МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическая помощь детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 8,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.пс.н., доцент, Ипполитова Е.А.;к.социол.н., доцент, Васильева Е.В.

Рецензент(ы):
д.психол.н., Профессор, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Психологическая помощь детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.псх.н., Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой профессор, д.псх.н., Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение закономерностей развития семьи и ребенка в трудной жизненной ситуации, овладение методами диагностики личности и семьи, психологического вмешательства и психологического сопровождения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.51

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-9 способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением
ПК-10 способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПК-30 способностью консультировать по проблемам семьи и защиты прав и законных интересов детей и подростков
ПСК-4.1 способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска
ПСК-4.3 способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения
ПСК-4.4 способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности адаптивного и дезадаптивного преодоления личностных и семейных кризисов, особенности диагностики, психологического вмешательства и сопровождения детей и семей в трудных жизненных ситуациях (повторный брак, тяжелая болезнь или смерть члена семьи, суицид, и др.)
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать программы психологической диагностики, вмешательства и сопровождения детей и семей в трудных жизненных ситуациях (повторный брак, тяжелая болезнь или смерть члена семьи, суицид и др.) и проводить психообразование для специалистов социальной сферы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения приемами и методиками диагностики, вмешательства и сопровождения в работе с детьми, подростками и их семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации (повторный брак, тяжелая болезнь или смерть члена семьи, суицид, и др.)

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Ненормативные семейные кризисы как трудные жизненныеситуации
1.1. Тяжелая болезнь члена семьи. Лекции 10 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-30, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Тяжелая болезнь члена семьи. Сам. работа 10 10 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Тяжелая болезнь члена семьи. Практические 10 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Рождение в семье ребенка с ОВЗ. Лекции 10 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-30, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Рождение в семье ребенка с ОВЗ. Практические 10 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Рождение в семье ребенка с ОВЗ. Сам. работа 10 10 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Инцест. Лекции 10 1 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. Инцест. Сам. работа 10 8 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.9. Инцест. Практические 10 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.10. Смерть члена семьи. Лекции 10 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-30, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Смерть члена семьи. Сам. работа 10 12 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.12. Смерть члена семьи. Практические 10 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.13. Вступление супругов в повторный брак. Лекции 10 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-30, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Вступление супругов в повторный брак. Сам. работа 10 10 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.15. Вступление супругов в повторный брак. Практические 10 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Трудные жизненные ситуации современной семьи..
2.1. Бесплодие как фактор семейной нестабильности. Сам. работа 10 11 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-30, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Бесплодие как фактор семейной нестабильности. Лекции 10 1 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Бесплодие как фактор семейной нестабильности. Практические 10 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. "Алкогольная семья" и ее роли. Лекции 10 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-30, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. "Алкогольная семья" и ее роли. Сам. работа 10 20 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. "Алкогольная семья" и ее роли. Практические 10 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Прохорова О.Г., Торохтий В.С. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Якимова Т.В. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Векилова С.А. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Колесникова Г.И. СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф другой организации М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line. университетская библиотека on-line.
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle "Психологическая помощь детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения дисциплины студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных занятий, ведение конспектов лекций, применение информации, полученной на лекциях при подготовке домашних заданий, творческих заданий.
2. Gосещение практических занятий, выступление на практических занятиях; при подготовке к практическим занятиям необходимо вдумчивое знакомство с обязательной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждении домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданий и др.

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов, персоналии, уметь приводить примеры, анализировать кейсы. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу. Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний.
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.