МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология личности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 71
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 71 71 71 71
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд.психол.наук, доцент, Ипполитова Елена Александровна

Рецензент(ы):
канд.психол.наук, доцент, Лужбина Нататлья Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Психология личности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, доктор психол. н., Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой профессор, доктор психол. н., Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – cформировать у студентов представление о психологии личности как теоретической и практической области знания, направленной на исследование закономерностей формирования и развития человека в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-8 способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПК-35 способностью обрабатывать, анализировать и систематизировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме научного исследования
ПСК-4.4 способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.определение базовых понятия психологии личности (индивид, личность, индивидуаль-ность, биогенез, социогенез, персоногенез и др.), закономерности и тенденции нормального и аномального развития человека; основы подготовки психодиагностического заключения относительно функционирования ведущих сфер личности.
3.2.Уметь:
3.2.1.проектировать вероятные направления личностного развития человека, индивидуальных особенностей, мотивации, внутреннего мира личности; в доступной форме формулировать выводы относительно особенностей функционирования ведущих сфер личности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком творческого решения различных, в том числе нестандартных, профессиональных задач в области психологии; основами интерпретации результатов применения методик диагностики ведущих сфер личности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психологию личности.
1.1. Психология личности как наука. Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.2. Личность как объект и предмет современной персонологии. Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-8, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.3. Личность как объект и предмет современной персонологии. Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.4. Требования и критерии оценки теории личности. Практические 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.5. Требования и критерии оценки теории личности. Сам. работа 4 8 ОПК-1, ПК-8, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии.
2.1. Теории личности в зарубежной психологии. Лекции 4 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-35 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.2. Теории личности в отечественной психологии. Лекции 4 4 ОПК-1, ПК-8, ПК-35 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.3. Сравнительный анализ ведущих зарубежных подходов к изучению структуры личности. Практические 4 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-35 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.4. Сравнительный анализ методологических подходов к изучению структуры личности в отечественной психологии. Практические 4 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-35 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.5. Сравнительный анализ методологических подходов к изучению структуры личности в отечественной психологии. Сам. работа 4 14 ОПК-1, ПК-8, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Ценностно-смысловая сфера личности.
3.1. Личностные смыслы и ценности как основа внутреннего мира личности. Практические 4 2 ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.2. Личностные смыслы и ценности как основа внутреннего мира личности. Сам. работа 4 4 ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.3. Ценностно-смысловая сфера личности: понятие, характеристика. Лекции 4 2 ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.4. Динамика смысловой сферы личности Практические 4 2 ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.5. Динамика смысловой сферы личности Сам. работа 4 8 ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.6. Смысл жизни как психологическая реальность. Сам. работа 4 6 ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Мотивация и направленность личности.
4.1. Мотивационная сфера личности, ее структура и составляющие. Лекции 4 1 ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.2. Мотивационная сфера личности, ее структура и составляющие. Практические 4 2 ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.3. Мотивационная сфера личности, ее структура и составляющие. Сам. работа 4 4 ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.4. Психологические анализ мотивационных образований и мотивационных свойств личности. Сам. работа 4 7 ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.5. Психологические анализ мотивационных образований и мотивационных свойств личности. Практические 4 2 ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.6. Экзистенциальный уровень личности. Практические 4 2 ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.7. Свобода и ответственность как психологические проблемы.Личностный выбор. Практические 4 2 ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 5. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности.
5.1. Подходы к исследованию психологического здоровья личности. Лекции 4 1 ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
5.2. Подходы к исследованию психологического здоровья личности. Сам. работа 4 8 ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
5.3. Психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением. Сам. работа 4 8 ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
5.4. Защитные механизмы личности: виды и типологии. Практические 4 2 ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
5.5. Экзамен 4 27 ПК-8, ПК-12, ПК-35 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Диянова З. В., Щеголева Т. М. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Розин В. М. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ИСТОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Ипполитова Е.А., Ральникова И.А. Психология личности: учебное пособие Издательство Алтайского государственного университета, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Утлик Э.П. Психология личности: уч. пособие для студентов вузов Академия, 2008
Л2.2 Кавун Л. В. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ТЕОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Елисеев О.П. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle «Психология личности» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки заданий по дисциплине Психология личности придерживайтесь следующих общих рекомендаций.
1.Осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий.
2.Активно читайте научно-периодические издания, в первую очередь "Психологический журнал" и "Вопросы психологии".
3.Запоминайте фамилии ведущих теоретиков в области психологии личности и даты создания основных научно-психологических подходов, проведения наиболее значительных эмпирических и теоретических исследований,
5. Осмысливайте цели, процедуры, основные итоги эмпирических исследований и экспериментов.
6. Структурируйте материал, взятый из разных научных источников.
7. Изучать первоисточники.
8. При подготовке домашнего задания изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников
9. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
10. Участвуйте в выступлениях с докладами, выполнении творческих заданий.