МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология семьи и семейное консультирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.пс.н., Доцент, Ипполитова Елена Александровна

Рецензент(ы):
профессор, д.псх.н, зав. кафедрой, Ральникова Ирина Александровна

Рабочая программа дисциплины
Психология семьи и семейное консультирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.псх.н., Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой профессор, д.псх.н., Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса:
Изучение закономерностей формирования и развития человека как члена семьи, овладение методами диагностики семейных проблемных зон и технологией семейного психологического консультирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-8 способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию
ПК-9 способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением
ПК-10 способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПСК-4.1 способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска
ПСК-4.2 способность проводить динамическую диагностику психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия
ПСК-4.3 способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения
ПСК-4.5 способность оказывать индивидуальную и групповую психологическую помощь детям и подросткам с девиантным поведением
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности формирования и развития человека в семье, функции, структуру, динамику, жизненный цикл семьи; основные механизмы влияния семьи на дезадаптацию детей и подростков группы риска; наиболее значимые методы, направления, подходы и теории, выступающие методологическим основанием комплексного консультирования по поводу семейных проблем; психологические закономерности преодоления детьми трудных семейных ситуаций (развод, нормативный семейный кризис), выступающие факторами риска девиантного поведения
3.2.Уметь:
3.2.1.с помощью психологических методов выявлять основную специфику функционирования человека как члена семьи; разрабатывать технологии индивидуального и группового семейного консультирования; выделять основные факторы во внутрисемейных отношениях, способствующие или препятствующие адаптации детей и подростков группы риска; организовывать психологическую помощь детям, направленную на коррекцию девиантного поведения, инициированного переживанием трудных семейных ситуаций
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами оценки семейной ситуации посредством диагностики функций, структуры, динамики и жизненного цикла семьи (генограмма семьи и другие проективные методы, тест психологической готовности к родительству, удовлетворенности браком, методами диагностики семейной тревоги, модифицированные опросники, скульптура семьи и пр.); методологией психологической поддержки детей и подростков группы риска посредством перестройки внутрисемейных отношений; ведущими технологиями семейного консультирования; технологиями организации психологической помощи детям, направленной на коррекцию девиантного поведения, инициированного переживанием трудных семейных ситуаций

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Семья как многоуровневая и многофункциональная система.
1.1. Социально-психологическая модель семьи. Лекции 8 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Социально-психологическая модель семьи. Сам. работа 8 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Жизненный цикл семьи. Лекции 8 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Жизненный цикл семьи. Практические 8 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Жизненный цикл семьи. Сам. работа 8 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5 Л1.1, Л2.1
1.6. Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака. Практические 8 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Развод как социально-психологический феномен. Сам. работа 8 12 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.8. Нарушение функционирования семьи. Практические 8 4 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.9. Причины конфликта.Предотвращение конфликта. После конфликта. Процессы распада и дестабилизации семейных отношений Практические 8 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.10. Причины конфликта.Предотвращение конфликта. После конфликта. Процессы распада и дестабилизации семейных отношений Сам. работа 8 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Теория и практика семейного консультирования.
2.1. Семья как источник психической травмы. Лекции 8 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Семья как источник психической травмы. Практические 8 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Состояние глобальной семейной неудовлетворенности. Семейная тревога. Лекции 8 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Состояние глобальной семейной неудовлетворенности. Семейная тревога. Сам. работа 8 4 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Модели консультирования семьи. Лекции 8 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Модели консультирования семьи. Практические 8 4 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Основные теоретические подходы в семейной терапии Лекции 8 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Диагностика семьи Практические 8 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.9. Стандартизированные методы исследования детско-родительских отношений. Лекции 8 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.10. Стандартизированные методы исследования детско-родительских отношений. Сам. работа 8 8 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5
2.11. Стандартизированные методы исследования детско-родительских отношений. Лекции 8 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.12. Стандартизированные методы исследования супружеских отношений. Сам. работа 8 15 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.13. Стандартизированные методы исследования детско-родительских и супружеских отношений. Практические 8 4 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.14. Экзамен 8 27 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ПК-10: способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Анализ социально-психологических характеристик нуклеарной семьи осуществляется на следующем уровне:
а) микросистемном
б) макросистемном
Ответ: а.
Вопрос 2. Анализ социально-психологических характеристик расширенной семьи осуществляется на следующем уровне:
а) микросистемном
б) макросистемном
Ответ: б.
Вопрос 3. Отношения доминирования-подчинения в семье характеризуют:
а) гибкость б) иерархию
Ответ: б.
Вопрос 4. Понятие, относящееся к историческому контексту семьи и описывающее хронологию значимых событий жизни семьи в течение нескольких поколений:
а) семейный миф б) семейная ценность
Ответ: а.
Вопрос 5. Способность семейной системы адаптироваться к изменениям внешней и внутренней семейной ситуации:
а) гибкость б) иерархия
Ответ: а.
Вопрос 6. Форма брачно-семейных отношений, которая предполагает, что брак заключается на определенный срок, по истечению которого считается автоматически расторгнутым
а) сезонная семья б) традиционная семья
Ответ: а.

Вопрос 7. Функция семьи, направленная на создание эмоционально комфортного климата и условий для разрешения личных проблем
а) репродуктивная б) психотерапевтическая
Ответ: б.
Вопрос 8. Функция семьи, направленная на организацию быта и ведение домашнего хозяйства
а) репродуктивная б) хозяйственно-бытовая
Ответ: б.
Вопрос 9. Понятие, описывающее устойчивые функции семейной системы, закрепленные за каждым ее членом:
а) семейные мифы б) семейные роли
Ответ: б.
Вопрос 10. Трудности, связанные с прохождением семьей основных этапов жизненного цикла и возникающие при их смене:
а) ненормативный семейный кризис б) нормативный семейный кризис
Ответ: б.
Вопрос 11. Трудности, не связанные с прохождением семьей основных этапов жизненного цикла и потенциально возникающие на любой из его стадий:
а) ненормативный семейный кризис г) нормативный семейный кризис
Ответ: а.
Вопрос 12. Разрешение конфликта между личными и семейными потребностями происходит в период:
а) кризиса принятия на себя супружеских обязательств
б) кризиса включения детей во внешние социальные структуры
Ответ: а.
Вопрос 13. Перераспределение обязанностей в семье в связи с поступлением ребенка в детский сад или школу происходит в период:
а) кризиса принятия на себя супружеских обязательств
б) кризиса включения детей во внешние социальные структуры
Ответ: б.
Вопрос 14. Адаптация супругов к семейной жизни и друг к другу происходит в период:
а) кризиса принятия на себя супружеских обязательств г) кризиса включения детей во внешние социальные структуры
Ответ: а.
Вопрос 15. Реорганизация семьи для выполнения задачи по уходу за маленьким ребенком происходит в период:
а) кризиса принятия на себя супружеских обязательств
б) кризиса включения детей во внешние социальные структуры
в) кризиса принятия факта смерти одного из супругов
г) кризиса освоения супругами родительских ролей
Ответ: г.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Понятие, относящееся к историческому контексту семьи и описывающее хронологию значимых событий жизни семьи в течение нескольких поколений – это…
Ответ: семейный миф.
Вопрос 2. Способность семейной системы адаптироваться к изменениям внешней и внутренней семейной ситуации – это …
Ответ: гибкость.
Вопрос 3. Форма брачно-семейных отношений, которая предполагает, что брак заключается на определенный срок, по истечению которого считается автоматически расторгнутым – это…
Ответ: сезонная семья.
Вопрос 4. Понятие, описывающее устойчивые функции семейной системы, закрепленные за каждым ее членом – это …
Ответ: семейные роли.
Вопрос 5. В научной литературе трудности, связанные с прохождением семьей основных этапов жизненного цикла и возникающие при их смене обозначаются термином ….
Ответ: нормативный семейный кризис.
Вопрос 6. В научной литературе трудности, не связанные с прохождением семьей основных этапов жизненного цикла и потенциально возникающие на любой из его стадий обозначаются термином…
Ответ: ненормативный семейный кризис.
Вопрос 7. В период какого кризиса происходит разрешение конфликта между личными и семейными потребностями супругов?
Ответ: кризиса принятия на себя супружеских обязательств .
Вопрос 8. В период какого семейного кризиса происходит перераспределение обязанностей в семье в связи с поступлением ребенка в детский сад или школу?
Ответ: кризиса включения детей во внешние социальные структуры.
Вопрос 9. В период какого кризиса происходит адаптация супругов к семейной жизни и друг к другу?
Ответ: кризиса принятия на себя супружеских обязательств.
Вопрос 10. В период какого кризиса происходит реорганизация семьи для выполнения задачи по уходу за маленьким ребенком?
Ответ: кризиса освоения супругами родительских ролей.
Вопрос 11. Адаптация овдовевшего партнера к одиночеству происходит в период…
Ответ: кризиса принятия факта смерти одного из супругов.
Вопрос 12. Соматизация ребенка (частые простудные заболевания, энурез, аллергические реакции, расстройства ЖКТ и пр.) часто происходит в период…
Ответ: кризиса включения детей во внешние социальные структуры.
Вопрос 13. Как называется механизм, в результате действия которого в момент нормативного кризиса семья регрессирует, возвращается к более ранним моделям функционирования?
Ответ: регрессия.
Вопрос 14. Данная категория указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми
Ответ: гендер.
Вопрос 15. Последовательность стабильных и критических этапов, которые проходит в своем развитии любая среднестатистическая семья – это
Ответ: жизненный цикл семьи.
Вопрос 16. Нормативный семейный кризис, в ходе которого происходит реорганизация семьи для выполнения задачи по уходу за маленьким ребенком – это
Ответ: кризис освоения родительских ролей.
Вопрос 17. Совокупность оснований и требований, на которых строится жизнь семьи – это
Ответ: семейные нормы и правила.
Вопрос 18. Психологическое расстояние между членами семьи обозначается термином
Ответ: семейная сплоченность.
Вопрос 19. Показатель оценки семейной структуры, отражающий отношения доминирования-подчинения обозначается термином ..
Ответ: семейная иерархия.
Вопрос 20. Данная категория описывает биологические различия, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и функциями в деторождении
Ответ: пол.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамен (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

