МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Конфликты и переговоры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильШкола директоров: управленческие команды в образовании
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_04_04_Профессиональное обучение_ШД-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., Доцент, Пустовалова Е.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., Доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Конфликты и переговоры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 129)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 24.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев Виктор Валентинович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 24.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев Виктор Валентинович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – формирование компетенций в области управления конфликтами, изучение методологических и прикладных подходов к анализу социальных конфликтов в обществе, формирование на этой основе у студентов целостного представления о социальных конфликтах, происходящих в современном российском обществе.
Задачи курса:
- сформировать у студентов разностороннее представление о сущности и формах проявления социального конфликта во всех сферах общественной и личной жизни социальных субъектов в современных условиях;
- ознакомить студентов с закономерностями и особенностями возникновения и развития социальных конфликтов в российском обществе;
- ознакомить студентов с комплексом конфликтологических теорий, их базовых положениях, методологией, методикой и техникой эмпирических исследований конфликтов разных типов;
- ознакомить студентов с общими правилами и технологией диагностики конфликтов;
- ознакомить студентов с набором моделей решения конфликтов, условий их применения и методов их реализации;
- ознакомить студентов с формами и технологиями посредничества в конфликте;
- ознакомить студентов со спецификой эмпирических исследований социальных конфликтов в современной России, достижениями и актуальными проблемами современной конфликтологии;
- подготовить студентов к дальнейшей исследовательской деятельности по мониторингу конфликтности локальных социумов и социальной напряжен-ности в них;
- способствовать применению студентами на практике полученных теоретических знаний по конфликтологии;
- предоставить студентам возможность активной самостоятельной рабо-ты по изучению социальных конфликтов в современных условиях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений
ОПК-7.1 Знает основы планирования и организации взаимодействия участников образовательных отношений в процессе реализации основных и дополнительных образовательных программ, нормативно-правовые документы, регулирующие процессы взаимодействия участников образовательных отношений
ОПК-7.2 Умеет планировать индивидуальную и коллективную образовательную деятельность во взаимодействии с участниками образовательных отношений при решении различных задач профессиональной деятельности
ОПК-7.3 Владеет эффективными методиками организации взаимодействия участников образовательных отношений
УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
УК-3Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.1 Знает правила командной работы; необходимые условия для эффективной командной работы
УК-3.2 Планирует командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды; организует обсуждение разных идей и мнений; прогнозирует результаты действий; вырабатывает командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.3 Осуществляет деятельность по организации и руководству работой команды для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы планирования и организации взаимодействия участников образовательных отношений в процессе реализации основных и дополнительных образовательных программ, нормативно-правовые документы, регулирующие процессы взаимодействия участников образовательных отношений;
правила командной работы; необходимые условия для эффективной командной работы;
методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода.
3.2.Уметь:
3.2.1.планировать индивидуальную и коллективную образовательную деятельность во взаимодействии с участниками образовательных отношений при решении различных задач профессиональной деятельности;
планировать командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды; организует обсуждение разных идей и мнений; прогнозирует результаты действий; вырабатывает командную стратегию для достижения поставленной цели;
проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.эффективными методиками организации взаимодействия участников образовательных отношений;
осуществлять деятельность по организации и руководству работой команды для достижения поставленной цели;
навыками критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы конфликтологии
1.1. Научный статус и уровни конфликтологического знания Лекции 3 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.2. Научный статус и уровни конфликтологического знания Практические 3 4 ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1
1.3. Конфликт, его природа и сущность Лекции 3 4 ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1
1.4. Конфликт, его природа и сущность Практические 3 4 ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1
1.5. Конфликт, его природа и сущность Сам. работа 3 2 ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1
1.6. История, теория и методология конфликтологии Лекции 3 2 ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1
1.7. История, теория и методология конфликтологии Практические 3 4 ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1
1.8. История, теория и методология конфликтологии Сам. работа 3 2 ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Технологии диагностики и разрешения социальных конфликтов путем переговоров
2.1. Анализ и диагностика социального конфликта Лекции 3 2 ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1
2.2. Основные модели урегулирования социальных конфликтов Лекции 3 2 ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1
2.3. Основные модели урегулирования социальных конфликтов Сам. работа 3 14 ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1
2.4. Сущность переговоров как модели урегулирования социальных конфликтов Лекции 3 2 ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1
2.5. Характеристика этапов переговоров и особенности подготовки к ним Лекции 3 2 ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1
2.6. Характеристика этапов переговоров и особенности подготовки к ним Практические 3 4 ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1
2.7. Характеристика этапов переговоров и особенности подготовки к ним Сам. работа 3 20 ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1
2.8. Организация коммуникации в процессе переговоров Лекции 3 2 ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1
2.9. Организация коммуникации в процессе переговоров Сам. работа 3 16 ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1
2.10. Выход из переговоров и постконфликтная стадия Лекции 3 2 ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1
2.11. Выход из переговоров и постконфликтная стадия Сам. работа 3 18 ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11047

