка с точки зрения новаторов предполагала заимствование слов из иностранных языков
а. верно
б. неверно
ОТВЕТ: б
Вопрос 6. Программа реформирования литературного языка с точки зрения новаторов предполагала ограничение нововведений в общественной жизни
а. верно
б. неверно
ОТВЕТ: б

Вопрос 7.
Программа реформирования литературного языка с точки зрения архаистов предполагала необходимость нововведений в общественной жизни
а. верно
б. неверно
ОТВЕТ: б

Вопрос 8.
Программа реформирования литературного языка с точки зрения архаистов предполагала отказ от заимствованных слов из иностранных языков
а. верно
б. неверно
ОТВЕТ: б

Вопрос 9.
Программы реформирования литературного языка с точки зрения архаистов предполагала использование церковнославянских лексем
а. верно
б. неверно
ОТВЕТ: б

Вопрос 10.
Выберите названия переводных баллад В.А. Жуковского:
а. «Адельстан»
б. «Варвик»
в. «Старушка»
г. «Светлана»
ОТВЕТ: а, б, в

Вопрос 11.
От каких определений зависит жанровое своеобразие «Горя от ума» А.С. Грибоедова?:
а. комедия
б. трагедия
в. книга стихов
г. роман
ОТВЕТ: а, б, в

Вопрос 12.
Проблему художественного метода «Горя от ума» А.С. Грибоедова можно охарактеризовать, учитывая такие понятия, как:
а. реализм
б. сентиментализм
в. романтизм
г. классицизм
ОТВЕТ: а, в, г

Вопрос 13.
Назовите автора оригинального стихотворения, переведенного В.А. Жуковским под названием «Сельское кладбище»:
а. Э. Юнг
б. Р. Саути
в. Т. Грей
г. Г. А. Бюргер
ОТВЕТ: в

Вопрос 14.
Выберите названия русских баллад В.А. Жуковского.
а. «Кассандра»
б. «Людмила»
в. «Светлана»
г. «Ахилл»
ОТВЕТ: б, в

