МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Кризисология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. психол. н., доцент, Ипполитова Е.А.

Рецензент(ы):
доктор психол. н, зав. кафедоой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Кризисология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор психол. н., профессор Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор психол. н., профессор Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель спецкурса – знакомство с научными подходами, методами исследования, технологиями оказания психологической помощи личности в критических ситуациях и кризисах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-8 способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию
ПК-10 способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПСК-4.1 способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска
ПСК-4.3 способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения
ПСК-4.4 способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные направления, подходы и теории, объясняющие динамику переживания человеком кризиса; ведущие характеристики кризисного состояния личности, специфичные ситуациям переживания нормативных и ненормативных кризисов; специфику оказания психологической помощи людям в типичных кризисных ситуациях

3.2.Уметь:
3.2.1.проектировать исследование кризисного состояния личности, обусловленного переживанием типичных психологических кризисов, прогнозировать динамику переживания человеком психологических кризисов разного рода, подобрать схему оказания психологической помощи, адекватную конкретной критической ситуации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.критериями оценки глубины переживания кризиса , системой методов диагностики кризисного состояния личности в ситуации переживания нормативных и ненормативных кризисов, технологиями кризисного вмешательства

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория кризиса.
1.1. Критические и экстремальные ситуации в жизни человека. Лекции 7 4 ОПК-1, ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Сущность и типологии кризисов. Сам. работа 7 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Критические и экстремальные ситуации в жизни человека. Сам. работа 7 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Сущность и типологии кризисов. Практические 7 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Травматические кризисы и утраты Сам. работа 7 8 ОПК-1, ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Травматические кризисы и кризисы утраты кризис. Практические 7 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Кризисы профессионального становления личности. Практические 7 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Кризисы профессионального становления личности. Сам. работа 7 8 ОПК-1, ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.9. Кризисы жизненного пути в современных социокультурных условиях. Лекции 7 4 ОПК-1, ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Этапы и динамика кризиса. Практические 7 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Этапы и динамика кризиса. Сам. работа 7 8 ОПК-1, ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.12. Кризисное состояние личности. Сам. работа 7 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Основы организации психологической помощи в ситуации кризиса.
2.1. Кризисная интервенция: понятие, основные принципы, методы Лекции 7 4 ОПК-1, ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Психологические методы диагностики кризисного состояния. Практические 7 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Психологические методы диагностики кризисного состояния. Сам. работа 7 12 ОПК-1, ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Психологическое сопровождение личности в период нормативного кризиса. Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Психологическое консультирование клиентов с различными видами ненормативных кризисов Практические 7 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Психологическое консультирование личности в периоды нормативных и ненормативных кризисов Сам. работа 7 18 ОПК-1, ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Специфика ведения консультативной беседы с клиентом в кризисном состоянии. Практические 7 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Индивидуальная и групповая кризисная психотерапия. Практические 7 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Кризисный центр как форма организации индивидуальной и групповой работы. Сам. работа 7 14 ОПК-1, ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7148
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-8: способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какой тип психологического кризиса переживает клиент, у которого диагностируется состояние переживания непродуктивности своего жизненного пути
А) биографический кризис
Б) травматический кризис
Ответ: а
Вопрос 2. Реакция клиента на утрату, комплекс противоречивых чувств, сила и спектр которых связаны с тем значением, которое имела утрата для человека в прошлом, настоящем и будущем; процесс переживания утраты, направленный на ее постепенное принятие — интеграцию опыта утраты
А) конфликт
Б) горе
Ответ: б
Вопрос 3. Если у клиента один или несколько признаков горя искажаются или чрезмерно усиливаются, прежде всего чувства вины и гнева, то у него диагностируется:
А) отсутствующее горе
Б) преувеличенное горе
Ответ: б.
Вопрос 4. Критическая ситуация, в которой субъективно невозможно ни выйти из ситуации внутреннего противоречия, ни разрешить ее, найдя компромисс между противоречащими побуждениями или пожертвовать одним из них
А) стресс
Б) внутренний конфликт
Ответ: б.
Вопрос 5. Данная критическая ситуация характеризуется состоянием невозможности реализации смысла жизни и предполагает существенную трансформацию личности и ее жизненного пути вследствие переживания этой невозможности
А) стресс
Б) кризис
Ответ: б.
Вопрос 6. Если на психологической консультации клиент пожилого возраста страдает от необходимости принятия своего прошлого, своей жизненной истории, того, что успел в жизни сделать, то у него диагностируется:
А) кризис середины жизни
Б) кризис встречи со старостью
Ответ: б.
Вопрос 7. Данный кризис связан с тем, что клиент переходит в иную культурную, информационную и коммуникативную среду. Для многих людей этот кризис связан со вступлением в брак, переездом в другую страну или город
А) кризис середины жизни
Б) кризис пересадки корней
Ответ: б.
Вопрос 8. При данном типе кризиса запрос клиента связан с основными задачами молодости, которые заключаются в обретении самостоятельности, профессиональном самоопределении и создании собственной семьи
А) кризис середины жизни
Б) кризис перехода к ранней взрослости
Ответ: б.
Вопрос 9. При данном типе кризиса консультативный процесс сфокусирован на переоценкн ценностей, поиск смысла предстоящих этапов жизненного пути, переопределение целей, приведение планов в соответствие с возрастными и социальными изменениями, происходящими в среднем возрасте
А) кризис середины жизни
Б) кризис перехода к ранней взрослости
Ответ: а.
Вопрос 10. Консультирование молодого человека при данном типе кризиса направлено на осознание того, что структура жизни, выстроенная на протяжении второго десятка, больше не является удовлетворяющей, возникает необходимость ее пересмотра и важно сделать более правильные выборы.


А) кризис тридцати лет
Б) кризис встречи со старостью
Ответ: а.
Вопрос 11. При данном типе кризиса клиент сталкивается с угрозой целям или системе ценностей, перекрытие источников жизненного смысла (блокада жизненных целей, представление о невозможности самоактуализации, разрыв между должным и сущим, между собственной жизнью и жизнью окружающих)
А) кризис целостности
Б) кризис встречи со старостью
Ответ: а.
Вопрос 13. Данный тип кризиса обусловлен переживанием человеком таких жизненных событий, как смерть близкого человека, потеря дома (например, в результате стихийных бедствий), личной свободы, здоровья, работы, длительные разлуки, прекращение отношений и т.п.
А) кризис целостности
Б) кризис утраты
Ответ: б.
Вопрос 14. Эти кризисы в большей степени связаны с событиями индивидуальной жизни клиента, такими как утрата, развод, экзистенциальные переживания и др.
А) нормативные кризисы
Б) ненормативные кризисы
Ответ: б.
Вопрос 15. Эти кризисы обусловлены закономерностями социального и психического развития клиента, и связаны со стадиями возрастного, профессионального и брачно-семейного циклов.
А) нормативные кризисы
Б) ненормативные кризисы
Ответ: а.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Ситуации наложения в жизни конкретного человека двух и более кризисов, которые переживаются одновременно – это
Ответ: множественный кризис.
Вопрос 2. Какой тип кризисов имеет своей причиной встречу клиентов с психотравмирующими ситуациями, приводящими к серьезным негативным последствиям, то есть с ситуациями угрозы потери здоровья или жизни (природные и техногенные катастрофы, дорожные аварии, нападения, несчастные случаи и т. п.).
Ответ: травматические.
Вопрос 3. Какие кризисы существенно нарушают у клиента базовое чувство безопасности и могут приводить к развитию болезненных состояний — травматического и посттравматического стресса, других невротических и психических расстройств
Ответ: травматические.
Вопрос 4. Какое состояние диагностируется у клиента, имеющего сильную мотивированность достичь цель (удовлетворить потребность) и преграды, препятствующей этому достижению?
Ответ: фрустрация.
Вопрос 5. Какая форма переживания горя носит постоянный, хронический характер, и интеграция утраты не наступает. Даже спустя многие годы малейшее напоминание об утрате вызывает интенсивные переживания.
Ответ: хроническое горе.
Вопрос 6. Вид психологического консультирования, предоставляемый клиенту, переживающему криз
Ответ: кризисное консультирование.
Вопрос 7. Какие кризисы требуют в ходе консультативной беседы обращения к экзистенциальным проблемам жизни и смерти, свободы и ответственности, одиночества и отношений с этим миром, поиска и обретения смысла своего существования?
Ответ: экзистенциальные кризисы.
Вопрос 8. При каком типе кризиса работа с клиентом среднего возраста сфокусирована на переоценке ценностей, поиске смысла предстоящих этапов жизненного пути, переопределение целей, приведении планов в соответствие с возрастными и социальными изменениями?
Ответ: кризис середины жизни.
Вопрос 9. Какие кризисы обусловлены переживанием клиентами таких жизненных событий, как смерть близкого человека, потеря дома (например, в результате стихийных бедствий), утрата личной свободы, здоровья, работы, длительные разлуки, прекращение отношений и т.п.
Ответ: кризисы утраты.
Вопрос 10. Какие кризисы (нормативные или не нормативные) обусловлены закономерностями социального и психического развития, и связаны со стадиями возрастного развития, профессионального и брачно-семейного циклов?
Ответ: нормативные.
Вопрос 11. Какие кризисы (нормативные или не нормативные) носят непресказуемый характер и не связаны со стадиями возрастного развития, профессионального и брачно-семейного циклов?
Ответ: ненормативные.
Вопрос 12. При какой форме горя отсутствуют какие-либо внешние проявления, как если бы утраты не было вообще? Человек полностью отрицает ее или остается в состоянии шока.
Ответ: отсутствующее горе.
Вопрос 13. При какой форме горя проявления горевания незначительны или полностью отсутствуют? Вместо них появляются соматические жалобы, признаки болезни, отмечавшиеся у умершего, с последующим развитием длительной ипохондрии.
Ответ: подавленное горе.
Вопрос 14. Какая критическая ситуация (стресс, конфликт, фрустрация или кризис) характеризуется состоянием невозможности реализации смысла жизни и предполагает существенную трансформацию клиента и его жизненного пути вследствие переживания этой невозможности.
Ответ: кризис.
Вопрос15: Какой кризис диагностируется у клиента, который описывает чувство потери самоидентификации, утраты самое себя как личности, неспособной принять роль, которую ему предписывает общество на данной стадии своей истории, либо, приняв ее адаптироваться к ней?
Ответ: кризис идентичности.
Вопрос 16. Согласно какому принципу кризисное консультирование характеризуется безотлагательностью, предельной срочностью?
Ответ: безотлагательность.
Вопрос 17. Экстренная психологическая помощь человеку, находящемуся в состоянии кризиса – это
Ответ: кризисная интервенция.
Вопрос 18. Продолжите предложение: основными формами кризисной интервенции являются кризисная психотерапия и …
Ответ: кризисное консультирование.
Вопрос 19. Какой вид психологической помощи оказывает психолог-консультант человеку, переживающему кризис?
Ответ: кризисное консультирование
Вопрос 20. Какой вид психологической помощи клиенту оказывает психолог-консультант кризисного центра?
Ответ: кризисное консультирование.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.
Вопросы к зачету
1. Понятие и типологии кризиса.
2. Кризисное состояние в современной теории кризисного консультирования.
3. Феноменология кризисного состояния.
4. Компоненты кризисного состояния.
5. Показатели переживания кризиса в различных сферах и поведении личности.
6. Психологические методы диагностики состояния кризиса.
7. Этапы протекания и периодизация кризиса: начало, ступени, развитие, динамика, выход.
8. Понятие и принципы кризисной интервенции.
9. Возрастные кризисы.
10. Профессиональные кризисы.
11. Кризисы утраты.
12. Травматические кризисы.
13. Биографические кризисы.
14. Кризисы идентичности.
15. Экзистенциальные кризисы.
16. Психодуховные кризисы.
17. Виды критических ситуаций.
18. Стресс как вид критической ситуации.
19. Конфликт как вид критической ситуации.
20. Фрустрация как вид критической ситуации.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ипполитова Е.А. Психологическая помощь человеку, переживающему кризис: Алт.ГУ, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кораблина Е. П., Акиндинова И. А., Баканова А., Родина А. М. ; Под ред. Кораблиной Е.П. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ 2-е изд., испр. и доп. Практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle "Кризисология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний.
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.