МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Старославянский язык

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильРусская филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_Филология_РФ-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 132
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 15,5 20
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 40 20
Практические 22 22 22 44 22
Сам. работа 30 30 102 132 30
Итого 72 72 144 216 72

Программу составил(и):
К.филол.н., Доцент, Киба О.А.

Рецензент(ы):
Д.филол.н., Профессор, Трубникова Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Старославянский язык

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 986)

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20212023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., доц. Доронина С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой к.ф.н., доц. Доронина С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представления об истоках славянской книжной культуры в связи с историей старославянского языка и о методах сравнительно-исторического исследования, формирование объяснительного ресурса для явлений современного русского языка.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной области с учетом направленности (профиля) образовательной программы;
ОПК-1.1 Знает краткую историю филологии, ее современное состояние и перспективы развития
ОПК-1.2 Применяет различные филологические теории в профессиональной, в том числе педагогической, деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Место и роль старославянского языка в формировании русского национального языка; функционирование старославянского языка; особенности устройства фонетико-фонологической и грамматической подсистем старославянского языка в сопоставлении с системой современного русского языка; источники изучения старославянского языка; письменные памятники на старославянском яз
3.2.Уметь:
3.2.1.читать и переводить со словарём тексты на старославянском языке; использовать знания старославянского языка при изучении русского языка и русской литературы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. навыками чтения на старославянском языке; навыками исторического комментария древних славянских текстов и использует эти навыки в своей исследовательской деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. История старославянского языка. Старославянский язык и церковнославянский язык: сопоставление понятий. Памятники старославянского языка. Старославянизмы в истории современного русского языка. Лекции 5 4 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.5
1.2. История старославянского языка. Старославянский язык и церковнославянский язык: сопоставление понятий. Памятники старославянского языка. Старославянизмы в истории современного русского языка. Сам. работа 5 4 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.5
Раздел 2. Графика
2.1. Графические системы старославянского языка. Практические 5 1 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.4
Раздел 3. Фонетика
3.1. История становления старославянской структуры слога. Основные фонетические законы.Система и происхождение гласных фонем старославянского языка.Система согласных. Происхождение твердых и мягких согласных.Фонетические изменения, вызванные законом открытого слога. Лекции 5 4 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4
3.2. История становления старославянской структуры слога. Основные фонетические законы. Сам. работа 5 4 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4
3.3. Система и происхождение гласных фонем старославянского языка Практические 5 2 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.4
3.4. Контрольная работа № 1 Практические 5 1 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.4
3.5. Система согласных. Происхождение твердых и мягких согласных Практические 5 2 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4
3.6. Фонетические изменения, вызванные законом открытого слога. Практические 5 2 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.4
3.7. Контрольная работа № 2 Практические 5 1 Л1.1, Л3.1, Л2.4
3.8. Фонетические изменения, вызванные законом открытого слога. Сам. работа 5 4 Л1.1, Л3.1, Л2.4
Раздел 4. Лексикология, фразеология, словообразование.
4.1. Библия - источник старославянской фразеологии. История создания, основные переводы Библии. Лекции 5 4 Л2.3, Л2.5
Раздел 5. Морфология
5.1. Имя существительное.Местоимение Лекции 5 4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.2. Имя существительное Практические 5 4 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.1
5.3. Местоимение Практические 5 2 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.1
5.4. Имя прилагательное Лекции 5 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.5. Имя прилагательное Практические 5 2 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.1
5.6. Глагол Лекции 5 1 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.1
5.7. Глагол Практические 5 2 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.1
5.8. Глагол Сам. работа 5 4 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.1
5.9. Контрольная работа № 3 Практические 5 1 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4
5.10. Синтаксис.Графика, орфография и грамматика церковнославянского языка в сопоставительном аспекте Лекции 5 1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.11. Графика, орфография и грамматика церковнославянского языка в сопоставительном аспекте Практические 5 2 Л3.1, Л2.3, Л2.2
5.12. Синтаксис.Графика, орфография и грамматика церковнославянского языка в сопоставительном аспекте Сам. работа 5 14 Л1.1, Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=1054

