МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы принятия управленческих решений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильШкола директоров: управленческие команды в образовании
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_04_04_Профессиональное обучение_ШД-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Горбунов Юрий Вадимович

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Методы принятия управленческих решений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 129)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Рудакова О.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Рудакова О.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины Методы принятия управленческих решений являются изучение различных теоретических концепций и практических методик разработки управленческих решений, что обеспечит формирование современных компетенций, знаний и навыков, необходимых для эффективного управления социально-экономическими системами разного уровня.
В ходе учебного процесса ставятся задачи научить: 1) владеть категориальным аппаратом теории разработки управленческих решений; 2) применять различные методологические подходы и концепции управления к разработке управленческих решений; 3) использовать современные качественные и количественные модели и методики разработки и принятия управленческих решений; 4) проводить диагностику, оценку и экспертизу эффективности управленческих решений; 5) применять положительный отечественный и зарубежный опыт разработки и принятия управленческих решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять функции по руководству образовательной организацией любой организационно-правовой формы
ПК-1.1 Знает основные этапы, закономерности и механизмы формирования и функционирования системы образовательной организации
ПК-1.2 Умеет определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения
ПК-1.3 Владеет навыками применения механизмов государственного и муниципального управления в сфере образования, в том числе управления государственными и муниципальными финансами, управления государственными и муниципальными закупками
УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1. теоретические основы разработки управленческих решений
2. принципы, методы и модели разработки управленческих решений
3. методы поиска решения и его внедрения с позиции социальной значимости

3.2.Уметь:
3.2.1.1.использовать методы поиска и анализа информации для разработки управленческих решений
2. использовать формальные и неформальные методы разработки управленческих решений
3.находить и внедрять управленческие решения с позиции социальной значимости
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1. методами разработки управленческого решения
2. навыками эконометрического моделирования и оценкиуправленческих решений
3.навыками поиска решения и его внедрения с позиции социальной значимости

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие и место принятия решения в процессе управления
1.1. Решения в процессе управления; Функции решения в методологии и организации процесса управления Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.2. Решения в процессе управления; Функции решения в методологии и организации процесса управления Практические 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.3. Решения в процессе управления; Функции решения в методологии и организации процесса управления Сам. работа 3 6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 2. Типы управленческих решений
2.1. Теоретические аспекты разработки управленческих решений;типология управленческих решений; условия и факторы качества управленческих решений Практические 3 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.2. Теоретические аспекты разработки управленческих решений;типология управленческих решений; условия и факторы качества управленческих решений Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.3. Теоретические аспекты разработки управленческих решений;типология управленческих решений; условия и факторы качества управленческих решений Сам. работа 3 7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 3. Экспертные методы в разработке управленческих решений
3.1. Экспертные методы в разработке управленческих решений Лекции 3 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
3.2. Экспертные методы в разработке управленческих решений Практические 3 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
3.3. Экспертные методы в разработке управленческих решений Сам. работа 3 8 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 4. Методы синектики в принятии управленческих решений
4.1. Метод синектики;эффективность решений; контроль реализации управленческих решений; управленческие решения и ответственность. Практические 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
4.2. Метод синектики;эффективность решений; контроль реализации управленческих решений; управленческие решения и ответственность. Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
4.3. Метод синектики;эффективность решений; контроль реализации управленческих решений; управленческие решения и ответственность. Сам. работа 3 8 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 5. Метод мозгового штурма
5.1. Метод мозгового штурма Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
5.2. Метод мозгового штурма Практические 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
5.3. Метод мозгового штурма Сам. работа 3 8 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 6. Метод причинно-следственного анализа
6.1. Метод причинно-следственного анализа Лекции 3 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
6.2. Метод причинно-следственного анализа Практические 3 6 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
6.3. Метод причинно-следственного анализа Сам. работа 3 8 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7994#section-12

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемая компетенция ПК-1: Способен осуществлять функции по руководству образовательной организацией любой организационно-правовой формы
Тестовые задания (выбор вариантов)
1. В процессе выполнения функции планирования принимаются решения:
1. О предназначении, миссии и целях организации и ее подразделений
2. О нуждах и потребностях подчиненных
3. Насколько мы преуспели в достижении поставленных целей
ОТВЕТ: 1