Вопрос 15.
Выберите названия оригинальных баллад В.А. Жуковского
Выберите один или несколько ответов:
а. «Светлана»
б. «Варвик»
в. «Узник»
г. «Эолова арфа»
ОТВЕТ: а, в, г
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Закрытых Вопросов: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69%
заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Дайте периодизацию русского романтизма.
Ответ: начальный период (1801 - 1815): поэзия Жуковского и Батюшкова (еще присутствуют черты сентиментального элегизма, поэтическое чувство еще не достигло характерной для зрелого романтизма ступени отчуждения, резкой вражды и разрыва с действительностью); период зрелости (1816 - 1825): поэзия Пушкина (были выработаны главные романтические ценности, сложился ведущий тип конфликта); и конец 1820-х –1840-е гг.: поэзия Языкова, Баратынского и Тютчева, творчество Гоголя, Лермонтова (романтическое движение распадается на множество параллельных потоков, романтизм достиг высшей точки своего развития: развивается романтический конфликт, углубляется его диалектика, в частности, сопроникновением противоположных начал (добра и зла), острой постановкой субстанциональных проблем бытия)
2. Художественный метод, состоящий в стремлении автора противопоставить неудовлетворяющей действительности необычные, отступающие от внешнего правдоподобия образы и сюжеты, рожденные его мечтой, фантазией – это…
Ответ: романтизм.
3. Какое произведение считается первым триумфом В. А. Жуковского? В чем особенность этого произведения?
Ответ: «Сельское кладбище» – программное произведение Жуковского этого периода, и – шире – русского сентиментализма. Сельским кладбищем» начинается длинный ряд переводов Жуковского. Они имели для развития русской литературы огромное значение. Жуковский не стремился к буквальной точности перевода; воспринимая сам новые для него темы западноевропейской литературы и приобщая к ним русского читателя, расширяя идейный и тематический диапазон русской поэзии, Жуковский стилистически разрабатывал их по-своему. Создавая свой стиль, Жуковский исходил из лирики Карамзина (автора элегии «Меланхолия»), но довел этот стиль до высокой степени совершенства, придал ему истинную эстетическую ценность.
Элегия, песня-романс и дружеское послание — основные жанры поэзии Жуковского первого периода. В особенности его привлекает элегия, тематика которой – размышления о суетности земного существования, погружение во внутренний мир, мечтательное восприятие природы – была уже закреплена общеевропейской традицией.
4. Какие мифологизмы использует В.А. Жуковский в элегиях? Влиянием какого художественного метода считается эта тенденция?.
Ответ: В элегической лирике В. А. Жуковского еще сказывались традиции классицизма: в ней встречаются высокие условно поэтические слова в виде мифологизмов – Зефир, Вакх, Минвана, Альпин и др.
5. Приведите примеры образов лирического героя в лицейской лирике А.С. Пушкина.
Ответ: Книжно-условный строй лицейской лирики отразился и на образе лирического героя, – он – жанровое лицо, маска, выбираемая соответственно форме произведения. Это то мечтательный, грустный поэт («Певец»), то ленивый мудрец из «Городка», то весёлый и беспечный гуляка «Пирующие студенты».
6. Поэтический образ какой страны воссоздается в романтической поэме Е. А. Баратынского «Эда»?
Ответ: Финляндии.
7. В чем особенность поэмы Рылеева «Войнаровский»?
Ответ: Рылеев ввел в поэму множество реальных подробностей, касающихся природы, обычаев и быта сурового края. В основу поэмы Рылеев положил действительное историческое событие, намереваясь подчеркнуть масштабность и драматизм личных судеб героев – Войнаровского, его жены и Мазепы. Однако поэма Рылеева оставалась романтической. Войнаровский выступает носителем авторских идей. Личность Войнаровского в поэме идеализирована, эмоционально приподнята. Приглушая любовный сюжет, Рылеев выдвигает на первый план общественные мотивы поведения героя, его гражданские чувства. Драматизм поэмы заключен в том, что герой-тираноборец, в искреннем и убежденном свободолюбии которого автор не сомневается, поставлен в обстоятельства, заставляющие его оценить прожитую жизнь.
8. Дайте определение художественному методу.
Ответ: система принципов, управляющих процессом создания произведений литературы и искусства..
9. Можно ли отнести проблематику комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» к классицистической традиции?
Ответ: Нет нельзя. В основе сюжета нет борьбы между долгом и чувством; наоборот, конфликты существуют параллельно, один дополняет другой. Не вполне соблюдается закон «трех единств»: единство места и времени соблюдено, единство действия – нет.
10. Какой период времени охватывает действие комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»?.
Ответ: одни сутки.
11. Какая основная романтическая черта присуща главному герою комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»?
Ответ: одиночество.
12. Зачатки какого нового метода проявляются в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»? В чем проявляются эти черты?
Ответ: Критического реализма. Грибоедов верен действительности. Умея выделить в ней самое существенное, он так изобразил своих героев, что мы видим стоящие за ними социальные законы. В “Горе от ума” создана обширная галерея реалистических художественных типов, то есть в комедии появляются типические герои в типических обстоятельствах. Имена персонажей великой комедии стали нарицательными. В комедии предстает целостная панорама русской жизни начала XIX века.
13. Назовите известные Вам произведения А. С. Пушкина, относящиеся к петербургскому периоду.
Ответ: «Веселый пир», «Русалка», «Деревня», «Вольность», «Деревня», «Руслан и Людмила».
14. Назовите главные произведения А.С. Пушкина, созданные в период Михайловской ссылки.
Ответ: «Цыганы», «К морю», «Пророк», «К***», «Борис Годунов», «Граф Нулин», отдельные главы из романа «Евгений Онегин».
15. Первая пушкинская сказка – это….
Ответ: «Руслан и Людмила».
16. В чем особенность главных героев поэмы-сказки А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»?
Ответ: В условности и неоднородности. Людмила более походит на современницу поэта, нежели на степенную древнерусскую красавицу, Руслан же не всегда выглядит былинным богатырём, напоминая то героя баллады, то средневекового рыцаря, то романтического героя, совершающего подвиг во славу возлюбленной.
17. Чем определяется жанровый синкретизм в сказке Пушкина «Руслан и Людмила»?
Ответ: Поэма включает в себя разные жанры: волшебную сказку с её характерным сюжетом, основные слагаемые которого – утрата, поиски, обретение; рыцарский эпос, былинный эпос, баллада и лирические жанры – элегия и дружеское послание. Все эти жанры втянуты в литературную игру Пушкина, который то подделывается под известные литературные формы, то пародирует их.
18. Какие противоречивые страсти романтического характера персонифицированы в поэме А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан»?
Ответ: Ревность, страстная влюблённость (Зарема) и печаль, утрата надежды и разочарование в любви (Мария).
19. Какая известная историческая личность становится поэтическим кумиром раннего М. Ю. Лермонтова?
Ответ: Наполеон.
20. Какие исторические события повлияли на лирику М. Ю. Лермонтова 1830-1831 гг.?
Ответ: В 1830—1831 годах поэзия Лермонтова формировалась под впечатлением французской революции, польских событий и непрерывно вспыхивавших в России в связи с холерой и чумой крестьянских восстаний.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан. Терминология сохранена. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой. Ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток. Терминологически правильный. Нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, основной литературой. Суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-1: Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной области с учетом направленности (профиля) образовательной программы.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Назовите имена героев старинной повести В.А. Жуковского «Двенадцать спящих дев»
а. Варвик
б. Адельстан
в. Громобой
г. Вадим
ОТВЕТ: в, г

Вопрос 2. Важнейшими особенностями психологических элегий Е.А. Баратынского считаются:
а. мотивированность любовного чувства
б. ориентация автора на прием «странного слова»
в. динамики любовного чувства
г. тяготение автора к точному слову
ОТВЕТ: а, в, г.

Вопрос 3.
Выберите названия психологических элегий Е.А. Баратынского
Выберите один или несколько ответов:
а. «Ропот»
б. «Признание»
в. «Поцелуй»
г. «Смерть»
ОТВЕТ: а, б, в.

Вопрос 4.
Выберите названия философских элегий Е.А. Баратынского
а. «Последняя смерть»
б. «Признание»
в. «Смерть»
г. «На смерть Гете»
ОТВЕТ: а, в, г.

Вопрос 5.
Назовите хронологические рамки легкой поэзия К.Н. Батюшкова.
а. 1802 – 1810 гг.
б. 1802 – 1813 гг.
в. 1802 – 1815 гг.
г. 1802 - 1825 гг.
ОТВЕТ: б.

Вопрос 6.
К особенностям легкой поэзии можно отнести:
а. двоемирие
б. гедонизм
в. проповедь умеренности, довольство малым
г. двуплановость
ОТВЕТ: б, в, г.

Вопрос 7.
К особенностям сюжета и композиции «Горя от ума» А. С. Грибоедова следует отнести:
а. симметричность.
б. «произвольное» соединение отдельных сцен и эпизодов.
в. асимметричность
г. особое значение эпизодических лиц и внесценических персонажей
ОТВЕТ: б, г

Вопрос 8.
Что включает в себя композиция рылеевской думы?
а. описание места действия
б. эпиграф
в. посвящение
г. итоговое нравоучение
ОТВЕТ: а, г

Вопрос 9.
Кто из перечисленных писателей был участником «Арзамаса»:?
Выберите один или несколько ответов:
а. А.С. Шишков
б. А.С. Пушкин
в. В.А. Жуковский
г. А.А. Шаховской
ОТВЕТ: б, в

Вопрос 10.
Кто из перечисленных писателей был участником «Беседы»?
Выберите один или несколько ответов:
а. Г.Р. Державин
б. С.А. Ширинский-Шихматов
в. К.Н. Батюшков
г. П.А. Вяземский
ОТВЕТ: а, б

Вопрос 11.
Какие исторические события предопределили своеобразие русской литературы первой трети XIX века?
а. Французская буржуазная революция 1879 – 1894 гг.
б. Восстание декабристов 1825 года
в. Отечественная война 1812 года
г. Дворцовый переворот 1801 года
ОТВЕТ: б, в

Вопрос 12.
Назовите инициаторов реформы русского литературного языка в начале XIX века.
а. А.Н. Радищев
б. Н.М. Карамзин
в. И.И. Дмитриев
г. А.С. Шишков
ОТВЕТ: б, г

Вопрос 13.
Специфика декабристского историзма в «Думах» К. Ф. Рылеева определяется следующим:
а. однотипная композиция
б. доминирующая роль жизнеописания
в. признаки медитативной и исторической (эпической) элегии
г. фольклорное начало
ОТВЕТ: а, в,г

Вопрос 14.
Важнейшими особенностями романтизма можно считать:
а. господство духовного начала
б. превосходство материального начала над духовным началом
в. двоемирие
г. культ поэта и поэзии
ОТВЕТ: а, в, г

Вопрос 15.
Особенности поэзии А. С. Пушкина лицейского периода:
а. ученичество
б. яркая оригинальность
в. переклички с русскими и французскими произведениями
г. игра поэтическими масками
ОТВЕТ: а, в, г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается одним баллом. Оценивание КИМ теортетического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий, «не зачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.
«отлично» – верно выполнено 85-100 % заданий, «хорошо» – верно выполнено 70-84 % заданий, «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69 % заданий, «неудовлетворительно» – верно выполнено 50 % или менее 50 % заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какой жанр являлся самым популярным среди романтиков? Раскройте его особенности.
Ответ: Элегия – стихотворение в минорном настроении. Трагизм, сдержанная эмоциональность и задумчивый тон – это важные элементы элегического стихотворения. В XIX веке эти черты привлекали внимание авторов и читающей публики к этому жанру. Оригинальные элегии писали А. А. Дельвиг, А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский и другие.
2. Что отличает героя романтических произведений?
Ответ: Главная черта романтического героя – трагическое одиночество. Это сильная, свободолюбивая личность, «исключительный герой в исключительных обстоятельствах». Характерные черты романтического героя: неприятие действительности; поиск идеала; чувство одиночества; исключительность; герой-романтик — странник, путешественник, скиталец; его сопровождает мотив разочарования (в совершенстве мира, любви и пр.).
3. В каких образах русской литературы первой трети XIX в. присутствуют черты романтического героя?
Ответ: Черты романтического героя можно наблюдать в образах А. А. Чацкого («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Владимира Ленского («Евгений Онегин» А. С. Пушкина), Мцыри («Мцыри» М. Ю. Лермонтова), Печорина («Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова).
4. Кто из великих русских поэтов 18 века заметил в Пушкине-лицеисте будущего гения поэзии?.
Ответ: Г. Р. Державин
5. Какая дата, связанная с Лицеем, не раз встречается в лирике А.С.Пушкина? Чем она памятна?
Ответ: 19 октября. 19 октября 1811 года открылся Царскосельский лицей. Александр Пушкин был в числе первых выпускников. Выпускники встречались каждый год 19 октября и праздновали день открытия лицея.
6. Основателем какого журнала стал А.С.Пушкин? Что Вам известно об этом журнале?
Ответ: «Современник». Пушкин был талантливым журналистом и критиком, он издавал и редактировал «Современник» – один из лучших журналов 1830-х годов.
Журналистская деятельность Пушкина развивалась в трех направлениях: литературная критика, полемика и публицистика. Большой заслугой Пушкина как издателя и редактора «Современника» является то, что он сумел превратить литературный сборник-альманах в общественно-литературный журнал со всеми характерными для такого журнала материалами. В «Современнике» помещались не только художественные произведения, критика, библиография, статьи по истории и теории литературы, но и такие статьи, в которых затрагивались вопросы современной политики, экономики, отечественной истории, культуры и просвещения.
7. В чем суть конфликта поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»?
Ответ: Основной конфликт поэмы – противостояние власти и простого человека. Пётр I строил Петербург, основываясь на стратегических и экономических интересах, не задумываясь над тем, какой будет жизнь простых людей в холодном и опасном городе. Имела значение лишь общественная воля в лице Петра I, а не личная (в лице Евгения), что неизбежно приводит к жертвам. Само место, его природные особенности выступают как стихия, неподвластная человеку.
8. Какое произведение сделало М. Ю. Лермонтова знаменитым? Какие последствия оно имело для творческой карьеры писателя?
Ответ: В один день стихотворение «Смерть Поэта» сделало Лермонтова знаменитым. Разнообразные чувства, отраженные в этом произведении, волновали душу Лермонтова: любовь к Пушкину, восхищение его гениальным даром, глубокая скорбь о его гибели и ненависть к подлым убийцам. Пушкин — это гений («... угас, как светоч, дивный гений...»), свободолюбивый, смелый и независимый поэт с «гордой головой», с «сердцем вольным и пламенными страстями». Стихотворение «Смерть поэта» быстро распространилось – его учили наизусть сотни людей, переписывались тысячи экземпляров. Стихи были признаны политически опасными, и 2 марта 1837 года корнета Лермонтова арестовали, а затем перевели прапорщиком в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе. В изгнание писатель направлялся, сопровождаемый общим вниманием: кто-то выражал ему страстное сочувствие, а некоторые и вражду.
Самого же Лермонтова «Смерть поэта» сделала одним из самых популярных писателей в стране, а ссылка на Кавказ позволила написать ему бессмертные произведения, ставшие классикой отечественной литературы.
9. Зачем демону из одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова любовь грузинской княжны?
Ответ: он надеялся, что любовь чистого существа избавит его от демонической природы. 10. Кто из писателей по легенде "подарил" Н.В. Гоголю идею "Ревизора"?.
Ответ: А.С. Пушкин.
11. Как называется цикл произведений, в который входит повесть Н. В. Гоголя «Шинель»? Назовите другие произведения цикла?
Ответ: «Петербургские повести»: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Шинель».
12. .Герой какого произведения при рождении был обещан Богу, «много раз погибал и не погиб»? Ответ: Флягин – «Очарованный странник» Н.С. Лескова
13. Какие поэтические жанры привлекали М.Ю. Лермонтова? Какие из ни стали для него ведущими?.
Ответ: По широте жанрово-видового диапазона ранний Лермонтов может сравниваться лишь с Пушкиным. Его привлекали формы элегии, романса и песни, мадригала и эпиграммы, монолога, обращения и письма, баллад и стансов, альбомных стихотворений и дум, эпитафий и сентенций, сатиры и сонетов. Но ведущими видами он избрал элегию, думу, монолог и послание.
14. Назовите имя поэта, который был сторонником «чистого искусства». Как это отразилось в его поэзии?
Ответ: Чистое искусство – это концепция, которую пропагандировал русский поэт Афанасий Фет в своих стихах. Фет был сторонником теории, что искусство должно быть свободно от всякой формы служения и отражения общественных представлений. По мнению Фета, искусство должно быть универсальным и открытым, не ограничиваясь никакими правилами и нормами. Фет считал, что настоящий поэт в своих стихах должен воспевать прежде всего красоту, то есть, по Фету, природу и любовь. Однако поэт понимал, что красота очень мимолетна и что моменты красоты редки и кратки. Поэтому в своих стихах Фет все время пытается передать эти мгновения, запечатлеть минутное явление красоты. Фет был способен запоминать какие-либо преходящие, мгновенные состояния природы и потом воспроизводить их в своих стихотворениях. В этом заключается импрессионизм поэзии Фета. Фет никогда не описывает чувство в целом, а лишь состояния, определенные оттенки чувства. Поэзия Фета иррациональна, чувственна, импульсивна. Образы его стихотворений неопределенны, расплывчаты, часто Фет передает свои ощущения, впечатления от предметов, а не их изображение.
15. В чем суть теории Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?
Ответ: это теория «сильной» личности. Герой разделяет людей на две категории. Одни – муравьи из муравейника, которые всю жизнь подчиняются и страдают, другие – их единицы – имеют власть, могут преступать общечеловеческие законы. Это теория крайнего индивидуализма. Раскольников одержим идеей проверить на деле, «тварь он дрожащая или право имеет». Из этой теории полностью уходит христианская идея.
16. Кто из русских писателей говорил о необходимости «по капле выдавить из себя раба»?
Ответ: А. П. Чехов.
17. По деталям интерьера определите владельца дома: «Книги, печка, два дивана, прекрасная ночная лампа, маленький письменный стол, в передней раковина с водой, за окном — сирень, липа и клён».
Ответ: Квартира Мастера в одном из арбатских переулков (роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).
18. Вспомните, какие имена носили литературные прототипы булгаковского Воланда?
Ответ: Сатана, дьявол, Вельзевул, Князь Тьмы, Люцифер, чёрт, Мефистофель.
19. «…Древние служили своему нелепому неведомому Богу — мы служим лепому и точнейшим образом ведомому; их Бог не дал им ничего, кроме вечных, мучительных исканий; их Бог не выдумал ничего умнее, как неизвестно почему принести жертву нашему Богу…»: какому Богу приносятся жертвы в романе Замятина?
Ответ: Единому Государству.
20. Определите авторов и произведения по цитатам: 1) «У меня с советской властью возникли за последний год серьезнейшие разногласия. Она хочет строить социализм, а я не хочу. Мне скучно строить социализм»; 2) «Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества»; 3) «У меня на лицо все пошлые признаки влюбленности: отсутствие аппетита, бессонница и маниакальное стремление сочинять стихи».
Ответ: Все три цитаты из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок».

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан. Терминология сохранена. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой. Ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток. Терминологически правильный. Нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, основной литературой. Суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. прикрепленный файл
Программа экзамена 1/3 XIX века
1. Сущность романтизма как художественного метода. Типологические особенности и периодизация русского романтизма.
2. Особенности жанра элегии В.А. Жуковского (на примере «Сельского кладбища» и «Вечера»).
3. Своеобразие баллад В.А. Жуковского.
4. Характерные особенности жанра элегии К.Н. Батюшкова.
5. Легкая поэзия К.Н. Батюшкова до идейного кризиса 1812 – 1813 гг.
6. Послевоенная романтическая лирика К.Н. Батюшкова.
7. Психологические элегии Е.А. Баратынского.
8. Философские элегии Е.А. Баратынского.
9. Романтическая поэма Е.А. Баратынского «Эда».
10. «Думы» К.Ф. Рылеева (особенности жанра, композиции, характер историзма).
11. Романтическая поэма К.Ф. Рылеева «Войнаровский».
12. Сюжет и композиция «Горя от ума» А.С. Грибоедова.
13. Проблема жанра и художественного метода «Горя от ума» А.С. Грибоедова.
14. И.А. Гончаров о комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
15. Лицейская лирика А.С. Пушкина.
16. Петербургская лирика А.С. Пушкина.
17. Лирика А.С. Пушкина периода Южной ссылки.
18. Лирика А.С. Пушкина периода Михайловской ссылки.
19. Последекабрьская лирика А.С. Пушкина.
20. Лирика последних лет жизни А.С. Пушкина.
21. Сказочная поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
22. «Кавказский пленник» как южная романтическая поэма А.С. Пушкина.
23. «Братья-разбойники» как отрывок из южной романтической поэмы А.С. Пушкина.
24. Южная романтическая поэма А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан».
25. Идеологическая и философско-психологическая поэма А.С. Пушкина «Цыганы».
26. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина (система персонажей, сюжет, композиция, жанровое своеобразие).
27. Шуточные стихотворные повести А.С. Пушкина («Граф Нулин», «Домик в Коломне»).
28. Историческая трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов».
29. «Маленькие трагедии» как драматический цикл. Анализ одной трагедии на выбор преподавателя: а) тема золота в «Скупом рыцаре»; б) тема гения в «Моцарте и Сальери»; в) тема любви в «Каменном госте»; г) тема смерти в «Пире во время чумы».
30. Общая характеристика прозаического цикла А.С. Пушкина «Повести Белкина». Анализ одной повести по выбору преподавателя: а) особенности духовного развития героев повести «Выстрел»; б) роль литературной традиции в повести «Метель»; в) социально-бытовой и философский характер повести «Станционный смотритель»; г) образы повествователя и Адрияна Прохорова в «Гробовщике»; д) «Барышня-крестьянка» как новелла драматического типа.
31. Фольклорная фантастика в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама».
32. Идейное и художественное своеобразие романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
33. Жанровое своеобразие романа А.С. Пушкина «Дубровский».
34. Ранняя лирика М.Ю. Лермонтова.
35. Зрелая лирика М.Ю. Лермонтова.
36. Ранняя проза М.Ю. Лермонтова («Вадим», «Княгиня Лиговская»).
37. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова (проблема художественного метода, особенности жанра, композиции, главного героя).
38. Общая характеристика цикла Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Анализ одной повести на выбор студента.
39. Общая характеристика цикла Н.В. Гоголя «Миргород». Анализ одной повести на выбор студента.
40. Общая характеристика цикла Н.В. Гоголя «Петербургские повести». Анализ одной повести на выбор студента.
41. «Ревизор» Н.В. Гоголя («миражная интрига», характер художественного обобщения, своеобразие главного героя, роль немой сцены, особенности жанра).
42. «Мертвые души» Н.В. Гоголя (контраст живого и мертвого, жанровое своеобразие, два типа характеров).

Программа экзамена 2/3 XIX века
1. В.Г. Белинский о генезисе натуральной школы (по статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года»).
2. Хронологические рамки натуральной школы.
3. Состав натуральной школы.
4. Формы организации натуральной школы.
5. Жанры, темы, герои натуральной школы.
6. Альманах «Физиология Петербурга» (Н. Некрасов «Петербургские углы», В. Даль «Петербургский дворник», Д. Григорович «Петербургские шарманщики»).
7. Тема одиночества в лирике Ф.И. Тютчева.
8. Природа в стихотворениях Ф.И. Тютчева.
9. Философская лирика Ф.И. Тютчева.
10. Любовная лирика Ф.И. Тютчева.
11. Общественно-политическая лирика Ф.И. Тютчева.
12. Афанасий Фет – поэт и человек (по статье Д. Благого).
13. А.В. Дружинин о поэзии А. Фета.
14. Стихотворения А. Фета, обращенные к М.К. Лазич.
15. Антологические стихотворения А.Фета.
16. Пейзажная лирика А. Фета.
17. Поэтические приемы создания музыкальности в лирике А. Фета.
18. Жанр философской думы в лирике А. Фета.
19. Автор в лирической поэзии Н.А. Некрасова.
20. Формы выражения авторского сознания в лирике Н.А. Некрасова.
21. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (сюжет, композиция, фольклорные традиции).
22. Человек и природа в «Записках охотника» И.С. Тургенева.
23. Тема разоряющегося дворянства в «Записках охотника» И.С. Тургенева.
24. Многообразие крестьянских типов в «Записках охотника» И.С. Тургенева.
25. «Записки охотника» И.С. Тургенева как эпическое целое.
26. Характер взаимосвязей жанров повести и романа в творчестве И.С. Тургенева.
27. Роль традиций натуральной школы в романе И.С. Тургенева «Рудин».
28. Художественная структура романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» (по статье В.М. Марковича).
29. Особенности образов Федора Лаврецкого и Лизы Калитиной в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».
30. Роль музыки и эпилога в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».
31. Сюжетная структура романа И.С. Тургенева «Накануне».
32. Д.И. Писарев о романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
33. Базаров – положительный герой эпохи в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
34. Два общественных лагеря в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
35. Тема любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
36. Два противоборствующих лагеря в романе И.С. Тургенева «Новь». Значение образов Нежданова и Соломина.
37. Два лагеря общественного движения в романе И.С. Тургенева «Дым». Роль образов Литвинова и Потугина. Любовная интрига в романе.
38. «Обыкновенная история» И.А. Гончарова (роль экспозиции в произведении, характер взаимоотношений главных героев, принципиальные особенности двух частей романа, женские образы в романе).
39. Сюжет и композиция романа И.А. Гончарова «Обломов». Роль Ольги Ильинской в структуре романа.
40. «Обломов» И.А. Гончарова (причины деградации главного героя, роль главы «Сон Обломова» в концепции романа).
41. «Обломов» И.А. Гончарова (общественное значение образа главного героя, отношение автора к герою, два типа любви Обломова, роль деталей в романе).
42. «Сорока-воровка» А.И. Герцена как антикрепостническая повесть.
43. Проблема безумия в повести А.И. Герцена «Доктор Крупов».
44. Идейное и композиционное своеобразие романа А.И. Герцена «Кто виноват?».
45. Сатирические комедии А.Н. Островского. Их жанровое своеобразие.
46. Комедии А.Н. Островского «москвитянинского» периода. Их жанровое своеобразие.
47. Тип героя времени в драматургии А.Н. Островского.
48. Своеобразие драматургии А.Н. Островского (демократичность, просветительский характер, «свежие натуры», соединение высокого с комическим и т.д.).

Программа экзамена 3/3 XIX века
Теоретическая часть
1. Н.Г. Чернышевский о раннем творчестве Л.Н. Толстого.
2. Идейное и художественное своеобразие «Записок маркера» Л.Н. Толстого (система персонажей, особенности композиции, философский смысл).
3. Философский характер рассказа Л.Н. Толстого «Три смерти».
4. Образ музыканта и тема искусства в рассказе Л.Н. Толстого «Альберт».
5. Антитеза как организующий принцип рассказа Л.Н. Толстого «Люцерн».
6. Традиции «натуральной школы» в «Утре помещика» Л.Н. Толстого.
7. Сравнительная характеристика образов Оленина и Лукашки в «Казаках» Л.Н. Толстого.
8. Социальная и нравственная проблематика повести Л.Н. Толстого «Поликушка».
9. Философское и религиозное содержание повести Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича».
10. Антицерковная направленность повести Л.Н. Толстого «Отец Сергий».
11. Характер эволюции главного героя в повести Л.Н. Толстого «Отец Сергий».
12. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» (история создания, особенности заглавия, жанровое своеобразие).
13. Толстовская философия истории в «Войне и мире».
14. Народное начало в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
15. Путь исканий Андрея Болконского в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
16. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого (история создания, «мысль семейная» и «мысль народная» в романе, влияние традиций творчества Пушкина, Фета, Тютчева).
17. «Воскресение» Л.Н. Толстого (история создания, роль мотива суда, образы Нехлюдова, Масловой, революционеров).
18. «Бедные люди» Ф.М. Достоевского (традиции натуральной школы в романе, история создания, литературные истоки, жанровое своеобразие).
19. История душевной болезни в романе Ф.М. Достоевского «Двойник». В.Г. Белинский о романе.
20. «Записки из Мертвого дома» Ф.М. Достоевского (особенности названия, композиции, система рассказчиков).
21. «Записки из подполья» Ф.М. Достоевского (особенности характера и своеобразие позиции подпольного человека, роль эпиграфов).
22. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского: особенности времени и пространства, мотивы и последствия преступления Родиона Раскольникова. (конспект работы : А.А. Жук Русская проза второй половины XIX века. М.: Просвещение, 1981. С. 87 – 131.).
Практическая часть
1. Многозначность названия повести Н.С. Лескова «Очарованный странник».
2. Сюжетные и композиционные особенности «Очарованного странника» Н.С. Лескова.
3. Литературные реминисценции в «Очарованном страннике» Н.С. Лескова.
4. Жанровое своеобразие «Очарованного странника» Н.С. Лескова.
5. Б.М. Эйхенбаум о месте и значении Н.С. Лескова в русской литературе.
6. Иван Северьяныч Флягин как русский национальный герой в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник».
7. История публикации «Нравов Растеряевой улицы» Г.И. Успенского.
8. Фактическая основа «Нравов Растеряевой улицы» Г.И. Успенского.
9. Образ народа в «Нравах Растеряевой улицы» Г.И. Успенского.
10. Композиционное своеобразие «Нравов Растеряевой улицы» Г.И. Успенского.
11. Своеобразие рассказов В.М. Гаршина о войне («Четыре дня»).
12. Своеобразие рассказов В.М. Гаршина о войне («Трус»).
13. Идейно-художественные особенности рассказов В.М. Гаршина «Происшествие» и «Надежда Николаевна».
14. Толстовские черты в рассказе В.М. Гаршина «Сигнал».
15. Важнейшие черты героя гаршинской прозы.
16. Жанровое своеобразие прозы В.М. Гаршина.
17. Сюжетно-композиционные особенности прозы В.М. Гаршина.
18. Роль фантастической ситуации в рассказе В.Г. Короленко «Сон Макара».
19. Сочетание социологического и естественнонаучного способов изображения действительности и главного героя в рассказе В.Г. Короленко «Река играет».
20. Мечты и реальность Матвея Лозинского в рассказе В.Г. Короленко «Без языка».
21. Социологический способ изображения действительности в рассказе В.Г. Короленко «Чудная».
22. Отражение личных наблюдений автора в рассказах В.Г. Короленко «Чудная», «Сон Макара», «Река играет».
23. Николаев Д.П. о роли гротеска в художественном произведении, об особенностях и разновидностях гротескного образа. Понятие города-гротеска и его литературные источники.
24. Важнейшие черты художественной структуры «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина (сочетание достоверного и фантастического, пересечение и совмещение времен).
25. Гротескные фигуры градоначальников (Дементий Варламович Брудастый, Иван Пантелеич Прыщ, Угрюм-Бурчеев) в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина.
26. Гротескный образ глуповцев в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина.
27. Жанровая природа «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина.
28. Рассказы «Хамелеон», «Маска», «Толстый и тонкий» как отражение творческих исканий А.П. Чехова в 1-ой пол. 80-х гг. XIX века.
29. Повесть «Скучная история» как итог идейных и творческих исканий А.П. Чехова конца 80-х гг. XIX века.
30. Традиции русского романа 1-ой пол. XIX века в повести А.П. Чехова «Дуэль».
31. Нравственная и социальная проблематика повести А.П. Чехова «Палата № 6».
32. Проблема счастья в повестях и рассказах А.П. Чехова 2-ой пол. 90-х гг. XIX века («Дом с мезонином», «Ионыч», «Крыжовник», «Дама с собачкой», «Человек в футляре»).
33. Судьба главных героинь в драме А.П. Чехова «Три сестры».
34. Двойственность образа Вершинина в драме А.П. Чехова «Три сестры».
35. Отрицательная сущность образа Наташи Прозоровой в драме А.П. Чехова «Три сестры».
36. Отрицательная сущность образа Чебутыкина в драме А.П. Чехова «Три сестры».
37. «Бессюжетность» и своеобразие финала драмы А.П. Чехова «Три сестры».

Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета
(для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) / экзамена (выбрать нужное)
по всему изученному курсу. Зачет / Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) / экзамена (выбрать нужное) по всему изученному курсу. .


Зачет / экзамен (выбрать нужное) проводится в устной форме по билетам.
В билет входит 2-3 вопроса: как правило, 1-2 вопроса теоретического характ
ера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения
Приложение 1.   новый фос история рл.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Минералов Ю.И. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1800-1830-Е ГОДЫ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Минералов Ю.И., Минералова И.Г. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1870-1890-Е ГОДЫ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Минералов Ю.И. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1840-1860-Е ГОДЫ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Минералов Ю. И. История русской литературы XIX века (40-60-е годы): Учеб. пособие для вузов М. : Высш. шк., , 2003
Л1.5 Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX – начала XX веков: учебник // ЭБС «Университетская библиотека online». М.: Юрайт, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Минералов, Ю.И. История русской литературы XIX века: 1800 – 1830 годы: учеб. пособие для вузов / Ю.И. Минералов. : учеб. пособие для вузов М.: Высшая школа, , 2007.
Л2.2 Н.М. Фортунатов, М.Г. Уртминцева, И.С. Юхнова; История русской литературы XIX века: учеб. пособие М.: Высшая школа,, 2008.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История русской литературы (1/3) portal.edu.asu.ru
Э2 История русской литературы (3/3) portal.edu.asu.ru
Э3 История древнерусской литературы и литературы XVIII века portal.edu.asu.ru
Э4 История русской литературы 2/3 XIX века portal.edu.asu.ru
Э5 История русской литературы (семестр 1-8) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс представляет собой начальный этап развития великой русской литературы и показывает, как в ней зарождаются и оформляются проблемы, темы, мотивы, во многом определившее ее своеобразие. Для студента-первокурсника с курса древней русской литературы и литературы 18 столетия начинается изучение истории русской литературы как науки, знакомство с системой нравственных, морально-этических, эстетических представлений, которые станут общими для всего историко-литературного процесса. Освоение курса средневековой литературы и литературы XVIII века для первокурсника представляет значительную сложность по причине историко-культурного направленности дисциплины и необходимостью для успешного овладения дисциплиной основательного знакомства студента с русской историей, культурой, христианской традицией, историей европейской литературы и философии. Кроме того, тесты древнерусской словесности и художественные тексты литературы ХVIII века нельзя воспринимать в системе привычных критериев художественности, свойственных школьным курсам литературы XIX-XX вв. Необходимость осмысления сложной природы художественного текста на фоне русского общественно-исторического процесса и национальных культурных традиций, а также наличие авторов, «размывающих» границы ведущего художественного метода и направления, делают изучение данной дисциплины достаточно сложным для студентов 1 курса. Помочь студентам справиться с этими трудностями призваны практические занятия, которые проводятся в форме семинаров, что позволяет развивать у студентов практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получать опыт публичных выступлений и предполагает самостоятельное знакомство как с академическими, так и с современными научными концепциями по древнерусской литературе и литературе ХVIII столетия.
Учебным планом на практические занятия отводится 16 часов. Темы занятий отражают последовательность изучения курса в соответствии с программой. Общая цель проведения занятий – рассмотрение наиболее сложных и спорных проблем современной науки, формирование у студентов умения анализировать художественный текст данного историко-литературного периода, аргументированно излагать свое мнение, вести дискуссию.
Форма итогового контроля – экзамен.

Работа с рекомендуемой литературой
Прежде чем приступить к изучению литературы, указанной в списках, необходимо познакомиться с содержанием соответствующих глав рекомендованных учебников и учебных пособий по курсу. Если тема предполагает привлечение теоретико-литературного материала, рекомендуется обратиться к пособиям по теории литературы, введению в литературоведение, словарям, энциклопедиям, справочникам.
Работая с учебными пособиями или практической литературой, научными исследованиями, студент должен творчески осмысливать материал, проявлять максимум самостоятельности.
Начиная работу с литературой по определенной теме или разделу курса, следует определить для себя очередность ознакомления с научными источниками, в порядке их авторитетности или приоритетности с точки зрения изучаемой проблематики. Рекомендуется четко фиксировать в рабочих тетрадях выходные данные источников, делая выписки, обязательно указывать страницы цитируемых фрагментов. Выходные данные книг необходимо указывать в полном формате, в соответствии с современными требованиями к оформлению литературы (автор, название, место издания, издательство, год издания, страницы; в сборниках, словарях, энциклопедиях, хрестоматиях и т.п. отмечаются имена редакторов или составителей). Если цитируется статья, указывается автор, название статьи, далее – сборник, журнал или газета, где она опубликована, год, для сборника – том, выпуск, серия, для журнала – номер, для газеты – дата.
При конспектировании рекомендованных источников работу следует начать с внимательного чтения текста, одновременно отмечая наиболее важные его фрагменты и тезисы. Рекомендуется составить развернутый тезисный план работы, на основе которого будет оформлен окончательный текст конспекта. В самом конспекте также следует выделить основные разделы плана, центральные тезисы, выводы; возможны, а иногда необходимы, пометки творческого, оценочного характера, отражающие отношение студента к излагаемому материалу, заметки сопоставительного характера и т.д. Грамотно сделанный конспект должен быть полноценным рабочим инструментарием в подготовке к практическому занятию, экзамену.

Требования к экзамену по Истории русской литературы
Литературоведческий анализ текста

Известно, что чтение – процесс активный, напряженный, включающий в себя, по мнению многих исследователей, несколько этапов: первичное восприятие на уровне сюжетных перипетий, перечня событий, обнажения темы; повторное чтение установит связь заголовка с текстом, проявит функции отдельных компонентов композиции в развитии идеи; углубленное чтение предполагает постижение многослойного содержания художественного произведения, включает читателя в процесс непрестанного смыслопорождения.
Чтение для филолога – начало профессиональной работы. Филолог вчитывается в текст, а не скользит рассеянным взором по его поверхности.
Текст как объект гуманитарного исследования многоаспектен. Значит, его нужно уметь прочитать. А прочитать, значит понять произведение.
Подход по принципу «нравится» - «не нравится» недопустим для профессионала. Любовь к произведению или к творчеству того или иного писателя в целом зависит от глубины проникновения в текст, от уровня читательского развития.
В процессе чтения должен состояться диалог «автор – читатель», в котором действующие лица – читатель-филолог, владеющий навыками целостного восприятия художественной (или документальной) системы текста, и автор, его художественное «я» (или его позиция в документальном тексте) (См. Кайда Л.Г. Композиционный анализ художественного текста: Теория. Методология. Алгоритмы обратной связи. – М.: Флинта, 2000. – 152 с. – С. 76, 79.).
Литературоведческий анализ художественного произведения древнерусской литературы предполагает освещение следующих вопросов:
1. Текст и исторический контекст.
2. Текст и стиль эпохи.
3. Жанровое своеобразие произведения. Назначение произведения, соответствие запросам времени.
4. Идея и концепция содержания. Текст и религиозное мировоззрение (обращение к Библии и другим книгам Священного Писания в произведении).
5. Композиция, сюжет.
6. Проблематика произведения.
7. Характеристика героев.
8. Мотивный комплекс.
9. Образная система произведения. Символика.
10. Художественные приемы (изобразительно-выразительные средства языка). Речевой строй произведения.
11. Связь с фольклором (фольклорная традиция, фольклорная поэтика).
12. Проявление личностного начала. Своеобразие выражения авторской позиции (в произведениях литературы XVII века).

*Освещение вопросов невозможно без вдумчивого чтения текстов литературы, предполагается обязательная на них опора: ответ находим прежде всего в тексте произведения, а не в учебнике.

Критерии оценки экзаменационного ответа по дисциплине
При оценке знаний, умений и навыков студента преподаватель руководствуется следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
I. Оценка «отлично» ставится, если студент:
а) обстоятельно, с достаточной полнотой излагает литературоведческий материал;
б) дает правильные определения литературоведческим понятиям;
в) обладает необходимыми навыками литературоведческого анализа;
г) обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
д) умеет использовать в процессе ответа критическую литературу; обладает навыками чтения наизусть;
е) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
II. Оценка «хорошо» ставится, если студент дает ответ удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «отлично», но допускает единичные ошибки в изложении материала, недостаточно знает критическую литературу, владеет навыками чтения наизусть, самостоятельно поправляет ошибки и погрешности в изложении материала после замечаний экзаменатора.
III. Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений экзаменационной темы, но: а) излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в характеристике историко-литературного процесса; б) слабо владеет навыками литературоведческого анализа; в) недостаточно знает критическую литературу; г) не в полной мере обладает навыками чтения наизусть; д) излагает экзаменационный материал недостаточно последовательно, допускает ошибки в языковом оформлении материала.
Главная особенность ответа, оцененного на «удовлетворительно», заключается в том, что студент знает и понимает главное в экзаменационном материале таким образом, что недостатки в его подготовке позволят ему успешно овладеть необходимыми знаниями в последующем.
IV. Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает грубые ошибки в изложении сведений по развитию историко-литературного процесса, не владеет навыками литературоведческого анализа, не знает критической литературы и не умеет использовать ее в процессе анализа художественного произведения, не знает текстов и не способен их выразительно читать наизусть, делает грубые речевые ошибки во время ответа на экзамене.
Оценка «неудовлетворительно» фиксирует такие недостатки в подготовке студента, которые являются серьезным препятствием для успешного овладения им последующим материалом.


Для успешной сдачи экзамена по изучаемому курсу студенту рекомендуется: 1) прочитать и хорошо знать содержание художественных произведений, вхо¬дящих в список текстов для обязательного чтения; 2) усвоить материалы лекций и практических занятий; законспектировать их основное содержа¬ние; дополнить знания, полученные на учебных занятиях, материалами реко-мендованных учебников, учебных пособий, научных трудов; 3) уметь само¬стоятельно анализировать художественные тексты, составить и сформулиро¬вать собственное мнение об изучаемых проблемах; 4) сделать конспекты ли¬тературоведческих работ, названных в перечне источников для конспектирования; 5) активно работать на практических занятиях, семинарах, коллоквиумах, выполнить необходимые письменные работы.