МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы валеологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППСД-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., профессор, Кайгородова Н.З.

Рецензент(ы):
;Волкова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Основы валеологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г., доцент, канд.психол.н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., доцент, канд.психол.н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса состоит в формировании у студентов целостного представления о состоянии здоровья, о факторах риска ухудшения здоровья и условиях его сохранения и укрепления, об основных методах коррекции и формирования здоровья.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-9 способностью организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни
ПК-10 способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о теоретических основах здоровья и здорового образа жизни; факторы риска здоровья; психологические особенности человека, влияющие на его здоровье и образ жизни; методологические подходы к коррекции здоровья человека; особенности комплексного подхода к диагностике и коррекции здоровья; основы психологического просвещения других лиц в вопросах здоровья и здорового образа жизни; методологические основы сопровождения детей и подростков группы риска; об условиях формирования здоровой личности;
3.2.Уметь:
3.2.1. использовать полученные знания в практической деятельности; выбрать методы оценки факторов риска здоровья (в том числе сопровождающие их профессиональную деятельность); диагностировать уровень здоровья; выбрать методы оценки психологических особенностей человека, влияющих на его здоровье и образ жизни; составить программу коррекции здоровья и образа жизни с учетом индивидуальных особенностей человека; предложить систему методов диагностики и коррекции здоровья; выбирать информацию для просвещения других лиц в вопросах здоровья и здорового образа жизни; разрабатывать программы системного пролонгированного сопровождения детей и подростков группы риска
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками оценивать факторы риска ухудшения здоровья (в том числе сопровождающие их профессиональную деятельность); методами выявления факторов риска здоровья; методами оценки психологических особенностей человека, влияющие на его здоровье и образ жизни; навыками коррекции здоровья и образа жизни с учетом индивидуальных особенностей человека; комплексом методов диагностики и коррекции здоровья; навыками просвещения других лиц в вопросах здоровья и здорового образа жизни; навыками сопровождения детей и подростков группы риска.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в валеологию
1.1. Общие вопросы валеологии. Основные понятия, методические принципы и методы валеологии.Факторы, определяющие здоровье. Лекции 4 2 ПК-10, ОК-9 Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.2. Основные понятия, цели, задачи валеологии, история становления Сам. работа 4 4 ПК-10, ОК-9 Л1.1, Л1.3, Л1.4
1.3. Оценка уровня здоровья различными методами Практические 4 2 ОК-9 Л1.1, Л2.3
Раздел 2. Теоретические основы валеологии
2.1. Теория эволюции и здоровье. Теория адаптации и здоровье. Системный подход к здоровью человека. Здоровье и образ жизни. Биоритмы и здоровье Лекции 4 4 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Выявление факторов риска здоровья Практические 4 10 ПК-10, ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.4
2.3. Факторы здоровья Сам. работа 4 11 ПК-10, ОК-9 Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.4
2.4. Определение резервов организма Практические 4 2 ОК-9 Л1.1, Л2.3, Л2.1
2.5. Теоретические основы здоровья Сам. работа 4 11 ПК-10, ОК-9 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.4
2.6. Традиции здоровья и ЗОЖ в разных регионах Земли Практические 4 2 ПК-10, ОК-9 Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.7. Традиции здоровья и ЗОЖ в разных регионах Земли Сам. работа 4 14 ПК-10, ОК-9 Л1.1, Л1.3
2.8. Самоанализ образа жизни Практические 4 2 ОК-9 Л1.1
Раздел 3. Коррекция здоровья
3.1. Роль двигательной активности в поддержании и формировании здоровья. Лекции 4 2 ОК-9 Л1.1, Л1.3
3.2. Физиологические основы влияния движения на здоровье. Сам. работа 4 10 ОК-9 Л1.1, Л1.3
3.3. Основные питательные вещества и их значение для организма человека (белки, жиры, витамины, микроэлементы) Лекции 4 2 ОК-9 Л1.1
3.4. Оценка рациональности питания Практические 4 2
3.5. Физиологические основы использования термических процедур для укрепления здоровья. Закаливание. Банные процедуры Лекции 4 2 ОК-9 Л1.1, Л1.3
3.6. Физиологические основы использования термических процедур для укрепления здоровья. Закаливание. Банные процедуры Сам. работа 4 12 ОК-9 Л1.1, Л1.3
3.7. Психологические и психофизиологические подходы коррекции здоровья. Приемы релаксации, дыхательная и саморегуляции Лекции 4 2 ПК-10, ОК-9 Л1.1, Л1.4
3.8. Психологические и психофизиологические подходы коррекции здоровья. Приемы релаксации, дыхательная и саморегуляции Сам. работа 4 10 ПК-10, ОК-9 Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.9. Приемы релаксации, дыхательная и саморегуляции. Практические 4 2 ОК-9 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кайгородова Н.З. Основы физиологии и психологии здоровья: Уч. пособие.: АлтГУ, 2011 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/21
Л1.2 В.Б. Рубанович, Р.И. Айзман Основы здорового образа жизни : учебно-методический комплекс Новосибирск: НГПУ, , 2012. lib.nspu.ru
Л1.3 Э. Н. Вайнер.- Валеология: учеб. для вузов М. : Флинта, 2007 www.lib.asu.ru
Л1.4 Г. С. Никифоров Психология здоровья: учеб. пособие .- СПб. : Речь, 2002 www.lib.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. Д. Дёмина, И. А. Ральникова Психологическое здоровье личности: монография Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. www.lib.asu.ru
Л2.2 В. Н. Думбай, К. Е. Бугаев Физиологические основы валеологии труда и спорта: учеб. пособие для вузов Ростов н/Д : ООО ЦВВР, 2000 www.lib.asu.ru
Л2.3 под ред. Г. С. Никифорова. Диагностика здоровья. : Психологический практикум СПб. : Речь, 2007.- www.lib.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Основы валеологии portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины