Закреплена за кафедрой | Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций |
---|---|
Направление подготовки | 44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям) |
Профиль | Школа директоров: управленческие команды в образовании |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 44_04_04_Профессиональное обучение_ШД-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Рудакова О.Ю.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины Методы принятия управленческих решений являются изучение различных теоретических концепций и практических методик разработки управленческих решений, что обеспечит формирование современных компетенций, знаний и навыков, необходимых для эффективного управления социально-экономическими системами разного уровня. В ходе учебного процесса ставятся задачи научить: 1) владеть категориальным аппаратом теории разработки управленческих решений; 2) применять различные методологические подходы и концепции управления к разработке управленческих решений; 3) использовать современные качественные и количественные модели и методики разработки и принятия управленческих решений; 4) проводить диагностику, оценку и экспертизу эффективности управленческих решений; 5) применять положительный отечественный и зарубежный опыт разработки и принятия управленческих решений. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ПК-1 | Способен осуществлять функции по руководству образовательной организацией любой организационно-правовой формы |
ПК-1.1 | Знает основные этапы, закономерности и механизмы формирования и функционирования системы образовательной организации |
ПК-1.2 | Умеет определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения |
ПК-1.3 | Владеет навыками применения механизмов государственного и муниципального управления в сфере образования, в том числе управления государственными и муниципальными финансами, управления государственными и муниципальными закупками |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
УК-1.1 | Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода |
УК-1.2 | Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели |
УК-1.3 | Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | 1. теоретические основы разработки управленческих решений 2. принципы, методы и модели разработки управленческих решений 3. методы поиска решения и его внедрения с позиции социальной значимости |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | 1.использовать методы поиска и анализа информации для разработки управленческих решений 2. использовать формальные и неформальные методы разработки управленческих решений 3.находить и внедрять управленческие решения с позиции социальной значимости |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | 1. методами разработки управленческого решения 2. навыками эконометрического моделирования и оценкиуправленческих решений 3.навыками поиска решения и его внедрения с позиции социальной значимости |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Понятие и место принятия решения в процессе управления | ||||||
1.1. | Решения в процессе управления; Функции решения в методологии и организации процесса управления | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 | |
1.2. | Решения в процессе управления; Функции решения в методологии и организации процесса управления | Практические | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 | |
1.3. | Решения в процессе управления; Функции решения в методологии и организации процесса управления | Сам. работа | 3 | 6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 | |
Раздел 2. Типы управленческих решений | ||||||
2.1. | Теоретические аспекты разработки управленческих решений;типология управленческих решений; условия и факторы качества управленческих решений | Практические | 3 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.2. | Теоретические аспекты разработки управленческих решений;типология управленческих решений; условия и факторы качества управленческих решений | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 | |
2.3. | Теоретические аспекты разработки управленческих решений;типология управленческих решений; условия и факторы качества управленческих решений | Сам. работа | 3 | 7 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 | |
Раздел 3. Экспертные методы в разработке управленческих решений | ||||||
3.1. | Экспертные методы в разработке управленческих решений | Лекции | 3 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 | |
3.2. | Экспертные методы в разработке управленческих решений | Практические | 3 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 | |
3.3. | Экспертные методы в разработке управленческих решений | Сам. работа | 3 | 8 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 | |
Раздел 4. Методы синектики в принятии управленческих решений | ||||||
4.1. | Метод синектики;эффективность решений; контроль реализации управленческих решений; управленческие решения и ответственность. | Практические | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 | |
4.2. | Метод синектики;эффективность решений; контроль реализации управленческих решений; управленческие решения и ответственность. | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 | |
4.3. | Метод синектики;эффективность решений; контроль реализации управленческих решений; управленческие решения и ответственность. | Сам. работа | 3 | 8 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 | |
Раздел 5. Метод мозгового штурма | ||||||
5.1. | Метод мозгового штурма | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 | |
5.2. | Метод мозгового штурма | Практические | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 | |
5.3. | Метод мозгового штурма | Сам. работа | 3 | 8 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 | |
Раздел 6. Метод причинно-следственного анализа | ||||||
6.1. | Метод причинно-следственного анализа | Лекции | 3 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 | |
6.2. | Метод причинно-следственного анализа | Практические | 3 | 6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 | |
6.3. | Метод причинно-следственного анализа | Сам. работа | 3 | 8 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7994#section-12 Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Проверяемая компетенция ПК-1: Способен осуществлять функции по руководству образовательной организацией любой организационно-правовой формы Тестовые задания (выбор вариантов) 1. В процессе выполнения функции планирования принимаются решения: 1. О предназначении, миссии и целях организации и ее подразделений 2. О нуждах и потребностях подчиненных 3. Насколько мы преуспели в достижении поставленных целей ОТВЕТ: 1 2. В процессе организации деятельности принимаются решения: 1. Как часто следует измерять значения ключевых показателей 2. Пределах и распределении властных полномочий 3. Каналах сбыта и распределения продукции ОТВЕТ: 2 3. В процессе мотивации принимаются решения: 1. Какие изменения следует внести в работу организации, если цели ее деятельности не достигаются в полной мере 2. Бюджете организации 3. Мерах для повышения производительности труда персонала ОТВЕТ: 3 4. Верно ли следующее утверждение: Интуитивные решения - это решения, принимаемые на основе ощущения того, что оно правильное. 1. Верно 2. Неверно ОТВЕТ: 1 5. Верно ли следующее утверждение: Рациональные решения принимаются на основе знаний и накопленного опыта. В основе решений подобного типа лежит прогноз будущих результатов решения, основанный на аналогии с прошлыми ситуациями и результатами прошлых решений. 1. Верно 2. Неверно ОТВЕТ: 2 6. Верно ли следующее утверждение: Рациональный подход предполагает формирование всех возможных разумных альтернатив решения, разработку критериев их оценки и выбор на этой основе предпочтительного варианта. 1. Верно 2. Неверно ОТВЕТ: 1 7. Расположите уровни принятия решений по нарастанию сложности (1 – рутинный, 2- адаптационный, 3 – селективный): 1. 1-2-3 2. 1-3-2 3. 2-1-3 ОТВЕТ: 2 8. Навык неукоснительного следования процедуре необходим при: 1. Адаптационных решениях 2. Селективных решениях 3. Рутинных решениях ОТВЕТ: 3 9. Использование определенных методик принятия решений в типовых ситуациях характерно для: 1. Запрограммированного решения 2. Рационального решения 3. Незапрограммированного решения ОТВЕТ: 1 10. Выберите правильный вариант: 1. Незапрограммированные решения принимаются для того, чтобы справиться с новыми или неточно определенными проблемами. 2. Примером запрограммированных решений могут служить решения, связанные с открытием филиалов, слиянием подразделений, введением новых производств, изменением организационной структуры, предложением новых товаров или услуг, проведением значительного сокращения штатов, введением новой системы оплаты труда. 3. Осуществление всех процедур, связанных с принятием запрограммированных решений, предполагает, что руководители не уверены в том, что они используют действительно правильные методики, которые должны не только тщательно обосновываться, но и постоянно совершенствоваться. ОТВЕТ: 1 11. Верно ли следующее утверждение: Незапрограммированные решения принимаются для того, чтобы справиться с новыми или неточно определенными проблемами. 1. Верно 2. Неверно ОТВЕТ: 1 12. При нарастании уровня неопределённости происходит смещение: 1. От запрограммированных решений к незапрограммированным 2. От незапрограммированных решений к запрограммированным ОТВЕТ: 1 13. Мягкие проблемы: 1. Описываются качественно и не имеют единственного решения 2. Поддаются количественному анализу и имеют единственное решение ОТВЕТ: 1 14. Проблемы, которые затрагивают интересы людей (групп людей) в организации и, следовательно, потенциально могут изменить их организационное поведение, с высокой долей вероятности будут: 1. Жёсткими 2. Мягкими ОТВЕТ: 2 15. Мягкие проблемы просты, имеют одно ясное решение и хорошо структурирована: 1. Верно 2. Неверно ОТВЕТ: 2 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом) 1. Что означает «цель не поддается декомпозиции»? ОТВЕТ: цель нельзя разбить на подцели. 2. Рекомендуется или запрещается критиковать идеи во время мозгового штурма? ОТВЕТ: запрещается. 3. Кто во время мозгового штурма имеет приоритет в очерёдности выступлений? ОТВЕТ: приоритет на выступление у тех, у кого идея возникла под влиянием предыдущего выступления. 4. По принципу моделирования выделяют ….. модели. ОТВЕТ: аналитические и имитационные. 5. С какого этапа начинается принятие рационального решения? ОТВЕТ: определение проблемы. 6. Управленческое решение – это выбор альтернативы……. ОТВЕТ: действий. 7. Управленческое решение – это конечный продукт управленческой деятельности? ОТВЕТ: нет. 8. Управленческое решение – это промежуточный продукт управленческой деятельности? ОТВЕТ: да. 8. Управленческое решение – это концентрированное выражение процесса … ОТВЕТ: управления. 10. Управленческое решение – это инструмент … субъекта на объект ОТВЕТ: воздействия. 11. Классификация решений – это инструмент управления их реализацией? ОТВЕТ: да. 12. Долгосрочные и стратегические решения – это идентичные понятия? ОТВЕТ: нет. 13. Форма принятия решений влияет на их качество? ОТВЕТ: да. 14. Модели теории игр первоначально использовались в ………. сфере. ОТВЕТ: военной. 15. Модели линейного программирования применяются для оптимизации распределения ……… ресурсов. ОТВЕТ: дефицитных. 16. Модели математической статистики применяются при ………. характере влияния факторов на ситуацию. ОТВЕТ: вероятностном. 17. Модели управления запасами могут применяться для управления ситуациями в коммерческих и …………… организациях. ОТВЕТ: некоммерческих. 18. Идентификация проблемы – это стадия моделирования? ОТВЕТ: да. 19. Модель ситуации отражает все ее детали? ОТВЕТ: нет. 20. Регулируемая обратная связь – это преимущество метода Дельфи? ОТВЕТ: да. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Проверяемая компетенция УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий Тестовые задания (выбор вариантов) 1. Менеджеры склонны в большей степени рассматривать проблему как жёсткую, когда имеется положительный опыт решения подобных проблем 1. Верно 2. Неверно ОТВЕТ: 1 2. Можно ли применять концепцию инкрементализма, если мы имеем дело с мягкими проблемами, где не только невозможно построение алгоритмов, но и зачастую трудно определенно выстроить последовательность действий для решения проблемы 1. Можно 2. Нельзя ОТВЕТ: 1 3. Эквифинальность — это представление о том, что в случае высокой неопределенности при принятии решений существует: 1. Несколько эквивалентных путей достижения организационных целей 2. Один оптимальный путь достижения организационных целей ОТВЕТ: 1 4. Допустимо ли изменение целей при принятии решений методом инкрементализма: 1. Допустимо 2. Недопустимо 3. Допустимо только в направлении превышения изначально поставленных целей ОТВЕТ: 1 5. Логический инкрементализм – это: 1. Последовательность действий, логически связанных и управляемых достижением определенных организационных целей 2. Инкрементализм, базирующийся на решениях, основанных на суждениях ОТВЕТ: 1 6. К качественной оценке при анализе ситуации относятся: 1. нормы налогообложения 2. темпы инфляции 3. цены на природные ресурсы 4. появление новых технологий 5. правовые ограничения 6. дефицит бюджета ОТВЕТ: 4,5 7. Отметьте правила мозгового штурма: 1. запрет на критику идей 2. каждый участник может выступить только один раз 3. приоритет на выступление у тех, у кого идея возникла под влиянием предыдущего выступления 4. обязательное подробное обоснование идеи 5. возможно зачитать заранее подготовленный список ОТВЕТ: 1,3 8. Поставьте этапы принятия рационального решения в верном порядке: а. определение проблемы б. сбор фактов в. идентификация решения г. выполнение решения и проверка 1. абвг 2. агбв 3. бавг 4. авбг ОТВЕТ: 1 9. Наиболее удачное определение управленческого решения - это: 1. инструмент управленческой деятельности; 2. продукт управленческой деятельности; 3. выбранный (утвержденный) вариант управленческих действий 4. форма воздействия субъекта на объект; 5. управленческий документ. ОТВЕТ: 3 10. Классификация решений – это: 1. ранжирование решений; 2. оценка качества решений; 3. группировка решений по каким-либо признакам; 4. структуризация решений. ОТВЕТ: 3 11. Группа решений, выделенная по способу их фиксации - это: a) формализованные и неформализованные; b) корректируемые и некорректируемые; c) документированные и недокументированные; d) стратегические и тактические. ОТВЕТ: 3 12. Группа решений, выделенная по форме принятия их – это: 1. долгосрочные и краткосрочные; 2. стратегические и тактические; 3. индивидуальные и коллегиальные; 4. глобальные и локальные. ОТВЕТ: 3 13. Детерминированные решения – это решения, принятые в условиях: 1. риска; 2. стабилизации производства; 3. определенности; 4. конкуренции. ОТВЕТ: 3 14. Где формируется эффективность решения? 1. на стадии утверждения; 2. на стадии реализации; 3. на стадии разработки; 4. на всех стадиях. ОТВЕТ: 2,3 15. Что означает «цель не поддается декомпозиции»? 1. цель нельзя разбить на подцели 2. без достижения этой цели нельзя перейти к следующему этапу 3. цель нельзя объединить с другими целями ОТВЕТ: 1 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом) 1. Метод получения согласованного мнения – это разновидность метода Дельфи? ОТВЕТ: да. 2. Экспертная классификация – это метод получения……….. экспертных оценок. ОТВЕТ: количественных. 3. Ранжирование альтернатив – это метод получения………….. экспертных оценок. ОТВЕТ: качественных. 4. Отношение покупателя к продукту – это профильная характеристика покупателя? ОТВЕТ: да. 5. Значимость для поставщика объема продукции – это фактор его конкурентной силы? ОТВЕТ: да. 6. Содержание налогового законодательства – это фактор……….. воздействия на организацию. ОТВЕТ: прямого. 7. Уровень занятости в стране – это фактор ………… воздействия на организацию. ОТВЕТ: косвенного. 8. Ситуационный и системный подходы – это взаимоисключающие управленческие механизмы. ОТВЕТ: нет. 9. Ситуационный и системный подходы – это…………. управленческие механизмы. ОТВЕТ: взаимодополняющие. 10. Риск – это вероятностная категория? ОТВЕТ: да. 11. Хранение финансовых средств в нескольких банках – это инструмент ………… риска. ОТВЕТ: диверсификации. 12. Создание страхового фонда организации – это инструмент ………… ущерба от риска. ОТВЕТ: компенсации. 13. Реализация решения более трудоемка относительно разработки? ОТВЕТ: да. 14. Реализация решения более ресурсоёмка относительно разработки? ОТВЕТ: да. 15. Выполнение инструктивно-методических мероприятий – это процедура стадии…………. реализацией решения. ОТВЕТ: управления. 16. Сроки разработки решения превышают сроки их реализации? ОТВЕТ: нет. 17. Мониторинг основных параметров реализации решения – это стадия ………… выполнения решения. ОТВЕТ: контроля. 18. Эффективность решений – это надежный инструмент оценки деятельности аппарата управления организацией? ОТВЕТ: да. 19. Рост масштабов организации, количество проблем могут снизить возможности иерархического контроля? ОТВЕТ: да. 20. Сбои в коммуникационных процессах снижают возможности иерархического контроля? ОТВЕТ: да. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
5.3 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7994#section-12 Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 20. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
Приложения |
Приложение 1.
![]() |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Методы принятия управленческих решений | Методы принятия управленческих решений : Учебное пособие | В.И. Катаева, М.С. Козырев, 17.05.2017 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Карданская, Н.Л. | Принятие управленческого решения=Managementdecisionmaking : Учебник для вузов | М. :Юнити-Дана, , 2017 | biblioclub.ru |
Л1.3 | К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин. | Управленческие решения : учебник | М. : «Дашков и К", 2023 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Харитонова, И.В. | Основы теории принятия управленческих решений : учебник | Архангельск : САФУ, 2015, 17.05.2017 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Филинов-Чернышев, Н. Б. | Разработка и принятие управленческих решений : учебник и практикум для вузов | М. Издательство Юрайт, 2017, 2018 | www.biblio-online.ru/book/B67EEE48-5249-427A-9FB4-E7895DAF9336. |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал "Экономика, социология, | |||
Э2 | www.fd.ru – Журнал "Финансовый директор" | |||
Э3 | www.finam.ru – Финансовая информация | |||
Э4 | www.finansmag.ru – Журнал "Финанс." | |||
Э5 | www.finansy.ru – Публикации по экономике и финансам | |||
Э6 | www.finrisk.ru – Финансовые риски | |||
Э7 | www.fira.ru – база данных по российским компаниям | |||
Э8 | www.forexpf.ru – Финансовая информация для рынка FOREX | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ: - работа с преподавателем; - самостоятельная работа. Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания. Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы. Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса. При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. |