МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социально-психологический тренинг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППСД-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 55
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 55 55 55 55
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д-р психол. наук, проф., И.А. Ральникова

Рецензент(ы):
канд. психол. наук, доц., О.С. Гурова

Рабочая программа дисциплины
Социально-психологический тренинг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ирина Александровна Ральникова, д-р психол. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ирина Александровна Ральникова, д-р психол. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: обучение студентов методу социально-психологического тренинга , направленного на развитие коммуникативной компетентности личности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПСК-4.5 способность оказывать индивидуальную и групповую психологическую помощь детям и подросткам с девиантным поведением
ПСК-4.6 готовность разрабатывать и реализовывать программы профилактической работы по предотвращению девиантного поведения молодежи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.готовность разрабатывать и реализовывать программы профилактической работы по предотвращению девиантного поведения молодежи
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способность оказывать индивидуальную и групповую психологическую помощь детям и подросткам с девиантным поведением

способность к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи

способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и методологические основы технологии социально-психологического тренинга
1.1. Понятие социально-психологического тренинга Лекции 6 1 ПСК-4.6, ПСК-4.5, ПК-12, ОК-5 Л2.1, Л1.1
1.2. Социально-психологический тренинг как метод психологического воздействия Практические 6 2 ПСК-4.6, ПСК-4.5, ПК-12, ОК-5 Л2.1, Л1.1
1.3. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга Сам. работа 6 10 ПСК-4.6, ПСК-4.5, ПК-12, ОК-5 Л2.1, Л1.1
1.4. Ведущие направления групповой работы, виды тренинговых групп. Лекции 6 2 ПСК-4.6, ПСК-4.5, ПК-12, ОК-5 Л2.1, Л1.1
1.5. Ведущие направления групповой работы, виды тренинговых групп Практические 6 4 ПСК-4.6, ПСК-4.5, ПК-12, ОК-5 Л2.1, Л1.1
1.6. Характеристика видов тренингвых групп Сам. работа 6 12 ПСК-4.6, ПСК-4.5, ПК-12, ОК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Социально-психологический тренинг как метод развития компетентности в общении
2.1. Основная характеристика организационно-подготовительной, вводно-ознакомительной, диагностической и коррекционной фаз СПТ. Практические 6 2 ПСК-4.6, ПСК-4.5, ПК-12, ОК-5 Л2.1, Л1.1
2.2. Структура социально-психологического тренинга Лекции 6 1 ПСК-4.6, ПСК-4.5, ПК-12, ОК-5 Л2.1, Л1.1
2.3. Принципы организации и проведения социально-психологического тренинга Лекции 6 1 ПСК-4.6, ПСК-4.5, ПК-12, ОК-5 Л2.1, Л1.1
2.4. Правила взаимодействия участников в группе. Принципы обучения в СПТ. Практические 6 2 ПСК-4.6, ПСК-4.5, ПК-12, ОК-5 Л2.1, Л1.1
2.5. Эмоциональная сфера как аспект социально-психологического воздействия. Роль ведущего в тренинге. Сам. работа 6 12 ПСК-4.6, ПСК-4.5, ПК-12, ОК-5 Л2.1, Л1.1
2.6. Модели тренинговой работы Лекции 6 1 ПСК-4.6, ПСК-4.5, ПК-12, ОК-5 Л2.1, Л1.1
2.7. Модели тренинговой работы. Характеристика и критерии различия моделей тренинга. Практические 6 2 ПСК-4.6, ПСК-4.5, ПК-12, ОК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Разработка программы социально-психологического тренинга
3.1. Основные принципы разработки программы социально-психологического тренинга Лекции 6 2 ПСК-4.6, ПСК-4.5, ПК-12, ОК-5 Л2.1, Л1.1
3.2. Основные этапы составления программы социально-психологического тренинга, их характеристика.Разработка целевой и инструментальной составляющей программы тренинговой работы. Практические 6 2 ПСК-4.6, ПСК-4.5, ПК-12, ОК-5 Л2.1, Л1.1
3.3. Разработка и экспертиза программы социально-психологического тренинга. Лекции 6 2 ПСК-4.6, ПСК-4.5, ПК-12, ОК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Социально-психологической тренинг эффективной коммуникации
4.1. Демонстрационный социально-психологический тренинг Практические 6 0 ПСК-4.6, ПСК-4.5, ПК-12 Л2.1, Л1.1
4.2. Разработка программы социально-психологического тренинга. Сам. работа 6 21 ПСК-4.6, ПСК-4.5, ПК-12, ОК-5 Л2.1, Л1.1
4.3. Апрбация элементов тренинговой программы, разработанной студентами. Практические 6 2 ПСК-4.6, ПСК-4.5, ПК-12, ОК-5 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложения
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ральникова И.А. Социально-психологический тренинг: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2016
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. Н. Васильев Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике: [учеб. пособие] СПб.: Речь, 2007 www.studmed.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 Курс в Moodle Социально-психологический тренинг portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний.
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.