МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Литература русского зарубежья

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильРусская филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_Филология_РФ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д. филол. н., профессор, Десятов В.В.

Рецензент(ы):
д. филол. н., профессор, Гребнева М.П.

Рабочая программа дисциплины
Литература русского зарубежья

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 986)

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Доцент, к.ф.н. Доронина С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Доцент, к.ф.н. Доронина С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование представления об особенностях и этапах развития литературы русского зарубежья;
- освоение основных положений и концепций в области изучения русского зарубежья как культурного феномена;
- демонстрация различных методик исследования и интерпретации художественных текстов и применение их на практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной области с учетом направленности (профиля) образовательной программы;
ОПК-3 Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, основные положения и концепции в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; истории литературной критики, представление о различных литературных и фольклорных жанрах, библиографической культуре
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые основы современной научной парадигмы в области литературоведения.
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно анализировать конкретное литературное произведение, самостоятельно выявлять своеобразие художественного текста, используя полученные знания; анализировать произведение в различных контекстах: литературном, кинематографическом, социально-историческом, биографическом и др.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет языками культур соответствующих периодов и современным терминологическим аппаратом, созданным для их изучения, навыками аналитической работы с поэтическими и прозаическими текстами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Литература первой волны эмиграции
1.1. Литература 1-ой волны русской эмиграции. История литературы русского зарубежья Лекции 8 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.2. Послеоктябрьское творчество И. Бунина.«Трагическая эпопея» И. Шмелева Лекции 8 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.3. Творчество И. Бунина Практические 8 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.4. Творчество И. Шмелева. Практические 8 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.5. Дореволюционное творчество Б. Зайцева. Послеоктябрьское творчество А. Ремизова. Лекции 8 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.6. Творчество Б.Зайцева Практические 8 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.7. Поэзия В. Ходасевича Лекции 8 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.8. Внеаудиторное чтение Сам. работа 8 26 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Литература второй и третьей волны эмиграции
2.1. Поэзия первой и второй волны русской эмиграции. Поэзия Г.Иванова Лекции 8 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
2.2. Поэзия Г.Иванова Практические 8 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
2.3. Творчество «литературной» молодежи.Центры и организационные формы литературы второй волны русской эмиграции. Русскоязычное творчество В. Набокова. Лекции 8 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
2.4. Русскоязычное творчество В. Набокова Практические 8 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
2.5. Творчество А.Терца Практические 8 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
2.6. Проза В.Аксенова.Проза С.Довлатова. Лекции 8 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
2.7. Проза Г. Газданова.Литература 3-ей волны русской эмиграции.Особенности малой прозы А.Терца. Лекции 8 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
2.8. Проза С.Довлатова Практические 8 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
2.9. Проза С.Соколова. Поэзия А. Галича. Поэзия И. Бродского периода эмиграции Лекции 8 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
2.10. Творчество С.Соколова Практические 8 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
2.11. Поэзия И. Бродского периода эмиграции Практические 8 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
2.12. Внеаудиторное чтение, подготовка к практическим занятиям Сам. работа 8 40 ОПК-3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. прикрепленный файл.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Феномен литературы русской эмиграции в контексте литературы ХХ столетия. Связь с русской классикой, культурой "серебряного века" и западно-европейскими литературами.
2. Три волны литературы русской эмиграции. Специфика. Периодизация.
3. Поэзия русской эмиграции первой и второй волны. Общая характеристика. Типологические признаки.
4. Поэзия В. Ходасевича. Тема России, поэта и поэзии в сб.:"Путем зерна", "Тяжелая лира", "Европейская ночь".
5. Поэзия «Парижской ноты». Специфика. Периодизация.
6. Поэзия Б.Поплавского. Особенности поэтики.
7. Роман В. Набокова «Защита Лужина». Литературная традиция и пародийное начало в романе.
8. Традиции романа «потока сознания» и русской автобиографической прозы в романе Г. Газданова «Вечер у Клэр». Интертекстуальные связи.
9. Предпосылки возникновения третьей волны русской эмиграции События Хрущевской «оттепели». «Пражская весна». Альманах «Метрополь».
10. Мировоззренческие и эстетические искания писателей 3-ей волны русской эмиграции.
11. Традиции модернисткого гротеска в ранней прозе А.Терца.Утопический характер свободы индивидуального сознания в рассказе «Гололедица».
12. Творчество В. Аксенова в контексте русской литературы 60-х годов.
13. От реализма к сюрреализму: эксперимент, как доминирующий принцип поэтики прозы В.Аксенова.
14. Поэтика прозы С. Довлатова. Типологические признаки.
15. Норма и абсурд в прозе С. Довлатова: «Зона», «Заповедник».
16. Поэзия А. Галича. Поэзия, как протест против советской реальности.
17. Роман С. Соколова «Школа для дураков». Переход от модернизма к постмодернизму.
18. Роман С.Соколова «Между собакой и волком» в контексте русского постмодернизма.
19. Поэзия И. Бродского периода эмиграции. Основные темы. Мотивная структура.
20. Современная ситуация: сохранение связей писателей, работающих за рубежом, с общественной жизнью в России и русской литературой. Место писателей русского зарубежья в общелитературном процессе.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. прикрепленный файл.
Приложения
Приложение 1.   ФОС_ЛРЗ-2018_ОФ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Перхин В.В. История журналистики Русского зарубежья ХХ века. Конец 1910-х - начало 1990-х гг.: М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2012., 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лейдерман Н.Л. Русская литература XX века (1950-1990-е годы): учеб. пособие М.: Академия, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://highpoetry.clan.su
Э2 http://orheusmusic.ru
Э3 ЭУМК "Литература русского зарубежья" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Обозначенные процедуры проходят в соответствии с Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся в ФГБОУ ВО «АлтГУ»

Текущий контроль осуществляется на практических занятиях.

Промежуточная аттестация проводится по результатам работы студентов на практических занятиях.
- Аттестационные испытания проводятся преподавателем, ведущим лекционные занятия по данной дисциплине, или преподавателями, ведущими практические и лабораторные занятия (кроме устного экзамена). Присутствие посторонних лиц в ходе проведения аттестационных испытаний без разрешения ректора или проректора не допускается (за исключением работников университета, выполняющих контролирующие функции в соответствии со своими должностными обязанностями). В случае отсутствия ведущего преподавателя аттестационные испытания проводятся преподавателем, назначенным письменным распоряжением по кафедре (структурному подразделению).
- Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, допускаются на аттестационные испытания в сопровождении ассистентов-сопровождающих.
- Во время аттестационных испытаний обучающиеся могут пользоваться программой учебной дисциплины, а также с разрешения преподавателя справочной и нормативной литературой, калькуляторами.
- Время подготовки ответа при сдаче зачета/экзамена в устной форме должно составлять не менее 40 минут (по желанию обучающегося ответ может быть досрочным). Время ответа – не более 30 минут.
- При подготовке к устному экзамену экзаменуемый, как правило, ведет записи в листе устного ответа.
- Оценка результатов устного аттестационного испытания объявляется обучающимся в день его проведения. При проведении письменных аттестационных испытаний или компьютерного тестирования – в день их проведения или не позднее следующего рабочего дня после их проведения.
- Результаты выполнения аттестационных испытаний, проводимых в письменной форме, форме итоговой контрольной работы или компьютерного тестирования, должны быть объявлены обучающимся и выставлены в зачётные книжки не позднее следующего рабочего дня после их проведения.

Экзамен проводится в конце семестра. Экзамен включает устранение задолженностей, образовавшихся в ходе семестра (практическая часть курса).