МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Предупреждение преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 55
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 55 55 55 55
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ст.преподаватель, Мелешева Анна Петровна

Рецензент(ы):
Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Предупреждение преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.психол.н. Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой профессор, д.психол.н. Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения учебной дисциплины является овладение студентами системой научных знаний и практических навыков, касающихся предупреждения преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПСК-4.1 способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска
ПСК-4.3 способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения
ПСК-4.4 способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения
ПСК-4.6 готовность разрабатывать и реализовывать программы профилактической работы по предотвращению девиантного поведения молодежи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. методологию сопровождения детей и подростков группы риска
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать модели психолого- педагогической диагностики, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого- педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска, планировать и реализовывать программы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, способностью проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения, готовностью разрабатывать и реализовывать программы профилактической работы по предотвращению девиантного поведения молодежи

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Несовершеннолетние как особенная категория в российском праве.
1.1. Несовершеннолетние как особенная категория в российском праве. Лекции 7 1 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.3, Л2.7, Л2.12, Л1.1
1.2. Несовершеннолетние как особенная категория в российском праве. Практические 7 2 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.3, Л2.4, Л1.1
1.3. Несовершеннолетние как особенная категория в российском праве. Сам. работа 7 8 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Учреждения и органы занимающиеся предупреждением преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
2.1. Учреждения и органы занимающиеся предупреждением преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Лекции 7 1 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.8, Л2.12, Л2.4, Л1.1
2.2. Учреждения и органы занимающиеся предупреждением преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Практические 7 4 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.3, Л2.8, Л2.12, Л1.1
2.3. Учреждения и органы занимающиеся предупреждением преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Сам. работа 7 10 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.3, Л1.1
Раздел 3. Преступления и административные правонарушения, совершаемые несовершеннолетними.
3.1. Преступления и административные правонарушения, совершаемые несовершеннолетними. Лекции 7 1 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л1.1
3.2. Преступления и административные правонарушения, совершаемые несовершеннолетними. Практические 7 2 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.3, Л2.8, Л2.4, Л1.1
3.3. Преступления и административные правонарушения, совершаемые несовершеннолетними. Сам. работа 7 8 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л1.1
Раздел 4. Уголовная, гражданско-правовая и административная ответственность несовершеннолетних.
4.1. Уголовная, гражданско-правовая и административная ответственность несовершеннолетних. Лекции 7 1 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.13, Л1.1, Л2.2
4.2. Уголовная, гражданско-правовая и административная ответственность несовершеннолетних. Практические 7 2 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.3, Л2.7, Л1.1
4.3. Уголовная, гражданско-правовая и административная ответственность несовершеннолетних Сам. работа 7 8 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.3, Л1.1
Раздел 5. Преступления против несовершеннолетних: уголовно-правовые и криминологические проблемы.
5.1. Преступления против несовершеннолетних: уголовно-правовые и криминологические проблемы. Лекции 7 2 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.3, Л2.12, Л1.1
5.2. Преступления против несовершеннолетних: уголовно-правовые и криминологические проблемы. Практические 7 2 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.5, Л2.10, Л1.2
5.3. Преступления против несовершеннолетних: уголовно-правовые и криминологические проблемы. Сам. работа 7 7 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.3, Л2.10, Л1.1
Раздел 6. Международные стандарты в области отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.
6.1. Международные стандарты в области отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Лекции 7 2 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.9, Л1.1
6.2. Международные стандарты в области отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Практические 7 2 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.9, Л1.1
6.3. Международные стандарты в области отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Сам. работа 7 4 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.9, Л1.1
Раздел 7. Предупреждение отдельных видов преступлений и административных правонарушений,совершаемых несовершеннолетними.
