Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППСД-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., доцент, канд.психол.н.
1.1. | Цель курса состоит в формировании у студентов целостного представления о состоянии здоровья, о факторах риска ухудшения здоровья и условиях его сохранения и укрепления, об основных методах коррекции и формирования здоровья. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.06 |
ОК-9 | способностью организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни |
ПК-10 | способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о теоретических основах здоровья и здорового образа жизни; факторы риска здоровья; психологические особенности человека, влияющие на его здоровье и образ жизни; методологические подходы к коррекции здоровья человека; особенности комплексного подхода к диагностике и коррекции здоровья; основы психологического просвещения других лиц в вопросах здоровья и здорового образа жизни; методологические основы сопровождения детей и подростков группы риска; об условиях формирования здоровой личности; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать полученные знания в практической деятельности; выбрать методы оценки факторов риска здоровья (в том числе сопровождающие их профессиональную деятельность); диагностировать уровень здоровья; выбрать методы оценки психологических особенностей человека, влияющих на его здоровье и образ жизни; составить программу коррекции здоровья и образа жизни с учетом индивидуальных особенностей человека; предложить систему методов диагностики и коррекции здоровья; выбирать информацию для просвещения других лиц в вопросах здоровья и здорового образа жизни; разрабатывать программы системного пролонгированного сопровождения детей и подростков группы риска |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками оценивать факторы риска ухудшения здоровья (в том числе сопровождающие их профессиональную деятельность); методами выявления факторов риска здоровья; методами оценки психологических особенностей человека, влияющие на его здоровье и образ жизни; навыками коррекции здоровья и образа жизни с учетом индивидуальных особенностей человека; комплексом методов диагностики и коррекции здоровья; навыками просвещения других лиц в вопросах здоровья и здорового образа жизни; навыками сопровождения детей и подростков группы риска. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в валеологию | ||||||
1.1. | Общие вопросы валеологии. Основные понятия, методические принципы и методы валеологии.Факторы, определяющие здоровье. | Лекции | 4 | 2 | ПК-10, ОК-9 | Л1.1, Л1.3, Л2.2 |
1.2. | Основные понятия, цели, задачи валеологии, история становления | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-10, ОК-9 | Л1.1, Л1.3, Л1.4 |
1.3. | Оценка уровня здоровья различными методами | Практические | 4 | 2 | ОК-9 | Л1.1, Л2.3 |
Раздел 2. Теоретические основы валеологии | ||||||
2.1. | Теория эволюции и здоровье. Теория адаптации и здоровье. Системный подход к здоровью человека. Здоровье и образ жизни. Биоритмы и здоровье | Лекции | 4 | 4 | ОК-9 | Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.2. | Выявление факторов риска здоровья | Практические | 4 | 10 | ПК-10, ОК-9 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.4 |
2.3. | Факторы здоровья | Сам. работа | 4 | 11 | ПК-10, ОК-9 | Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.4 |
2.4. | Определение резервов организма | Практические | 4 | 2 | ОК-9 | Л1.1, Л2.3, Л2.1 |
2.5. | Теоретические основы здоровья | Сам. работа | 4 | 11 | ПК-10, ОК-9 | Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.4 |
2.6. | Традиции здоровья и ЗОЖ в разных регионах Земли | Практические | 4 | 2 | ПК-10, ОК-9 | Л1.1, Л1.3, Л2.2 |
2.7. | Традиции здоровья и ЗОЖ в разных регионах Земли | Сам. работа | 4 | 14 | ПК-10, ОК-9 | Л1.1, Л1.3 |
2.8. | Самоанализ образа жизни | Практические | 4 | 2 | ОК-9 | Л1.1 |
Раздел 3. Коррекция здоровья | ||||||
3.1. | Роль двигательной активности в поддержании и формировании здоровья. | Лекции | 4 | 2 | ОК-9 | Л1.1, Л1.3 |
3.2. | Физиологические основы влияния движения на здоровье. | Сам. работа | 4 | 10 | ОК-9 | Л1.1, Л1.3 |
3.3. | Основные питательные вещества и их значение для организма человека (белки, жиры, витамины, микроэлементы) | Лекции | 4 | 2 | ОК-9 | Л1.1 |
3.4. | Оценка рациональности питания | Практические | 4 | 2 | ||
3.5. | Физиологические основы использования термических процедур для укрепления здоровья. Закаливание. Банные процедуры | Лекции | 4 | 2 | ОК-9 | Л1.1, Л1.3 |
3.6. | Физиологические основы использования термических процедур для укрепления здоровья. Закаливание. Банные процедуры | Сам. работа | 4 | 12 | ОК-9 | Л1.1, Л1.3 |
3.7. | Психологические и психофизиологические подходы коррекции здоровья. Приемы релаксации, дыхательная и саморегуляции | Лекции | 4 | 2 | ПК-10, ОК-9 | Л1.1, Л1.4 |
3.8. | Психологические и психофизиологические подходы коррекции здоровья. Приемы релаксации, дыхательная и саморегуляции | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-10, ОК-9 | Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
3.9. | Приемы релаксации, дыхательная и саморегуляции. | Практические | 4 | 2 | ОК-9 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кайгородова Н.З. | Основы физиологии и психологии здоровья: Уч. пособие.: | АлтГУ, 2011 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/21 |
Л1.2 | В.Б. Рубанович, Р.И. Айзман | Основы здорового образа жизни : учебно-методический комплекс | Новосибирск: НГПУ, , 2012. | lib.nspu.ru |
Л1.3 | Э. Н. Вайнер.- | Валеология: учеб. для вузов | М. : Флинта, 2007 | www.lib.asu.ru |
Л1.4 | Г. С. Никифоров | Психология здоровья: учеб. пособие | .- СПб. : Речь, 2002 | www.lib.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Л. Д. Дёмина, И. А. Ральникова | Психологическое здоровье личности: монография | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. | www.lib.asu.ru |
Л2.2 | В. Н. Думбай, К. Е. Бугаев | Физиологические основы валеологии труда и спорта: учеб. пособие для вузов | Ростов н/Д : ООО ЦВВР, 2000 | www.lib.asu.ru |
Л2.3 | под ред. Г. С. Никифорова. | Диагностика здоровья. : Психологический практикум | СПб. : Речь, 2007.- | www.lib.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Основы валеологии | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||