Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.01. Филология |
Профиль | Русская филология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_01_Филология_РФ-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 42 | 42 | 42 | 42 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 07.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Доронина С.В.
1.1. | 1. Цель курса Цель курса - сформировать у студентов-филологов понятие о языковой норме вообще и их разнообразии в русском языке, об особенностях функционирования в нормативном аспекте единиц различных уровней языка и различных планов речи; сформировать представление о системе норм, организованной коммуникативной функцией языка вообще и коммуникативной задачей каждого речевого акта. 2. Задачи курса: В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ 1) дать представление о коммуникативной сущности понятия нормы и предмете ортологии; о вариативности как онтологической базе возникновения норм; о связи ортологии с культурой речи, стилистикой и риторикой; показать диалектическую связь категорий нормативности и креативности, нормы и выбора (уместности); 2) сформировать представление о взаимодействии нормативного плана языка с его системным устройством и функциональным планом; онтологического аспекта языка с регламентацией его функционирования и – соответственно - предписательного аспекта лингвистики с описательным (объективистским); дать понятие о формах установления нормативности и его типах: стихийно-языковой, кодификационной, правовой; 3) показать структурно-уровневое и функциональное разнообразие норм в языке; 4) дать понятие о нормативном плане текста и его системном устройстве, подчиненном коммуникативному заданию; 5) дать знания о истории и современном состоянии ортологии, связи ортологии с другими лингвистическими дисциплинами. В ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ 1) сформировать умения квалификации языковых единиц и их употреблений в речи как нормативных и ненормативных, уместных или неуместных для данного речевого произведения; 2) дать знания об основных ортологических словарях и пособиях; 3) сформировать умения комплексной оценки текста в аспекте нормативности; 4) сформировать умения построения текста по заданным единицам и в указанном нормативном аспекте; 5) способствовать формированию исследовательских умений, предметом которых выступают нормативные и ненормативные явления русского языка; 6) сформировать умения решать прикладные задачи с ортологическим содержанием. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
ОПК-1 | Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной области с учетом направленности (профиля) образовательной программы; |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ОПК-5.1 Знает базовые методы и приемы устной и письменной коммуникации различных типов на литературном русском языке. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОПК-5.2 Умеет создавать устные и письменные тексты различных стилей и жанров в соответствии с нормами литературного языка. ПК-3.2 Имеет навыки работы со словарями и справочниками в избранной сфере профессиональной деятельности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОПК-5.3. Владеет навыками исправления ошибок в работах обучающихся в в соответствии с нормами литературного языка. ПК-3.3 Комментирует, редактирует тексты различной направленности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Объект и предмет культуры речи | Практические | 5 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Диалектическая природа нормы.Нормативная оценка языковых вариантов | Практические | 5 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Языковая норма в коммуникативном и аксиологическом аспекте. История развития взглядов на понятие «норма». «Норма» в современных исследованиях. | Практические | 5 | 4 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
1.4. | Объект и предмет культуры речи | Сам. работа | 5 | 19 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Орфоэпические нормы русского языка. Современные тенденции их развития | ||||||
2.1. | Русское литературное произношение и проблемы его кодификации | Практические | 5 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Трудности современного русского литературного произношения | Практические | 5 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 3. Акцентные нормы русского языка. Современные тенденции их развития | ||||||
3.1. | Акцентные нормы русского языка. Современные тенденции их развития | Практические | 5 | 6 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
3.2. | Акцентные нормы русского языка. Современные тенденции их развития | Сам. работа | 5 | 5 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 4. Грамматические нормы русского языка. Современные тенденции их развития | ||||||