2. В процессе организации деятельности принимаются решения:
1. Как часто следует измерять значения ключевых показателей
2. Пределах и распределении властных полномочий
3. Каналах сбыта и распределения продукции
ОТВЕТ: 2

3. В процессе мотивации принимаются решения:
1. Какие изменения следует внести в работу организации, если цели ее деятельности не достигаются в полной мере
2. Бюджете организации
3. Мерах для повышения производительности труда персонала
ОТВЕТ: 3

4. Верно ли следующее утверждение: Интуитивные решения - это решения, принимаемые на основе ощущения того, что оно правильное.
1. Верно
2. Неверно
ОТВЕТ: 1

5. Верно ли следующее утверждение: Рациональные решения принимаются на основе знаний и накопленного опыта. В основе решений подобного типа лежит прогноз будущих результатов решения, основанный на аналогии с прошлыми ситуациями и результатами прошлых решений.
1. Верно
2. Неверно
ОТВЕТ: 2

6. Верно ли следующее утверждение: Рациональный подход предполагает формирование всех возможных разумных альтернатив решения, разработку критериев их оценки и выбор на этой основе предпочтительного варианта.
1. Верно
2. Неверно
ОТВЕТ: 1

7. Расположите уровни принятия решений по нарастанию сложности (1 – рутинный, 2- адаптационный, 3 – селективный):
1. 1-2-3
2. 1-3-2
3. 2-1-3
ОТВЕТ: 2

8. Навык неукоснительного следования процедуре необходим при:
1. Адаптационных решениях
2. Селективных решениях
3. Рутинных решениях
ОТВЕТ: 3

9. Использование определенных методик принятия решений в типовых ситуациях характерно для:
1. Запрограммированного решения
2. Рационального решения
3. Незапрограммированного решения
ОТВЕТ: 1

10. Выберите правильный вариант:
1. Незапрограммированные решения принимаются для того, чтобы справиться с новыми или неточно определенными проблемами.
2. Примером запрограммированных решений могут служить решения, связанные с открытием филиалов, слиянием подразделений, введением новых производств, изменением организационной структуры, предложением новых товаров или услуг, проведением значительного сокращения штатов, введением новой системы оплаты труда.
3. Осуществление всех процедур, связанных с принятием запрограммированных решений, предполагает, что руководители не уверены в том, что они используют действительно правильные методики, которые должны не только тщательно обосновываться, но и постоянно совершенствоваться.
ОТВЕТ: 1

11. Верно ли следующее утверждение: Незапрограммированные решения принимаются для того, чтобы справиться с новыми или неточно определенными проблемами.
1. Верно
2. Неверно
ОТВЕТ: 1

12. При нарастании уровня неопределённости происходит смещение:
1. От запрограммированных решений к незапрограммированным
2. От незапрограммированных решений к запрограммированным
ОТВЕТ: 1

13. Мягкие проблемы:
1. Описываются качественно и не имеют единственного решения
2. Поддаются количественному анализу и имеют единственное решение
ОТВЕТ: 1

14. Проблемы, которые затрагивают интересы людей (групп людей) в организации и, следовательно, потенциально могут изменить их организационное поведение, с высокой долей вероятности будут:
1. Жёсткими
2. Мягкими
ОТВЕТ: 2

15. Мягкие проблемы просты, имеют одно ясное решение и хорошо структурирована:
1. Верно
2. Неверно
ОТВЕТ: 2

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Что означает «цель не поддается декомпозиции»?
ОТВЕТ: цель нельзя разбить на подцели.

2. Рекомендуется или запрещается критиковать идеи во время мозгового штурма?
ОТВЕТ: запрещается.

3. Кто во время мозгового штурма имеет приоритет в очерёдности выступлений?
ОТВЕТ: приоритет на выступление у тех, у кого идея возникла под влиянием предыдущего выступления.

4. По принципу моделирования выделяют ….. модели.
ОТВЕТ: аналитические и имитационные.

5. С какого этапа начинается принятие рационального решения?
ОТВЕТ: определение проблемы.

6. Управленческое решение – это выбор альтернативы…….
ОТВЕТ: действий.

7. Управленческое решение – это конечный продукт управленческой деятельности?
ОТВЕТ: нет.

8. Управленческое решение – это промежуточный продукт управленческой деятельности?
ОТВЕТ: да.

8. Управленческое решение – это концентрированное выражение процесса … ОТВЕТ: управления.

10. Управленческое решение – это инструмент … субъекта на объект
ОТВЕТ: воздействия.

11. Классификация решений – это инструмент управления их реализацией? ОТВЕТ: да.

12. Долгосрочные и стратегические решения – это идентичные понятия? ОТВЕТ: нет.

13. Форма принятия решений влияет на их качество?
ОТВЕТ: да.

14. Модели теории игр первоначально использовались в ………. сфере. ОТВЕТ: военной.

15. Модели линейного программирования применяются для оптимизации распределения ……… ресурсов.
ОТВЕТ: дефицитных.

16. Модели математической статистики применяются при ………. характере влияния факторов на ситуацию.
ОТВЕТ: вероятностном.

17. Модели управления запасами могут применяться для управления ситуациями в коммерческих и …………… организациях.
ОТВЕТ: некоммерческих.

18. Идентификация проблемы – это стадия моделирования?
ОТВЕТ: да.

19. Модель ситуации отражает все ее детали?
ОТВЕТ: нет.

20. Регулируемая обратная связь – это преимущество метода Дельфи? ОТВЕТ: да.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемая компетенция УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
Тестовые задания (выбор вариантов)
1. Менеджеры склонны в большей степени рассматривать проблему как жёсткую, когда имеется положительный опыт решения подобных проблем
1. Верно
2. Неверно
ОТВЕТ: 1

2. Можно ли применять концепцию инкрементализма, если мы имеем дело с мягкими проблемами, где не только невозможно построение алгоритмов, но и зачастую трудно определенно выстроить последовательность действий для решения проблемы
1. Можно
2. Нельзя
ОТВЕТ: 1
3. Эквифинальность — это представление о том, что в случае высокой неопределенности при принятии решений существует:
1. Несколько эквивалентных путей достижения организационных целей
2. Один оптимальный путь достижения организационных целей
ОТВЕТ: 1

4. Допустимо ли изменение целей при принятии решений методом инкрементализма:
1. Допустимо
2. Недопустимо
3. Допустимо только в направлении превышения изначально поставленных целей
ОТВЕТ: 1

5. Логический инкрементализм – это:
1. Последовательность действий, логически связанных и управляемых достижением определенных организационных целей
2. Инкрементализм, базирующийся на решениях, основанных на суждениях
ОТВЕТ: 1

6. К качественной оценке при анализе ситуации относятся:
1. нормы налогообложения
2. темпы инфляции
3. цены на природные ресурсы
4. появление новых технологий
5. правовые ограничения
6. дефицит бюджета
ОТВЕТ: 4,5

7. Отметьте правила мозгового штурма:
1. запрет на критику идей
2. каждый участник может выступить только один раз
3. приоритет на выступление у тех, у кого идея возникла под влиянием предыдущего выступления
4. обязательное подробное обоснование идеи
5. возможно зачитать заранее подготовленный список
ОТВЕТ: 1,3

8. Поставьте этапы принятия рационального решения в верном порядке:
а. определение проблемы
б. сбор фактов
в. идентификация решения
г. выполнение решения и проверка
1. абвг
2. агбв
3. бавг
4. авбг
ОТВЕТ: 1

9. Наиболее удачное определение управленческого решения - это:
1. инструмент управленческой деятельности;
2. продукт управленческой деятельности;
3. выбранный (утвержденный) вариант управленческих действий
4. форма воздействия субъекта на объект;
5. управленческий документ.
ОТВЕТ: 3

10. Классификация решений – это:
1. ранжирование решений;
2. оценка качества решений;
3. группировка решений по каким-либо признакам;
4. структуризация решений.
ОТВЕТ: 3

11. Группа решений, выделенная по способу их фиксации - это:
a) формализованные и неформализованные;
b) корректируемые и некорректируемые;
c) документированные и недокументированные;
d) стратегические и тактические.
ОТВЕТ: 3

12. Группа решений, выделенная по форме принятия их – это:
1. долгосрочные и краткосрочные;
2. стратегические и тактические;
3. индивидуальные и коллегиальные;
4. глобальные и локальные.
ОТВЕТ: 3

