МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Супервизия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППСД-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д-р психол. наук, проф., Ральникова И.А.

Рецензент(ы):
канд. психол. наук, доц., Гурова О.С.

Рабочая программа дисциплины
Супервизия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ирина Александровна Ральникова, д-р психол.наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Ирина Александровна Ральникова, д-р психол.наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений у обучающихся о способах и формах профессионального сопровождения деятельности посредством супервизии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета
ПСК-4.5 способность оказывать индивидуальную и групповую психологическую помощь детям и подросткам с девиантным поведением
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие, этику, принципы, этапы, функции, модели психологической супервизии.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять знания о психологической супервизии в целях собственного профессионального развития.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.опытом получения психологической супервизии в области оказания индивидуальной и групповой психологической помощи.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Супервизия в психологической практике
1.1. Понятие супевизии. История возникновения и становления супервизии. Лекции 8 4 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Этические и юридические принципы супервизии. Лекции 8 4 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Модели супервизии. Лекции 8 4 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Форматы супервизии. Лекции 8 4 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Роли и стили работы супервизора. Лекции 8 4 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Функции и роли супервизии. Лекции 8 4 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Особенности подготовки супервизоров Лекции 8 2 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Цели, функции, формы и сферы применения супервизии Сам. работа 8 2 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.9. Моделеи супервизии Сам. работа 8 6 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.10. Требования к личностным и профессиональным качествам супервизора Сам. работа 8 2 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.11. Дефиниции понятия "супервизия": образование, менеджмент, психологическое консультирование, психотерапия Сам. работа 8 2 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.12. Дефиниции понятия "супервизия", метатеории: психоанализ, бихевиоризм, гуманизм Сам. работа 8 2 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.13. Функции супервизии: образовательная, административная, экспертная, консультативная, поддерживающая Сам. работа 8 2 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.14. Супервизия как технология профилактики синдромов эмоционального выгорания, хронической усталости, burnout Сам. работа 8 4 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.15. Психоаналитическая супервизия. Балинтовские группы Сам. работа 8 2 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.16. Гештальт-супервизия Сам. работа 8 4 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.17. Супервизия в системной семейной терапии Сам. работа 8 4 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.18. Поведенчески ориентированная супервизия Сам. работа 8 4 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.19. Супервизия в современной бихевиорально-когнитивной терапии и консультировании Сам. работа 8 4 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.20. Правовые, этические и профессиональные нормы в супервизии Сам. работа 8 4 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.21. Интегративная модель супервизии Штольтенберга Сам. работа 8 4 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.22. Методология аутосупервизии (selfmanagement) в психологическом консультировании и психологической психотерапии(Кэнфер, Шмельцер) Сам. работа 8 4 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.23. Правила и принципы супервизии в контексте СБКТ Сам. работа 8 4 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.24. Профессиональные компетенции супервизора. Рефлексиные навыки (Рубинштейн, Брушлинский, Лепский) Сам. работа 8 4 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.25. Супервизия как пошаговый процесс: 7 шагов процесса супервизии Сам. работа 8 3 ПСК-4.5, ОК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Суппервизионный практикум
2.1. Супервизионный практикум Практические 8 30 ПСК-4.5, ОК-4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соколова Е.Т. ПСИХОТЕРАПИЯ 5-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Профессиональное психологическое консультирование: учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online",20 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. Психологические модели: [учеб. для вузов] СПб.[и др.]: Питер, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э4 Курс в Moodle Супервизия в психологической практике portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний.
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.