МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровая культура в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра лингвистики, перевода и иностранных языков
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильПеревод и переводоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_Лингвистика_ПиП-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 72 72 72 72
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.ф.н., Доцент, Савочкина Елена Александровна

Рецензент(ы):
к.ф.н., Зав.кафедрой, Саланина Ольга Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Цифровая культура в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 969)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 12.05.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Саланина Ольга Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 12.05.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Саланина Ольга Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у обучающихся знаний цифровых технологий и владения цифровыми навыками, необходимыми в профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен работать с компьютером как средством получения, обработки и управления информацией для решения профессиональных задач.
ОПК-5.1 Корректно работает с различными носителями информации, распределенными базами данных и знаний, с глобальными компьютерными сетями
ОПК-5.2 Владеет навыками работы с электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач
ОПК-5.3 Оформляет текст перевода согласно поставленным задачам
ОПК-6Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-6.1 Знает основные современные информационные технологии, принципы взаимодействия со службами информационных технологий
ОПК-6.2 Умеет применять методы и программные средства обработки деловой информации во взаимодействии со службами информационных технологий
ОПК-6.3 Владеет навыками эффективного использования корпоративных информационных систем при решении задач профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные информационно-коммуникационные технологии в сфере профессиональной деятельности; определения понятия "цифровая культура","цифровое общество", "цифровая грамотность", "дигитализация", "цифровая экономика", "Интернет вещей". Понимать суть информационно-коммуникационных, сетевых технологий, коммуникационных процессов в цифровом обществе, возможности их применения в профессиональной деятельности для решения задач разного типа. Знать статистические и вероятностные закономерности в различных задачах профессиональной деятельности. Знать основы цифровой этики и цифровой безопасности, культуры Интернет-коммуникаций.Знать основные теоретико-методологическое подходы к исследованию цифровой культуры
3.2.Уметь:
3.2.1.применять базовые приемы и методы информационно-коммуникационных технологий для поиска и обработки информации; осуществлять выбор в совокупности цифровых технологий для решения профессиональной задачи; использовать различные цифровые технологии для осуществления информационного поиска, обработки и хранения данных, создания цифрового контента, профессиональной коммуникации и организации профессиональной деятельности, анализа социальных сетей.Алгоритмы для распознавания закономерностей и аномалий при анализе больших массивов данных. Python и инструменты анализа данных. Уметь применять цифровые навыки в профессиональной деятельности, в том числе в рамках научно-исследовательской деятельности.Системно анализировать феномены и развитие цифровой культуры.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными прикладными программами в сфере профессиональной деятельности; навыками использования современных цифровых, информационно-коммуникационных технологий для решения задач профессиональной деятельности - Интернета, сетевых технологий, технологий поиска, обработки и анализа информации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Цифровая культура. Ключевые идеи
1.1. Цифровая культура: взгляд М. Маклюэна на современную цивилизацию Лабораторные 2 7 Л2.1, Л1.2
1.2. Цифровая коммуникация в лингвистических исследованиях Сам. работа 2 5 Л2.1
1.3. Культурная память в цифровую эпоху Сам. работа 2 5
Раздел 2. Мелодия перевода. Фонетический аспект цифровой культуры переводчика
2.1. Концепция В. Беньямина: искусство и его воспроизводимость Лабораторные 2 7 Л1.1
2.2. Работа с диктофоном. Вычищаем речь Сам. работа 2 5 Л1.2
2.3. Фонетический транскриптор и Шекспир Сам. работа 2 5
Раздел 3. Корень перевода. Морфологический аспект цифровой культуры переводчика
3.1. Взгляд Н. Постмана на XXI век Лабораторные 2 7 Л1.2
3.2. Сервис Figma. Открываем коробку с языками Сам. работа 2 5 Л1.2
3.3. Видеопроизводство. Создаем язык Сам. работа 2 5
Раздел 4. Смысл перевода. Лексический аспект цифровой культуры переводчика
4.1. Взгляд М. Кастельса на глобальную сеть "Интернет" Лабораторные 2 7 Л1.2, Л2.2
4.2. Человек и новая цифровая реальность. Татьяна Черниговская Сам. работа 2 5 Л1.2, Л2.2
4.3. Флеш-карточки. "Охота на Снарка" Сам. работа 2 5
Раздел 5. Порядок перевода. Грамматический аспект цифровой культуры переводчика
5.1. Взгляд Ж. Бодрийяра на современное общество Лабораторные 2 7 Л1.2
5.2. Эмотивный синтаксис. Когда форма становится содержанием? Сам. работа 2 5 Л2.1, Л1.2
5.3. Межсемиотический перевод. Сервис "Яндекс.Переводчик" Сам. работа 2 5
Раздел 6. Дискурс перевода. Коммуникативный аспект цифровой культуры переводчика
6.1. Дискурс и другие лингвистические термины Лабораторные 2 7 Л1.2, Л2.2
6.2. Цифровой этикет. Как соблюдать диджитал нормы? Сам. работа 2 5 Л1.2, Л2.2
6.3. Словарь постмодерна. Двойное кодирование Сам. работа 2 5
Раздел 7. Знак перевода. Семиотический аспект цифровой культуры переводчика
7.1. Национальное бессознательное, или Что такое культурный код? Лабораторные 2 7 Л1.2
7.2. Cервис Figma. Рисуем словами: живопись на языке пословиц и поговорок Сам. работа 2 5
7.3. Сервис Genial.ly. Рассказываем о языках России Сам. работа 2 5
Раздел 8. Критика перевода. Аксиологический аспект цифровой культуры переводчика
8.1. Субъективные и объективные критерии оценки качества перевода Лабораторные 2 7 Л1.2, Л1.1
8.2. Онлайн-викторина. Русская культура за 25 минут: спрашиваем и отвечаем Сам. работа 2 5 Л1.2
8.3. Сервисы email-рассылки. Язык и ценности: рассылаем топ-5 материалов о лингвоаксиологии Сам. работа 2 5
Раздел 9. Психика переводчика. Лингвопсихологический аспект цифровой культуры переводчика
9.1. Форматирование текста. Изучаем русскую языковую модель мира Лабораторные 2 7 Л1.1
9.2. Форматирование текста. Размышляем над фильмом "Переводчики" Сам. работа 2 5 Л1.2
9.3. Сервис Infogram. Проводим лингвистический эксперимент Сам. работа 2 5
Раздел 10. Цифровая культура. Междисциплинарный аспект цифровой культуры переводчика
10.1. Записываем подкаст. "Убить пересмешника" Лабораторные 2 9 Л1.2, Л1.1
10.2. Сервис Lunacy. Я и фриланс: ищем друг друга Сам. работа 2 5
10.3. Подводим итоги Сам. работа 2 22 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9917

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5.
Способен работать с компьютером как средством получения, обработки и управления информацией для решения профессиональных задач.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Форматирование текста – это…
а. Оформление текста согласно установленным академическим стандартам.
б. Перевод текста из одного формата в другой.
в. Оба варианта правильные.
ОТВЕТ: а

Вопрос 2. Tagxedo, WordArt, Wordle, Word it Out, ImageChef – это…
а. Сервисы для создания облака слов.
б. Сервисы для создания гарнитур.
в. Оба варианта неправильные.
ОТВЕТ: а

Вопрос 3. Фонетический транскриптор – это…
а. Сервис для графической записи слов.
б. Сервис для графической записи звучания слов.
в. Сервис для графической записи нот.
ОТВЕТ: б

Вопрос 4. Figma – это…
а. Облачный инструмент для проектирования и прототипирования.
б. Облачный инструмент для генерации и редактирования текстов.
в. Оба варианты правильные.
ОТВЕТ: а

Вопрос 5. Майндкарта – это…
а. Карта ментального здоровья.
б. Географическая карта.
в. Карта ассоциаций.
ОТВЕТ: в

Вопрос 6. Система Лейтнера – это…
а. Метод эффективного запоминания материала.
б. Метод эффективного изучения языков.
в. Такой системы не существует.
ОТВЕТ: а

Вопрос 7. Poets.org – это…
а. Крупнейший сайт зарубежной поэзии.
б. Крупнейший сайт отечественной поэзии.
в. Такого сайта не существует.
ОТВЕТ: а

Вопрос 8. «Яндекс.Переводчик» переводит на…
а. 133 языка.
б. 98 языков.
в. 80 языков.
ОТВЕТ: б

Вопрос 9. Double Coding – это…
а. Алгоритм машинного перевода.
б. Метод философского кодирования.
в. Оба варианты правильные.
ОТВЕТ: б

Вопрос 10. Genial.ly – это…
а. Сервис для создания интерактивного изображения.
б. Сервис для создания интегративного изображения.
в. Сервис для создания индифферентного изображения.
ОТВЕТ: а

Вопрос 11. EdApp, Quizlet, SurveyMonkey – это…
а. Сервисы для создания приложений.
б. Сервисы для создания викторин.
в. Оба варианта неправильные.
ОТВЕТ: б

Вопрос 12. Email-дайджест – это…
а. Такого понятия не существует.
б. Формат интернет-общения.
в. Компиляция в одном письме актуальных материалов.
ОТВЕТ: в

Вопрос 13. Хештег выполняет функцию…
а. Навигации.
б. Тематизации.
в. Оба варианта правильные.
ОТВЕТ: в

Вопрос 14. Podcast это…
а. Широкоформатное повсеместное вещание.
б. Широкоформатное локальное вещание.
в. Оба варианта правильные.
ОТВЕТ: а

Вопрос 15. Сервис Lunacy…
а. Многофункциональный сервис для дизайна.
б. Многофункциональный сервис для перевода.
в. Многофункциональный сервис для расчетов.
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. Назовите три ключевых понятия М. Маклюэна?
Ответ: галактика Гутенберга, глобальная деревня, медиа.

2. Как цифровизация влияет на профессиональную коммуникацию?
Ответ: цифровизация ведет к анонимности общения, глобализации и ускорению всех коммуникативных процессов не только в личном, но и в профессиональном общении.

3. Обозначьте главные следствия перехода на цифровые технологии.
Ответ: виртуализация, дигитализация, мультимизация.

4. Аура искусства, согласно В. Беньямину, это:
Ответ: сакральность и подлинность искусства, его связь с историей и способом культурно обусловленного восприятия.

5. Что находится в центре внимания медиаэкологов?
Ответ: в центре внимания медиаэкологов – влияние медиатехнологий на психику индивидуума и социокультурные процессы в обществе.

6. Кто, где и когда произнес речь «Пять вещей, которые мы должны знать о технологических переменах»?
Ответ: медиаэколог Нил Постман в 1998 году на конференции в Денвере (Колорадо).

7. Как называется произведение М. Кастельса о культуре Интернета?
Ответ: «Культура Интернета».

8. Кто такой homo confusus?
Ответ: человек растерянный; следствие новой цифровой реальности, в которой оказался современный человек.

9. На чем основана система Лейтнера и зачем она нужна?
Ответ: система Лейтнера основана на карточках для запоминания (флеш-картах), необходимых для развития памяти.

10. Кто написал книгу «Общество потребления»?
Ответ: французский философ Жан Бодрийяр.

11. Что такое эмотивный синтаксис?
Ответ: отдельная категория синтаксических структур, способных транслировать некую эмоцию; рифма, повтор, градация, анафора и другие фигуры речи.

12. Какой межсемиотический перевод возможен через сервис «Яндекс.Переводчик»?
Ответ: перевод на язык эмодзи.

13. Что такое цифровой этикет?
Ответ: правила общения в цифровой среде, в частности в Интернете.

14. Дайте определение дискурсу согласно А. Кибрику.
Ответ: любые формы речевого взаимодействия между людьми; некоторый образ мышления, идеология и то, как она проявляется словесно; языковой уровень после предложения, то есть уровень языковых образований или единиц, которые не ограничены объемом.

15. Назовите автора метода Double Coding?
Ответ: Умберто Эко.

16. Что означает метод Double Coding?
Ответ: это постмодернистский прием, благодаря которому в одном произведении сочетаются несколько, как правило, сакральных и профанных.

17. Зачем нужен культурный код?
Ответ: культурный код – это набор характеристик, которые помогают идентифицировать культуру.

18. Как читать культурный код?
Ответ: изучать язык и (культурологический) контекст того народа, культурный код которого интересует.

19. Что означает фраза «нарисовать словами»?
Ответ: создать креолизованный текст, в котором сочетаются вербальные и невербальные средства.

20. Охарактеризуйте понятие интерактивности.
Ответ: интерактивность – способность информационно-коммуникационной системы активно и адекватно реагировать на действия пользователя. Такое свойство считается признаком того, что система «умная», то есть обладает каким-то интеллектом.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6.
Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Что такое цифровая культура?
а. Совокупность компетенций, характеризующих способность использования информационно-коммуникационных технологий для комфортной жизни в цифровой среде, для взаимодействия с обществом и решения цифровых задач в профессиональной деятельности.
б. Совокупность компетенций, характеризующих способность использования информационно-коммуникационных технологий для комфортной жизни в интернет-среде, для взаимодействия с обществом и решения цифровых задач в профессиональной деятельности.
в. Оба варианта правильные.
ОТВЕТ: а.

Вопрос 2. Цифровая компетентность переводчика – это…
а. Ключевой компонент переводческого профессионализма, заключающийся в умении применять цифровые медийные средства для выполнения рабочих задач, а также – во владении переводчиком основами цифровой грамотности.
б. Ключевой компонент переводческого профессионализма, заключающийся в умении применять интернет-средства для выполнения рабочих задач, а также – во владении переводчиком основами финансовой грамотности.
в. Оба варианта неправильные.
Ответ: а.

Вопрос 3. Зачем нужен лингвопсихологический метод?
а. этот метод необходим, чтобы установить зависимость между отдельно взятым словом и его значением.
б. этот метод необходим, чтобы установить зависимость между отдельно взятым словом и ассоциациями, которые им вызваны.
в. этот метод необходим, чтобы установить зависимость между отдельно взятым словом и его контекстом.
ОТВЕТ: б.

Вопрос 4. Хештег – это:
а. метка, которая используется для учета сообщений в цифровой коммуникации.
б. метка, которая используется для отправки сообщений в цифровой коммуникации.
в. метка, которая используется для распределения сообщений по темам в цифровой коммуникации.
ОТВЕТ: в.

Вопрос 5. Укажите основные функции, выполняемые хештегом:
а. поисковая (навигация).
б. творческая (модальность).
в. репрезентативная (статистика)
ОТВЕТ: а, б, в.

Вопрос 6. Какая центральная проблема отражена в фильме Р. Руансара «Переводчики»?
а. зависимость переводческого успеха от книжного рынка.
б. зависимость книжного успеха от переводчика.
в. оба варианта неправильные.
ОТВЕТ: а.

Вопрос 7. Подкастинг – это:
а. процесс создания и распространения видеофайлов (подкастов). По форме подкасты похожи на телепередачи, существующие в виде файлов, которые загружаются с помощью интернета на устройство пользователя и проигрываются офлайн в удобное для слушателя время и в любом месте.
б. процесс создания и распространения звуковых файлов (подкастов). По форме подкасты похожи на радиопередачи, существующие в виде файлов, которые загружаются с помощью интернета на устройство пользователя и проигрываются офлайн в удобное для слушателя время и в любом месте.
в. процесс создания и распространения звуковых или видеофайлов (подкастов). По форме подкасты похожи на радио- или телепередачи, существующие в виде файлов, которые загружаются с помощью интернета на устройство пользователя и проигрываются офлайн в удобное для слушателя время и в любом месте.
ОТВЕТ: в.

Вопрос 8. Какие у подкаста бывают форматы?
а. у подкаста нет формата.
б. у подкаста свои, уникальные форматы, которые еще не описаны.
в. интервью, аудиорассказ, монолог, ток-шоу и др.
ОТВЕТ: в.

Вопрос 9. Для чего используется сервис Lunacy?
а. это бесплатный графический редактор, используется для веб-, UI- и UX-дизайна.
б. это бесплатный звуковой редактор, используется для создания и редактирования музыки.
в. оба варианта правильные.
ОТВЕТ: а.

Вопрос 10. Укажите основные функции сервиса Lunacy:
а. Background remover, Avatar generator.
б. Image upscaler, Text generator.
в. Background remover, Image upscaler, Avatar generator, Text generator.
ОТВЕТ: в.

Вопрос 11. Сколько в России языков?
а. 177
б. 277
в. 77
ОТВЕТ: б.

Вопрос 12. Что такое аксиологическая лингвистика?
а. лингвистическое направление, которое интересуют философские идеи и то, как они выражены посредством языка.
б. лингвистическое направление, которое интересуют ценности и то, как они выражены посредством языка.
в. оба варианта неправильные.
ОТВЕТ: б.

Вопрос 13. Назовите ресурс, где собраны научно-популярные материалы по лингвистике:
а. ПостНаука.
б. Системный Пушкинъ.
в. Теории и реальности.
ОТВЕТ: а.

Вопрос 14. Кто активно изучает русскую языковую модель мира?
а. лингвист Алексей Федорович Шмелёв.
б. лингвист Алексей Леонтьевич Шмелёв.
в. лингвист Алексей Дмитриевич Шмелёв.
ОТВЕТ: в.

Вопрос 15. Double Coding основана на:
а. двоичной коде.
б. культурологическом коде.
в. оба варианта неправильные.
ОТВЕТ: б.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. Назовите как минимум три текстовых редактора.
Ответ: Microsoft Word, FreeOffice (TextMaker), «Яндекс.Документы».