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной области с учетом направленности (профиля) образовательной программы.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Каким термином обозначается общий для всех славян дописьменный язык?
а. Старославянский
б. Праславянский
в. Церковнославянский
ОТВЕТ: б

Вопрос 2. К какой ветви славянской языковой группы относится старославянский язык?
а. Южнославянская
б. Западнославянская
в. Восточнославянская
ОТВЕТ: а

Вопрос 3. Каким термином в науке обозначается вариант старославянского языка, продолживший функционировать у южных и восточных славян в качестве литературного языка?
а. Редакция
б. Диалект
в. Извод
ОТВЕТ: в

Вопрос 4. Исключите вариант, который не относится к славянской письменности и не обозначает славянскую азбуку:
а. Кириллица
б. Латиница
в. Глаголица
ОТВЕТ: б

Вопрос 5. Какой из перечисленных памятников письменности относится к кириллическим?
а. Зографское Евангелие
б. Клоцов сборник
в. Супрасльская рукопись
ОТВЕТ: в

Вопрос 6. Какой из перечисленных памятников письменности относится к глаголическим?
а. Мариинское Евангелие
б. Саввина книга
в. Енинский апостол
ОТВЕТ: а

Вопрос 7. Что означает термин "палимпсест" в названии глаголического памятника Боянский палимпсест?
а. Текст, написанный в две колонки
б. Текст, написанный на пергаменте
в. Текст, написанный поверх другого, соскобленного
ОТВЕТ: в

Вопрос 8. В каком веке были сделаны древнейшие переводы богослужебных книг с греческого?
а. IX
б. X
в. XI
ОТВЕТ: а

Вопрос 9. Что означает термин "классический старославянский язык"?
а. Язык древнейших переводов
б. Язык богослужения
в. Язык-основа
ОТВЕТ: а

Вопрос 10. Назовите исследователя-слависта, который является автором книги "Руководство по старославянскому языку":
а. Антуан Мейе
б. Андре Вайян
в. Эмиль Бенвенист
ОТВЕТ: б

Вопрос 11. Какой из перечисленных памятников письменности относится к старославянскому языку древнерусского извода?
а. Ассеманиево евангелие
б. Зографское евангелие
в. Остромирово евангелие
ОТВЕТ: в

Вопрос 12. Назовите родной город первоучителей Кирилла и Мефодия:
а. Солунь
б. Константинополь
в. Киев
ОТВЕТ: а

Вопрос 13. Как называется школа письменности в Македонии, в которой продолжилась традиция кирилло-мефодиевских переводов?
а. Преславская
б. Охридская
в. Киевская
ОТВЕТ: б

Вопрос 14. Как называется школа письменности в Болгарии, в которой продолжилась традиция кирилло-мефодиевских переводов?
а. Преславская
б. Охридская
в. Киевская
ОТВЕТ: а

Вопрос 15. Каким алфавитом написаны произведения преславских книжников?
а. Кириллицей
б. Глаголицей
в. Латиницей
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий, "не зачтено" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий;
• "отлично" - верно выполнено 85-100% заданий, "хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий, "удовлетворительно" - верно выполнено 51-69% заданий, "неудовлетворительно" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Какие позиции редуцированных в старославянском языке являются слабыми?
ОТВЕТ: В абсолютном конце неодносложного слова, в безударном положении перед слогом с гласным полного образования, в безударном положении перед слогом с редуцированным гласным в сильном положении.

Вопрос 2. Какие позиции редуцированных в старославянском языке являются сильными?
ОТВЕТ: В положении под ударением, независимо от ударения в положении перед слогом с редуцированным гласным в слабом положении.

Вопрос 3. В чем заключается закон открытого слога в праславянском языке?
ОТВЕТ: В праславянском языке все слоги строились по принципу восходящей звучности (от наименее к наиболее звучному).

Вопрос 4. В чем заключается закон слогового сингармонизма в праславянском языке?
ОТВЕТ: Закон слогового сингармонизма заключался в том, что в слоге могли сочетаться лишь звуки одной артикуляции: после мягкого согласного мог находиться только гласный переднего ряда, а после твердого согласного – непереднего ряда, и, наоборот, перед гласным переднего ряда должен был стоять мягкий согласный, а перед гласным непереднего ряда – твердый согласный.

Вопрос 5. Распределите звуки по шкале звучности (от наиболее к наименее звучному).
ОТВЕТ: гласные, сонорные, шумные.

Вопрос 5. Перечислите следствия закона слогового сингармонизма в праславянском языке.
ОТВЕТ: Первая, вторая и третья палатализации, йотовые палатализации, палатализации консонантных сочетаний, изменение непередних гласных в гласные переднего ряда, ассимиляция и диссимиляция согласных.

Вопрос 6. Перечислите следствия закона открытого слога в праславянском языке.
ОТВЕТ: Отпадение конечных согласных; монофтонгизация дифтонгов на i, u; монофтонгизация носовых дифтонгов на m, n; развитие протез; упрощение групп согласных; развитие гласных вставок; утрата дифтонгических сочетаний с плавными в группах tort, tert, tolt, telt; утрата дифтонгических сочетаний с плавными в группах ort, olt; утрата дифтонгических сочетаний в группах tъrt, tьrt, tъlt, tьlt.

Вопрос 7. Охарактеризуйте ударение в праславянском языке.
ОТВЕТ: В праславянском языке ударение было не силовым, как в современном русском, а интонационным (музыкальным). Это значит, что ударный слог отличался от безударных не силой выдоха, а движением тона.

Вопрос 8. Какова судьба долгих согласных в дописьменную эпоху?
ОТВЕТ: В праславянском языке количественное (квантитативное) различие гласных постепенно утрачивает значение дифференциального признака, различающего гласные фонемы.

Вопрос 9. В каком случае происходила монофтонгизация дифтонгов?
ОТВЕТ: Образование гласных из дифтонгов или сочетаний дифтонгического типа происходило в том случае, если дифтонг находился в положении перед согласным или в конце слова.

Вопрос 10. Приведите примеры существительных старославянского языка, относящихся к типу склонения на "а долгое".
ОТВЕТ: К данному типу относятся существительные женского рода (ЖЕНА, СЕСТРА, ВОДА, ВРАЖЬДА) и группа существительных мужского рода, обозначавших лиц мужского пола (СЛОУГА, СТАРОСТА).

Вопрос 11. Приведите примеры существительных старославянского языка, относящихся к типу склонения на "о краткое".
ОТВЕТ: К данному типу относятся существительные мужского и среднего родов (РАБЪ, СТОЛЪ, ГРАДЪ, ЗНАКЪ).

Вопрос 12. Приведите примеры существительных старославянского языка, относящихся к типу склонения на "i краткое".
ОТВЕТ: К данному типу относятся существительные мужского и женского родов; они имели в И.п. ед.ч. окончание -Ь (ГОСТЬ, ГОСПОДЬ, ТЬСТЬ).

Вопрос 13. Приведите примеры существительных старославянского языка, относящихся к типу склонения на "u краткое".
ОТВЕТ: Праславянский язык унаследовал из индоевропейского очень небольшую группу таких существительных, из числа которых в старославянских памятниках встречается лишь 6 имен мужского рода (СЫНЪ, ВОЛЪ, ВРЬХЪ, ЛЕДЪ, МЕДЪ, ПОЛЪ).

Вопрос 14. Приведите примеры существительных старославянского языка, относящихся к типу склонения с основой на согласный (*-es).
ОТВЕТ: К данному типу относятся существительные СЛОВО, НЕБО, ШТЮДО ("чудо") и др.

Вопрос 15. Как образовывалось будущее сложное I в старославянском языке?
ОТВЕТ: В старославянских памятниках оно выражалось сложными формами, которые состояли из инфинитива спрягаемого глагола (указывавшего на действие или состояние) и вспомогательного глагола настоящего времени.

Вопрос 16. Как образовывалось будущее сложное II в старославянском языке?
ОТВЕТ: В старославянских памятниках оно образовывалось сочетанием вспомогательного глагола "БЫТИ" в форме будущего времени с несклоняемым действительным причастием прошедшего времени с суффиксом -л- от спрягаемого глагола.

Вопрос 17. Какую грамматическую семантику имеет аорист в старославянском языке?
ОТВЕТ: В старославянских текстах аорист употреблялся для обозначения единичных, нерасчлененных действий, имевших место в прошлом и не соотносимых с настоящим.

Вопрос 18. Какую грамматическую семантику имеет имперфект в старославянском языке?
ОТВЕТ: Формы имперфекта обычно употреблялись в старославянских текстах в тех случаях, когда необходимо было указать на действие (или состояние), совершавшееся в пошлом как длительный акт, иногда повторявшийся в прошлом, включавший в себя ряд основных моментов.

Вопрос 19. Какую грамматическую семантику имеет перфект в старославянском языке?
ОТВЕТ: Перфект обозначал не действие, а состояние, наблюдавшееся в момент речи и являвшееся результатом действия, совершенного в прошлом.

Вопрос 20. Какую грамматическую семантику имеет плюсквамперфект в старославянском языке?
ОТВЕТ: Плюсквамперфект обозначал действие или состояние, предшествовавшее другому прошедшему действию или состоянию.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
"Отлично" (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Фонетическая характеристика и происхождение гласных.
2. Система согласных.
3. Носовые гласные.
4. Редуцированные гласные.
5. Основные принципы строения слога.
6. Первая, вторая и третья палатализации.
7. Йотовые палатализации.
8. Имя существительное: категории рода, числа и падежа.
9. Типы склонения имен существительных.
10. Склонение личных и возвратного местоимений.
11. Склонение неличных местоимений.
12. Имя прилагательное: общая характеристика.
13. Краткие и полные формы прилагательных.
14. Степени сравнения прилагательных.
15. Происхождение и эволюция количественных числительных.
16. Порядковые и собирательные числительные.
17. Формообразующие основы глагола. Классификация глаголов.
18. Система глагольных времен: общая характеристика.
19. Инфинитив, супин и причастие.
20. Деепричастие.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
(Все задания выполняются по учебному пособию: Бондалетов В.Д. Старославянский язык : Таблицы. Тексты. Учебный словарь / В.Д. Бондалетов, Н.Г. Самсонов, Л.Н. Самсонова; под ред. проф.
В.Д. Бондалетова. - 7-е изд. - М. : ФЛИНТА : Наука, 2014. - 296 с.)

1. Прочитайте фрагмент 1.1 из Зографского Евангелия и переведите его на современный русский язык с помощью словаря. Какой сюжет из Священного Писания представлен в этом фрагменте?
2. Прочитайте фрагмент 1.2 из Зографского Евангелия и переведите его на современный русский язык с помощью словаря. Какой сюжет из Священного Писания представлен в этом фрагменте?
3. Прочитайте фрагмент 1.3 из Зографского Евангелия и переведите его на современный русский язык с помощью словаря. Какой сюжет из Священного Писания представлен в этом фрагменте?
4. Прочитайте фрагмент 1.4 из Зографского Евангелия и переведите его на современный русский язык с помощью словаря. Какой сюжет из Священного Писания представлен в этом фрагменте?
5. Прочитайте фрагмент 1.5 из Зографского Евангелия и переведите его на современный русский язык с помощью словаря. Какой сюжет из Священного Писания представлен в этом фрагменте?
6. Прочитайте фрагмент 1.6 из Зографского Евангелия и переведите его на современный русский язык с помощью словаря. Какой сюжет из Священного Писания представлен в этом фрагменте?
7. Прочитайте фрагмент 1.7 из Зографского Евангелия и переведите его на современный русский язык с помощью словаря. Какой сюжет из Священного Писания представлен в этом фрагменте?
8. Прочитайте фрагмент 1.8 из Зографского Евангелия и переведите его на современный русский язык с помощью словаря. Какой сюжет из Священного Писания представлен в этом фрагменте?
9. Прочитайте фрагмент 1.9 из Зографского Евангелия и переведите его на современный русский язык с помощью словаря. Какой сюжет из Священного Писания представлен в этом фрагменте?
10. Прочитайте фрагмент 1.10 из Зографского Евангелия и переведите его на современный русский язык с помощью словаря. Какой сюжет из Священного Писания представлен в этом фрагменте?
11. Прочитайте фрагмент 1.11 из Зографского Евангелия и переведите его на современный русский язык с помощью словаря. Какой сюжет из Священного Писания представлен в этом фрагменте?
12. Прочитайте фрагмент 1.12 из Зографского Евангелия и переведите его на современный русский язык с помощью словаря. Какой сюжет из Священного Писания представлен в этом фрагменте?
13. Прочитайте фрагмент 1.13 из Зографского Евангелия и переведите его на современный русский язык с помощью словаря. Какой сюжет из Священного Писания представлен в этом фрагменте?
14. Прочитайте фрагмент 2.1 из Мариинского Евангелия и переведите его на современный русский язык с помощью словаря. Какой сюжет из Священного Писания представлен в этом фрагменте?
15. Прочитайте фрагмент 2.2 из Мариинского Евангелия и переведите его на современный русский язык с помощью словаря. Какой сюжет из Священного Писания представлен в этом фрагменте?
16. Прочитайте фрагмент 2.3 из Мариинского Евангелия и переведите его на современный русский язык с помощью словаря. Какой сюжет из Священного Писания представлен в этом фрагменте?
17. Прочитайте фрагмент 2.4 из Мариинского Евангелия и переведите его на современный русский язык с помощью словаря. Какой сюжет из Священного Писания представлен в этом фрагменте?
18. Прочитайте фрагмент 2.5 из Мариинского Евангелия и переведите его на современный русский язык с помощью словаря. Какой сюжет из Священного Писания представлен в этом фрагменте?
19. Прочитайте фрагмент 2.6 из Мариинского Евангелия и переведите его на современный русский язык с помощью словаря. Какой сюжет из Священного Писания представлен в этом фрагменте?
20. Прочитайте фрагмент 2.7 из Мариинского Евангелия и переведите его на современный русский язык с помощью словаря. Какой сюжет из Священного Писания представлен в этом фрагменте?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематик поставленного вопроса, решил предложенные задания без ошибок.
"Хорошо" (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студен демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
"Удовлетворительно" (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Иваницкая Е.Н. Старославянский язык: учебник М.: Академия, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ремнева М.Л. Старославянский язык : учебник М: Изд-во МГУ, 2004
Л2.2 Плетнева А.А., Кравецкий А.Г. Церковно-славянский язык: учебное пособие М.: Просвещение, 1996
Л2.3 Камчатнов А.М. Старославянский язык: учебное пособие М.: Флинта , 2006
Л2.4 Турбин Г.А., Шулежкова С.Г. Старославянский язык : учебное пособие М. : ФЛИНТА : Наука, 2017 e.lanbook.com
Л2.5 Шулежкова С.Г. Фразеологический словарь старославянского языка: словарь М. : Флинта : Наука // ЭБС "Лань", 2016 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Гамаюнова Ю.И. Старославянский язык: [метод. пособие] Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://lib.ru/HRISTIAN/BIBLIYA/; Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ: www.gramota.ru, Балканская Русистика: www.russian.slavica.org; Библиотека Фронтистеса: http://ksana-k.narod.ru/
Э2 ЭУМК "Старославянский язык" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса предусматривает посещение лекционных, практических занятий, выполнение нескольких самостоятельных и одной контрольной работы. Обязательным является заучивание древней кириллической азбуки и правил чтения на старославянском языке.
Курс предполагает знание основ латинского языка и индоевропейского периода развития языка.
Курс является основой формирования знаний по истории русского языка и современного состояния русского языка.