МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Словари и культура

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра лингвистики, перевода и иностранных языков
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильПеревод и переводоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_ПиП-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Дьяченко Ирина Николаевна

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Карпухина Виктория Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Словари и культура

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 10.06.2021 г. № 9
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., доцент Саланина Ольга Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 10.06.2021 г. № 9
Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Саланина Ольга Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины Словари и культура являются выявление и репрезентация значения и роли словарей в истории культур различных стран (США, Великобритании, России).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.10

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 владением методикой подготовки к выполнению перевода, включая поиск информации в справочной, специальной литературе и компьютерных сетях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Методику работы с монолингвистическим словарем; методику работы с электронным словарем
3.2.Уметь:
3.2.1.Раскрыть понятие лексикографической культуры; выполнить эквивалентный перевод с помощью словарей и справочников
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Приемами работы со словарями различных типов; методами и приемами работы с электронным словарем

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Словарь как средство повышения культурно-образовательного уровня людей
1.1. Словарь как средство повышения культурно-образовательного уровня людей. Лекции 1 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.2. Лексикографическая культура; типология словарей; картотека как база при составлении словарей; требования науки о языке к словарю как к лингвистическому произведению. Практические 1 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.3. Подготовка реферата. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 1 8 ПК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. История английской лексикографии
2.1. История английской лексикографии. Лекции 1 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
2.2. Этапы развития истории английской лексикографии; характеристика этапов; словарь Самуэля Джонсона. Практические 1 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
2.3. Подготовка реферата. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 1 6 ПК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. История американской лексикографии
3.1. История американской лексикографии. Лекции 1 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
3.2. Первые американские словари и их характеристика; «война словарей»; словари Уэбстера и Вустера. Практические 1 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
3.3. Подготовка реферата. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 1 6 ПК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Английские лексикографические термины
4.1. Английские лексикографические термины. Лекции 1 4 ПК-8 Л2.1, Л1.1
4.2. Dictionary, vocabulary, wordbook, lexicon, thesaures, glossary, concordance. Практические 1 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
4.3. Подготовка реферата. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 1 6 ПК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Вопрос о выборе словаря
5.1. Вопрос о выборе словаря. Лекции 1 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
5.2. Структура словарей и статьи; авторский коллектив словаря; аудитория; переиздание и перепечатка. Практические 1 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
5.3. Подготовка реферата. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 1 6 ПК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Основные типы словарей
6.1. Основные типы словарей. Лекции 1 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
6.2. Толковые словари; ассоциативные словари; тезаурус Роже и др. Практические 1 1 ПК-8 Л2.1, Л1.1
6.3. Подготовка реферата. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 1 6 ПК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Проблемы современной лексикографии
7.1. Проблемы современной лексикографии. Лекции 1 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
7.2. Конфликт культур; коммуникативная направленность в языке. Практические 1 1 ПК-8 Л2.1, Л1.1
7.3. Подготовка реферата. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 1 6 ПК-8 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС Словари и культура.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Баринова А.О., Гриценко Е.С. Этничность в англоязычной картине мира (на материале лексикографии и корпусов) : учебное пособие Издательство "ФЛИНТА", ЭБС "Лань", 2015 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Попова Л.В. Лингвистический термин: проблема качества (опыт составления комплексного словаря функциональной грамматики): монография М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2012, 2016 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный словарь www.macmillan.ru
Э2 Электронный словарь www.pearsonlongman.com
Э3 Электронный словарь www.dictionary.cambridge.org
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://dictionary.cambridge.org/
http://engood.ru/
http://www.oxfordlearnersdictionaries.com/
http://www.macmillandictionary.com/
https://www.collinsdictionary.com/
https://www.merriam-webster.com/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
513Д лаборатория "Лингафонный кабинет фмкфип"- учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; интерактивная доска в комплекте; рабочее место преподавателя в комплекте (стол, ПК, гарнитура); 20 рабочих мест студента в комплекте (стол, гарнитура, цифровой пульт); специализированное коммутационное устройство «Норд Ц» в комплекте; компьютер: модель Инв. №0160604664 - 1 единица; проектор: марка SMART модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SmartBoard модель SB480iv3 - 1 единица; монитор: марка ViewSonic модель VA1948M-LED - 1 единица; микросистема преподавателя Panasonic SA-PM07; учебно-наглядные пособия, карты
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации для студентов
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются:
• формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);
• подготовка к практическим занятиям;
• выполнение домашних заданий
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются:
• текущие консультации;
• прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий);
Основной формой подготовки к практическим занятиям является самостоятельная работа студента. Эта форма учебной работы предполагает усвоение студентами основных понятий и категорий; ознакомление с дискуссионными проблемами; развитие у студентов умения выражать и обосновывать свою позицию.
Подготовку к практическому занятию студентам необходимо начать с ознакомления с планом и методическими рекомендациями. Следует также внимательно прочитать конспективные записи лекций, что позволит полнее понять смысл и основное содержание вопросов, выносимых на обсуждение. Завершающим этапом подготовки является работа с основной и дополнительной литературой, рекомендованной к занятию.
Практические занятия помогают лучшему усвоению курса, закреплению знаний, полученных на лекциях и при изучении литературы. Они прививают студенту навыки самостоятельного мышления и устного выступления, способствуют умению выражать и обосновывать свою позицию по научным проблемам.