МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория государства и права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., старший преподаватель, Зацепина О.Е.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Теория государства и права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев А.А., д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев А.А., д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели дисциплины: теория государства и права является базовой, фундаментальной юридической наукой, позволяющей студентам неюридических факультетов овладеть как основополагающими, так и узкоотраслевыми правовыми знаниями. Эти знания необходимы в области профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета "ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ", особенно для:
- решения комплексных задач в сфере психолого-педагогической работы с проблемами девиантного поведения детей, подростков и взрослых, профилактики девиантного поведения;
- психолого-педагогическое обеспечения социальной работы по защите прав и законных интересов детей и подростков, предупреждения безнадзорности, беспризорности, девиантного поведения детей и подростков;
- профилактики правонарушений несовершеннолетних в системе учреждений образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-30 способностью консультировать по проблемам семьи и защиты прав и законных интересов детей и подростков
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-30: теоретико-правовые основы алгоритма защиты прав и законных интересов детей и подростков
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-30: определять правовые аспекты рассматриваемой ситуации для эффективного консультирования по проблемам семьи и защиты прав и законных интересов детей и подростков.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-30: навык консультирования по проблемам семьи и защиты прав и законных интересов детей и подростков.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основы научного понимания государства и права, государственно-правовых явлений
1.1. Методологические основы теории права и государства Лекции 1 1 ПК-30 Л1.1, Л2.1
1.2. Методологические основы теории права и государства Практические 1 0 ПК-30 Л1.1, Л2.1
1.3. Методологические основы теории права и государства Сам. работа 1 4 ПК-30 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Теория государства
2.1. Происхождение государственности Лекции 1 2 ПК-30 Л1.1, Л2.1
2.2. Происхождение государственности Практические 1 1 ПК-30 Л1.1, Л2.1
2.3. Происхождение государственности Сам. работа 1 4 ПК-30 Л1.1, Л2.1
2.4. Понятие государства Лекции 1 1 ПК-30 Л1.1, Л2.1
2.5. Понятие государства Практические 1 0 ПК-30 Л1.1, Л2.1
2.6. Понятие государства Сам. работа 1 2 ПК-30 Л1.1, Л2.1
2.7. Типология государств Лекции 1 1 ПК-30 Л1.1, Л2.1
2.8. Типология государств Практические 1 1 ПК-30 Л1.1, Л2.1
2.9. Типология государств Сам. работа 1 4 ПК-30 Л1.1, Л2.1
2.10. Государственная власть Лекции 1 1 ПК-30 Л1.1, Л2.1
2.11. Государственная власть Практические 1 0 ПК-30 Л1.1, Л2.1
2.12. Государственная власть Сам. работа 1 4 ПК-30 Л1.1, Л2.1