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания закрытой формы (выбор одного или нескольких вариантов)
1. Как называется умышленно искаженная информация?
1. Дезинформация
2. Информативный поток
3. Достоверная информация
4. Зашифрованная информация
2. Как называется информация, к которой ограничен доступ?
1. Конфиденциальная
2. Противозаконная
3. Открытая
4. Недоступная
3. Что называют защитой информации?
1. Все ответы верны
2. Деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации
3. Деятельность по предотвращению несанкционированных воздействий на защищаемую информацию
4. Деятельность по предотвращению непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию
4. Носитель информации это:
1. физическое лицо, или материальный объект, в том числе, - физическое поле, в которых информация находит свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;
2. субъект, осуществляющий пользование информацией и реализующий полномочия распоряжения в пределах прав, установленных законом и/или собственником информации;
3. субъект, пользующийся информацией, полученной от ее собственника, владельца или посредника в соответствии с установленными правами и правилами доступа к информации либо с их нарушением;
4. субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения информацией в соответствии с законодательными актами;
5. участник правоотношений в информационных процессах.
5. Стратегия это:
1. план, руководство, ориентир или направ¬ление развития, дорога из настоящего в будущее;
2. принцип поведения или следование некой модели поведения;
3. позиция, а именно расположение опреде¬ленных товаров на конкретных рынках.
4. перспектива, т. е. основной способ дейст¬вия организации, или это «теория бизнеса» организации.
5. ловкий прием, особый маневр, предприни¬маемый с целью перехитрить соперника или конкурента.
6. Принято выделять следующие виды гипотез (возможно несколько вариантов ответа):
1. подтверждающиеся;
2. исходные;
3. второго уровня;
4. частные.
7. Оценка исследуемых процессов квалифицированными специалистами - экспертами - это:
1. панель;
2. эксперимент;
3. экспертна яоценка;
4. метод мозговой атаки.
8. Совокупность методических приёмов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников информации в целях решения определённых исследовательских задач:
1. анкетирование;
2. наблюдение;
3. эксперимент
4. анализ документов.
9. Предметом исследования является:
1. основное, выявляемое в ходе исследования противоречие;
2. специфика исследования;
3. совокупность лиц;
4. расчет выборки.
10. Научное прогнозирование опирается на (возможно несколько вариантов ответа):
1. объективные закономерности
2. качественную информацию
3. интуицию
4. логику
11. Научный прогноз раскрывает (возможно несколько вариантов ответа):
1. гипотезы развития
2. условия, при которых обеспечивается решение поставленных задач
3. положительные и отрицательные тенденции
4. альтернативные направления развития
12. Компонент реализации стратегии, в котором описывается действие для конкретной ситуации – это:
1. тактика
2. политика
3. процедуры
4. правило
13. Стратегический план составляется на:
1. на короткий срок
2. на длительный срок
3. на среднесрочную перспективу
14. Чем характеризуется компромисс при принятии решения:
1. установление некоего среднего результата в споре двух сторон
2. уменьшением выгоды в одной области с целью уменьшения нежелательных последствий в другой
3. принятием решения, учитывающего мнения независимых сил
4. продвижением решения, выгодного руководителю
15. Гносеология- это:
1. учение о познании
2. учение о бытии
3. учение о душе
4. учение о боге.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1-1
2-1
3-1
4-1
5-1
6-2,3
7-3
8-4
9-1
10-1,3,4
11-3,4
12-3
13-2
14-2
15-1

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 1 баллу за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 15 баллов.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Текст, описывающий некую последовательность событий, в котором систематизируются причинно-следственные связи эпизодов, — это ________________
2. Слово или сочетание слов, обозначающее специальное понятие, употребляемое в науке, технике, искусстве, — это _____________________
3. Описание, анализ и критический анализ проблемной ситуации проводятся ради того, чтобы, в конечном счете, сформулировать _______________________.
4. Совокупность научных суждений, которая включает в себя как ранее установленные факты, так и вероятностные знания о содержании изучаемого объекта – это ________________________________
5. Традиция критического мышления зародилась в _______________________
6. умение разума, души, мышления, сознания человека обращаться в сторону самого себя – это __________________
7. _____________________ - это совокупность материальных или информационных
объектов, обладающая определенной целостностью.
8. Системы, созданные человеком в результате научно-технического прогресса – это ______________________ системы
9. _________________________ характеризует несводимость свойств отдельных элементов к свойствам системы в целом
10. Выделяют __________ основных закона логики
11. ____________________ - это понятие, обозначающее активные устойчивые центры потенциальных путей эволюции системы, способные притягивать и организовывать окружающую среду
12. _______________________ - это скачкообразная качественная перестройка системы при плавном изменении параметров
13. Метод убеждения, предназначенный для рационального обоснования какого-либо утверждения при помощи других утверждений, но не способный при этом служить доказательством его истинности – это _________________________
14. _______________________________ - это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь.
15. Процесс определения правдивости, достоверности или вероятности представленной информации – это __________________________________
16. Метод групповых экспертных оценок, используемый для прогнозирования развития науки и техники, будущих открытий, изобретений, других явлений и событий, для которых отсутствует достаточная теоретическая база – это _____________________
17. ____________________________ - это Метод принятия решения, предполагающий групповое обсуждение проблемы с целью получения новых идей и вариантов ее решения.
18. Принцип _____________________________ предполагает сведение к минимуму субъективности при оценке обстановки, выявление истинного положения дел, истинных корней проблем.
19. Сценарии вероятного развития ситуации и проекты предложений, оптимальных решений проблем и разрешения противоречий, конфликтов и возможные сценарии, пути их реализации – это ________________________
20. Процесс порождения новых целей в деятельности – это _________________________

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1-нарратив
2-термин
3-проблему
4-научная проблема
5-Древняя Греция
6-рефлексия
7-система
8-искусственные
9-эмерджентность
10-четыре
11-аттрактор
12-бифуркация
13-аргументация
14-системный подход
15-критический анализ
16-метод Дельфи
17-мозговой штурм
18-адекватности отражения
19-прогнозный блок
20-целеполагание

Критерии оценивания:

