МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практическая стилистика русского языка

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_Лингвистика_РКИ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7, 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 16 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 20 20 22 22 42 42
Сам. работа 16 16 50 50 66 66
Итого 36 36 72 72 108 108

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Сорокина М.О.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Практическая стилистика русского языка

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 969)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.05.2021 г. № 5
Срок действия программы: 2021-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., профессор Дмитриева Л.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.05.2021 г. № 5
Заведующий кафедрой д.филол.н., профессор Дмитриева Л.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью данной дисциплины является совершенствование лингвистической компетенции студентов в области стилистики русского языка, повышение речевой культуры, являющейся
важной составляющей этнокультурной системы личности, а также профессиональной подготовки.
Достижению данной цели должно способствовать решение следующих задач:
- расширить представления о стилистических ресурсах современного русского литературного языка, о закономерностях использования языковых единиц, вариантов, синонимических способов выражения в соответствии с условиями и целями коммуникации;
- научить анализировать разнообразные типы текстов, их стилистические особенности;
- ориентировать на нормативное и стилистически целесообразное использование языковых средств в процессе построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности;
- сформировать навыки создания текстов различной стилистической принадлежности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен порождать и понимать устные и письменные тексты на изучаемом иностранном языке применительно к основным функциональным стилям в официальной и неофициальной сферах общения
ОПК-4 Способен осуществлять межъязыковое и межкультурное взаимодействие в устной и письменной формах как в общей, так и профессиональной сферах общения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-4.1: Знает социокультурные и этические нормы поведения, принятые в иноязычном социуме. Умеет правильно использовать устойчивые формы обращения в типичных ситуациях социального взаимодействия и этикетные формулы, принятые в устной и письменной межъязыковой и межкультурной коммуникации;
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-3.1: В соответствии с коммуникативной ситуацией выявляет релевантную информацию, идентифицировать принадлежность высказывания к официальному, нейтральному и неофициальному регистрам общения;
ОПК-3.4: Достигает ясности, логичности, содержательности, связности, смысловой и структурной
завершенности устных и/или письменных текстов в соответствии с языковой нормой, прагматическими и социокультурными параметрами коммуникации.
ОПК-4.2: Умеет реализовать собственные цели коммуникации, учитывая ценности и представления, присущие культуре изучаемого языка.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-3.2: Передает семантическую информацию, а также стилистическую и культурную коннотацию языковых единиц, используемых в устной и письменной коммуникации;
ОПК-3.3: Использует лексикограмматические и фонетические средства организации целого текста с соблюдением семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями устного и/или письменного высказывания;
ОПК-4.3: Определяет лингвокультурную специфику вербальной и невербальной деятельности участников межкультурного взаимодействия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особенности современного русского языка
1.1. Понятие язык. Основные функции. Лабораторные 7 4 ОПК-4 Л2.4
1.2. Понятие язык. Основные функции. Литературный и национальный языки. Лабораторные 7 4 ОПК-4 Л2.4
1.3. Нормы современного русского литературного языка. Лабораторные 7 4 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Нормы современного русского литературного языка. Сам. работа 7 8 ОПК-4
1.5. Функциональные стили русского литературного языка. Лабораторные 7 4 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.4
1.6. Функциональные стили русского литературного языка. Сам. работа 7 8 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.4
1.7. Особенности написание диссертационного исследования. Лабораторные 7 4 ОПК-4 Л2.5
1.8. Аннотация научной статьи. Лабораторные 8 8 ОПК-3, ОПК-4 Л2.5
1.9. Аннотация научной статьи. Сам. работа 8 20 ОПК-3, ОПК-4 Л2.5
1.10. Становление стилистики как особой научной лингвистической дисциплины. Стилистические ресурсы русского языка Лабораторные 8 6 ОПК-3, ОПК-4 Л2.2
1.11. Понятие стилистической нормы. О соотношении стилистических и речевых ошибок в практике русского языка. Лабораторные 8 8 ОПК-4 Л2.2
1.12. Характеристика функциональных стилей русского языка Сам. работа 8 30 ОПК-3, ОПК-4 Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Предусмотрены доклады по темам:
1.Три основных этапа становления русского литературного языка.
2.Стилистические фигуры как средства речевой выразительности.
3.Оформление диссертационного исследования в соответствии с Государственным стандартом РФ.
4.Ошибки при аннотировании.
5.Особенности публичного выступления.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Яцевич Е.А. Грамматическая стилистика. Морфологические нормы : учебно-методическое пособие Минск : БГУ, 2018 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. П. Лысакова [и др.]. Практическая стилистика русского языка: для учащихся с неродным рус. яз. : учеб. пособие для продвинутого этапа (I-II сертификационные уровни): учебное пособие М.: Русский язык. Курсы, 2007
Л2.2 Демидова К.И., Зуева Т.А. Современный русский литературный язык: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2014 e.lanbook.com
Л2.3 М. Б. Будильцева [и др.] Контрольные тесты к курсу "Культура русской речи" для иностранных студентов: М.: Русский язык. Курсы, 2013
Л2.4 Демидова Е. Б. Стиль. Стиль. Стиль: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Прометей, 2011 biblioclub.ru
Л2.5 Кузнецов И.Н. Подготовка и оформление рефератов, курсовых и дипломных работ: Москва : Дашков и К, 2016 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Н.С. Валгина, И.Б. Голуб, Г.В. Векшин Методическое руководство по изучению дисциплины "Практическая и функциональная стилистика русского языка" www.hi-edu.ru
Э2 «Практическая стилистика русского языка. Лексика» Общее понятие о практической стилистике. Упражнения gigabaza.ru
Э3 Мартирян Н.И. Сборник заданий по стилистике и культуре речи современного русского языка. Ереван, 2015 ijevanlib.ysu.am
Э4 Голуб Ирина Упражнения по стилистике русского языка www.e-reading.club
6.3. Перечень программного обеспечения
не предусмотреноMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного изучения дисциплины необходимо в обязательном порядке посещать практические занятия, тщательно конспектировать обсуждаемый материал и правильно организовывать самостоятельную работу. Практические занятия способствуют углубленному изучению наиболее сложных проблем изучаемой дисциплины и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов.
На практических занятиях студенты учатся грамотно грамматически и лексически излагать проблемы, свободно высказывать
свои мысли и суждения, осуществлять диалогические высказывания в рамках заданной темы, а также выполнять практические задания по темам и разделам дисциплины. В качестве важного компонента обучения иностранному языку выделяются учебные умения у студентов, необходимые для успешной учебной деятельности:
-обобщать полученную информацию;
-оценивать прослушанное и прочитанное;
-фиксировать основное содержание сообщений, формулировать устно и письменно основную идею сообщения;
-подготовить и представить сообщение, доклад, презентацию;
-работать в паре, в группе, взаимодействуя друг с другом;
-пользоваться реферативными и справочными материалами;
-пользоваться словарями различного характера.

Признаки сформированности компетенций:
Студент -
- знает стили русского языка, правила употребления различных стилей в типических речевых ситуациях и контекстах повседневного речевого общения.
Способен провести стилистический анализ текста: выявить лексические, грамматические и синтаксические особенности, характерные для данного стиля.
Владеет представлением о функциональных особенностях употребления различных стилей русского языка.
- знает условия использования стилей русской речи в зависимости от обстановки общения и цели высказывания;
Умеет составить небольшое письменное сообщение в деловом и публицистическом стиле.
Владеет способностью различать литературный и разговорный стили – лексические единицы, специфические грамматические формы и синтаксические конструкции.
- знает фонетические и грамматические нормы русского литературного языка;
Умеет составлять устные высказывания и письменные тексты, соответствующие правилам и нормам стилистики.
Владеет способностью находить в тексте и исправлять некоторые стилистические ошибки: грамматические и синтаксические.
- знает понятие «стилистические синонимы».
Умеет выражать свои мысли в зависимости от контекста общения (официальный – неофициальный регистры общения).
Владеет способностью переводить тексты разных стилей речи.
- знает стилистические характеристики использования различных языковых средств.
Умеет провести анализ текста с точки зрения его стилевой принадлежности.
Владеет представлением о выразительных возможностях лексических единиц в художественной речи.

Для зачета по дисциплине студент должен пройти тестирование и ответить минимально 60% правильно.