МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Работа с замещающими семьями

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ст.преподаватель, Мелешева А.П.

Рецензент(ы):
д-р психол. наук, проф., Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Работа с замещающими семьями

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать представление об особенностях организации работы с замещающими семьями

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10 способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
ПК-30 способностью консультировать по проблемам семьи и защиты прав и законных интересов детей и подростков
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности организации работы с замещающими семьями, основы законодательства в области устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан
3.2.Уметь:
3.2.1.устанавливать причины отклоняющегося поведения, дезадаптации, кризиса ребенка, социального неблагополучия в замещающих семьях, консультировать по проблемам семьи и защиты прав и законных интересов детей и подростков
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками оказания помощи замещающей семье в контексте вопросов, связанных с законодательством в области устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Основы законодательства в области устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Лекции 9 2 ПК-10, ПК-30 Л1.4, Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л1.5, Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л1.6, Л1.7, Л2.3
1.2. Основы законодательства в области устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Практические 9 2 ПК-10, ПК-30 Л1.4, Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л1.5, Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л1.6, Л1.7, Л2.3
1.3. Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей Лекции 9 2 ПК-10, ПК-30 Л1.4, Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л1.5, Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л1.6, Л1.7, Л2.3
1.4. Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей Практические 9 4 ПК-10, ПК-30 Л1.4, Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л1.5, Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л1.6, Л1.7, Л2.3
1.5. Представление о семье как развивающейся системе Лекции 9 2 ПК-10, ПК-30 Л1.4, Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л1.5, Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л1.6, Л1.7, Л2.3
1.6. Представление о семье как развивающейся системе Практические 9 4 ПК-10, ПК-30 Л1.4, Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л1.5, Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л1.6, Л1.7, Л2.3
1.7. Практические аспекты сопровождения замещающих семей Практические 9 4 ПК-10, ПК-30 Л1.4, Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л1.5, Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л1.6, Л1.7, Л2.3
1.8. Адаптация ребенка в замещающей семье Лекции 9 4 ПК-10, ПК-30 Л1.4, Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л1.5, Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л1.6, Л1.7, Л2.3
1.9. Адаптация ребенка в замещающей семье Практические 9 4 ПК-10, ПК-30 Л1.4, Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л1.5, Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л1.6, Л1.7, Л2.3
1.10. Система помощи замещающей семье Лекции 9 4 ПК-10, ПК-30 Л1.4, Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л1.5, Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л1.6, Л1.7, Л2.3
1.11. Система помощи замещающей семье Практические 9 4 ПК-10, ПК-30 Л1.4, Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л1.5, Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л1.6, Л1.7, Л2.3
Раздел 2. Практикум по сопровождению замещающих семей
2.1. Решение практических задач Сам. работа 9 72 ПК-10, ПК-30 Л1.4, Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л1.5, Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л1.6, Л1.7, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10414

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-10: способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1.Что не относят к причинам девиантного поведения:
а) возникновение новой социальной системы на обломках старой
б) опережение потребностями общества настоящего развития общества
в) особенности структуры политической партии
г) случайное отклонение
Ответ: в
Вопрос 2.При проявлении отклоняющегося поведения на что необходимо обращать внимание в первую очередь:
а) на последствия
б) на участников
в) на способы
Ответ: а
Вопрос 3.Сегодня среди подростков наблюдается процент тех, кто употребляет наркотические вещества, алкоголь, занимается проституцией или ведет себя агрессивно. Группу риска составляют ребята, которые не способны:
А) принимать решения без совета других людей и позволяют другим принимать важные решения за них
Б) ощущают опустошённость или беспомощность, когда обрывается близкая связь, плохо переносят одиночество
В) из страха быть отвергнутым соглашаются с другими, даже если считают, что те не правы
Г) все ответы верны
Ответ: г
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1.Прямые десоциализирующие влияния ..
Ответ: со стороны ближайшего окружения, если оно открыто демонстрирует образцы асоциального поведения, антиобщественных ориентации и убеждений, когда действуют антиобщественные нормы и ценности, групповые предписания, внешние поведенческие регуляторы, направленные на формирование личности асоциального типа.
Вопрос 2.Косвенные десоциализирующие влияния среды ..
Ответ: могут быть обусловлены факторами разного характера: социально-психологического (отсутствие необходимых условий для реализации ведущих механизмов и способов социализации — неорганизованная должным образом воспитывающая среда), психолого-педагогического и психологического.
Вопрос 3.Типология семей по ее функциональной состоятельности:
Ответ: - функционально состоятельные; - функционально несостоятельные («группа риска») - конфликтные семьи.
Вопрос 4.Неправильные стили детско-родительских отношений:
Ответ: жестко-авторитарный, педантично-авторитарный, увещевательный, непоследовательный, отстраненно¬равнодушный, попустительско-снисходительный и т.п.
Вопрос 5.Социальный патронаж - это
Ответ: форма взаимодействия с семьей, когда социальный педагог находится в распоряжении 24 часа в сутки, оказывая влияние на суть событий происходящих в семье.
Вопрос 6.Семейное консультирование - это
Ответ: оказание социально-педагогической консультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах меду взрослыми и детьми в семье.
Вопрос 7. Раскройте сущность профилактического уровня в работе с неблагополучной семьей:
Ответ: организации общедоступной медико-психологической и социально педагогической поддержки семьи. На данном уровне деятельность социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации. Эффективность профилактической деятельности социального педагога напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьёй.
Вопрос 8. Раскройте сущность диагностического уровня в работе с неблагополучной семьей:
Ответ: Диагностика - длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьёй, а также с другими людьми.На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы:
- наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояние психики клиента);
- беседа (равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану);
- анкета (письменный опрос);
- тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик).
Вопрос 9. Раскройте сущность реабилитационного уровня в работе с неблагополучной семьей:
Ответ: Этот уровень является важнейшим в системе работы с семьёй, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация - это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения.
Вопрос 10.В основу взаимодействия социального педагога и родителей положено:
Ответ: - Изучение семей с целью выявления причин, вызвавших проблемы в жизни ребенка.
- Встречи с родителями с целью оказания помощи их детям.
- Встречи родителей и учителей-предметников по составлению плана совместных действий педагога и родителей.
- Анализ промежуточных результатов совместной воспитательной деятельности.
- Посещение семей с целью охраны прав детства.
- Учёт неблагополучных семей, составление карточек учёта.
- Консультационные встречи со школьным психологом и другими специалистами.
- Классные собрания по проблемам социальной адаптации детей.
Вопрос 11.Основные функции социального педагога в работе с семьёй:
Ответ: - диагностическая (изучение особенностей семей и степени влияния микросреды);
- прогностическая (моделирование воспитывающей ситуации с учетом диагностики семьи);
- организационно-коммуникативная (психолого-педагогическое просвещение родителей, организация общения);
- правозащитная (поддержка семей в защите прав, свобод, социальных гарантий);
- предупредительно-профилактическая (профилактика девиантного поведения);
- социально-бытовая (оказание нуждающимся семьям материальной помощи);
- социально-психологическая (осуществление неотложной психологической помощи);
- организаторская (обеспечение культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности, технического и художественного творчества для семей).
Вопрос 12.Действуя в интересах ребёнка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит:
Ответ: - установление контактов с семьей;
- выявление проблем и трудностей в семье;
- стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной деятельности;
- оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами (психологами, социальными работниками, врачами, юристами, с представителями органов власти, общественностью).
Вопрос 13.Социально¬-педагогический мониторинг семьи - это
Ответ: научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о протекающих процессах и на этой основе принятия стратегических и тактических решений.
Вопрос 14.Основные принципы:социально-педагогического мониторинга семьи:
Ответ: достоверность; полнота; системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Вопрос 15.Сущность мониторинга семьи:
Ответ: в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (например: сочинения детей о семье), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование и т.д.).
Вопрос 16. Основное назначение диагностики и мониторинга -
Ответ: составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных семьям, обслуживаемым социальным педагогом.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
Зачтено: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Не зачтено: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-30: способностью консультировать по проблемам семьи и защиты прав и законных интересов детей и подростков
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Выберите наиболее точное определение понятия «профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:
а) система социальных, правовых, педагогических и иных мер,
направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых
в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
б) система различных государственных мер, направленных на недопущение условий, способствующих преступности несовершеннолетних;
в) система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих преступным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности
с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
г) совокупность правовых нор, предусмотренных в действующем
законодательстве и направленных на выявление и устранение причин
и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
Ответ: а
2. Определение понятия межведомственного взаимодействия
субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних содержится в:
а) Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
б) Постановлении Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. № 995
«Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»;
в) не содержится ни в одном из перечисленных документов.
Ответ: в
3. Одними из главных признаков девиантного поведения являются:
а) стойкость и постоянство проявления, поведение наносящее
ущерб самому человеку, окружающим людям и/или имуществу;
б) однократное нарушение социальных норм и дисциплины;
в) трудности его предотвращения;
г) трудности его прогнозировани
Ответ: а
4. Показателями эффективности профилактической работы, осуществляемой субъектами профилактики в регионе, могут являться:
а) данные региональной ведомственной статистики;
б) доля обучающихся, снятых с профилактического учёта в связи
положительной динамикой поведения;
в) данные исследований склонности обучающихся к девиантному
поведению;
г) всё перечисленное.
Ответ: г
5. Сущность восстановительного подхода состоит в:
а) обязанности преступника понести заслуженное наказание
за причинение вреда другому человеку и/или обществу;
б) психологической коррекции девиантного поведения правонарушителя;
в) восстановлении субъектности людей, семей и сообществ, возвращении им ответственности за собственную жизнь, за урегулирование сложных ситуаций, за исправление негативных последствий
причиненного вреда;
г) принесении публичных извинений за совершенное преступление
Ответ: в
6. Форму федерального статистического наблюдения № 1-КДН
«Сведения о деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних» предоставляют:
а) субъекты системы профилактики, принявшие участие в межведомственных мероприятиях в отчетном году;
б) орган местного самоуправления, обеспечивающий деятельность муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, обеспечивающий деятельность территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
в) все субъекты системы профилактики.
Ответ: б
7. Предложения в проект плана работы комиссии по рассмотрению вопросов на заседании комиссии должны содержать…
а) причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
б) информацию об органе (организации, учреждении), и (или)
должностном лице, и (или) члене комиссии, ответственных за подготовку вопроса;
в) конкретные меры, которые должны быть приняты по итогам рассмотрения указанного вопроса.
Ответ: б
8.В течении какого времени сотрудник или представитель органа учреждения системы профилактики обязан сообщить в другие субъекты профилактики при помещении несовершеннолетних в организацию для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей:
А) в течении 1 суток
Б) в течении 3 рабочих дней
В) незамедлительно
Ответ: В
9.. Возможна ли постановка несовершеннолетнего на профилактический учет в органе внутренних дел при первичном совершении им административного правонарушения?
А. нет, одного правонарушения недостаточно
Б. после первого правонарушения с н/л допустима только профилактическая беседа
В. да, первичного правонарушения достаточно для постановки н/л на профилактический учет
Ответ: В
10.В каком году принят Федеральный закон №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
А. в 1991 году
Б. в 1995 году
В. в 1999 году
Г. в 1989 году
Ответ: В
11. Верно ли утверждение Правовое обеспечение в области защиты прав детей – это совокупность
законов и иных нормативно-правовых актов федеральных органов государственной власти России и органов власти субъектов Российской Федерации.
а)да
б) нет
Ответ: а
12. Верно ли утверждение Высшей юридической силой обладают международные правовые акты?
а) да
б) нет
Ответ: а
13.Права на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества признаны Конвенцией?
а)верно
б) неверно
Ответ: а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
14.Какие из перечисленных прав, закрепленных в конституции РФ, относятся к личным. Выберите один или несколько ответов:
а. Право участвовать в управлении делами государство
б. Право на жилище
в. Право на жизнь
г. Право на неприкосновенность личности
Ответ: в,г
15.Согласно международному законодательству ребенок обладает правами. Выберите один ответ:
а. с момента рождения
б. по достижению 14 лет
в. по достижению 16 лет
г. по достижению 18 лет
Ответ: а
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. Напишите нормативно-правовые документы РФ о защите прав детей
Ответ: Декларация прав ребенка ( ООН, 1959г.)
Конвенция ООН о правах ребенка (подписана РФ в 1989 г. ратифицирована в 1990г.)
Конституция РФ.
Семейный кодекс РФ (1996г.)
Закон РФ «Об образовании».
Гражданский кодекс РФ.
Уголовный кодекс РФ.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
2. Права и обязанности семьи и отдельных ее членов широко рассматриваются в Семейном Кодексе Российской Федерации. Среди прав детей, рассматриваемых в Семейном Кодексе, следует отметить следующие.....
Ответ: Право ребенка жить и воспитываться в семье; Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками; Право ребенка на защиту; Право ребенка выражать свое мнение; Право ребенка на имя, отчество и фамилию; Имущественные права ребенка.
3. Ведомственные нормативно-правовые акты - это
Ответ: в РФ традиционное понятие теории права, означающее нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, изданный на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федерального органа исполнительной власти в пределах его компетенции.
4. Под правами человека принято понимать...
Ответ: естественные возможности индивида, которые обеспечивают его личное достоинство и свободу жизнедеятельности во всех аспектах общественной жизни.
5. Дата принятия Конституции рФ
Ответ: 12.12.1993
6. Напишите кодексы РФ, в которых регулируются права несовершеннолетних:
Ответ: Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных нарушениях РФ, Жилищный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ.
7. Защита прав и интересов ребенка определяется:
Ответ: родителями (законными представителями), органами опеки и попечительства, прокурором или судом.
8. Иерархия законов определяется...
Ответ: Конституцией
9. Родителей лишают родительских прав если они..
Ответ: применяют неправильные методы воспитания детей
10. Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина, установленные...
Ответ: Семейным кодексом
11. Воспитание - это
Ответ:деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде.
12.Конституции Российской Федерации гарантирует право на образование ...
Ответ: каждого гражданина (статья 43)
13. Различают 4 уровня законов:
Ответ: международный, федеральный, региональный, инстуциональный
14. Федеральный закон РФ, в котором используются понятия "несовершеннолетний", "безнадзорный", "беспризорный" как основные:
Ответ: Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
15. Документ, защищающий права ребенка и имеющий обязательную силу для подписавших его стран, - это …
Ответ: конвенция.
2. Мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций – это социальная …
Ответ: реабилитация
3. Права учащихся образовательного учреждения определяются...
Ответ: уставом образовательного учреждения
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
Зачтено: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Не зачтено: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
Примерный перечень вопросов к зачету теоретического характера:
1.Основы законодательства в области устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан
2.Семья как развивающаяся система
3.Направления сопровождения замещающих семей
4.Адаптация ребенка в замещающей семье: проблемный анализ.
5.Адаптация ребенка в замещающей семье: психологическая помощь
6.Организация системе помощи в замещающей семье
7.Особенности психологической помощи по проблемам девиантного поведения.
8.Этические принципы оказания системной помощи замещающей семье.
9.Признаки и характеристики девиантного поведения
10.Психологическое консультирование детей и родителей с агрессивным поведением
11.Применение психологической диагностики в консультировании клиентов с проблемами дезадаптации и девиациями
12.Особенности консультирования подростков с девиантным поведением и их семей.
13.Системная помощь замещающей семье в случае дезпдаптпции.
14.Системная помощь замещающей семье в случае кризиса
15.Кризисные периоды и развитие девиаций.

Примерные задания к зачету практического характера:
1. Напишите, что бы вы сказали клиенту, незамотивированному на получение психологической помощи.
2. Примените технику «Парафраз» на следующие слова подростка: «У меня с матерью плохие отношения, я злюсь на нее, обижаюсь, не могу сказать ей про то, что меня не устраивает, боюсь, что скоро не смогу сдерживаться, и выплесну на нее весь свой негатив сделаю еще хуже».
3. Прочитайте слова клиента. Сформулируйте вопрос, способствующий выходу на эмоциональные переживания: «Я всегда молча выслушиваю недовольства своих родителей в мой адрес».
4. Сформулируйте серию вопросов, направленных на углубление исследования проблемы в ответ на слова мамы: «Мой сын меня не любит».
5. Примените технику «Убеждения» в случае желания замещающей семьи отказаться от дальнейшего воспитания ребенка.
6. Придумайте и напишите пример обращения (жалобы) клиента и запроса на консультативную помощь по проблемам девиантного поведения.
7. Примените технику «Парадоксальных вопросов» на следующие слова родителя из замещающей семьи: «У меня никогда ничего не получится».
8.Придумайте и сформулируйте один вопрос, помогающий узнать чувства клиента, и один вопрос, позволяющий узнать мысли.
9. Напишите, какие технические приемы психологического консультирования Вы бы посчитали нужными использовать в случае переживания родителями антивитального поведения их ребенка.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Л. Кокоренко, Н. Ю. Кучукова, И. Ю. Маргошина Социальная работа с детьми и подростками: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2011
Л1.2 Под редакцией Басов Н. Ф. Социальная работа с молодежью: учебное пособие М.: Дашков и Ко // ЭБС. "Университетская библиотека онлайн.//http://www.biblioclub.ru, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253961
Л1.3 Холостова, Е. И. Социальная работа: история, теория и практика : учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 biblio-online.ru
Л1.4 Е. И. Холостова Социальная работа с дезадаптированными детьми: учеб. пособие М.: Дашков и К, 2017 biblioclub.ru
Л1.5 Е. И. Холостова Социальная работа: учеб. пособие М.: Дашков и К°, 2008
Л1.6 Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учебное пособие: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»,, 2017 biblioclub.ru
Л1.7 Григорьева И.А. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.В. Якушев Социальная защита и социальная работа: М.: А-Приор, 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56374
Л2.2 Холостова Е.И. Социальная работа и социальная сплоченность общества: учеб. пособие М.:, 2018 biblioclub.ru
Л2.3 Павленок Петр Денисович Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учебное пособие ИНФРА-М, 2018 znanium.com
Л2.4 Е.И. Холостова Социальная работа : М.: Дашков и Ко, 2012
Л2.5 Н. Ф. Дементьева, Л. И. Старовойтова Социальная работа в учреждениях социально-реабилитационного профиля и медико-социальной экспертизы: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010
Л2.6 Холостова, Е.И. Семейное воспитание и социальная работа: учебное пособие Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.
При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:
- изучают рекомендованную литературу;
- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
Примерная схема подготовки студента к практическому занятию:
1. Ознакомиться с вопросами и заданиями.
2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине.
3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов).
4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект).
5. Выполнить задания к практическому занятию.
6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются).
7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором.
При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

1.2. Методические рекомендации по созданию презентации
Алгоритм создания презентации:
1 этап – определение цели презентации
2 этап – подробное раскрытие информации,
3 этап − основные тезисы, выводы.
Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом:
- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;
- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;
- оставшиеся слайды имеют информативный характер.
Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.
Требования к оформлению и представлению презентации:
1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.
2. Тщательно структурированная информация.
3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.
4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.
5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.
6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.
7. Графика должна органично дополнять текст.
8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут;

1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии
Алгоритм создания доклада:
1 этап – определение темы доклада
2 этап – определение цели доклада
3 этап − подробное раскрытие информации
4 этап − формулирование основных тезисов и выводов.