4.1. | Нормы словоизменения имени существительного | Практические | 5 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
4.2. | Нормы словоизменения числительных | Практические | 5 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
4.3. | Нормы словоизменения глагола | Практические | 5 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л2.2 |
4.4. | Активные процессы в современной грамматике | Практические | 5 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
4.5. | Грамматические нормы русского языка. Современные тенденции их развития | Сам. работа | 5 | 20 | ОПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
Раздел 5. Синтаксические нормы русского языка. Современные тенденции их развития. | ||||||
5.1. | Специфика синтаксической нормы. | Практические | 5 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.2. | Нормы порядка слов в русском предложении. | Практические | 5 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.3. | Нормы координации подлежащего и сказуемого. | Практические | 5 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.4. | Нормы согласования и нормы управления | Практические | 5 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.5. | Нормы построения осложненного и сложного предложения. | Практические | 5 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.6. | Синтаксические нормы русского языка. Современные тенденции их развития. | Сам. работа | 5 | 10 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 6. Культура речи и эффективность общения | ||||||
6.1. | Текст как объект культуры речи: ортологический, функциональный и этический аспект. | Практические | 5 | 2 | ОПК-1 | Л1.2 |
6.2. | Языковые особенности книжно-письменного типа современного литературного языка. | Практические | 5 | 2 | ОПК-1 | Л1.2 |
6.3. | Устно-разговорный тип современного русского литературного языка. | Практические | 5 | 2 | ОПК-1 | Л1.2 |
6.4. | Культура речи и эффективность общения | Сам. работа | 5 | 12 | ОПК-1 | Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. прикрепленный файл |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. прикрепленный файл |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Константинова Л.А. (ред) | Нормы русского литературного языка: учебное пособие по культуре речи | М.: Флинта, 2014 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Доронина С.В. Трубникова Ю.В. | Ортология. Практический курс: Практикум | АлтГУ, Барнаул, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. | Грамматическая правильность русской речи: справочное пособие | РАН, Институт русского языка им. В. В. Виноградова.- 3-е изд., стер.- М. : АСТ, 2004 | |
Л2.2 | Яцевич Е.А. | Грамматическая стилистика. Морфологические нормы : учебно-методическое пособие | Минск : БГУ, 2018 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Национальный корпус русского языка | www.ruscorpora.ru | ||
Э2 | Справочно-информационный портал «Грамота.ру» | www.gramota.ru | ||
Э3 | Справочно-информационная система «Словари.ru» | slovari.ru | ||
Э4 | Толковый словарь иностранных слов. | foreign.slovaronline.com | ||
Э5 | Словарь современного языка | myslang.ru | ||
Э6 | Общий толковый словарь русского языка (поисковая система объединяет самые популярные толковые словари русского языка). | tolkslovar.ru | ||
Э7 | Словарь устаревших слов | www.krupenichka.ru | ||
Э8 | Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке | www.hi-edu.ru | ||
Э9 | М. Я. Гловинская, Е. И. Галанова и др.. Современный русский язык: Активные процессы на рубеже XX— XXI веков | scicenter.online | ||
Э10 | Культура письменной речи | gramma.ru | ||
Э11 | ЭУМК "Культура речи" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная) 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Курс разбит на содержательные разделы.Каждый из разделов заканчивается итоговым проверочным тестом, оцениваемым по пятибалльной шкале. «Ортология» представляет собой практический курс, поэтому на лабораторных занятиях рассматриваются все темы, означенные в программе. Самостоятельная работа студентов предполагает выполнение упражнений из методического пособия, лекций и тестовых заданий из ЭУМК. Существенную помощь в освоении курса окажут: - рабочая программа курса, освещающая тематический план занятий; - глоссарий, отражающий необходимый терминологический минимум курса; - список научных работ и учебной литературы; - список изучаемых словарей (ЭУМК содержит часть изучаемых словарей в электронном формате); - учебное пособие Доронина С.В. Трубникова Ю.В. Ортология. Практический курс. Барнаул, 2010; 2016. Оно содержит список научных работ, необходимых для освоения разделов курса, практические, исследовательские задания, упражнения для закрепления материала и проверочные тесты. |