МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в языкознание

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильОтечественная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ОФ-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.филол.н., проф., Чернышова Т.В.

Рецензент(ы):
д.филол.н., проф., Трубникова Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Введение в языкознание

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 947)

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 07.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чернышова Т.В., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 07.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Чернышова Т.В., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.познакомить с важнейшими разделами и проблемами науки о языке, с основными понятиями, которыми оперирует эта наука на современном этапе развития и знание которых необходимо для изучения всего разнообразного цикла лингвистических дисциплин, изучаемых на филологическом факультете университета: «общее языкознание», «современный русский язык», «введение в славянскую филологию», «старославянский язык», «историческая грамматика русского языка» и др.
Задачи изучения дисциплины:
Изучив курс «Введение в языкознание», студенты должны:
1. знать проблематику и систему важнейших понятий современного языкознания,
2. знать родственные связи русского языка и его типологические соотношения с другими языками,
3. владеть элементарными навыками лингвистического анализа явлений языка, пользуясь системой основных понятий и терминов общего языкознания,
4. уметь пользоваться научной, справочной, методической литературой на родном языке.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью демонстрировать представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной (профильной) области
ОПК-2 способностью демонстрировать знание основных положений и концепций в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые основы теоретического изучения языка, принципы и методы изучения языка в современной лингвистике.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать филологические знания в практической и научной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования полученных знаний в профессиональной и научной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Языкознание как наука
1.1. Языкознание как наука/ Место и роль языкознания в системе наук. Разделы языкознания. Направления языкознания. Язык как предмет языкознания.Сущность языка: синхроническая вариативность и диахроническая изменчивость языка Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.2. Языкознание как наука. Знаковая природа языка.Функции языка Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1
1.3. Происхождение, взаимодействие и изменение языков Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.4. Языковые контакты. Происхождение и историческое развития языка. Родство языков и языковые союзы Практические 1 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
1.5. Происхождение, взаимодействие и изменение языков Сам. работа 1 19 ОПК-1, ОПК-2 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
Раздел 2. Уровни языка как ярусы общей языковой системы
2.1. Уровни языка как ярусы общей языковой системы. Единицы языка, их иерархическая организация и функции Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.2. Система и структура языка Практические 1 4 ОПК-1, ОПК-2 Л3.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.3. Разновидности лексических систем. Лексическая система: полисемия, омонимия, синонимия. Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
2.4. Лексикология: понятие о слове и лексическом значении. Понятие о лексической системе языка.Лексическая система: синонимия, омонимия. Практические 1 4 ОПК-1, ОПК-2 Л3.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.5. Грамматическая система русского языка Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.4
2.6. Грамматика. Грамматическое значение. Грамматические категории. Морфология и синтакси как разделы грамматики. Практические 1 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
2.7. Уровни языка как ярусы общей языковой системы Сам. работа 1 25 ОПК-1, ОПК-2 Л3.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы текущего контроля
1. Предмет и задачи языкознания.
2. Связь языкознания с другими науками.
3. Общее и частное языкознание.
4. Синхроническое и диахроническое языкознание.
5. Теоретическое и прикладное языкознание
6. Трудовая теория происхождения языка.
7. Уровни языка и их единицы.
8. Внутриуровневые и межуровневые отношения и связи.
9. Язык как знаковая система особого рода. Треугольник Фреге.
10. Дихотомия: язык-речь.
11. Связь языка и мышления.
12. Связь языка и общества.
13. Связь языка и культуры.
14. Генеалогическая классификация языков.
15. Типологическая классификация языков.
5.1.2. Вопросы промежуточного контроля знаний
1. Языкознание как наука. Предмет и задачи языкознания.
2. Межпредметные связи языкознания и других дисциплин.
3. Направления языкознания.
4. Разделы языкознания.
5.Теории происхождения языка.
6.Историческое развитие языков.
7. Языки народов Российской Федерации и Ближнего зарубежья.
8. Язык как система. Уровни языка. Межуровневые и внутриуровневые связи.
9. Знаковый характер языка. Треугольник Фреге.
10. Язык и речь.
11. Язык и мышление.
12. Язык и общество.
13. Перспективы языкового развития человечества. Языковые контакты. Билингвизм
УП: 45.03.02-БЛин-Лин-11 (3+).plm.xml стр. 9
14. Язык и культура.
15. Языковая картина мира.
16. Генеалогическая классификация языков.
17. Методы изучения родства языков. Сравнительно-исторический метод
18. Типологическая классификация языков.
19. Языковые универсалии.
20. Графика, орфография, основные принципы
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.прикрепленный файл
Приложения
Приложение 1.   ФОС_ВЯ_45-03-01_Филология.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б.Ю. Норман Теория языка. Вводный курс: учебник для вузов М. // ЭБС «Лань», 2016, 2018 ЭБС «Лань», 2016 https://e.lanbook.com/book/109572
Л1.2 Ю.С. Маслов Введение в языкознание: учеб. для вузов М., СПб., 2007
Л1.3 А.М. Камчатнов, Н.А. Николина Введение в языкознание: учеб. пособие М. // ЭБС «Лань», 2012, 2016 e.lanbook.com
Л1.4 В.П. Даниленко Введение в языкознание : М. // ЭБС «Лань», 2016, 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю.В.Рождественский Введение в языкознание: учебное пособие М., 2005
Л2.2 В. Блинов Введение в языкознание: Хрестоматия М., 2001
Л2.3 А.А. Шайкевич Введение в лингвистику: учеб. пособ. М., 2010
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 И.М. Камова Введение в языкознание: учебно-методические материалы по курсу Барнаул, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» http://e.lanbook.com.
Э2 2. Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru.
Э3 3. Языкознание.ру – Основные проблемы и концепции современного сравнительно-исторического языкознания yazykoznanie.ru/content/view/28/216
Э4 4. Журнал «Вопросы языкознания» Официальный сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН www.ruslang.ru/agens.php?id=vopjaz_cont
Э5 "Введение в языкознание" на Образовательном портале \АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)


7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина «Ведение в языкознание» изучается в группах иностранных бакалавров-лингвистов. Данный курс включен в
образовательные программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего
образования Российской Федерации и рассчитан на 1 семестр.
Рабочая программа предусматривает изучение вопросов, отражающих содержательно-предметную специфику данной
дисциплины. Основная цель курса – сформировать у студентов представление о языкознании как о науке, познакомить
студентов с основными идеями и проблемами современного языкознания, с некоторыми методами лингвистических
исследований, дать представление об основополагающих дихотомиях, типологической классификации языков.
Система заданий практических занятий ориентирована на решение следующих методических задач:
- отработку новой лексики (терминологической и общенаучной) и грамматических конструкций, используемых в научном
стиле речи;
- развитие навыков и умений работы с научным текстом, выделение основных теоретических положений,
комментирование основных теоретических положений с опорой на иллюстративный материал, пересказ научного текста;
- развитие навыков и умений логического мышления и в дальнейшем – написания выпускной квалификационной работы.
Возможны следующие виды работы на практических занятиях:
1. Фонетическая зарядка.
2. Отработка новой лексики (преимущественно терминологического характера).
3. Отработка новых грамматических конструкций, используемых в научных текстах, выполнение заданий на
трансформационную замену конструкций.
4. Опрос по лекционному материалу.
5. Задания, направленные на развитие навыков логического мышления (к примеру, определение типа русского,
английского, одного из восточных языков в генеалогической классификации языков и иллюстрация конкретными
примерами).
6. Задания, направленные на развитие навыков пересказа научного текста с опорой на схемы.
На практических занятиях рекомендуется больше внимания уделять развитию навыков и умений говорения (в частности,
«говорения» на языке науки).
УМКД по данной дисциплине предусматривает рубежный контроль, который проводится в форме семинарских занятий, в
рамках которых проверяется знание основных терминов дисциплины, содержания лекционного материала.
Правильная организация занятия, система заданий, предлагаемых преподавателем, отработка материала, контроль
усвоения – все это ориентировано на развитие навыков и умений логически мыслить, анализировать и обобщать научную
информацию, высказывать свое мнение.
Основная цель дисциплины – сформировать у студентов представление о языкознании как о науке, познакомить студентов
с основными идеями и проблемами современного языкознания, с некоторыми методами лингвистических исследований,
дать представление об основополагающих дихотомиях, типологической классификации языков.
Творческая деятельность преподавателя состоит в том, чтобы найти наиболее рациональные методы обучения,
позволяющие реализовать поставленные цели и задачи.
В условиях реализации компетентностного подхода к обучению по подготовке бакалавров и специалистов на кафедре
используются как традиционные технологии обучения (лекции, практические занятия, объяснительно-иллюстративные
методы обучения, индивидуальные консультации по конкретному материалу), организация самостоятельной работы,
контроль знаний, так и инновационные технологии:
- технологии развивающего обучения: технология развития логического мышления и анализа материала, технология
учебной дискуссии и решения спорных вопросов лингвистической теории,
- технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: технология интенсификации обучения на
основе схемных моделей обучения,
- технологии электронного обучения. Кафедра имеет свой сайт, на котором размещены все методические материалы,
лекции, материалы к практическим занятиям, контрольные задания. Это обеспечивает студентов достаточной учебнометодической информацией,
что способствует приобретению новых знаний и обеспечивает повышение эффективности
учебного процесса,
- использование активных и интерактивных форм проведения тренинга и текущего контроля в сочетании с внеаудиторной
работой. В соответствии с требованиями ФГОС ВО по данному направлению подготовки к данной дисциплине
разработаны электронные тестовые задания.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью
контингента обучающихся и содержанием данной дисциплины, и в среднем они должны составлять не менее 70%
аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов в среднем не могут составлять
более 40% аудиторных занятий.