ВОПРОСЫ:
1. Характеристики семьи как системы.
2. Уровни функционирования семейной системы (индивидуальный, микросистемный и т. д.).
3. Функции современной семьи.
4. Структура семьи: параметры (сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, семейные роли).
5. Анализ эволюционных процессов семейной системы (семейная история, семейный миф, семейный сценарий).
6. Проблема гендерной идентификации в современных социальных условиях.
7. Жизненный цикл современной семьи: основные стадии.
8. Кризис супружеской адаптации: феноменология, диагностика.
9. Кризис рождения первого ребенка: феноменология, диагностика.
10. Кризис включения ребенка в социальные структуры: феноменология, диагностика.
11. Семейная система и кризис подросткового возраста ребенка: феноменология, диагностика, психологическая помощь.
12. Семейный кризис, инициированный сепарацией детей: феноменология, диагностика. 13. Кризис семьи, реализовавшей родительскую функцию: феноменология, диагностика.
14. Кризис принятия факта смерти одного из супругов: феноменология, диагностика.
15. Методы диагностики супружеских отношений.
16. Семейная социограмма как метод диагностики отношений в семье.
17. Проективные методы диагностики семейных отношений.
18. Нормативный кризис как фактор риска возникновения нарушений в семье.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Суслова Т.Ф., Шаповаленко И.В. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ С ОСНОВАМИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Векилова С.А. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Прохорова О.Г., Торохтий В.С. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Векилова, С. А. Психология семьи: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/ABC96C93-8353-4F22-B767-8D8B92B5888C.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 2. электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 3. элктронный курс в системе Moodle "Психология семьи" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения дисциплины студентам рекомендуется:
1). Обязательное посещение практических занятий, выступление на практических занятиях; при подготовке к практическим занятиям необходимо вдумчивое знакомство с обязательной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины.
2). Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждении домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданиий и др.
3). При подготовке доклада студенту рекомендуется:
1. Составить план выступления;
2. При изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме;
3. Обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.)
4. Подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада;
5. Время доклада 7 минут;
6. После доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории;
7. Приветствуется использование электронной презентации;
8. Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену.