МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История литературы Великобритании и США

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра лингвистики, перевода и иностранных языков
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильПеревод и переводоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_Лингвистика_ПиП-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 68
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 68 68 68 68
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Мансков Алексей Анатольевич

Рецензент(ы):
д.филол.н., профессор, Карпухина Виктория Николаевна

Рабочая программа дисциплины
История литературы Великобритании и США

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 969)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 12.05.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.филол.н., доцент Саланина Ольга Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 12.05.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой к.филол.н., доцент Саланина Ольга Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Познакомить студентов с основными этапами развития литературы Великобритании и США в хронологической последовательности: от Средневековья до современности. Дать представление о поэтике произведений англоязычных писателей, поэтов и драматургов, чьи имена стали достоянием не только британской, но и мировой литературы. Создать у студентов систему ориентирующих знаний о зарубежной литературе, отражающую их степень филологической подготовки и уровень филологического мышления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6Способен использовать в профессиональной деятельности знание основных положений и концепций в области общего и языкознания, теории, истории и литературы изучаемого иностранного языка (языков)
ПК-6.1 Знает: Особенности культурных контекстов стран языковой пары
ПК-6.2 Умеет: толковать различные аллюзии, цитаты, образы при рассматривании интертекстуальных и гмпертекстуальных связей
ПК-6.3 Владеет: навыками передачи общего содержания исходного текста на переводящем языке с учетом мировоззрения адресата перевода (религиозный, этнический и т.д. контекст)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современную методологию, необходимую для анализа художественного произведения, наиболее цитируемые произведения;
основные литературные направления, основных литературных персонажей англоязычной литературы.
3.2.Уметь:
3.2.1.представлять движение научной мысли в исследованиях о зарубежной литературы, находить междисциплинарные связи;
комментировать и объяснять причины употребления аллюзий оратором, находить параллели между произведениями русской и англоязычной литературы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа художественного произведения на английском языке, навыками написания критических эссе на русском и английском языках;
навыками заполнения культурных лакун при переводе устного текста-оригинала,
навыками литературного комментария к языковому материалу.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Место английской литературы среди других европейских литератур
1.1. Периодизация курса. Освоение Британских островов: от кельтов до норманнов (историко-культурный контекст). Героический эпос «Беовульф». История создания. Специфика. Роль мифологического начала в эпосе. «Беовульф» в контексте европейских эпических произведений раннего Средневековья: «Старшая Эдда», «Песнь о Нибелунгах». Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Периодизация курса. Освоение Британских островов: от кельтов до норманнов (историко-культурный контекст). Героический эпос «Беовульф». История создания. Специфика. Роль мифологического начала в эпосе. «Беовульф» в контексте европейских эпических произведений раннего Средневековья: «Старшая Эдда», «Песнь о Нибелунгах». Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Чтение и анализ литературы Сам. работа 6 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Эпоха Средневековья в европейской культуре
2.1. Эпоха Средневековья в европейской культуре. Три этапа в литературе Средневековья. Жанровое своеобразие литературы Средневековья. Фольклор, христианская религия (католическая церковь) и их роль в формировании аскетического мировосприятия средневекового человека. Роль античного наследия в формировании средневековой культуры и литературы. Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
2.2. Эпоха Средневековья в европейской культуре. Три этапа в литературе Средневековья. Жанровое своеобразие литературы Средневековья. Фольклор, христианская религия (католическая церковь) и их роль в формировании аскетического мировосприятия средневекового человека. Роль античного наследия в формировании средневековой культуры и литературы. Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
2.3. Чтение и анализ литературы Сам. работа 6 8 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Эволюция образа Короля Артура и рыцарей Круглого стола
3.1. Эволюция образа Короля Артура и рыцарей Круглого стола в английской литературе: от Гальфрида Монмутскского до Томаса Мэлори. История возникновения. Борьба кельтов против англосаксонских захватчиков. Исторические прототипы. Мифологема Грааля. Любовный треугольник: Артур, Ланселот, Гвенивера. Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
3.2. Эволюция образа Короля Артура и рыцарей Круглого стола в английской литературе: от Гальфрида Монмутскского до Томаса Мэлори. История возникновения. Борьба кельтов против англосаксонских захватчиков. Исторические прототипы. Мифологема Грааля. Любовный треугольник: Артур, Ланселот, Гвенивера. Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
3.3. Чтение и анализ литературы Сам. работа 6 16 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Литература раннего просвещения
4.1. Литература раннего просвещения. Начало английского реалистического романа. Д.Дефо. Биография. «Робинзон Крузо». Реализм Дефо. Л.Свифт. Жизнь и деятельность. «Путешествия Гулливера». Реализм Свифта. Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
4.2. Литература раннего просвещения. Начало английского реалистического романа. Д.Дефо. Биография. «Робинзон Крузо». Реализм Дефо. Л.Свифт. Жизнь и деятельность. «Путешествия Гулливера». Реализм Свифта. Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
4.3. Чтение и анализ литературы Сам. работа 6 6 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Англия в конце ХVIII века и в первой трети XIX века.
5.1. Англия в конце ХVIII века и в первой трети XIX века. Общая характеристика романтизма. Этапы развития романтизма. «Озерная школа» (Вордсворт. Кольдридж. Саути). Романтизм Байрона. Основные мотивы в творчестве Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
5.2. Англия в конце ХVIII века и в первой трети XIX века. Общая характеристика романтизма. Этапы развития романтизма. «Озерная школа» (Вордсворт. Кольдридж. Саути). Романтизм Байрона. Основные мотивы в творчестве Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
5.3. Чтение и анализ литературы Сам. работа 6 18 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Американский романтизм
6.1. Американский романтизм. Общая характеристика романтизма. Этапы развития. Национальная специфика. Творчество Д.Ф. Купера. Биография. Художественный метод Купера. Создание американского исторического романа. Серия романов о Кожаном Чулке (Натти Бампо). Сочетание различные жанров в пенталогии. Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
6.2. Американский романтизм. Общая характеристика романтизма. Этапы развития. Национальная специфика. Творчество Д.Ф. Купера. Биография. Художественный метод Купера. Создание американского исторического романа. Серия романов о Кожаном Чулке (Натти Бампо). Сочетание различные жанров в пенталогии. Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
6.3. Чтение и анализ литературы Сам. работа 6 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Особенности критического реализма в английской литературе XIX века.
7.1. Особенности критического реализма в английской литературе XIX века. Диккенс. Жизненный путь. Основные периоды творчества. Художественный метод. Своеобразие тем, проблем, героев в произведениях раннего периода «Записки Пиквикского клуба», специфика юмора. Обличение власти денег в романе «Домби и сын». Своеобразие темы утраты иллюзий Диккенсом. Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
7.2. Особенности критического реализма в английской литературе XIX века. Диккенс. Жизненный путь. Основные периоды творчества. Художественный метод. Своеобразие тем, проблем, героев в произведениях раннего периода «Записки Пиквикского клуба», специфика юмора. Обличение власти денег в романе «Домби и сын». Своеобразие темы утраты иллюзий Диккенсом. Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
7.3. Чтение и анализ литературы Сам. работа 6 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Интеллектуальная «драма-дискуссия» Б. Шоу.
8.1. Интеллектуальная «драма-дискуссия» Б. Шоу. Антивикторианский пафос английской литературы и распространение социалистических идей в среде английской интеллигенции. Биография Б.Шоу. Особенности художественного метода. Борьба за «новую драму». «Дом, где разбиваются сердца» - образец интеллектуальной «драмы-дискуссии». Значение Шоу для становления «новой драмы» и развития мировой драматургии ХХ в. Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
8.2. Интеллектуальная «драма-дискуссия» Б. Шоу. Антивикторианский пафос английской литературы и распространение социалистических идей в среде английской интеллигенции. Биография Б.Шоу. Особенности художественного метода. Борьба за «новую драму». «Дом, где разбиваются сердца» - образец интеллектуальной «драмы-дискуссии». Значение Шоу для становления «новой драмы» и развития мировой драматургии ХХ в. Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
8.3. Чтение и анализ литературы Сам. работа 6 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Д.Сэлинджер. Творческая биография писателя.
9.1. Д.Сэлинджер. Творческая биография писателя. бегство от успеха. Философско-эстетические взгляды, влияние буддийской религиозно-философской системы. Литература битнического движения и Сэлинджер: сходства и различия. Проблема отчужденности в романе «Над пропастью во ржи». Отказ от взросления как один из типичных сюжетов американской литературы. Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
9.2. Д.Сэлинджер. Творческая биография писателя. бегство от успеха. Философско-эстетические взгляды, влияние буддийской религиозно-философской системы. Литература битнического движения и Сэлинджер: сходства и различия. Проблема отчужденности в романе «Над пропастью во ржи». Отказ от взросления как один из типичных сюжетов американской литературы. Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
9.3. Чтение и анализ литературы Сам. работа 6 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Д. Фаулз. Особенности постмодернистской поэтики.
10.1. Д. Фаулз. Особенности постмодернистской поэтики. Проблема человеческой свободы, ее пределов и связанного с ней чувства ответственности в творчестве писателя. Экзистенционализм и Фаулз. Любовь, самопознание в романах писателя. Игровой характер прозы. Интертекстуальность . Деканонизация жанра как творческий принцип Фаулза. Роман женщина французского лейтенанта Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
10.2. Д. Фаулз. Особенности постмодернистской поэтики. Проблема человеческой свободы, ее пределов и связанного с ней чувства ответственности в творчестве писателя. Экзистенционализм и Фаулз. Любовь, самопознание в романах писателя. Игровой характер прозы. Интертекстуальность . Деканонизация жанра как творческий принцип Фаулза. Роман женщина французского лейтенанта Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
10.3. Чтение и анализ литературы Сам. работа 6 2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2121

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-6: Способен использовать в профессиональной деятельности знание основных положений и концепций в области общего и языкознания, теории, истории и литературы изучаемого иностранного языка (языков)

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля освоения дисциплины
Вопросы закрытого типа.

1. Кто были коренные жители Британских островов?
а) арийцы
б) саксы
в) кельты г) норманны
ОТВЕТ: в

2. Кем был Беовульф?
а) гончаром
б) воином
в) драконом
г) музыкантом

ОТВЕТ: б


3. В какой стране происходит действие легенд о Короле Артуре?
а) Средиземье
б) Атлантида
в) Нарния
г) Логр

ОТВЕТ: г


4. В каком поэтическом жанре фигурирует образ Робина Гуда?
а) сонет
б) баллада
в) поэма
г) мадригал

ОТВЕТ: б

5. Предводителя крестьянского восстания в Англия в IV веке звали:
а) Уолтер Тайлер
б) Робин Гуд
в) Томас Манн
г) Степан Разин

ОТВЕТ: а

6. Какое бедствие называли в эпоху Средневековья «Черной смертью»?
а) войну
б) инфляцию
в) безработицу
г) чуму

ОТВЕТ: г

7. С какой целью едут герои «Кентерберийских рассказов» Чосера в Кентербери?
а) отыскать клад
б) принести известие о победе англичан над французами при Азенкуре
в) поклониться мощам святого Томаса Беккета
г) отпраздновать вместе Рож дество
ОТВЕТ: в

8. В какой стране возник Ренессанс?
а) Англии
б) Франции
в) Испании
г) Италии

ОТВЕТ: г


8. Кт о были предшественники Шекспира?
а) Корнель, Расин
б) Лопе де Вега, Тирсо де Молина
в) Кид, Марло
г) Ришелье, Мазарини

ОТВЕТ: в


9. В каком городе родился Шекспир?
а) Стратфорд-апон-Эйвон
б ) Лондон
в) Франкфурт – на - Майне
г) Прага

ОТВЕТ: а

10. Как звали возлюбленную Гамлета?
а) Корделия
б) Офелия
в) Гертруда
г) Брунгильда

ОТВЕТ: б

11. Назовите любимый напиток Джона Фальстафа.
а) амброзия
б) нектар
в) херес
г) вода

ОТВЕТ: в


12. Кто был исполнителем трагических ролей в театре «Глобус»
а) Ричард Бербедж
б) Андре Моруа
в) Марчелло Мастрояни
г) Роберт де Ниро

ОТВЕТ: а


13. Сколько лет провел «Робинзон Крузо» Д.Дефо на необитаемом острове?
а) 44
б) 33
в) 28 (правильный ответ)
г) 15

ОТВЕТ: в


13. Кто был прототипом Робинзона Крузо?
а) Александр Дюма
б) Андре Жид
в) Александр Селькирк
г) Жорж Дюруа
ОТВЕТ: в

14. Кем по профессии был Джонатан Свифт?
а) юристом
б) военным
в) священником
г) учителем

ОТВЕТ: в


15. Кого называли гуингмы обидным словом «ийеху»?
а) инопланетян
б) великанов
в) людей
г) лилипутов

ОТВЕТ: в

16. Кем по национальности был Роберт Бернс?
а) англичанином
б) шотландцем
в) ирландцем
г) французом
ОТВЕТ: б


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. В каких источниках впервые упоминается имя короля Артура?
Ответ: в летописях монаха Ненния.

2. В каком литературном произведении впервые упоминается образ Мерлина?
Ответ: «Жизнь Мерлина» Гальфрида Монмутского.

3. Какому писателю удалось объединить французские и английские сказания о короле Артуре вместе? Ответ: Томас Мэлори

4. Что стало предпосылкой возникновения баллад о Робине Гуде?
Ответ: (борьба англосаксов против норманнских завоевателей).

5. Где происходит действие баллад о Робине Гуде?
Ответ: в Шервудском лесу.

6. Как зовут антагониста Робина Гуда?
Ответ: шериф Гай Гизборн.

7. Кто переводил баллады о Робине Гуде на русский язык?
Ответ: Н.Гумилев, Г.Иванов, М.Цветаева, С.Маршак

8. Какие страны принимали участие в «Столетней войне»?
Ответ: Англия, Франция.

9. Кто возглавил крестьянское восстание в Англия в IV веке?
Ответы: Уот Тайлер

10. Какой жанр создал Томас Мор?
Ответ: утопию.

13. Какого автора принято считать создателем английского литературного языка?
Ответ: Д. Чосера

14. Из скольких новелл состоят «Кентерберийские рассказы» Чосера?
Ответ: 22 новеллы

15. Какая страна является родиной Ренессанса?
Ответ: Италия

17. Кому принадлежит высказывание: «"Весь мир – театр, а все люди - актеры".
Ответ: Шекспир
18. Сколько сонетов написал Шекспир?
Ответ: 154
19. Какую должность на корабле выполнял Гулливер?
Ответ: должность врача
20. Были ли знакомы Д.Дефо и Д.Свифт?
Ответ: да.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: * "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий; "не зачтено" - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:

1. Европейский романтизм. Исторические предпосылки. Хронология. Типологические признаки.
2. Романтизм в Англии. Хронология. Специфика. Особенности поэтики.
3. Соотношение реальности и идеала в романтической картине мира (на примере одного из романтиков).
4. Феномен творчества В.Блейка. Книги стихов: «Песни невинности», «Песни опыта». Поэтика. Основные мотивы.
5. «Озерная школа». Особенности романтизма. Поэтика.
6. Байрон и английский романтизм. Байронизм.
7. «Паломничество Чайльда Гарольда» Байрона. Композиция. Особенности поэтики.
8. Восточные поэмы Байрона. Специфика. Особенности романтического героя.
9. Исторические романы Вальтера Скотта. Особенности поэтики. Роль рассказчика. Соотношение исторической правды и художественного вымысла.
10. Роман Вальтера Скотта «Айвенго». Приемы создания исторической атмосферы. Характер конфликта. Система персонажей.
11. Американский романтизм. Хронология. Исторические предпосылки. Типологические признаки.
12. Д.Ф. Купер и американский романтизм.
13. Пенталогия о Натти Бампо. Особенности образа. Его значимость для понимания художественного мира писателя (на материале романа «Последний из Могикан».
14. Роман Г. Мелвилла «Моби Дик». Поэтика. Особенности конфликта. Система персонажей.
15. Новеллистика Э.А. По. Особенности поэтики. Классификация новелл. Основные мотивы.
16. Г. Лонгфелло, У.Уитмен: два полюса американской поэзии. Книги «Песнь о Гайавате», «Листья травы». Специфика.
17. Английский критический реализм. Характерные особенности. Реализм Ч. Диккенса.
18. «Оливер Твист» Ч. Диккенса. Своеобразие. Характер конфликта. Система персонажей.
19. Неоромантизм в Англии. Художественные установки (на примере произведений Р.Л. Стивенсона).
20. Роман «Остров сокровищ» Р.Л. Стивенсон. Своеобразие. Характер конфликта. Система персонажей.
21. Новаторство Р.Л. Стивенсона в новелле «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Особенности персонажей.
22. Феномен двойничества в европейской литературе (Э.По, Р.Л. Стивенсон и др.).
23. Д. Лондон. Личность и творчество. Особенности прозы.
24. Автобиографический роман Джека Лондона «Мартин Иден». Реалистические и романтические черты в романе. Характер конфликта. Система персонажей.
25. Э. Хемингуэй. Личность и творчество. Особенности прозы Хемингуэя.
26. Роман Э.Хемингуэя «Прощай, оружие!» Своеобразие. Характер конфликта. Система персонажей.
27. Тема войны в романах Э.Хемингуэя «Прощай, оружие», «По ком звенит колокол».
28. Роман Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби». Поэтика романа. Реализация идеи «американской мечты».
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
(зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
(не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Жук М.И. История зарубежной литературы XIX – начала XX века: учеб. пособие М.: Флинта: Наука // ЭБС «Лань», 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Осьмухина О.Ю., Казеева Е.А. От античности к XIX столетию: История зарубежной литературы : Учебное пособие М.:"Флинта"// ЭБС "Лань", 2016 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "История литературы Великобритании и США" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader(http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.madbook.org
http://begin-english.ru
http://www.livelib.ru
https://englishstory.ru/english-literature.html?ysclid=lmhvekeywl669941386
https://lpi.sfu-kras.ru/files/literatura_velikobritanii_2015.pdf?ysclid=lmhvi8dsxl485372648

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
513Д лаборатория "Лингафонный кабинет фмкфип"- учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; интерактивная доска в комплекте; рабочее место преподавателя в комплекте (стол, ПК, гарнитура); 20 рабочих мест студента в комплекте (стол, гарнитура, цифровой пульт); специализированное коммутационное устройство «Норд Ц» в комплекте; компьютер: модель Инв. №0160604664 - 1 единица; проектор: марка SMART модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SmartBoard модель SB480iv3 - 1 единица; монитор: марка ViewSonic модель VA1948M-LED - 1 единица; микросистема преподавателя Panasonic SA-PM07; учебно-наглядные пособия, карты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основным видом учебных занятий по курсу «История литературы Великобритании и США» являются лекционные, практические занятия.
Основная цель курса – ознакомить студентов с основными положениями истории литературы Великобритании и США(учитываются как традиционные, так и современные подходы к проблемам).
На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (или их заменяющие с последними достижениями науки).
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: "важно", "особо важно", "хорошо запомнить" и т.п. Целесообразно разработать собственную "маркографию" (значки, символы), сокращения слов.
Подготовка к практическим занятиям.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом (по планам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой, рекомендованной к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям, предложенным для запоминания к каждой теме семинаров.
Отвечать на тот или иной вопрос учащимся рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения, свободно оперировать научными понятиями и категориями.
Практические занятия преподаватель может проводить в различных формах: обсуждение вопросов темы, выполнение письменных работ, заслушивание докладов по отдельным вопросам и их обсуждение на занятии.