13. Детерминированные решения – это решения, принятые в условиях:
1. риска;
2. стабилизации производства;
3. определенности;
4. конкуренции.
ОТВЕТ: 3

14. Где формируется эффективность решения?
1. на стадии утверждения;
2. на стадии реализации;
3. на стадии разработки;
4. на всех стадиях.
ОТВЕТ: 2,3

15. Что означает «цель не поддается декомпозиции»?
1. цель нельзя разбить на подцели
2. без достижения этой цели нельзя перейти к следующему этапу
3. цель нельзя объединить с другими целями
ОТВЕТ: 1


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Метод получения согласованного мнения – это разновидность метода Дельфи?
ОТВЕТ: да.

2. Экспертная классификация – это метод получения……….. экспертных оценок.
ОТВЕТ: количественных.
3. Ранжирование альтернатив – это метод получения………….. экспертных оценок.
ОТВЕТ: качественных.

4. Отношение покупателя к продукту – это профильная характеристика покупателя? ОТВЕТ: да.

5. Значимость для поставщика объема продукции – это фактор его конкурентной силы? ОТВЕТ: да.

6. Содержание налогового законодательства – это фактор……….. воздействия на организацию.
ОТВЕТ: прямого.

7. Уровень занятости в стране – это фактор ………… воздействия на организацию.
ОТВЕТ: косвенного.

8. Ситуационный и системный подходы – это взаимоисключающие управленческие механизмы.
ОТВЕТ: нет.

9. Ситуационный и системный подходы – это…………. управленческие механизмы.
ОТВЕТ: взаимодополняющие.

10. Риск – это вероятностная категория?
ОТВЕТ: да.

11. Хранение финансовых средств в нескольких банках – это инструмент ………… риска.
ОТВЕТ: диверсификации.

12. Создание страхового фонда организации – это инструмент ………… ущерба от риска.
ОТВЕТ: компенсации.

13. Реализация решения более трудоемка относительно разработки?
ОТВЕТ: да.

14. Реализация решения более ресурсоёмка относительно разработки? ОТВЕТ: да.

15. Выполнение инструктивно-методических мероприятий – это процедура стадии…………. реализацией решения.
ОТВЕТ: управления.

16. Сроки разработки решения превышают сроки их реализации?
ОТВЕТ: нет.

17. Мониторинг основных параметров реализации решения – это стадия ………… выполнения решения.
ОТВЕТ: контроля.

18. Эффективность решений – это надежный инструмент оценки деятельности аппарата управления организацией?
ОТВЕТ: да.

19. Рост масштабов организации, количество проблем могут снизить возможности иерархического контроля?
ОТВЕТ: да.

20. Сбои в коммуникационных процессах снижают возможности иерархического контроля?
ОТВЕТ: да.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
5.3 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7994#section-12
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 20.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Методы принятия управленческих решений Методы принятия управленческих решений : Учебное пособие В.И. Катаева, М.С. Козырев, 17.05.2017 biblioclub.ru
Л1.2 Карданская, Н.Л. Принятие управленческого решения=Managementdecisionmaking : Учебник для вузов М. :Юнити-Дана, , 2017 biblioclub.ru
Л1.3 К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин. Управленческие решения : учебник М. : «Дашков и К", 2023 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Харитонова, И.В. Основы теории принятия управленческих решений : учебник Архангельск : САФУ, 2015, 17.05.2017 biblioclub.ru
Л2.2 Филинов-Чернышев, Н. Б. Разработка и принятие управленческих решений : учебник и практикум для вузов М. Издательство Юрайт, 2017, 2018 www.biblio-online.ru/book/B67EEE48-5249-427A-9FB4-E7895DAF9336.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал "Экономика, социология,
Э2 www.fd.ru – Журнал "Финансовый директор"
Э3 www.finam.ru – Финансовая информация
Э4 www.finansmag.ru – Журнал "Финанс."
Э5 www.finansy.ru – Публикации по экономике и финансам
Э6 www.finrisk.ru – Финансовые риски
Э7 www.fira.ru – база данных по российским компаниям
Э8 www.forexpf.ru – Финансовая информация для рынка FOREX
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.