2.13. Функции государства Лекции 1 1 ПК-30 Л1.1, Л2.1
2.14. Функции государства Практические 1 1 ПК-30 Л1.1, Л2.1
2.15. Функции государства Сам. работа 1 4 ПК-30 Л1.1, Л2.1
2.16. Форма государства Лекции 1 1 ПК-30 Л1.1, Л2.1
2.17. Форма государства Практические 1 0 ПК-30 Л1.1, Л2.1
2.18. Форма государства Сам. работа 1 4 ПК-30 Л1.1, Л2.1
2.19. Механизм государства Лекции 1 1 ПК-30 Л1.1, Л2.1
2.20. Механизм государства Практические 1 1 ПК-30 Л1.1, Л2.1
2.21. Механизм государства Сам. работа 1 4 ПК-30 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Теория права
3.1. Понятие права Лекции 1 2 ПК-30 Л1.1, Л2.1
3.2. Понятие права Практические 1 1 ПК-30 Л1.1, Л2.1
3.3. Понятие права Сам. работа 1 2 ПК-30 Л1.1, Л2.1
3.4. Правовая система общества Лекции 1 0 ПК-30 Л1.1, Л2.1
3.5. Правовая система общества Практические 1 1 ПК-30 Л1.1, Л2.1
3.6. Правовая система общества Сам. работа 1 2 ПК-30 Л1.1, Л2.1
3.7. Право в системе социального регулирования Лекции 1 1 ПК-30 Л1.1, Л2.1
3.8. Право в системе социального регулирования Практические 1 0 ПК-30 Л1.1, Л2.1
3.9. Право в системе социального регулирования Сам. работа 1 2 ПК-30 Л1.1, Л2.1
3.10. Правосознание и правовая культура Лекции 1 0 ПК-30 Л1.1, Л2.1
3.11. Правосознание и правовая культура Практические 1 1 ПК-30 Л1.1, Л2.1
3.12. Правосознание и правовая культура Сам. работа 1 2 ПК-30 Л1.1, Л2.1
3.13. Внутренняя форма права (система права) Лекции 1 1 ПК-30 Л1.1, Л2.1
3.14. Внутренняя форма права (система права) Практические 1 1 ПК-30 Л1.1, Л2.1
3.15. Внутренняя форма права (система права) Сам. работа 1 4 ПК-30 Л1.1, Л2.1
3.16. Внешняя форма права Лекции 1 1 ПК-30 Л1.1, Л2.1
3.17. Внешняя форма права Практические 1 1 ПК-30 Л1.1, Л2.1
3.18. Внешняя форма права Сам. работа 1 4 ПК-30 Л1.1, Л2.1
3.19. Механизм правового регулирования Лекции 1 1 ПК-30 Л1.1, Л2.1
3.20. Механизм правового регулирования Практические 1 1 ПК-30 Л1.1, Л2.1
3.21. Механизм правового регулирования Сам. работа 1 2 ПК-30 Л1.1, Л2.1
3.22. Правотворчество Лекции 1 1 ПК-30 Л1.1, Л2.1
3.23. Правотворчество Практические 1 0 ПК-30 Л1.1, Л2.1
3.24. Правотворчество Сам. работа 1 4 ПК-30 Л1.1, Л2.1
3.25. Норма права Лекции 1 1 ПК-30 Л1.1, Л2.1
3.26. Норма права Практические 1 1 ПК-30 Л1.1, Л2.1
3.27. Норма права Сам. работа 1 4 ПК-30 Л1.1, Л2.1
3.28. Правоотношение Лекции 1 1 ПК-30 Л1.1, Л2.1
3.29. Правоотношение Практические 1 1 ПК-30 Л1.1, Л2.1
3.30. Правоотношение Сам. работа 1 4 ПК-30 Л1.1, Л2.1
3.31. Реализация права Лекции 1 0 ПК-30 Л1.1, Л2.1
3.32. Реализация права Практические 1 1 ПК-30 Л1.1, Л2.1
3.33. Реализация права Сам. работа 1 4 ПК-30 Л1.1, Л2.1
3.34. Толкование права Лекции 1 1 ПК-30 Л1.1, Л2.1
3.35. Толкование права Практические 1 1 ПК-30 Л1.1, Л2.1
3.36. Толкование права Сам. работа 1 4 ПК-30 Л1.1, Л2.1
3.37. Правонарушение и юридическая ответственность Лекции 1 1 ПК-30 Л1.1, Л2.1
3.38. Правонарушение и юридическая ответственность Практические 1 2 ПК-30 Л1.1, Л2.1
3.39. Правонарушение и юридическая ответственность Сам. работа 1 4 ПК-30 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1143

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-30
Способностью консультировать по проблемам семьи и защиты прав и законных интересов детей и подростков

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Способность быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей называется
А) правоспособность
В) дееспособность
C) сделкоспособность
D) деликтоспособность
Ответ: А

2. События как вид юридических фактов делятся на относительные и _____.
А) абсолютные
В) вредоносные
C) безотносительные
D) охранительные
Ответ: абсолютные.

3. Отношения, урегулированные нормами права, называются _________________.
А) правовые отношения
В) социальные отношения
C) моральные отношения
D) общественные отношения
Ответ: А

4. Способность своими действиями приобретать права, создавать для себя юридические обязанности, исполнять их и нести ответственность за совершенные правонарушения называется
А) правоспособность
В) дееспособность
C) сделкоспособность
D) деликтоспособность
Ответ: В

5. Выберете верное утверждение
А) Конституция РФ 1993 г. устанавливает, что человек, его права и свободы является высшей ценностью
B) Конституция РФ 1993 г. устанавливает, государство является высшей ценностью
C) Конституция РФ 1993 г. устанавливает, что церковь является высшей ценностью
D) Конституция РФ 1993 г. устанавливает, что семья является высшей ценностью
Ответ: А

6. __________________- мера и вид возможного поведения субъекта правоотношения.
А) субъективное право
В) юридическая обязанность
C) гражданство
D) правовой статус
Ответ: А

7. Правонарушениями можно признать деяния, которые право
A) Запрещает
B) Рекомендует
C) Не регулирует
D) Допускает
Ответ: А)

8. _________ - основной элемент содержания субъективной стороны правонарушения.
A) Вина
B) Мотив
C) Деяние
D) Обстановка совершения правонарушения
Ответ: А

9. Понятие «состав правонарушения» включает
Выберите один ответ:
A) любое деяние, наносящее любой вред любому субъекту
B) совокупность санкций за противоправное деяние
C) психологическую готовность к совершению правонарушений
D) вину нарушителя
Ответ: D).

10. Представление субъекта о желаемом результате своего противоправного деяния – это элемент
A) субъективной стороны правонарушения
B) объективной стороны правонарушения
C) не входящий в состав правонарушения
D) все варианты верны
Ответ: А

11. Обязательный признак правонарушения
Выберите один ответ:
A) умышленность
B) осознанность
C) распространенность
D) вредоносность
Ответ: D).

12. Правоспособность человека наступает:
А) в момент рождения
B) после получения паспорта
C) после вступления в брак
D) после получения высшего образования
Ответ: А

13. К личным правам человека НЕ относится:
А) право на участие в выборах
B) право на жизнь
C) право на честь и достоинство личности
D) свобода и неприкосновенность личности
Ответ: А

14. К политическим правам человека НЕ относится:
А) право на объединение
B) право избирать и быть избранным
C) право на объединение, на собрания, митинги
D) право на свободу вероисповедания
Ответ: D

15. К социально-экономическим правам человека НЕ относится:
А) право на отдых
B) тайна частной жизни и коммуникаций
C) право на образование
D) право на труд
Ответ: B