7.1. Предупреждение отдельных видов преступлений и административных правонарушений,совершаемых несовершеннолетними. Лекции 7 2 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.11, Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.2. Предупреждение отдельных видов преступлений и административных правонарушений,совершаемых несовершеннолетними. Практические 7 2 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л1.1
7.3. Предупреждение отдельных видов преступлений и административных правонарушений,совершаемых несовершеннолетними. Сам. работа 7 10 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.11, Л1.1, Л1.2
7.4. Экзамен 7 0 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.9, Л2.11, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и дисциплинам в полном объеме размещены на образовательном портале "Цифровой университете АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9760
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-9: способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1.Как называется мера, которую принимают против человека, нарушающего правила поведения:
а) фикцией
б) презумпцией
в) деликтом
г) санкцией
Ответ: г
Вопрос 2.Когда, согласно закону, наступает уголовная ответственность за все преступления:
а) с 12 лет
б) с 14 лет
в) с 16 лет
г) с 18 лет
Ответ: в
Вопрос 3.Как называется поведение, которое не согласуется с общественными нормами:
а) девиантным
б) демонстративным
в) дезинтеграционным
г) деструктивным
Ответ: а
Вопрос 4.Что не входит в состав правонарушения:
а) санкция
б) объект
в) объективная сторона
г) субъект
Ответ: а
Вопрос 5.Что значит «отклоняющееся поведение»:
а) поведение, не согласующееся с общественными нормами
б) поведение, целиком игнорирующее человеческую природу
в) поведение, не соответствующее требованиям некой субкультуры
Ответ: а
Вопрос 6.
Что из перечисленного относят к корыстным преступлениям:
а) превышение пределов самообороны
б) терроризм
в) мошенничество
Ответ: в
Вопрос 7.Что из перечисленного характеризуется как общественно опасное поведение:
а) художественный перформанс
б) наркомания
в) митинг
Ответ: б
Вопрос 8.Кто впервые ввел понятие «девиация», «девиантность»:
а) Э. Дюркгейм
б) Т. Парсонс
в) И. Кон
Ответ: а
Вопрос 9.Какое из приведенных ниже утверждений является ошибочным:
а) поведение -это реакция человека на внешние и внутренние раздражители
б) поведение всегда является осмысленным
в) поведение может быть осмысленным и инстинктивным
г) стремясь к какой-то цели, человек действует осмысленно
Ответ: б
Вопрос 10.Как можно соотнести социальные нормы и девиантное поведение:
а) девиантное поведение противоречит общепринятым нормам
б) в разных социумах одно и то же поведение может считаться отклоняющимся или нормальным
в) в разные периоды времени одно и то же поведение может считаться отклоняющимся или нормальным
г) все утверждения верны
Ответ: г
Вопрос 11.Как называется виновно совершенное общественно опасное деяние, которое запрещено УК РФ под угрозой наказания:
а) проступком
б) преступлением
в) девиацией
г) деликвенцией
Ответ: б
Вопрос 12.Когда наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления:
а) с 12 лет
б) с 14 лет
в) с 16 лет
г) с 18 лет
Ответ: б
Вопрос 13.Самая негативная форма отклоняющегося поведения – это:
а) злость
б) вредные привычки
в) преступление
Ответ: в
Вопрос 14.Наиболее распространенные формы отклоняющегося поведения – это:
а) нанесение вреда экологии
б) снижение интереса к чтению книг
в) алкоголизм и наркомания
Ответ: в
Вопрос 15.Девиантное поведение прежде всего связано с нарушением:
А) социальных норм
Б) традиций
В) гуманистических установок
Г) этических норм
Ответ: а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1.Риск - это
Ответ: ситуативная характеристика деятельности, означающая неопределенность ее исхода, при которой возможны альтернативные варианты ошибки или успех.
Вопрос 2.Девиантное поведение — это
Ответ: поведение, отклоняющееся от нормы, нестандартное поведение.
Вопрос 3.Делинквент — это
Ответ: правонарушитель, преступник, лицо, совершившее незаконное действие, проступок.
Вопрос 4.Дезадаптация — это
Ответ: нарушение процессов взаимодействия человека с социальной средой.
Вопрос 5. Г. М. Миньковский выделяет четыре группы несовершеннолетни х правонарушителе й в зависимости от степени выраженности преступной направленности. Перечислите их.
Ответ: Несовершеннолетние с преступной направленностью, Несовершеннолетние с отрицательной направленностью, Несовершеннолетние с неустойчивой личностной направленностью, Несовершеннолетние с положительной направленностью.
Вопрос 6.Понятие «детей группы риска» подразумевает следующие категории детей:
Ответ: 1. дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
2. дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
3. дети из неблагополучных, асоциальных семей;
4. дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
5. дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.
Вопрос 7. Особенности подростков группы риска:
Ответ: 1. Отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность); убеждение в своей ненужности в обществе, невозможности добиться в жизни чего-либо своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, достичь материального благополучия.
2. Проецирование на себя современной жизни собственных родителей, напоминающей гонки на выживание.
3. Ощущение эмоционального отвержения со стороны родителей и одновременно психологическая автономия.
4. Среди ценностей на первом месте - счастливая семейная жизнь, на втором — материальное благополучие, на третьем - здоровье.
5. В то же время, кажущаяся недоступность этих ценностей в жизни. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт — один из источников стресса.
6. Подкрепление потери ценности образования в реальной жизни - пример тех, кто плохо учился или не учился совсем, а в жизни преуспел (имеет палатку, гараж, машину и т.д.) - без знания подлинных путей достижения таких «ценностей».
7. Повышенный уровень тревожности и агрессивности.
8. Преобладание ценности красивой, легкой жизни, стремления получать от жизни одни удовольствия.
9. Изменение направленности интересов - свободное времяпрепровождение (в подъезде, на улице, подальше от дома и т.п.), ощущение полной свободы (уход из дома, побеги, путешествия, ситуации переживания риска и т.д.).
10. В отношениях с взрослыми характерны отклонения в общении, приводящие к переживанию своей ненужности, утрате собственной ценности и ценности другого человека.
Вопрос 8. Факторы риска:
Ответ: • медико-биологические (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного развития и т. д.);
• социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе и т.д.);
• психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);
• педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития и обучения детей; отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).
Вопрос 9.две основные составляющие в работе с детьми группы риска:
Ответ: - выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними; - непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» : Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» : Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» : Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-11: способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1.Чтобы предупредить и помочь ребёнку преодолеть возникновения проблем употребления ПАВ, необходимо:
А) создание психологически комфортной атмосферы
Б) способствовать формированию у ребёнка нормальной самооценки
В) учить приёмам общения в социальных группах, принимать адекватные решения, воспитывать уверенность в себе, научить справляться со стрессом
Г) всё ответы верны
Ответ: г
Вопрос 2.Как нужно вести себя родителям, чтобы их дети не использовали психоактивне вещества как способ решения возникающих в их жизни проблем?
А) применять авторитарный стиль общения с ребёнком
Б) ограничивать круг друзей и исключать «дурные компании»
В) быть другом и примером для своего ребёнка
Г) поручать задания, не соответствующие возрасту ребёнка
Ответ: в
Вопрос 3. Верно ли следующее утверждение " Адаптация — процесс активного приспособления личности или группы к меняющейся социальной среда"
а)да
б) нет
Ответ: а
Вопрос 4.Групповая форма работы с целью развития компетентности общения - это...(один ответ)
а) тренинг
б) психодиагностика
в) психолого-педагогический консилиум
г) все ответы верны
Ответ: а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1.Технология — это
Ответ: система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.
Вопрос 2.Социальные технологии — это
Ответ: система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов.
Вопрос 3. Алгоритм деятельности социального педагога
Ответ: диагностический этап, оказание помощи, совместное проектирование решения трудной ситуации, определение способов, помощь ребенку в нахождении способов разрешения проблемы, анализ результатов, оценка собственной деятельности, последствия, осуществление контроля за ребенком.
Вопрос 4.В образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, социальный педагог....
Ответ: принимает меры по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей и подростков, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями
Вопрос 5.В специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением (открытого и закрытого типа) социальный педагог осуществляет ......
Ответ: связь со службами социальной защиты населения по месту жительства воспитанников, поддерживает связь с родителями (лицами, их заменяющими) путем переписки, посещения их на дому, личных бесед, проведения родительских собраний.
Вопрос 6.Социальная служба — это
Ответ: система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специализированные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.
Вопрос 7.Диагностика — это
Ответ: общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом процессе или объекте.
Вопрос 8.Социальная профилактика — это
Ответ: деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин.
Вопрос 9. Уровни социальной профилактики:
Ответ: общесоциальный, специальный, индивидуальный.
Вопрос 10.Основными направлениями профилактики дезадаптивного поведения в деятельности социального педагога являются:
Ответ: ранняя диагностика детей «группы риска», консультационно-разъяснительная работа с родителями, педагогами;
- мобилизация воспитательного потенциала среды, работа с контактными группами несовершеннолетнего, в том числе семьей; - организация коррекционно-реабилитационной деятельности в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых специалистов, обращение к помощи специализированных учреждений, центров, служб;
патронаж дезадаптированных несовершеннолетних; разработка и реализация целевых программ и технологий,
направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения.
Вопрос 11.Ресоциализация — это
Ответ: организованный социально-педагогический процесс восстановления социального статуса, утраченных либо
несформированных социальных навыков дезадаптированных несовершеннолетних, переориентация их социальных установок и референтных ориентации за счет включения в новые позитивно ориентированные отношения и виды деятельности педагогически организованной среды.
Вопрос 12.Коррекция, по мнению А. И. Кочетова, имеет следующие функции:
Ответ: - восстановительную, предполагающую восстановление тех
положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления трудновоспитуемости, обращение к памяти подростка о его добрых делах;
- компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка стремления компенсировать тот или иной недостаток успехом в увлекающей его деятельности (в спорте, труде и т.п.);
- стимулирующую, направленную на активизацию положительной общественно полезной деятельности ученика; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т. е. небезразличного, эмоционального отношения к личности подростка, его
поступкам;
- исправительную, связанную с исправлением отрицательных
качеств подростка и предполагающую применение разнообразных методов коррекции поведения (поощрение, убеждение, пример и т.д.)
Вопрос 13.Реабилитация — это
Ответ: комплекс медицинских, социально-экономических, педагогических, профессиональных и юридических мер,
направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций, дефекта, социального отклонения.
Вопрос 14.Социально-педагогическое консультирование — это
Ответ: квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм жизнедеятельности и общения
Вопрос 15.Основной целью социально-педагогического консультирования является...
Ответ: оказание помощи личности в решении ее социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими.
Вопрос 16.Контактное консультирование - это
Ответ: состоит в том, что консультант встречается с клиентом и между ними происходит беседа.
Вопрос 17.Дистантный вид консультативной деятельности ...
Ответ: не предполагает прямого общения с клиентом лицом к лицу.
Вопрос 18. Этапы консультативной беседы:
Ответ: . Знакомство, начало беседы; расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез; Воздействие и завершение беседы.
Вопрос 19.В. М. Афонькова утверждает, что успешность педагогического
вмешательства в конфликты подростков зависит от позиции педагога. Перечислите позиции:
Ответ: 1) позиция авторитарного вмешательства в конфликт - педагог, не будучи убежден, что конфликт — это всегда плохо и что с ним надо бороться, старается подавить его; 2) позиция нейтралитета — педагог старается не замечать столкновения, возникающие среди воспитанников, и не вмешиваться в них; 3) позиция избегания конфликта — педагог убежден, что конфликт — показатель его неудач в воспитательной работе с детьми и возникает из-за незнания, как выйти из создавшейся ситуации; 4) позиция целесообразного вмешательства в конфликт — педагог, опираясь на хорошее знание коллектива воспитанников, соответствующие знания и умения, анализирует причины возникновения конфликта, принимает решение либо подавить его, либо дать возможность развиться до определенного предела.
Вопрос 20.Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьёй:
Ответ: 1- й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);
2- й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи;
3- й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;
4- й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;
5- й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации;
6- й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;
7- й этап: составление карты семьи;
8- й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия);
9- й этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй;
10- й этап: текущие и контрольные посещения семьи;
11- й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» : Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» : Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» : Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-12: способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПРИМЕРЫ ЗАКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ:
Вопрос 1. Какой термин подходит под определение: «закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения»
а) характер;
б) мировоззрение;
в) темперамент.
Ответ: в
Вопрос 2. Холерик — это:
а — Человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой.
б — человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением.
в — человек, обладающий быстрой реакцией, его поступки обдуманны.
г — человек со слабой нервной системой.
Ответ: б
Вопрос 3. Сангвиник — это:
а — Человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой.
б — человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением.
в — человек, обладающий быстрой реакцией, его поступки обдуманны.
г — человек со слабой нервной системой.
Ответ: в
Вопрос 4. Флегматик — это:
а — Человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой.
б — человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением.
в — человек, обладающий быстрой реакцией, его поступки обдуманны.
г — человек со слабой нервной системой.
Ответ: а
Вопрос 5. Меланхолик — это:
а — Человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой.
б — человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением.
в — человек, обладающий быстрой реакцией, его поступки обдуманны.
г — человек со слабой нервной системой.
Ответ: г
Вопрос 6. Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения, называется:
а) волей;
б) рефлексом;
в) сознанием;
г) эмоциями.
Ответ: в
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ОТКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ:
Вопрос 1. Психические состояния-
Ответ: текущее своеобразие психической деятельности.
Вопрос 2. Психические свойства личности –
Ответ: типичное для индивида своеобразие его психической деятельности.
Вопрос 3. Самосознание –
Ответ: процесс осознания себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств
Вопрос 4. Темперамент - это
Ответ: индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения.
Вопрос 5. Характер - это
Ответ: индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих
Отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.
Вопрос 6. Черты характера – это
Ответ: индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуациях, в которых реализуется его отношение к действительности (например, моральные, волевые черты характера).
Вопрос 7. Акцентуация характера – это
Ответ: чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний (например, гипертимный, шизоидный и др. типы акцентуаций).
Вопрос 8. Способности – это
Ответ: индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» : Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» : Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» : Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПСК-4.4 : способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Главная цель деятельности практической психологии образования –это
А) психологическое здоровье детей;
Б) психологическая информация;
В) психологическая консультация.
Ответ: а
2. Подход к проблеме психологического здоровья с точки зрения полноты, богатства развития личности, развития своего потенциала через самоактуализацию рассматривается в работах:
А) Э. Фромма;
Б) А. Маслоу;
В) З. Фрейда;
Г) К. Юнга.
Ответ: б
3. Основные задачи психологической службы образования:
А) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;
Б) развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей,
чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.;
В) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата;
Г) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям,
воспитателям, учителям;
Д) все варианты верны.
Ответ: д
4. Психологическая служба образования – интегральное явление, представляющее собой единство его
составляющих,
А) научного;
Б) прикладного;
В) практического;
В) организационного;
Г) все варианты верны.
Ответ: г
5. Вид деятельности практического психолога по выявлению особенностей психического развития
ребёнка, сформированности у него определённых психологических новообразований, соответствия
уровня развития умений, знаний и навыков – это:
А) психологическая культура;
Б) психологическая атака;
В) психологическая диагностика;
Г) психологическая коррекция;
Д) психологическое просвещение.
Ответ: в
6. Работа непосредственно с людьми, направленная на решение различного рода психологических
проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством
воздействия является определенным образом организованная беседа (Ю. Е. Алешина) – это:
А) психологическое консультирование;
Б) психологический консилиум;
В) психологическая адаптация;
Г) психологическая коррекция.
Ответ: а
7. Практический психолог образования имеет подчинение
А) по административной линии;
Б) по профессиональной линии;
В) все варианты верны.
Ответ: в
8. Установите соответствие:
1) первичная профилактика
2) вторичная профилактика
3) третичная профилактика
А) психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и
учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах
практически всех детей;
Б) направлена на так называемую «группу риска»;
В) коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем.
9. Специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и
развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.
А) психопрофилактика;
Б) психокоррекция;
В) психологическое просвещение
Ответ: 1-А, 2-Б, 3-В
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. Участники образовательных отношений - ....
Ответ: Согласно п. 31 ст. 2 Закона РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» участниками образовательных отношений являются обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
2. Психологическая служба образования – это
Ответ: интегральное явление, представляющее собой единство его составляющих: научного, прикладного, практического и организационного.
3. Главная цель деятельности практической психологии образования –
Ответ: психологическое здоровье детей;
4.Основные задачи психологической службы образования:
Ответ: реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста; развитие индивидуальных особенностей детей; создание благоприятного для развития ребенка психологического климата; оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям,
воспитателям, учителям;
5. Психологическое консультирование - это (Ю.Е. Алешина)
Ответ: Работа непосредственно с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» : Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» : Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» : Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ:
ПСК-4.1: способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска
ПСК-4.3: способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения
ПСК-4.6: готовность разрабатывать и реализовывать программы профилактической работы по предотвращению девиантного поведения молодежи

Задания:
- подобрать блок диагностических процедур, провести исследование, описать результаты;
- составить программы сопровождения детей группы риска.


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.
Примерные вопросы:
1. Особенности психического развития несовершеннолетних.
2. Основы конституционно–правового статуса несовершеннолетнего в Российской Федерации.
3. Права детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Особенности Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
5. Органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
6. Особенности ответственности несовершеннолетних (административная, гражданско–правовая, дисциплинарная, уголовная).
7. Международное сотрудничество по проблемам ювенальной юстиции.
8. Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.
9. «Пекинские правила» 1985 года.
10. «Эр–Риядские принципы» 1990 года.
11. Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы 1990 года.
12. Юридическое значение результатов конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, их роль в развитии теории и практики ювенальной юстиции.
13. Виды преступлений против несовершеннолетних и их общая характеристика.
14. Преступления против несовершеннолетних и преступное поведение самих несовершеннолетних: вопросы взаимосвязи.
15. Проблемы уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений.
16. Проблемы уголовной и административной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий.
17. Проблемы уголовной ответственности за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции.
18. Проблемы уголовной ответственности за преступления против половой неприкосновенности и нормального нравственного и полового развития несовершеннолетних. Вопросы совершенствования Российского законодательства в этой области.
19. Криминологическая характеристика и детерминация преступлений, посягающих на несовершеннолетних.
20. Профилактика преступлений, совершаемых против несовершеннолетних.
21. Виды преступлений, наиболее часто совершаемые несовершеннолетними и их общая характеристика.
22. Особенности преступности несовершеннолетних и ее тенденции. Состояние, уровень, динамика, тенденции преступности несовершеннолетних в мире на современном этапе. Преступность несовершеннолетних в России и Алтайском крае.
23. Причины преступного поведения несовершеннолетних.
24. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями.
25. Профилактика преступлений несовершеннолетних и ее уровни.
26. Опыт зарубежных стран в противодействии преступности несовершеннолетних.
27. Возраст уголовной ответственности и его социальное обоснование. Проблемы возраста уголовной ответственности в российском уголовном праве.
28. Проблемы и особенности практики назначения несовершеннолетним уголовного наказания.
29. Проблемы и особенности практики освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания.
30. Проблемы применения принудительных мер воспитательного воздействия.
31. Правовое положение несовершеннолетних при исполнении наказания в виде лишения свободы.
32. История возникновения ювенальной юстиции в России.
33. Специфика реализации судебной власти в отношении несовершеннолетних в современный период.
34. Организационные и правовые предпосылки создания и функционирования ювенальной юстиции в современной России.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под общ. ред. Капинус О.С. Криминология : учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Афанасьева, О. Р. Криминология : учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Варыгин, А. Н. Основы криминологии и профилактики преступлений : учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.2 Сверчков В.В. УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 10-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Автомонов А.С. Ювенальная юстиция: учебное пособие: М., 2009
Л2.4 Дементьев О.М. Проблемы возраста уголовной ответственности: Тамбов, 2010
Л2.5 О.С. Капинус [и др.]; отв. ред. О.С. Капинус Уголовное право России. Особенная часть в 2 т. Том 1 : учебник: М.: Издательство Юрайт, 2017. – 437 с., www.biblio-online.ru/book/87C57CA9-7386-4FA4-8E49-9A8CC0FB89B1
Л2.6 Ответственные редакторы А. В. Наумов, А. Г. Кибальник Уголовное право в 2 т. Том 1. Общая часть : учебник для вузов: Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.7 Демидова Е.В. Ювенальная юстиция в Российской Федерации и зарубежных странах: история и современные тенденции: учебн. пособие: Казань: КЮИ МВД России, 2008
Л2.8 Марковичева Е.В. Ювенальное уголовное судопроизводство. Модели, функции, принципы.: СПб., 2010
Л2.9 Толстых В. Л. Курс международного права: учебник М.: Волтерс Клувер, 2010
Л2.10 Сверчков, В. В. Уголовное право. Общая часть : учебник для вузов: Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.11 Козаченко, И. Я. Криминология : учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.12 Антонян Ю.М. Личность преступника. Криминолого-психологическое исследование: научное издание: М., 2010
Л2.13 И. Я. Козаченко, Г. П. Новоселов Уголовное право. Общая часть: учебник Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/DD1F4C45-B1C8-4ABF-ACD4-FAF20BD14152
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Сайт ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 2. Сайт «Университетской библиотеки онлайн www.biblioclub.ru
Э3 3. Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU». elibrary.ru
Э4 4. Сайт Верховного суда РФ www.supcoutr.ru.
Э5 5. Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» www.sudrf.ru.
Э6 курс в Moodle Предупреждение преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.
При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:
- изучают рекомендованную литературу;
- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
Примерная схема подготовки студента к практическому занятию:
1. Ознакомиться с вопросами и заданиями.
2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине.
3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов).
4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект).
5. Выполнить задания к практическому занятию.
6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются).
7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором.
При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

1.2. Методические рекомендации по созданию презентации
Алгоритм создания презентации:
1 этап – определение цели презентации
2 этап – подробное раскрытие информации,
3 этап − основные тезисы, выводы.
Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом:
- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;
- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;
- оставшиеся слайды имеют информативный характер.
Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.
Требования к оформлению и представлению презентации:
1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.
2. Тщательно структурированная информация.
3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.
4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.
5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.
6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.
7. Графика должна органично дополнять текст.
8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут;

1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии
Алгоритм создания доклада:
1 этап – определение темы доклада
2 этап – определение цели доклада
3 этап − подробное раскрытие информации
4 этап − формулирование основных тезисов и выводов.