МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Дискурс

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_Филология_РЯЛФКА-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.филол.н., проф., Чернышова Татьяна Владимировна

Рецензент(ы):
д.филол.н., проф., Трубникова Юлия Витольдовна

Рабочая программа дисциплины
Дискурс

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомление студентов с основными проблемами общей теории дискурса, рассматриваемыми в широком контексте прагматики языкового общения, социолингвистики и теории коммуникации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен владеть широким спектром методов и приемов филологической работы с различными типами текстов.
ОПК-3.1 Знает методы и приемы филологической работы с различными типами текстов
ОПК-3.2 Анализирует и интерпретирует различные типы текстов в зависимости от задач профессиональной деятельности
ОПК-3.3 Умеет применять методы лингвистического и литературоведческого анализа текста в избранной области филологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные положения общей теории дискурса, направления дискурс-анализа, принадлежащие разным национальным школам.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания в аналитической деятельности в области исследования различных типов дискурса.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.овладеть основными методами и методиками дискурс-анализа в рамках различных направлений и школ дискурс-анализа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Discours, discourse, дискурс: различные толкования понятия
1.1. Истоки и становление дискурс-анализа. Дискурс-анализ как парадигма в изучении языкового общения.Основные направления дискурс-анализа. Лекции 4 4 Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л3.1, Л1.4, Л2.2, Л2.6
1.2. Истоки и становление дискурс-анализа Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л3.1, Л1.4, Л2.2, Л2.6
1.3. Discours, discourse, дискурс: различные толкования понятия Сам. работа 4 13 Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л3.1, Л1.4, Л2.2, Л2.6
Раздел 2. Структура и содержание дискурса
2.1. Лингвистические подходы к анализу дискурса Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л2.5, Л1.4, Л2.2, Л1.3
2.2. Текст vs. дискурс: общее и различное в трактовке понятий Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л2.5, Л1.4, Л2.2, Л1.3
2.3. Базовые категории текста / базовые категории дискурса. Сам. работа 4 12 Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л2.5, Л1.4, Л2.2, Л1.3
Раздел 3. Типологии дискурса
3.1. Дискурс как система кодов Лекции 4 2 Л2.4, Л1.5, Л2.1, Л3.1, Л2.5, Л2.7, Л2.2
3.2. Методика анализа кодов в дискурсе Практические 4 2 Л2.4, Л1.5, Л2.1, Л3.1, Л2.5, Л2.7, Л2.2
3.3. Методика анализа кодов в дискурсе Сам. работа 4 12 Л2.4, Л1.5, Л2.1, Л3.1, Л2.5, Л2.7, Л2.2
Раздел 4. Методы дискурс-анализа
4.1. Типология дискурса. Методы дискурс-анализа Лекции 4 2 Л2.4, Л3.1, Л2.3, Л1.4, Л2.7, Л1.3
4.2. Французская школа анализа дискурса Практические 4 2 Л2.4, Л3.1, Л2.3, Л1.4, Л2.7, Л1.3
4.3. Методы анализа дискурса (Льежская школа) Практические 4 2 Л1.1, Л2.1
4.4. Методы анализа дискурса (Т.А. ван Дейк) Практические 4 4 Л1.1, Л2.1
4.5. Анализ дискурса в отечественной психолингвистике Практические 4 2 Л2.4, Л3.1, Л2.3, Л1.4, Л2.7, Л1.3
4.6. Лингвокультурологические исследования дискурса Практические 4 2 Л2.4, Л3.1, Л2.3, Л1.4, Л2.7, Л1.3
4.7. Дискурс и жанры Практические 4 2 Л2.4, Л3.1, Л2.3, Л1.4, Л2.7, Л1.3
4.8. Методы дискурс-анализа Сам. работа 4 14 Л2.4, Л3.1, Л2.3, Л1.4, Л2.7, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1634&notifyeditingon=1
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен владеть широким спектром методов и приемов филологической работы с различными типами текстов.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какой дискурс изучал К. Леви-Стросс? Какой из ответов является правильным?
а. мифологический
б. фольклорный
в. расистский
Ответ: а

Вопрос 2. Что или кто, по мнению Пешо, является автором дискурса?
а. интерпретация
б. субъект
в. матрица смыслов
Ответ: в

Вопрос 3. Кто не относится к французской школе дискурс-анализа?
а. Д. Мальдиье
б. А. Пуанкаре
в. П. Серио
Ответ: б

Вопрос 4. Сколько значений понятия «дискурс» выделяет П. Серио?
а. 8
б. 5
в. 12
Ответ: а

Вопрос 5. Какой из вариантов ответа не является трактовкой понятия «дискурс», выведенной П. Серио?
Выберите один ответ:
а. любое конкретное высказывание
б. последовательность фраз, заключенных между двумя семантическими пробелами
в. единица, превышающая фразу, высказывание в глобальном смысле
Ответ: б

Вопрос 6, Что, по мнению Г. Кресса, оформляет и выражает определенный дискурс? Выберите один ответ:
а жанр
б. текст
в. сценарий
Ответ: а

Вопрос 7. Дискурс имеет два плана – социолингвистический и …:(выберите один правильный вариант):
а. лингво-дескриптивный
б. социолингвистический
в. лингво-когнитивный
Ответ: в

Вопрос 8. Дискурс в широком смысле (по трактовке В.В. Красных) – это…:
Выберите один ответ:
а. проявление речевой деятельности
б. проявление речедеятельностных возможностей отдельной языковой личности
Ответ: б

Вопрос 9. Выберите неверный вариант ответа:
а. Дискурс в политической лингвистике рассматривается с позиций лексико-стилистического подхода
б. Дискурс в политической лингвистике рассматривается с позиций лексико-синтаксического подхода
Ответ: а

Вопрос 10. Какое из утверждений является верным?
а. Введение термина "дискурс"в научный лингвистический оборот связано с именем бельгийского ученого Э. Бюиссанса.
б. ведение термина "дискурс"в научный лингвистический оборот связано с именем французского ученого К. Леви-Стросса.
в. голландского ученого Т. ван Дейка
Ответ: а

Вопрос 11.Выберите правильный ответ:
а. Термин "дискурс" стал впервые применяться в качестве самостоятельной категории в социологии.
б. Термин "дискурс" стал впервые применяться в качестве самостоятельной категории в семиотике.
в. Термин "дискурс" стал впервые применяться в качестве самостоятельной категории в лингвистик.
Ответ: в

Вопрос 11. Выберите правильный ответ:
а. В современной отечественной лингвистике в структуру дискурса с позиций деятельностного подхода входит единство текста, контекста и социокультурных компонентов.
б. В современной отечественной лингвистике в структуру дискурса с позиций деятельностного подхода входит единство текста, контекста, лингвистических и социокультурных компонентов.
в. В современной отечественной лингвистике в структуру дискурса с позиций деятельностного подхода входит единство текста и контекста.
Ответ: б

Вопрос 12. Какое из утверждений является верным?
а. Термин «дискурс» в научный лингвистический оборот, в качестве самостоятельной категории ввел К. Леви-Стросс.
б. Термин «дискурс» в научный лингвистический оборот, в качестве самостоятельной категории ввел М. Пешо.
в. Термин «дискурс» в научный лингвистический оборот, в качестве самостоятельной категории ввел Э. Бюиссанс.
Ответ: в

Вопрос 13. Какое из утверждений является верным?
а. Первым в науке использовал термин "discourse analysis" Зеллиг Харрис.
б.Первым в науке использовал термин "discourse analysis" Франц Боас.
в. Первым в науке использовал термин "discourse analysis" Тён ван Дейк.
Ответ: а

Вопрос 14. Какой из ответов неверный?
а. В современной отечественной лингвистике в структуру дискурса с позиций деятельностного подхода входит единство текста, контекста, лингвистических и социокультурных компонентов.
б. В современной отечественной лингвистике в структуру дискурса с позиций деятельностного подхода входит единство текста, контекста и социокультурных компонентов.
Ответ: б

Вопрос 15. Какое из утверждений является верным?
а. Определение дискурсакак вербализованной речемыслительной деятельности, понимаемой как совокупности процесса и результата и обладающей как собственно лингвистическим, так и экстралингвистическими планами» принадлежит Г. Крессу.
б. Определение дискурсакак вербализованной речемыслительной деятельности, понимаемой как совокупности процесса и результата и обладающей как собственно лингвистическим, так и экстралингвистическими планами» принадлежит В.В. Красных.
в. Определение дискурсакак вербализованной речемыслительной деятельности, понимаемой как совокупности процесса и результата и обладающей как собственно лингвистическим, так и экстралингвистическими планами» принадлежит М. Макарову.
Ответ: б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1.Какая коммуникативная функция при исследовании дискурса отвечает за убеждение, внушение, заражение?
Ответ: персуазивная .

2.Какая коммуникативная функция при исследовании дискурса отвечает за установление контакта с коммуникантом?
Ответ: фатическая.

3. О какой коммуникативной функции идет речь в следующем фрагменте:
Ответ: когнитивная.

4. Как наука, с позиций которой дискурс стал рассматриваться как знаковая система, под которой подразумеваются как вербальные системы знаков (речь, текст), так и невербальные (музыка, мода, архитектура, дорожные знаки, товарные знаки).
Ответ: семиотика

5. Как называется ментальный план знаковой системы дискурса как способ расшифровки смыслов и значений?
Ответ: «План интерпретантов».

6. Как называется видимый план знаковой системы дискурса как внешних представлений смыслов и значений ?
Ответ: "план репрезентантов"

7. Соответствует ли истине утверждение Г. Кресса о том, что дискурс имеет социальное происхождение?
Ответ: соответствует, верно.

8. Сколько значений понятия «дискурс», которые фигурируют в исследованиях французской школы дискурс-анализа, выделяет Патрик Серио в своей вступительной статье к сборнику работ «Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса», опубликованной в русском переводе в 1999 г.?
Ответ: восемь значчний.

9. К какому периоду относится оформление дискурсивного анализа как дисциплины?
Ответ: оформление дискурсивного анализа как дисциплины относится к 60-ым годам ХХ в.

10.Как называется коммуникативная функция дискурса, базирующаяяся на вербальных способах выражение эмоций участниками коммуникации, в ходе которой создается определенная эмоциональная атмосфера общения?
Ответ: эмотивная функция.

11. Какая идея М. Пешо использована при разработке модели автоматического анализа дискурса?

Ответ: В основу разработки модели автоматического дискурса легла идея о неустранимом влиянии места, времени и социокультурного контекста на условия производства дискурса.

12. Какие два плана имеет дискурс с позиций деятельностного подхода?
Ответ: собственно лингвистический и лингво-когнитивный.

13. Каким способом можно устранить всю многоголосицу существующих теоретических трактовок дискурса и тем самым его определенным образом классифицировать?
Ответ: взять за основу определения доминирующие в гуманитарных и социально-политических науках теоретико-методологические подходы.

14. Перечислите основные подходы к интерпретации дискурса.
Ответ: лингвистические , кратологические, семиотические, социально-коммуникативные, постмодернистские, критический дискурс-анализ.

15. Кто из известных семиотиков и писателей предпочитал пользоваться термином «культурный код» вместо термина «язык культуры»?
Ответ: Умберто Эко

16. Кто из известных семиотиков называл язык культуры "империей знаков?
Ответ: Ролан Барт.

17. Назовите два основных плана дискурса в качестве знаковой системы.
Ответ: план репрезентантов, план интерпретантов.

18. Чем, согласно Умберту Эко, являются репрезентанты?
Ответ: определенными способами кодировки реальных объектов, требующими декодирования.

19. Какие типы дискурсов вызывали пристальный интерес Р. Барта?
Ответ: дискурсы современных мифов, продуцируемые массовой культурой, и прежде всего – дискурсы моды, рекламы, предметов массового потребления.

20. Какую задачу Р. Барт считал главной в своей исследовательской деятельности?
Ответ: Своей главной исследовательской задачей Барт считал создание семиотики дискурса.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Discours, discourse, дискурс: различные толкования понятия.
2. Дискурс как осмысленное и целенаправленное речевое действие в определенном социопрагматическом контексте.
3. Дискурс как исторически, социально и идеологически детерминированный тип речи и как норма построения конкретных дискурсов.
4. Структура и содержание дискурса.
5. Разговорный дискурс (процесс) vs институциональный дискурс (структура).
6. Референциальноеvs коммуникативное содержание дискурса.
7. Эксплицитное vs имплицитное содержание дискурса.
8. Категории дискурса.
9. Тематическая связность дискурса: глобальная тема и локальные темы.
10. Коммуникативно-прагматическаякогеренция дискурса. Коммуникативная стратегия говорящего/пишущего как иерархия целей.
11. Глобальные (стратегические) и локальные (тактические) цели.
12. Речевой акт как минимальная коммуникативно-прагматическая единица дискурса.
13. Метакоммуникация в дискурсе.
14. Принципы построения типологии дискурсов.
15. Сфера деятельности (дискурс политический, административный, рекламный и т.д.).
16. Идеологическая ориентация (дискурс власти, оппозиции, левых, правых, феминистский дискурс и т.п.).
17. Функция (дискурс агитационный, полемический, аргументативный, нарративный и т.п.).
18. Анализ дискурса через систему кодов (Э.В. Чепкина).
19. Когнитивно-прагматический анализ дискурса (Т. ван Дейк).
20. Французская школа дискурс-анализа (П. Серио, М. Фуко, Пешё и др.).
21. Функционально-иерархический анализ дискурса (Женевская школа анализа дискурса).
22. Отечественные концепции анализа дискурса.
23. Психолингвистическое исследование дискурса.
24. Лингвокультурологическое исследование дискурса.
25. Жанроведческое исследование дискурса.
26. Интердискурсивный подход.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Прокомментируйте (письменно)метафорическое определение дискурса, данное Н.Д. Арутюновой: «... дискурс – это речь, погруженная в жизнь» (сдать на занятии).

2. Прочитайте одну из предложенных статей из сборника научных материалов "LaTableRonde" (сб. статей. Выпуск 2. Лингвистика дискурса и перспективы ее развития в парадигме современной славистики. Минск, 2013; http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/161757/1/%D0%92%D1%8B%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA%202%20La%20Table%20Ronde.pdf) и на основании прочитанного подготовьте небольшое выступление об особенностях направления современного дискурс-анализа, представленного в публикации.

3. Проанализируйте предложенные тексты на основе разработанных схем текста и дискурса.
Текст 1

ВНИМАНИЮ АБОНЕНТОВ, ПОЛЬЗУЮЩИХСЯ ГАЗОВЫМИ ПРИБОРАМИ С ОТВОДОМ ПРОДУКТОВ СГОРАНИЯ В ДЫМОХОД

При пользовании газовыми приборами, водонагревательными колонками и отопительными котлами, во время сильного ветра, выпадения осадков, при туманах возможны нарушения тяги в дымоходах.
При отсутствии тяги продукты неполного сгорания газа (в том числе и угарный газ) пойдут не в дымоход, а в помещение. Угарный газ – сильно действующий яд.
Поэтому проверять тягу в дымоходе необходимо не только перед розжигом газовой колонки и отопительного котла, но и во время их работы.
Запрещается пользоваться газовыми приборами при неисправном дымоходе (имеющим трещины, частичные обвалы).
Соблюдайте правила пользования газовыми приборами.
Не допускайте к приборам детей и лиц, не знающих правил пользования газом в быту.

Барнаулгоргаз
Текст 2

УВАЖАЕМЫЕ ТОВАРИЩИ!

Будьте внимательны с газом!
Ваша торопливость, забывчивость, невнимательность могут стать причиной несчастья.
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧТО:
При пользовании газовыми приборами нужно открыть форточку и обеспечить приток свежего воздуха.
Нельзя отставлять без контроля работающие газовые приборы.
Запрещается самостоятельный перенос газовых приборов.
Ремонт и монтаж газового оборудования могут производить только работники горгаза.

ПОМНИТЕ!
Газ опасен только при неправильном обращении с ним


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация проводится в форме онлайн-тестирования, количество заданий в тесте для промежуточной аттестации 30):
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзаменационную оценку по результатам текущей успеваемости) /по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»: (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1634&section=13).
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет не более 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.



Приложения
Приложение 1.   ФОС_Дискурс_45_04_01_РЯЛ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю. Е. Прохоров Действительность. Текст. Дискурс: учеб. пособие М.: Флинта // ЭБС "Лань", 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Земская Ю.Н. и др. Теория текста: учебное пособие М.: Флинта: Наука// ЭБС «ЛАНЬ» // ЭБС "Университетская библиотека online"2017, 2016 e.lanbook.com
Л1.3 под ред. Солганика Г.Я., Клушиной Н.И., Смирновой Н.В. Дискурс и стиль: теоретические и прикладные аспекты: монография М.: Флинта , 2014 e.lanbook.com
Л1.4 Плеханова Т.Ф. Дискурс-анализ текста. : пособие Минск // ЭБС Университетская библиотека ONLINE», 2011 biblioclub.ru
Л1.5 Чувакин А.А., Качесова И.Ю., Панченко Н.В. и др. Текст в коммуникативном пространстве современной России: монография Барнаул : Изд-во Алт. ун-та // ЭБС АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: лекционный курс М.: «Гнозис», 2002
Л2.2 Чернышова Т.В. Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект): учебное пособие Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.3 Дейк Т.А. ван Язык. Познание. Коммуникация.: сборник трудов М.: Прогресс, 1989
Л2.4 В. Е. Чернявская Дискурс власти и власть дискурса. Проблемы речевого воздействия: учеб. пособие М.: Флинта, 2006
Л2.5 Тюпа В.И. Анализ художественного текста: учеб. пособие для вузов: учеб. пособие М.: Академия, 2009
Л2.6 Миловидов В.А. От семиотики текста к семиотике дискурса: учеб. пособие Тверь, 2000
Л2.7 Силантьев И.В. Газета и роман. Риторика дискурсных смешений: монография М.: Языки славянских культур// ЭБС Университетская библиотека ONLINE»., 2006 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=73247
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Чувакин А.А. Магистерская программа по направлению 032700 – Филология (специализация «Теория и практика речевой коммуникации»).: методическое пособие Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка
Э2 www.gramota.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ру»
Э3 www.google.ru – поисковая система google
Э4 www.russcomm.ru - Российская коммуникативная ассоциация (РКА)
Э5 www.rsl.ru - сайт Российской государственной библиотеки
Э6 vak.ed.gov.ru - сайт Высшей аттестационной комиссии
Э7 "Дискурс" на ОП АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка
www.gramota.ru - Справочно-информационный портал «Грамота.ру»
www.google.ru – поисковая система google
www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс "Дискурс" рассчитан на 108 часов.
Курс представлен на Образовательном портале АлтГУ. В его состав входят лекции, практические и домашние задания, самостоятельные зачетные работы и т.под.
Начать освоение курса целесообразно с освоения лекций (см. Образовательный портал АлтГУ), ответить на тестовые вопросы к ним. К каждой теоретической лекции относится блок практических занятий, также представленных на образовательном портале АлтГУ.
Для закрепления теоретических сведений и выработки практических навыков необходимо выполнить домашние задания;
задания, связанные с реферирование научных источников.
Важной формой проверки является написание эссе по наиболее важным темам курса.
Промежуточный и заключительный этап освоения курса - проврочные тесты, также представленные на образовательном портале АлтГУ.