2. Дайте определение цифровой коммуникации.
Ответ: производство и публикация информационных материалов в интернете, а также виртуальное взаимодействие субъектов интернет-среды с целью решения личных и профессиональных задач.

3. Чем характеризуется новая медиасреда?
Ответ: происходит демократизация информационной среды, рост возможностей выражения немейнстримных социально-политических и культурных образцов; фрагментация отражает ситуацию информационного переполнения, что соотносится с упрощением контента и изменением механизмов его понимания.

4. Техническая воспроизводимость – это…
Ответ: воссоздание культурного артефакта всеми доступными материальными средствами.

5. Следствия технической воспроизводимости?
Ответ: информация становится эфемерной, повсеместной, иллюзорной, доступной, бесполезной, бесплатной.

6. Назовите интерактивный ресурс, посвященный фонетическим особенностям английского языка?
Ответ: Lingorado.com.

7. Telegram – это…
Ответ: кроссплатформенная система мгновенного обмена сообщениями с функциями обмена текстовыми, голосовыми и видеосообщениями, а также стикерами, фотографиями и файлами многих форматов.

8. Кто может работать в Figma?
Ответ: в Figma могут работать дизайнеры, маркетологи, менеджеры, разработчики.

9. Что такое прототип?
Ответ: прототип – это модель сайта или приложения.

10. Что такое SVG?
Ответ: языковая разметка для создания двухмерных графических интерфейсов и изображений; SVG используется на всех современных сайтах – это могут быть как иконки социальных сетей, так и полноформатные иллюстрации.

11. Что такое диаграмма Ганта?
Ответ: тип визуального планирования задач. Для построения этой диаграммы используются две оси: список дел расположен вертикально, а время – горизонтально. Подобное оформление позволяет следить не только за списком задач, но и знать их последовательность, пересечение и длительность по времени выполнения.

12. Кроссплатформенность подразумевает…
Ответ: возможность работать над одной и той же задачей с разных устройств.

13. Зачем нужна майндкарта?
Ответ: майндкарта (ментальная карта, mind map) – древовидная схема, благодаря которой можно всесторонне посмотреть на ту или иную проблему, используя различные слова (ассоциации).

14. Какие приложения основаны на системе Лейтнера?
Ответ: Quizlet, StudyBlue, StudyStack, Brainscape, Anki.

15. Синергия – это…
Ответ: усиливающий эффект взаимодействия двух или более факторов, при котором совместное действие существенно превосходит простую сумму действий каждого из этих факторов.

16. Общество потребления в понимании Ж. Бодрийяра – это…
Ответ: социально-экономическое явление, а не интеллектуальная традиция, характерное для развитых стран (начиная со второй половины XX века).

17. На чем основан сервис «Яндекс.Переводчик»?
Ответ: сервис использует самообучающийся статистический машинный перевод, разработанный Яндекс. Система строит словарь однословных переводов на основе анализа миллионов переведенных текстов.

18. В каком году появился термин «цифровой этикет»?
Ответ: первые правила поведения в Сети сформулировала Вирджиния Ши в книге «Нетикет». Книга вышла в 1994 году в Сан-Франциско. Она содержит десять заповедей, как вести себя в киберпространстве.

19. Метод двойного кодирования (Double Coding) использован в…
Ответ: в большинстве произведений массовой культуры, в т. ч. в книге У. Эко «Имя розы», фильме «Матрица», т. д.

20. Семиотика – это…
Ответ: наука о знаковых системах; она изучает то, как знаки и символы передают значение, какое значение они передают и какие ассоциации это вызывает.

21. Назовите платформу для создания интерактивного контента.
Ответ: Genial.ly.

22. Чем вызван повышенный интерес к феномену интерактивности?
Ответ: переходом к гибридным формам обучения, в том числе к дистанционным форматам.

23. Rapid Refresh – это…
Ответ: удобный инструмент для создания онлайн-викторин; вопросы задаются с помощью открытой электронной таблицы, доступ к которой неограничен.

24. Что такое email?
Ответ: технология и служба по пересылке и получению электронных сообщений (называемых «письма», «электронные письма» или «сообщения») между пользователями компьютерной сети (в том числе Интернета).

25. Перечислите виды email-рассылки.
Ответ: подборка, новость, обзор, отчет, рекомендация, др.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Назовите основные концепции цифровой культуры.
2. Охарактеризуйте концепцию цифровой культуры М. Маклюэна.
3. Охарактеризуйте концепцию цифровой культуры В. Беньямина.
4. Охарактеризуйте концепцию цифровой культуры Н. Постмана.
5. Охарактеризуйте концепцию цифровой культуры М. Кастельса.
6. Охарактеризуйте концепцию цифровой культуры Ж. Бодрийяра.
7. Раскройте специфику цифровой коммуникации в лингвистических исследованиях.
8. В чем заключается феномен культурной памяти в цифровую эпоху?
9. Что такое новая цифровая реальность? Как она сказывается на человеке?
10. Выделите черты Homo confusus.
11. Зачем используется система Лейтнера?
12. Как связаны эмотивный синтаксис и межсемиотический перевод?
13. Дайте определение понятию "дискурс". Какие виды дискурса существуют?
14. Дайте определение понятию " переводческий дискурс". В чем его особенность?
15. Цифровой этикет. История, правила, рекомендации.
16. Переводчик и Double Coding: суть метода.
17. Что такое культурный код? Ключевые черты русской ментальности.
18. Аксиологическая парадигма перевода и ее связь с цифровой культурой.
19. Лингвопсихологические методы в цифровой коммуникации.
20. Цифровая культура переводчика: проблематизация понятия.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Перед вами стоит профессиональная задача: изучить перевод с точки зрения глобальной коммуникации (М. Маклюэн). Как будете действовать?
2. Перед вами стоит профессиональная задача: изучить перевод с точки зрения его технической воспроизводимости (В. Беньямин). Как будете действовать?
3. Перед вами стоит профессиональная задача: изучить перевод с точки зрения медиаэкологии (Н. Постман). Как будете действовать?
4. Перед вами стоит профессиональная задача: изучить перевод с точки зрения культуры Интернета (М. Кастельс). Как будете действовать?
5. Перед вами стоит профессиональная задача: изучить перевод с точки зрения общества потребления (Ж. Бодрийяр). Как будете действовать?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гендина, Н.И., Косолапова, Е.В., Рябцева, Л.Н. Информационная культура лично-сти в 2 ч. Часть 1: учебное пособие для вузов Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.2 Мартиросян К. В., Мишин В. В. Интернет-технологии: Учебники и учебные пособия для ВУЗов СКФУ, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 науч. ред. Т.Н. Колокольцева, О.В. Лутовинова Интернет-коммуникация как новая речевая формация: коллективная монографи: Монографии Издательство "ФЛИНТА", 2016 e.lanbook.com
Л2.2 Ищейнов В.Я. Информационная безопасность и защита информации: теория и практика: учебное пособие Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральный проект "Цифровая культура" culture.gov.ru
Э2 Цифровые образовательные ресурсы Интернет canvas.instructure.com
Э3 курс Цифровая культура в профессиональной деятельности на платформе Moodle portal.edu.asu.ru
Э4 Курс Цифровая культура в профессиональной деятельности на платформе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader(http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Информационно-правовой портал «Гарант» (https://www.garant.ru/)
4. Система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
410Д лаборатория информационных технологий - компьютерный класс кафедры теории и практики журналистики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 24 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска пластиковая - 1 шт.; компьютеры: марка Intel Core модель i3-2120 3,3 ГГц/DDR3 2 ГБ/500 ГБ/DVD RW/22» - 11 единиц; монитор: марка samsung модель 943T - 1 единица; мониторы: BenQ G950A/КМ/ - 10 шт.; бесперебойник: UPS IPPon Black Power Pro 500 - 12 шт.; телевизор: LCD 46" Samsung LE-46S81B
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина "Цифровая культура в профессиональной деятельности" является практическим курсом и состоит из лабораторных работ, которые выполняются на аудиторном занятии под руководством преподавателя по расписанию занятий.
Лабораторные работы сгруппированы по 6-и разделам дисциплины и предназначены для получения и оценки навыков практической работы с цифровыми сервисами, технологиями и инструментами в различных аспектах профессиональной деятельности.
Подготовка к лабораторным работам заключается в ознакомлении с методическими рекомендациями, представленными в каждом разделе для самостоятельного изучения.
По результатам работы в семестре – промежуточная аттестация по дисциплине (автоматически). Обязательным условием для получения автоматической оценки студентом является выполнение не менее 50% всех лабораторных работ.
Шкала оценивания:
50%-70% выполненных работ – оценка «удовлетворительно»
71%-90% выполненных работ – оценка «хорошо»
91%-100% выполненных работ – оценка «отлично»