Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.02. Лингвистика |
Профиль | Русский язык как иностранный |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_02_Лингвистика_РКИ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | 4 (8) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 16 | 16 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 20 | 20 | 22 | 22 | 42 | 42 |
Сам. работа | 16 | 16 | 50 | 50 | 66 | 66 |
Итого | 36 | 36 | 72 | 72 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 26.05.2021 г. № 5
Заведующий кафедрой д.филол.н., профессор Дмитриева Л.М.
1.1. | Целью данной дисциплины является совершенствование лингвистической компетенции студентов в области стилистики русского языка, повышение речевой культуры, являющейся важной составляющей этнокультурной системы личности, а также профессиональной подготовки. Достижению данной цели должно способствовать решение следующих задач: - расширить представления о стилистических ресурсах современного русского литературного языка, о закономерностях использования языковых единиц, вариантов, синонимических способов выражения в соответствии с условиями и целями коммуникации; - научить анализировать разнообразные типы текстов, их стилистические особенности; - ориентировать на нормативное и стилистически целесообразное использование языковых средств в процессе построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности; - сформировать навыки создания текстов различной стилистической принадлежности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
ОПК-3 | Способен порождать и понимать устные и письменные тексты на изучаемом иностранном языке применительно к основным функциональным стилям в официальной и неофициальной сферах общения |
ОПК-4 | Способен осуществлять межъязыковое и межкультурное взаимодействие в устной и письменной формах как в общей, так и профессиональной сферах общения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ОПК-4.1: Знает социокультурные и этические нормы поведения, принятые в иноязычном социуме. Умеет правильно использовать устойчивые формы обращения в типичных ситуациях социального взаимодействия и этикетные формулы, принятые в устной и письменной межъязыковой и межкультурной коммуникации; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОПК-3.1: В соответствии с коммуникативной ситуацией выявляет релевантную информацию, идентифицировать принадлежность высказывания к официальному, нейтральному и неофициальному регистрам общения; ОПК-3.4: Достигает ясности, логичности, содержательности, связности, смысловой и структурной завершенности устных и/или письменных текстов в соответствии с языковой нормой, прагматическими и социокультурными параметрами коммуникации. ОПК-4.2: Умеет реализовать собственные цели коммуникации, учитывая ценности и представления, присущие культуре изучаемого языка. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОПК-3.2: Передает семантическую информацию, а также стилистическую и культурную коннотацию языковых единиц, используемых в устной и письменной коммуникации; ОПК-3.3: Использует лексикограмматические и фонетические средства организации целого текста с соблюдением семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями устного и/или письменного высказывания; ОПК-4.3: Определяет лингвокультурную специфику вербальной и невербальной деятельности участников межкультурного взаимодействия. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Особенности современного русского языка | ||||||
1.1. | Понятие язык. Основные функции. | Лабораторные | 7 | 4 | ОПК-4 | Л2.4 |
1.2. | Понятие язык. Основные функции. Литературный и национальный языки. | Лабораторные | 7 | 4 | ОПК-4 | Л2.4 |
1.3. | Нормы современного русского литературного языка. | Лабораторные | 7 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.4. | Нормы современного русского литературного языка. | Сам. работа | 7 | 8 | ОПК-4 | |
1.5. | Функциональные стили русского литературного языка. | Лабораторные | 7 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л2.4 |
1.6. | Функциональные стили русского литературного языка. | Сам. работа | 7 | 8 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л2.4 |
1.7. | Особенности написание диссертационного исследования. | Лабораторные | 7 | 4 | ОПК-4 | Л2.5 |
1.8. | Аннотация научной статьи. | Лабораторные | 8 | 8 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.5 |
1.9. | Аннотация научной статьи. | Сам. работа | 8 | 20 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.5 |
1.10. | Становление стилистики как особой научной лингвистической дисциплины. Стилистические ресурсы русского языка | Лабораторные | 8 | 6 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.2 |
1.11. | Понятие стилистической нормы. О соотношении стилистических и речевых ошибок в практике русского языка. | Лабораторные | 8 | 8 | ОПК-4 | Л2.2 |
1.12. | Характеристика функциональных стилей русского языка | Сам. работа | 8 | 30 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Предусмотрены доклады по темам: 1.Три основных этапа становления русского литературного языка. 2.Стилистические фигуры как средства речевой выразительности. 3.Оформление диссертационного исследования в соответствии с Государственным стандартом РФ. 4.Ошибки при аннотировании. 5.Особенности публичного выступления. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Практическая стилистика_ФГОС 3+.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Яцевич Е.А. | Грамматическая стилистика. Морфологические нормы : учебно-методическое пособие | Минск : БГУ, 2018 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | И. П. Лысакова [и др.]. | Практическая стилистика русского языка: для учащихся с неродным рус. яз. : учеб. пособие для продвинутого этапа (I-II сертификационные уровни): учебное пособие | М.: Русский язык. Курсы, 2007 | |
Л2.2 | Демидова К.И., Зуева Т.А. | Современный русский литературный язык: Учебные пособия | Издательство "ФЛИНТА", 2014 | e.lanbook.com |
Л2.3 | М. Б. Будильцева [и др.] | Контрольные тесты к курсу "Культура русской речи" для иностранных студентов: | М.: Русский язык. Курсы, 2013 | |
Л2.4 | Демидова Е. Б. | Стиль. Стиль. Стиль: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Прометей, 2011 | biblioclub.ru |
Л2.5 | Кузнецов И.Н. | Подготовка и оформление рефератов, курсовых и дипломных работ: | Москва : Дашков и К, 2016 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Н.С. Валгина, И.Б. Голуб, Г.В. Векшин Методическое руководство по изучению дисциплины "Практическая и функциональная стилистика русского языка" | www.hi-edu.ru | ||
Э2 | «Практическая стилистика русского языка. Лексика» Общее понятие о практической стилистике. Упражнения | gigabaza.ru | ||
Э3 | Мартирян Н.И. Сборник заданий по стилистике и культуре речи современного русского языка. Ереван, 2015 | ijevanlib.ysu.am | ||
Э4 | Голуб Ирина Упражнения по стилистике русского языка | www.e-reading.club | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
не предусмотреноMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не предусмотрено |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Для успешного изучения дисциплины необходимо в обязательном порядке посещать практические занятия, тщательно конспектировать обсуждаемый материал и правильно организовывать самостоятельную работу. Практические занятия способствуют углубленному изучению наиболее сложных проблем изучаемой дисциплины и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов. На практических занятиях студенты учатся грамотно грамматически и лексически излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, осуществлять диалогические высказывания в рамках заданной темы, а также выполнять практические задания по темам и разделам дисциплины. В качестве важного компонента обучения иностранному языку выделяются учебные умения у студентов, необходимые для успешной учебной деятельности: -обобщать полученную информацию; -оценивать прослушанное и прочитанное; -фиксировать основное содержание сообщений, формулировать устно и письменно основную идею сообщения; -подготовить и представить сообщение, доклад, презентацию; -работать в паре, в группе, взаимодействуя друг с другом; -пользоваться реферативными и справочными материалами; -пользоваться словарями различного характера. Признаки сформированности компетенций: Студент - - знает стили русского языка, правила употребления различных стилей в типических речевых ситуациях и контекстах повседневного речевого общения. Способен провести стилистический анализ текста: выявить лексические, грамматические и синтаксические особенности, характерные для данного стиля. Владеет представлением о функциональных особенностях употребления различных стилей русского языка. - знает условия использования стилей русской речи в зависимости от обстановки общения и цели высказывания; Умеет составить небольшое письменное сообщение в деловом и публицистическом стиле. Владеет способностью различать литературный и разговорный стили – лексические единицы, специфические грамматические формы и синтаксические конструкции. - знает фонетические и грамматические нормы русского литературного языка; Умеет составлять устные высказывания и письменные тексты, соответствующие правилам и нормам стилистики. Владеет способностью находить в тексте и исправлять некоторые стилистические ошибки: грамматические и синтаксические. - знает понятие «стилистические синонимы». Умеет выражать свои мысли в зависимости от контекста общения (официальный – неофициальный регистры общения). Владеет способностью переводить тексты разных стилей речи. - знает стилистические характеристики использования различных языковых средств. Умеет провести анализ текста с точки зрения его стилевой принадлежности. Владеет представлением о выразительных возможностях лексических единиц в художественной речи. Для зачета по дисциплине студент должен пройти тестирование и ответить минимально 60% правильно. |