МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Зарубежная литература 17-18 веков

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильРусский язык и литература. Детская журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_Педобразование_РЯЛДЖ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Ковалев О.А., Романова Е.Г.

Рецензент(ы):
к.филол.н., Профессор, Десятов В.В

Рабочая программа дисциплины
Зарубежная литература 17-18 веков

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Доронина Светлана Валерьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Доронина Светлана Валерьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.– сформировать понимание идейного и художественного своеобразия зарубежной литературы от античности до современности;
– выработать навыки литературоведческого анализа произведений европейских и американских писателей;
– понять основные тенденции исторического процесса и их влияние на общественное сознание;
– познакомить студентов с философскими учениями, определившими духовную жизнь общества и ставшими мировоззренческой основой эстетических систем;
– познакомить с эстетикой и поэтикой каждого из течений, составляющих литературную жизнь эпохи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен осуществлять обучение русскому языку и литературе, детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает тексты классических произведений зарубежной древней, новой и современной литературы; основные этапы и процессы развития зарубежной литературы
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать тексты произведений зарубежной литературы в контексте мирового литературного и исторического процесса,соотносить их с этапами развития зарубежной журналистики
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.самостоятельного освоения художественных текстов разной эстетической направленности, использования знаний об основных этапах и процессах развития зарубежной литературы в профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Литература XVII века
1.1. Введение Лекции 4 1 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3
1.2. Испанская литература XVII века Лекции 4 1 ПК-1 Л2.4, Л1.3
1.3. Барокко в Испании. Драма П. Кальдерона «Жизнь есть сон» Практические 4 2 ПК-1 Л2.4, Л1.3
1.4. Французский классицизм Лекции 4 1 ПК-1 Л2.4, Л1.3
1.5. Расцвет классицизма. Расин Лекции 4 1 ПК-1 Л2.4, Л1.3
1.6. Драматургия Расина Практические 4 2 ПК-1 Л2.4, Л1.3
1.7. Драматургия Мольера Практические 4 2 ПК-1 Л2.4, Л1.3
1.8. Английская литература XVII века. Мильтон Лекции 4 2 ПК-1 Л2.4, Л1.3
1.9. Поэма Мильтона «Потерянный рай» Практические 4 2 ПК-1 Л2.4, Л1.3
1.10. Внеаудиторное чтение текстов Сам. работа 4 36 ПК-1 Л2.4, Л1.3
Раздел 2. Литература XVIII века
2.1. Литература Просвещения Лекции 4 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3
2.2. Просвещение в Англии. Джонатан Свифт Лекции 4 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.3. Творчество Д. Дефо Практические 4 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.4. Генри Филдинг Практические 4 0 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.5. Сентиментализм. Творчество Л. Стерна Лекции 4 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.6. Французская литература первой половины XVIII века. Вольтер Лекции 4 1 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.7. Философские повести Вольтера Практические 4 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.8. Французская литература второй половины XVIII века. Дидро Лекции 4 1 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.9. Творчество Жан-Жака Руссо Лекции 4 1 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.10. Творчество Бомарше Лекции 4 1 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.11. Раннее немецкое Просвещение Лекции 4 1 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.12. Творчество Гете и Шиллера Лекции 4 1 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.13. Драматургия Шиллера Практические 4 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.14. Трагедия Гете «Фауст» Практические 4 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.15. Итальянское Просвещение Лекции 4 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.16. Внеаудиторное чтение текстов Сам. работа 4 36 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ": https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6981

Оценка сформированности компетенции ПК-1: Способен осуществлять обучение русскому языку и литературе, детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей.

Примеры заданий закрытого типа:

Вопрос 1. В чем утешает Франсуа Малерб господина дю Перье?
а. в смерти дочери
б. в измене жены
в. в утрате близкого друга
г. в творческих неудачах
Ответ: а

Вопрос 2. Укажите годы фронды:
а. 1645–1648
б. 1648–1653
в. 1653–1658
г. 1658–1662
Ответ: а

Вопрос 3. Творчество Мольера достигло расцвета в годы правления этого короля:
а. Людовик XIII
б. Людовик XIV
в. Людовик XV
г. Людовик XVI
Ответ: б

Вопрос 4. Как называется человеческий порок, о котором говорит Дорина?

Порядочных людей пороча и черня,
Они надеются, что будет им уютней:
Средь общей черноты не разглядеть их плутней,
А если не толкать молву на ложный след,
Придется за грешки самим держать ответ.
а. ханжество
б. лицемерие
в. зависть
г. злоба
д. высокомерие
Ответ: а

Вопрос 5. Укажите год написания пьесы Мольера «Тартюф, или Обманщик» :
а. 1664
б. 1644
в. 1624
г. 1684
Ответ: а

Вопрос 6. На протяжении 13 лет (1645–1658) в годы гражданской войны (фронды) Мольер с друзьями-актерами ищет счастья...
а. в провинции
б. в столице
в. за границей
г. при королевском дворе
Ответ: а

Вопрос 7. Произведение в каком жанре Оронт выносит на суд Альцеста и Филинта?
а. сонет
б. трагедия
в. баллада
г. эпическая поэма
Ответ: а

Вопрос 8. В финале комедии Тартюф...
а. с позором препровожден в тюрьму
б. безнаказанно пользуется плодами своего мошенничества
в. раскаивается в содеянном и изменяется
г. комедия имеет открытый финал
Ответ: а

Вопрос 9. Попытался запретить хоронить Мольера как нераскаявшегося грешника:
а. парижский архиепископ
б. король Людовик XIV
в. кардинал Мазарини
г. Жан-Батист Люлли
Ответ: а

Вопрос 10. Какую профессию должен был получить Робинзон Крузо согласно воле своего отца?
а. юрист
б. писатель
в. врач
г. священник
Ответ: а

Вопрос 11. Какую болезнь перенес Робинзон Крузо во время своего первого плавания?
а. морскую болезнь
б. тропическую лихорадку
в. горячку
г. невралгию
Ответ: а

Вопрос 12. Куда и зачем плыл Робинзон Крузо на корабле, когда попал в кораблекрушение и оказался один на острове?
а. в Гвинею за неграми-невольниками
б. в Лиссабон за товарами
в. в Лондон искать работу
г. в Йорк повидаться с родителями
Ответ: а

Вопрос 13. Где провел Робинзон Крузо свою первую ночь на острове?
а. на дереве
б. в пещере
в. на песке под лодкой
г. в лесу в шалаше
Ответ: а

Вопрос 14. Сколько лет было Робинзону Крузо, когда он попал на необитаемый остров?
а. около 17
б. около 20
в. около 27
г. около 37
Ответ: в

Вопрос 15. Чем занимался Робинзон Крузо на острове с 12 до двух часов дня?
а. спал
б. работал
в. обедал
г. охотился
Ответ: а

Примеры заданий открытого типа:

1. Этот поэт в начале XVII века имел во Франции репутацию официального певца монархической государственности:
Ответ: Малерб

2. В этой пьесе герой становится виновником гибели отца своей возлюбленной. Укажите название без кавычек:
Ответ: Сид

3. Каким словом во Франции XVII века обозначался цинизм в вопросах морали и показное безбожие?
Ответ: либертинаж

4. Этот драматург переманил Терезу Дюпарк из театра Мольера:
Ответ: Расин

5. Этот драматург был возведен в сан придворного историографа:
Ответ: Расин

6. Укажите направление в искусстве, к которому обычно относят творчество Мольера:
Ответ: классицизм

7. Этим словом обозначается комедия легкого содержания с внешними комическими приемами.
Ответ: фарс

8. Укажите настоящую фамилию Мольера:
Ответ: Поклен

9. Укажите персонажа пьесы Мольера, который произносит следующий монолог:

Вот это человек... Ну, словом... человек!
Кто следует ему, вкушает мир блаженный,
И мерзость для него все твари во вселенной.
Я стал совсем другим от этих с ним бесед:
Отныне у меня привязанностей нет,
И я уже ничем не дорожу на свете;
Пусть у меня умрут брат, мать, жена и дети,
Я этим огорчусь вот столько, ей-же-ей!
Ответ: Оргон

10. Имя этого персонажа Мольера стало нарицательным обозначением ханжества:
Ответ: Тартюф

11. Как называется показная (демонстративная) форма благочестия и набожности при тайной или явной неверности исповедуемым идеям?
Ответ: ханжество

12. Как называется человек, который избегает общества людей, нелюдим, страдает или, наоборот, наслаждается человеконенавистничеством?
Ответ: мизантроп

13. Назовите фамилию композитора, из-за которого король забыл о Мольере и тот умер практически в изгнании.
Ответ: Люлли

14. ... Милая моя! Я замечала часто,
Что слишком ты дерзка и чересчур горласта.
Советов не прошу я у нахальных слуг.

Назовите имя героини, к которой обращается г-жа Пернель:
Ответ: Дорина

15. Он праведник! Его благие наставленья
Душеспасительны.

Назовите имя персонажа, о котором говорит г-жа Пернель:
Ответ: Тартюф

16. Явился бог весть кто, неведомо откуда,
В отрепьях нищенских, едва не босиком,
И – нате вам, уже прибрал к рукам весь дом.
И до того дошло, что, вопреки рассудку,
Мы все теперь должны плясать под его дудку.

Назовите имя персонажа, о котором говорит Дорина:
Ответ: Тартюф

17. Во время наших смут ум проявил он здравый,
Стоял за короля.

Какое слово принято использовать для обозначения периода антиправительственных смут, имевших место во Франции в 1648–1653 гг. и фактически представлявших собой гражданскую войну?
Ответ: фронда

18. ... Вы слепы, и у вас
Одно желание: чтоб все лишились глаз.
И потому вам страх внушает каждый зрячий,
Который думает и чувствует иначе, –
Он вольнодумец, враг! Кто дал отпор ханже,
Тот виноват у вас в кощунстве, в мятеже.

Назовите имя персонажа, к которому обращается Клеант:
Ответ: Оргон

19. Укажите название города, где происходит действие пьесы «Тартюф, или Обманщик»:
Ответ: Париж

20. За него Робинзон Крузо испугался, когда в первый раз началась гроза, а затем разделил его на части и спрятал в разных местах:
Ответ: порох

Критерии оценивания. Каждое задание оценивается 1 баллом.
"зачтено" - верно выполнено 50% заданий; "не зачтено" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.





5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
«Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
Приложения
Приложение 1.   ФОС_ИЗЛ_45.03.01.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Алташина В.Д., Лукьянец И.В., Полубояринова Л.Н., Чамеев А.А. Зарубежная литература и культура эпохи Просвещения: учебник М.: Академия, 2010
Л1.2 В. Д. Алташина и др. Зарубежная литература и культура эпохи Просвещения : Учебник М. : Академия, Высшее профессиональное образование), 2010
Л1.3 Мандель Б. Р. Всемирная литература: Новое время и эпоха Просвещения: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пашкуров А.Н., Разживин А.И. История русской литературы XVIII века. В 2-х частях. Ч.1: учебник: Учебники Издательство "ФЛИНТА", 2017 e.lanbook.com
Л2.2 Шелемова А.О. История русской литературы XVIII века: конспект лекций: Издательство "ФЛИНТА", 2015 e.lanbook.com
Л2.3 Пашкуров А.Н.,Разживин А.И. История русской литературы XVIII века. В 2-х частях. Ч.2: учебник: Учебники Издательство "ФЛИНТА", 2017 e.lanbook.com
Л2.4 Под общ. ред. Пахсарьян Н. Т. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVII ВЕКА 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Минералов Ю. И. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Онлайн-курс на Едином образовательном портале АлтУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Приложения MS Offie:
- Windows,
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

История зарубежной литературы - важный в системе журналистского образования историко-литературный курс.
Особенностью курса является не только изучение закономерностей литературного развития, тесным образом связанных с закономерностями исторического процесса, но и знакомство со своеобразным миром Античности западноевропейского средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени, выявление эстетической сущности зарубежной литературы, которая явилась художественным выражением национального исторического бытия, потребностей, стремлений и идеалов общества, отразила национальные особенности культуры.
1. Работа на лекции
На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие), знакомятся с последними достижениями науки. Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей. Поскольку курс читается студентам первого курса обучения, навыки восприятия лекции еще не наработаны в должном объеме, что необходимо учитывать преподавателю. Лектору важно фиксировать на доске все новые термины во избежание их искажения при записывании на слух.
Слушание и запись лекций – сложные виды вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента.
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п.

2. Методические указания по подготовке к практическим занятиям

Значительную роль в курсе выполняют практические занятия, которые призваны закреплять и дополнять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания и запоминания лекционного материала, изучения теоретических концепций, ознакомления с учебной и научной литературой. Тем самым семинары способствуют получению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы, позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся.
Приступая к подготовке темы практического занятия,прежде всего нееобходимо внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой и текстами первоисточников, рекомендованными к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Конспектирование некоторых первоисточников и дополнительной литературы также способствует более плодотворному усвоению учебного материала. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям теории литературы, предложенным для запоминания к каждой теме семинаров.
Ряд занятий сопровождается заданиями творческого плана, выполняя которые студент может в полной мере проявить свою индивидуальность. Такие задания вызывают сильный эмоциональный отклики, что способствует более основательному закреплению пройденного материала. Для выполнения заданий подобного типа возможно привлечение дополнительной литературы по усмотрению студента.
Практические занятия могут проводиться в различных формах: обсуждение вопросов темы, выполнение письменных работ, различная работа с текстами произведений, заслушивание докладов по отдельным вопросам и их обсуждение на занятии. На занятиях, посвященных вопросам стиховедения, важно отработать на конкретных текстуальных примерах изученные принципы. Тексты для практических упражнений приведены ниже.
Практические занятия в ряде случаев могут поводиться в форме семинаров, что позволяет развивать у студентов практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получать опыт публичных выступлений. Студенты должны учиться грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассматривать ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Данная форма работы направлена на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков, связанных с публичным обсуждением различных теоретических и практических вопросов, выработкой и отстаиванием собственной точки зрения.
Материал практических занятий напрямую не пересекается с содержанием лекций, дополняя тему курса, что позволяет всесторонне рассмотреть избранную проблему современного литературоведения, сопроводить репродуктивный материал самостоятельной работой и практическими упражнениями.
План каждого занятия сопровождается списком терминов, которые необходимо усвоить студенту при подготовке. При необходимости преподаватель может провести терминологический диктант, проверяющий их усвоение. В ходе диктанта студент своими словами дает определение указанным преподавателем терминам.
Общая цель проведения занятий – рассмотрение ключевых проблем современного литературоведения, формирование у студентов умения анализировать литературу, аргументированно излагать свое мнение, вести дискуссию.
При выборе источников преподаватель руководствуется их доступностью, возможностью ознакомиться с разными точками зрения.

3. Самостоятельная работа
Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:
• Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
• Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.), во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.


4. Методические указания по подготовке к зачету и экзамену

Основное в подготовке к зачету – это повторение всего материала курса.
Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш – отчисление из учебного заведения.
В дни подготовки к экзаменам избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых. Важно избегать переутомления. Не стоит засиживаться за полночь, мнение о том, что настоящий студент готовится к экзаменам по ночам, является вредным мифом.
При подготовке к сдаче экзаменов старайтесь весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени.
При подготовке к экзамену следует особое внимание обратить на следующие моменты:
• Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале).
• Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.
• Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале.
• Сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.
Будьте готовы к тому, что преподаватель на экзамене может задать вопрос, напрямую не касающийся выпавшего Вам билета. Не стоит паниковать и винить экзаменатора в «злонамеренности». Его задача – понять насколько Вы ориентируетесь в всем курсе, имеете целостное представление об изученном. Соберитесь, успокойтесь и отвечайте.