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. К какой функции государства относится защита семьи, материнства и детства?
Ответ: социальной.
2. Чем преступление отличается от проступка?
Ответ: преступление более опасное правонарушение, предусмотренное только УК РФ, уголовных проступков не существует.
3. Какой отраслью права регулируются права и обязанности родителей и детей?
Ответ: семейным правом.
4. Что необходимо, чтобы правило поведения стало правовой нормой?
Ответ: закрепление в законодательстве.
5. С какого возраста гражданин становится совершеннолетним?
Ответ: с 18 лет.
6. Нормами какого права урегулированы вопросы трудоустройства несовершеннолетних?
Ответ: трудового.
7. Нормами какого права регламентирован порядок уплаты алиментов?
Ответ: семейного.
8. Какая отрасль права содержит нормы, регламентирующие вопросы судимости несовершеннолетних?
Ответ: уголовное право.
9. Римский философ Сенека утверждал: «Задуманное, хотя и неосуществленное преступление, есть все же преступление». Согласны ли Вы с этим утверждением? Свой ответ аргументируйте.
Ответ: нет, так как преступление – это деяние, мысли уголовно ненаказуемы.
10. Раскройте смысл следующей фразы римских юристов: «Без закона нет ни преступления, ни наказания». Какой важнейший признак преступления сформулирован в этих словах?
Ответ: запрещенность УК РФ под угрозой наказания.
11. Учащийся частной школы Арапкин систематически получает неудовлетворительные оценки на различных занятиях. После очередной «двойки» Арапкин пришел к директору и заявил, что его родители своевременно оплачивают дорогостоящее обучение в этой школе, а ему «за их же деньги выставляются сплошные «двойки». Правомерны ли данные притязания Арапкина?
Ответ: нет. Обязанность добросовестно учиться предусмотрена ст. 43 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и оплата обучения в частной школе не освобождает от нее.
12. Красин родился в 1940 г., умер в 2020 г., с 7 лет пошел в школу, в 18 лет – в армию, остальное время трудился. В какой период жизни Красин обладал правоспособностью.
Ответ: от рождения до смерти, на протяжении всей жизни.
13. Приведите примеры институтов семейного права (как минимум три примера).
Ответ: усыновление, расторжение брака, заключение брака.
14. Коровин совершил кражу совместно с Быковым. На момент совершения преступления Коровин достиг 15 лет, а Быков – 13 лет. Правильно ли квалифицированы действия Коровина и Быкова как совершение кражи по предварительному сговору группой лиц?
15. Шестнадцатилетний Вахрушев нецензурно выражался во время урока в школе, прерывал учителя, задавая вопросы, не относящиеся к теме занятия, и вырезал перочинным ножом на крышке стола свою фамилию. Подлежит ли Вахрушев административной ответственности за какие-то из указанных нарушений?
Ответ: да, он достиг возраста административной ответственности (16 лет) и за порчу чужого имущества и нецензурную речь в общественном месте подлежит юридической ответственности за мелкое хулиганство.
16. Торопясь на занятия в школу, четырнадцатилетний Сергеев перебегал дорогу в неположенном месте. В чем выразилось правонарушение подростка? Можно ли привлечь его к ответственности?
Ответ: его действие является нарушением ПДД, за которое КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но он не достиг 16 лет, возраста, с которого наступает данная ответственность, поэтому его нельзя привлечь к ответственности.
17. Тринадцатилетнему Петру отец, проживающий отдельно от семьи, подарил деньги. На эти деньги Петр, не сообщив родителям, купил себе велосипед. Мама Петра обратилась в суд с иском о признании совершенной сыном сделки недействительной, так как считала, что он не мог самостоятельно распорядиться этими деньгами. Нормами какой отрасли права регламентирован данный вопрос?
Ответ: гражданское право.
18. Четырнадцатилетний Владимир обратился к юристу с вопросом, обязан ли он согласно российскому законодательству поступать в ВУЗ?
Ответ: нет, это право, а не обязанность.
19. Ответьте школьнику, если есть Семейный кодекс, где установлены права и обязанности членов семьи, есть ли Образовательный кодекс, где установлены права и обязанности учащихся?
Ответ: нет. Есть только ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
20. Где закреплены основные права и обязанности российских граждан, в том числе несовершеннолетних?
Ответ: в Конституции РФ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости). Аттестация проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. К какой функции государства относится защита семьи, материнства и детства?
2. Чем преступление отличается от проступка?
3. Какой отраслью права регулируются права и обязанности родителей и детей?
4. Что необходимо, чтобы правило поведения стало правовой нормой?
5. С какого возраста гражданин становится совершеннолетним?
6. Нормами какого права урегулированы вопросы трудоустройства несовершеннолетних?
7. Нормами какого права регламентирован порядок уплаты алиментов?
8. Какая отрасль права содержит нормы, регламентирующие вопросы судимости несовершеннолетних?
9. Римский философ Сенека утверждал: «Задуманное, хотя и неосуществленное преступление, есть все же преступление». Согласны ли Вы с этим утверждением? Свой ответ аргументируйте.
10. Раскройте смысл следующей фразы римских юристов: «Без закона нет ни преступления, ни наказания». Какой важнейший признак преступления сформулирован в этих словах?

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Учащийся частной школы Арапкин систематически получает неудовлетворительные оценки на различных занятиях. После очередной «двойки» Арапкин пришел к директору и заявил, что его родители своевременно оплачивают дорогостоящее обучение в этой школе, а ему «за их же деньги выставляются сплошные «двойки». Правомерны ли данные притязания Арапкина?
2. Красин родился в 1940 г., умер в 2020 г., с 7 лет пошел в школу, в 18 лет – в армию, остальное время трудился. В какой период жизни Красин обладал правоспособностью.
3. Приведите примеры институтов семейного права (как минимум три примера).
4. Коровин совершил кражу совместно с Быковым. На момент совершения преступления Коровин достиг 15 лет, а Быков – 13 лет. Правильно ли квалифицированы действия Коровина и Быкова как совершение кражи по предварительному сговору группой лиц?
5. Шестнадцатилетний Вахрушев нецензурно выражался во время урока в школе, прерывал учителя, задавая вопросы, не относящиеся к теме занятия, и вырезал перочинным ножом на крышке стола свою фамилию. Подлежит ли Вахрушев административной ответственности за какие-то из указанных нарушений?
6. Торопясь на занятия в школу, четырнадцатилетний Сергеев перебегал дорогу в неположенном месте. В чем выразилось правонарушение подростка? Можно ли привлечь его к ответственности?
7. Тринадцатилетнему Петру отец, проживающий отдельно от семьи, подарил деньги. На эти деньги Петр, не сообщив родителям, купил себе велосипед. Мама Петра обратилась в суд с иском о признании совершенной сыном сделки недействительной, так как считала, что он не мог самостоятельно распорядиться этими деньгами. Нормами какой отрасли права регламентирован данный вопрос?
8. Четырнадцатилетний Владимир обратился к юристу с вопросом, обязан ли он согласно российскому законодательству поступать в ВУЗ?
9. Ответьте школьнику, если есть Семейный кодекс, где установлены права и обязанности членов семьи, есть ли Образовательный кодекс, где установлены права и обязанности учащихся?
10. Где закреплены основные права и обязанности российских граждан, в том числе несовершеннолетних?


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Протасов В.Н. Теория государства и права: учебник и практимум для вузов Москва: Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/510831
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С. А. Комаров Общая теория государства и права: учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 www.urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru
Э2 Верховный суд РФ www.supcourt.ru
Э3 Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ www.tigp.wordpress.com
Э4 Теория государства и права: курс в moodle на едином образовательном портале АлтГУ: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1143 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Данная программа курса рассчитана на усвоение основных разделов и тем данной дисциплины, как с помощью преподавателей на лекциях, семинарах и консультациях, так и самостоятельно. Необходимая для подготовки научная и учебная литература доступна в научной библиотеке АлтГУ, в АКУНБ имени В.Я. Шишкова, а также на сайте кафедры теории и истории государства и права tdip.worldpress.com, на сайте образовательного портала "Юридическая Россия", Научной электронной библиотеки elibraty.ru, содержащей издания, входящие в РИНЦ.
Согласно учебному плану, изучение дисциплины «Теория государства и права» завершается зачетом. Итоговое оценивание работы студента по результатам освоения дисциплины «Теория государства и права» производится с учетом результатов по всем видам оценочных средств в рамках бинарной системы «зачтено/не зачтено». Оценка «зачтено» проставляется студенту, активно участвовавшему в рассмотрении теоретических вопросов, решении задач и прошедшему тестирование на оценку «удовлетворительно» и выше. В случае отсутствия положительных оценок по теоретическим вопросам и решению задач, студенту может быть назначено выполнение письменной работы. Положительная оценка по письменной работе и тестирование, пройденное на оценку «удовлетворительно» и выше, предполагают выставление студенту итоговой оценки «зачтено».
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. Предусмотрена возможность ответа в интерактивной форме, то есть посредством сопутствующего использования презентации, видеофильма и т.п. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Тестовые задания решаются на семинарских занятиях. Каждый вопрос содержит несколько варианта ответа, только один из которых является правильным. Если правильных вариантов ответа несколько, то студента об этом дополнительно уведомляют. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на практическом занятии может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Письменные работы (рефераты) являются дополнительным оценочным средством. Работы подготавливаются студентом самостоятельно. Тема письменной работы (реферата) обговаривается с преподавателем. Письменная работа (реферат) является творческим заданием, работа над которым должна продемонстрировать уровень владения студентом материалом по данному вопросу. Письменные работы (рефераты) назначаются в инициативном (по желанию студента) и обязательном (в случае наличия неудовлетворительных оценок по иным видам оценочных средств) порядке. Письменные работы оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Вопросы на зачет включаются в билеты. Каждый билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале.