Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 44_05_01_ПиПДП-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 5 (10) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 8,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 81 | 81 | 81 | 81 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой профессор, д.псх.н., Ральникова И.А.
1.1. | Изучение закономерностей развития семьи и ребенка в трудной жизненной ситуации, овладение методами диагностики личности и семьи, психологического вмешательства и психологического сопровождения. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.51 |
ОПК-1 | способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности |
ПК-9 | способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением |
ПК-10 | способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях |
ПК-11 | способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения |
ПК-12 | способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи |
ПК-30 | способностью консультировать по проблемам семьи и защиты прав и законных интересов детей и подростков |
ПСК-4.1 | способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска |
ПСК-4.3 | способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения |
ПСК-4.4 | способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | закономерности адаптивного и дезадаптивного преодоления личностных и семейных кризисов, особенности диагностики, психологического вмешательства и сопровождения детей и семей в трудных жизненных ситуациях (повторный брак, тяжелая болезнь или смерть члена семьи, суицид, и др.) |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | разрабатывать программы психологической диагностики, вмешательства и сопровождения детей и семей в трудных жизненных ситуациях (повторный брак, тяжелая болезнь или смерть члена семьи, суицид и др.) и проводить психообразование для специалистов социальной сферы |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владения приемами и методиками диагностики, вмешательства и сопровождения в работе с детьми, подростками и их семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации (повторный брак, тяжелая болезнь или смерть члена семьи, суицид, и др.) |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Ненормативные семейные кризисы как трудные жизненныеситуации | ||||||
1.1. | Тяжелая болезнь члена семьи. | Лекции | 10 | 2 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-30, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Тяжелая болезнь члена семьи. | Сам. работа | 10 | 10 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Тяжелая болезнь члена семьи. | Практические | 10 | 4 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.4. | Рождение в семье ребенка с ОВЗ. | Лекции | 10 | 2 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-30, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.5. | Рождение в семье ребенка с ОВЗ. | Практические | 10 | 4 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.6. | Рождение в семье ребенка с ОВЗ. | Сам. работа | 10 | 10 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.7. | Инцест. | Лекции | 10 | 1 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.8. | Инцест. | Сам. работа | 10 | 8 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.9. | Инцест. | Практические | 10 | 2 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.10. | Смерть члена семьи. | Лекции | 10 | 4 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-30, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.11. | Смерть члена семьи. | Сам. работа | 10 | 12 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.12. | Смерть члена семьи. | Практические | 10 | 4 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.13. | Вступление супругов в повторный брак. | Лекции | 10 | 2 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-30, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.14. | Вступление супругов в повторный брак. | Сам. работа | 10 | 10 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.15. | Вступление супругов в повторный брак. | Практические | 10 | 2 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Трудные жизненные ситуации современной семьи.. | ||||||
2.1. | Бесплодие как фактор семейной нестабильности. | Сам. работа | 10 | 11 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-30, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Бесплодие как фактор семейной нестабильности. | Лекции | 10 | 1 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Бесплодие как фактор семейной нестабильности. | Практические | 10 | 2 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.4. | "Алкогольная семья" и ее роли. | Лекции | 10 | 2 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-30, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.5. | "Алкогольная семья" и ее роли. | Сам. работа | 10 | 20 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.6. | "Алкогольная семья" и ее роли. | Практические | 10 | 4 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложения |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложения |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Прохорова О.Г., Торохтий В.С. | ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Якимова Т.В. | ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Векилова С.А. | ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Колесникова Г.И. | СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф другой организации | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | университетская библиотека on-line. | университетская библиотека on-line. | ||
Э2 | электронно-библиотечная система издательства «Лань». | e.lanbook.com | ||
Э3 | курс в Moodle "Психологическая помощь детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для успешного освоения дисциплины студентам рекомендуется: 1. Обязательное посещение лекционных занятий, ведение конспектов лекций, применение информации, полученной на лекциях при подготовке домашних заданий, творческих заданий. 2. Gосещение практических занятий, выступление на практических занятиях; при подготовке к практическим занятиям необходимо вдумчивое знакомство с обязательной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины. 3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждении домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданий и др. Методические рекомендации к самостоятельной работе. Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации. Подготовка к практическим занятиям. В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов, персоналии, уметь приводить примеры, анализировать кейсы. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы. При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу. Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать). Подготовка к тестам контроля знаний. Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. |