Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 44_05_01_ПиПДП-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 5 (9) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 44 | 44 | 44 | 44 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор
1.1. | Цель: формирование у студента практических навыков оказания неотложной психологической помощи абонентам с проблемами широкого спектра. Задачи дисциплины: -ознакомить студентов со спецификой деятельности служб экстренной психологической помощи по телефону и особенностями дистантного консультирования -познакомить студентов с основными концептуальными и нормативными положениями деятельности служб ТД, особенностями дистантного консультирования; -помочь овладеть основами консультирования по телефону. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1 |
ПК-11 | способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения |
ПК-12 | способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи |
ПСК-4.1 | способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска |
ПСК-4.2 | способность проводить динамическую диагностику психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия |
ПСК-4.5 | способность оказывать индивидуальную и групповую психологическую помощь детям и подросткам с девиантным поведением |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | об этапах становления службы «Телефон доверия»; о принципах и правилах телефонного консультирования; о возможных ошибках, возникающих в процессе консультирования по телефону; приемы и технологии оказания психологической помощи по телефону различным категориям звонящих; установки и техники работы психолога-консультанта (безоценочное позитивное принятие, эмпатическое понимание, конгруэнтное самопредъявление, пассивное и активное эмпатическое слушание, эмпатическое и конгруэнтное говорение, паузы, метафоры, темпоритм речи, позы и дыхание); основные теоретические, технологические и профессионально этические подходы к телефонному консультированию как особому виду психологической помощи. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | грамотно и профессионально вести диалог в частных случаях телефонного консультирования; применять на практике базовые способы и техники телефонного консультирования, в зависимости от задач этапа, условий; занимать профессиональную позицию в решении задач психологического консультирования; определять стратегию консультирования для каждого обратившегося абонента; исследовать заявленную абонентом проблему; формулировать и решать консультативные задачи, выбирая целесообразные в данных условиях средства и методы, а также анализировать эффективность оказанной дистанционной психологической помощи работать с актуальным состоянием, руководствуясь принципом «здесь и сейчас»;успешно завершать диалог. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | глубоким пониманием процесса телефонного консультирования, а также пониманием важности терапевтических отношений в сочетании с использованием специальных методов; основными методами построения стратегии дистанционной консультативной психологической помощи; практическими навыками работы психолога-консультанта, оказывающего психологическую помощь по телефону; применения техник и профессиональных приемов оказания консультативной телефонной помощи; базовыми навыками установления и поддержания контакта, создания доверительной атмосферы, поддержки абонента, активного слушания, расспрашивания, резюмирования а также приемами проведения организационного, диагностического и коррекционно развивающего этапов консультирования в типичных ситуациях запроса на психологическую помощь. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основные организационные и методологические принципы оказания экстренной психологической помощи по телефону доверия | ||||||
1.1. | Телефон доверия – основы службы экстренной психологической помощи | Лекции | 9 | 1 | ПК-11, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Особенности работы на ТД, характеристики обращений | Лекции | 9 | 1 | ПК-11, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Анализ обращений в службу ТД. Единый кодификатор. Феномен “выгорания” в деятельности консультантов телефонов доверия. | Сам. работа | 9 | 2 | ПК-11, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Основные принципы работы и этика телефонной помощи. Международные нормы, на основе которых строится деятельность службы ТД. | Сам. работа | 9 | 2 | ПК-11, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Отличительные особенности телефонного консультирования. Практика супервизии в телефонном консультировании. | Сам. работа | 9 | 2 | ПК-11, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.6. | История возникновения телефонного консультирования в России и за рубежом. Модели телефонов доверия. Основные типы телефонных звонков на ТД. Проблематика обращений. | Сам. работа | 9 | 2 | ПК-11, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.7. | Цели и ценности, этика, основные принципы работы, специфика Телефона Доверия. Требования к телефонным консультантом: личностные професионально важные качества. Мифы о консультантах и абонентах. | Сам. работа | 9 | 2 | ПК-11, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.8. | Границы компетентности психолога-консультанта и работа со смежными специалистами. | Сам. работа | 9 | 2 | ПК-11, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Приемы и методы психологического телефонного консультирования | ||||||
2.1. | Активное слушание.Определение «активное слушание». Основные приемы активного выслушивания. | Лекции | 9 | 2 | ПК-11, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Язык телефонного диалога. Ошибки телефонного диалога и искусство его завершения | Лекции | 9 | 2 | ПК-11, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Этапы консультирования, основные правила, 5-шаговая модель интервью. Отработка навыков консультирования в практических упражнениях. | Практические | 9 | 2 | ПК-11, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.4. | Основные методы: активное слушание, соотвествие языку абонента, использование репрезентативной системы, отражение, эмпатия. Отработка навыков консультирования в практических упражнениях. | Практические | 9 | 2 | ПК-11, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.5. | Ошибки телефонного диалога и искусство его завершения. Запрешенные приемы телефонного консультирования. | Практические | 9 | 2 | ПК-11, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.6. | Типы телефонных диалогов (завершенные и незавершенные). Этапы телефонного диалога (введение, исследование чувств и проблем абонента, исследование альтернатив и решений, завершение). Вопросы телефонного диалога. | Сам. работа | 9 | 2 | ПК-11, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.7. | Психотехники в телефонном консультировании | Сам. работа | 9 | 2 | ПК-11, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.8. | Гештальт-терапия в телефонном консультировании. Телесноориентированный, арт-терапевтический и поведенческий подходы.Эриксонианские техники в телефонном консультировании. Приемы НЛП в телефонном диалоге. | Сам. работа | 9 | 2 | ПК-11, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.9. | Заполнение карты приема и фиксация процесса консультирования. | Сам. работа | 9 | 2 | ПК-11, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Социально-психологические характеристики обращений и обращающихся за помощью на ТД | ||||||
3.1. | Телефонное консультирование определенных абонентов. Ориентированное на возраст консультирование по телефону. | Лекции | 9 | 4 | ПК-11, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Спцифика консультирования детей и подростков. Отработка навыков консультирования в практических упражнениях. | Практические | 9 | 2 | ПК-11, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Телефонное консультирования по семейным проблемам.Отработка навыков консультирования в практических упражнениях. | Практические | 9 | 2 | ПК-11, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.4. | Консултирование абонентов с суицидальным поведением. Отработка навыков консультирования в практических упражнениях. | Практические | 9 | 2 | ПК-11, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.5. | Консультирование абонентов с аддиктивным поведением, созависимость. Отработка навыков консультирования в практических упражнениях. | Практические | 9 | 2 | ПК-11, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.6. | Консультирование абонентов по признакам жестокого обращения и насилия.Отработка навыков консультирования в практических упражнениях. | Практические | 9 | 2 | ПК-11, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.7. | Консультирование абонентов по поблемам полового созревания и сексуальной компетенции. Отработка навыков консультирования в практических упражнениях. | Практические | 9 | 2 | ПК-11, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.8. | Особенности консультирования "зависающих", агрессивных абонентов. | Сам. работа | 9 | 4 | ПК-11, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.9. | Особенности экстренной психологической помощи по частным проблемам | Сам. работа | 9 | 4 | ПК-11, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.10. | Телефонное консультирование по экзистенциальным проблемам. Сексуальные проблемы в телефонном консультировании. | Сам. работа | 9 | 4 | ПК-11, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.11. | Консультирование абонентов по вопросам отношений, дружбы и любви. Телефонное консультирование по экзистенциальным проблемам. | Сам. работа | 9 | 4 | ПК-11, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.12. | Отношения собеседников со службой телефона доверия. Розыгрыши. | Сам. работа | 9 | 4 | ПК-11, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.13. | "Синдром эмоционального сгорания" телефонных консультантов. Превенция синдрома эмоционального сгорания и хронической усталости методами арт-терапии. | Сам. работа | 9 | 4 | ПК-11, ПК-12, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.5 | Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС ДТД девиант.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В. Ю. Меновщиков | Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями: [учеб. -метод. пособие] | Смысл, 2005 | |
Л1.2 | Иванова Е.Н. | Конфликтологическое консультирование: учебное пособие | Издательство НГТУ, 2012 | www.studentlibrary.ru |
Л1.3 | Линде Н.Д. | Психологическое консультирование: теория и практика: учеб. пособие для вузов | М.: Аспект Пресс, 2011 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Е. Г. Суркова | Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков: учеб. пособие для вузов | М. : Аспект Пресс, 2008 | www.lib.asu.ru |
Л2.2 | Е. Г. Суркова | Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков: учеб. пособие для вузов | М. : Аспект Пресс, 2008 | www.lib.asu.ru |
Л2.3 | О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев | Психологическое консультирование и психологическая коррекция: учеб. для бакалавров | Юрайт, 2014 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | – университетская библиотека on-line. | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | – электронно-библиотечная система издательства «Лань». | e.lanbook.com | ||
Э3 | - Курс в Moodle "Возрастно-психологическое консультирование" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется: 1. Посещение лекционных занятиях семестра. Так как лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют фундамент теоретической подготовки обучаемых по данной дисциплине. Цель лекций - дать обучаемым основу теоретических знаний по дисциплине, на базе которых в последующем вырабатываются умения и навыки, сконцентрировать у них внимание на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их самостоятельную активную познавательную деятельность. 2. Обязательное посещение всех практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для подготовки к выполнению практических заданий, докладов; они будут проходить в форме деловых игр, дискуссий, проблемных занятий, пресс-конференций. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении. 3. В процессе подготовки домашних заданий по дисциплине «Детский телефон доверия» придерживайтесь следующих общих рекомендаций. a. осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий; b. сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию; c. тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д. d. изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников, e. составляйте терминологический словарь и анализируйте интернет-ресурсы по темам раздела. 4. При подготовке к практическим занятиям следует При не только знакомиться с основной литературой, но и активно читать дополнительную литературу по проблеме, а также по результатам работы с литературой подготовить тематические доклады и выступления на пресс-конференциях и дискуссиях, для организации взаимодействия в разных социальных ситуациях учебного процесса. 5. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании позиций в практических ситуациях с последующим их анализом, кейсовых упражнениях. 6. Доклад – оценочное средство, позволяющее оценить рефлексивный процесс, умения студента осознавать и анализировать теоретический материал. 7. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное посещение семинаров, выполнение практических заданий, тестирование. |