МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современный русский язык

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильРусская филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость25 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_Филология_РФ-2022
Часов по учебному плану 900
в том числе:
аудиторные занятия 336
самостоятельная работа 429
контроль 135
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3, 4, 5, 6, 8
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 16 22,5 15,5 20 16 12,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 30 30 18 18 30 30 18 18 28 28 142 142
Практические 32 32 32 32 32 32 32 32 32 32 34 34 194 194
Сам. работа 67 67 91 91 31 31 55 55 94 94 91 91 429 429
Часы на контроль 27 27 27 27 27 27 27 27 0 0 27 27 135 135
Итого 144 144 180 180 108 108 144 144 144 144 180 180 900 900

Программу составил(и):
Д.филол.н., Профессор, Трубникова Ю.В.;К.филол.н., Доцент, Киба О.А.

Рецензент(ы):
К.филол.н., Доцент, Качесова И.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Современный русский язык

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 986)

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Д.филол.н., проф. Т.В. Чернышова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Д.филол.н., проф. Т.В. Чернышова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
1.1. Цель преподавания дисциплины
В ходе изучения курса необходимо сформировать у студентов представление о русском языке как научной дисциплине, его основных направлениях, методологии, актуальных проблемах. Дать знания о единицах языка всех уровней в их многообразии и системной взаимосвязи. Выработать навыки научного анализа единиц русского языка.
1.2. Задачи изучения дисциплины
В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ
1) сформировать представление о различных уровнях русского языка;
2) дать знания о современных школах и научных направлениях, изучающих проблемы русистики, познакомить студентов с крупными учеными 19–20 в.в., их главными научными достижениями;
3) продемонстрировать возможность разноаспектного подхода к лингвистическим проблемам;
4) дать знания о терминологической системе современного русского языка, показать терминологическую многозначность, обусловленную различными подходами к лингвистической проблематике.

В ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ВЛАДЕНИЯ МАТЕРИАЛОМ
1) сформировать умения квалификации языковых единиц различных уровней;
2) сформировать практические навыки разноаспектного анализа единиц русского языка;
3) сформировать умение решать прикладные лингвистические задачи, пользуясь полученными знаниями.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной области с учетом направленности (профиля) образовательной программы;
ОПК-1.1 Знает краткую историю филологии, ее современное состояние и перспективы развития
ОПК-1.2 Применяет различные филологические теории в профессиональной, в том числе педагогической, деятельности
ОПК-2Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, основные положения и концепции в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации;
ОПК-2.1 Знает основные положения и концепции в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации, лингвистической терминологии, применяет их в профессиональной, в том числе педагогической деятельности
ОПК-2.2 Владеет базовыми методами лингвистического анализа
ОПК-2.3 Умеет применять положения и концепции в области языкознания к педагогической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о природе и причинах возникновения грамматических и речевых ошибок, возникающих вследствие нарушения формального, смыслового и коммуникативного устройства единиц современного русского языка.
3.2.Уметь:
3.2.1.уметь анализировать различные языковые единицы в аспекте их формального, смыслового и коммуникативного устройства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения системой используемых в науке лингвистических понятий, умения давать им определения и иллюстрировать примерами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Фонетика
1.1. Фонетика как система научных и учебных дисциплин. Артикуляционная фонетика.Артикуляционные характеристики гласных и согласных. Акустическая и перцептивная фонетика. Лекции 3 6 Л1.4, Л2.5, Л1.1
1.2. Сегментные и суперсегментные единицы. Ударение, слог, такт.Интонационные средства русского языка. Смыслоразличительные интонационные средства. Лекции 3 4 Л1.4, Л2.5, Л1.1
1.3. Фонология. Понятие позиции. Позиционные и непозиционные чередования. Нейтрализация фонем. Гиперфонема.Теория МФШ. Позиции гласных фонем со стороны сигнификативной и перцептивной функций. Позиционные ряды гласных фонем.Позиции согласных фонем со стороны сигнификативной и перцептивной функций. Позиционные ряды согласных фонем.Фонологическая система современного русского литературного языка. Состав гласных фонем.Состав согласных фонем. Лекции 3 2 Л1.4, Л1.1
1.4. Пражская и Ленинградская фонологические теории. Лекции 3 2 Л1.4, Л2.5, Л1.1
1.5. Орфоэпия.Теория письма. Алфавит и графика.Теория письма. Орфография. Лекции 3 2 Л1.4, Л1.1
1.6. История русской орфографии. Лекции 3 2 Л1.4, Л1.1
1.7. Фонетическая транскрипция. Артикуляционная классификация согласных. Практические 3 2 Л1.4, Л1.1
1.8. Артикуляционная коассификация согласных.Артикуляционная классификация согласных и гласных. Практические 3 4 Л1.4, Л2.5
1.9. Акустическая классификация звуков. Суперсегментные единицы. Ударение. Слог. Такт. Практические 3 4 Л1.4, Л2.5
1.10. Интонация. Позиционные и непозиционные чередования согласных. Практические 3 4 Л1.4, Л2.5
1.11. Позиционные и непозиционные чередования гласных. Практические 3 4 Л1.4, Л2.5
1.12. Фонема. Практические 3 4 Л1.4, Л2.5
1.13. Позиции фонем. Практические 3 4 Л1.4, Л2.7
1.14. Графика. Практические 3 2 Л1.4, Л2.7
1.15. Орфография Практические 3 4 Л1.4, Л2.7, Л2.4
1.16. Фонетика Сам. работа 3 67 Л1.4, Л2.7, Л2.4
Раздел 2. Лексикология
2.1. Предмет лексикологии и лексикографии.Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения. Лекции 4 2 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.2. Стилистическая дифференциация лексики. Понятие о функциональном стиле. Лекции 4 2 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.3. Характеристика русской лексики с точки зрения функционирования языковой системы. Лекции 4 2 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.4. Проблема определения слова как центральной единицы языка. Лекции 4 4 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.5. Полисемантичное слово как лексическая микросистема. Лекции 4 4 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.6. Проблема семантического и формального тождества слова. Омонимия. Лекции 4 2 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.7. Синонимия как выражение смысловой эквивалентности в русском языке. Лекции 4 2 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.8. Антонимия в русском языке как выражение смысловой противоположности слов. Лекции 4 2 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.9. Паронимия в русском языке. Лекции 4 2 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.10. Лексические конверсивы Лекции 4 2 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.11. Взаимосвязь всех типов парадигматических отношений Лекции 4 2 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.12. Синтагматические отношения в лексике Лекции 4 2 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.13. Понятие о фразеологизме Лекции 4 2 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.14. Заимствованная лексика и ее типы. Практические 4 2 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.15. Заимствованная лексика. Классификация заимствований по происхождению. Практические 4 2 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.16. Типы диалектной и терминологической лексики. Практические 4 2 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.17. Стилистическая характеристика лексики. Практические 4 2 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.18. Типы новой лексики. Лексика с точки зрения функционирования. Практические 4 2 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.19. Семная структура значения слова. Компонентный анализ. Практические 4 2 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.20. Определение лексического значения с семиотических позиций: семантики, синтактики и прагматики. Практические 4 2 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.21. Дерево семантической деривации. Типология лексических значений. Практические 4 2 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.22. Построение дерева семантической деривации для многозначных слов. Практические 4 4 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.23. Принципы разграничения полисемии и омонимии; явления, смежные с омонимией. Практические 4 2 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.24. Синонимия. Практические 4 2 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.25. Антонимы и конверсивы. Практические 4 2 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.26. Синтагматические отношения в лексике. Взаимосвязь всех типов парадигматических отношений. Практические 4 2 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.27. Фразеологизм – слово – свободное словосочетание. Типы фразеологизмов. Практические 4 2 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.28. Системные свойства фразеологизмов. Практические 4 2 Л3.1, Л3.2, Л1.4, Л2.1
2.29. Лексикология Сам. работа 4 91 Л3.1, Л3.2, Л3.3, Л1.4, Л2.7, Л2.1
Раздел 3. Словообразование
3.1. Словообразование и морфемика как разделы науки о языке.Словообразование как особая подсистема языка, критерии синхронического подхода. Лекции 5 2 Л1.3, Л1.1, Л2.6
3.2. Понятия морфа и морфемы, классификация морфем в современном русском языке.Понятие корня, свободные и связанные корни.Понятие аффиксов, их виды, материально выраженные и нулевые аффиксы. Лекции 5 2 Л1.3, Л2.6
3.3. Понятие словообразовательной структуры слова и ее основные компоненты.Формальные и смысловые отношения между производной и производящей основами. Лекции 5 4 Л1.3, Л2.6
3.4. Расхождение отношений формальной и смысловой производности, множественность мотивации.Понятие словообразовательного средства (форманта)и словообразовательного значения. Лекции 5 2 Л1.3, Л2.6
3.5. Способы словообразования в современном русском языке.Понятия словообразовательного типа, его регулярность и продуктивность. Лекции 5 2 Л1.3, Л2.6
3.6. Общее устройство словообразовательной системы современного русского языка. Лекции 5 2 Л1.3, Л2.6
3.7. Морфонологические особенности словообразования. Лекции 5 2 Л1.3, Л2.6
3.8. Исторические изменения в словообразовательной структуре слова. Лекции 5 1 Л1.3, Л2.6
3.9. Словообразовательный и морфемный анализ. Лекции 5 1 Л1.3, Л2.6
3.10. Введение в словообразование (теоретические основания «Русской грамматики»). Практические 5 2 Л1.3, Л2.8, Л2.6, Л2.3
3.11. Основные компоненты словообразовательной структуры. Практические 5 2 Л1.3, Л2.6, Л2.3
3.12. Основные принципы словообразовательного анализа. Практические 5 4 Л1.3, Л2.6
3.13. Общая схема словообразовательного анализа. Практические 5 2 Л1.3, Л2.6
3.14. Основные и дополнительные способы словообразования. Практические 5 2 Л1.3, Л2.6
3.15. Семантическая сторона словообразовательного анализа. Практические 5 4 Л1.3, Л2.3
3.16. Ступенчатый характер русского словообразования. Практические 5 2 Л1.3, Л2.3
3.17. Соотнесение принципов производности и членимости, словообразовательной и морфемной структур слова; алгоритмов словообразовательного и морфемного анализа. Практические 5 2 Л1.3, Л2.3
3.18. Принципы и приемы морфемного анализа. Практические 5 2 Л1.3, Л2.3
3.19. Типы морфем русского языка. Практические 5 2 Л1.3, Л2.3
3.20. Схема морфемного анализа. Практические 5 2 Л1.3, Л2.3
3.21. Анализ морфонологических явлений. Практические 5 2 Л1.3, Л2.3
3.22. Исторические изменения в морфемной структуре слова. Практические 5 2 Л1.3, Л2.3
3.23. Итоговая контрольная работа. Практические 5 2 Л1.3, Л2.3
3.24. Словообразование Сам. работа 5 31 Л1.3, Л2.6, Л2.3
Раздел 4. Морфология
4.1. Морфология как раздел языкознания и современного русского языка, её предмет и задачи.Основные понятия морфологии современного русского языка. Лекции 6 4 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.2. Части речи как крупнейшие лексико-грамматические разряды слов в русском языке. Лекции 6 2 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.3. Имя существительное в русском языке. Лекции 6 4 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.4. Имя прилагательное в русском языке. Лекции 6 2 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.5. Имя числительное в русском языке. Лекции 6 2 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.6. Местоимение в русском языке. Лекции 6 2 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.7. Система именного склонения в русском языке. Лекции 6 2 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.8. Глагол в русском языке.Особые формы глагола. Лекции 6 8 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.9. Наречие и безлично-предикативное слово в русском языке.Служебные части речи и междометие. Лекции 6 4 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.10. Основные единицы морфологии и их системные отношения. Практические 6 2 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.11. Грамматическая категория, грамматическая форма, грамматическое значение. Практические 6 2 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.12. Имя существительное как часть речи и его морфологический анализ Практические 6 4 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.13. Имя прилагательное как часть речи и его морфологический анализ. Практические 6 2 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.14. Имя числительное как часть речи и его морфологический анализ. Практические 6 2 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.15. Местоимение как часть речи и его морфологический анализ. Практические 6 2 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.16. Система именного словоизменения. Практические 6 2 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.17. Глагол как часть речи, система глагольного словоизменения. Практические 6 4 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.18. Грамматические категории глагола и их морфологический анализ. Практические 6 2 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.19. Особые формы глагола и их морфологический анализ. Практические 6 2 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.20. Наречия и безлично-предикативные слова. Практические 6 2 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.21. Предлоги и союзы. Практические 6 2 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.22. Частицы, модальные слова и междометия. Практические 6 2 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.23. Учение о частях речи в русском языке: различные подходы и решения. Переходные случаи в области определения частей речи. Практические 6 2 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
4.24. Морфология Сам. работа 6 55 Л3.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Конструктивный синтаксис
5.1. Синтаксис как раздел грамматики Лекции 7 2 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
5.2. Синтаксические связи и отношения Лекции 7 2 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
5.3. Словосочетание Лекции 7 2 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
5.4. Простое предложение Лекции 7 2 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
5.5. Учение о структурной схеме предложения Лекции 7 2 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
5.6. Парадигматический подход к предложению в современной синтаксической науке Лекции 7 4 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
5.7. Сложное предложение Лекции 7 4 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
5.8. Учение о синтаксической связи. Недифференцированная и сочинительная связи Практические 7 2 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
5.9. Учение о синтаксической связи. Подчинительные связи Практические 7 2 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
5.10. Словосочетание Практические 7 2 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
5.11. Конструкция простого предложения Практические 7 2 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
5.12. Реализация структурной схемы простого предложения. Замещение. Усложнение Практические 7 2 Л1.4, Л2.1, Л2.8
5.13. Реализация структурной схемы простого предложения. Расширение Практические 7 2 Л1.4, Л2.1, Л2.8
5.14. Реализация структурной схемы простого предложения. Развертывание. Свертывание Практические 7 2 Л1.4, Л2.1, Л2.8
5.15. Осложнение (обособление) Практические 7 2 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
5.16. Схема анализа конструкции простого предложения Практические 7 4 Л1.4, Л2.1, Л2.8
5.17. Конструкция сложного предложения Практические 7 2 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
5.18. Сложносочиненное предложение Практические 7 2 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
5.19. Сложноподчиненное предложение Практические 7 2 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
5.20. Бессоюзное предложение Практические 7 2 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
5.21. Сложное предложение с разными видами связи Практические 7 2 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
5.22. Схема анализа конструкции сложного предложения Практические 7 2 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
5.23. Конструктивный синтаксис Сам. работа 7 94 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
Раздел 6. Семантический и коммуникативный синтаксис
6.1. Понятие семантики предложения, направления ее исследования Лекции 8 4 Л1.4, Л2.8
6.2. Объективные смыслы предложения Лекции 8 2 Л1.4, Л2.8
6.3. Структура пропозиции Лекции 8 2 Л1.4, Л2.8
6.4. Способы выражения пропозитивного смысла Лекции 8 2 Л1.4, Л2.8
6.5. Типы пропозиций Лекции 8 4 Л1.4, Л2.8
6.6. Субъективные смыслы предложения. Способы выражения субъективных смыслов предложения Лекции 8 2 Л1.4, Л2.8
6.7. Коммуникативная организация синтаксических единиц. Семантика коммуникативных единиц Лекции 8 6 Л1.4, Л1.2, Л2.1
6.8. Текст как объект синтаксиса. Синтаксис разговорной речи Лекции 8 4 Л1.4, Л2.1
6.9. Пунктуация и синтаксическая система русского языка Лекции 8 2 Л1.4, Л2.1
6.10. Пропозиция. Событийные пропозиции Практические 8 4 Л1.4, Л2.8
6.11. Способы выражения пропозитивного смысла Практические 8 4 Л1.4, Л2.8
6.12. Логические пропозиции Практические 8 2 Л1.4, Л2.8
6.13. Модусные смыслы высказывания Практические 8 2 Л1.4, Л2.8
6.14. Способы выражения модусных смыслов Практические 8 2 Л1.4, Л2.8
6.15. Схема анализа информативной семантики предложения Практические 8 2 Л1.4, Л2.8
6.16. Введение в коммуникативный синтаксис Практические 8 2 Л1.4, Л1.2, Л2.1
6.17. Информативная семантика предложения и текст Практические 8 2 Л1.4, Л2.8
6.18. Актуальный аспект высказывания Практические 8 2 Л1.4, Л1.2, Л2.1
6.19. Средства выражения актуального членения высказывания. Интонационные конструкции русского языка Практические 8 2 Л1.4, Л1.2, Л2.1
6.20. Схема анализа коммуникативной организации предложения Практические 8 2 Л1.4, Л1.2, Л2.1
6.21. Актуальное членение и текст Практические 8 2 Л1.4, Л1.2, Л2.1
6.22. Прагматический аспект высказывания Практические 8 2 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8
6.23. Целостный синтаксический анализ текста Практические 8 4 Л1.4, Л2.1, Л2.8
6.24. Семантический и коммуникативный синтаксис Сам. работа 8 91 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.8

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=100

ВОПРОСЫ ЗАКРЫТОГО ТИПА

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной области с учетом направленности (профиля) образовательной программы.

Вопрос 1. Как называется раздел лексикологии, в котором изучаются лексически неделимые, устойчивые сочетания слов?
а. Ономастика
б. Фразеология
в. Лингвопоэтика
ОТВЕТ:

Вопрос 2. Как называется подсистема слова и фразеологизма, в которой акцентируется внимание на связях одинаковых или родственных значений разных единиц?
а. Синтагматика
б. Парадигматика
в. Эпидигматика
ОТВЕТ: б

Вопрос 3. Как называется подсистема слова и фразеологизма, в которой акцентируется внимание на внутренней структуре значения единицы?
а. Синтагматика
б. Парадигматика
в. Эпидигматика
ОТВЕТ: в

Вопрос 4. Как называется подсистема слова и фразеологизма, в которой акцентируется внимание на линейной (последовательной) сочетаемости единиц в словосочетании либо в предложении?
а. Синтагматика
б. Парадигматика
в. Эпидигматика
ОТВЕТ: а

Вопрос 5. Как называется различительный признак слова, который заключается в названии явления действительности и представлении его в виде лексического значения?
а. Номинативность
б. Индивидуальность
в. Материальность
ОТВЕТ: а

Вопрос 6. Как называется различительный признак слова, который заключается в существовании слова в звуковой (графической) форме.
а. Номинативность
б. Индивидуальность
в. Материальность
ОТВЕТ: в

Вопрос 7. Как называется различительный признак слова, который заключается в отражении в значении слова определенного явления реальности?
а. Номинативность
б. Индивидуальность
в. Материальность
ОТВЕТ: б

Вопрос 8. Что обозначает денотат?
а. Существенные признаки данного предмета (содержание понятия)
б. Типизированное представление о серийном или уникальном предмете
ОТВЕТ: б

Вопрос 9. Что обозначает сигнификат?
а. Существенные признаки данного предмета (содержание понятия)
б. Типизированное представление о серийном или уникальном предмете
ОТВЕТ: а

Вопрос 10. Как называется дополнительное созначение, заключающее в себе содержательные и стилистические компоненты значения (национально-культурные компоненты)?
а. Обыденное понятие
б. Научное понятие
в. Коннотация
ОТВЕТ: в

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, основные положения и концепции в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации.

Вопрос 11. Как называются варианты слова типа "Обух - обУх" и "дЕвичий - девИчий"?
а. Орфоэпические (произносительные)
б. Фонематические
в. Морфологические
ОТВЕТ: а

Вопрос 12. Как называются варианты слова типа "клавиш - клавиша" и "запасный - запасной"?
а. Орфоэпические (произносительные)
б. Фонематические
в. Морфологические
ОТВЕТ: в

Вопрос 13. Как называются варианты слова типа "матрас - матрац" и "бриллиантовый - брильяновый"?
а. Орфоэпические (произносительные)
б. Фонематические
в. Морфологические
ОТВЕТ: б

Вопрос 14. Как называются значения слова типа: "Источник жизни в пустыне - ВОДА" (Пришвин), вода - 'стихийная жидкость'?
а. Смысловые потенции
б. Коннотации
в. Обыденное понятие
ОТВЕТ: б

Вопрос 15. Как называются значения слова типа: вода - 'хим. соединение двух атомов водорода и атома кислорода'?
а. Обыденное понятие
б. Научное понятие
в. Коннотации
ОТВЕТ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий, "не зачтено" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий;
• "отлично" - верно выполнено 85-100% заданий, "хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий, "удовлетворительно" - верно выполнено 51-69% заданий, "неудовлетворительно" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ВОПРОСЫ ОТКРЫТОГО ТИПА

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной области с учетом направленности (профиля) образовательной программы.

Вопрос 1. Дайте определение метафоры.
ОТВЕТ: Это перенос имени на основании сходства внутренних или внешних свойств предметов, признаков, процессов.

Вопрос 2. Чем номинативная метафора отличается от когнитивной? Приведите примеры.
ОТВЕТ: Номинативная метафора утратила образность и служит прямым именованием (напр., белок глаза), а когнитивная метафора - это мыслительное отражение реальной или приписываемой общности свойств (напр., вертеться - 'постоянно находиться в мыслях').

Вопрос 3. Дайте определение метонимии.
ОТВЕТ: Это перенос имени одного предмета, признака, процесса по их смежности.

Вопрос 4. Какие разновидности метонимии вы знаете? Приведите примеры.
ОТВЕТ: материал - изделие (золото - 'монеты или посуда из золота'); действие - цель действия (нажечь - 'накалить, повредить жаром'); процесс - результат (литьё - 'литые металлические изделия'); процесс - место (зимовка - 'место, помещение, где зимуют'); признак - вещь ("Белизна" - 'наименование стирального порошка'); причина - следствие (нажать - 'выжать в каком-либо количестве'); смежность во времени (зимовать - 'выдерживать зимние холода'); смежность в пространстве (окно - 'промежуток между занятиями'); вместилище - содержимое (аудитория - 'слушатели лекции').

Вопрос 5. Какие разновидности синекдохи вы знаете?
ОТВЕТ: расширение значения (бас - 'певец с самым низким мужским голосом'); сужение значения (соболь как мех).

Вопрос 6. Чем отличается радиальная полисемия от цепочечной?
ОТВЕТ: при радиальной полисемии все частные значения зависят от прямо-номинативного значения и мотивируются им, а при цепочечной каждое последующее частное значение мотивируется предшествующим.

Вопрос 7. Назовите виды семной связи в семантической структуре полисеманта. Приведите один пример (любой вид).
ОТВЕТ: родо-видовая, видо-родовая, родо-родовая, видо-видовая. Напр., в слове "хлеб" первый и второй ЛСВ связаны родо-родовой связью на основе гиперсемы "продукт".

Вопрос 8. В чем заключается эксплицитный способ выражения семной связи ЛСВ?
ОТВЕТ: Это выраженный способ, имеющий однокоренные семы в составе связанных по смыслу ЛСВ.

Вопрос 9. В чем заключается имплицитный способ выражения семной связи ЛСВ?
ОТВЕТ: Это невыраженный способ, не имеющий однокоренных сем в семантически соединенных ЛСВ.

Вопрос 10. Приведите по одному примеру эксплицитного и имплицитного способов выражения семной связи ЛСВ.
ОТВЕТ: 1. 'ПЛАНЕТА', 2. 'верхний слой коры ПЛАНЕТЫ' (эксплицитный); 3. 'используемая территория' (имплицитный).

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, основные положения и концепции в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации.

Вопрос 11. Докажите, что омоним ЗАСТАВИТЬ 2 'принудить' в является неполным.
ОТВЕТ: Он является неполным, т. к. не обладает причастными страдательными формами.

Вопрос 12. Докажите что омонимы ТЕХНИКА 'совокупность средств труда' и ТЕХНИКА (вызов техника) являются омоформами.
ОТВЕТ: Они являются омоформами, т. к. совпадают лишь в отдельных формах (Р.п. ед.ч.).

Вопрос 13. К какому типу омонимов относятся следующие пары слов: плот - плод и волы - валы?
ОТВЕТ: Они являются омофонами, т. к. совпадают в произношении, но различаются орфографически.

Вопрос 14. К какому типу антонимов относятся выделенные слова: Я ПОКУПАЮ книгу - Ты ПРОДАЕШЬ книгу?
ОТВЕТ: Они относятся к конверсивным (векторным) антонимам, т. к. обозначают противоположность разнонаправленных действий и признаков.

Вопрос 15. Определите, какая функция антонимов реализуется в данном предложении: "Но пораженья от победы ты сам не должен отличать".
ОТВЕТ: Антитеза.

Вопрос 16. Почему второй синоним в паре ГУЛЯТЬ и ФЛАНИРОВАТЬ является стилистическими?
ОТВЕТ: Они является стилистическим, т. к. обладает экспрессивной коннотацией (пренебр.-ирон.).

Вопрос 17. Определите функцию синонимов в контексте: "Это был легкий, приятный труд".
ОТВЕТ: Создание общей стилистической текстовой тональности 'эмоциональное, радостное'.

Вопрос 18. Какую парадигму составляют глаголы движения идти, ехать, лететь, плыть?
ОТВЕТ: Они составляют тематическую парадигму.

Вопрос 19. Какую парадигму составляют существительные цветок, тюльпан, ландыш, роза и др.?
ОТВЕТ: Они составляют гиперо-гипонимическую парадигму.

Вопрос 20. Как можно назвать лексико-семантичекскую группу высокий, худой, толстый, красивый, старый, неуклюжий?
ОТВЕТ: "Физическая характеристика человека".

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
"Отлично" (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложенный файл.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА (РАЗДЕЛ "ФОНЕТИКА")
1. Предмет фонетики. Системность как основное свойство фонетических единиц. Фонетические подсистемы.
2. Артикуляционная классификация гласных.
3. Артикуляционная классификация согласных.
4. Акустическая характеристика гласных и согласных.
5. Суперсегментные единицы. Слог. Теории слога. Типы слогов: прикрытые и неприкрытые, открытые и закрытые.
6. Суперсегментные единицы. Такт, фраза (синтагма).
7. Интонация. Интонационные средства смыслоразличения.
8. Типы интонационных конструкций.
9. Позиция. Позиционные и непозиционные чередования.
10. Понятие фонемы в Московской фонологической теории.
11. Позиции фонем с сигнификативной и перцептивной точек зрения. Перцептивно-сильные и -слабые позиции гласных и согласных фонем.
12. Сигнификативно- и перцептивно-сильные и -слабые позиции гласных фонем.
13. Сигнификативно-сильные и -слабые позиции согласных по глухости-звонкости.
14. Сигнификативно-сильные и -слабые позиции согласных по твердости-мягкости.
15. Сигнификативно-слабые позиции как позиции неразличения согласных по способу образования. Сигнификативно-слабые позиции, в которых фонема представлена нулем звука.
16. Нейтрализация фонем. Гиперфонема.
17. Количество и состав фонем русского языка.
18. М.В. Панов об истории возникновения Московской фонологической теории.
19. Пражская и Ленинградская фонологические школы.
20. Теория письма. Алфавит, графика и орфография.
21. Принципы русской графики.
22. Математическая формула построения алфавита (Н.Ф. Яковлев).
23. Способы обозначения твердых и мягких согласных фонем в русском языке. Недостатки русской графики.
24. Орфография. Принципы русской орфографии.
25. Вопрос о морфологическом принципе письма.
26. История русского письма. Орфографические реформы.
27. Орфоэпия – объем и содержание понятия, история разработки.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА (РАЗДЕЛ "ЛЕКСИКОЛОГИЯ")
1. Русский национальный язык и его подсистемы. Современный русский литературный язык как предмет научного изучения.
2. Предмет, задачи и методы современной лексикологии.
3. Исконная лексика, ее периодизация.
4. Заимствованная лексика, этапы освоения заимствованных слов и семантические процессы при заимствовании. Классификация заимствований по происхождению и тематическим сферам.
5. Типы иноязычной лексики. Фонетические, грамматические и семантические признаки заимствований. Причины заимствований.
6. Лексика русского языка с точки зрения активности использования в речи и с позиций исторической перспективы. Активная и пассивная лексика.
7. Устаревшая лексика и ее типы.
8. Новая лексика и ее типы.
9. Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления /социально-диалектного состава/. Диалектная и просторечная лексика.
10. Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления /социально-диалектного состава/. Жаргонная лексика и терминология.
11. Стилистическая дифференциация лексики Понятие о функциональном стиле.
12. Проблема определения слова как центральной единицы языка. Структурный аспект: выделение слова, его строение; критерии отдельности и тождества слова. Фонетические и грамматические варианты слова.
13. Лексическое значение слова: отношение звуковой оболочки слова с денотатом, сигнификатом: семантический треугольник, семантическая трапеция. Лексическая семантика и энциклопедическое знание: ближайшее и дальнейшее значение слова.
14. Лексическое значение слова в аспекте синтактики и прагматики. Референциальный компонент значения слова. Отношение знака к выражаемому им значению (внутренняя форма слова). Прагматический и синтагматический аспекты лексического значения слова.
15. Семная структура значения слова, компонентный анализ.
16. Полисемантичное слово как лексическая микросистема. Типы полисемии (Ю.Д. Апресян). Эпидигматика как третий тип системности в языке. Функционирование ЛСВ в тексте.
17. Классификация типов лексических значений многозначного слова в парадигматике и синтагматике (В.В. Виноградов).
18. Метафорические и метонимические связи значений многозначного слова.
19. Омонимия как предел семантического варьирования слова. Способы разграничения омонимии и полисемии.
20. Типы омонимов и причины их возникновения. Явления, смежные с омонимией (омофоны, омографы, омоформы).
21. Синонимия как выражение смысловой эквивалентности в русском языке. Синонимический ряд и его доминанта. Типы синонимов и синонимических рядов.
22. Антонимия в русском языке как выражение смысловой противоположности слов. Антонимическая пара. Структурные и семантические типы антонимов. Семантическая асимметричность антонимов. Квазиантонимы.
23. Паронимия в русском языке. Типы паронимов и причины их возникновения. Парономазия.
24. Конверсивы в русском языке.
25. Синтагматические отношения в лексике. Семантическое согласование. Понятие семантической валентности. Понятие лексической сочетаемости.
26. Свободные (переменные) сочетания слов и несвободные сочетания. Соотношение понятий фразеологизм - слово - словосочетание.
27. Типы фразеологических единиц (В.В. Виноградов).
28. Системные свойства фразеологизмов (явления фразеологической полисемии, омонимии, синонимии, антонимии). Фразеологические варианты.
29. Картина мира в зеркале русской лексики и фразеологии.
30. Русская лексикография. Типы русских одноязычных словарей.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА (РАЗДЕЛ "ЛЕКСИКОЛОГИЯ")

1. Покажите на нескольких примерах (3-4) отношения полисемии в современном русском литературном языке.
2. Покажите на нескольких примерах (3-4) отношения синонимии в современном русском литературном языке.
3. Покажите на нескольких примерах (3-4) отношения комплементарной антонимии в современном русском литературном языке.
4. Покажите на нескольких примерах (3-4) отношения контрарной антонимии в современном русском литературном языке.
5. Покажите на нескольких примерах (3-4) отношения конверсии в современном русском литературном языке.
6. Покажите на нескольких примерах (3-4) отношения гиперо-гипонимии в современном русском литературном языке.
7. Покажите на нескольких примерах (3-4) отношения холо-меронимии в современном русском литературном языке.
8. Покажите на нескольких примерах (3-4) тематическую парадигму в современном русском литературном языке.
9. Покажите на нескольких примерах (3-4) лексико-семантическую группу в современном русском литературном языке.
10. Покажите одном примере семантическое поле в современном русском литературном языке.
11. Покажите на нескольких примерах (3-4) неологизмы в современном русском литературном языке.
12. Покажите на нескольких примерах (3-4) архаизмы в современном русском литературном языке.
13. Покажите на нескольких примерах (3-4) историзмы в современном русском литературном языке.
14. Покажите на нескольких примерах (3-4) индоевропеизмы в современном русском литературном языке.
15. Покажите на нескольких примерах (3-4) общеславянизмы в современном русском литературном языке.
16. Покажите на нескольких примерах (3-4) восточнославянизмы в современном русском литературном языке.
17. Покажите на нескольких примерах (3-4) старославянизмы в современном русском литературном языке.
18. Покажите на нескольких примерах (3-4) заимствования из английского и французского языков в современном русском литературном языке.
19. Покажите на нескольких примерах (3-4) заимствования из немецкого и польского в современном русском литературном языке.
20. Покажите на нескольких примерах (3-4) экзотизмы в современном русском литературном языке.
21. Покажите на нескольких примерах (3-4) иноязычные вкрапления (варваризмы) в современном русском литературном языке.
22. Покажите на нескольких примерах (3-4) диалектизмы в современном русском литературном языке.
23. Покажите на нескольких примерах (3-4) жаргонизмы в современном русском литературном языке.
24. Покажите на нескольких примерах (3-4) литературно-разговорную лексику в современном русском литературном языке.
25. Покажите на нескольких примерах (3-4) разговорно-бытовую лексику в современном русском литературном языке.
26. Покажите на нескольких примерах (3-4) официально-деловую лексику в современном русском литературном языке.
27. Покажите на нескольких примерах (3-4) просторечную лексику в современном русском литературном языке.
28. Покажите на нескольких примерах (3-4) фразеологические сращения в современном русском литературном языке.
29. Покажите на нескольких примерах (3-4) фразеологические единства в современном русском литературном языке.
30. Покажите на нескольких примерах (3-4) фразеологические сочетания в современном русском литературном языке.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА (РАЗДЕЛ "МОРФОЛОГИЯ")
1. Морфология как раздел языкознания и современного русского языка, её предмет и задачи.
2. Понятие части речи как лексико-грамматического класса слов.
3. Общая классификация частей речи в современном русском языке.
4. Понятие грамматического значения.
5. Основные и дополнительные способы выражения грамматических категорий в русском языке.
6. Понятие грамматической категории. Словоизменительные и несловоизменительные грамматические категории.
7. Общая характеристика имени существительного.
8. Лексико-грамматические разряды имен существительных.
9. Категория одушевлённости/неодушевлённости имени существительного.
10. Категория рода имени существительного. Определение рода у неизменяемых слов.
11. Категория числа имени существительного. Существительные singularia и pluralia tantum.
12. Категория падежа имени существительного. Основные значения падежей.
13. Общая характеристика имени прилагательного.
14. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Категория степени сравнения имени прилагательного.
15. Полные и краткие формы имен прилагательных. Склонение прилагательных.
16. Имя числительное и его лексико-грамматические разряды.
17. Семантические и грамматические разряды местоимений в русском языке.
18. Общая характеристика глагола. Состав глагольной словоформы.
19. Две основы глагола и его словоизменительные классы.
20. Категория вида глагола. Понятие способа глагольного действия.
21. Переходные и непереходные глаголы. Категория залога.
22. Категория наклонения русского глагола.
23. Категория времени русского глагола.
24. Категории лица, числа и рода. Спряжение глаголов в русском языке.
25. Причастие как атрибутивная форма глагола. Его разряды и способы образования.
26. Деепричастие как атрибутивная форма глагола.
27. Наречие, безлично-предикативное слово как часть речи в современном русском языке. Проблема выделения модального слова как отдельной части речи.
28. Предлог как служебная часть речи в русском языке. Переходные случаи в определении частей речи.
29. Союз как служебная часть речи в русском языке. Переходные случаи в определении частей речи.
30. Частица как служебная часть речи в русском языке. Переходные случаи в определении частей речи.
31. Междометие и звукоподражательное слово в русском языке. Переходные случаи в определении частей речи.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА (РАЗДЕЛ "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ")
1. Словообразование и морфемика как разделы науки о языке, их связь с морфологией и лексикологией. Словообразование и формообразование.
2. Синхроническое и диахроническое словообразование. Общее представление о морфемном и словообразовательном анализе, их взаимоотношениях.
3. Система морфем в современном русском языке. Понятие морфемы и морфа.
4. Варьирование морфемы. Варианты морфемы и алломорфы.
5. Корень слова. Свободные и связанные корни.
6. Понятие аффикса. Словообразовательные и формообразующие аффиксы.
7. Приставка, суффикс и постфикс в современном русском языке.
8. Понятие флексии, ее значения и функции. Материально выраженные и нулевые флексии.
9. Понятие основы слова, ее членимость. Производные и непроизводные основы в современном русском языке.
10. Понятие производящей основы. Формальные и смысловые отношения между производной и производящей основами.
11. Синхроническое представление о словообразовательной структуре слова. Понятие словообразовательного средства (форманта) и словообразовательного значения.
12. Понятие способа словообразования с синхронической точки зрения. Общая классификация способов словообразования в современном русском языке.
13. Чистые и смешанные способы словообразования.
14. Понятие нулевого суффикса. Нулевая суффиксация как способ словообразования.
15. Сложение и его основные разновидности.
16. Неморфологические способы словообразования в современном русском языке.
17. Общее представление о словообразовательной системе современного русского языка. Понятие словообразовательного типа, его регулярность и продуктивность.
18. Понятие словообразовательного гнезда. Ступенчатый характер русского словообразования.
19. Понятие морфонологии. Явление морфемного шва и основные виды взаимоприспособления морфем.
20. Исторические изменения в морфемно-словообразовательной структуре слова.
21. Основополагающие принципы и методика словообразовательного анализа производного слова.
22. Универсальная схема морфемного анализа как проекция морфемно-словообразовательной системы современного русского языка на отдельную словоформу.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА (РАЗДЕЛ "КОНСТРУКТИВНЫЙ СИНТАКСИС")
1. Предмет и задачи синтаксиса. Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса с другими науками о языке.
2. Основные синтаксические единицы: словосочетание, простое предложение, сложное предложение. Вопрос о других синтаксических единицах.
3. Категория предикативности как комплекс значений модальности и времени, выраженных грамматически. Различие морфологических и синтаксических категорий времени и модальности. Вопрос о включении значения лица в предикативность.
4. Синтаксические связи и средства их выражения. Случаи синтаксической зависимости слова от двух других, двух слов друг от друга, невыраженной связи.
5. Сочинение и подчинение как основные виды синтаксической связи. Их семантические и формальные различия.
6. Сочинительные связи.
7. Подчинительные связи на уровне словосочетания. Признаки связи, типы связей.
8. Подчинительные связи на уровне предложения, основные типы.
9. Словосочетание как синтаксическая конструкция. Объем фактов, относимых к словосочетанию при разных подходах к его определению.
10. Учение о членах предложения как база описания формальной организации простого предложения в «традиционном» синтаксисе.
11. Традиционная классификация предложений по количеству главных членов и их форме. Другие взгляды на двусоставность / односоставность.
12. Способы описания формальной организации простого предложения в современной лингвистике. Учение о структурной схеме простого предложения.
13. Структурная схема как языковой образец построения предложения. Формальные и семантические требования, предъявляемые к структурным схемам при разных подходах к определению их границ, минимальная и расширенная схемы.
14. Принципы построения списка минимальных структурных схем в «Русской грамматике» (1980), в концепции В.А. Белошапковой.
15. Парадигма предложения как система его форм. Значения и средства образования форм предложения.
17. Парадигма предложения как система его дериватов. Определение границ деривационной парадигмы предложения.
18. Понятие регулярной речевой реализации предложения, ее виды, механизмы.
19. Замещение, его механизмы и результаты.
20. Усложнение, его механизмы, виды и результаты.
21. Расширение, его механизмы и результаты.
22. Традиционное учение об однородных членах предложения. Интерпретация однородных членов на основе понятия деривационного процесса расширения.
23. Развертывание и свертывание как синтаксические процессы.
24. Понятие синтаксического процесса осложнения. Осложнение и обособление: соотношение понятий.
25. Понятие дополнительной предикативности, ее виды.
26. Сложное предложение как синтаксическая единица. Подходы к классификации сложного предложения.
27. Структурная схема сложного предложения, ее грамматическое значение, принципы систематизации.
28. Сложносочиненное предложение.
29. Сложноподчиненное предложение
30. Бессоюзное предложение.
31. Деривационные процессы в рамках конструкции сложного предложения.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА (РАЗДЕЛ "СЕМАНТИЧЕСКИЙ И КОММУНИКАТИВНЫЙ СИНТАКСИС")
1. Предложение как многоаспектная единица. Три аспекта устройства и изучения предложения, их соотношение в теории и в конкретных предложениях-высказываниях.
2. Смысловая организация предложения. Объективное и субъективное в содержании предложения.
3. Понятие пропозиции. Типы пропозиций и способы их выражения. Моно- и полипропозитивные предложения.
4. Виды событийных пропозиций.
5. Логические пропозиции.
6. Структура пропозиции: предикат, актанты, их типы.
7. Припропозитивные смыслы, способ их выражения.
8. Модусные смыслы предложения. Актуализационные модусные смыслы.
9. Модусные смыслы предложения. Квалификативные модусные смыслы.
10. Эксплицитные и имплицитные смыслы в предложении. Разновидности имплицитных смыслов.
11. Предложение как единица, использующаяся для совершения речевого действия. Способы выражения коммуникативного намерения говорящего.
12. Основные положения теории речевых актов.
13. Речевой акт, речевой жанр как единицы речи.
14. Понятие актуального членения высказывания: сущность, основные этапы исследования
15. Тема и рема как компоненты актуального членения высказывания. Их роль в текстообразовании.
16. Типы высказываний в аспекте их актуального членения и рематической информации.
17. Проблема высказывания в синтаксической науке. Соотношение предложения и высказывания.
18. Текст как синтаксическая единица. Факторы, обеспечивающие связность текста. Теморематическая и логико-грамматическая организация текста.
19. Знаки препинания русского языка, их основные функции.
20. Принципы современной пунктуации.
Приложения
Приложение 1.   ФОС-СРЯ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Е. И. Дибровой Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: в 2 ч Ч.1: учеб. для вузов М. : Академия, 2011
Л1.2 Под ред. Е.И. Дибровой Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. Ч.2: Морфология. Синтаксис : учеб. пособие М.: Академия ИЦ, 2011
Л1.3 Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учеб. пособие М.: Флинта, 2012
Л1.4 под ред. В.А. Белошапковой Современный русский язык: Учебник для филол. спец. ун-тов М. : Альянс, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Валгина Н.С. Современный русский язык.: учеб. пособие М.: Логос, 2006
Л2.2 Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение: словарь М.: Рус. яз., 1977
Л2.3 Филиппова Л. С. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. : учеб. пособие М.: Флинта // ЭБС Университетская библиотека online, 2019 e.lanbook.com
Л2.4 Миртов А.В. Как научить и научиться грамотно писать? : Общедоступная методика орфографии: пособие Барнаул : Изд-во АГУ, 2000
Л2.5 гл. ред. Н. Ю. Шведова Русская грамматика: Т.1: учеб. поосбие М. : Наука., 1980
Л2.6 Мусатов В. Н. Русский язык. Морфемика. Морфонология. Словообразование. : учеб. пособие М.: Флинта // ЭБС Университетская библиотека online, 2010 biblioclub.ru
Л2.7 Парубченко Л.Б. Ненормативное русское письмо (лингвистический анализ ошибок в употреблении букв): монография Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2003 elibrary.asu.ru
Л2.8 гл. ред. Н. Ю. Шведова Русская грамматика: Т.2: учеб. пособие М. : Наука, 1980
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Доронина С.В., Чернышева Н.Ю. Современный русский язык. Лексикология. Лексическая семантика: [учеб. -метод. материалы] Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2007
Л3.2 Доронина С.В., Чернышева Н.Ю. Современный русский язык. Лексикология. Социолингвистические и хронологические аспекты: [метод. указания] Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2006
Л3.3 Доронина С. В. Современный русский язык. Морфология: [метод. пособие] Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Национальный корпус русского языка www.ruscorpora.ru
Э2 Справочно-информационный портал «Грамота.ру» www.gramota.ru
Э3 ЭУМК "Современный русский язык (словообразование, морфология)" portal.edu.asu.ru
Э4 ЭУМК "Современный русский язык (лексика)" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Контактная работа с преподавателем и самостоятельная работа студента ставят своей целью приобретение целостной картины по освоению учебной дисциплины «Современный русский язык». К услугам студента лекционный курс, учебники, учебные пособия, дополнительная литература, задания для самостоятельной работы, задания к практическим занятиям, изучение понятийного аппарата по курсу «Современный русский язык».