Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.01. Филология |
Профиль | Отечественная филология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_01_ОФ-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 11,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 80 | 78 | 80 | 78 |
Итого | 108 | 106 | 108 | 106 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Чернышова Т.В., д.ф.н., проф.
1.1. | Дисциплина имеет целью ознакомить студентов с базовыми теоретическими сведениями и современными разработками в области лингвистической семантики; дать представление об особенностях содержательной стороны различных языковых единиц и ее лексикографической репрезентации в словарях разных типов. Задачи дисциплины: 1) определить место семантики в кругу лингвистических дисциплин; 2) рассмотреть основные понятия семантики: значение, смысл, семантический метаязык и др.; 3) сформировать представление об особенностях содержательной стороны языковых единиц разных уровней, прежде всего слова и предложения, а также о тех общих закономерностях, которые определяют правила передачи и получения информации с помощью языковых средств; 4) охарактеризовать основные направления и школы современной лингвистической семантики; 5) показать возможности метаязыкового представления значения и смысла. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.2 |
ОПК-4 | владением базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста |
ПК-1 | способностью применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | об особенностях теории и методологии семантики, иметь представление об основных этапах становления семантической теории и семантического анализа, а также деятельность ведущих школ. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять полученные знания в научно-исследовательской, педагогической, проектной деятельности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеть системой терминов языковой семантики, навыками семантического анализа языковых знаков, сопоставления подходов и аспектов изучения значений лексических единиц. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Семантика как лингвистическая дисциплина | ||||||
1.1. | Предмет семантики. Уровни языковой системы и разделы семанти- ки. Семантика и лексикография. Методы семантики. | Лекции | 8 | 4 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Предмет семантики. Уровни языковой системы и разделы семанти- ки. | Практические | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Семантика и лексикография. Методы семантики. Метаязык. Словарь метаязыка. Синтаксис метаязыка. | Практические | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Лексическая семантика | ||||||
2.1. | Компоненты лексического значения и лексико-семантической информации (денотативный, сигнификативный, прагматический, синтаксический) | Лекции | 8 | 4 | ОПК-4, ПК-1 | Л2.1 |
2.2. | Представление денотативного и сигнификативного компонентов лекси- ческого значения. Формы представления значения. Компонентный анализ и его разновидности. | Практические | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л2.1 |
2.3. | Язык семантических примитивов. Описание значения в рамках теории прототипов. Теория фреймов. Семантическое представление (модель «Смысл - Текст»). Московская семантическая школа. | Практические | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л2.1 |
2.4. | Концепция универсального (интегрального) словаря. Основные положения системной лексикографии. Толкование. Типы информации в толковании: лингвистическое/экстралингвистическое, обыденное/научное. Требования к толкованиям. Типы толкований. | Практические | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л2.1 |
Раздел 3. Синтаксическая семантика | ||||||
3.1. | Предложение как объект семантического исследования. Понятие пропо- зиции. Эксплицитное и имплицитное в содержании предложения. Ассерция, пресуппозиция, импликация. | Лекции | 8 | 6 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Эксплицитное и имплицитное в содержании предложения. Ассерция, пресуппозиция, импликация. | Практические | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Предложение как объект семантического исследования. Понятие пропо- зиции. Событийные и логические пропозиции. Способы выражения пропози- ций. | Практические | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Способы представления лексического значения слова в современной лингвистической семантике | ||||||
4.1. | Сам. работа | 8 | 78 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. прикрепленный файл |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не запланированы |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. прикрепленный файл |
Приложения |
Приложение 1.
Языковая семантика ФОС.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Чурилина Л.Н. | Актуальные проблемы современной лингвистики: | М.: Флинта, 2011 // ЭБС «Лань», 2012, 2011 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кронгауз М.А. | Семантика: учебное пособие | М. : Академия, 2005 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://ruscorpora.ru Национальный корпус русского языка | |||
Э2 | http://slovari.ru Справочно-информационная система «Словари.ru» | |||
Э3 | http://tolkslovar.ru/ Общий толковый словарь русского языка (поисковая система объединяет самые популярные толковые словари русского языка). | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Рекомендуется активная работа на лекциях, освоение основной проблематики дисциплины в межлекционный период и при подготовке к семинарским и практическим занятиям. Семинарские и практические занятия направлены на овладение студентами основными категориями и понятиями дисциплины, приобретение умений ставить и решать теоретические и практические задачи в изучаемой области. Для более продуктивной самостоятельной работы по дисциплине могут использоваться консультации преподавателя, которые проводятся еженедельно. |