МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ортология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильРусская филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_Филология_РФ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 42 84 42 84
Сам. работа 66 132 66 132
Итого 108 216 108 216

Программу составил(и):
к.ф.н, доцент, Доронина С.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Трубникова Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Ортология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 986)

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 07.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., доцент Доронина С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 07.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Доронина С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. Цель курса
Цель курса - сформировать у студентов-филологов понятие о языковой норме вообще и их разнообразии в русском языке, об особенностях функционирования в нормативном аспекте единиц различных уровней языка и различных планов речи; сформировать представление о системе норм, организованной коммуникативной функцией языка вообще и коммуникативной задачей каждого речевого акта.

2. Задачи курса:
В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ
1) дать представление о коммуникативной сущности понятия нормы и предмете ортологии; о вариативности как онтологической базе возникновения норм; о связи ортологии с культурой речи, стилистикой и риторикой; показать диалектическую связь категорий нормативности и креативности, нормы и выбора (уместности);
2) сформировать представление о взаимодействии нормативного плана языка с его системным устройством и функциональным планом; онтологического аспекта языка с регламентацией его функционирования и – соответственно - предписательного аспекта лингвистики с описательным (объективистским); дать понятие о формах установления нормативности и его типах: стихийно-языковой, кодификационной, правовой;
3) показать структурно-уровневое и функциональное разнообразие норм в языке;
4) дать понятие о нормативном плане текста и его системном устройстве, подчиненном коммуникативному заданию;
5) дать знания о истории и современном состоянии ортологии, связи ортологии с другими лингвистическими дисциплинами.

В ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ

1) сформировать умения квалификации языковых единиц и их употреблений в речи как нормативных и ненормативных, уместных или неуместных для данного речевого произведения;
2) дать знания об основных ортологических словарях и пособиях;
3) сформировать умения комплексной оценки текста в аспекте нормативности;
4) сформировать умения построения текста по заданным единицам и в указанном нормативном аспекте;
5) способствовать формированию исследовательских умений, предметом которых выступают нормативные и ненормативные явления русского языка;
6) сформировать умения решать прикладные задачи с ортологическим содержанием.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной области с учетом направленности (профиля) образовательной программы;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-5.1 Знает базовые методы и приемы устной и письменной коммуникации различных типов на литературном русском языке.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-5.2 Умеет создавать устные и письменные тексты различных стилей и жанров в соответствии с нормами литературного языка.
ПК-3.2
Имеет навыки работы со словарями и справочниками в избранной сфере профессиональной деятельности.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-5.3. Владеет навыками исправления ошибок в работах обучающихся в в соответствии с нормами литературного языка.
ПК-3.3
Комментирует, редактирует тексты различной направленности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Объект и предмет культуры речи Практические 5 2 Л1.2, Л1.1
1.2. Диалектическая природа нормы Практические 5 4 Л1.2, Л1.1
1.3. Нормативная оценка языковых вариантов Практические 5 4 Л1.2, Л1.1
1.4. Языковая норма в коммуникативном и аксиологическом аспекте Практические 5 4 Л1.2, Л1.1
1.5. История развития взглядов на понятие «норма». «Норма» в современных исследованиях. Практические 5 4 Л1.2, Л1.1
1.6. Объект и предмет культуры речи Сам. работа 5 10 Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Орфоэпические нормы русского языка. Современные тенденции их развития
2.1. Русское литературное произношение и проблемы его кодификации Практические 5 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Трудности современного русского литературного произношения Практические 5 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Акцентные нормы русского языка. Современные тенденции их развития
3.1. Общая характеристика русского ударения Практические 5 6 Л1.2, Л1.1
3.2. Акцентуация и акцентное варьирование в грамматических формах и производных словах, а также в заимствованных словах Практические 5 6 Л1.2, Л1.1
3.3. Акцентные нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 5 10 Л1.2, Л1.1
3.4. Орфоэпические нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 5 10 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Грамматические нормы русского языка. Современные тенденции их развития
4.1. Нормы словоизменения имени существительного Практические 5 8 Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.2. Нормы словоизменения числительных Практические 5 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.3. Нормы словоизменения глагола Практические 5 4 Л1.1, Л2.2
4.4. Активные процессы в современной грамматике Практические 5 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.5. Грамматические нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 5 38 Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Синтаксические нормы русского языка. Современные тенденции их развития.
5.1. Специфика синтаксической нормы. Практические 5 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Нормы порядка слов в русском предложении. Практические 5 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.3. Нормы координации подлежащего и сказуемого. Практические 5 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.4. Нормы согласования и нормы управления Практические 5 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.5. Нормы построения осложненного и сложного предложения. Практические 5 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.6. Синтаксические нормы русского языка. Современные тенденции их развития. Сам. работа 5 34 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Культура речи и эффективность общения
6.1. Текст как объект культуры речи: ортологический, функциональный и этический аспект. Практические 5 2 Л1.2
6.2. Языковые особенности книжно-письменного типа современного литературного языка. Практические 5 2 Л1.2
6.3. Устно-разговорный тип современного русского литературного языка. Практические 5 2 Л1.2
6.4. Культура речи и эффективность общения Сам. работа 5 30 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. прикрепленный файл
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. прикрепленный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Константинова Л.А. (ред) Нормы русского литературного языка: учебное пособие по культуре речи М.: Флинта, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Доронина С.В. Трубникова Ю.В. Ортология. Практический курс: Практикум АлтГУ, Барнаул, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: справочное пособие РАН, Институт русского языка им. В. В. Виноградова.- 3-е изд., стер.- М. : АСТ, 2004
Л2.2 Яцевич Е.А. Грамматическая стилистика. Морфологические нормы : учебно-методическое пособие Минск : БГУ, 2018 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Национальный корпус русского языка www.ruscorpora.ru
Э2 Справочно-информационный портал «Грамота.ру» www.gramota.ru
Э3 Справочно-информационная система «Словари.ru» slovari.ru
Э4 Толковый словарь иностранных слов. foreign.slovaronline.com
Э5 Словарь современного языка myslang.ru
Э6 Общий толковый словарь русского языка (поисковая система объединяет самые популярные толковые словари русского языка). tolkslovar.ru
Э7 Словарь устаревших слов www.krupenichka.ru
Э8 Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке www.hi-edu.ru
Э9 М. Я. Гловинская, Е. И. Галанова и др.. Современный русский язык: Активные процессы на рубеже XX— XXI веков scicenter.online
Э10 Культура письменной речи gramma.ru
Э11 ЭУМК "Культура речи" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)


7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем


Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс разбит на содержательные разделы.Каждый из разделов заканчивается итоговым проверочным тестом, оцениваемым по пятибалльной шкале.
«Ортология» представляет собой практический курс, поэтому на лабораторных занятиях рассматриваются все темы, означенные в программе.
Самостоятельная работа студентов предполагает выполнение упражнений из методического пособия, лекций и тестовых заданий из ЭУМК.


Существенную помощь в освоении курса окажут:
- рабочая программа курса, освещающая тематический план занятий;
- глоссарий, отражающий необходимый терминологический минимум курса;
- список научных работ и учебной литературы;
- список изучаемых словарей (ЭУМК содержит часть изучаемых словарей в электронном формате);
- учебное пособие Доронина С.В. Трубникова Ю.В. Ортология. Практический курс. Барнаул, 2010; 2016. Оно содержит список научных работ, необходимых для освоения разделов курса, практические, исследовательские задания, упражнения для закрепления материала и проверочные тесты.