За выполнение тестовых заданий открытой формы студент получает по 1баллу за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 20 баллов.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
УК-3: Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания закрытой формы (выбор одного варианта)
1. Убеждение последователей о власти лидера, присутствующее в их сознании, — это … лидера:
а) легитимность
б) относительность
в) самоактуализация
2. Лидер, который задает тон в решении групповых проблем, — это лидер:
а) инициатор
б) эрудит
в) организатор
3. Поступок или поведение в целом, служащее образцом для подражания:
а) пример
б) наказание
в) закон
4. Критерии, стандарты, на основании которых индивид или группа оценивает какой-либо предмет, или явление, оправдывает и защищает сделанный поведенческий выбор:
а) идеалы
б) детерминанты
в) ценности
5. Лидер, который служит моральным и нравственным примером для остальных членов группы — это лидер:
а) эрудит
б) мастер
в) совесть группы
6. Власть, которая основана на возможности и способности причинять психологический или физический вред с целью изменения нежелательного поведения или уменьшения вероятности того, что оно повторится:
а) экспертная власть
б) власть наказания
в) власть примера
7. Неэтический харизматический лидер:
а) стимулирует у последователей творческий подход к делу и своим взглядам
б) использует власть только в общих целях
в) использует власть только в личных целях
8. Власть, влияние, побуждающее уважение, доставляемое обладанием превосходной и признанной власти или выдающейся и признанной мудрости, знания, добродетели; влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе:
а) авторитет
б) харизматический лидер
в) личность
9. Право на осуществление тех или иных действий или проведение той или иной образовательной политики, зафиксированное законодательно:
а) децентрализация управления образованием
б) компетенция
в) полномочия в сфере образования
10.Что из перечисленного является формой уклонения личности (социальной группы) от участия в политической жизни, политической пассивности?
а) Пацифизм.
б) Популизм.
в) Анархизм.
г) Абсентеизм.
11.Какая из современных политических наук изучает влияние общества на распределение власти?
а) Политическая география.
б) Политическая социология.
в) Политическая философия.
г) Политическая антропология.
12. Укажите что является основными детерминантами поведения личности в рамках социального взаимодействия
а) желания и интересы
б) потребности и стимулы
в) потребности и интересы
г) желания и стимулы
13. Укажите понятие, определяемое как различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе?
а) социальные отношения
б) социальные коммуникации
в) социальный обмен
г) социальная продукция
14. Укажите понятие, характеризующее спонтанное, неустойчивое образование с кратковременным взаимодействием какого-либо вида
а) толпа
б) квазигруппа
в) массовое общество
г) социальное объединение
15. Тип социального взаимодействия, которые предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия и характеризуется стремлением опередить или подчинить соперника:
а) верховенство
б) соперничество
в) сотрудничество

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1-а
2-а
3-а
4-в
5-в
6-б
7-в
8-а
9-в
10-г
11-б
12-в
13-а
14-б
15-б

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 1 баллу за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 15 баллов.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. По мнению представителей ________________ теории лидерства, лидером является тот, кто лучше организует группу для решения конкретной задачи
2. Правила, вырабатываемые и принятые группой, которые обязаны соблюдать ее члены, называются групповыми ______________
3. Власть, построенная на традиции и силе личных качеств и особенностей лидера, – это ____________________ власть
4. Устойчивый способ поведения для побуждения последователей к достижению поставленной цели — это __________________
5. ______________ - это свойство группы, связанное с ценностно-ориентационным единством
6. Наибольшую известность получила типология трех стилей лидерства, автором которой является _________________-
7. В качестве субъектов политики могут выступать как индивиды, так и___________________________, самостоятельно вырабатывающие и реализующие программы действия, направленные на достижение посредством сознательной деятельности определенных политических целей
8. Способность, возможность и право воздействовать на людей, проводить свою волю в политике – это _________________________
9. Процесс усвоения личностью, социальной группой политического опыта, формирование их политической ориентации и взглядов на окружающий мир – это _________________-
10. Признание законности и поддержка власти большинством народа, отсутствие сопротивления ей со стороны основной части граждан – это _____________________ власти
11. Процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управ¬ленческих решений по достижению определенных целей - это_________
12. Какова оптимальная численность сотрудников в команде согласно «Закону парадокса и кооперации»?
13. Совокупность людей, объединённых каким-либо общим для них признаком в социологии называется _________
14. Связь между людьми на основе социальной информации называется _________
15. Группа, члены которой связаны «лицом к лицу» называется _______
16. Кто из социологов вывел методологические правила изучения групповой динамики и назвал их гипотезами?
17. Сплочение единомышленников, окружения, общества вокруг программы лидера – это __________функция лидерства
18. Метод, направленный на исследование психоэмоциональных отношений друг к другу членов социальных групп, позволяющий выявить неофициальных лидеров малых групп – это _________
19. Подход, который создал основу для классификации стилей руководства и стилей поведения – это_______
20. Вид лидерства, при котором происходит влияние на людей с позиции занимаемой должности?

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. системной
2. нормами
3. харизматическая
4. стиль лидерства
5. сплоченность
6. к. левин
7. социальные общности
8. политическая власть
9. политическая социализация
10. лигитимность
11. лидерство
12. не более 12-15 человек
13. группой
14. социальной коммуникацией
15. «первичная группа»
16. Дж. Хоманс
17. интегративная
18. социометрия
19. поведенческий подход
20. формальное лидерство

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий открытой формы студент получает по 1 баллу за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 20 баллов.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-7: Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания закрытой формы (выбор одного или нескольких вариантов)
1. Документ, определяющий содержание образования:
a) образовательная программа;
b) устав образовательной организации;
c) образовательные методы.
2. Программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки – это:
a) основные общеобразовательные программы;
b) образовательные программы высшего образования;
c) образовательные программы среднего профессионального образования.
3. Какое из определений является верным?
a) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки;
b) дополнительные профессиональные программы - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
c) дополнительные профессиональные программы - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки
4. В Российской Федерации образовательные программы бывают:
a) основные;
b) дополнительные;
c) общеобразовательные.
5. Метод обучения, при котором происходит обсуждение спорного вопроса, проблемы:
a) дискуссия;
b) беседа;
c) рассказ.
6. Форма обучения, целью которой является систематизация, закрепление, выявление состояние знаний, умений и навыков учащихся – это:
a) лекция;
b) семинарское занятие;
c) экзамен.
7. Какое из определений является верным?
a) проблемные методы – это методы самостоятельного овладения знаниями, основанные на творческой познавательной активности в ходе решения проблем;
b) проблемные методы – это методы усвоения знаний, основанные главным образом на познавательной активности;
c) проблемные методы – это методы характеризующиеся преобладанием практико - технической деятельности.
8. Метод обучения – это:
a) с одной стороны, методы преподавания, а с другой – учения;
b) компонент процесса обучения, представляют собой орудие деятельности учителя и ученика;
c) целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного взаимодействия учителя и учащегося.
9. Что такое формы обучения?
a) способы совместной деятельности педагога и учащегося;
b) внешнее выражение согласованной деятельности педагога и учащихся, осуществляемой в определенном порядке;
c) система основных требований к обучению и воспитанию, соблюдение которых позволяет эффективно решать проблемы всестороннего развития личности.
10. Сочетание видов, методов и форм обучения – это требование:
a) дидактическое;
b) воспитательное;
c) развивающее.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1–а
2-b
3-a
4-c
5-a
6-c
7-a
8-a
9-b
10-a

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 1 баллу за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 10 баллов.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки – это________
2. Программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки – это __________
3. Система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций – это________
4. Форма передачи большого объема систематизированной информации, характеризующаяся значительной продолжительностью – это_________
5. Форма организации учебного процесса, предназначенная для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания и развития умений использовать теоретические знания применительно к особенностям изучаемой отрасли – это________
6. Компонент процесса обучения, представляющий собой орудие деятельности учителя и ученика – это__________
7. Познавательная деятельность, направленная на выявление структуры, системности режима функционирования объекта познания это__________
8. Методы самостоятельного овладения знаниями, основанные на творческой познавательной активности в ходе решения проблем это__________
9. Форма обучения, соединяющая теоретические знания и практические умения, в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера это__________
10. Внешнее выражение согласованной деятельности педагога и учащихся, осуществляемой в определенном порядке это__________
11. Упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели это__________
12. Продолжительность лекции, семинарского занятия _______
13. Основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями и закономерностями - это__________
14. __________ - это процесс, в ходе которого готовые знания преподносятся учащимся, с последующим процессом закрепления, обобщения, систематизации и контроля
15. Учреждения получения высшего образования – это ____________
16. Индивид, социальная общность, способные изменять социальную среду, активно использовать детерминанты образовательного поведения, влиять на развитие образовательной ситуации в целях становления и развития социальной культуры на индивидуальном, групповом и общественном уровнях это__________
17. Свойство социальной системы функционировать и поступательно развиваться, уравновешивая прямые внешние воздействия среды, сохраняя свою целостность за счет воспроизводства функций, структуры, потенциала и форм взаимодействия социальных субъектов как элементов данной системы это__________
18. Наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах это _______
19. Форма организации обучения в высшей школе – это _______
20. Документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности – это _____________

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. дополнительные профессиональные программы
2. образовательные программы высшего образования
3. образование
4. лекция
5. семинарское занятие
6. средство обучения
7. моделирование
8. проблемные методы
9. лабораторное занятие
10. формы обучения
11. обучение
12. 90 минут
13. принципы обучения
14. репродуктивное обучение
15. институты, университеты, академии
16. социальный субъект образования
17. инерционность образования
18. дидактика
19. лекция, семинарское занятие
20. учебный план
Критерии оценивания:

За выполнение тестовых заданий открытой формы студент получает по 1 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 20 баллов.

Общая суммарная оценка за выполнение задания «Итоговое тестирование по курсу (Final test)» может составлять максимум 100 баллов.
Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий теста автоматически пересчитываются системой в 4-балльную шкалу (от «5» до «2»). Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий пересчитываются преподавателем по схеме:
1-49 баллов – оценка «2»,
50-69 баллов – оценка «3»,
70-84 баллов – оценка «4»,
85-100 баллов – оценка «5».
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20.
Задания для письменного опроса открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. По мнению представителей ________________ теории лидерства, лидером является тот, кто лучше организует группу для решения конкретной задачи
2. Правила, вырабатываемые и принятые группой, которые обязаны соблюдать ее члены, называются групповыми ______________
3. Власть, построенная на традиции и силе личных качеств и особенностей лидера, – это ____________________ власть
4. Устойчивый способ поведения для побуждения последователей к достижению поставленной цели — это __________________
5. ______________ - это свойство группы, связанное с ценностно-ориентационным единством
6. Наибольшую известность получила типология трех стилей лидерства, автором которой является _________________-
7. В качестве субъектов политики могут выступать как индивиды, так и___________________________, самостоятельно вырабатывающие и реализующие программы действия, направленные на достижение посредством сознательной деятельности определенных политических целей
8. Способность, возможность и право воздействовать на людей, проводить свою волю в политике – это _________________________
9. Процесс усвоения личностью, социальной группой политического опыта, формирование их политической ориентации и взглядов на окружающий мир – это _________________-
10. Признание законности и поддержка власти большинством народа, отсутствие сопротивления ей со стороны основной части граждан – это _____________________ власти
11. Процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управ¬ленческих решений по достижению определенных целей - это_________
12. Какова оптимальная численность сотрудников в команде согласно «Закону парадокса и кооперации»?
13. Совокупность людей, объединённых каким-либо общим для них признаком в социологии называется _________
14. Связь между людьми на основе социальной информации называется _________
15. Группа, члены которой связаны «лицом к лицу» называется _______
16. Кто из социологов вывел методологические правила изучения групповой динамики и назвал их гипотезами?
17. Сплочение единомышленников, окружения, общества вокруг программы лидера – это __________функция лидерства
18. Метод, направленный на исследование психоэмоциональных отношений друг к другу членов социальных групп, позволяющий выявить неофициальных лидеров малых групп – это _________
19. Подход, который создал основу для классификации стилей руководства и стилей поведения – это_______
20. Вид лидерства, при котором происходит влияние на людей с позиции занимаемой должности?

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:

Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лопарев, А. В. Конфликтология: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/A3965F22-B30E-46E8-B7AC-DB744E01CBF8
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бунтовская, Л. Л. Конфликтология : учебное пособие для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6CBED0CF-656E-4A94-8DFC-BAA67F70825C
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://ru.wikipedia.org/wiki/конфликтология
Э2 http://www.humanities.edu.ru/ – Социально-гуманитарное образование: федеральный портал.
Э3 http://window.edu.ru/window – Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов, электронная учебно-методическая библиотека, ресурсы системы федеральных образовательных порталов.
Э4 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система "Юрайт" (https://biblio-online.ru/).
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с книгами, документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.