МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Лингвоконфликтология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_Филология_РЯЛФКА-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.филол.н., зав.каф., Чернышова Татьяна Владимировна

Рецензент(ы):
к.филол.н., доцент, Доронина Светлана Валерьевна

Рабочая программа дисциплины
Лингвоконфликтология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чернышова Татьяна Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Чернышова Татьяна Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать обучаемым представление о текстах, обладающих признаками конфликтности, и возможностях их исследования с использованием методов лингвистического анализа

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен владеть широким спектром методов и приемов филологической работы с различными типами текстов.
ОПК-3.1 Знает методы и приемы филологической работы с различными типами текстов
ОПК-3.2 Анализирует и интерпретирует различные типы текстов в зависимости от задач профессиональной деятельности
ОПК-3.3 Умеет применять методы лингвистического и литературоведческого анализа текста в избранной области филологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.предмет лингвоконфликтологии: базовое содержание основных проблем, связанных с юридизацией речевых конфликтов в разных сферах языка и методы и приемы самостоятельного проведения научных и экспертных исследований в области лингвоконфликтологии, связанные с анализом и квалификацией конфликтных текстов
3.2.Уметь:
3.2.1.применять базовые знания в области теории и практики лингвоконфликтологии, связанные с юридизацией речевых конфликтов, базовые методы и приемы самостоятельного проведения научных и экспертных исследований в области речевых конфликтов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.базовые знания в области теории и практики лингвоконфликтологии, связанные с юридизацией речевых конфликтов, и демонстрировать их в процессе практической и аналитико-экспертной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Конфликтология: общие понятия
1.1. Предмет и задачи конфликтологии как области научного знания и практической деятельности. Лекции 2 2 Л1.4, Л3.1
1.2. Предпосылки возникновения и основные этапы развития конфликтологии. Структурные элементы конфликта Практические 2 4 Л1.4, Л3.1, Л2.2
1.3. Конфликтность как стабилизирующий и дестабилизирующий фактор Практические 2 2 Л1.4, Л3.1, Л2.2
1.4. Язык и речь как источник конфликтных ситуаций Лекции 2 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.5
1.5. Конфликтогенные факторы языка в разных сферах его функционирования: Проблемы юридизации речевых конфликтов Практические 2 4 Л1.4, Л1.2, Л1.5
1.6. Общие понятия конфликтологии Сам. работа 2 20 Л1.4, Л3.1
Раздел 2. Лингвоконфликтология как особый раздел лингвистики
2.1. Линвоконфликтология: содержание понятия Лекции 2 4 Л1.4, Л3.1, Л1.2, Л1.5
2.2. Речевые конфликты в сфере массовой коммуникации и их разновидности Практические 2 4 Л1.1, Л1.3
2.3. Речевой конфликт в рекламной коммуникации.Признаки недостоверной рекламы Практические 2 2 Л1.1
2.4. Понятие о речевых конфликтах в сфере политической коммуникации Практические 2 4 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л1.5
2.5. Речевые конфликты в разных институциональных сферах Сам. работа 2 31 Л1.4, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1634&notifyeditingon=1
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен владеть широким спектром методов и приемов филологической работы с различными типами текстов.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Лингвоконфликтология — это наука о межличностном общении?
1. Да
2. Нет
3. Ответ: 2
Вопрос 2. Какое из двух определений лингвоконфликтологии на основе использования конфликтности как глубинного сущностного свойства сопрягает язык и право?
1. Лингвоконфликтология обозначает встречное движение конфликтологии и лингвистики и вводит конфликтологию в область речевых конфликтов.
2. Лингвоконфликтология на основе использования конфликтности как глубинного сущностного свойства сопрягает язык и право, описывая сферу их взаимодействия и взаимовлияния.
Ответ: 2
Вопрос 3. Сколько стадий выделяется в структуре речевого конфликта?
1. 5
2. 4
3. 3
Ответ: 1

Вопрос 4. Фрейм «конфликт» представляет особую стереотипную ситуацию и включает в себя следующие уровни (укажите неправильный ответ)
1. Верхний
2. Средний
3. Нижний
Ответ: 2
Вопрос 5. Может ли наличие существенных разногласий в интенциональных и коммуникативных установках говорящего и слушающего, а также различия в объеме их фоновых знаний служить основой развертывания речевого конфликта?
1. Да
2. Нет
Ответ: 1

Вопрос 6. Известно, что достижение цели в процессе коммуникации включает три последовательных этапа:
• согласие адресата вступить в коммуникацию (контактно-коммуникативный этап);
• правильное понимание полученного смысла речи (ментально-коммуникативный этап);
• планируемая отправителем реакция получателя на понятый им смысл (прагмакоммуникативный этап).
Вопрос 7. Верно ли, что достижение цели хотя бы на одном этапе приводит к коммуникативной удаче?
1. Верно
2. Неверно
Ответ: 2
Вопрос 8. Базовыми функциями медиатекста являются следующие функции (отметьте лишнее)
1. информирование (информационно-содержательная)
2. воздействующая (функция убеждения)
3. просвещение
Ответ: 3
Вопрос 9. Какая из моделей взаимодействия автора и адресата в современной медиакоммуникации является актуальной?
1. «активный автор – пассивный адресат»
2. "адресат является со-участником общения и активным интерпретатором речевых действий адресанта".
Ответ: 2
Вопрос 10. Какие категории речевых конфликтов регулируются ст.ст. 129, 298 УК РФ?
1. клевета
2. обвинение в возбуждении расовой, религиозной, национальной и социальной ненависти и вражды
3. покушение на честь, достоинство и деловую репутацию лица
Ответ: 1
Вопрос 11. Информация о фактах как истинных событиях, действительных происшествиях или явлениях, существовавших ранее или существующих в настоящее время, называется (отметьте правильный вариант):
1.фактологическая
2. оценочная
Ответ: 1
Вопрос 12. В компетенцию лингвиста-эксперта входят вопросы, относящиеся к науке ... (выберите правильный ответ):
1. лингвистике
2. юриспруденции
3. психологии
4. этике
Ответ: 1
Вопрос 13. Верно ли, что псевдосоциальная оценочность — это всегда только негативная (отрицательная) оценочность? Выберите один ответ:
1. Верно
2. Неверно
Ответ: 2
Вопрос 14. Укажите имя ученого, предложившего методику ПОИР (аббревиатура от ее полного названия: постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), предназначенную для снижения конфликтности в международных отношениях?
1. Дональд Горовиц
2. А.В. Вишневская
3. Ч. Освуд
Ответ: Ч. Освуд
Вопрос 15. Каким был основной конфликт в донаучный этап развития конфликтологии? Выберите один ответ:
1. Конфликт человека и социума
2. Конфликт внутри человека
3. Конфликт человека и природы
Ответ: 3
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какие три последовательных этапа в процессе коммуникации необходимы для достижения цели?
Ответ: 1) согласие адресата вступить в коммуникацию (контактно-коммуникативный этап);
2) правильное понимание полученного смысла речи (ментально-коммуникативный этап);
3) планируемая отправителем реакция получателя на понятый им смысл (прагмакоммуникативный этап).
2. К какой сфере относится статусно-ориентированное общение?
Ответ: Публичное общение относится к институциональному (статусно-ориентированному) общению в отличие от персонального (личностно-ориентированного).
3. В речевом конфликте можно выделить несколько стадий, назовите их:
Ответ: назревание, созревание, пик, спад и разрешение.
4. Чем различаются внешние и внутренние факторы, регулирующие речевое поведение?
Ответ: Внешние правила и нормы речевого поведения регулируются социумом, а внутренние - качествами самих субъектов.
5. Сигналы речевого конфликта – это…
Ответ: Непонимание. Нежелательные эмоциональные эффекты. Напряженность в речевом общении.
6. Публичная сфера – это…
Ответ: публичную сферу, которую можно охарактеризовать как определенное пространство, в котором различные социальные системы, правительство, партии, профсоюзы, масс-медиа ведут общественную дискуссию и могут вступать в определенную оппозицию по отношению друг к другу.
7. Основными функциями текста являются…
Ответ: информирования и воздействия.
8. Речевой конфликт в сфере медиакоммуникации – это…
Ответ: состояние противоборства двух сторон (участников конфликта), в процессе которого каждая из сторон сознательно и активно действует в ущерб противоположной стороне, эксплицируя свои действия вербальными и прагматическими средствами.
9. Перечислите свойства текстов СМИ как разновидностью массового дискурса
Ответ: 1) реализация информационной и воздействующей функций как базовых для сферы массовой коммуникации; 2) тематическая избирательность (тексты посвящены важным общественным, социальным проблемам региона) и социальная оценочность, определяемые выраженностью авторской позиции; 3) наличие структурной и композиционной организации, облегчающей восприятие информации, предназначенной для широкой аудитории; 4) ориентация в выборе языковых средств на определенную читательскую аудиторию; наличие значительного числа разговорных конструкций, а также слов и выражений; - использование разнообразной лексики и стилистических приемов, ориентированных на воздействие и убеждение; 5) избегание просторечно-бранной, сниженной лексики и фразеологии, находящейся за пределами литературного языка.
10. Назовите составляющие деструктивной оценочности медиатекстов:
Ответ: а) полное или частичное отсутствие аргументативной базы и системы фактов, характеризующих социально значимое событие; б) концентрация внимания читателя на отрицательных сторонах личности и деятельности субъекта речи через систему эмоционально-оценочных вербальных и невербальных средств, в основном, инвективной направленности.
11. Информация о фактах как истинных событиях, действительных происшествиях или явлениях, существовавших ранее или существующих в настоящее время, называется…
Ответ: фактологической (фактитивной)информацией
12. В компетенцию лингвиста-эксперта входят вопросы, относящиеся к науке ...
Ответ: лингвистике (языкознанию)
13. Имя ученого, предложившего методику ПОИР (аббревиатура от ее полного названия: постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), предназначенную для снижения конфликтности в международных отношениях?
Ответ: Ч.Освуд
14. Какой основной тип конфликта изучался в донаучный этап развития конфликтологии?
Ответ: конфликт человека и природы.
15. Укажите последовательность этапов, характеризующих развитие конфликта от его возникновения до разрешения.
Ответ: 1) предконфликтная стадия; 2) инцидент; 3) эскалация конфликта; 4) сбалансированное противодействие; 5) завершение конфликта; 6) послеконфликтная стадия.
16. Перечислите параметры описания речевого конфликта
Ответ: 1) непосредственные участники конфликта; 2) язык и речь
17. В какой период времени начинает оформляться конфликтология как самостоятельная дисциплина?
Ответ: на Западе с конца 50-х гг. ХХ в.
18. Специалисты-практики, способные оказать реальную помощь в успешном разрешении конфликтов путем хорошо организованного процесса это:
Ответ: медиаторы
19. По каким основаниям различаются конфликты?
Ответ: конфликты различаются по способам их разрешения, по природе их возникновения, по направленности воздействия, по степени выраженности; по количеству участников.
20. На основе каких подходов одновременно разрабатывается парадигма конфликтологии как науки?
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
Ответ: междисциплинарный, системный, личностно-социально-деятельностный, эмпирический и ситуационный)?
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Конфликтология как учебная дисциплина.
2. Понятие и виды конфликта. Основания классификации конфликтов.
3. Понятие о лингвоконфликтологии.
4. Речевой конфликт, стадии речевого конфликта.
5. Социальные факторы и их роль в развитии современного русского языка в конце ХХ - начале ХХI вв.
6. Конфликтный потенциал языка и способы его предотвращения.
7. Правовое регулирование речевых конфликтов в СМИ (по разным категориям дел).
8. Виды информации, содержащиеся в медиатексте.
9. Факторы, определяющие характер функционирования языка в публичной сфере.
10. Спорные тексты по делам о дискредитации в СМИ
11. Речевой акт призыва.
12. Виды информации, используемые в тексте.
13. Понятие социальнойоценочности.
14. Типы дискредитирующих текстов.
15. Рекламный текст как объект лингвоконфликтологии.
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1) Охарактеризуйте произвольно выбранные газетно-журнальные тексты (не менее двух) в позиций их стилеобразующих признаков. Есть ли различия в стилеобразующих признаках текстов в зависимости от статуса издания, его жанровой формы, аудитории, на которую они ориентированы. Для справки используйте следующие источники: Чернышова Т.В. Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект). Барнаул, 2014. Гл. 1, с. 7-32;Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. М., 1982; Кожина М.Н. и др. Стилистика русского языка. М., 2010.
2) На примере произвольно выбранных текстов (не менее двух) дайте характеристику стилистически окрашенной лексики и фразеологии и определите ее функции в тексте.
Примеры текстов:
1. Cosmopolitan (online) https://www.cosmo.ru/stars/news/07-10-2017/na-koncerte-novoy-fabriki-zvezd-pokazali-kadry-skandalnogo-filma-matilda/
Во время съемок очередного выпуска отчетного концерта «Новой фабрики звезд» на сцене показали демонстрацию кадров скандального известного фильма «Матильда». Однако, как оказалось, представителям шоу не было известно о таких планах.
«Видеосопровождение к песне Зины Куприянович „Обернись“ „Города 312“ подбирал сотрудник проекта. Ему было дано задание иллюстрировать песню о любви, которую исполняла Зинаида Куприянович. Видимо, он так её „увидел“, но почему-то в известность никого не поставил. Для всех этот видеоряд был сюрпризом. В любом случае на съёмках произошло не ЧП мирового масштаба, чтоб подвергать случившееся служебным расследованиям и широким обсуждениям», — цитирует Super.ru слова продюсеров шоу.
В эфир выпуск выйдет уже в эту субботу, но сотрудники «Новой фабрики звезд» отказались рассказывать, появится ли момент с кадрами из «Матильды» представителям шоу не было известно.
2. Барнаул, 6 октября - АиФ-Алтай http://www.altai.aif.ru/society/fond_prokopeva_vydelil_eshche_1_5_mln_rub_na_sportploshchadku_v_beloyarske
Фонд Александра Прокопьева принял решение выделить еще 1,5 млн рублей на строительство спортивной площадки в Белоярске.
В конце октября в Новоалтайском посёлке Белоярск будет готова монофункциональная спортивная площадка возле спортивного клуба «Метеор». Покупку и монтаж самой конструкции взял на себя Фонд Александра Прокопьева. Еще весной этого года она была приобретена, и хранится на складе фонда. Администрация Новоалтайска взяла на себя обязательства подготовить основу для площадки и уложить асфальт. Для этого к проекту были привлечены местные бизнесмены, которые помогли с техникой и рабочими. По сути, создание современного спортивного объекта стало народной стройкой.
Но не всем участникам удалось в полной мере выполнить взятые на себя обязательства. Возведение площадки началось в мае, но по целому ряду причин, в том числе из-за погоды и свойств грунта, объёмы работ оказались больше запланированных, и сроки изменились. В итоге администрация Новоалтайска поняла, что не хватает средств на укладку асфальта. А без него невозможно приступить к монтажу площадки.
Чтобы завершить объект до холодов Фонд Александра Прокопьева принял решение дофинансировать строительство площадки на 1,5 млн рублей. Депутат Государственной Думы Александр Прокопьев, побывавший в 6 октября на месте строительства, сказал: «Обещал ребятам спортивную многофункциональную площадку и не могу их подвести. Принял решение дофинансировать проект. Уверен, что до ближайших морозов проект будет реализован несмотря на то, что пришлось преодолеть много преград. Тем не менее, дело движется к финалу и торжественному открытию».
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Конфликтология как учебная дисциплина.
2. Понятие и виды конфликта. Основания классификации конфликтов.
3. Понятие о лингвоконфликтологии.
4. Речевой конфликт, стадии речевого конфликта.
5. Социальные факторы и их роль в развитии современного русского языка в конце ХХ - начале ХХI вв.
6. Конфликтный потенциал языка и способы его предотвращения.
7. Правовое регулирование речевых конфликтов в СМИ (по разным категориям дел).
8. Виды информации, содержащиеся в медиатексте.
9. Факторы, определяющие характер функционирования языка в публичной сфере.
10. Спорные тексты по делам о дискредитации в СМИ
11. Речевой акт призыва.
12. Виды информации, используемые в тексте.
13. Понятие социальнойоценочности.
14. Типы дискредитирующих текстов.
15. Рекламный текст как объект лингвоконфликтологии.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1) Охарактеризуйте произвольно выбранные газетно-журнальные тексты (не менее двух) в позиций их стилеобразующих признаков. Есть ли различия в стилеобразующих признаках текстов в зависимости от статуса издания, его жанровой формы, аудитории, на которую они ориентированы. Для справки используйте следующие источники: Чернышова Т.В. Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект). Барнаул, 2014. Гл. 1, с. 7-32;Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. М., 1982; Кожина М.Н. и др. Стилистика русского языка. М., 2010.
2) На примере произвольно выбранных текстов (не менее двух) дайте характеристику стилистически окрашенной лексики и фразеологии и определите ее функции в тексте.
Примеры текстов:
1. Cosmopolitan (online) https://www.cosmo.ru/stars/news/07-10-2017/na-koncerte-novoy-fabriki-zvezd-pokazali-kadry-skandalnogo-filma-matilda/
Во время съемок очередного выпуска отчетного концерта «Новой фабрики звезд» на сцене показали демонстрацию кадров скандального известного фильма «Матильда». Однако, как оказалось, представителям шоу не было известно о таких планах.
«Видеосопровождение к песне Зины Куприянович „Обернись“ „Города 312“ подбирал сотрудник проекта. Ему было дано задание иллюстрировать песню о любви, которую исполняла Зинаида Куприянович. Видимо, он так её „увидел“, но почему-то в известность никого не поставил. Для всех этот видеоряд был сюрпризом. В любом случае на съёмках произошло не ЧП мирового масштаба, чтоб подвергать случившееся служебным расследованиям и широким обсуждениям», — цитирует Super.ru слова продюсеров шоу.
В эфир выпуск выйдет уже в эту субботу, но сотрудники «Новой фабрики звезд» отказались рассказывать, появится ли момент с кадрами из «Матильды» представителям шоу не было известно.
2. Барнаул, 6 октября - АиФ-Алтай http://www.altai.aif.ru/society/fond_prokopeva_vydelil_eshche_1_5_mln_rub_na_sportploshchadku_v_beloyarske
Фонд Александра Прокопьева принял решение выделить еще 1,5 млн рублей на строительство спортивной площадки в Белоярске.
В конце октября в Новоалтайском посёлке Белоярск будет готова монофункциональная спортивная площадка возле спортивного клуба «Метеор». Покупку и монтаж самой конструкции взял на себя Фонд Александра Прокопьева. Еще весной этого года она была приобретена, и хранится на складе фонда. Администрация Новоалтайска взяла на себя обязательства подготовить основу для площадки и уложить асфальт. Для этого к проекту были привлечены местные бизнесмены, которые помогли с техникой и рабочими. По сути, создание современного спортивного объекта стало народной стройкой.
Но не всем участникам удалось в полной мере выполнить взятые на себя обязательства. Возведение площадки началось в мае, но по целому ряду причин, в том числе из-за погоды и свойств грунта, объёмы работ оказались больше запланированных, и сроки изменились. В итоге администрация Новоалтайска поняла, что не хватает средств на укладку асфальта. А без него невозможно приступить к монтажу площадки.
Чтобы завершить объект до холодов Фонд Александра Прокопьева принял решение дофинансировать строительство площадки на 1,5 млн рублей. Депутат Государственной Думы Александр Прокопьев, побывавший в 6 октября на месте строительства, сказал: «Обещал ребятам спортивную многофункциональную площадку и не могу их подвести. Принял решение дофинансировать проект. Уверен, что до ближайших морозов проект будет реализован несмотря на то, что пришлось преодолеть много преград. Тем не менее, дело движется к финалу и торжественному открытию».

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» : студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» : студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» : студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чернышова Т.В. Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект): учебное пособие АлтГУ, Барнаул, 2014
Л1.2 под ред. Т.В. Чернышовой, А.А. Чувакина Филология в системе современного гуманитарного знания: учебное пособие Барнаул, Изд-во Алт. ун-та, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.3 Чернышова Т.В. Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект): учебное пособие Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.4 под ред. В. П. Ратникова Конфликтология: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА] // ЭБС "Университетская библиотека online", 2009
Л1.5 под ред. А.А. Чувакина Филология и коммуникативные науки : М.: Флинга, 2015
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под редакцией Н.Д. Голева. Юрислингвистика-9: истина в языке и праве: межвуз. сб. науч. ст. Барнаул, 2008
Л2.2 Бринев К.И. Теоретическая лингвистика и судебная лингвистическая экспертиза: монография Барнаул // ЭБС "Лань" , 2017 e.lanbook.com
Л2.3 Под ред. Н.Д. Голева Юрислингвистика-6: Инвективное и манипулятивное функционирование языка: : Межвуз. сб. науч. тр. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Чувакин А.А. Магистерская программа по направлению 032700 – Филология (специализация «Теория и практика речевой коммуникации»).: методическое пособие Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.gramota.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ру»
Э2 www.russcomm.ru - Российская коммуникативная ассоциация (РКА)
Э3 www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка
Э4 http://e.lanbook.com/ ЭБС «Лань»
Э5 ЭБС «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э6 ЭБС «Еlibrary.ru» elibrary.ru
Э7 сайт Российской государственной библиотеки www.rsl.ru
Э8 сайт Высшей аттестационной комиссии vak.ed.gov.ru
Э9 ЭБС «Лань» e.lanbook.com
Э10 сайт Российской государственной библиотекисайт Российской государственной библиотеки www.rsl.ru
Э11 Российская коммуникативная ассоциация (РКА) www.russcomm.ru
Э12 Справочно-информационный портал «Грамота.ру» www.gramota.ru
Э13 ЭУМК "Лингвоконфликтология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель дисциплины – дать обучаемым представление о текстах, обладающих признаками конфликтности, и возможностях их исследования с использованием методов лингвистического анализа, сформировать и развить у будущего специалиста комплекс знаний, умений, способностей, инициатив, необходимых для успешного выполнения профессиональных задач в сфере конфликтного функционирования языка.

Изучение курса предполагает:
1) освоение теоретического материала по основным темам.
2) овладение навыками распознания конфликтного текста: а) функционирующего в разных типах дискурса; б)соответствующего разным категориям дел в УК, ГК, АК РФ;
3) овладение базовыми приемами описания конфликтного текста в лингвистическом аспекте.
Материалы курса представлены на Образовательном портале АлтГУ и предполагают самостостельную работу обучаемых в объеме 88 часов, включая чтение и реферирования научной и научно-практической литературы, выполнение домашних и самостоятельных заданий, прохождение аудиторного зачетного теста.