МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Интермедиальность в мировой литературе и культуре

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_Филология_РЯЛФКА-2022
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 90
самостоятельная работа 207
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 2, 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 18 16 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10 10 10 30 30
Практические 20 20 20 20 20 20 60 60
Сам. работа 78 78 78 78 51 51 207 207
Часы на контроль 0 0 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 108 108 324 324

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Десятов Вячеслав Владимирович;к.ф.н., доцент, Ковалев Олег Александрович

Рецензент(ы):
Романова Е.Г.;к.ф.н., доцент, Романова Екатерина Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Интермедиальность в мировой литературе и культуре

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Доронина Светлана Валерьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Доронина Светлана Валерьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- знакомство студентов с закономерностями и формами взаимодействия литературы и искусства в истории русской культуры;
- углубление представления о месте русской литературы в контексте культуры;
- развитие способности анализировать литературные факты в общекультурном контексте, в том числе в контексте художественной культуры;
- знакомство с типологическими связями и влияниями в развитии русской культуры.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 Способен создавать критические сочинения, посвященные произведениям литературы и искусства, в различных жанрах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные принципы сбора материала и написания критических текстов разных жанров
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать произведения литературы и искусства, вскрывая основные авторские интенции
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками написания критических сочинений, посвященных произведениям литературы и искусства в различных жанрах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Слово и музыка в русской культуре
1.1. Введение Лекции 2 2 ПК-4 Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.2. Проблема музыкальной формы в литературе Лекции 2 2 ПК-4 Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.3. Начало времени композиторов Лекции 2 2 ПК-4 Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.4. Русская лирика 1820-30-х годов и классический романс Лекции 2 2 ПК-4 Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.5. Проблема реализма в русской литературе и музыке середины XIX века Лекции 2 2 ПК-4 Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.6. Музыка в жизни и произведениях И.С. Тургенева Практические 2 2 ПК-4 Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.7. Музыкальные драмы М.П. Мусоргского в контексте русской литературы 1860-70-х годов Практические 2 2 ПК-4 Л1.4, Л2.1
1.8. Музыка в жизни и произведениях Ф.М. Достоевского Практические 2 2 ПК-4 Л1.4, Л1.2
1.9. Музыка в жизни и произведениях Л.Н. Толстого Практические 2 2 ПК-4 Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.10. А.П. Чехов и музыка Практические 2 2 ПК-4 Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.11. И.А. Бунин и С.В. Рахманинов Практические 2 2 ПК-4 Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.12. Символизм в русской литературе и музыке Практические 2 2 ПК-4 Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.13. Скифство в русской культуре начала XX века: литература и музыка Практические 2 2 ПК-4 Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.14. Музыкальный мир О.Э. Мандельштама Практические 2 2 ПК-4 Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.15. Борис Пастернак и музыка Практические 2 2 ПК-4 Л1.3, Л2.1
1.16. Чтение произведений, прослушивание музыкальных композиций Сам. работа 2 78 ПК-4 Л1.3, Л1.2
Раздел 2. Поэтика кино
2.1. Лекции Лекции 3 10 ПК-4 Л1.4
2.2. Практические занятия Практические 3 20 ПК-4 Л1.4
2.3. Самостоятельная работа Сам. работа 3 78 ПК-4 Л1.4
Раздел 3. Литература и живопись
3.1. Введение Лекции 4 2 ПК-4 Л1.4, Л2.1
3.2. Визуальное и вербальное в истории культуры Лекции 4 2 ПК-4 Л1.4, Л2.1
3.3. Портрет в литературе Лекции 4 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.4. Пейзаж в литературе Лекции 4 2 ПК-4 Л1.4, Л2.1
3.5. Экфрасис Лекции 4 2 ПК-4 Л1.4, Л2.1
3.6. Проблема иллюстрации Практические 4 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.7. Писатели о художниках, художники о писателях Практические 4 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.8. Романтизм в литературе и живописи Практические 4 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.9. Реализм в литературе и живописи Практические 4 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.10. Импрессионизм в живописи и литературе Практические 4 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.11. Живопись в поэзии XX-XXI веков Практические 4 2 ПК-4 Л1.4, Л2.1
3.12. Социалистический реализм в литературе и живописи Практические 4 2 ПК-4 Л1.4, Л2.1
3.13. Постмодернизм в литературе и живописи Практические 4 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.14. Символизм в литературе и живописи Практические 4 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.15. Авангард в литературе и живописи Практические 4 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.16. Чтение произведений, изучение произведений изобразительного искусства Сам. работа 4 51 ПК-4 Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ": https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3727

Оценка сформированности компетенции ОПК-3: способностью демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов

Примеры заданий закрытого типа:

Вопрос 1. Кто из перечисленных писателей является автором музыкальных произведений?
а. Л.Н. Толстой
б. А.С. Грибоедов
в. Б.Л. Пастернак
г. А.А. Ахматова
д. Ф.М. Достоевский
е. А.С. Пушкин
ж. И.А. Бродский
Ответ: абв

Вопрос 2. В названии какого музыкального жанра заложен признак нарративности (повествовательности)?
а. баллада
б. симфония
в. соната
г. концерт
Ответ: а

Вопрос 3. Укажите современного композитора – автора книги «Конец времени композиторов».
а. Владимир Мартынов
б. Арво Пярт
в. Павел Карманов
г. Валентин Сильвестров
д. Александр Кнайфель
Ответ: а

Вопрос 4. Какое из перечисленных явлений не характерно для русской музыкальной культуры XVIII века?
а. развитие традиций скоморошества
б. работа в России итальянских музыкантов
в. укрепление светской традиции
г. создание придворной итальянской оперы
д. развитие инструментальной музыки
Ответ: а

Вопрос 5. Что, по мнению В. Мартынова, должно помочь разорванному и фрагментарному сознанию современного человека приобрести утраченную целостность?
а. древнерусское певческое искусство
б. западный музыкальный авангард XX века
в. русский фольклор
г. европейская старинная музыка
Ответ: а

Вопрос 6. Какое стихотворение А.С. Пушкина было написано на готовую мелодию?
а. «Не пой, красавица, при мне...»
б. «Я помню чудное мгновенье...»
в. «Для берегов отчизны дальной...»
г. «Что в имени тебе моем...»
Ответ: а

Вопрос 7. Укажите европейскую музыкальную культуру, оказавшую особенно заметное влияние на вокальную музыку М.И. Глинки:
а. итальянская
б. немецкая
в. французская
г. английская
д. испанская
Ответ: а

Вопрос 8. Кто из персонажей оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» отсутствует в поэме А.С. Пушкина?
а. Горислава
б. Фарлаф
в. Ратмир
г. Черномор
д. Финн
е. Наина
Ответ: а

Вопрос 9. Укажите оперы, написанные на оригинальный, не переработанный в либретто текст литературного произведения.
а. «Женитьба» М.П. Мусоргского
б. «Каменный гость» А.С. Даргомыжского
в. «Эсмеральда» А.С. Даргомыжского
г. «Борис Годунов» М.П. Мусоргского
д. «Русалка» А.С. Даргомыжского
Ответ: аб

Вопрос 10. Укажите фамилию поэта, стихи которого не были положены на музыку А.С. Даргомыжским:
а. А.А. Фет
б. А.С. Пушкин
в. М.Ю. Лермонтов
г. П.-Ж. Беранже
д. П. Вейнберг
Ответ: а

Вопрос 11.
Для какого из перечисленных искусств термин «реализм» считается наиболее приемлемым:
а. изобразительное искусство
б. литература
в. музыка
г. балет
д. архитектура
Ответ: а

Вопрос 12. Кто из перечисленных музыкантов не входил в группу композиторов «Могучая кучка»?
а. П.И. Чайковский
б. М.П. Мусоргский
в. А.П. Бородин
г. Н.А. Римский-Корсаков
д. М.А. Балакирев
е. Ц.А. Кюи
Ответ: а

Вопрос 13. Музыка каких композиторов звучит в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
а. В.А. Моцарт
б. Ф. Шуберт
в. Л. ван Бетховен
г. И.С. Бах
д. Ф. Шопен
Ответ: аб

Вопрос 14. Укажите персонажа, глазами которого увиден оперный спектакль:
«На сцене были ровные доски по средине, с боков стояли крашеные картины, изображавшие деревья, позади было протянуто полотно на досках. В середине сцены сидели девицы в красных корсажах и белых юбках. Одна, очень толстая, в шелковом белом платье, сидела особо на низкой скамеечке, к которой был приклеен сзади зеленый картон. Все они пели что-то. Когда они кончили свою песню, девица в белом подошла к будочке суфлера, и к ней подошел мужчина в шелковых, в обтяжку, панталонах на толстых ногах, с пером и кинжалом и стал петь и разводить руками».
а. Наташа Ростова
б. Пьер Безухов
в. Андрей Болконский
г. Анатоль Курагин
Ответ: а

Ответ: 15. Кто из персонажей оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама» отсутствует в одноименной повести А.С. Пушкина?
а. Елецкий
б. Томский
в. Полина
г. Нарумов
д. Лиза
Ответ: а

Примеры заданий открытого типа:

1. Укажите фамилию композитора – автора оперы «Норма», арию из которой Ольга Ильинская поет Илье Обломову.
Ответ: Беллини

2. Как называется литературная основа большого вокального сочинения, светского или духовного характера, например оперы, балета, оперетты, оратории, кантаты, мюзикла?
Ответ: либретто

3. Укажите в именительном падеже фамилию русского композитора, о котором Б. Гаспаров пишет:
«В первые два десятилетия XX века культ <...> достигал пропорций поистине мессианских, сравнимых в этом отношении с культами Пушкина и Толстого».
Ответ: Скрябин

4. Укажите фамилию писателя, которого П.И. Чайковский считал «самым глубоким и сильным гением из всех когда-либо бывших писателей».
Ответ: Толстой

5. Укажите фамилию немецкого философа, который сочинил ряд фортепианных пьес и вокальных произведений на стихи немецких поэтов.
Ответ: Ницше

6. Укажите фамилию русского писателя-романтика, автора новеллы «Последний квартет Бетховена».
Ответ: Одоевский

7. Назовите фамилию композитора XIX века, автора четырех баллад для фортепиано.
Ответ: Шопен

8. Поводом к созданию стихотворения А.С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне...» послужила грузинская мелодия, услышанная Грибоедовым на Кавказе.
Укажите фамилию композитора, написавшего романс на пушкинский текст на основе этой мелодии.
Ответ: Глинка

9. По словам академика Асафьева, в его хоровых сочинениях «произошла реакция того же порядка, как в тогдашней российской архитектуре: от декоративных форм барокко к большей строгости и сдержанности – к классицизму». Назовите фамилию композитора.
Ответ: Бортнянский

10. Укажите фамилию армянского поэта, автора «Книги скорбных песнопений», на слова которого Альфред Шнитке в 1984–85 годах написал Концерт для смешанного хора.
Ответ: Нарекаци

11. Этот термин был использован К. Леви-Строссом для обозначения творчества на основе использования ограниченного репертуара средств и приемов (из подручных материалов).
Ответ: бриколаж

12. Укажите название направления в музыке, которое утверждается в XVIII веке в России под европейским влиянием.
Ответ: классицизм

13. Назовите направление в западном музыкальном авангарде второй половины XX века, которое В.И. Мартынов воспринял как призыв вернуться к докомпозиторскому творчеству.
Ответ: минимализм

14. Укажите фамилию поэта, на стихи которого М.И. Глинка написал свой единственный вокальный цикл «Прощание с Петербургом».
Ответ: Кукольник

15. Укажите фамилию композитора, которому принадлежит следующее высказывание:
«Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды!».
Ответ: Даргомыжский

16. Укажите фамилию критика, своими статьями поддерживавшего художественную деятельность передвижников и композиторов «Могучей кучки»:
Ответ: Стасов

17. Впервые И.С. Тургенев услышал пение Полины Виардо в партии Розины в опере «Севильский цирюльник». Назовите фамилию композитора.
Ответ: Россини

18. Укажите без кавычек название рассказа И.С. Тургенева, в котором повествуется о соревновании двух народных певцов.
Ответ: Певцы

19. Укажите фамилию русского композитора, автора оперы «Борис Годунов», творчество которого часто соотносят с произведениями Ф.М. Достоевского.
Ответ: Мусоргский

20. В этом произведении Достевского представлена романтическая концепция музыки, а среди персонажей есть профессиональные музыканты. Укажите название произведения без кавычек.
Ответ: Неточка Незванова

Критерии оценивания. Каждое задание оценивается 1 баллом.
"зачтено" - верно выполнено 50% заданий; "не зачтено" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета или экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу).
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.

Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.В. Абрамова Портретная живопись: Липецкий государственный педагогический университет, 2018 e.lanbook.com
Л1.2 Д.А. Нагина Простые формы в вокальной музыке классико-романтического периода: Российская академия музыки имени Гнесиных, 2019 e.lanbook.com
Л1.3 Кинаш Л. А.,Федорова Л. А., Гирявенко Н. Е.,Мирошникова Д. Н. История музыки: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2019 e.lanbook.com
Л1.4 Есин А.Б. Литературоведение. Культурология: Учебное пособие М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2012., 2017 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С.А. Вишняков Культура России в историческом ракурсе : архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное культурное пространство: Флинта, 2012 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Онлайн-курс на ЕОП АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины