МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровые технологии в организации малого бизнеса в образовании

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагогика современной школы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_04_01_Педобразование_ПСШ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 84
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 8
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 84 84 84 84
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кэн, доцент, Рудакова О.Ю.

Рецензент(ы):
Деркач Н.О.

Рабочая программа дисциплины
Цифровые технологии в организации малого бизнеса в образовании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. экон. наук, доц., Рудакова О. Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой канд. экон. наук, доц., Рудакова О. Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование знаний, умений и навыков в организации малого бизнеса в сфере образования, в том числе с применением цифровых технологий

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен проектировать и осуществлять учебный процесс с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания
ПК-3.1 Знает инновационные образовательные технологии и методики обучения и воспитания как объект проектирования
ПК-3.2 Знает особенности проектирования и осуществления учебного процесса с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания
ПК-3.3 Умеет проектировать содержание учебного процесса и осуществлять его реализацию с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания
ПК-3.4 Владеет навыками про ектирования и осуществления учебного процесса с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания
УК-4Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
УК-4.1 Определяет особенности академического и профессионального делового общения, учитывает их в профессиональной деятельности
УК-4.2 Эффективно применяет вербальные и невербальные средства взаимодействия в профессиональной деятельности
УК-4.3 Применяет современные коммуникативные технологии при поиске и использовании необходимой информации для академического и профессионального общения
УК-4.4 Представляет результаты профессиональной деятельности на различных публичных мероприятиях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-4.1. Определяет особенности академического и профессионального делового общения, учитывает
их в профессиональной деятельности.
ПК-3.1. Знает цикл и механизм частной образовательной организацией.

3.2.Уметь:
3.2.1.УК-4.2. Эффективно применяет вербальные и невербальные средства взаимодействия в профессиональной деятельности
ПК-3.2. Умеет управлять частной образовательной организацией
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-4.3. Применяет современные коммуникативные технологии при поиске и использовании необходимой информации для академического и профессионального общения.
УК-4.4. Представляет результаты профессиональной деятельности на различных публичных мероприятиях.
ПК-3.3. Владеет современными технологиями управления частной образовательной организацией

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Организация малого бизнеса в сфере образования условиях цифровой экономики
1.1. Цифровая экономика и малый бизнес: особенности работы в новых условиях, институциональные и правовые аспекты Лекции 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Цифровая экономика и малый бизнес: особенности работы в новых условиях, институциональные и правовые аспекты Практические 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Цифровая экономика и малый бизнес: особенности работы в новых условиях, институциональные и правовые аспекты Сам. работа 3 20 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Организация малого бизнеса в сфере образования Лекции 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Организация малого бизнеса в сфере образования Практические 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Организация малого бизнеса в сфере образования Сам. работа 3 20 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Цифровые технологии в организации малого бизнеса
2.1. Модели бизнеса в условиях цифровой экономики. Цифровые платформы Лекции 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Модели бизнеса в условиях цифровой экономики. Цифровые платформы Практические 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Модели бизнеса в условиях цифровой экономики. Цифровые платформы Сам. работа 3 20 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Сквозные цифровые технологии в образовании Лекции 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Сквозные цифровые технологии в образовании Практические 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Сквозные цифровые технологии в образовании Сам. работа 3 24 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тест

1. Что такое облачные технологии?
А. Технологии передачи данных, которые используют спутники, находящиеся в стратосфере
В. Технологии передачи неупорядоченных данных
С. Технологии хранения и обработки информации на удаленных серверах
2. Что из перечисленного не относится к современным IT трендам в образовании?
1. Разработка и внедрение систем искусственного интеллекта для планирования индивидуальных образовательных траекторий
2. Накопление и обработка Big Data с целью выявления закономерностей освоения учебных курсов
3. Создание массовых онлайн-курсов
4. Переход от индивидуальных образовательных траекторий, построенных на дисциплинарном подходе, к массовому образованию в больших группах
3. Какие виды цифрового контента существуют на сегодняшний день?
1. Текстовый
2. Видео
3. Математический
4. Аналоговый
5. Аудио
6. Интерактивный
7. Базовый
4.Укажите минимально необходимый набор устройств, предназначенных для работы компьютера.
1) принтер, системный блок, клавиатура
2) процессор, ОЗУ, монитор, клавиатура
3) процессор, стриммер, винчестер
4) монитор, системный блок, клавиатура.
5. Графическая среда, на которой отображаются объекты и элементы управления системы Windows, созданная для удобства пользователя:
1) аппаратный интерфейс
2) пользовательский интерфейс
3) рабочий стол
4) программный интерфейс
6. Тип информации, хранящейся в файле, можно определить по:
1) имени файла
2) расширению файла
3) файловой структуре диска
4) организации файловой структуры
7. Основное отличие локальных и глобальных сетей состоит в следующем:
1) локальные и глобальные сети различаются по географическому принципу (по удаленности)
2) в локальных сетях используются цифровые линии связи, а в глобальных – аналоговые
3) в локальных сетях применяются высокоскоростные линии связи, а в глобальных – низкоскоростные
4) различаются количеством рабочих станций в сети
8. Укажите правильное определение информационного бизнеса
а) Информационный бизнес – это производство и торговля компьютерами.
б) Информационный бизнес – это предоставление инфокоммуникационных услуг.
в) Информационный бизнес - это производство, торговля и предоставление информационных продуктов и услуг.
г) Информационный бизнес – это торговля программными продуктами.
9. Укажите функции, выполняемые информационным менеджером предприятия
а) Планирование внедрения и модернизации информационной системы, ее поиск на рынке программных продуктов.
б) Оценка рынка программных продуктов с помощью маркетингового инструментария.
в) Разработка прикладных программ.
г) Приобретение информационных технологий с нужными функциями и свойствами.
д) Разработка операционных систем.
е) Организация внедрения информационной системы и обучения персонала.
ё) Обеспечение эксплуатации информационной системы: администрирование, тестирование, адаптация, организация безопасности и т.д.
ж) Обновление существующей информационной системы, внедрение новых версий.
з) Вывод из эксплуатации информационной системы.
10. Бизнес-процесс это
а) 1 множество управленческих процедур и операций;
б) 2 множество действий управленческого персонала;
в) 3 совокупность увязанных в единое целое действий, выполнение которых позволяет получить конечный результат (товар или услугу);
г) 4 совокупность работ, выполняемых в процессе производства.
11. Реинжиниринг бизнеса это
а) Радикальный пересмотр методов учета.
б) Радикальный пересмотр методов планирования.
в) Радикальный пересмотр методов анализа и регулирования.
г) Радикальное перепроектирование информационной сети.
д) Радикальное перепроектирование существующих бизнес-процессов.
12. Укажите правильное определение ERP-системы
а) Информационная система, обеспечивающая управление взаимоотношения с клиентами.
б) Информационная система, обеспечивающая планирование потребности в производственных мощностях.
в) Интегрированная система, обеспечивающая планирование и управление всеми ресурсами предприятия, его снабжением, сбытом, кадрами и заработной платой, производством, научно-исследовательскими и конструкторскими работами.
г) Информационная система, обеспечивающая управление поставками.
13. Информационная технология это
а) Совокупность технических средств.
б) Совокупность программных средств.
в) Совокупность организационных средств.
г) Множество информационных ресурсов.
д) Совокупность операций по сбору, обработке, передачи и хранению данных с использованием методов и средств автоматизации.
14. Укажите функции электронного документооборота
а) Решение прикладных задач.
б) Хранение электронных документов в архиве.
в) Поиск электронных документов в архиве.
г) Организация решения транзакционных задач.
д) Маршрутизация и передача документов в структурные подразделения.
е) Мониторинг выполнения распоряжений.
ё) Организация решения аналитических задач.
15. Прямая экономическая задача характеризуется
а) Параллельными вычислениями.
б) Расчетами от частного к общему.
в) Последовательными вычислениями.
г) Расчетами от общего к частному.
д) Формированием информации о фактическом состоянии предприятия.
16. Методология какого подхода, представляет педагогический процесс как
четко спланированную систему усвоения обучающимися учебно –
профессиональную деятельность?
1. Интегративный
2. Системный
3. Системно – деятельностный
17. Среди понятий «образование», «содержание образования», «учебный
план», «образовательная область» наиболее масштабным является
понятие...
1. «образование»;
2. «содержание образования»;
3. «учебный план»;
4. «образовательная область».
18. Что такое Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК)?
1. Совокупность учебно-программных, учебно-методических,
дидактических, оценочных средств по дисциплине.
2. Совокупность электронных образовательных ресурсов по
дисциплине.
3. Совокупность структурированных учебно-методических
материалов, объединенных посредством компьютерной среды
обучения, обеспечивающих полный дидактический цикл обучения
и предназначенных для оптимизации овладения обучающимися
знаниями в рамках учебной дисциплины.
19. Что определяет данное понятие «Уровень знаний, умений, навыков и
компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению
определенного вида профессиональной деятельности»?
1.Профессиональное мастерство.
2. Профессионализм.
3. Квалификация.
20. Как называется интегративная характеристика комплекса личностных
свойств, обеспечивающего высокий уровень решения задач
профессиональной деятельности?
1. Профессиональное мастерство.
2. Профессиональная компетентность
3. Профессиональное становление.
21.Педагогическая поддержка в личностно-ориентированном обучении –
это....
1. Процесс и результат развития и проявления индивидом
присущих ему качеств и способностей.
2. Осуществление человеком или группой возможности избирать
из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант
для проявления своей активности.
3. Деятельность педагогов по оказанию помощи обучающимся в
решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и
психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в
обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.
22. Что является основой объективной оценки соответствия
установленным требованиям образовательной деятельности и
подготовки обучающихся?
1. Образовательная программа.
2. Учебный план.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт.
23. Многократное выполнение определенных действий с целью их
освоения и сознательного совершенствования – это...
1. Лабораторная работа.
2. Практическая работа.
3. Упражнение.
4. Самостоятельная работа.
24. Мультимедийность как свойство электронного образовательного
ресурса – это....
1. Возможность взаимодействия.
2. Представление учебных объектов множеством различных
способов, т.е. с помощью графики, звука, видео, анимации, фото.
3. Имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением
изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов и заданий к Зачету:

• Цифровая экономика и малый бизнес: особенности работы в новых условиях, институциональные и правовые аспекты
• Организация малого бизнеса в сфере образования
• Модели бизнеса в условиях цифровой экономики. Цифровые платформы
• Сквозные цифровые технологии в образовании

Практическое задание к Зачету

1. Разработать алгоритм разработки стратегии проведения рекламной кампании в одной из систем.
2. Описать алгоритм настройки рекламной кампании в сети-интернет.
Приложения
Приложение 1.   ФОС_ЦТвОМБвО_зачет.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тренды цифрового образования. Материалы вебинаров, бесед и исследований Юрайт. Академии. Выпуск 2. Зимняя школа преподавателя: Юрайт, 2022 URL: https://urait.ru/bcode/497206
Л1.2 А. Шеер ; под науч. ред. Д. Стефановского ; пер. с англ. Д. Стефановского, О. А. Виниченко Индустрия 4.0: от прорывной бизнес-модели к автоматизации бизнес-процессов: Москва : Дело, 2020 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=612569
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Морозов Г. Б. Правовое регулирование предпринимательской деятельности: учебное пособие для академического бакалавриата ЮРАЙТ, 2017 www.biblio-online.ru/book/34B56CC9-C8DF-476C-BFA3-735138247725
Л2.2 Боброва О.С., Цыбуков С.И., Бобров И.А. Настольная книга предпринимателя: практическое пособие ЮРАЙТ, 2018 www.biblio-online.ru/book/E195C741-4F45-4C4E-A4B5-AE51ECBC0D70
Л2.3 под ред. В.Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк Инновационное предпринимательство: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры ЮРАЙТ, 2018 https://biblio-online.ru/book/AD997B4A-8DDF-4C25-A15A-5BA8B6BAEAFA
Л2.4 Кузьмина Е. Е. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие для прикладного бакалавриата ЮРАЙТ, 2017 www.biblio-online.ru/book/0DBD5942-934C-4DD1-9992-D425F14E4FB2
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Юридическая поддержка стартапов www.openedu.ru
Э2 Портал государственных программ РФ programs.gov.ru
Э3 Портал малого и среднего предпринимательства Алтайского края smp22.ru
Э4 Предпринимательство и малый бизнес portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
Open Office
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, посмотреть термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы.
Для аттестации по курсу студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде ответов на поставленные вопросы и выполнения праткических и тестовых заданий